Проектирование

 

Согласно Brayer [6]: "Для Германии появление "Дредноута" не явилось неожиданностью, так как заб­лаговременно стало ясно, что в будущем нужно бу­дет строить более мощные корабли. Только лишь оп­ределённые политические соображения помешали своевременной реализации кораблей такого типа". Германия оказалась вполне подготовленной и в от­ношении разработки проектов кораблей такого типа. В 1904-1906 гг. департамент проектирования морско­го ведомства проработал ряд предварительных про­ектов линкоров. Развитие этого ряда проектов яви­лось логическим шагом от линкора-додредноута "Брауншвейг" до дредноута "Нассау".

Согласно Brayer [6], в начале марта 1904 г. на рассмотрение предложили проект линкора 10. А. При проектном водоизмещении 13779 т, длине по конст­руктивной ватерлинии (КВЛ) 130 м и ширине 23,2 м., корабль имел осадку 7,3 м — меньше, чем у "Дредно­ута" (8,08 м). Его вооружение соответствовало гос­подствовавшей тогда концепции "промежуточного" калибра — 12 главных орудий, из которых четыре ско­рострельных 280-мм/40-калиберных в двух башнях в оконечностях корабля и восемь 240-мм/40-калибер-ных в четырех башнях в средней части побортно. Противоминный калибр состоял из шестнадцати 88-мм пу­шек, разнесенных по всей длине корабля на батарей­ной и верхней палубах. Дополняли вооружение шесть подводных торпедных аппаратов (ТА).

Главный броневой пояс толщиной 240-100 мм прикрывал почти всю ватерлинию. Броневая палуба в плоской части имела толщину 30 мм и 40 мм на ско­сах. Стенки барбетов башен главной артиллерии при­крывались 230-200-мм броневыми плитами, сами баш­ни -- 250-мм, стенки боевой рубки -- 400-мм. Двухвальная энергетическая установка включала па­ровые машины, от использования которых немцы не отказались и на "Нассау", и двенадцать паровых кот­лов. При мощности 20000 л.с. (удельная мощность 1,45 л.с./т проектного водоизмещения) предполагаемая скорость хода должна была равняться 19,5 уз. Нор­мальный запас топлива составлял 787 т угля. Проект рассмотрели и в целом одобрили, но морское коман­дование потребовало исключить двухкалиберную главную артиллерию.

После ряда доработок в октябре 1905 года на рассмотрение предложили новый проект С. Его ос­новным отличием явилось полное изменение соста­ва вооружения. Восемь 280-мм/40-калиберных орудий установили в двух двухорудийных в оконечнос­тях и четырех одноорудийных башнях по две по бор­там, причем в бортовом залпе могли участвовать шесть из восьми пушек. Восемь 170-мм/40-калибер-ные орудия разместили в казематах центральной ба­тареи. Их дополняли двадцать 88-мм пушек, пред­назначенных в основном для противоминной обороны, большую часть которых также сосредото­чили в средней части корабля. Имелись несколько подводных ТА.

При рассмотрении проекта отметили, что в оконечностях плотность противоминного огня явно недостаточна. Замена калибров и расположение ар­тиллерии повлекло некоторые изменения в схеме бронирования. Энергетическая установка практи­чески не изменилась. Водоизмещение возросло до 15452 т (удельная мощность несколько уменьшилась - 1,29 л.с./т проектного водоизмещения), но умень­шение длины по KB Л до 123 м и увеличение шири­ны изменило соотношение L/B настолько, что по­зволило ограничить осадку при проектном водоизмещении до 7,8 м.

