Модернизация

 

С июня по сентябрь 1936 г. "Ринаун" находился в составе флота Метрополии.

2 сентября 1936 г. "Ринаун" направили на казённую верфь в Портсмут, где по август 1939 г, на протяжении трёх лет он прошёл такую большую и продолжительную модер­низацию, которую не проходил ни один крупный боевой корабль королевского фло­та (за исключением линкоров "Куин Элиза­бет" и "Вэлиэнт"), общей стоимостью 3 088008 фунтов стерлингов, только на 29000 фунтов стерлингов меньше стоимости его по­стройки в 1915-16 гг.

Во время модернизации на крейсере ус­тановили новую энергетическую установку, в результате чего в период второй мировой войны его можно было использовать в каче­стве быстроходного эскорта авианосцев. Но­вая модернизация длилась ровно три года, и крейсер был полностью готов только 2 сен­тября 1939 г. — за день до вступления Вели­кобритании во вторую мировую войну.

Модернизация затронула 90% внутрен­него оборудования корабля, в основном кос­нувшись энергетической установки, броневой защиты и установки новейших орудий уни­версального калибра. В ходе выполнения ра­бот 381-мм орудийные башни демонтировали с корабля и отправили на орудийный завод, где их модернизировали до соответствия об­разцу Mk.I (N), что позволило использовать новые снаряды с усовершенствованным бал­листическим наконечником. Угол возвыше­ния орудий довели до 30°, при этом макси­мальная дальность стрельбы составила 32000 м (173 каб.). Боекомплект возрос до 768 сна­рядов для всех шести орудий главного калиб­ра или по 120 боевых и 8 учебных на ствол.

Оборудование поста управления стрельбой центральной наводки на фор-мар­се заменили новым и более совершенным. Расположенный поверх передней боевой руб­ки массивный бронированный купол с по­стом управления стрельбой центральной на­водки демонтировали и перенесли на заднюю надстройку в качестве кормового поста уп­равления стрельбой центральной наводки.

Вместо прежних 102-мм трёхствольных орудийных установок и зенитных орудий, крейсер получил новый противоминный ка­либр из двадцати спроектированных в 1937 г. 114-мм универсальных орудий образца Mk.III с длиной канала ствола 45 калибров (5130 мм) в десяти двухствольных установ­ках, получивших в Королевском флоте на­звание "межпалубных". Эти орудия стреляли унитарными снарядами весом 25 кг и оказа­лись значительно эффективнее прежних 102-мм противоминных и зенитных орудий. Мак­симальная дальность составляла 18700 м (101 каб.), досягаемость по высоте 12600 м, мак­симальный угол подъема ствола орудия 85°, скорострельность до 12 выстрелов в минуту.

Размещение двухствольных установок на спардеке двумя группами — по три в носу и по две в корме с каждого борта обеспечи­вало большие сектора обстрела и высокую плотность огня по бортам, но ограничивало возможность стрельбы по корме и делало практически невозможным стрельбу прямо вперед. Новые орудия, с их высоким темпом стрельбы, требовали довольно больших по объёму помещений для снарядных погребов, поскольку их боекомплект состоял из 5000 снарядов для всех двадцати орудий или по 250 боевых и 75 учебных на ствол. Это уда­лось выполнить благодаря установке на ко­рабле новой более компактной энергетичес­кой установки, занимавшей гораздо меньшее место, чем первоначальная.

Управление стрельбой новой противо­минной артиллерии осуществлялось четырь­мя специальными постами типа Mk.IV — два на специальных возвышающихся платфор­мах с кормовой стороны переднего мостика и две на кормовой надстройке. Ведение зе­нитной стрельбы обеспечивалось счетно-ре­шающим прибором типа Mk.IV с постами управления на верхней части надстройки: один впереди и два побортно от фок-мачты, а стрельба по морским целям передаточным постом залпового огня адмиралтейского типа Mk.VII.

