Линейный крейсер "Фон-Дер-Танн"

 

Людвиг фон дер Танн-Расзамхаузен (18 июня 1815 г.—26 апреля 1881 г.). Баварский генерал в период освободительной войны в 1848-50 гг. в Шлезвиг-Гольштейне, командир пехотного корпуса и начальник штаба шлезвиг-гольштейнской армии. Во время франко-прусской войны 1870-71 гг. командовал 1-м баварским пехотным корпусом.

 

Корабль находился в составе флота с 1 сентября 1910 г. по 21 июня 1919 г.

 

Развитие броненосных крейсеров перешло в новую стадию, когда в начале 1906 г. военно-мор­скому ведомству стали известны новые подробно­сти о строящихся в Великобритании линейных крейсерах типа "Инвинсибл" и тем самым стало ясно, что в составленной в 1906-07 гг. судострои­тельной программе тяжелый крейсер "Блюхер" нельзя рассматривать как адекватный ответ этим боевым кораблям.

В ответ на постройку Англией линейного крейсера "Инвинсибл" немецкий военно-морской флот получил первый линейный крейсер "Фон-дер-Танн". Хотя этот корабль, согласно закону о фло­те, был классифицирован как броненосный крейсер, во всей служебной переписке флота он назывался линейным крейсером.

Департамент проектирования военно-морс­кого ведомства под управлением вице-адмирала Эйкштедта (начальник судостроительного отдела инженер Хюльман, главный конструктор инженер Конов, в разработке проекта принимал участие инженер Бюркнер, конструктор машинной установки — инженер Вейс) в период с августа 1906 г. по июнь 1907 г. (10 месяцев) разработал и пред­ставил проект первого немецкого линейного крей­сера под индексом "F".

26 сентября 1907 г. верфь "Блом унд Фосс" получила заказ на постройку этого линейного крейсера. Киль заложили 21 марта 1908 г. по про­грамме (бюджетному году) 1907 г. на верфи "Блом унд Фосс" в Гамбурге, (строительный № 198) ко­торая также построила его машинную установку. Conway [6] указывает другую дату закладки киля — 25 марта 1908 г. Для кораблей немецкого воен­но-морского флота дата закладки киля является будничной и не всегда приводится в справочниках. Гораздо важнее для них дата крещения корабля — присвоение имени при спуске на воду.

Водоизмещение корабля составляло: нор­мальное 19 370 т, полное 21 300 т, что на 3 500 т боль­ше, чем у "Блюхера" и на 2 000 т больше, чем у бри­танского "Инвинсибла". Conway [6] приводит со­ответственно 19 064 т и 21 700 т. Длина корабля: полная 171,7 м, между перпендикулярами 171,5 м, что на 10 м больше, чем у "Блюхера" и на 1 м мень­ше, чем у "Инвинсибла".

Ширина составляла 26,6 м, что на 2,1 м шире, чем у "Блюхера" и на 4,5 м шире, чем у "Инвинсиб­ла". Максимальная ширина с учетом уложенных вдоль бортов выстрелов противоторпедной сети 27,17 м. Осадка носом равнялась 8,91 м, кормой 9,17 м, высота борта в середине корпуса корабля 13,28 м, что на 0,52 м меньше, чем у "Блюхера". Высота надводного борта при нормальном водоизмещении составляла в носу 8,1 м, в середине и в корме 5,8 м. Увеличение осадки на 1 см соответствовало увели­чению водоизмещения на 30,58 т.

Корпус корабля разделили водонепроница­емыми переборками на XV основных отсеков. Двойное дно было установлено на 75% длины ко­рабля. Способ связей конструкции корпуса — сме­шанный набор поперечных шпангоутов и продоль­ных стрингеров.

В артиллерию главного калибра входило во­семь 280-мм скорострельных орудий с длиной ство­ла 45 калибров (12600 мм), весом 32 т каждое в че­тырех двухорудийных башнях. 280-мм орудия стре­ляли снарядами весом 299 кг с начальной скоростью 820 м/с. Вес заряда составлял 110 кг. Campbell [8] указывает вес снаряда 302 кг и начальную скорость 889 м/с. Стволы орудий имели угол склонения -8°, возвышения +20°. Максимальная дальность стрель­бы составляла 18 900-20 400 м (102-110 каб.).