Но и в этом виде проект не устроил моряков. Бортовой залп из шести орудий они посчитали недо­статочным. Работа над проектом продолжалась, и в 1906 г. предложили вариант проекта G.7.b, который и стал основой для окончательного проекта "Нассау". К этому времени стало ясно, что германские га­вани смогут в ближайшее время обеспечить базиро­вание кораблей значительно более крупных размеров, без чего нельзя было осуществить требовавшееся уве­личение числа орудий. Водоизмещение проекта G.7.b решили увеличить до 18405 т. Длина между перпен­дикулярами (в германском флоте она исчислялась от перпендикуляра из точки пересечения носового шпан­гоута с форштевнем до оси баллера руля) достигла 136м, длина по КВЛ 145м, ширину увеличили до 26,5 м. Осадка возросла до 8,6 м и превышала осадку додредноута "Дёйчланд" (8,2 м).

Теперь главную артиллерию составляли две­надцать 280-мм/40-калибсрных орудий в шести дву­хорудийных башнях, расположенных, как и на пре­жних проектах, по углам шестиугольника. При этом бортовой залп включал восемь орудий — две трети от общего числа. Противоминную артиллерию заме­нили на двенадцать 150-мм/40-калиберных орудий. расположенных в казематах на батарейной палубе, и те же двадцать 88-мм пушек в казематах и палубных установках. Размещение батарей противоминной ар­тиллерии стало более рациональным — их равномер­но разнесли по большей части длины корабля. Допол­няли вооружение шесть подводных ТА.

Энергетическая установка, как и в предыдущем проекте, почти не изменилась. Паровые машины той же мощности—20000 л.с. (удельная мощность ещё больше уменьшилась до 1,09 л.с./т проектного водо­измещения), но количество винтов увеличили до че­тырех. Конструкторы считали, что благодаря изменению L/B, а также проработкам по теоретическому чертежу, проектную скорость хода удастся не только сохранить, но и увеличить до 19,8 уз. При нормаль­ном водоизмещении корабль принимал 920 т угля, при максимальном — 2657 т. Именно на основе этого ва­рианта разработали окончательный проект "Нассау".

В журнале "Морской сборник" 1906 г. № 6 го­ворилось, что: "Германские эскадренные броненосцы Ersatz Bayern и Ersatz Sachsen, по данным английско­го журнала "Engineer", будут иметь водоизмещение по 17710 т; скорость хода 19,5 уз.; главное артилле­рийское вооружение их будет состоять из четырнад­цати 280-мм пушек в 50 калибров длиной.

Относительно обоих броненосцев Ersatz Bayern и Ersatz Sachsen, в обычной синей книге, представленной недавно английскому парламенту, даны следу­ющие сведения: водоизмещение 17710 т; артилле­рийское вооружение восемь 280-мм и двенадцать 190-мм пушек". Исходя из привычной для Герма­нии экономии средств на постройку новых линко­ров (последних с главной артиллерией калибра 280-мм), проектное (нормальное) водоизмещение, как и "Дредноута" (18120 т), ограничили величиной 18000-19000 т.

Однако и это умеренное водоизмещение проек­тировщики снова использовали наилучшим образом. Отказавшись от крайностей, которые за границей были выбраны либо в пользу одних, либо других боевых ка­честв, создали оптимальный проект довольно гармонич­ного корабля. Наружные обводы корпуса обеспечива­ли хорошую мореходность, скорость хода поддерживалась в пределах средних значений своего времени, прикрытая бронированными башнями, глав­ная артиллерия имела несколько уменьшенный, но дос­таточно эффективный и обладавший большей скорост­рельностью калибр 280-мм.

