Броненосный крейсер "Блюхер"

 

Герхард Либерехт фюрст Блюхер фон Вальстат (16 декабря 1742 г. — 12 сентября 1819 г.). Прусский генерал-фельдмаршал.

 

Корабль находился в составе флота с 27 апреля 1910 г. по 24 января 1915 г.

 

Лучшее решение было найдено при создании этого корабля, спроектированного в период 1904-1905 гг., как раз перед тем, как военно-морские флоты всех стран в один момент устарели при из­вестии о разработанном проекте британского ли­нейного корабля "Дредноут" с главной артиллери­ей одного калибра. Только спуском на воду этого нового линейного корабля можно объяснить пос­ледующую задержку постройки крейсера, обозна­ченного как "официальный проект броненосного крейсера под индексом "Е". Хотя на стапеле ко­рабль находился до 1907 г., калибр его орудий был выбран намного раньше.

Когда 11 апреля 1908 г. на Государственной верфи в Киле был спущен на воду броненосный крейсер под индексом "Е", после заздравной речи на крестинах корабля генерала пехоты фон Гольца и освящения его названия правнучкой того, в чью честь назывался крейсер, а именно графиней Блю­хер фон Вальстат, появился самый противоречивый и спорный в своей основе корабль военно-морско­го флота Германии — броненосный крейсер "Блю­хер". С тех пор он снова и снова приводился как пример неудачной судостроительной политики морского министра адмирала Тирпица, чему не в меньшей мере способствовали события его гибели.

Оценка "Блюхера" как неудачного корабля, что можно встретить довольно часто, вызвана, ве­роятно, двумя причинами. Первая — сравнение его с английским линейным крейсером "Инвинсибл", вторая — его гибелью в бою у Доггер-бан­ки 24 января 1915 г.

Рассмотрение предыстории возникновения этого корабля с полемико-критической точки зре­ния вызывает большой интерес, и об этом необхо­димо сказать более подробно. Это представляет именно ту проблему, с которой все флоты могли столкнуться лицом к лицу, поскольку Великобрита­ния постройкой линейных крейсеров типа "Инвинсибл" (водоизмещение 17 600 т) перевела этот класс крейсеров под стать "Дредноуту", то есть из строя­щихся броненосных крейсеров развился тип линей­ного крейсера, вооруженного крупнокалиберной артиллерией линейных кораблей и имеющего ма­шинную установку из паровых турбин, обеспечива­ющих повышенную скорость хода.

Фактически броненосный крейсер под индек­сом "Е", позднее "Блюхер", никоим образом не являлся ответом на появление первого английско­го линейного крейсера. В течение 1904 г., когда идея создания линейного корабля типа "Дредноут" ещё витала в воздухе, подобной тенденции в развитии броненосных крейсеров вообще не наблюдалось. Находящийся в постройке английский крейсер типа "Дефенс" был вооружен 4-234-мм, 10- 190-мм ору­диями и имел скорость 23 узла.

Подобным вооружением и скоростью распо­лагали корабли других крупных морских держав. Франция ("Вальдек-Роше", 14 100 т, 14- 194-мм, 23 уз.), Италия ("Сан-Джорджио", 10 164 т, 4 - 254-мм, 8 - 190-мм, 23 уз.), Россия ("Рюрик", 15 430 т, 4 -254-мм 8 - 203-мм, 21 уз.) и США ("Теннеси", 15000 т, 4-254-мм, 16- 152-мм, 22 уз.) име­ли в то время в составе своих флотов броненос­ные крейсера. Только японские броненосные крейсера "Цукуба" и "Курама" были вооружены 4 - 305-мм и 8 - 203 мм орудиями, но развивали скорость не более 21-22 узлов.

Беспрерывное увеличение размеров и водоиз­мещения всех типов кораблей вынудило проектные департаменты главного управления немецкого во­енно-морского флота в 1904-05 гг. предложить соб­ственный проект броненосного крейсера (установ­ка главной артиллерии в оконечностях и в середи­не корабля и наличие артиллерии неподбойного борта), который, по сравнению с другими корабля­ми, означал существенный шаг вперед. При водо­измещении 15 842 т с расположенными в шахмат­ном порядке шестью двухорудийными башнями ка­либра 210 мм и сильным бронированием он мог, и притом вполне обоснованно, в боевом отношении не уступать другим кораблям такого же класса, но нового слова в развитии военного кораблестроения этим сказано не было. В особенности это касалось того обстоятельства, что на нем пришлось оставить привычную паровую поршневую машину.

Тем не менее эта паровая машина придавала кораблю такую скорость, что он со своими 25 узла­ми "считался самым быстроходным в мире боевым кораблем с паровой машиной". Но машина такого типа и мощности требовала для своей установки значительную часть объёма корабля, а, с другой сто­роны, новая схема расположения башен вынудила обеспечить особое размещение погребов боезапаса, что позднее явилось одной из причин его гибели.

Спроектированный в 1904-05 гг. и построен­ный по программе (бюджетному году) 1906 г. на Государственной верфи в Киле, броненосный крей­сер под индексом "Е", по сравнению со своими ино­странными соперниками, оказался значительно бо­лее крупным. Проектная скорость была достаточ­но высокой, и выбор артиллерии главного калибра из двенадцати скорострельных морских орудий ка­либра 210 мм оказался довольно удачным. Как и у англичан было разделение артиллерии на два калиб­ра— главный и противоминный.

Стало очевидно, что корабль вполне приго­ден для выполнения предназначенных в то время для броненосных крейсеров задач, таких как под­держка разведки во время боевых действий соединения флота и крейсирование в заграничных водах.

Как ни скрывали англичане тактико-техничес­кие данные своего первого линейного крейсера "Инвинсибл", кое-какая информация о нем все же про­сочилась в Германию. Выяснилось, что "Инвинсибл" станет подобием "Дредноута", только вмес­то 305-мм орудий будет нести такое же количество 234-мм. Недолго раздумывая, немцы решили сде­лать так же, как англичане. Заложенный броненос­ный крейсер "Е" был облегченным подобием стро­ящегося в это же время первого германского дред­ноута "Нассау", но вооруженный не 280-мм, а толь­ко 210-мм орудиями.

Увы, просочившаяся из Англии информация наделе оказалась дезинформацией. Выяснилось, что "Блюхер" никоим образом не соответствует реаль­ной концепции "Инвинсибла". Так же, как и в слу­чае с линейным кораблем "Дредноут", британцы абсолютно засекретили данные своих новых линей­ных крейсеров. Но прежде чем это обнаружилось, он уже был в постройке.

Насколько последовавший в декабре 1906 г. отзыв находившегося уже много лет в Лондоне на посту германского военно-морского атташе контр­адмирала Коэрпера и замена его молодым капитан-лейтенантом Виденманом связаны с этим не полу­ченным своевременно донесением— вряд ли когда-нибудь станет известно. Англичане объясняли это очень просто: старую тайную дипломатию британ­ского правительства перенесли в проектные бюро военно-морского флота.

Когда эта очень тщательно оберегаемая Вели­кобританией тайна новой конструкции корабля ста­ла известна в Германии, постройка броненосного крейсера "Е" уже значительно продвинулась вперед. Теперь же прекращать строительство нового крей­сера прогрессивного проекта было бы абсурдом. Кроме корпуса корабля, в работе был большой за­дел по машинной установке, вооружению и брони­рованию, так что при огромной стоимости этих ме­ханизмов их пришлось бы разбирать на металло­лом. Это не нашло бы понимания у рейхстага и об­щественности Германии.