Боекомплект насчитывал 660 снарядов для всех восьми орудий главного калибра или 82-83 сна­рядов на орудие, причем только бронебойных. Ско­рострельность орудий составляла 2,5 выстрела в минуту или выстрел из каждого орудия через 24 с. (Морской сборник. 1910 №8 с.22). Вес бортового залпа — 5 920 кг в минуту.

Носовая и кормовая башни располагались в диаметральной плоскости, а две бортовые эше­лонированы уступом в средней его части. Распо­ложение башен на немецких линейных крейсерах было аналогичным с английским, но бортовая башня правого борта находилась впереди левой, в противоположность линейным крейсерам типа "Инвинсибл" и "Индефатигебл". Они имели и больший сектор обстрела для бортовых башен на противоположный борт (125° против 75°). Внут­ри этого сектора при наличии четырех башен "Фон-дер-Танн" имел такой же бортовой залп, как и линкор "Нассау" с его шестью башнями. У "Фон-дер-Танна" при диагональном расположе­нии четырех башен суммарный сектор обстрела составлял 1109° или 277° на башню.

Кроме того, на "Фон-дер-Танне" бортовые башни были ближе к диаметральной плоскости и дальше разнесены друг от друга, чем у британцев, и каждая (теоретически) имела сектор обстрела 125° на противоположный борт. Расположение башен, две в оконечностях и две по диагонали в средней части корабля, было типичным для проектов ли­нейных крейсеров, разрабатываемых в тот период. Расположение линейно-возвышенных башен в око­нечностях корабля, как это уже было применено на линкорах США типа "Мичиган", если этот вариант вообще принимался в расчет, вероятно, из-за их большого воздействия на уменьшение остойчивос­ти, вообще не рассматривалось, поскольку на узких немецких линейных крейсерах это сказывалось больше, чем на более широких линкорах.

Калибр главной артиллерии немцев был не­много меньше, чем у англичан (280 мм против 305 мм). Так было на всех крупных кораблях немецко­го военно-морского флота, за исключением после­дних проектов ("Байерн", "Макензен"). Это посто­янно обосновывалось тем, что немецкие орудия по своим баллистическим качествам были равноценны иностранным более высокого калибра. Но вместо этого можно было бы пойти другим путем, то есть выбрать точно такой же калибр, что и у потенци­ального противника, и тем самым обеспечить себе превосходство в силе артиллерийского огня.

Однако увеличение калибра при неизменном числе артиллерийских стволов привело бы к зна­чительному повышению веса артиллерии. Это мог­ли бы уровнять за счет уменьшения веса брониро­вания, поскольку часть водоизмещения, идущая на вооружение, была значительно меньше, чем на бро­нирование. На "Фон-дер-Танне" вес всей артилле­рии, включая боеприпасы, составлял 10% от нор­мального водоизмещения, против 33,3% на брони­рование. Поэтому увеличение калибра главной ар­тиллерии не намного ослабило бы бронирование, поскольку составляло относительно бронирования небольшую величину.

Таким образом, хотя для перехода на боль­ший калибр уже не однажды можно было пойти на некоторое увеличение водоизмещения корабля, но, согласно закону Германии о флоте и по причине экономии средств, необходимо было всегда дер­жаться нижней границы водоизмещения, по сравне­нию с однотипными кораблями других стран. Кро­ме того, поскольку линкоры типа "Нассау" были вооружены главной артиллерией калибра 280 мм. то и для "Фон-дер-Танна", очевидно, еще и с це­лью унификации, был выбран точно такой же ка­либр главной артиллерии.

Оси орудий были расположены над палубой довольно высоко. Их высота над ватерлинией со­ставляла 9,9 м для носовой башни и 7,7 м для ос­тальных. Установки орудий главного калибра об­разца 1907 г. имели электрические приводы вер­тикальной наводки орудий и поворота башен. Как и большинство подобных башен, они имели рабо­чую камеру, подачную трубу и нижний подъёмник как единую часть поворотной системы, жестко связанную с башней. Как это часто бывало на не­мецких кораблях, размещение снарядного и зарядного погребов у разных башен было различным. У носовой башни снарядный погреб размещался на палубной платформе, а зарядный над ним на нижней палубе.

Бронированная палуба располагалась на уровне средней палубы между концами барбетов. У кормовой башни расположение снарядного и зарядного погребов было обратным. У бортовых башен зарядные погреба располагались на палуб­ных платформах, а снарядные погреба размеща­лись ниже в трюме.

Немецкие приборы центрального управле­ния стрельбой были лучше английских, которые к тому же были предназначены только для гори­зонтальной наводки. Они были установлены на постах управления огнем артиллерии главного и среднего калибров линейного крейсера "Фон-дер-Танн" в середине июня 1915 г.

