"Рипалс" в войне

 

После начала второй мировой войны 7-12 сентября 1939 г. "Рипалс" в составе опе­ративного соединения, включающего линко­ры "Нельсон", "Родней" и авианосец "Арк Ройял", осуществлял патрулирование у бере­гов Норвегии для блокады Германии и с це­лью перехвата её торговых судов.

8-10 октября он совместно с "Худом", крейсерами "Шеффилд" и "Аврора" и че­тырьмя эсминцами патрулировал у Стадландета (Норвегия) для перехвата немецких лин­коров "Шарнхорст" и "Гнейзенау", лёгкого крейсера "Кёльн" и эсминцев, пытаясь навя­зать им бой. Однако кораблей противника не обнаружили. 16 октября в Розайте во время первого налета германской авиации в "Ри­палс" попали осколки авиабомб.

21 октября "Рипалс" совместно с авиа­носцем "Фьюриес" передали в распоряжение военно-морского командования в районе Се­верной Америки и Вест-Индии для прикрытия конвоев, следующих по маршруту Галифакс-Великобритания, а позднее, патрулирования района юго-восточнее Ньюфаундленда, поскольку разведка доносила о появлении круп­ных неприятельских кораблей в Северной Ат­лантике. 3 ноября крейсер прибыл в Гали­факс. С ноября по начало декабря "Рипалс" находился в составе этого соединения.

23 ноября он вышел из Галифакса для поиска германского линкора "Шарнхорст" после потопления им британского вспомога­тельного крейсера "Роуалпинди" между Ис­ландией и Фарерскими островами, но вслед­ствие полученных в штормовом море по­вреждений вынужден был вернуться. В де­кабре совместно с линкором "Ризолюшен" и авианосцем "Фьюриес" он эскортировал пер­вый конвой с канадскими войсками в Вели­кобританию.

С декабря 1939 г. по октябрь 1941 г. "Рипалс" находился в составе флота Метро­полии. С апреля по июнь 1940 г. принимал участие в Норвежской операции. 9 апреля его направили для поддержки "Ринауна", патрулировавшего район Вест-фьорда (Нор­вегия), с для перехвата немецких кораблей, идущих в Нарвик. 18 апреля "Рипалс" эскортировал серьезно повреждённый 17 апреля немецкими бомбардировщиками крейсер "Саффолк" из Ставангера в Скапа-Флоу (когда тот возвращался после обстрела Ста­вангера). В мае "Рипалс" оборудовали раз­магничивающим устройством.

В начале июня 1940 г. "Рипалс" и "Ринаун" послали в район Фарерские острова— Исландия для проверки донесения от 5 мая (впоследствии оказавшегося ошибочным) о появлении германских крупных кораблей в районе Фарерских островов, предположи­тельно, намеревающихся совершить рейд в район Исландии. В десятых числах июня во время эвакуации войск союзников из Норве­гии оба корабля приняли участие в прикры­тии конвоев.

25-27 июля "Рипалс" и "Ринаун" совме­стно с 1-й эскадрой крейсеров и эсминцами пытался перехватить "Гнейзенау", совершав­ший, по донесениям, 27 июля переход из Тронхейма в Германию. Но обнаружить его не удалось. В ноябре "Рипалс" вместе с "Ху­дом", тремя крейсерами 1-й эскадры крейсе­ров и эсминцами на подходах к портам Брест и Лориан пытался перехватить немецкий тяжёлый крейсер "Адмирал Шеер" пос­ле потопления им 5 ноября корабля "Джервис Бей". Затем в составе оперативного со­единения он совершил рейд к острову Ян-Майен, где высадившиеся с кораблей десан­тники захватили немецких метеорологов и разрушили их радиостанцию, а в декабре прикрывал постановку минного заграждения юго-восточнее Исландии.

25 декабря 1940 г. "Рипалс" совместно с крейсером "Нигерия" находились в охране­нии Атлантического конвоя с войсками для предотвращения попыток тяжёлого крейсера "Хиппер" в районе мыса Финистерре атако­вать этот конвой.

С января по март 1941 г. "Рипалс" при­нимал участие в поисках проводящих рейд немецких линкоров "Шарнхорст" и "Гнейзе­нау" в Северной Атлантике. 22 мая 1941 г. "Рипалс" отозвали из состава охранения конвоя Великобритания-Гибралтар для уча­стия в поисках линкора "Бисмарк" и тяжёло­го крейсера "Принц Ойген".

В июне 1941 г., после завершения опера­ции по поиску "Бисмарка" в районе Ньюфа­ундленда, "Рипалс" прикрывал конвои, следующие из Галифакса в Великобританию.

С июня по август 1941 г. корабль нахо­дился в ремонте на верфи в Клайде. На нем установили радиолокационную станцию типа 284 для управления стрельбой главного калибра, которую предполагали установить ещё в ноябре 1940 г. Кормовую трёхстволь­ную 102-мм артустановку заменили третьим восьмиствольными 40-мм зенитным автома­том "пом-пом". Два одиночных 102-мм зе­нитных орудия с правого и левого борта па­лубы полубака переставили на крыши анга­ров в середину корабля. Из восьми установ­ленных одноствольных 20-мм зенитных авто­матов "Эрликон" по одному добавили побортно от башни "Y". На борта корпуса и надстройки нанесли светло-серый и темно-серый камуфляж.

