Война

 

Если между первой и второй мировыми войнами и существовал какой-либо корабль, являющийся вопло­щением морской мощи и величия британской империи, то им, несомненно, был линейный крейсер "Худ" или "Могучий Худ", как его называла вся страна и весь флот. Являясь наиболее престижным кораблем британс­кого королевского флота, "Худ" пронёс свой флаг по всем морям и океанам, много раз находился в ремонте, но никогда не проходил той степени модернизации, ко­торая ему была крайне необходима для сохранения бое­вых качеств.

3 мая 1939 г. в связи со скорым окончанием ремон­та лейтенант-коммандера Девиса на посту командира "Худа" сменил кэптен Гленни, провоевавший вместе с кораблем весь 1940 г. 1 июня на "Худе" подняли флаг командующего эскадры линейных крейсеров вице-адми­рала Уитворта, которая с этого момента вошла в состав 2-го флота.

Хотя предыдущий ремонт закончился в июне 1939 г., уже в июле-августе на "Худе" вновь начали ремонт. Он оказался последним осуществленным предвоенным ремон­том крейсера. По существу, он являлся продолжением предыдущего, прерванного выходом корабля в море для испытания новых спаренных 102-мм зенитных установок.

Хорошие результаты испытаний этих "универсалок" по­зволили принять решение о демонтаже с корабля всех ос­тавшихся одиночных 102-мм зенитных орудий. Кормо­вой пост типа Mk. I управления зенитным огнём заменили постом типа Mk.IIl. По другим данным, во время этого текущего ремонта демонтировали со спардека два 140-мм орудия и заменили их двумя одиночными 102-мм зе­нитными орудиями.

Демонтировали последние четыре 914-мм прожек­тора и их площадки—два в промежутке между дымовы­ми трубами и два с кормовой надстройки. На их место установили четыре прожектора с диаметром зеркала 1120 мм. После этой модернизации на крейсере осталось шесть 1120-мм осветительных и четыре 914-мм сигнальных про­жекторов. В конце июля- начале августе в проливе Ла-Манш провели испытание паротурбинной установки.

В августе 1939 г. политическая обстановка в мире резко осложнилась, и Королевский флот начал мобили­зацию. Экипаж пополнился резервистами, на берег сдали все ненужное в военное время имущество.

13 августа "Худ" (флаг вице-адмирала Уитворта) перешёл в Скапа-Флоу, где его ввели в состав флота Мет­рополии. В последние предвоенные дни, 20-28 августа, крейсер патрулировал в водах между Северной Шотландией и Норвегией, 29 августа для пополнения запа­сов топлива прибыл в Розайт, а 30 августа перешёл в Инвергордон.

Известие о нападении Германии па Польшу 1 сен­тября 1939 г. застало "Худ" в море во время патрулиро­вания. 3 сентября Англия объявила войну Германии. В самом начале второй мировой войны, с 7 по 12 сентября, "Худ" совместно с "Ринауном", крейсерами "Белфаст" и "Эдинбург" и четырьмя эсминцами патрулировал между Исландией и Фарерскими островами с целью обеспечения морской блокады Германии и перехвата возвращаю­щихся немецких торговых судов. Выход окончился без­результатно.

22-23 сентября "Худ" в качестве прикрытия вы­шел из Скапа-Флоу для проведения операции в районе пролива Скагеррак, но проведение операции сорвалось.

25 сентября "Худ" совместно с "Рипалсом", лин­корами "Нельсон", "Родней" и авианосцем "Арк Ройял" прикрывали возвращение на базу получившей повреж­дения подводной лодки "Спирфиш". 26 сентября "Худ" во время атаки четырёх самолётов Ю-88 получил попа­дание авиабомбы. Не разорвавшись, бомба скользнула по кормовой части левого буля, оставив на нём вмятину, и отрекошетила в воду.

8 октября 1939 г. "Худ" совместно с "Рипалсом", крейсерами "Орора" и "Шеффилд" и четырьмя эсминца­ми направился в район в 50 милях к северо-западу от Статландета (Норвегия) для поиска германского линкора "Гнейзенау" и легкого крейсера "Кёльн". Во время похо­да английские корабли атаковала немецкая авиация в составе 127 Не-111 и 21 Ю-88. После безрезультатного поиска 10 октября соединение вернулось в Скапа-Флоу.