Артиллерия среднего калибра в количестве десяти скорострельных орудий калибра 150 мм с длиной ствола 45 калибров (6 750 мм) в установ­ках образца 1906 г. располагалась в батарее глав­ной палубы между передней дымовой трубой и грот-мачтой. Она была предназначена для ведения огня по всем видам корабельных и береговых це­лей, поэтому общий боекомплект составлял 1500 снарядов или 150 на орудие, включая бро­небойные и фугасные, как с донным, так и головным взрывателем.

Орудия могли вести огонь на дальность до 13 500 м (73 каб.), а при применении снаря­дов с оживальной частью, появившихся в 1916 г., дальность стрельбы орудий увеличивалась до 16 800 м (91 каб.).Установка батареи 150-мм орудий, несомненно, оправдала себя. Анг­лия на последующих типах линейных крейсе­ров также была вынуждена установить артил­лерию среднего калибра, которой она пренеб­регла на кораблях первой серии.

Вспомогательная артиллерия состояла из 16 скорострельных орудий калибра 88 мм с длиной ствола 45 калибров (3 960 мм) в ус­тановках образца 1906 г. Она была равномер­но размещена в передней и задней надстрой­ках, на верхней палубе в носовой части и на главной в корме корабля и предназначалась для стрельбы по морским целям. Общий бое­комплект составлял 3 200 фугасных выстре­лов (200 на орудие), которые были снабжены как головными ударными взрывателями, так и донными с временным замедлением.

В начале 1916 г. четыре орудия кормо­вой надстройки заменили двумя 88-мм зенит­ными орудиями в установках образца 1913 г. с углом возвышения 70°. В 1916 г. демон­тировали 12 оставшихся 88-мм орудий, пред­назначенных для стрельбы по морским це­лям. Торпедное вооружение состояло из че­тырех подводных торпедных аппаратов калибра 450 мм: один носовой, один кормовой и два бор­товых перед барбетом носовой башни вне зоны действия противоторпедной переборки с общим боекомплектом 11 торпед.

Хотя вооружение "Фон-дер-Танна" по соста­ву и расположению почти полностью соответство­вало вооружению первых английских линейных крейсеров с артиллерией главного калибра 305 мм, он имел значительно лучшую броневую защиту. Бронированию "Фон-дер-Танна", как и всех сво­их военных кораблей, немцы придавали самое большое значение. Вес крупповской цементирован­ной брони составлял 33,3% нормального водоиз­мещения, а у следующих типов немецких линейных крейсеров это соотношение было ещё больше.

По сравнению с "Инвинсиблом" бортовая броня "Фон-дер-Танна" имела много большую протяженность ( она простиралась в середине корабля до верхней палубы, в то время как бри­танский корабль имел только узкий пояс в рай­оне ватерлинии) и большую толщину (250-150 мм против 150-100 мм у англичан). Она состоя­ла из двух броневых поясов, из которых верхний броневой пояс батареи среднего калибра опи­рался на нижний — главный броневой пояс.

Главный броневой пояс простирался от переднего края носовой башни до задне­го края кормовой и был уста­новлен на прокладке из тико­вого дерева толщиной 50 мм. По главной ватерлинии тол­щина главного броневого по­яса составляла 250 мм против 180 мм у "Блюхера" и высо­ту 1,22 м, из которых 0,35 м уходило ниже главной ватер­линии. У нижней кромки по­яса в 1,6 м ниже главной ва­терлинии (в районе главной палубы) он постепенно уменьшался до 150 мм.

В оконечностях корабля броневой пояс закан­чивался поперечными прямыми 180-мм переборка­ми, а бортовая 120-мм броня продолжалась до но­совой части утоньшаясь до 100 мм. В кормовой ча­сти броневой пояс толщиной 120 мм заканчивался на расстоянии 3,5 м от кормы переборкой (толщи­ной 100 мм) и продолжался дальше в корму толщи­ной 100 мм (с нижней кромкой толщиной 80 мм) не­много ниже главной палубы. Бронирование верхне­го броневого пояса (батареи среднего калибра) со­стояло из 150-мм плит.