По окончании ремонта в августе крей­сер направили в состав флота Метрополии и определили в состав эскорта конвоя, вышед­шего из Клайда 30 августа вокруг Африки в Индокитай. 3 октября он прибыл в Дурбан и на период октября-ноября поступил в распо­ряжение военно-морского командования Во­сточной Индии. В этот период он побывал почти во всех портах Восточной Африки.

11 ноября "Рипалс" под командой кэптена Теннанта включили в состав специаль­ных ударных сил недавно созданного Вос­точного флота. В августе 1941 г., принимая во внимание возможность возникновения войны с Японией, первый морской лорд Ад­миралтейства адмирал Паунд предложил осуществить усиление британских военно-морских сил в Индийском океане и Восточ­ной Индии за счёт посылки из состава фло­та Метрополии ряда современных линкоров и, в связи с этим создать мощный Восточный флот, базирующийся на Цейлон, для защиты торговых путей в Индийском океане. Весной 1942 г. этот флот планировали перебазиро­вать в Сингапур.

В свою очередь, премьер-министр Уинстон Черчилль, не желая ослабления военно-морских сил Метрополии, предложил вместо этого послать в Сингапур небольшую по со­ставу, но мощную группу крупных боевых кораблей. По его мнению, это послужило бы сдерживающим фактором против японской агрессии и не потребовало бы присутствия в Индокитае мощных линейных сил.

Комитет обороны и министерство ино­странных дел Великобритании поддержали план Черчилля перебазировать в Сингапур ударные силы в составе одного новейшего линкора типа "Кинг Джордж V", уже находившегося в Индийском океане линейного крейсера "Рипалс" и одного авианосца.

Первый морской лорд считал эти силы недостаточными, но согласился немедленно послать в Сингапур линкор "Принц Уэльс­кий" и авианосец "Индомитейбл" по оконча­нии ремонта повреждений, полученных в ре­зультате его случайной посадки на мель. Од­нако ремонт "Индомитейбла" затянулся, и он так никогда и не присоединился к этим

ударным силам. 25 октября "Принц оф Уэльс" под флагом командующего ударными силами контр-адмирала Филлипса в сопро­вождении эсминцев "Электра" и "Экспресс" вышел из Клайда в Кейптаун.

11 ноября Адмиралтейство подтвердило рекомендации Комитета обороны, и "Принц оф Уэльс", находящийся на пути в Кейптаун, и "Рипалс" должны были направиться на ран­деву в Коломбо. 16 ноября "Принц Уэльский" прибыл в Кейптаун, а 28-го в Коломбо, "Ри­палс" также достиг Коломбо 28 ноября.

2 декабря 1941 г. ударные силы, полу­чившие обозначение соединение "Z", в соста­ве линкора "Принц оф Уэльс", линейного крейсера "Рипалс" и нескольких эсминцев прибыли в Сингапур.

В 17 ч. 35 м. 8 декабря оба тяжёлых ко­рабля в сопровождении эсминцев "Электра", "Экспресс", "Тенедос" и "Вампир" вышли из Сингапура и направились на северо-восток для артиллерийской поддержки приморского фланга отступающих британских сухопут­ных сил и предотвращения высадки в их тыл морского десанта японцев.

В 17 ч. 20 м. 9 декабря у берегов Ма­лайи соединение "Z" обнаружила производящая разведку японская летающая лодка. Не имея воздушного прикрытия и не желая под­вергать корабли неоправданному риску, контр-адмирал Филлипс в 20 ч. 15 м. повер­нул соединение "Z" на обратный курс и на­правился в Сингапур. Незадолго до полуно­чи на флагманском корабле по радио полу­чили срочное донесение о высадке японско­го десанта в районе Куантана (Малайский полуостров). Филлипс принял решение нане­сти внезапный артиллерийский удар по де­санту противника в самый неподходящий для него момент — во время его высадки.

В 01 ч. 00 м. 10 декабря контр-адмирал Филлипс изменил курс и направился к пред­полагаемому месту высадки японского де­санта, донесение о котором, как выяснилось впоследствии, оказалось ложным. Теперь из­вестно, что первое донесение о английском соединении "Z" противник получил в пол­день 9 декабря от японской подводной лод­ки 1-165. После этого 22-я японская воздуш­ная флотилия (боеспособное соединение, спе­циально подготовленное для атак кораблей в море и насчитывающее 98 самолетов) под ко­мандованием контр-адмирала Мацунага, выделенная для налета на Сингапур, получила приказ подготовиться к атаке английс­ких кораблей.