Окончательно проект линкора по своей конструкции представлял собой высокобор­тный гладкопалубный башенно-казематный броненосный корабль с шестью бронирован­ными вращающимися башня­ми артиллерии главного калиб­ра (по одной в оконечностях корабля, и по две побортно), двенадцатью казематами в средней части корабля, лёгкой артиллерией в обеих надстрой­ках, носовой и кормовой око­нечностях, двумя бронирован­ными боевыми рубками, непрерывным главным броне­вым поясом от кормовой попе­речной броневой переборки до форштевня, бронированной цитаделью и казематами и бро­невой палубой выше и ниже ва­терлинии. Носовую и кормо­вую оконечность защищала только броневая палуба, рас­положенная ниже ватерлинии. Форма корпуса новых кораблей отличалась от корпу­са линкора "Дредноут" не­сколько меньшей длиной и бо­лее широким миделем, а также отсутствием полубака. Подъём днища в носовой части кораб­ля был менее крутой, а у фор­штевня отсутствовал характер­ный таранный шпирон, что свидетельствовало о полном отказе от архаичной тактики таранного удара в бою. Согласно Groner [8], для всех четырёх линко­ров типа "Нассау" проектное (нормальное) водоиз­мещение при осадке по конструктивную ватерлинию (КВЛ) включало вес боезапаса, экипажа, загрузку от 25-до 50% топлива (950 т угля), провианта и другого специального оборудования, что составляло, соглас­но Эверс [5], 18870 т при средней осадке 8,06 м; Brayer [6], 18569т; Conway [7], соответственно, 18570 т и 8,08 м; Groner [8], 18873 т, то есть, по разным данным, на 449-753 т больше, чем у линкора "Дредноут" (18120 т и 8,08 м). Проектное водоизмещение "Нассау" пре­вышало "Дредноут" в среднем на 700 т. Увеличение осадки на 1 см соответствовало увеличению водоиз­мещения на 28,92 т.

Согласно Conway [7], водоизмещение в полном грузу составляло 21000 т при осадке 8,9 м; согласно Groner [8] и Hildebrand [9], водоизмещение в полном грузу включало максимальный запас угля 2700 т и составляло 20535 т при осадке 8,57 м носом и 8,76 м кормой, против, соответственно, 20730 т и 9,09 м у линкора "Дредноут" (в пере­груз 21765 т).

Согласно Conway [7], источникам [10], [11] и [12], длина корабля между перпен­дикулярами составляла 137,7 м; согласно Groner [8], по про­екту по КВЛ 145,6 м и наи­большая 146,1 м, против, соот­ветственно, 149,4 м, 158,5 м и 160,74 м или на 11,7 м, 12,9 м 14.64 м короче, чем у "Дред­ноута".

Корпус новых линкоров выполнили гладкопалубным и сравнительно широким. Отно­шение L/B составило 5,41 про­тив 5,65 у "Дёйчланд". Конст­руктор этих кораблей главный строитель имперского флота тайный советник Бюркнер. вы­полняя требование сильно уве­личить водоизмещение кораб­ля при сохранении прежней осадки и учитывая необходи­мость действенной подводной защиты против торпед и мин, был вынужден значительно увеличить ширину корабля, по­скольку конструкция противо­минной защиты (пространство ниже главной броневой палубы между противоминной пере­боркой и наружной обшивкой), чтобы быть достаточно эффек­тивной, требовала определен­ного пространства и глубины внутри корпуса. Помимо про­чего, это также значительно повышало остойчивость.

Согласно Conway [7] и Groner [8], ширина ко­рабля на мидель-шпангоуте (52-й шп.) составляла 26.9 м (без учёта противоторпедных сетей); согласно Эверс [5], отношение L/B=5,41 (где В длина по КВЛ), про­тив, соответственно, 25,03 м и 6,33 у "Дредноута" и 22,2 м и 5,65 у линкоров типа "Дёйчланд", то есть на 1,9 м и 4,7 м шире.

Согласно Groner [8], высота борта, замеренная от верхней кромки верхнего горизонтального листа киля до верхней кромки балки верхней палубы на мидель-шпангоуте (52 шп.), достигала 13,25 м, против 13,11 м на миделе у "Дредноута".

Единственным более-менее стабильным пара­метром в германском судостроении была высота бор­та корпуса на миделе. Начиная с 1890 г., за 16 лет высота борта выросла с 11,0 м (броненосец "Бранденбург", ширина 19,5м) сначала до 13,1 м (линкоры типа "Кайзер Фридрих III", ширина 20,4 м), затем уменьшилась до 12,84 м (линкоры типа "Дёйчланд", шири­на 22,2 м) и снова возросла до 13,25 м (линкоры типа "Нассау", ширина 26,9 м) и, наконец, до 13,38 м (лин­коры типа "Гельголанд", ширина 28,5 м).