Между орудиями имелись переборки толщи­ной 20 мм, а за ними противоосколочные экраны той же толщины. Башни имели толщину брони в лобовой части и задней стенки 230 мм, боковых сте­нок 180 мм, наклонной передней части крыши 90 мм, плоской части крыши 60 мм, настила в задней час­ти башни 50 мм. Барбеты башен имели внутрен­ний диаметр 8 100 мм (6 900 мм для подачи боеза­паса) и толщину стенки 200 мм над бронированным корпусом, причем толщина наружной стенки бар­бетов носовой и кормовой башен была увеличена до 230 мм, а внутренней стенки уменьшена до 170 мм. Позади главного пояса и бронирования бата­реи среднего калибра толщина стенки барбетов была уменьшена до 30 мм.

Бронирование передней боевой рубки выпол­нили из плит толщиной 300 мм, её крыши 80 мм, зад­ней боевой рубки 200 мм и 50 мм соответственно. На корабле произвели значительное усиление палуб­ного бронирования. Это выразилось не только в наличии второй броневой палубы, как горизонталь­ной защиты корабля, что было применено ещё на "Блюхере" и броненосных крейсерах типа "Шарнхорст", но и в усилении вертикального бронирова­ния и улучшении подводной защиты.

Из двух палуб верхняя предназначалась для разрыва снарядов, в то время как вторая (особенно в районе машинного отделения) служила для защи­ты от проникновения осколков. Этот способ бро­нирования был выбран как основной, благодаря чему в Ютландском бою машинная установка ли­нейного крейсера повреждений не имела, несмотря на многочисленные попадания в корабль.

Однако палубное бронирование "Инвинсибла" в среднем было немного толще, чем у "Фон-дер-Танна". Вероятно, в этом играло свою роль различ­ное понимание предполагаемых дистанций ведения боя. В Германии были уверены, что ввиду преобла­дания ограниченной видимости в Северном море стрельба на дистанции, большие чем 10 000-12 000 м, возможна крайне редко. В Англии, прежде всего первый лорд Адмиралтейства Фишер, отстаивали большие дистанции, которые при превосходстве в скорости каждый корабль мог выбирать произволь­но, исходя из того, что "скорость лучшая защита". Обеим точкам зрения опыт войны мог представить противоположные примеры.

Плоская часть бронированной палубы была расположена на уровне средней палубы за главным 25-мм броневым поясом со скосами толщиной 50 мм. В носовой части она была плоской (толщиной 50 мм) на уровне нижней палубы и располагалась ещё ниже в корме, где её толщина составляла 80 мм в плоской части с двумя 25-мм скосами. Главная па­луба имела толщину 25 мм над главным поясом за пределами батареи. Верхняя палуба имела толщи­ну 25 мм над батареей, в то время как палубу полу­бака усилили до 23 мм вокруг носового барбета.

При проектировании и постройке крупных немецких кораблей подводную защиту очень тща­тельно продумали, и она превосходила подобную защиту своих потенциальных противников. Осно­ву подводной защиты крупных немецких кораб­лей составляла противоторпедная переборка.

Противоторпедная переборка толщиной 25-30 мм имела такую же длину, что и главный бро­невой пояс и проходила на расстоянии 4 м от бор­та. Пространство между ними было разделено ещё одной более тонкой продольной переборкой приблизительно пополам. Внешняя часть остава­лась пустой, а внутренняя была заполнена углем.

В этом заключалась обычная немецкая система подводной защиты, и против минного и торпед­ного оружия периода 1914-18 гг. она оказалась до­статочно эффективной.

На корабле в десяти котельных отделениях, расположенных попарно пятью эшелонами, было установлено 18 котлов Шульце-Торникрофта (не­мецкий военно-морской тип) с тонкостенными труб­ками малого диаметра и площадью нагрева 10 405 кв.м, обеспечивающими давление пара 16 кгс/кв.см. В двух передних котельных отделениях размеща­лось по одному котлу, а в остальных по два.

С этого корабля в немецком военно-морс­ком флоте произошел переход к схеме с четырьмя винтами, в то время как до этого все крупные не­мецкие корабли, начиная с "Кайзера Фридриха III" и "Кайзерин Аугусты", имели три винта. Это было обусловлено новым расположением машин­ной установки. Кроме того, впервые на крупном военном корабле решили применить паровую турбину. Линейный крейсер "Фон-дер-Танн" стал первым крупным немецким кораблём с двумя ком­плектами морских турбин Парсонса в трех машин­ных отделениях, вращающих четыре вала с вин­тами диаметром 3,6 м.