Японцы подготовили самолеты к выле­ту только к 18 ч. 00 м. 9 декабря и решили предпринять ночную атаку. Однако кораб­лей англичан не обнаружили. Утром 10 де­кабря соединение "Z" обнаружила другая подводная лодка 1-166 и атаковала корабли торпедами, но безуспешно. После атаки она всплыла и передала донесение о том, что ан­глийская эскадра идет курсом на юг. Курсом "зигзаг" "Рипалс" шёл в кильватер "Принц оф Уэльсу" на расстоянии 650 м (3,5 каб.). Противник немедленно послал разведыва­тельные самолеты. Вслед за ними в воздух поднялась и ударная группа, состоящая при­мерно из 30 бомбардировщиков и 50 торпе­доносцев.

Обнаружив английские корабли в море, японская авиация с 11 ч. 18 м. до 12 ч. 30 м. предприняла против них ряд атак. Каждый корабль начал маневрировать са­мостоятельно. Вначале бомбардировщики произвели бомбовую атаку с большой высо­ты, оказавшуюся малоэффективной. Лишь "Рипалс" 11 ч. 15 м. получил попадание бом­бой за второй дымовой трубой в ангар по левому борту рядом с катапультой. Бомба разорвалась в отсеке "F" котельного отделе­ния, после чего около трети корабля было заполнено горячим паром, но повреждение все же оказалось не слишком серьёзным.

Несколько минут спустя "Рипалс" был вторично атакован, но ему удалось укло­ниться от двух бомб, упавших в воду по пра­вому борту в районе фок-мачты.

Участь кораблей решили быстро следу­ющие одна за другой атаки японских торпе­доносцев, не замеченные экипажами кораб­лей, внимание которых было сосредоточено на отражении налета бомбардировщиков. В "Принц оф Уэльс" одна за другой попали три торпеды: первая напротив башни "А", вторая— башни "Y" и третья в середину кор­пуса корабля.

"Рипалс" продолжал идти 26-узловым ходом. Первую атаку японские торпедоносцы произвели с правого борта с очень большой дистанции (2700-4000 м) и высоты более 100 м. Одна торпеда упала в воду вертикально, и не было видно, как она пошла, но вблизи ко­рабля прошло ещё несколько следов.

Затем начались новые атаки торпедо­носцев. Во время третьей атаки, несмотря на умелое маневрирование, в 12 ч. 22 м. "Рипалс" получил первое попадание торпедой в корму. Очевидцы вспоминают, что было такое впе­чатление, будто корабль стукнулся о что-то кормой. В результате на корабле вышло из строя рулевое управление.

Ещё четыре торпедных попадания в те­чение небольшого промежутка времени ре­шили судьбу лишённого управления кораб­ля. Вторая и третья торпеды попали в левый борт напротив башни "Y" и фок-мачты. В 12 ч. 26 м. в левый борт напротив фок-мач­ты попала четвертая торпеда. Вслед за ней пятая попала в правый борт в середину ко­рабля. В 12 ч. 30 м. через 8 минут после по­падания первой торпеды можно было ви­деть вертикально погружающуюся носовую оконечность "Рипалса".

Первые сведения о воздушных атаках противника в Сингапуре были получены от "Рипалса". Британские истребители прикры­тия вылетели немедленно, но они прибыли к месту боя, когда все было уже кончено.

Согласно И.М. Короткину ("Боевые по­вреждения кораблей"), в 12 ч. 22 м. "Рипалс" получил одно торпедное попадание в сред­нюю часть левого борта. Японские авиаци­онные торпеды содержали до 400 кг взрыв­чатого вещества, что соответствовало более чем 500 кг тринитротолуола, и устанавлива­лись на глубину хода 4 м, то есть под ниж­нюю кромку главного броневого пояса. Пос­ле первого попадания торпедой корабль сни­зил скорость до 25 уз. Через несколько минут он получил ещё четыре торпедных попада­ния в тот же борт. Корабль начал сильно крениться на левый борт и в 12 ч. 33 м., пос­ле того как крен достиг 60-70°, перевернул­ся и затонул, продержавшись на воде всего около 15 минут с момента первого торпедно­го попадания.

Факт опрокидывания "Рипалса" гово­рит о том, что корабль погиб от потери ос­тойчивости, когда большие пустые объемы бортовых булей левого борта быстро запол­нились водой. Британские эсминцы спасли с "Принца Уэльского" и "Рипалса", соответ­ственно, 1285 и 796 человек личного состава. Всего вместе с обоими кораблями погибло 870 человек.

Согласно Burt [3], в "Рипалс" попали одна бомба и четыре торпеды, в результате чего он потерял остойчивость, получил крен 60-70° на левый борт и находился в таком положении несколько минут, после чего оп­рокинулся вверх килем и затонул. 42 офице­ра, включая капитана — кэптена Теннанта, и 754 матросов и старшин подобрали анг­лийские эсминцы, 27 офицеров и 486 матро­сов и старшин погибли.

Согласно Brayer [4], 10 декабря 1941 г. у берегов Малайи "Рипалс", получив одно бомбовое и пять торпедных попаданий, оп­рокинулся и затонул. Из состава экипажа погибло 327 человек.