Введение

 

В 1905 г. профессор Массачусетской школы кораблестроения в США В.Ховгард сформулировал задачи, которые должен выполнять идеальный "эс­кадренный крейсер" будущего. Они сводились к сле­дующему: быстрое сосредоточение и охват флангов противника; навязывание противнику боя и удержа­ние огневого контакта с ним до подхода главных сил; преследование отступающего противника; раз­ведка боем; самостоятельные дальние операции и поддержка легких крейсеров.

Каким же рисовался Ховгарду будущий ко­рабль? В сущности, это должен быть эскадренный броненосец по вооружению и бронированию, уве­личенный в размерах до того, чтобы развивать бо­лее высокую скорость. Следует отдать должное проницательности Ховгарда: предсказанные им корабли действительно появились через десять лет. Но в 1905 г. английским кораблестроителям, про­ектировавшим "эскадренный крейсер" под стать "Дредноуту", ещё претила мысль о том, что крей­сер может быть крупнее броненосца. Поэтому они приняли второй путь — повышать скорость хода не за счет увеличения водоизмещения, как предла­гал Ховгард, а в основном за счет ослабления бро­нирования. Немцы, принявшие вызов англичан, из­брали третий путь — довольствуясь меньшей ско­ростью, они большое внимание уделяли брониро­ванию и живучести корабля.

По классификации 1911 г.эскадренные броненосцы стали именоваться линейными кораб­лями, а "эскадренные крейсеры" - линейными крейсерами. Согласно ставшей общепринятой терминологии, можно сказать, что на первых ан­глийских линейных крейсерах, в которых защи­та приносилась в жертву скорости и огневой мощи, упор делался больше на крейсерские функ­ции, чем на эскадренные. В первых же германских линейных крейсерах эскадренные требования пре­обладали над крейсерскими. Достаточно полно это различие проявилось в ходе первой мировой войны. Тем не менее свернуть с пути, намеченно­го Ховгардом, не удалось ни англичанам, ни нем­цам — столбовой дорогой развития линейных крейсеров стало неуклонное увеличение водоиз­мещения от серии к серии.

Термин "линейный крейсер" для периода 1905-1920 гг.можно определить как обозначение корабля, как минимум на четыре узла более быст­роходного, чем современный ему линейный ко­рабль, имеющего на вооружении орудия, пригодные для артиллерии главного калибра современных ему линейных кораблей, и с такой броневой защитой, которая возможна при соблюдении двух предыду­щих условий. Трудности при создании удовлетво­рительного проекта такого корабля, водоизмеще­ние которого могло быть меньше, чем у соответ­ствующих линкоров, или, за небольшим исключе­нием, было бы не намного больше, чем у них, со­стояли в больших размерах и весе котлов, машин и механизмов, необходимых для обеспечения более высокой скорости.

Линейные крейсера, вероятно, как это пред­ставляли в Англии, были пригодны как для обыч­ной крейсерской службы, так и для использования в бою в качестве быстроходной дивизии главных сил. Вторая задача тотчас же получила предпочте­ние перед другими.

Начало первым линейным крейсерам типа "Инвинсибл" положила в 1906 г. Англия. За исклю­чением Германии и Японии, остальные морские дер­жавы, которые до этого времени строили броненос­ные крейсера, не только не продолжили их построй­ку, но и вообще впредь отказались от строительства тяжелых крейсеров. По принятым в немецком во­енно-морском флоте понятиям, тяжелые крейсера включали в себя броненосные и линейные. Такой тяжелый крейсер мог быть в некоторой степени рав­ноценен линейному кораблю не своим относитель­но слабым вооружением, не довольно слабой бро­невой защитой, а более высокой скоростью. Конеч­но, этого можно было достигнуть только за счет использования большего водоизмещения.

В результате появился новый тип прочных и грозных кораблей, в создании которых Германия всегда была более удачлива, чем Англия.