Ко времени проектирования "Фон-дер-Танна" выбор турбины в качестве движителя не был легким и само собой разумеющимся решением. Все это произошло по двум причинам. Очевидно, толь­ко что созданная турбина имела хорошую перспек­тиву устранения имеющихся недостатков, что бла­годаря усовершенствованию её конструкции в дальнейшем и произошло. Кроме того, стремитель­но увеличивающаяся мощность вновь строящихся кораблей приближалась к тому пределу, за кото­рым паровые поршневые машины должны были выйти из эксплуатации.

Как известно, создатель корабельной паровой турбины англичанин Парсонс ещё в 1897 г. на при­мере опытного корабля "Турбиния" доказал воз­можность применения паровых турбин для кора­бельных машинных установок. Вскоре с турбинами уже плавал ряд небольших военных и торговых су­дов. С турбинными установками мощностью по 68 000 л.с. в 1905 г. были заказаны линейный ко­рабль "Дредноут", а в 1906 г. быстроходные турбо­ходы "Лузитания" и "Мавритания" — самые совре­менные корабли того времени.

Немецкий военно-морской флот также заб­лаговременно уделил достаточно много внима­ния этому новому многообещающему виду при­водов движения. Такой одновременно предус­мотрительный и осторожный образ действия оказался наиболее удачным. В 1903 и 1905 гг. из ежегодных серий по 6 единиц построенных не­мецких эскадренных миноносцев с турбинами было заказано по одному кораблю.

Проектная мощность на валах, которая для немецких линейных крейсеров обычно считалась номинальной, составляла 42 000 л.с. или 1,97 л.с./т полного водоизмещения, что при частоте враще­ния гребных валов 300 об/мин, обеспечивало ко­раблю скорость 24,8 узла. Conway [6] приводит цифру 43 600 л.с., что при 280 об/мин, обеспечива­ло скорость 24,75 узла.

Во время испытательных пробегов расчетные данные проекта были далеко превзойдены, по­скольку во время таких пробегов немецкие линей­ные крейсера могли значительно форсировать мощность турбинной установки. Так турбины "Фон-дер-Танна" во время пробега на Нейкругской мерной миле развили форсированную мощ­ность 79007 л.с. (увеличение на 88%), что при 324 об/мин, обеспечило скорость 27,4 узла. Это были самые большие значения превышения проектных величин. То же самое происходило при испытани­ях и других кораблей с турбинными установками, но в значительно меньшей степени.

Только одна из установленных на "Фон-дер-Танне" турбин низкого давления мощностью от 10 000 до 15 000 л.с. имела вес 176 т, наружный диа­метр 4,1 м и длину 11,7 м. Очень длинные рабочие лопатки такой турбины вследствие перекоса часто сцеплялись с направляющей лопаткой. В турбине получался изборожденный "лопаточный салат", а корабль шёл на ремонт.

Мощность турбинной машинной установки, как уже упоминалось, распределялась на четыре вала. В тот период наивысшая мощность, передава­емая на один вал, имела относительно небольшую величину. Если в 1938 г. на линейном корабле "Шарнхорст" на каждый вал осуществлялась передача 55 300 л.с., то сегодня у скоростных кораблей эта ве­личина достигает куда более высоких значений. Ог­раничение передаваемой на вал мощности в то вре­мя было необходимо из-за чрезмерно высоких обо­ротов винта. Вообще, разделение мощности на не­сколько валов было технически обусловленным признаком первых турбинных установок Парсонса.

Поэтому на "Фон-дер-Танне" оба вала одно­го борта приводились в действие от одного комп­лекта турбинной установки. Каждый наружный вал вращал а турбина высокого давления, каждый внут­ренний вал турбина низкого давления того же ком­плекта турбинной установки. В левом переднем машинном отделении размещались турбина высо­кого давления переднего хода, вращавшая левый наружный вал, и турбина низкого давления крейсер­ского хода, вращавшая левый внутренний вал.

Переднее правое машинное отделение отлича­лось тем, что турбина высокого давления крейсерс­кого хода вращала правый внутренний вал. В зад­нем машинном отделении размещались турбины низкого давления переднего и заднего хода в одном кожухе, вращавшие внутренние валы. Роторы тур­бин высокого давления имели диаметр 2100 мм, турбин низкого давления соответственно от 2 920 до 2 820 мм.

Для управления кораблем эта связь каждой пары валов была неудобной и понижала устойчи­вость всей установки, как в отношении обычных неисправностей турбин, так и, что важнее всего, в результате боевых повреждений. Хотя были предус­мотрены схемы аварийной защиты, они вызывали дополнительные трудности. Несмотря на это, раз­деление установки сохранилось на всех линейных крейсерах вплоть до "Макензена" (проект 1913-14 гг.). По сравнению с этим, на линейных кораблях с турбинными установками все три вала были неза­висимы друг от друга.