Зенитное вооружение ближнего дей­ствия увеличилось с 16 до 24 стволов и вклю­чало три восьмиствольных 40-мм зенитных автомата "пом-пом" с общим боезапасом 43200 боевых выстрелов или 1800 боевых и 84 учебных выстрела на ствол. Из них два стояли на возвышающихся платформах меж­ду дымовыми трубами и один в кормовой части спардека непосредственно перед башней "Y" на месте 102-мм трёхствольной ору­дийной установки №5.

Их дополняли четыре установки четырехствольных 12,7-мм пулеметов образца Mk.VIII с общим боезапасом 40000 патронов (2500 на ствол), установленных побортно по два в носовой и кормовой части спардека. По окончании ремонта, в период до осени 1942 г., на крейсере добавили ещё 10 одно­ствольных 20-мм зенитных автоматов "Эрликон", а также сняли все установки четырехствольных 12,7-мм пулеметов. Таким обра­зом, зенитное вооружение крейсера насчиты­вало 34 ствола 20-мм и 40-мм калибра.

Одновременно демонтировали оба уста­новленных при постройке носовых 533-мм подводных торпедных аппарата, а вместо них, наконец-то, двумя отдельными группа­ми по два с каждого борта позади второй дымовой .трубы и грот-мачты установили давно планируемые восемь надводных 457-мм торпедных аппаратов образца Mk.XI. Ус­тановили поперечную самолётную катапуль­ту типа D-III-H.

Модернизацию броневой защиты огра­ничили усилением в отдельных местах гори­зонтального бронирования. В основном оно затронуло места палубы, расположенной не­посредственно над погребами 114-мм артустановок, и не касалось районов, усиленных во время модернизации 1923-26 гг., а толщи­ну бронирования палубы полубака и верхней палубы даже несколько уменьшили.

Толщину бронирования горизонталь­ного участка главной (броневой) палубы пе­ред барбетом башни "А" увеличили с 19 мм до 76 мм, над носовыми и кормовыми по­гребами боезапаса главного калибра до 102 мм, в районе вновь устроенных погребов боезапаса 114-мм орудий носовой группы до 127 мм, включая 102-мм плиты нецемен­тированной брони и 25,4-мм высокоупругой стали марки D.

Над котельными отделениями между ранее уложенными плитами нецементирован­ной брони толщину главной палубы увели­чили до 64 мм, включая 38-мм плиты неце­ментированной брони и 25,4-мм высокоупру­гой стали марки D, а над машинными отде­лениями до 76-83 мм, включая 51-мм плиты нецементированной брони и 19-мм листы стали марки D, в районе кормовых погребов боезапаса до 127 мм и 102 мм и с 51 мм до 64 мм полосой позади башни "Y".

По бокам от вентиляционных шахт котельных отделении удалили часть продоль­ных переборок между верхней и главной па­лубами. Освобожденное пространства позво­лило настелить здесь большие по площади 38-мм броневые плиты. В итоге вся горизон­тальная часть главной палубы над котельны­ми отделениями получила одинаковую 38-мм броневую защиту. Основания дымовых труб прикрыли 25,4-мм плитами стали марки D.

Для защиты от снарядов противника с носовых курсовых углов в носовой оконечно­сти толщину главной палубы увеличили до 70 мм, включая 51-мм плиты нецементированной брони и 19-мм листы стали марки D. С ана­логичной целью в кормовой части толщину промежуточной палубы увеличили до 83 мм, включая 64-мм плиты нецементированной брони и 19-мм листы стали марки D.

Такое усиление палубного бронирова­ния явилось максимумом того, что позволя­ло поставить заданное водоизмещение, и оно было адекватно средствам поражения 1939 г., но к 1944 г. опыт показал, что данное бро­нирование не сможет противостоять авиа­бомбам крупного калибра.

Одновременно усилили толщину барбе­тов носовых орудийных башен. Выходящую к борту броню барбета башни "А" между верхней и главной палубами и барбета баш­ни "В" между верхней палубой и палубой по­лубака увеличили по толщине с 102 мм до 152 мм. Однако Адмиралтейство не считало 152-мм толщину барбетов достаточной для их защиты в местах, не прикрытых бортовой броней. Тем не менее, пришлось остановить­ся на этом, поскольку дальнейшее увеличе­ние бронирования барбетов ограничивалось требованием самого же Адмиралтейства о сохранении прежней скорости хода.

