Модернизация

 

1 апреля 1933 г. "Рипалс" прошёл доко­вый осмотр на казённой судостроительной верфи в Портсмуте. В течение трёх лет с мая 1933 г. по апрель 1936 г. на нем провели мо­дернизацию стоимостью 1 300000 фунтов стерлингов. Проведённые при этом работы оказались значительно обширнее, чем во вре­мя его прежних ремонтов и модернизаций, но всё же их общий объём был значительно меньше, чем у его "систершипа" "Ринауна".

Они затронули более 50% внутреннего оборудования корабля и включали укладку дополнительной брони над машинными от­делениями и погребами боезапаса, установ­ку поперечной авиационной катапульты и ангаров для самолётов, а также значительное усиление зенитного вооружения. Произвели демонтаж кормового поста управления торпед­ной стрельбой.

В ноябре 1933 г. порожнее водоизмеще­ние "Рипалса" составляло 31100 т, нормаль­ное (по грузовую ватерлинию) 34800 т, пол­ное до модернизации в 1933 г. 38100 т, пол­ное после модернизации 38300 т. При сред­ней осадке 9,6 м, длина между перпендикуля­рами составляла 228,78 м, полная 242,23 м; ширина наибольшая (с булями) 30,81 м.

По опыту модернизации линкоров ре­шили над погребами боезапаса и машинны­ми отделениями уложить защитные плиты из нецементированной брони. Над котельными отделениями такой работы не предусматри­валось, поскольку это привело бы к слишком большому увеличению надводного веса и по­тому резкому снижению остойчивости. Ад­миралтейство согласилось, что можно пойти на риск, оставив горизонтальную защиту котельных отделении неизменной, мотивируя это более рациональным разделением их на водонепроницаемые отсеки и тем, что в слу­чае выхода части котлов из строя, корабль всё равно сохранит способность двигаться.

Имеющиеся броневые плиты главной палубы над погребами боезапаса состояли из трёх слоев 25,4-мм плит высокоупругой ста­ли. Во время модернизации верхний слой сня­ли и заменили 93-мм плитами из нецементи­рованной брони, увеличив толщину брониро­вания почти вдвое — с 76 мм до 144 мм. До­полнительный слой уложили в носовой части от середины барбета башни "А" до носовой переборки котельного отделения, и в корме от кормовой переборки машинного отделе­ния до середины барбета башни "Y". На рас­стоянии 6,1 м в корму от барбета башни "Y" на главной палубе по всей ширине корабля, вместо слоя из 25,4-мм плит из высокоупру­гой стали, уложили 89-мм броневые плиты поверх уже имеющихся 19-мм плит, увеличив толщину бронирования с 44,4 мм до 108 мм.

Горизонтальная защита над машинны­ми отделениями также состояла из трёх сло­ев 25,4-мм плит высокоупругой стали. Два верхних слоя сняли и заменили слоем 63-мм плит из нецементированной брони, увеличив толщину бронирования с 76 мм до 88 мм. По бокам машинных отделений, между верхней кромкой скоса главной палубы и стенкой борта, в горизонтальной плоскости дополни­тельно уложили 89-мм плиты из нецементи­рованной брони.

В носовой части на уровне промежуточ­ной палубы, над погребами боезапаса 102-мм орудий, в дополнение к 19-мм листам палубного настила имею­щиеся 44,4-мм плиты из высокоупругой ста­ли заменили 89-мм не­цементированными.

Усилений брони­рования в других мес­тах не производили, поскольку это привело бы к значительному увеличению веса над­водной части корабля и резкому уменьшению остойчивости. Некото­рую экономию веса обеспечило удаление пустотелых герметич­ных труб из верхней и нижней части булей. Сами же були также претерпели ряд измене­ний — были передела­ны их носовые и кор­мовые оконечности, а также усилена их верх­няя часть.

Во время модер­низации "Рипалс" сно­ва получил на воору­жение авиацию. В кор­мовой части палубы полубака между задней дымовой трубой и грот-мачтой полностью удалили спардек и на месте снятой с кораб­ля 102-мм трёхствольной орудийной установ­ки №3 разместили невращающуюся попереч­ную палубную катапульту. "Рипалс" стал первым кораблем, оснащённым невращаю­щейся катапультой. По мнению Адмиралтей­ства, катапульты такого типа имели меньшие массогабаритные характеристики, были от­носительно дёшевы и более перспективны в техническом отношении. В дальнейшем они должны были заменить все прежние враща­ющиеся катапульты. Он также стал первым кораблем, оснащенным современными авиа­ционными ангарами, каждый из которых вмещал по одному самолёту. Ангары разме­стили побортно у второй дымовой трубы.