23 октября "Худ" совместно с линкорами "Нельсон", "Родней" и шестью эсминцами эскортировал конвой в составе нескольких норвежских транспортов с грузом железной руды из Нарвика в Великобританию. Конвоирование продолжалось до района Лофотенских островов и прошло успешно. 31 октября конвой без по­терь прибыл к месту назначения, а эскадра вернулась в устье реки Клайд, где "Худ" посетил первый морской лорд Черчилль. Затем крейсер перешёл в Плимут.

С 1 по 24 ноября 1939 г. на верфи в Плимуте на "Худе" провели текущий ремонт энергетической уста­новки. 25 ноября поступило сообщение о нападении на атлантический конвой немецких линкоров "Шарнхорст" и "Гнейзенау" и о потоплении ими вспомогательного крейсера "Роуалпинди". Ремонт срочно прервали. "Худ" немедленно вышел в море на рандеву у Бреста с французской эскадрой в составе линкора "Дюнкерк" под флагом французского адмирала Женсоля, лёгких крей­серов "Жерж Леги", "Монткальм" и двух эсминцев. Это был первый случай, когда "Худ" не являлся флагманс­ким кораблём соединения, в которое он входил, что для его экипажа было очень непривычно. 3 декабря 1939 г. крейсер вернулся в бухту Лох-Ю, так и не встретив ко­раблей противника.

13 декабря "Худ" совместно с линкорами "Бархем", "Уорспайт" и шестью эсминцами вышел, из Клайда для эскортирования первого войскового конвоя из Кана­ды в Великобританию в составе пяти океанских лайне­ров с 7450 офицерами и солдатами 1-и канадской диви­зии. 15 декабря корабли эскорта вернулись в Клайд.

С 1 по 7 января 1940 г. "Худ" осуществлял патру­лирование в море, с 8 по 15 января находился на стоянке в базе Гринок, с 16 по 24 января снова проводил патрули­рование, с 25 января по 6 февраля опять был па стоянке в базе Гринок, а 7 февраля вышел в море для прикрытия очередного конвоя с канадскими войсками.

1 марта 1940 г. "Худ" совместно с линкором "Вэлиэнт" перешёл в Скапа-Флоу. Здесь 9 марта крейсер по­вторно посетил первый лорд Адмиралтейства Черчилль.

Первый боевой опыт войны выявил необходимость некоторых изменений в вооружении корабля, которые провели в период очередного текущего ремонта на верфи в Девонпорте (по другим данным, на местной верфи в Ска­па-Флоу) с 29 марта по 27 мая. С крейсера сияли все 140-мм орудия. Одно из этих орудий установили в системе береговой обороны в Товшерне на Оркнейских островах (оно находилось там ещё в 1970-х годах). На спардеке дополнительно установили три установки спаренных 102-мм зенитных "универсалок" образца Mk.XVl. Одну в са­мом конце спардека перед орудийной башней "X", две побортно за кормовой надстройкой.

Установили пять 20-ствольных пусковых установок неуправляемых зенитных ракет—так называемых невра­щающихся реактивных снарядов. Запущенные реактивные снаряды вытягивали за собой тонкую стальную проволо­ку, создавая таким образом своеобразную преграду для атакующих самолётов противника. Одну пусковую уста­новку разместили па крыше башни "В", побортно две на спардеке в районе передней дымовой трубы и ещё две в районе шлюпочной палубы между спаренными 102-мм зе­нитными установками. Сняли дальномер с базой 4,57 м с поста на фок-мачте, на корпусе корабля смонтировали раз­магничивающее устройство, дополнительно разместили несколько спасательных плотов Карлея.

Наконец-то приняли решение произвести обстоя­тельный ремонт механизмов. Первоначально работы дол­жна была производить казённая верфь в Плимуте, куда корабль пришёл в марте. Но из-за её загруженности зака­зами в июне крейсер перешёл на верфь в Ливерпуль, где на паротурбинной установке заменили дефектные труб­ки теплообменников, после чего он мог развивать макси­мальную скорость хода не более 27 уз. В мае 1940 г. по­рожнее водоизмещение "Худа" составило 42462 т, пол­ное 48360 т. 12 июня начали проведение ходовых испы­таний, а 17 июня крейсер ввели в строй.