Установки 114-мм универсальных ору­дий получили 25,4-мм и 51-мм бронирова­ние из стали марки D, надводные торпедные аппараты 64-мм, 51-мм и 38-мм из стали той же марки.

Существенно важным была замена пре­жней энергетической установки на новую, бо­лее совершенную и экономичную, благодаря чему достигли экономии водоизмещения при­мерно 2800 т при сохранении той же мощно­сти и возможности поддержания в течение длительного времени номинальной скорости хода 29 уз. и значительно увеличившейся дальности плавания. При этом удалось сохра­нить водонепроницаемое разделение котель­ных и турбинных отделений, а значит живучесть энергетической установки не была уменьшена. Удельный вес установки составил 26,7 кг/л.с., против 55 кг/л.с. в 1916 г.

Вместо прежних 42 водотрубных кот­лов с водогрейными трубками большого ди­аметра в четырёх (вместо прежних шести) ко­тельных отделениях установили 8 современ­ных 3-коллекторных водотрубных котла ад­миралтейского типа с водогрейными трубка­ми малого диаметра, более производитель­ных, чем прежние. Это позволило поднять максимальное давление пара в котлах с 16,5 до 21,1 кгс/кв.см. Дополнительное разделе­ние котельных отделений за счёт установки в них продольной переборки по диаметраль­ной плоскости позволило установить каж­дый котёл в отдельном помещении.

Меньшие габариты новых котлов позво­лили уменьшить ширину котельных отделе­ний установкой продольных переборок из 19-мм листов стали марки DI, подкреплённых двутавровыми балками с высотой полок 254 мм. Получившиеся в результате этого допол­нительные бортовые отсеки предполагалось использовать в качестве цистерн для топлива и запасной котельной воды. Кроме того, это разделение существенно дополнило подвод­ную защиту котельных отделений, а также уменьшало возможность смешения котельной воды с забортной, как это имело место ранее, когда цистерны запасной котельной воды размещались в междудонном пространстве.

При этом обе новые с обтекаемыми формами дымовые трубы передвинули даль­ше в корму и сблизили между собой, одно­временно несколько увеличив их высоту, что удалило переднюю дымовую трубы от мос­тиков. Перемещению дымовых труб в корму способствовало уменьшение числа котель­ных отделений, из которых два носовых раз­делили переборками на ряд мелких отсеков, разместив в них вспомогательный котёл, по­греба боезапаса носовой группы 114-мм ору­дий, пост управления зенитным огнём с его счётно-решающими приборами, а также до­полнительную топливную цистерну.

Повышение давления пара позволило установить новые турбоагрегаты Парсонса с одноступенчатым редуктором простого типа суммарной мощностью, согласно Burt [3], 120000 л.с. или 3,33 л.с./т боевого водоизме­щения, согласно Brayer [4], 130000 л.с. или 3,61 л.с./т, вращавшие, как и прежде, 4 трёх­лопастных винта. Это обещало поддержание гарантированной скорости хода 29 уз. Одно­временно удалили поперечную переборку, ранее разделявшую котельные и машинные отделения, и вместо неё установили две но­вых. Так что в итоге, вместо двух отсеков, получилось три, из которых в носовом раз­местили турбины, в среднем редукторы, а в кормовом валопроводы и погреба боезапаса кормовой группы 114-мм орудий.

Продольные переборки, разделявшие машинные отделения на боковые и средние, оставили, но сделали их из листов стали мар­ки DI. Помимо этого, в отсеках вспомога­тельных механизмов установили продольную переборку по диаметральной плоскости, уве­личившую общее число турбинных и редукторных отсеков с шести до восьми. Несмотря на огромное увеличение водоизмещения, ско­рость хода по проекту модернизации состав­ляла 30,75 уз., средняя скорость продолжи­тельного полного хода 29,5 уз. при мощнос­ти 108000 л.с. Полный запас топлива равнял­ся 4613 т нефти и 244 т дизельного топлива.