Глубина трюма от верхней кромки листа об­шивки второго дна до верхней кромки балки верхней палубы в середине между перпендикулярами состав­ляла 11,95 м.

Согласно Эверс [5], высота надводного борта линкоров типа "Нассау" на миделе при нормальном водоизмещении составляла 5,18м, линкора "Дредно­ут" 5,60 м. Согласно Conway [7], высота надводного борта составляла в носовой оконечности 6,71 м, на миделе 5,66 м и в кормовой части 5,94 м, против 8,54 в носовой оконечности, 5,03 м на миделе и 5,49 м в кормовой части "Дредноута".

Согласно Эверс [5]: "Особые военные условия морских сражений в районе Северного моря создали для германского флота особый тип кораблей, во мно­гих отношениях отклоняющийся от английских. Пло­хая видимость в течение известного времени года де­лает бои на большой дистанции маловероятными. Поэтому главный калибр был снижен, а средняя ар­тиллерия оставлена. Немного лет спустя это решение пришлось принять и Англии, чтобы противостоять эс­минцам. Экономия в весе машинных установок и тя­жёлой артиллерии дала возможность увеличить тол­щину брони, равно как и величину бронированной площади, так что она оказалась много больше, чем у английс­ких кораблей. Эти отличитель­ные качества также отвечают бою на средних дистанциях".

Торпедное вооружение линкоров рассматривали как удобное в ближнем бою или при внезапном возникновении боя применяемое при удобном слу­чае. Эти ожидания в первую мировую войну не сбылись. Крупные немецкие корабли за всю войну не добились ни одного попадания торпедой. Боль­шие затраты оказались полнос­тью бесполезными. Это выразилось как в излишней ве­совой нагрузке, так и занимае­мым объемом помещений кор­пуса. Торпедные отсеки, главным образом бортовые, за­нимали очень большой объём помещений от борта до борта, и их трудно было разместить. Поскольку большей частью они располагались по концам цита­дели, а также в сужающихся ча­стях корпуса корабля, их защи­та от подводного попадания была довольно слабой. Затоп­ление этих отсеков могло выз­вать серьезное нарушение пла­вучести корабля.

Средства защиты вклю­чали бронирование и другие способы предотвращения гибе­ли корабля от потери непотоп­ляемости или остойчивости.

Согласно Эверс [5]: "Ста­новившаяся всё более необхо­димой хорошая подводная за­щита от снарядов и торпед явилась серьёзной проблемой, которая в то время была хоро­шо продумана и систематичес­ки проработана только в Гер­мании. В противоположность английским кораблям и кораблям других наций, толь­ко германские корабли обладали основательной под­водной защитой, проверенной на многих предвари­тельных испытаниях, действенность которой подтвердилась во время войны. Защитный противо­минный пояс корабля от торпедных и минных попа­даний требовал значительно большей ширины кораб­лей, чем у других наций. Он придавал им значительную остойчивость и относительную невос­приимчивость к бортовому проникновению воды".

По сравнению с германскими додредноутами бронирование ещё более усилили. Броневой пояс в средней части борта "Нассау" достигал толщины 270 мм (у остальных 290 мм) вместо 225 мм и, соответ­ственно, 240 мм у линкоров типа "Дёйчланд". ("Дред­ноут" имел толщину броневого пояса по КВЛ 279 мм, выше 203 мм. Бронирование цитадели между броне­вым поясом и верхней палубой отсутствовало, по­скольку там не имелось артиллерии среднего калиб­ра.) В средней части корпуса броневой пояс был значительно шире, чем у его предшественников, так что он перекрывал батарейную палубу.

