Приложения

 

Состав эскадренных миноносцев ВМС Франции в 1922 г.

 

Тип "Enseigne Roux"- 2 единицы: "Enseigne Roux", "Mecanicien Principal Lestin".

Тип "Aventurier"-4единицы: "Aventurier", "Intrepide", "Opiniatre", "Temeraire".

Тип "Arabe"-12 единиц: "Arabs", "Algurien", "Annamite", "Bambara", "Hova", "Kabyle", "Marocain ", "Sakalave", "Stintigalais", "Somali", "Tonkinois", "Touareg".

Тип "Bisson"- 5 единиц: "Bisson", "Commandant Luca", "Magon", "Mangini", "Protet".

Тип "Commandant Bory"- 6 единиц: "Capitaine Mehl", "Cimeterre", "Commandant Bory", "Commandant Riviere", "Dehorter", "Francis Gamier".

Тип "Casque"- 2 единицы: "Casque", "Boucher".

 

Трофейные корабли

 

Тип "Rageotdela Touche"'(бывшие германские) - 2 единицы: "Rageotdela Touche "(бывший "H-146"), "Delage"(бывший "Н-147")

Тип "Chastang"(бывшие германские) - 4 единицы: "Chastang"(бывший "S-133"), "Vesco"(бывший "S-134") "Магагй"(бывший "S-135"), "Deligni"(бывший "S-139")

Тип "Amiral Sunns"-1 единица: "Amiral Sunns"(бывший германский "S-113")

Тип "Buino"-1 единица: "Buino"(бывший германский "V-130")

Тип "Pierre Durand"-1 единица: "Pierre Durand"'(бывший германский "V-79")

Тип "Matelot Leblanc"-1 единица: "Matelot Leblanc"(бывший австро-венгерский "Dukla")

 

Полные наименования предприятий-строителей

 

Арсенал Лориана — Arsenale de Lorient

"А.Ш. де Бретань" — "At. & Ch. de Bretagne"

"А.Ш. де Франсэ" — "At. & Ch. de France"

"А.Ш. де ля Луар" — "At. & Ch. de la Loire"

"A.Ш. де ля Луар э Пенсе"— "At. & Ch. de la Loire & Penhoet"

"А.Ш. де ля Сен Маритим" — "At. & Ch. de la Seine Maritime"

"A.Ш. де Сен-Назер" — "At. & Ch. de St-Nazaire"

"А.Ш. де Сен-Назер-Пеноё"— "At. & Ch. de St-Nazaire-Penhoet"

"Ансьен Ш. Дюбижон" — "Anciens Ch. Dubigeon"

"Ф.Ш. де ля Жиронда" — "F. & Ch. de la Gironde"

"Ф.Ш. де ля Медитеррань" — "At. & Ch. de Muditerranue"

"Ш. Диль э Бакала" — "Ch. Dyle & Bacalan"

"Ш. Наваль Франсез" — "Ch. Navale Fransais"

"Ш. Огустин-Норман" — "Ch. Augustin Normand"

Сокращения:

А. (Ателье) — At. (Ateliers)

Ф. (Форж) — F. (Forges)

Ш. (Шантье) — Ch. (Chantiers)

 

Французские эсминцы в Ла-Манше

(Д. Дивайн. Девять дней Дюнкерка)

 

20 мая

20 мая адмирал Абриаль решил вывести из порта Дюнкерка все крупные французские суда. Пер­вая группа судов вышла из порта беспрепятственно. Со следующим приливом намечалось вывести 20-ты-сячетонный танкер "Салом", танкер "Нижер", грузо­вое судно "Павон" и ряд других судов. Суда начали двигаться в полночь и почти сразу же подверглись мощному удару с воздуха. Попытку отбуксировать "Салом" пришлось оставить. "Нижер" был атакован, когда отходил от пирса, но при следующем налете на нем возник пожар. В конце концов он затонул около Гравлина. "Павон", сильно поврежденный, выбросил­ся на берег между Павоном и Кале. Эсминец "Л’Адруа", имевший задачу прикрывать суда, получил пря­мое попадание и в безнадежном состоянии выбросился на мель около Мало-ле-Бена.

Через два дня лидер "Ягуар", приближаясь к Дюнкеркскому рейду, был торпедирован, по-видимо­му, подводной лодкой и затонул недалеко от порта.

Затем немцы установили батареи легкие, а потом и тяжелые, у Кале, что ознаменовало появле­ние нового фактора, которому суждено было оказать серьезное влияние на перевозки в целом.