Важной особенностью модернизации стала почти полная замена вспомогатель­ных механизмов на новые, рассчитанные на давление пара 21,1 кгс/кв.см., и всевозмож­ная замена пароприводных механизмов электроприводными. Так на корабле появи­лась электрогидравлическая система рулево­го управления. Все пароприводных генера­торы заменили на турбо- и дизель-генерато­ры. Установили более совершенные гидрав­лические насосы и компрессоры для сжатия воздуха. Заменили пароприводных якорные шпили на электроприводные. Усовершен­ствовали осушительную систему отсеков пу­тем установки семи новых насосов произво­дительностью 350 т/час.

Вторая важная особенность проведённой модернизации заключалась в полной за­мене всех установленных при постройке над­строек выше палубы бака. Новую навесную палубу (спардек) изготовили на всю ширину корабля. И хотя в результате этого противо­минную артиллерию расположили ниже, ста­ло возможным лучше защитить ее от непого­ды и бурного моря.

Установленную при постройке пере­днюю надстройку демонтировали и новую носовую надстройку разместили непосред­ственно позади орудийной башни "В", то есть ближе к носовой оконечности, что ещё больше удалило её от дымовых труб.

Надстройка представляла собой спроек­тированную с учётом защиты от проникно­вения поражающих газов комбинацию па­луб, платформ и мостиков, жилых и служеб­ных помещений, размещения закрытого от непогоды командирского мостика, передней боевой рубки, различных боевых частей и служб, связанных с навигацией и управлени­ем корабля. Носовая надстройка имела бро­нирование в виде 76-мм плит с лицевой сто­роны и боков и 51-мм сзади. В корму над­стройка, вплоть до грот-мачты, продолжа­лась сигнальной палубой. На крыше над­стройки расположили новый массивный бро­нированный купол с постом управления стрельбой центральной наводки и пост уп­равления зенитной стрельбой.

Новая носовая надстройка заканчивалась двумя ангарами для самолётов, которые разместили побортно от задней дымовой трубы. В ангарах и на катапульте стояли че­тыре самолёта "Свордфиш TSR" или амфи­бии "Вальрус". Большую часть спасательных катеров и шлюпок перенесли на крыши анга­ров, там же установили шлюпбалки для их спуска-подъёма.

Дальномерные посты распределялись следующим образом: в задней части башни "В" стоял дальномер с базой 9,14 м; восемь дальномеров с базой 4,57 м — из них по од­ному в задней части башен "А" и "Y", по одному на бронированных куполах передне­го и заднего постов управления стрельбой центральной наводки и четыре на постах управления стрельбой противоминного ка­либра; два дальномера с базой 2,74 м на нижнем мостике.

Прожекторы с диаметром зеркала 914-мм заменили на прожекторы с диаметром зеркала 1120-мм. В 1939 г. на крейсере име­лось шесть прожекторов с диаметром зерка­ла 1120-мм (к 1945 г. их осталось только два), четыре с диаметром зеркала 610-мм и четыре сигнальных прожектора с диаметром зеркала 254-мм.

В кормовой части платформы мостика №2 в смежных помещениях разместили две радиолокационные станции типа 282 с антен­нами поверх постов управления стрельбой зенитных автоматов.

Установили три радиолокационные станции типа 283. Две из них разместили в смежных рубках на платформе мостика №1 а третью на кормовой надстройке. Антенны станций смонтировали поверх постов управ­ления стрельбой зенитных автоматов, одним из которых заменили кормовой пост управ­ления стрельбой зенитных автоматов, а два других установили на месте дальномеров с базой 2,74 м на нижнем мостике. На "морс­кой звезде" фок-мачты разместили радиоло­кационную станцию типа 283 с рубкой уп­равления и антенной.

На платформе мостика №2 установили рубку с оборудованием среднечастотного пеленгатора типа FM-2. Пеленгаторные рамки неподвижно закрепили на передней стенке мостика.