Главное управление военно-морского флота и морской министр Тирпиц оказались перед очень трудным решением. Теоретически стало ясно, что новый немецкий броненосный крейсер водоизмеще­нием 15 842 т значительно уступает новому британс­кому линейному крейсеру водоизмещением 17 600 т, хотя тот был крупнее всего на 1 800 т, но вооружен орудиями калибра 305 мм. Остановка его построй­ки и разборка могли оказаться напрасными. К это­му надо добавить потерю времени, необходимого для ознакомления инженеров немецких проектных департаментов с английским проектом, поскольку проектирование немецких линейных крейсеров на­ходилось ещё в самом начале. Но как раз эта поте­ря времени была самой чувствительной. Однако это приводило к тому, что намеченное во второй по­правке к закону о флоте и непосредственно в допол­нении к закону запланированное уменьшение чис­ла броненосных крейсеров немецкого военно-мор­ского флота можно было потихоньку обойти.

Вот почему "Блюхер" получился настолько слабее "Инвинсибла", что у немцев язык не повер­нулся назвать его линейным крейсером. Он получил непривычное для тех лет название "тяжелого" крей­сера и рассматривался как переходный тип между прежними броненосными и новыми линейными крейсерами. "Ответ" на "Инвинсибл" был дан не раньше, чем фактически был построен следующий корабль—линейный крейсер "Фон-дер-Танн", по­скольку ко времени готовности "Инвинсибла" он был только лишь спроектирован и его постройка из-за многочисленных трудностей при строительстве такого нового типа крейсеров требовала значитель­ной затраты времени.

Положение в классе броненосных крейсеров немецкого военно-морского флота в этот момент было катастрофическим. Тип "Принцы" (1900-02 гг.) явно устарел, тип "Шарнхорст" (1906 г.) был предназначен для использования в заграничных водах и своей постройкой лучше все­го был для этого приспособлен. Поэтому в каче­стве боевых кораблей оставались только два бро­неносных крейсера типа "Роон" (1903-04 гг.).

Можно было надеяться, что с помощью "Блю­хера" это расстояние, как выразился морской ми­нистр Тирпиц, до готовности уже находящихся в проектировании линейных крейсеров, начиная с "Фон-дер-Танна", легче будет преодолеть, чем в случае, если постройку "Блюхера" остановить пол­ностью. Поэтому Тирпиц решился на продолжение строительства. Он был абсолютно убежден, что речь идет о вынужденном решении, из которого следу­ет, и это он заблаговременно предусмотрел, что ко­рабль вскоре будет выведен из состава флота и ис­пользован как "учебный".

Согласно заданным условиям проекта, конст­рукция "Блюхера" была выдающимся достижением немецкого судостроения того времени. По сравне­нию с предшествующим ему "Шарнхорстом", ко­рабль был большим шагом вперед. Правда, тот эс­тетически выглядел лучше и очень импонировал своим гармоничным силуэтом. Но за шесть прошед­ших лет со дня постройки в его конструкции уже имелись полностью устаревшие принципы.

Это относилось не только к внешнему виду ус­таревших кораблей, но и к системе их бронирова­ния, расположению орудий и машинной установке. Правда, скорость у них возросла с 20 до 22,5 узлов, броневой пояс был утолщен со 100 до 150 мм, и на "Шарнхорсте" четыре одноорудийные башни ка­либра 150 мм были заменены четырьмя 210-мм ору­диями, установка которых в казематах была непри­вычной и неудачной. Напротив, в конструкции "Блюхера" было "всё другое" и для состояния тех­ники того времени самое ультрасовременное. Киль корабля был заложен 21 февраля 1907 г. Постройка крейсера под индексом "Е" (строитель­ный № 33) производилась Государственной верфью в Киле. Водоизмещение корабля составляло: нор­мальное 15842 т, полное 17500 т, Conway [6] приво­дит соответственно 15590 т и 17250 т. Длина кораб­ля во всех источниках приведена разная: у Гронера [9] указана полная длина 161,8 м, между перпенди­кулярами 161,1 м, у Conway [6] соответственно 162,0 ми 161,7 м. Ширина составляла 24,5 м, макси­мальная с учетом уложенных вдоль бортов выстре­лов противоторпедной сети —25,62 м, осадка носом 8,84 м, кормой 8,56 м, высота борта в середине корпуса корабля 13,8 м. Увеличение осадки на 1 см со­ответствовало увеличению водоизмещения на 26,19 т. Корпус корабля был разделен водонепро­ницаемыми переборками на XIII основных отсе­ков. Двойное дно шло на протяжении 65% длины корабля. Способ связей конструкции корпуса -смешанный (набор поперечных шпангоутов и про­дольных стрингеров).

Чтобы усилить его боевую мощь, было реше­но из шести двухорудийных башен калибра 21 Омм две башни установить в носу и в корме в диамет­ральной плоскости и по две башни в середине ко­рабля у каждого борта рядом с броневым поясом, который защищал нижнюю часть башенных уста­новок. При таком расположении башен в линейном бою могли использоваться только четыре башни из шести. Носовая и кормовая башни имели сек­тор обстрела, ограниченный 240°, а бортовые баш­ни— 160°. Таким образом, суммарный сектор всех башен составлял 1 120°. При этом в различных сек­торах обстрела действовало разное число орудий главного калибра: сектор обстрела 0-30°— 6 ору­дий, 30-150° — 8 орудий, 150-180° — 6 орудий. [Морской сборник 1910 №7, с.3,4].

Таким образом, по сравнению с "Шарнхор­стом", артиллерия главного калибра была увели­чена на 50%. На корабле стояли 12 скорострель­ных 210-мм орудий новой модели с длиной ство­ла 45 калибров (9450 мм) против 40 у "Шарнхорста". Они имели угол склонения -5°, угол возвы­шения +30°, что обеспечивало дальность стрель­бы 19 100 м. Боекомплект составлял 1 020 снаря­дов или по 85 на орудие. Скорострельность — 4 выстрела в минуту ( через каждые 15 секунд)

Конструкция башен была новой, аналогич­ное их расположение ко времени проектирования корабля применялось только на линейном кораб­ле "Нассау" и оказалось целесообразным в свете выполняемых броненосными крейсерами задач, поскольку ведение боя на оба борта во время раз­ведывательного похода могло быть очень вероят­но. Но при этом из-за ограниченного размера по­мещений не оказалось достаточно места для размещения возросшего количества артиллерийского боезапаса, поэтому боекомплект не превысил 85 снарядов на орудие.

Артиллерия среднего калибра состояла из 8 скорострельных орудий калибра 150 мм новой мо­дели с длиной ствола 45 калибров (6750 мм) против 40 у "Шарнхорста" с максимальной дальностью стрельбы 13500 м. Боекомплект составлял 1320 снарядов или по 165 на орудие. Во вспомогательную ар­тиллерию входили 16 скорострельных орудий калиб­ра 88 мм с длиной ствола 45 калибров (3960 мм) с бо­екомплектом 3200 выстрелов или по 200 на орудие. На корабле имелось торпедное вооружение из четырех подводных торпедных аппаратов ка­либра 450 мм: один носовой, два бортовых и один кормовой с общим боекомплектом из 11 торпед.

Хотя бронирование по толщине и расположе­нию оставалось в основном таким же, как и на "Шарнхорсте", главный броневой пояс все же уве­личили до 180 мм. Бронирование жизненно важных частей корпуса было выполнено из крупповской цементированной стали. Главный броневой пояс по главной ватерлинии, в середине корабля имевший толщину 180 мм, был уменьшен до 80 мм в носовой и кормовой частях и установлен на прокладке из тикового дерева толщиной 30 мм. Бронирование цитадели выше главного броневого пояса в сред­ней части корабля имело толщину 160 мм, казе­мата 140 мм, поперечных переборок по концам цитадели 80 мм, палубы 50-70 мм. Толщина ло­бовой части и стенок башни равнялась 180 мм, её крыши 80 мм. Толщина стенки передней боевой рубки составляла 250 мм, её крыши 80 мм, задней боевой рубки 140 мм и 30 мм соответственно.

Впервые была предусмотрена новейшая про­тивоторпедная защита в виде проходящей почти вдоль всей длины цитадели противоторпедной пе­реборки толщиной 35 мм. Кроме того, в отличие от кораблей последующей постройки, в этом же райо­не также располагалось отделение бортового под­водного торпедного аппарата. Допотопный и бес­полезный пробковый коффердам убрали.