 

23 мая

Адмирал Абриаль сосредоточил невдалеке от порта Булонь 2 тяжелых и 8 легких французских эс­минцев под командованием капитана 1 ранга Урвуа де Порзампарка, находившегося на "Циклоне". Ко­рабли вели огонь по вызову с укрепленной позиции Тур д'Одр, пока перед вечером она не была взята противником.

Около 1 8 часов мощному удару с воздуха под­верглись корабли, вышедшие из порта. Особенно пострадали французы. "Ораж" был охвачен пламе­нем и затонул, уцелевшие люди были подобраны. Второй эсминец, "Фрондер", сильно поврежден. На­лет кончился так же внезапно, как и начался.

В течение всего следующего дня французы пытались оказывать сопротивление в отдаленных от порта районах, и поддерживавшие их огнем фран­цузские эсминцы опять серьезно пострадали. "Фуге" получил тяжелое повреждение. "Шакал" по­лучил прямое попадание и стоял с остановившими­ся машинами под огнем немецких батарей, пока экипаж спускался на воду. Часть спасшихся людей под командованием капитан-лейтенанта Дюкруана достигла берега в районе мыса Гри-Не и принимала участие в обороне небольшой укрепленной позиции.

Под влиянием этих потерь адмирал Абриаль отозвал оставшиеся эсминцы.

 

30 мая

В течение всего дня интенсивно действовали и французские эсминцы. На рассвете в бухту Дюн­керка вошли пять катеров, побывавших в Англии в течение предыдущей ночи. Буквально вслед за ними из Англии отправились миноносцы "Буклие" и "Бранлеба", а в 9.30 к ним присоединился эсминец "Бурраск". В 14.30 "Бурраск" бросил якорь у набережной Феликса Фора, а час спустя, приняв на борт 700-800 человек, отправился к берегам Англии по маршруту "Y". В 16.30, находясь недалеко от Ньив-порта, эсминец увеличил ход до 28 узлов, чтобы бы­стрее преодолеть полосу артиллерийского обстре­ла. Однако неожиданная неисправность в машине вынудила корабль резко уменьшить ход. Немецкая артиллерия, воспользовавшись этим, подвергла эс­минец ожесточенному обстрелу. Экипажу эсминца удалось быстро устранить неисправность в машине, и корабль снова увеличил скорость хода до 25 уз­лов. Однако еще раньше, чтобы быстрее выйти из зоны артиллерийского огня, командир эсминца от­важился покинуть протраленный фарватер. В ре­зультате эсминец попал на минное заграждение, и в 16.45 корабль, подорвавшись на мине, начал тонуть. Все попытки экипажа удержать корабль на плаву оказались тщетными, и в 17.00 он затонул.

С миноносца "Бранлеба", который следовал на небольшом удалении от "Бурраска", были спущены на воду три шлюпки, с помощью которых удалось подо­брать около 100 человек. Две самоходных баржи, выс­ланные из Дувра, подобрали еще несколько десятков человек, но многие из находившихся на борту "Бур­раска" погибли. Спустя два часа все было кончено.

Миноносец "Буклие", получивший поврежде­ние во время погрузки у плацдарма, отправился к берегам Англии несколько позже, чем "Бранлеба", и едва добрался до Дувра.

 

31 мая

День начался с катастрофы. Французский эс­минец "Сироко" вышел из Дувра в 15.00 в четверг 30 мая по маршруту "Y". В Дюнкерке эсминец при­нял на борт 750 человек из состава 92-го полка и в полночь отправился к берегам Англии. В районе Квинтского буя эсминец был атакован самолетами, сбросившими торпеды. Сначала эсминцу удалось избежать торпедирования, но затем торпеда попа­ла в корму эсминца, и вскоре бомба угодила в склад боеприпасов на палубе эсминца, а две дру­гие — в мостик. Корабль перевернулся вверх ки­лем и затонул.

Польский эсминец "Блыскавица" нес патруль­ную службу в Дуврском проливе. Вскоре с него увидели взрыв на атакуемом корабле. Эсминец направился к месту гибели "Сироко" и вместе с английским корветом "Уиджон" принял участие в спасении людей с затонувшего французского ко­рабля.

За двенадцать часов 31 мая французский флот понес большие потери — три из его лучших кораблей были потоплены противником.