Переход от лежащей выше КВЛ части броневой палубы в середине корабля до лежащих ниже КВЛ ча­стей броневой палубы в оконечностях осуществили не через наклонную, так называемую гласиспалубу, а за счёт установки в местах перехода поперечных верти­кальных переборок. Противоторпедные продольные переборки проходили вдоль всей длины цитадели. (На "Дредноуте" противоторпедные переборки в виде ко­ротких экранов расположили только на длине погре­бов боеприпасов.) Эффективность защиты этих пере­борок из 30-мм судостроительной стали была недостаточной. Лишь на линкорах типа "Кайзер" по­ставили 40-мм переборки из броневой стали.

В схему бронирования первых немецких дред­ноутов входили: главный броневой пояс переменной толщины по всей ватерлинии (согласно Brayer [6] и Groner [8], толщина плит главного броневого пояса по КВЛ от кормы к носу составляла 90 - 300 - 80 мм); бронированная цитадель с броневой палубой выше ватерлинии и расположенным выше броневым казе­матом для орудий противоминного калибра (соглас­но Brayer [6] и Groner [8], толщина броневых плит цитадели составляла 120-170-100 мм, толщина броне­вых плит каземата 160 (80) мм); легкая бортовая бро­ня в оконечностях с броневыми палубами ниже ва­терлинии: бронированная верхняя палуба (согласно Brayer [6] и Groner [8], толщина броневых плит насти­ла броневой палубы составляла 55-80 мм); защищен­ные толстой броней барбеты и орудийные башни, а также боевые рубки для управления кораблем в бою (согласно Brayer [6] и Groner [8], толщина стенок/ кры­ши 280-мм орудийных башен составляла 280/90 мм, толщина стенок/крыши 280-мм передней боевой руб­ки — 400/80 мм, задней 200/50 мм); противоторпед­ная переборка, входящая в конструктивную подвод­ную защиту (согласно Brayer [6] и Groner [8], толщина противоторпедных переборок составляла 30 мм): по­перечные броневые переборки для защиты от продольных попаданий снарядов в середину корабля со стороны носа и кормы (согласно Brayer [6], толщина поперечных броневых переборок составляла 200 мм).

Кроме бронирования в систему защиты кораб­ля входили специальные устройства конструктивной защиты в виде проходящих вдоль всех машинно-ко­тельных отделений бортовых продольных кофферда­мов (коридоров), защитных угольных ям, защита ко­тельных отделений ямами с углём и оснований дымовых труб броневыми колосниками, разделения подводной части корпуса на крупные основные отсе­ки и относительно мелкие водонепроницаемые поме­щения и цистерны.

В качестве критерия бортовой защиты часто ис­пользуют угол крена, при котором верхняя кромка броневого пояса уходит под воду или нижняя выхо­дит из воды. При крене 7° нижняя кромка броневого пояса выходила из воды, при 25° верхняя кромка бро­невого пояса уходила под воду.

Машинная установка состояла из трёх главных вертикальных трёхцилиндровых паровых поршне­вых машин тройного расширения прямого действия, изготовленных Имперскими заводами в Вильгельмсхафене, установленных параллельно друг другу в машинном отделении (МО) и вращавших каждая свой винт.

Котлы отапливались углем. Консервативность немцев в сохранении этого вида топлива легко объяс­няется тем, что немцы считали его важным дополне­нием к броневой защите. Правда, при этом требова­лось делать вырезы в переборках для удобства доступа в угольные ямы, что явно не улучшало водонепрони­цаемость отсеков. Кроме того, довольно существен­но увеличивался экипаж корабля.

Угольное отопление имело и другие недостат­ки — трудности в погрузке на корабль, сложности обитания (угольная пыль), а также все более услож­няющиеся условия подачи угля к котлам по мере его расхода. Дополнительным, но не менее важным для немцев фактором в их приверженности к углю было то, что на территории Германии при почти полном отсутствии нефтяных месторождений имелись боль­шие и легкодоступные залежи угля, в то время как доставка нефти морем в случае войны могла быть лег­ко прервана британскими кораблями. Корабли обо­рудовали системами управления и средствами сиг­нализации, электроосвещения, кренования, осушения и затопления трюмов и отсеков, затопления погре­бов боезапаса, противопожарной, парового отопле­ния и вентиляции помещений.