В пяти главных котельных отделениях, рас­положенных в один эшелон, находились 18 котлов типа Шульце-Торникрофта (немецкий военно-мор­ской тип) с двусторонней топкой и площадью на­грева 7638 кв.м, обеспечивающие давление пара 16 кгс/кв.см.Мощность паровой машинной уста­новки, по сравнению с "Шарнхорстом", была уве­личена на 30%, что повысило скорость крейсера на 1,5 узла. В трех машинных отделениях установили по одной вертикальной четырехцилиндровой па­ровой поршневой машине тройного расширения, которые вращали три вала с четырехлопастными винтами. Средний винт имел диаметр 5,3 м , два крайних — 5,6 м.

Номинальная проектная мощность навалах составляла 32 000 л.с. или 1,83 л.с./т полного во­доизмещения, что при частоте вращения гребных валов 122 об/мин позволяло кораблю развивать скорость 24,5 узла. При испытаниях на Нейкругской мерной миле паровые машины развили фор­сированную мощность 38 323 л.с. (более контрак­тной на 20%), что при частоте вращения гребных валов 123 об/мин позволяло кораблю развивать скорость 25,4 узла.

Во время ходовых испытаний заданная про­ектом величина скорости была значительно превы­шена. По утверждению Штробуша [2], развивая скорость 25,8 узлов, "Блюхер" являлся самым быс­троходным в мире крупным боевым кораблем с па­ровыми поршневыми машинами. В совместных с флотом боевых действиях "Блюхер" не отставал от других кораблей, в то время как 3 ноября 1914 г. во время возвращения после обстрела английского побережья линейный крейсер "Фон-дер-Танн" вре­менами не мог поддерживать необходимую ско­рость хода, правда, как потом утверждали, из-за низкого качества угля. Напротив, устаревший "Блюхер" со своими паровыми поршневыми маши­нами выдерживал все установленные скорости.

Его дальность плавания равнялась 6 600 миль при скорости 12 узлов или 3 520 миль при скорости 18 узлов. Нормальный запас угля составлял 900 т, полный, согласно Гронеру [9], 2 510 т, согласно Conway [6], 2 260 т.

Электроэнергию кораблю обеспечивали шесть турбогенераторов общей мощностью 1 000 кВт, напряжением 225 В.

Конструкция корпуса крейсера была приме­чательна тем, что на нем впервые установили доко­вые кили, так как до этого корабли устанавливали только на средний киль. Причиной этого стали по­вышенные, по сравнению с "Шарнхорстом", пере­резывающие напряжения корпуса корабля вслед­ствие увеличенной почти на 3 м ширины, а также расположенные далеко от диаметральной плоско­сти веса бортовых башен.

По сравнению с "Шарнхорстом", резко бро­сались в глаза многие новшества внешнего вида "Блюхера". От устаревшего тарана окончательно отказались. Хотя форштевень остался всё ещё выс­тупающим, он больше не имел ярко выраженного таранного контура. Средняя надстройка также была ликвидирована. Громоздкие мачты с марсами заме­нили легкими полыми трубчатыми. Число дымовых труб уменьшили с четырех до двух. Число прожек­торов было увеличено, и их объединили в две груп­пы. Только передняя боевая рубка в основном со­хранила свою прежнюю форму.

Впоследствии крейсер (в виде опыта) впервые в кайзеровском военно-морском флоте получил тре­ногую фок-мачту, установленную в 1913-1914 гг. на Государственной верфи в Киле. Во время построй­ки на корабле поставили противоторпедные сети, которые в 1913 г. сняли.

Корабль имел один руль, обладал хорошими мореходными качествами, был слегка склонен к килевой качке, но подвержен сильной бортовой, имел плавный ход, хорошую маневренность, нор­мальную циркуляцию, но тяжело поворачивал. После отклонения руля на угол больше 55° насту­пала потеря управляемости, при этом возникал крен до 10°. Метацентрическая высота составляла 1,63 м. остойчивость была максимальной при 37° крена и нулевой при 79°.

Многие из этих нововведений можно было найти у линейного корабля "Нассау". Хотя извест­но, что "Блюхер" спроектировали почти за год до "Нассау", что также говорит относительно их первенства. Впрочем, оба типа кораблей продемон­стрировали относительно большое увеличение водоизмещения, по сравнению со своими предше­ственниками, которое когда-либо было произведе­но в немецком военно-морском флоте, 36,5% у "'Блюхера" и 43 % у "Нассау".

Экипаж корабля, согласно Conway [6], на­считывал 847 человек и в бою у Доггер-банки 1028. Согласно Гронеру [9], экипаж состоял из 853 че­ловек (из них 41 офицер). Становясь флагманским кораблем, экипаж увеличивался на 76 человек (из них 14 офицеров). Всего 929 человек. Согласно Гильдебранду [7], экипаж составлял 895 человек (в качестве учебного артиллерийского корабля — 761 человек).

Обычные паровые поршневые машины, как и на кораблях более ранней постройки с вертикаль­ным расположением цилиндров нескольких различ­ных диаметров, требовали для своего размещения довольно много места, главным образом, по высо­те. В результате значительную часть внутреннего пространства крейсера пришлось использовать для их размещения, что вынуждало проектировщиков располагать орудийные башни ближе к оконечнос­тям и бортам корпуса корабля.

В то же время бортовые башни орудий калиб­ра 210 мм необходимо было установить как можно дальше от палубной надстройки и мостика, чтобы при стрельбе в самой надстройке и боевой рубке не создавать излишнего шумового эффекта и ударной волны. Это можно было сделать только при разме­щении башен над котельным отделением. Посколь­ку только между котельным и машинным отделени­ями имелось место для погребов боезапаса борто­вых башен, эти погреба разместили в районе зад­ней пары бортовых башен.

Доставка боезапаса к передней паре бортовых башен осуществлялась через специальный сквозной проход вдоль диаметральной плоскости корабля на броневой палубе. Два подъёмника снабжали снаря­дами и зарядами все четыре бортовые башни, что оказалось неудачным конструктивным решением и в бою привело к роковому исходу.

Но, поскольку тяжелый крейсер "Е" должен был использоваться как учебный артиллерийский корабль для проведения опытных артиллерийских стрельб, его построили с этим дефектом, чтобы вы­явить преимущества и недостатки проекта. Это ре­шение определило трагическую судьбу "Блюхера".

Стапельный период постройки корабля соста­вил 13 месяцев, достройка на плаву почти 18 меся­цев. После почти трехлетней постройки, по сравне­нию с двухлетней постройкой английского "Инвинсибла", "Блюхер" был готов к испытаниям и пред­варительно вошел в состав флота 1 октября 1909 г. В немецком военно-морском флоте дата начала проведения испытаний считается датой предвари­тельного вступления в состав флота.

Обширные ходовые и другие испытания, ко­торые обычно проводятся после постройки каждо­го нового корабля и их завершение считалось да­той окончательного вступления в состав флота. Ис­пытания "Блюхера", первым командиром которо­го стал капитан 1-го ранга фон Россинг, продолжа­лись так долго, что крейсер лишь 27 апреля 1910 г. вступил в состав флота.

Стоимость его постройки составила 28 532 тыс.марок или 14 266 тыс. рублей золотом.

Кораблем командовали: капитан 1-го ран­га фон Россинг (ноябрь 1909 г. - - сентябрь 1910 г.), капитан 1-го ранга Шейдт (сентябрь 1910 г. — апрель 1911 г.), капитан 1 -го ранга Трендтел (апрель 1911 г. — сентябрь 1911 г.), капитан 1-го ранга Пипер (сентябрь 1911 г. — сентябрь 1913 г.), фрегаттен-капитан Эрдман (октябрь 1913 г. — январь 1915 г.).