2-я флотилия под командованием капитана 1 ранга Урвуа де Порсампарка (девять кораблей ко­торой были выделены в распоряжение адмирала Абриаля) потеряла 4 корабля, а остальные были сильно повреждены. Их потеря стала серьезным ударом не только для Франции, но и для операции по эвакуации войск. Миноносцы типа "Ля Помон" тоже действовали превосходно. Эсминец "Бур-раек", например, вывез с континента почти 800 че­ловек за один рейс.

В целом вклад французского военно-морского флота в общее дело был слишком небольшим и слишком запоздалым.

 

Вторжение во Французскую Северную Африку

(П. Офан, Ж. Мордаль. Французский флот во второй мировой войне)

 

Оран

Три эсминца получили приказ обследовать за­лив Арзев. Задержавшись в сражении с "Уолни" и "Хартлендом", они наконец один за другим покинули гавань и атаковали силы вторжения с "отвагой, дос­тойной лучшего применения", как впоследствии пи­сал в своем отчете коммодор Трубридж.

Еще до наступления рассвета 8 ноября 1942 г. "Трамонтан" под командованием капитана 2 ранга Ариана де Фероди храбро сцепился с английским крейсером "Аврора". Первый же залп с крейсера смел мостик "Трамонтана" и вывел из строя полови­ну его артиллерии. Осевший в воду, с палубами, усеянными ранеными и убитыми, среди которых оказался и командир, смертельно поврежденный эс­минец выбросился на берег недалеко от порта, у скал Эгюй.

"Торнад" под командованием капитана 2 ранга Раймона Парэ постигла та же судьба после того, как он выпустил залп из 6 торпед в безуспешной попыт­ке сразиться с соединением крейсеров и эсминцев. Только "Тифон" под командованием капитан-лейте­нанта Жоржа Абриаля смог возвратиться в порт с наполовину опустошенными погребами боезапаса и снесенной за борт трубой.

Между тем лидер "Эпервье" под командовани­ем капитана 2 ранга Жозефа Лорана, за которым следовал "Тифон", попытался проложить себе путь через заслон из британских крейсеров и эсминцев, преградивших выход из порта на манер баррикады. После жаркой схватки на нем возник пожар, и лидер оказался вынужденным выброситься на берег под прикрытие береговых батарей, расположенных на мысе Эгюй, чтобы спасти свой экипаж. Но даже в таких условиях он потерял 12 убитыми, 9 пропавши­ми без вести и 31 ранеными. "Тифону" не удалось прорваться через английский заслон, и он был вы­нужден возвратиться в Оран. Понимая, что уйти не удастся, экипаж "Тифона" взорвал свой корабль прямо на фарватере.

 

Касабланка

Утром 8 ноября французские ВМС в Касаблан­ке насчитывали линейный корабль "Жан Бар" (неза­вершенный постройкой и имевший в готовности к стрельбе только одну четырехорудийную башню); 2-ю легкую эскадру в составе 1 легкого крейсера, 2 лидеров и 7 эсминцев; 8 сторожевиков и патрульных судов; 11 тральщиков; 11 подводных лодок (Боеготовые: легкий крейсер "Примоге"; лидеры "Милан" и "Альбатрос"; эскадренные миноносцы "Брес­ту а", "Булонэ", "Фуге", "Фрондер" и "Альсьон" (прим. С.П.)).

Гавань была забита торговыми судами.

В 7 часов утра пять французских подводных лодок вышли на заранее определенные позиции, однако 2-й легкой эскадре понадобилось еще пол­тора часа, чтобы подготовиться к выходу. В 08.04 сражение пришло в Касабланку вместе с громом рвавшихся бомб и ударами 16-дюймовых снарядов. Лидер и два эсминца, проходившие капитальный ремонт, получили серьезные повреждения (Лидер "Ле Малэн", эсминцы "Симун" и "Темпет" (прим. С.П.)).

К 9 часам утра корабли 2-й легкой эскадры один за другим выходили в море, стараясь избежать падающих рядом снарядов. Эскадрой командовал контр-адмирал Жерве де Лафон, которому уже при­шлось выбираться из подобного осиного гнезда в окрестностях Бейрута. Однако теперь единственный его шанс к спасению состоял в том, чтобы провести корабли вдоль линии берега как можно ближе к уре­зу воды. Однако наличие радара у противника сде­лало ненужным непосредственное наблюдение за целью через оптику. К тому же Жерве де Лафон противостоял противнику, огромной силы которого он и не подозревал. Однако адмирал не имел друго­го шанса, кроме как попытаться; оставаться в гавани означало принять ту же судьбу, которая выпала на долю торговых судов, потопленных около причалов.