Всего корабль мог принять четыре са­молёта "Свордфиш TSR" или амфибии "Вальрус", из которых один стоял на ката­пульте, два в ангарах и ещё один на палубе. Топливо для самолётов хранилось в носовой части корабля в специальной цистерне на промежуточной палубе. Хотя нахождение на борту корабля авиационного топлива созда­вало риск возникновения пожара, его разме­щение в оконечности корабля в специальной ёмкости ниже ватерлинии было признано в достаточной мере безопасным. Для обслужи­вания самолётов установили по одному элек­трическому крану с прямой стрелой.

Изменения в вооружении "Рипалса" в основном заключались в значительном усиле­нии зенитного вооружения. Вместо снятой при установке катапульты трёхствольной 102-мм артустановки, крейсер получил восемь универсальных (предназначенных вести огонь по надводным и воздушным целям) 102-мм орудий и 40-мм зенитные автоматы. Из них четыре 102-мм орудия образца Mk.IX в оди­ночных установках Mk.I с общим боезапасом 2920 выстрелов (340 боевых и 200 осветитель­ных на ствол) установили: два на крышах ан­гаров для самолётов по бокам от задней ды­мовой трубы, два на специально устроенных спонсонах на палубе бака побортно от пере­дней дымовой трубы. Четыре других орудия такого же калибра образца Mk.XV смонтиро­вали в спаренных "межпалубных" установках Mk.XVIII, которые разместили на специаль­ных платформах кормовой надстройки побортно от грот-мачты.

Зенитное вооружение ближнего дей­ствия включало два восьмиствольных 40-мм зенитных автомата "пом-пом" образца Mk.VI с общим боезапасом 28800 выстрелов (1800 боевых и 84 учебных на ствол). Авто­маты разместили на специальных площадках платформы боевой рубки побортно от пере­дней дымовой трубы. В этом же месте, но уровнем выше, на сигнальной палубе пере­дней надстройки разместили две четырехствольные установки (образца Mk.II) 12,7-мм пулемётов образца Mk.III с общим бое­запасом 20000 патронов (2500 на ствол).

Для управления зенитной стрельбой универсальных 102-мм орудий на кормовой надстройке "Рипалса" на поворотном основа­нии установили пост управления зенитной стрельбой образца Mk.I. Второй аналогич­ный пост установили на фор-марсе. Для уп­равления стрельбой 40-мм зенитных автома­тов "пом-пом" побортно на фор-марсе уста­новили ещё два поста образца Mk.I.

С крейсера сняли носовые подводные 533-мм торпедные аппараты. Их помещения разделили переборками и использовали как кладовые.

Во время модернизации на корабле во многом видоизменили надстройки. На верх­нем мостике на крыльях компасной площад­ки побортно установили по одному пеленга­тору типа "Эверсхед". С верхнего мостика на нижний перенесли два дальномера с базой 2,74 м, а вместо них установили два дально­мера с базой 3,65 м. Нижний мостик переде­лали, увеличив в размерах, и снабдили кры­льями, на которые установили по одному дальномеру с базой 2,74 м и с сигнальной палубы перенесли два 914-мм прожектора.

В корме сигнальной палубы оборудова­ли две площадки для четырёхствольных уста­новок 12,7-мм пулемётов. 610-мм сигнальный прожектор сняли, а вместо него установили четыре 457-мм сигнальных, два из которых поставили на возвышенной платформе.

Платформу передней боевой рубки про­длили в корму для установки на ней двух 40-мм зенитных автоматов "пом-пом", тем са­мым сигнальную палубу и платформу боевой рубки объединили и образовали общую платформу между дымовыми трубами. На ней также разместили установки вентиляции котельных отделений, шлюпочную мастерс­кую и помещения для хранения авиационных запчастей.

Прежние прожекторные посты у второй дымовой трубы демонтировали. Вместо них с носовой стороны этой трубы оборудовали две новые платформы для 914-мм прожекто­ров и их постов управления.

Открытый ходовой мостик кормовой надстройки продлили в сторону носа вплоть до грот-мачты, при этом демонтировали бо­евую рубку управления торпедной стрель­бой. Палуба спардека получила специальные крылья-площадки для размещения спарен­ных "межпалубных" установок 102-мм уни­версальных орудий.