Интересно то, что в 1910 г. в связи с намере­нием Турции купить немецкие боевые корабли в прессе появилось сообщение, что возникал вопрос и о продаже "Блюхера". Тогда все же останови­лись на продаже только броненосцев "Курфюрст Фридрих Вильгельм" и "Вайзенбург".

Войдя в состав флота, "Блюхер" тотчас же стал (вместо броненосного крейсера "Йорк") флаг­манским кораблем разведывательного отряда под командованием вице-адмирала Хейрингена. В со­ставе флота, когда не проводились артиллерийские стрельбы, он использовался как головной крейсер разведывательных сил. Кроме него в состав разве­дывательного отряда входили следующие корабли: броненосный крейсер "Гнейзенау", легкие крейсе­ра "Данциг" (до 6 июня), затем "Майнц". "Кенигс­берг", "Дрезден", броненосные крейсера "Роон" (флагманский корабль 2-го флагмана контр-адми­рала Бахмана), "Йорк", легкие крейсера "Берлин", "Любек", "Штеттин".

После обычных летних учений флота состо­ялся поход в Норвегию. Осенью последовали зна­чительные изменения в составе командования раз­ведывательного отряда. Командующим разведыва­тельным отрядом был назначен контр-адмирал Бахман, на его место 2-го флагмана отряда вскоре при­шел контр-адмирал граф фон Шпее, поднявший свой флаг на борту "Йорка". Кроме того, броненос­ный крейсер "Гнейзенау" вывели из состава отряда и отправили в поход в Восточную Азию.

С 1911 г. протекала нормальная, без особых происшествий служба "Блюхера" в составе флота. В этот год артиллерийской боевой части корабля под командованием капитан-лейтенанта Клаппенбаха удалось завоевать приз кайзера за лучшую на флоте артиллерийскую стрельбу. В феврале 1911 г. первый немецкий линейный крейсер "Фон-дер-Танн" вошел в состав флота. 28 сентября 1911 г. он стал флагманским кораблем отряда вместо "Блю­хера", который отныне, как и намечалось, должен был найти применение в качестве опытного артил­лерийского корабля и был приписан к инспекции корабельной артиллерии. Председатель артилле­рийской инспекции капитан 1-го ранга Пипер стал одновременно командиром корабля, на борту кото­рого работала эта инспекция.

Служба "Блюхера" в качестве учебного ко­рабля была прервана уже в ноябре 1911 г. Когда вес­ной 1911 г. после полуторагодичной службы "Блю­хера" в составе флота морской министр адмирал Тирпиц попытался провести в жизнь свое решение об использовании его в качестве артиллерийского корабля, возникли разногласия между ним и коман­дованием флота. Они были такими бурными, что пришлось вмешаться кайзеру Вильгельму П. В сво­ем письме командующему флотом и начальнику морского генерального штаба начальник морского кабинета кайзера фон Мюллер уведомил, что кай­зер считает вполне обоснованным использование "Блюхера" в качестве артиллерийского опытового корабля, как бы флот к этому не относился. Письмо оканчивалось порицанием командующему флотом и начальнику морского генерального штаба за их критику действий морского министра.

Компромисс был найден в том, что "Блюхер" на время маневров флота Открытого моря будет предоставлен в его распоряжение. Однако из-за не­достатка линейных крейсеров, а также возникшей к этому времени необходимости посылки в Среди­земное море линейного крейсера "Гебен" выхода из сложившейся ситуации в разразившейся войне 1914 г. при помощи этого компромисса не получилось.

В результате упомянутой договоренности между командующим флотом и морским министром адмиралом Тирпицем на время зимнего похода "Блюхер" вошел в состав флота Открытого моря. После ежегодного ремонта в Киле также прекрати­ли техническое переоборудование, которое произ­водили для использования его в качестве специаль­ного опытного артиллерийского корабля.

Эта протекающая обычным порядком служ­ба корабля в западной части Балтийского моря в апреле 1912 г. была прервана специальным зада­нием. "Блюхер" вместе с броненосцем "Эльзас", входящим в состав 1-й эскадры, послали к Фарер­ским островам и с разрешения датского правитель­ства с 10 по 21 апреля 1912 г. в Фуглё-фиорде с большим успехом провели боевые стрельбы на дальние дистанции с управлением от гиростабилизирующих приборов. 24 апреля 1912 г. корабли возвратились назад в Киль.

После этого с 5 мая по 2 июня 1912 г. корабль впервые в этом году предоставили в распоряжение флота. Второй раз он был введен в состав флота на осенних маневрах со 2 по 22 сентября 1912 г., яв­ляясь флагманским кораблем образованной специ­ально для маневров 2-й разведывательной группы, которой командовал контр-адмирал Кох. Кроме него в эту группу входили: броненосный крейсер "Фридрих Карл" (флагманский корабль 2-го флаг­мана контр-адмирала фон Робер-Пашвица), легкие крейсера "Данциг", "Мюнхен", "Штутгарт", "Аугсбург" и после проведения ходовых испытаний линейный крейсер "Гебен".Учения протекали без особых происшествий. В первой половине марта 1913 г. "Блюхер" ушел в Северное море, чтобы в районе между Куксхафеном и Гельголандом, ис­пользуемым как полигон, провести учебные стрельбы в открытом море.

13 мая 1913 г. корабль снова ввели в состав флота Открытого моря, флагманским кораблём которого являлся линкор "Фридрих-дер-Гроссе", и до конца мая принимал участие в его маневрах. Время от времени он становился флагманским кораблем командующего разведывательной груп­пы контр-адмирала Функе.

Когда 29 мая 1913 г. "Блюхер" возвращался из Северного моря в Балтийское вокруг Ютландс­кого полуострова, он основательно сел на мель в проливе Большой Бельт у острова Ромсё. Тотчас же по приказу военно-морского командования все на­ходящиеся вблизи крупные боевые корабли были посланы к месту аварии. Первым подоспел легкий крейсер "Аугсбург". С его помощью 1 июня 1913 г. "Блюхеру" удалось сойти с мели. Поскольку в пер­вый момент ещё было неясно, в каком состоянии находятся машины и винты корабля, его сначала буксировали подоспевшие к этому времени легкие крейсера "Штеттин" и "Штутгарт", пока не выяс­нилось, что с машинами все в порядке.

В Киле крейсер поставили в док для исправ­ления повреждений (вмятины обшивки днища, по­вреждения винтов и т.д.). 23 июня 1913 г. военный суд инспекции морской артиллерии осудил коман­дира "Блюхера" капитана 1-го ранга Пипера за "небрежность при выполнении служебных обязан­ностей" к трем дням ареста, штурман корабля по­лучил по той же причине 6 дней ареста. Для слу­жебной карьеры обоих офицеров проступок не имел последствий.

В это время английский королевский военно-морской флот применил на линкоре "Дредноут" корректировку стрельбы с самой высокой точки корабля по всплескам при падении снарядов. В не­мецком флоте эта идея также оценивалась положи­тельно. Чтобы изучить возможности и сопоставить преимущества и недостатки этого метода, решили использовать артиллерийский опытовый корабль с расположенным на максимальной высоте корректи­ровочным постом для более точного определения дистанции до точки падения снарядов.

Эти опыты привели к созданию первого в не­мецком военно-морском флоте центрального авто­мата управления артиллерийской стрельбой и его установке на борту "Блюхера" в дополнение к оп­тическим цейсовским дальномерам стереоскопичес­кого типа. Эта система была оборудована на уста­новленной также впервые в имперском флоте тре­ногой мачте. Из-за технических трудностей и в со­ответствии с намерением освободить артиллерию главного калибра от опытного оборудования, ар­тиллерия среднего калибра левого борта была снаб­жена "указателем направления" - прибором со стрелкой, указывающим направление на цель.

После установки на марсе системы фирмы Сименс на "Блюхере" стало действовать дистанци­онное целеуказание. Установку закончили в сентяб­ре 1913 г. и во время испытаний провели сотни вы­стрелов из орудий офицерами и унтер-офицерами морской артиллерийской школы в Зондербурге (Ютландский полуостров).