Ходовые испытания "Ринауна" проводили 10, 11, 14 и 15 мая 1939 г. в районе Голланда при во­доизмещении 30948-32253 т. Во время испы­таний на мерной миле в первом пробеге энергети­ческая установка крейсе­ра развила мощность 3742 л.с., что при частоте вращения валов в сред­нем 87,5 об/мин, обеспе­чило кораблю скорость хода 9,88 уз. Во втором пробеге при мощности 13061 л.с. и средней частоте вращения валов 137 об/ мин. корабль развил скорость хода 15,63 уз., в пятом пробеге при 35264 л.с. и 188,5 об/ мин. 21,12 уз. В последнем, семнадцатом про­беге крейсер, имея водоизмещение 32800 т, развил мощность 120951 л.с. (увеличение на 0,8%), что обеспечило кораблю скорость хода 29,62 уз.

Учитывая, что пробеги проводились на мелководье, произвели перерасчёт, который показал в связи с этим потерю скорости хода 0,75 уз. Эта величина подтвердилась впослед­ствии, когда корабль в море развил скорость 30,1 уз. при водоизмещении 34800 т.

Артиллерийские стрельбы прошли практически без замечаний. Новые 114-мм универсальные орудия вполне оправдали возложенные на них ожидания. Некоторые сложности выявились в связи с неудачным расположением компасной площадки, персо­налу которой оказалось довольно трудно не­сти службу. Связано это было с тем, что за­вихрения воздуха, возникающие позади ку­пола поста управления стрельбой централь­ной наводки, создавали обратную по направ­лению тягу воздуха в задней части компас­ной платформы, в районе зенитных постов наблюдения и на прожекторных площадках. К удовольствию офицеров корабля, во вре­мя испытаний задымленное™ на надстрой­ках и платформах, как и в районе катапуль­ты и далее на юте не наблюдалось.

 

Весовая нагрузка пр порожнем водоизмещении после модернизации 1923/1926 гг. и 1936/1939 гг. (т/%)

 

Корпус, бронирование и системы 21430 (68,1%) 21396 (71,3%)

Изменение в весе на — 34 т.

Энергетическая установка 3400 (10,9%) 3200 (10,6%)

Изменение в весе на — 200 т.

Вооружение 5890 (18,6%) 4729 (15,8%)

Изменение в весе на — 1161 т.

Снабжение и запасы 100 (2,4%) 700 (2,3%)

Изменение в весе на — 100 т.

Порожнее водоизмещение 31520 (100%) 30025 (100%)

Изменение в весе на — 1495 т.

 

Произведенные в 1936 г. расчёты пока­зали, что к моменту окончания модерниза­ции полное водоизмещение "Ринауна" должно было составить 38105 т. Но результаты оказались даже лучше, чем ожидалось.

После модернизации 1936-39 гг., соглас­но Burt [3], порожнее водоизмещение "Рина­уна" составляло 30025 т при средней осадке 7,91 м, стандартное 30750 т при средней осад­ке 8,08 м, нормальное (по грузовую ватерли­нию) 31424 т (согласно Brayer [4], 31988 т), полное 36080 т при средней осадке 9,3 м (со­гласно Brayer [4], 37411 т). По результатам проведенного 1 июля 1939 г. кренования определили, что фактическое полное водоизме­щение оказалось на 2000 т меньше, чем оно предполагалось по расчётам 1936 г., и на 1550 т меньше, чем после модернизации 1926 г.

1 июля 1939 г. провели кренование "Ри­науна" для определения метацентрической высоты при трёх режимах загрузки. Сначала произвели измерение при порожнем водоиз­мещении 30025 т и средней осадке 7,91 м. Метацентрическая высота составляла 1,4 м, ос­тойчивость была максимальной при 37° кре­на и нулевой при 65°. Затем произвели изме­рение при водоизмещении 33725 т с учётом 2506 т нефти (запасные топливные цистерны пустые) и 154 т воды в защитных выгородках погребов боезапаса при средней осадке 8,74 м. Метацентрическая высота составляла 1,44 м, остойчивость была нулевой при 70°. Нако­нец, произвели измерение при полном водоиз­мещении 36080 с учетом полного запаса топ­лива (4875 т нефти) и 154 т воды в защитных выгородках погребов боезапаса при средней осадке 9,28 м. Метацентрическая высота со­ставляла 1,69 м, остойчивость была макси­мальной при 39° крена и нулевой при 76°.

Экипаж корабля насчитывал 1205 чел.