18 июня 1940 г. "Худ" совместно с авианосцем "Арк Ройял" под эскортом 8-й флотилии эсминцев напра­вили в Гибралтар, куда корабли прибыли 23 июня. Их ввели в состав соединения "Н" под командованием ад­мирала Джеймса Соммервилля для действия против ко­раблей французского и итальянского военно-морских флотов на Средиземном море. Формирование соединения "Н" закончилось 28 июня, а 30 июня "Худ" стал флагман­ским кораблём адмирала Соммервилля. Создание соеди­нения "Н" было вызвано обстоятельной необходимостью без промедления решить судьбу военных кораблей виши-стекой Франции, которые базировались в Алжире и мог­ли попасть в руки немцев. В июне 1940 г. первоочередной задачей соединения "Н" являлся перехват французского линкора "Ришелье", пытавшегося уйти в Дакар.

Запланированная на 1 июля 1940 г. операция по нейтрализации крупных французских кораблей получи­ла наименование "Катапульта". Соединение "Н" из Гиб­ралтара направилось к порту Оран (Алжир), где базиро­вались четыре французских линкора и большое количе­ство других кораблей различных классов. 3 июля "Худ" совместно с авианосцем "Арк Ройял", линкорами "Вэлиэнт" и "Резолюшн", крейсерами "Аретьюза", "Энтерпрайз" и одиннадцатью эсминцами появились у французс­кой военно-морской базы Мерс-Эль-Кериб в окрестнос­тях города Оран.

Англичане путём переговоров пытались добиться от французского военно-морского командования в лице адмирала Женсоля гарантии неучастия кораблей фран­цузского флота в войне на стороне немцев. Адмирал Соммервилль был уполномочен предложить французскому ад­миралу четыре варианта: присоединиться к британским силам, выйти в море с минимальными экипажами на бор­ту и проследовать в любой английский порт, таким же образом проследовать в любой порт французской Вест-Индии или затопить корабли на месте в течение шести часов. Адмирал Женсоль не только отверг эти предложе­ния, но и дезинформировал вышестоящее командование, сообщив ему, что англичане требуют немедленного затопления кораблей. Адмиралтейство перехватило радио­грамму французов, в которой всем боевым кораблям пред­писывалось спешить на помощь Женсолю. Французский флот начал готовиться к бою.

Ввиду отказа французов принять какое-либо из этих предложений, 3 июля в 17 ч 54 мин Соммервилль прика­зал обстрелять французские корабли в гавани. Бой был коротким, но ожесточенным. Французский линкор "Бре­тань" получил тяжёлые повреждения и затонул, на нём погибло 977 моряков. Линкоры "Дюнкерк" (210 убитых) и "Прованс" также получили тяжёлые повреждения и на­долго вышли из строя. Только линкор "Страсбург" и пять эсминцев, несмотря на атаки торпедоносцев с авианосца "Арк Ройял", сумели прорваться из гавани и добраться до Тулона.

Впервые "Худ" участвовал в боевых действиях против линкоров. В бою он вёл огонь по одному из новей­ших французских линкоров "Дюнкерк". Несмотря на сильный огонь французских кораблей, "Худ" не получил прямых попаданий. Из состава его экипажа осколками ранило только два человека. 4 июня британская эскадра вернулась в Гибралтар, где "Худ" оставался до 7 июля. В результате Германия потеряла возможность использо­вать в войне против союзников первоклассные французс­кие корабли, но с моральной точки зрения операцию "Ка­тапульта" тяжело переживали как французские, так и английские моряки.

8 июля "Худ" совместно с авианосцем "Арк Ройял" и линкором "Резолюшн" направились в район к востоку от острова Майорка. В ходе выполнения операции против итальянского военно-морского флота 9 июня крейсер под­вергся атакам итальянской авиации, по повреждений не получил. 10 июня соединение "Н" вернулось в Гибралтар, и до 21 июня корабль находился там на стоянке.

22 июля "Худ" вышел в море и взял курс на Касаб­ланку, получив приказ уничтожить находящийся там не­достроенный французский линкор "Жан Бар", чтобы тот не достался в руки немцев. Но на пути в Касабланку приказ был отменен, и 25 июля крейсер вернулся в базу, где находился по 31 июля.