До начала войны 1914 г. его больше не вво­дили в состав флота Открытого моря. 28 июня 1914 г., в день убийства австро-венгерского на­следника трона эрцгерцога Франца-Фердинанда, "Блюхер" находился в Зондербурге, где принимал участие в торжественной церемонии в честь 50-летия взятия штурмом Дюпелера. Но в Берлине опасность возникновения войны считали такой небольшой, что тяжелый крейсер после возвраще­ния поставили в док в Киле на текущий ремонт. Но, когда в августе 1914 г. началась первая миро­вая война, его смогли ускоренно перевести из со­стояния резерва в действующий состав флота. С 5 августа он уже был в полной боевой готовности.

Уже тогда командир "Блюхера" фрегаттен-капитан Эрдман считал необходимым участие в вой­не корабля соответственно его возможностям. Крупных крейсеров, пригодных для такого рода операций, в составе флота в достаточном количе­стве не было. Поэтому командующий флотом От­крытого моря, ответственный за боевые действия в Северном море, и командующий морскими силами Балтийского моря (гросс-адмирал принц Генрих Прусский, брат кайзера Вильгельма II) имели посто­янные разногласия об использовании "Блюхера", так как каждый командующий пытался добиться пе­редачи этого корабля в свое подчинение.

После того как ходатайство командующего морскими силами Балтийского моря гросс-адмира­ла принца Генриха Прусского о передаче тяжелого крейсера в состав морских сил Балтийского моря было отклонено, 8 августа 1914 г. он вошел в со­став 1-й разведывательной группы, действующей в Северном море. Группой командовал контр-ад­мирал Хиппер, его флагманским кораблем являл­ся линейный крейсер "Зейдлиц". К этому времени в состав группы входили только три боеготовых линейных крейсера. Но уже в начале сентября мор­ские операции в Северном море были прерваны, и "Блюхер" временно перевели в распоряжение ко­мандования морских сил Балтийского моря.

Между тем война шла своим чередом. 26 ав­густа 1914 г. у входа в Финский залив во время гу­стого тумана легкий крейсер "Магдебург" выскочил на берег около маяка острова Оденсхольм (Осмуссар), был обнаружен русскими, после чего немцы покинули его и взорвали.

Согласно донесению "флагмана передового отряда" контр-адмирала Беринга об обнаружении 1 -2 сентября 1914 г. в районе острова Готланд от­ряда русских кораблей в составе крейсеров "Рос­сия", "Рюрик", "Олег", "Богатырь", командующий морскими силами Балтийского моря принц Генрих Прусский решил с 5 по 8 сентября 1914 г. провести против них операцию, используя "Блюхер" в каче­стве флагманского корабля. Операция проводилась с целью нанести русским потери и заставить их вер­нуться к оборонительному образу действий.

В этой операции, кроме "Блюхера", должны были принять участие семь линейных кораблей 4-й эскадры (флагманский линкор "Виттельсбах", ко­мандующий эскадрой вице-адмирал Шмидт) из со­става флота Открытого моря и часть легких сил. В легкие силы входили легкие крейсера "Страссбург", "Аугсбург", "Газелле", "Амазоне" и "Штутгарт" под командованием "флагмана передового отряда".

Командующий морскими силами Балтийско­го моря гросс-адмирал принц Генрих Прусский, лично на "Блюхере" возглавивший оперативное соединение, прошел вместе с линкорами "Брауншвейг", "Эльзас" и легким крейсером "Страссбург" западнее острова Готланд, линкоры "Виттельсбах", "Швабен", "Веттин", "Тюринген" и "Макленбург" с тремя легкими крейсерами контр-адмирала Беринга — восточнее этого же острова до широты финских шхер. Русских крейсеров они здесь не обнаружили.

6 сентября немецкие эскадренные миноносцы разрушили маяк на острове Богшер. Во второй по­ловине дня 6 сентября 1914 г. перед устьем Финско­го залива легкий крейсер "Аугсбург" вступил в пе­рестрелку с патрулирующими здесь русскими одно­типными крейсерами "Баян" и "Паллада", которые тоже обнаружили немецкие корабли и легли на курс сближения с ними. "Аугсбург" уклонился от боя и стал уходить на юго-запад, пытаясь навести русские крейсера на свои главные силы.

Выдвинувшийся с севера из района финских шхер "Блюхер" пытался атаковать эти русские крейсера и, сблизившись для вступления с ними в бой, обстреливал их в течение 5 минут на дистан­ции от 14 700 м до 17 800 м. Русские не отвечали и отошли в устье Финского залива за своё минное заг­раждение, куда "Блюхер" не решился последовать, поскольку ему было неизвестно точное местонахож­дение прохода в минном заграждении русских.

Ввиду того, что русскими наблюдательными постами тяжелый крейсер "Блюхер" был принят за линейный крейсер "Мольтке", русские крейсера, из­вещенные об этом, отошли, чтобы не быть отрезан­ными от своих баз. Легкие крейсера "Аугсбург", "Газелле" и "Страссбург" вошли в Ботнический залив, и в районе Раумо 7 сентября 1914 г. "Аугс­бург" потопил русский пароход "Улеаборг".

8 сентября 1914 г. немецкие корабли отозва­ли к Гельголанду ввиду угрозы нападения англи­чан, поэтому "Блюхер" был возвращен в Северное море в состав 1-й разведывательной группы, со­стоящей из одних линейных крейсеров. 9 сентября 1914 г. "Блюхер" и крупные немецкие корабли сно­ва были в Киле. "Страссбург" и эсминцы 2-й и 6-й флотилий также вернулись назад в Северное море.

В этот период немецкое военно-морское ко­мандование провело в Северном море ряд опера­ций силами 1-й разведывательной группы под ко­мандованием контр-адмирала Хиппера, причем только во время некоторых из них "Зейдлиц" был флагманским кораблем. Поддержка осуществля­лась 2-й разведывательной группой.

Первой такой операцией, в которой "Блюхер" принял участие, стал обстрел города Ярмут на во­сточном побережье Англии 2/3 ноября 1914 г. В 16 ч. 30 м. 2 ноября 1914 г. из Вильгельмсхафена и бухты Яде под флагом контр-адмирала Хиппера вышли легкие крейсера "Страссбург" и "Грауденц", за ними на удалении трех миль шли линейные крей­сера "Зейдлиц" (флагманский корабль), "Мольтке",

тяжелый крейсер "Блюхер" был третьим перед "Фон-дер-Танном", чтобы ранним утром следующе­го дня начать артиллерийский обстрел английско­го побережья. За ними в кильватере — легкие крей­сера "Кольберг" и "Штральзунд" (последний с ми­нами). В 18 ч. 00 м. для прикрытия в море вышли эскадры линейных кораблей флота Открытого мо­ря. Немецкие линейные крейсера начали обстрел береговых батарей.

В 8 ч. 30 м. 3 ноября на ярмутском пляже ста­ли рваться снаряды. Погода стояла туманная, и с берега ничего не было видно. Действенность огня по береговым батареям Ярмута с дистанции 13 300-20 300 м (72-110 каб.) была ничтожна вследствие ту­мана и частой перемены курса на случай атак бри­танских подводных лодок. Стрельба немецких ко­раблей оказалась совершенно безрезультатна, но под её прикрытием легкий крейсер "Штральзунд" минировал пути между Ярмутом и Английским ка­налом. На этом минном заграждении в тот же день погибла британская подводная лодка Д-5, спешив­шая из Ярмута с целью атаки крейсеров противни­ка. "Блюхер" также принял участие в обстреле го­рода Ярмут. В опубликованном в "Seekriegswerk" отчете с гордостью говорилось: ..."устаревший, имеющий паровые поршневые машины "Блюхер" выдерживал все заданные скорости хода."