К сожалению, турбина, в противополож­ность поршневым машинам и моторам, не может развивать достаточно мощности, если она получа­ет недостаточное количество пара. Это выявили в результате эксплуатации первых кораблей с тур­бинными установками. При последующем проек­тировании это учли и паропроизводительность котлов корабля сделали достаточно большой.

Нормальный запас угля составлял 984 т, максимальный 2 760 т, включая и тот, что был в бывших цистернах Фрама. Это позволяло иметь дальность плавания 2 500 миль при скорости 22,5 узла и 4 400 миль при 14 узлах. Расход топлива со­ставлял от 0,64 до 1,15 кг/л.с. в час. Впоследствии установили устройство вспрыскивания жидкой нефти на горящий уголь, и для этого было запа­сено 200 т нефти.

В 1911 г. после похода в Южную Америку он прошел 1913 миль между островом Тенериф и Гель­голандом со средней скоростью 24 узла, что позднее во время войны привело к неисправностям турбин.

Электроэнергию кораблю обеспечивали шесть турбогенераторов общей мощностью 1 200 кВт, напряжением 225 В.

Корпус корабля, как и у всех предшествую­щих немецких (и большей части иностранных) броненосных крейсеров, был выбран с баком, про­тяженным почти на одну треть длины корабля. Обводы корпуса "Фон-дер-Танна" имели почти такую же форму, как и у "Блюхера". Это и понят­но, поскольку относительная величина скорости была одинакова.

Хотя форма корпусов обоих крейсеров дос­таточно различалась отдельными элементами, ви­зуально уловить это было довольно трудно. По отношению к "Блюхеру" длина и ширина "Фон-дер-Танна" были увеличены соответственно воз­росшему водоизмещению, но при этом осадка ос­талась почти неизменной. Вероятно, это сделали для уменьшения высоты бронирования наружно­го борта, и высота стволов 150-мм батареи достиг­ла только 4,3 м, как и на крейсере "Фридрих Карл" (заложен 1901 г.), что для нового крупного кораб­ля было явно недостаточно.

Впервые на корабле были установлены успо­коительные цистерны. Это новинка кораблестрое­ния, появившаяся как раз незадолго перед этим, была предложена техническим директором судо­строительного отдела верфи "Блом унд Фосс" ин­женером Фраммом. Они были предназначены для уменьшения величины крена при бортовой качке ко­рабля. При наличии в цистернах 231 т воды угол крена на линейном крейсере был уменьшен с 17° до 11 °. Но их установили после постройки. Позднее их использовали как ёмкости для размещения допол­нительных 200 т угля, а взамен их установили ску­ловые кили. Период бортовой качки корабля со­ставлял 11 секунд.

"Фон-дер-Танн" был единственный немецкий корабль, на котором каюты офицеров разместили в носовой части на полубаке, очевидно, по образцу британского "Дредноута". Как потом объясняли, это было ошибочное решение, и на немецких кораб­лях оно никогда больше не повторялось. Корабль оборудовали дополнительными помещениями для размещения флагмана и его штаба.

Вместо первоначально запроектированных решетчатых мачт установили обычные для кайзе­ровского флота полые трубчатые, которые "Фон-дер-Танн" имел в течение всего срока службы. Про­тивоторпедные сети сняли в 1916 г.

Линейный крейсер имел два параллельных руля, обладал хорошими мореходными качествами, был подвержен небольшому крену в наветренную сторону, имел спокойное и плавное движение. Ма­невренность и управляемость были довольно хоро­шие, однако он обладал тяжелой поворотливостью и плохим управлением при движении кормой впе­ред. После отклонения руля на угол, больший 60° наступала потеря управляемости и при этом возни­кал крен до 8°. Метацентрическая высота составля­ла 2,11 м. Остойчивость была максимальной при 30° крена и нулевой при 70°.

"Фон-дер-Танн" по праву вызывал восхище­ние благодаря своему впечатляющему виду, разме­рам и мощности машин. Германия гордилась им как ярким созданием отечественного судостроения. Экипаж корабля, согласно Гронеру [9], насчитывал 923 человека (из них 41 офицер). Становясь флаг­манским кораблем, экипаж увеличивался на 76 че­ловек (из них 14 офицеров), достигая 999 человек. Согласно Conway [6], в Ютландском бою экипаж состоял из 1 174 человек.