1 августа 1940 г. "Худ" совме­стно с авианосцами "Арк Ройял", "Энтерпрайз" и четырьмя эсминца­ми эскортировали авианосец "Ар­гус", доставлявший истребители британских ВВС на Мальту. По пути соединение обстреляло и атаковало своей авианосной авиацией итальян­ский порт Кальяри. 2 августа крей­сер вернулся в Гибралтар, где нахо­дился до 4 августа.

3 августа крейсер получил приказ о возвращении в Метропо­лию, с 4 по 8 августа "Худ" совер­шал переход из Гибралтара в Пли­мут, навсегда покинув Средиземное море. 11 августа крейсер появился в Скапа-Флоу, вернувшись в состав флота Метрополии (флаг вице-адмирала Уитворта) с целью патрулирова­ния транспортных коммуникаций Великобритании. С ав­густа по октябрь 1940 г. корабль патрулировал в райо­нах прохождения судов союзников к северу от британс­ких островов.

13 сентября 1940 г. "Худ" с линкорами "Нельсон" и "Родней", двумя крейсерами и восемью эсминцами пе­решли из Скапа-Флоу в Розайт, чтобы быть ближе к рай­ону возможного вторжения немецких войск в Английс­ком канале.

6 ноября 1940 г. "Худ" и "Рипалс" совместно с тремя крейсерами и шестью эсминцами блокировали под­ступы к французским портам Брест и Лориан, пытаясь перехватить возвращающийся из рейда в Атлантику не­мецкий "карманный" линкор "Адмирал Шеер". Пере­хватить его не удалось, и британские корабли верну­лись в Скапа-Флоу.

23 ноября 1940 г. "Худ" вышел из Скапа-Флоу и 25 ноября прибыл в Рейкьявик (Исландия). Базируясь на Рей­кьявик, крейсер приступил к патрулированию Датского пролива — прохода между Исландией и Гренландией.

В ночь с 24 на 25 декабря 1940 г. "Худ" вместе с крейсером "Эдинбург", эсминцами "Коссак", "Эхо", "Электра" и "Эскапейд" встретил в море Рождество.

Согласно статей Вашингтонского договора 1921 г. ,"Худ" должны были вывести из состава флота в 1941 г., через 21 год после постройки, но война поме­шала этому.

В начале 1941 г. "Худ" прошёл последний теку­щий ремонт, 13 января бросив якорь на верфи в Розайте. Ремонт продолжался с 16 января по 15 марта. Для управ­ления стрельбой центральной наводки главного калибра установили радиолокатор типа 284. Антенну радиолока­тора разместили на фор-марсе поверх поста управления стрельбой центральной наводки главного калибра. С "морской звезды" грот-мачты демонтировали радиопеленгаторную рубку. С фор-марса удалили наблюдательный пост управления торпедной стрельбой, радиорубку и фор-марс-стеньгу. С 15 по 21 марта на корабле провели испытания установленного оборудования и ходовые ис­пытания. Здесь же на палубу крейсера поднялся его пос­ледний командир кэптен Керр.

Без сомнения, линейный крейсер "Худ", благода­ря самому большому в Королевском военно-морском фло­те водоизмещению, представлял собой корабль, наибо­лее пригодный и нуждающийся в проведении обширных модернизаций. Несмотря на это, с 1920 г. вплоть до своей гибели в 1941 г., он не подвергался надлежащей модер­низации. В основном проводилось усиление средств ПВО и, наряду с этим, некоторые сопутствующие конструк­тивные улучшения. Нельзя не отметить, что Адмиралтей­ство неоднократно рассматривало проекты кардиналь­ной модернизации крейсера, но в силу того, что "Худ" из всех британских крейсеров-дредноутов был далеко не са­мым старым и не самым худшим кораблем в отношении броневой защиты, его модернизация не являлась приори­тетной. Однако длительная интенсивная эксплуатация корабля и быстрое развитие боевых средств флотов про­тивников требовало усиления броневой защиты корпуса, в особенности палубного бронирования и противоторпед­ной защиты.

