Линейный крейсер "Корейджес" ("Храбрый")

 

Линейный крейсер "Корейджес" заложили 28 мар­та 1915 г., согласно Conway [1], на частной судострои­тельной верфи "Армстронг, Уитворт и К°" в Эльсвике, согласно Brayer [4], на частной судостроительной вер­фи "Армстронг" в Хай Уолкер, Ньюкасл-на реке Тайн, что более вероятно. Его энергетическую установку из­готовила фирма Парсонс. Крейсер спустили на воду 5 февраля 1916 г. Вес корабля при спуске на воду со­ставлял 11474 т при весе корпуса 9250 т, осадке 3,92 м носом и 5,42 м кормой.

Корабль предъявили к испытаниям 28 октября 1916г. и ввели в строй Королевского флота в январе 1917г. Ста­пельный период постройки составлял около 10 месяцев, достройка на плаву заняла ещё 11 месяцев. Всего пост­ройка продолжалась 21 месяц.

Согласно Burt [3], порожнее водоизмещение "Корейджеса" составляло 18180 т, действительное нормаль­ное 19180 т при средней осадке 6,91 м, полное 22560 т при средней осадке 7,87 м, длина между перпендикулярами 224,04 м, полная 240,0 м, ширина 24,74 м по разбивке. Высота корпуса от киля до верхней палубы 11,03 м.

Стоимость постройки "Корейджеса" составляла 2 038 225 фунтов стерлингов или 106 фунтов стерлингов за тонну нормального водоизмещения.

Экипаж крейсера по окончании постройки насчи­тывал 787 человек. Согласно Conway [1] и Brayer [4], за период службы корабля в качестве линейного крейсера экипаж насчитывал от 829 до 842 человек.

В составе флота корабль в качестве линейного крейсера находился с января 1917 г. по 29 июля 1924 г., авианосца по 17 сентября 1939 г.

На "Корейджесе" из шести прожекторов с диамет­ром зеркала 914-мм два разместили на надстройке, четы­ре на вертикально расположенных платформах вокруг дымовой трубы на одном уровне.

Проведенное 8 октября 1916г. кренование" Корей­джеса" показало, что при действительном нормальном во­доизмещении 19180т (корабль полностью оснащён, имел на борту 750 т нефти) и средней осадке 6,91 м метацентрическая высота составляла 1,22 м, остойчивость была мак­симальной при крене 44° и нулевой при 85°; при полном водоизмещении 22560 т (корабль полностью оснащён, имел на борту 3250 т нефти) и средней осадке 7,87 м, метацентрическая высота составляла 1,83 м, остойчивость была максимальной при крене 40° и нулевой при 94°.

В 4 ч. 00 м. 16 ноября 1916 г. "Корейджес" па бук­сире вышел с верфи "Армстронг" в Хай Уолкер на реке Тайн для проведения ходовых испытаний и артиллерийс­кий стрельб. При водоизмещении 22100 т осадка носом составляла 7,75 м, кормой 7,82 м, что означало переуг­лубление на 1,22 м от осадки при нормальном проектном водоизмещении.

В 6 ч. 00 м. буксиры отпустили, и корабль со ско­ростью 20 уз. пошёл вниз по реке к выходу в море. К 9 ч.00 м. энергетическая установка развила мощность на валах 91200 л.с. (увеличение на 1,33%). При частоте вращения гребных валов в среднем 323 об/мин лаг ко­рабля показывал только 30,8 уз. Достигнутая мощность превышала контрактную, однако заводские специалис­ты и корабельные инженер-механики считали, что это ещё не предел и возможности форсированного режима далеко не исчерпаны. Был сделан вывод, что энергети­ческая установка сможет развить форсированную мощ­ность порядка 110000 л.с., что теоретически увеличива­ло скорость хода на один узел. В целом испытания при­знали успешными. Согласно Brayer [4], энергетическая установка "Корейджеса" развила мощность 93700 л.с. (увеличение на 4,1%), что обеспечило кораблю скорость хода 31,58 уз.

В этот же выход в море крейсер провел официаль­ные стрельбы из орудий главного калибра. После пре­кращения огня в некоторых каютах обнаружили трещи­ны, но ни судовым шлюпкам, ни деревянному настилу на палубе не было причинено никаких повреждений, хотя это очень частые случаи повреждений во время артилле­рийских стрельб. Корабль удовлетворительно выдержал стрельбы, а также показал себя устойчивым на курсе в ходе их выполнения.

Спроектированный несколько необдуманно относи­тельно длинным, корпус постоянно являлся потенциальным источником всевозможных неполадок и аварий. В ночь на 8 января 1917 г. у острова Мэй во время проведения даль­нейших ходовых испытаний на полную мощность энерге­тической установки при скорости хода 30 уз. и силе ветра 6-8 баллов "Корейджес" получил серьёзные повреждения корпуса. В трёх местах между волнорезом и барбетом башни "А" значительно деформировалась палуба полубака, а так­же обшивка борта между верхней палубой и палубой по­лубака, в результате чего потеряли герметичность и по­текли нефтяные цистерны и цистерны питьевой воды.