20 марта 1909 г., после обряда крещения, произведенного командиром 3-го баварского пе­хотного корпуса генералом Луитпольдом фон унд дер Танн-Расзамхаузеном — племянником того, в чью честь он был назван, корабль сошел со ста­пеля на воду. Стапельный период постройки ко­рабля составил почти 12 месяцев, достройка на плаву больше 17 месяцев. Всего строительство продолжалась 29 месяцев. Проведение испытаний заняло ещё 6 месяцев.

В мае 1910 г. линейный крейсер с заводским экипажем на борту перешел из Гамбурга вокруг Датского полуострова на Государственную верфь в Киль для окончания работ. Чтобы к моменту вво­да корабля в строй можно было укомплектовать его экипаж, пришлось взять часть людей с линей­ного корабля "Рейнланд" после проведения им ходовых испытаний.

"Фон-дер-Танн" предварительно вошел в со­став флота и был готов к испытаниям 1 сентября 1910 г. В этот день на нем был поднят флаг и вым­пел и начались испытания, причем во время 6-часо­вого пробега на длительную мощность машин (сред­няя скорость 27 узлов) форсирование мощности па­ровых турбин позволило достичь скорости 28,12 узла. Некоторое время "Фон-дер-Танн" считался самым быстроходным боевым кораблем в мире. Окончательно он был введен в состав флота 19 фев­раля 1911 г. Стоимость постройки 36 523 тыс.марок или 18 262 тыс. рублей золотом.

Кораблем командовали: капитан 1-го ранга Мишке (сентябрь 1910 г. — сентябрь 1912 г.), капи­тан 1-го ранга Ган (сентябрь 1912 г.— февраль 1916 г.), капитан 1-го ранга Ценкер (февраль 1916 г.— апрель 1917 г.) капитан 1-го ранга Момзен (апрель 1917 г. — июль 1918 г.), капитан 1-го ранга Фельд­ман (июль 1918 г. — декабрь 1918 г.), капитан-лей­тенант Волланке (в период интернирования).

Вслед за испытаниями 20 февраля 1911 г. последовал заграничный поход в Южную Амери­ку, куда линейный крейсер вышел из Киля. Во время перехода он превосходно выдержал штор­мовую погоду. В Рио-де-Жанейро, где его посетил президент Бразилии, корабль находился с 14 по 23 марта 1911 г. Здесь произошла встреча с уже находившимся в порту легким крейсером "Бре­мен". Затем "Фон-дер-Танн" отправился в Арген­тину, где 30 марта 1911 г. командир корабля ка­питан 1-го ранга Мишке с группой офицеров по­сетил Буэнос-Айрес.

6 мая 1911 г. "Фон-дер-Танн" возвратился в Вильгельмсхафен. Этот поход прошел без каких-либо поломок машин и механизмов, а его турбины неплохо выдержали испытания. Мнение прессы Южной Америки во всех случаях было самым по­ложительным. 8 мая 1911 г. "Фон-дер-Танн" вошел в состав 1-й разведывательной группы вместо ушед­шего ещё осенью 1910 г. в Восточную Азию броне­носного крейсера "Гнейзенау" и с этого дня и до на­чала войны принимал участие в учениях и манев­рах, а с началом первой мировой войны в боевых действиях 1 -и разведывательной группы и флота От­крытого моря.

В июне 1911 г. корабль был направлен в Виссинген, чтобы оттуда доставить в Англию на коронацию английского короля Георга V немецкого кронпринца Вильгельма и кронпринцессу Сессиле. С 20 по 29 июля 1911 г. "Фон-дер-Танн" принимал учас­тие в морском параде на Спитхедском рейде и после него с мо­нархической парой на борту вер­нулся в Германию .

В начале августа 1911 г. он был введен в состав флота и с 28 сентября 1911 г. приступил к служ­бе в составе 1 -и разведывательной группы в качестве флагманского корабля вице-адмирала Бахмана. На короткий срок с 13 марта по 3 апреля 1912 г. вице-адмирал Бахман перенес свой флаг на броне­носный крейсер "Йорк", а 2-й флагман 1-й разведывательной группы контр-адмирал Хиппер поднял свой флаг на находящемся в это время в текущем ремонте "Фон-дер-Танне". Затем в качестве флагманского корабля его сменил тяжелый крейсер "Блюхер".