Операцию повторили в декабре. До рассвета 15 декабря 1914 г. под эскортом 17 эскадренных миноносцев 1-й и 9-й флотилий 1-я (линейные крей­сера "Зейдлиц" — флагманский корабль контр-ад­мирала Хиппера, "Мольтке", "Фон-дер-Танн", "Дерфлингер" и тяжелый крейсер "Блюхер") и 2-я (легкие крейсера "Штральзунд", "Грауденц", "Страссбург" и "Кольберг", имевший на борту 100 мин) разведывательные группы покинули бухту Яде. В 21 ч. 00 м., как обычно, для прикрытия в море вышли эскадры немецких линейных кораблей.

Встреченные в этот раз у побережья четырь­мя английскими эскадренными миноносцами "Дун","'Уэвенн", "Тест" и "Мой" (1905 г., 550 т, 1 - 76-мм, 2 - 457-мм торпедных аппарата, 25 уз.), не­мецкие линейные крейсера обстреляли города Хартлпул, Скарборо и Витби. Противодействие англий­ских эскадренных миноносцев, их неудачная попыт­ка выйти в торпедную атаку не смогли удержать ли­нейные крейсера достаточно далеко от намеченной позиции обстрела.

"Блюхер" первым из немецких кораблей от­крыл огонь. Совместно с "Зейдлицем" и "Мольтке" они обстреляли город Хартлпул, центральный док, находящиеся в гавани старые крейсера "Петрол" и "Форуэрд" и трехорудийную береговую батарею. В ответ британская береговая батарея вы­пустила по кораблям 123 снаряда калибра 152 мм, добившись восьми попаданий (6,5%). Сам "Блю­хер" получил шесть попаданий снарядами калиб­ра 152 мм, потеряв из состава экипажа трех чело­век ранеными и 9 человек убитыми. Одним из сна­рядов на "Блюхере" было разбито два 88-мм ору­дия и уничтожено большое количество подготов­ленных к стрельбе боеприпасов, которые, к счас­тью для немцев, не взорвались. Немцы выпустили по городу Хартлпул и гавани 1150 снарядов круп­ного, среднего и вспомогательного калибров. В ре­зультате 86 мирных граждан, в том числе 15 детей, были убиты и 424 ранены.

В 8 ч. 50 м. 16 декабря 1914 г. немецкие кораб­ли прекратили огонь и ушли, а в 11 ч. 00 м. этого бо­гатого событиями дня немецкое оперативное соеди­нение и флот Открытого моря под командованием адмирала Ингеноля вновь соединились на полпути домой. "Блюхер" прошел через Кильский канал (тогда ещё носящий имя кайзера Вильгельма) для ремонта и замены двух 88-мм орудий. Он вернул­ся в Вильгельмсхафен ещё до конца 1914 г.

Как уже упомина­лось, в Киле на "Блюхере" к этому времени смогли закончить монтаж голов­ной системы управления огнем артиллерии средне­го калибра левого борта. В результате её испытаний было решено до конца 1914 г. установить такую же систему для артилле­рии среднего калибра правого борта и артилле­рии главного калибра. Вся система была готова к корректировке стрельбы морских орудий в пол­день 23 января 1915 г.

Инженеры и техники фирмы Сименс, нала­живающие систему управления артиллерийским огнем, закончили работу и покинули корабль по приказу помощника командира корабля, кото­рый уже знал о времени проведении следующей боевой операции, ставшей для "Блюхера" после­дней. В это время "Блюхер" вместе с линейными крейсерами "Зейдлиц" (флаг контр-адмирала Хиппера), "Дерфлингером" и "Мольтке" стоял на якоре на рейде Шиллинг у входа в залив Яде в готовности к выходу в море.

Третий набег "Блюхера" 24 января 1915 г. вместе с тремя линейными крейсерами в составе 1-й разведывательной группы совместно с легки­ми крейсерами и эскадренными миноносцами за­кончился боем у Доггер-банки, и эта дата стала для него роковым днем.

В первой половине января 1915 г. общая си­туация в Северном море несколько разрядилась, по­этому было сокращено время пребывания в повы­шенной боевой готовности сил, предназначенных по приказу немедленно выйти на проведение опера­ции из Вильгельмсхафена и бухты Яде. Стояла та­кая плохая погода, что рейд линейных крейсеров, намеченный на 21 января 1915 г. против Фёрт-оф-Форта (Шотландия), был отменен.

Линейный крейсер "Фон-дер-Танн" сроком на 20 дней был поставлен в док Вильгельмсхафена для текущего ремонта. 3-я эскадра линейных кораблей, в большинстве состоящая из новейших линкоров типа "Кайзер" и "Кениг", прошла Кильским каналом в Балтийское море для проведения боевой подго­товки недавно введенных в строй кораблей. Тем време­нем командующий флотом Открытого моря в Вильгельмсхафене перенёс свой флаг на борт додредноута "Дейчланд".

Но внезапно погода улучшилась. По мнению начальника штаба флота вице-адмирала Экермана, появился хороший шанс провести рейд по ту сторо­ну Доггер-банки (мелководного района Северного моря) для разведки и уничтожения в случае обна­ружения легких сил противника, а также чтобы рас­сеять британские рыболовные суда, которые, как предполагалось, занимались разведкой.

Хотя фон Ингеноль имел по этому поводу раз­ногласия с Экерманом, он одобрил рейд 1-й и 2-й разведывательных групп против английских легких сил и разведывательных судов, замаскированных под рыбаков. Хиппер понимал всю опасность ситу­ации, в которую мог попасть он и подчиненные ему корабли, так как в последние пять месяцев посто­янно наблюдались пять английских линейных крей­серов. Эти пять новейших кораблей означали тот факт, что их было на два больше, чем у него, по­скольку "Блюхер" не был равным им кораблем по составу артиллерии главного калибра.

Главные силы флота Открытого моря в этот момент не были готовы поддержать соединение Хиппера. Очевидно, адмирал Ингеноль был убеж­ден, что британский Гранд Флит не выйдет в море, так как 19 и 20 января 1915 г. он проводил поиск в Северном море и поэтому был занят погрузкой угля. Впоследствии, по объяснению Ингеноля, он не со­средоточил и не вывел линейный флот, потому что опасался привлечь этим внимание англичан.

Но приказ был отдан, и в 17 ч. 45 м. 23 января 1915 г. три немецких линейных крейсера "Зейдлиц" (флаг контр-адмирала Хиппера), "Дерфлингер" и "Мольтке", тяжелый крейсер "Блюхер", четыре легких крейсера "Грауденц", "Штральзунд", "Ро­сток", и "Кольберг" и 19 эскадренных миноносцев 2-й флотилии, 2-й и 18-й полуфлотилий покинули бухту Яде. Это была вся известная нам история "Блюхера" к моменту ухода с него на берег бригады инженеров и техников фирмы Сименс.

Мы должны вернуться к факту гибели легко­го крейсера "Магдебург". После его аварии сиг­нальные книги, коды и шифровальные таблицы были выброшены экипажем за борт. Для этого и предназначались свинцовые переплеты на них. Рус­ские водолазы, обследуя подводную часть корпуса корабля, находящегося всего в 450 м севернее мая­ка острова Оденсхольм (Осмуссар), обнаружили документы особой важности.

Русское командование немедленно передало копии своим союзникам, в том числе и королевско­му военно-морскому флоту. Вследствие этого анг­личане имели возможность своевременно расшиф­ровывать весь текущий радиообмен немецкого во­енно-морского флота. Сюда входили приказы, от­данные в связи с изменением степени боевой готов­ности, время докования "Фон-дер-Танна" и другие подробности и распоряжения, отданные при подго­товке к рейду. Так в 10 ч. 25 м. 23 января 1915 г., ког­да 1-я и 2-я разведывательные группы находились в базе, Хиппер по радио получил приказ, определяв­ший задачу эскадры, состав сил, время выхода и время возвращения.