Флагман эскадры крейсер "Примоге" прохо­дил ремонт машин, поэтому адмирал перенес свой флаг на лидер "Милан" и повел эскадру к выходу из гавани. Порт позади эскадры скрылся в клубах дыма и всплесках от рвущихся снарядов. Впереди фарва­тер обстреливался заградительным огнем 8-дюймо­вых орудий. Все корабли миновали узкое место без повреждений. Однако снаружи их ждал разгар бит­вы — битвы на уничтожение, описание которой удобнее разбить на три фазы.

В ходе первой фазы 2-я легкая эскадра, спе­шившая построиться, чтобы встретить противника, замеченного на курсе 20°, попала под пулеметный огонь истребителей "Уайлдкэт" с авианосца "Рейн­джер", которые поливали сверху пулями их над­стройки. Это произошло около 09.20. Зенитная ар­тиллерия "Брестуа" вышла из строя. На "Булонэ" был убит капитан-лейтенант Шарль Мартинан де Пенеф. Артиллерийский офицер "Альбатроса" по­лучил тяжелое ранение. На мостике "Милана" были ранены все, включая адмирала Жерве де Лафона; пуль избежал лишь капитан 2 ранга Франсуа Коста. Повреждения и жертвы от первого огневого сопри­косновения оказали большое влияние на последую­щую судьбу эскадры.

Корабли, с которыми вскоре предстояло всту­пить в бой, являлись американскими силами при­крытия высадки у Федалы. Французские артиллери­сты добились попаданий в эсминец США "Лэдлоу" и некоторые десантные катера, но этого было мало. На 2-ю эскадру, к которой к тому времени присое­динился крейсер "Примоге", обрушился град снаря­дов с американских крейсеров "Аугуста" и "Бруклин" и сопровождавших их эсминцев, с северо-востока, а также с "Массачусетса" и двух американских тяже­лых крейсеров — с северо-запада.

Так началась вторая фаза — фаза бедствия.

Открылась она в 10.40, когда "Фуге" под ко­мандованием капитан-лейтенанта Луи Стикка попал под залп 16-дюймовых снарядов с линкора "Масса­чусетс" и 8-дюймовых с тяжелого крейсера "Туска-луза". Следующей жертвой стал "Милан", в носовую часть которого попал 16-дюймовый снаряд, после чего лидер был вынужден выброситься на берег. "Альбатрос" и "Примоге" вышли целыми из града первых залпов тяжелых орудий. "Булонэ" затонул на рассвете от шести 152-мм снарядов, поразивших его в тумане при попытке выхода в торпедную атаку. Снаряд с "Массачусетса" "приводнился" как раз вовремя для того, чтобы своим мощным всплеском зеленого цвета обозначить место, где только что по­шел ко дну эсминец вместе со своими мертвыми и умирающими членами экипажа.

На третьей фазе в строю оставались только 4 корабля из состава эскадры. При попытке организо­вать спасение с погибших судов "Примоге" получил попадание чуть ниже ватерлинии, заставившее его бросить якорь неподалеку от "Милана". "Альбатрос" получил 16-дюймовый снаряд в носовую часть. "Фрондер", пораженный в кормовую часть, с затоп­ленным машинным отделением, но с продолжавши­ми медленно вращаться винтами, доковылял обрат­но в порт — лишь для того, чтобы опрокинуться на следующий вечер. "Брестуа" достиг главного прича­ла с 20-градусным креном в результате полученных в бою повреждений и также опрокинулся у стенки.

Было бы нечестно назвать произошедшее бит­вой. Тем не менее, вскоре после полудня стрельба возобновилась, когда сторожевики и "Альсьон" — единственный оставшийся неповрежденным эсминец — прошли фарватером для того, чтобы принять на борт спасшихся с "Фуге". Против них и поврежден­ных "Альбатроса" и "Примоге" адмирал Хьюитт мог выставить всю свою мощь в составе "Массачусетса", 2 крейсеров и самолетов с авианосца "Рейнджер".

"Альбатрос" вышел из строя, а "Примоге" по­лучил дополнительные попадания. Когда наступил вечер, с крейсера с трудом передали на берег 90 убитых и 200 раненых.

2-я легкая эскадра была в полном составе вы­черкнута из списков французского флота. Однако она погибла не с тем, чтобы уйти из порта и оставаться на службе у Гитлера, как указывалось в изданном в тот день по американскому флоту приказе. Она при­несла себя в жертву только во имя высоких идеалов, без которых ни одна страна не может продолжать су­ществование, — лояльности, дисциплины, патрио­тизма и преданности национальному единству.