Спасательные шлюпки, первоначально находившиеся на палубе полубака, перенес­ли на крыши ангаров. Большие шлюпки за­менили современными моторными катерами. Главную грузовую стрелу демонтировали, так как для их спуска-подъёма теперь ис­пользовали самолётные краны.

14 января 1936 г. "Рипалс" вышел на ходовые испытания. 31 января турбины крейсера развили мощность 112400 л.с. (93,7% от номинальной), что обеспечило ко­раблю скорость хода 28,36 уз. В целом ре­зультаты испытаний оказались вполне удов­летворительными, за исключением того, что на скоростях более 15 уз. встречный ветер создавал сильные завихрения позади плат­формы с постами управления стрельбой 102-мм универсальных орудий, отчего образовы­вался подпор воздуха на открытых платфор­мах надстройки и сквозняк на компасной площадке. Ко времени окончания испытаний в марте 1936 г. компасную площадку огради­ли обвесом из противопульной стали.

14 апреля в Портсмуте экипаж "Рипалса" полностью укомплектовали в связи с вво­дом в состав эскадры линейных крейсеров Средиземноморского флота, согласно плану 1935 г. о реорганизации флотов. 8 июня 1936 г. он перешёл из Портсмута в Средиземное море и сменил "Ринаун" в составе Средизем­номорского флота. В составе эскадры линей­ных крейсеров Средиземноморского флота "Рипалс" находился с апреля 1936 г. по сен­тябрь 1938 г. В этот период крейсер в основ­ном использовали в западном Средиземномо­рье для защиты британских интересов (конт­роль за безопасностью мореплавания) во вре­мя гражданской войны в Испании 1936-38 гг. На боковых сторонах башни "В" нанесли красную, белую и голубую полосы. В конце 1936 г. корабль перевёз около 500 беженцев с островов Пальма и Майорка в Марсель.

20 мая 1937 г. на Спитхедском рейде "Рипалс" принял участие в морском параде по случаю коронации короля Великобрита­нии Георга VI В июле 1938 г. корабль на­правили в Хайфу в связи с межэтническими столкновениями арабского и еврейского на­селения. В августе 1938 г. там его сменил линкор "Малайя", В мае 1938 г. "Рипалс" выбрали для осуществления планируемого официального визита Королевской четы Ве­ликобритании со свитой в Канаду и США. В сентябре крейсер вывели из состава Среди­земноморского флота для связанного с этим походом переоборудования, которое прове­ли на казённой верфи в Портсмуте с октяб­ря 1938 г. по март 1939 г.

Цель переоборудования заключалась в приспособлении кают старших офицеров крейсера для размещения в них членов коро­левской семьи и её свиты, для чего офицеров временно переселили в другие, менее комфортабельные помещения. Однако, по при­знанию самих офицеров, честь нахождения на борту крейсера Их Величеств во время ви­зита вполне сглаживала эти неудобства.

Предполагалось снять с корабля кормо­вую трёхствольную 102-мм артустановку, а на её месте оборудовать прогулочную палу­бу для королевской семьи и её свиты. Эти ра­боты не были завершены, поскольку из-за неопределенной политической ситуации при­шлось изменить первоначальный план визи­та королевской четы. Король решил отпра­виться за океан 5 мая 1939 г. из Портсмута на лайнере "Эмпресс-оф-Австралия". Но всё же первую половину пути через Атлантику "Рипалс" сопровождал лайнер в качестве почетного эскорта.

Согласно статей Вашингтонского дого­вора 1921 г., "Рипалс" должны были вывес­ти из состава флота в 1939 г., через 23 года после постройки, но начало второй мировой войны этому помешало.

Окончательно "Рипалс" покинул казён­ную верфь в Портсмуте только в апреле 1939 г., завершив совмещенный с переоборудова­нием текущий ремонт. На корабле вновь произвели некоторые изменения в вооруже­нии. Спаренные установки 102-мм зенитных орудий заменили двумя одиночными 102-мм образца Mk.IV в открытых установках. Од­новременно на кормовой платформе управ­ления стрельбой 102-мм орудий установили две четырёхствольных установки 12,7-мм пу­леметов. В дальнейшем, после начала войны и до гибели крейсера в декабре 1941 г. мо­дернизации на корабле практически не про­изводилось, за исключением некоторых изме­нений в составе вооружения.

В марте 1939 г. "Рипалс" снова ввели в состав флота Метрополии, ещё в феврале пла­нируя использовать в составе эскадры линей­ных крейсеров. В составе этого флота крейсер находился с марта по октябрь 1939 г.