Следствием этой дешифровки было сосредото­чение рано утром 24 января 1915 г. у Доггер-банки пяти английских линейных крейсеров 1-й эскадры вице-адмирала Битти ("Лайон"— 1912 г., 26 270 т, 8 - 343-мм, 16 - 102-мм, 27 уз., "Тайгер" — 1914 г., 28 430 т, 8 - 343-мм, 12 - 152-мм, 28 уз., "Принсес Роял"—1912 г, (типа "Лайон") и 2-й эскадры линей­ных крейсеров контр-адмирала Мура ("Нью-Зиленд" — 1912 г., 18500 т, 8 - 305-мм, 16 - 102-мм, 25 уз. и "Индомитейбл" - - 1908 г., 17373 т, 8 - 305-мм, 16 - 102-мм, 25 уз., "Куин Мери" нахо­дился в доке в Портсмуте, "Инвинсибл" в Гибралтаре, ''Инфлексибл" в Средиземном море), семи легких крейсеров в составе 1-й эскадры легких крейсеров Гудинафа ("Саутгемптон", "Бирмингам", "Ноттингем", "Лоустофт"), отряда легких крейсеров командора Тирвита ("Аретьюза", "Орора", "Онтондит") и 34 эскадренных миноносцев.

Гранд Флиту в составе нескольких эскадр ан­глийских линейных кораблей было приказано при­быть туда же как можно скорее, и Хиппер шел 15-узловым ходом прямо в ловушку. Оперативные соединения противников столкнулись между собой в 8 ч. 00 м. по среднеевропейскому времени этого же дня или в 7 ч. 00 м. по гринвичскому. Начали крей­сера охранения. В период между 8 ч. 15 м. и 8 ч. 25 м. легкий крейсер "Кольберг" и немецкие эскадренные миноносцы обменялись несколькими залпами с ан­глийским крейсером "Орора" и сопровождавшими его эсминцами.

Получив донесение своих крейсеров и под впечатлением радиоперехвата переговоров против­ника, указывающих на присутствие Гранд Флита в море, Хиппер решил повернуть свое оперативное соединение на обратный курс в надежде завлечь противника во внутреннюю часть Северного моря (к берегам Германии), где он мог рассчитывать на поддержку флота Открытого моря.

Здесь мы не будем описывать ход всего боя у Доггер-банки, но некоторые детали необходимо привести, чтобы понять причину гибели "Блюхера". В ходе этого боя с "Блюхера" постоянно передава­ли донесения на флагманский "Зейдлиц". Ветер дул с востока, заходя немного к северу, силой от 3 до 4 баллов, небо облачное, море довольно спокойное, видимость от 8 до 10 миль. Соединение Хиппера на­ходилось в это время приблизительно в 125 милях от Гельголанда. Продолжая идти на юго-восток, Хиппер увеличил ход до 21 узла, так как британс­кие корабли быстро приближались.

9 ч. 25 м. "Блюхер", оказавшись после поворо­та боевой линии концевым кораблем уходящей на юго-восток 1-й разведывательной группы ("Зейд­лиц", "Дерфлингер" и "Мольтке"), выпустил не­сколько залпов из своих кормовых орудий калибра 210-мм по преследующим его английским эскадрен­ным миноносцам и отогнал их.

Вице-адмирал Битти с линейными крейсера­ми обходил немцев с правого борта с тем, чтобы оказаться между ними и их базами, а Гудинаф со своими четырьмя легкими крейсерами держался ле­вее немцев. Вначале Битти увеличил ход до 26 уз­лов, затем до 27 и наконец до 28. Большие корабли обеих сторон сближались всё больше и больше. В 9 ч. 52 м. Битти назначил ход 29 узлов, хотя это было выше действительной скорости его кораблей.

Тем не менее команды кораблей, возбужден­ные близостью противника, сделали невозможное, и приказ был выполнен. Однако 2-я эскадра линейных крейсеров контр-адмирала Мура в составе "Нью-Зиленда" и "Индомитейбла" начала отставать.

9 ч. 52 м. Медленно приближавшийся флаг­манский линейный крейсер вице-адмирала Битти "Лайон"дал первый залп по "Блюхеру" с расстоя­ния 20400 м (110 каб.). Залп упал с недолетом.

"Блюхер" оказался под прицелом трех анг­лийских линейных крейсеров, открывших огонь в 9 ч. 52 м.—"Лайон", 10 ч. 00 м.—"Тайгер", 10 ч. 07 м. —"Принсес Роял" и добившихся перво­го попадания в 10 ч. 12 м. Немецкие линейные крей­сера в свою очередь открыли огонь в 10 ч. 09 м.— "Дерфлингер", 10 ч. 18 м. —"Блюхер", 10 ч. 19 м.— "Зейдлиц" и в 10 ч. 20 м.—"Мольтке". Завязалась жаркая артиллерийская дуэль, в результате кото­рой тяжелые повреждения получили "Дерфлин­гер", "Зейдлиц" и "Лайон".

10 ч. 12 м. Произошло первое попадание в "Блюхер", он сел кормой, вероятно, вследствие по­лученной большой пробоины. До 10 ч. 14 м. "Лай­он", "Тайгер" и "Принсес Роял" стреляли преиму­щественно по "Блюхеру".

10 ч. 18 м. "Блюхер" начал отвечать на огонь 1 -ой эскадры английских линейных крейсеров с ди­станции 17 000 -17 500 м (92-94 каб.).

Многие потом считали большой ошибкой Хиппера то, что в хвост боевой линии он поставил слабейший из кораблей. Японцы обычно следили за тем, чтобы в обоих концах их боевой линии нахо­дились сильные корабли. Ошибка с "Блюхером" состояла не столько в самом проекте, идущем враз­рез с "Инвинсиблом", и даже не в осуществлении са­мой постройки, а скорее в том, что во время первой мировой войны он, в качестве полноценного линей­ного крейсера, был введен в состав 1-й разведыва­тельной группы.

К сожалению, фактически эта группа оказа­лась количественно слабой, особенно после посыл­ки "Гебена" в Средиземное море. Можно было бы задаться вопросом, не лучше ли было при созда­нии немецкого флота, согласно закону о флоте, ли­нейным кораблям уступить в постройке часть сво­его подавляющего численного преимущества ли­нейным крейсерам.

11 ч. 16 м. "Блюхер" отразил атаку английских легких крейсеров и эскадренных миноносцев.

11 ч. 30 м. "Блюхер" получил роковое попа­дание снаряда калибра 343 мм с "Принсес Роял" с дистанции 17 300-18 200 м (93-98 каб.) в своё наи­более уязвимое место — горизонтальный проход под броневой палубой, который тянулся почти на одну треть корабля и служил для подачи боепри­пасов в две передние бортовые башни. Разрыв сна­ряда воспламенил около 35-40 зарядов, передвига­емых в проходе по специальному навесному рель­су-транспортеру.

Пламя перебросилось через шахты элевато­ров передней пары бортовых башен, уничтожив там весь личный состав башенных расчетов. Яркие струи огня и газа вырвались из них, но взрыва снарядов не произошло. Не загорелись также и заряды, находящиеся в латунных пеналах. Вся середина корабля была охвачена пожаром. В этом же бою то же самое произошло с двумя кормовыми линейно-возвышенными башнями "Зейдлица"', но сам корабль не погиб.

Этот проход под бронированной палу­бой также использовался для проведения наи­более важных внутренних коммуникаций, по­этому рулевое управление, машинный телеграф и система управления артиллерийским огнем были сразу же выведены из строя. Кроме того, взрывом повредило главный паропровод тре­тьей кочегарки, в результате чего скорость крейсера упала до 17 узлов.

На "Зейдлице" был принят сигнал с "Блюхера": " Все машины вышли из действия". "Блюхер" отстал, число попаданий в него рос­ло, но он непрерывно и часто стрелял. Соглас­но Вильсону [6], "Блюхер" выпустил 300 снаря­дов калибра 210 мм или 29,4% боекомплекта, но, принимая во внимание, что он в основном вел бой кормовыми башнями, расход снарядов можно считать до 59%.