К 1939 г. возраст крейсера достиг почти 20 лет, и это, прежде всего, сказалось на его энергетической уста­новке. Водоизмещение увеличилось до неприемлемой ве­личины, что резко ухудшило остойчивость. Особо стоял вопрос о реконструкции паротурбинной установки, по­скольку износ её механизмов оказался очень велик. В пер­вую очередь, в замене нуждались все котлы, а также ло­патки турбин. Что было хуже всего, так это перегрузка корабля, вызванная увеличением объёма цистерн с топ­ливом и изменениями в вооружении и оборудовании, ко­торая в 1939 г. довела его полное водоизмещение до 48650 т. В результате этого произошло смещение центра тяжести корабля, из-за чего осадка носом увеличилась на 0,7 м, а кормой уменьшилась на 0,15 м. Средняя осадка возросла на 0,61 м, а метацентрическая высота понизилась на 0,46 м. В таком положении изношенные механизмы крейсера вы­нуждены были преодолевать дополнительное сопротив­ление воды, и прежняя 31-узловая скорость хода относи­лась лишь к разряду воспоминаний. Крейсер не имел воз­можности ходить достаточно долгое время на высоких скоростях. Большим успехом для корабля считалось дос­тижение 28-узловой скорости хода, а длительное поддер­жание такого режима грозило серьёзной аварией меха­низмов.

Наконец-то Адмиралтейство решилось на пере­стройку своего самого красивого корабля, запланировав на декабрь 1939 г. начать долговременную модерниза­цию. Это должно было начаться по завершении ремонта линкора "Куин Элизабет" и закончиться в 1942 г., одна­ко начало второй мировой войны в 1939 г. сделало её невозможной. Объём запланированных работ был впечат­ляющим. В плане модернизации прежде всего планирова­ли полную реконструкцию паротурбинной установки, включая замену главных и вспомогательных механизмов.

Устаревшей оказалась вспомогательная артилле­рия "Худа", а зенитное вооружение, несмотря на непре­рывное усиление, недостаточным. С сентября 1939 г. шесть одиночных 102-мм зенитных орудий заменили на семь спаренных 102-мм зенитных "универсалок", доба­вили один восьмиствольный 40-мм зенитный автомат и две четырёхствольные установки 12,7-мм зенитных пуле­мётов Виккерс. Предусматривалась замена всех 102-мм зенитных "универсалок" на восемь 133-мм универсаль­ных орудий в спаренных установках; увеличение коли­чества восьмиствольных 40-мм зенитных автоматов "Пом-пом" образца Mk.VI до шести; демонтаж всех 12,7-мм зенитных пулемётов и всех оставшихся торпедных аппа­ратов; установка в средней части корабля поперечной палубной катапульты типа D-III-H и самолётного ангара с необходимым оборудованием.

Изменений требовала и вся махина передней бое­вой рубки, которая не обеспечивала командованию и офи­церам боевых частей ни хорошего обзора, ни удобства расположения, не говоря уже об увеличившемся количе­стве средств связи и приборов управления артиллерийс­ким огнём. Намечался полный демонтаж передней бое­вой рубки и замена её типовой рубкой линкоров, рекон­струкция мостиков носовой надстройки.

Серьёзную проблему составляла защита палуб "Худа". Несколько уровней палуб, выполненных из тол­стой судостроительной (незакалённой) стали, вызывали много опасений ещё в 1920 г. Спустя двадцать лет, с увеличением дальности действия корабельной артилле­рии, при угрозе падения снаряда под большим углом к плоскости палуб, с появлением новой опасности в виде отвесно падающих крупных авиабомб современный ко­рабль должен был иметь палубы, покрытые бронеплита-ми. Ещё в 1927 г. начальник отдела военного корабле­строения поднимал вопрос о покрытии палуб "Худа" бронёй. Однако для подобной модернизации корабль и так уже был сильно перегружен, и, кроме того, для этой работы в то время не было средств. Предусматривалась перестройка подводной бортовой защиты, включая уда­ления из булей пустотелых труб и нефтяных цистерн; переделка верхней части булей для улучшения остойчиво­сти; изменение броневой защиты корабля посредством сня­тия верхнего 127-мм броневого пояса и усиление до 51-мм противоосколочного бронирования в межпалубном пространстве.

Дальнейшая модернизация рассматривалась в двух вариантах. Увеличение высоты 305-мм главного броневого пояса до уровня верхней палубы; увеличение тол­щины бронирования верхней палубы над погребами до 102 мм; над машинными отделениями до 64 мм. Либо при неизменном расположении 305-мм и 178-мм броневых по­ясов увеличение толщины главной палубы до 127 мм над погребами боезапаса главного калибра и до 102 мм над машинными отделениями.