Начиная с "Фон-дер-Танна" в Германии и "Лайона" в Англии, линейный крейсер был круп­нее современного ему линейного корабля. В этой связи необходимо указать на значительное увели­чение водоизмещения, которое из года в год было характерно для немецких броненосных и линейных крейсеров : "Йорк" (заложен в 1903 г.) — 9 533 т, "Шарнхорст" (1904 г.) -- 116.16 т, "Блюхер" (1907 г.) — 15 842 т, "Фон-дер-Танн" (1908 г.) -19 370 т, "Мольтке" (1909 г.) — 22 979 т. В течение шести лет водоизмещение возросло в 2,4 раза, лишь после этого рост заметно снизился.

Первые в истории английские линейные крейсера "Инвинсибл", "Инфлексибл" и "Индомитейбл" были спущены на воду в 1907 г. Уступая со­временному им "Дредноуту" в водоизмещении (17 250 т против 22 000 т), они несли почти столько же орудий главного калибра (восемь против деся­ти) и развивали скорость 26 узлов против 22. Цена этих достоинств легко выявляется при сравнении броневой защиты: там, где у "Дредноута" стояла 279-мм броня, у "Инвинсибла" была только 152-мм, что было значительно меньше, чем у немец­ких линейных крейсеров.

Усиление немецкого военно-морского флота во время правления кайзера Вильгельма II совпало со временем интенсивного технического развития в су­достроении. Разумеется, этот процесс протекал нерав­номерно. Периоды некоторой инерции сменялись резкими скачками вперед. Это позволяло немцам со­здавать корабли, которые, благодаря внедрению но­вейшей технологии, существенно выделялись в ряду подобных кораблей других морских держав.

В Германии имелась четкая линия развития броненосных крейсеров, которая начиналась с "Фюрста Бисмарка" (заложен в 1897 г., водоизме­щение 11461 т), продолжалась "Принцем Генрихом" (1900 г., 9806 т), "Принцем Адальбертом" и"Фридрихом Карлом" (соответственно 1901 и 1902 гг., 9875 т), "Рооном" и "Йорком" (соответственно 1903 и 1904 гг., 10266 т) и заканчивалась "Шарнхорстом" и "Гнейзенау"(1906 г., 12985 т) — знаме­нитыми кораблями адмирала графа Шпее .

Неуклонно росло водоизмещение этих крей­серов, скорость их также увеличилась с 18,7 до 23,5 узлов. Однако было и одно уменьшение — калибр главной артиллерии, начиная с "Принца Адальбер­та" был уменьшен с 240-мм до 210-мм. Это умень­шение обосновывалось тем, что недавно усовер­шенствованный бронебойный 210 мм снаряд имел тот же поражающий эффект, что и 240-мм. Умень­шение калибра привело к возможности установки двух башен с двумя скорострельными орудиями калибра 210 мм вместо двух одноорудийных башен калибра 240 мм, что значительно увеличивало бо­еспособность корабля по сравнению с "Принцем Генрихом" ("Фюрст Бисмарк" имел две башни с двумя 240-мм орудиями).

Артиллерия среднего калибра состояла из 12 скорострельных орудий калибра 150 мм на "Фюрсте Бисмарке" по сравнению с 10 на осталь­ных крейсерах, каждое из которых было установ­лено либо в одноорудийных башнях на борту ко­рабля поверх бронированного пояса, либо в бро­нированной цитадели или казематах. Вспомога­тельная артиллерия, первоначально состоявшая из 10 скорострельных орудий калибра 88 мм, была увеличена до 12 на "Принце Адальберте", а затем до 18 на "Шарнхорсте".

Предполагалось как можно больше усилить артиллерию главного калибра. Для этого цент­ральное морское управление прорабатывало воз­можность установки на "Шарнхорсте" дополни­тельных 210-мм орудий. В результате создания проекта управление смогло установить на "Шар­нхорсте" четыре дополнительных орудия 210-мм калибра в одноорудийных установках по четырем углам казематов. Две стандартные двухорудийные башни в носовой и кормовой частях корабля ос­тавались, как обычно, обеспечивая этому кораблю мощную батарею главной артиллерии из восьми орудий одного калибра.

Но к 1930-м годам вес машинной установки так понизился, что стало возможным создание линкоров со скоростями линейных крейсеров, и оба типа соединились в один с различием в шесть узлов между более и менее быстроходными.