Но не это явилось причиной его гибели. Корабль вследствие потери скорости отстал от ушедшей вперед 1 -и разведывательной группы и оказался перед лицом превосходящих сил противника. Несколько минут спустя флагман­ский линейный крейсер англичан "Лайон" по­лучил несколько попаданий тяжелых снарядов, и в 11 ч. 51 м. ему пришлось выйти из боевой линии, снизив свою скорость до 15 узлов.

Настоящая или демонстративная тор­педная атака нескольких немецких эскадренных миноносцев, опасения присутствия немецких подводных лодок, трудности при передаче от одного флагмана другому командования анг­лийским оперативным соединением, вызванные тяжелыми повреждениями флагманского "Лайона" и уменьшением видимости из-за сильного задымления, и последовавшее за этим непра­вильное понимание поданных флагманом сиг­налов — все это вызвало окончание боя между главными силами обеих сторон. Поэтому анг­личане отвернули от немецкой колонны, в то время как Хиппер решил предоставить тя­жело поврежденный "Блюхер" его судьбе.

12 ч. 10 м.- 13 ч. 13 м. После выхода из строя "Лайона" остальные четыре британских линейных крейсера, перешедшие под командование командира 2-й эскадры линейных крей­серов контр-адмирала Мура (после отказа от преследования немецких кораблей) повернули на "Блюхер", и он оказался под сосредоточен­ным огнем англичан. Британцы пошли доби­вать беспомощный корабль совершенно так же, как за 10 лет до этого, в 1905 г., в Японском море адмирал Камимура повернул со своими крей­серами, чтобы покончить с поврежденным "Рюри­ком", позволив "России" и "Громобою" уйти.

Ни Камимура, ни Мур не осуществили важ­нейшего принципа: цель боя — уничтожение глав­ных сил противника. Контр-адмирал Хиппер из-за тяжелых повреждений "Зейдлица" и большого рас­хода боеприпасов не смог прийти ему на по­мощь. Прекратив в 11 ч. 16 м. огонь, он повернул на юг и продолжал отход в Немецкую бухту. Бой про­должался около трех часов и закончился в 80 милях к западу от Гельголанда.

Хиппера в этом очень трудном решении под­держало донесение с "Блюхера", сообщавшее о подходе восьми крупных кораблей англичан. Ве­роятно, это были несколько линейных кораблей, посланных командующим британским флотом ад­миралом Джеллико. Хиппер сообщил о безнадеж­ном положении "Блюхера" командующему флотом Открытого моря адмиралу Ингенолю, реакция которого уже не могла изменить окончательную судьбу героического корабля.

Теперь немецкий тяжелый крейсер стал мише­нью четырех английских линейных крейсеров. Оку­танный легкими желтыми облачками, вызванными разрывами их снарядов, он стрелял из последних уцелевших орудий. Отбиваясь от крейсеров и отра­жая торпедную атаку четырех английских эскадрен­ных миноносцев, "Блюхер" тяжело повредил эсми­нец "Метеор", но и сам получил два попадания тор­пед с легкого крейсера "Орора", флагманского ко­рабля командора Тирвита. Одна торпеда попала в крейсер под носовой башней, другая в кормовое машинное отделение.

Сразу перестало действовать рулевое управ­ление. Заклиненный в крайнем положении руль вы­нудил почти не имевший хода корабль медленно двигаться по кругу. Кормовая 210-мм орудийная башня была единственной среди всех способна вес­ти огонь. Большая часть его надстроек была разру­шена. Один снаряд с грохотом упал рядом с баш­ней, оторвав ствол и цапфы одного из орудий, но другое орудие продолжало стрельбу.

Продержавшись под обстрелом ещё 1,5 часа, "Блюхер", подобно "Суворову" в Цусимском бою, продемонстрировал невероятную боевую остойчи­вость и живучесть. Он затонул на глазах командо­ра Тирвита, наблюдавшего за этим с дистанции 900 м, получив в общей сложности от 70 до 100 попада­ний тяжелых снарядов и 7 торпед. Правда, Conway [6] говорит о 50 попаданиях снарядов крупного калиб­ра и двух торпед калибра 533 мм.

13 ч. 13 м. В Северном морена широте Техеля в точке с координатами 54°20' СШ, 5°43' ВД на рас­стоянии около 40 миль от голландского побережья "Блюхер" опрокинулся на борт, несколько минут плавал вверх килем и затем затонул. Командир ко­рабля фрегаттен-капитан Эрдман и старший помощ­ник командира корветтен-капитан Росс, тяжело ра­ненные и находящиеся в полубессознательном со­стоянии около боевой рубки, сползли в воду. В это время около трехсот человек команды корабля, стоя на юте, пели: "Германия, Германия превыше всего..." и песню о немецком флаге "Гордо веет чер­но-бело-красный флаг..."

Из состава экипажа "Блюхера" 281 человек были спасены английскими эсминцами. В то время как "Блюхер" лежал на борту и британские эскад­ренные миноносцы были заняты спасением его ко­манды, над ними появился немецкий самолет № 83 и, не рассмотрев, что это свой же тонущий корабль, осыпал его бомбами.

Из-за этого многие из тонущих не были спа­сены. Среди спасенных был командир фрегаттен-капитан Эрдман. 15 февраля 1915 г. в Эдинбурге он умер от воспаления легких, которым заболел в ре­зультате пребывания в холодной войне. 23 из 29 офицеров и 724 из 999 матросов и старшин погибли вместе с кораблем. Двадцать один человек из со­става экипажа, включая самого капитана, умерли в плену от полученных ранений и болезней. Всего из состава экипажа погибло 768 человек. Это была чувствительная потеря для немецкого флота, по­скольку среди них находилось большое число ар­тиллеристов высокой квалификации.

На вопрос, ушел бы "Блюхер" от гибели, если бы не получил этого рокового попадания в машинную установку, имеется только гипотети­ческий ответ. Наличие уже упомянутого прохо­да для транспортировки боезапаса, на который можно было возложить вину за всё несчастье, едва ли можно было избежать при проектирова­нии корабля. Громоздкая паровая поршневая машинная установка большой мощности при со­стоянии техники того времени заняла такую зна­чительную часть корабля, что погреба боезапа­са можно было разместить только в районе кор­мовой пары бортовых башен.

После боя у Доггер-банки два адмирала были отстранены от командования. Одним явился анг­лийский адмирал Мур, которому пришлось принять на себя тактическое командование английским опе­ративным соединением после того, как "Лайон" с вице-адмиралом Битти на борту был выведен из строя, и сконцентрировать все английские силы против "Блюхера", в то время как остальные немец­кие корабли ушли от преследования на юго-восток. Другим оказался немецкий командующий флотом адмирал Ингеноль, отстраненный от командования как ответственный за неудовлетворительную под­готовку к операции.

Немецкий морской генеральный штаб в сво­их выводах был полностью согласен с высокой оценкой боевой устойчивости "Блюхера": "Роко­вое попадание в палубу, чьё разрушительное воз­действие можно объяснить только чрезвычайно большим углом падения снаряда вследствие боль­шого расстояния, могло быть наверняка таким же смертельным для любого линейного крейсера, по­скольку достаточной защиты бронированных па­луб против таких попаданий из-за огромных пло­щадей самих палуб на новейших линейных крей­серах создать нельзя".

Английская официальная история морских операций в первой мировой войне отдает должное поведению в бою экипажа "Блюхера": "В течение трех часов, когда на крейсере был сосредоточен подавляющий артиллерийский огонь, он ни на ми­нуту не переставал отвечать. Дважды наши легкие крейсера сближались с ним, чтобы уничтожить его, и дважды вынуждены были отойти. В качестве при­мера дисциплины, мужества, боевого духа его пос­ледние часы редко кем были превзойдены." (J.S.Corbett "Морские операции". 1921 г. с.97-98).