Осмотр мест повреждения показал, что самая длин­ная погибь доходила до носовой башни со стороны пра­вого борта. На вертикальной кромке явно выступали зак­лепки стального угольника, на котором лежали броне­вые плиты палубы. Плиты главного броневого пояса с обоих бортов имели явную погибь на участке 50-56 шпан­гоутов между полубаком и верхней палубой. Верхняя па­луба получила погибь до 50 мм в районе судового лаза­рета. В помещение подводных торпедных аппаратов по­пала вода, а конструкции рядом с ними имели явные при­знаки перенапряжения.

После аварии провели серьёзное и всестороннее расследование по выявлению её причин, и его результа­ты представили третьему морскому лорду. По результатам расследования пришли к выводу, что "этим кораблям нежелательно ходить против волны на такой высокой ско­рости хода из-за довольно слабой конструкции корпуса". На "Корейджесе" пришлось установить дополнительные подкрепления в виде Z-образных профилей и иных мест­ных усилений общим весом 130 т. Хотя ничего подобного тем повреждениям, что произошли на "Корейджесе" в ночь на 8 января 1917 г., на "Глориесе" не произошло, годом позже, в начале 1918 г., в качестве предосторожности его корпус также подкрепили подобным образом.

Закончив испытания в январе 1917г., "Корейджес" вошёл в состав Гранд-флита и находился сначала в со­ставе 3-й эскадры лёгких крейсеров, затем 1-й эскадры легких крейсеров. Активной боевой деятельности на его долю не выпало, и прославить себя в период первой ми­ровой войны он ничем не успел.

16 октября 1917г. "Корейджес" совместно с "Глориес" и 2-й эскадрой лёгких крейсеров участвовали в кон­воировании Скандинавского конвоя. В ночь на 17 нояб­ря 1917 г. "Корейджес" совместно с "Глориес" принял участие во втором бою в Гельголандской бухте. Британ­ские корабли попытались совершить нападение на гер­манские тральщики, обеспечивающие проход для своих подводных лодок вдоль кромки британских минных заг­раждений. С 7 ч. 30 м. до 9ч. 32 м. "Рипалс", "Корейд­жес" и "Глориес", британские лёгкие крейсера и эсмин­цы на дальних дистанциях и в условиях частой постанов­ки немецкими кораблями дымзавес вступили в перестрел­ку с германскими миноносцами и тральщиками.

В бою "Корейджес" выпустил по противнику 92 381-мм полубронебойных снаряда с оживальной голов­кой и баллистическим наконечником и достиг только од­ного попадания (0,7% попаданий) в щит 150-мм орудия германского лёгкого крейсера "Пиллау", причинив ему ещё некоторые повреждения. Кроме того, оба крейсера выпустили по германским кораблям 180 фугасных и 213 полубронебойных 102-мм снарядов.

Подготовка башенной прислуги артиллерии глав­ного калибра оказалась далеко не удовлетворительной, но необходимо заметить, что, в свою очередь, и британс­кие лёгкие крейсера добились только трёх попаданий из 2519 выпущенных 152-мм снарядов (0,12% попаданий), что объясняется предельной дистанцией ведения боя. Во время стрельбы на "Корейджесе" и "Глориесе" дуль­ными газами своих орудий главного калибра был час­тично повреждён деревянный настил собственной палу­бы. В дальнейшем деятельность этих крейсеров ограни­чилась боевой подготовкой и обычными учениями.

21 ноября 1918г. оба крейсера в составе 1-й эскад­ры лёгких крейсеров приняли участие в церемонии капи­туляции кайзеровского флота Открытого моря. Вскоре после заключения перемирия с Германией и интернирова­ния германского флота в Скапа-Флоу "Корейджес" и "Глориес" вывели в резерв. Затем до марта 1920 г. "Ко­рейджес" становится флагманским кораблём командую­щего резервным флотом, а после его переклассифициро­вали в учебно-артиллерийский корабль.

Резкое несоответствие между возможностями защи­ты и средствами нападения этих кораблей в военно-морс­ких кругах осознали очень давно, и это вызывало необхо­димость использовать эти крейсера по другому назначе­нию, чем их создатели первоначально планировали. С дру­гой стороны, все возрастающее значение корабельной авиации вело к тому, чтобы переделать их в авианосцы.

Так как, согласно статьям Вашингтонского дого­вора о сокращении морских вооружений, оба крейсера подлежали исключению из состава флота и разделке на металл, британское правительство нашло возможным со­хранить их и переоборудовать в авианосцы. В Адмирал­тействе понимали, что это повлечёт их полную переделку с вытекающим отсюда громадным объёмом работ и боль­шими расходами. Тем не менее, 29 июля 1924 г. "Корейд­жес" вслед за "Глориес" перешёл на казенную верфь в Девонпорт для переоборудования, где в 1924-28 гг. его полностью переоборудовали в авианосец. Тем самым корабль подвергся кардинальным переделкам, и подроб­ное описание этого следует приводить рассказывая о нем как об авианосце.

Авианосец "Корейджес" погиб 17 сентября 1939 г., торпедированный немецкой подводной лодкой U-29, уне­ся на дно моря 514 из 1200 человек экипажа и 23 самолета "Свордфиш", и явился первым кораблём Королевского военно-морского флота, погибшим во второй мировой войне.