Когда 23 июня 1912 г. "Фон-дер-Танн" перешел для ремонта машин из Киля в Вильгельмсхафен, вице-адмирал Бахман спус­тил свой флаг и поднял его на крейсере "Кольберг", поскольку новый флагманский линейный крейсер "Мольтке" ещё не был готов. До осени 1912 г. "Фон-дер-Танн" входил в 1-ю разведыва­тельную группу на правах рядово­го корабля. На короткое время с 21 по 26 сентября 1912 г. на нем поднимал флаг 2-й флагман контр-адмирал Хиппер.

Поскольку 1 октября 1912 г. в 1-й разведывательной группе была создана должность 3-го флаг­мана, капитан 1-го ранга Функе (контр-адмирале 18 ноября 1912 г.) как 3-й флагман в этот день поднял свой флаг на борту "Фон-дер-Танна". Когда с 1 октября 1913 г. контр-адмирал Функе стал 2-м флагманом, линейный крейсер ос­тался его флагманским кораблем.

Только с 7 по 14 марта и с 1 мая по 1 июня "Фон-дер-Танн" в качестве флагманского корабля был сменен соответственно броне­носным крейсером "Йорк" и тяже­лым крейсером "Блюхер". 1 марта 1914 г.контр-адмирала Функе направили времен­но командующим вместо заболевшего командира 3-й эскадры линкоров. На борту "Фон-дер-Танна" его сменил капитан 1 -го ранга Тапкен (контр-адми­рал с 22 марта 1914 г.), который до этого занимал должность 3-го флагмана.

31 июля 1914 г. во время первого боевого вы­хода "Фон-дер-Танна" в составе флота до широты Джуста на его борту находился контр-адмирал Тап­кен, который в начальный период войны был назна­чен начальником охранения Немецкой бухты. "Фон-дер-Танн" являлся резервом сторожевого ох­ранения на линии Вангерооге - Гельголанд - Эйдер, состоящего из легких крейсеров "Майнц", Штральзунд" и 6-й флотилии миноносцев.

28 августа 1914 г. после боя у Гельголанда он принял участие в запоздалом выходе вслед отходя­щим английским линейным крейсерам, 2/3 ноября 1914 г. — в обстреле Ярмута и 15/16 декабря 1914 г.— Скарборо и Уитби. 6 декабря 1914 г. командир "Фон-дер-Танна" в своем рапорте командованию флота предложил поручить его кораблю вести войну с тор­говыми судами союзников в Атлантическом океа­не. Однако это предложение не было реализовано.

25 декабря 1914 г. при изменении порядка под­чиненности в 1-й разведывательной группе долж­ность 3-го флагмана была упразднена, поэтому "Фон-дер-Танн" следующие два года входил в состав 1-й разведывательной группы на правах рядо­вого корабля. Лишь с 28 февраля по 3 марта 1915 г. командующий 1-й разведывательной группы подни­мал свой флаг на его борту.

Если 24 января 1915 г. "Фон-дер-Танн" не при­нял участия в бою у Доггер-банки, находясь в те­кущем ремонте на верфи, то во всех остальных по­ходах флота с марта по май 1915 г. под командова­нием адмирала фон Поля он принимал самое актив­ное участие. Во время августовской 1915 г. попыт­ки прорыва немецкого флота в Рижский залив "Фон-дер-Танн" обстрелял береговую батарею на острове Утэ в северной части Балтийского моря. При этом сам получил одно попадание снарядом ка­либра 152 мм, а также вел бой на дальней дистан­ции с русским броненосным крейсером "Баян".

Обстрел острова Утэ был поручен легкому крейсеру "Кольберг". В 5 ч. 00 м. он и сопровождав­ший его миноносец 9-й флотилии V-28 находились у маяка острова Утэ. Вскоре после этого были об­наружены русские эскадренные миноносцы, выхо­дившие из шхер. Последние тотчас же повернули и зигзагообразным курсом пошли обратно к Утэ. "Кольберг" в 5 ч. 24 м. с расстояния 10000 м (54,6 каб.) открыл огонь по эскадренным миноносцам и попал в концевой из них. Но через несколько минут противник уже вышел за пределы дальности огня.

В то же время вице-адмирал Хиппер, следо­вавший на некотором расстоянии с крейсерами 1-й разведывательной группы, выслал для обстрела Утэ "Фон-дер-Танн" вместо занятого боем с русскими эскадренными миноносцами "Кольберга". Несмот­ря на узость фарватера и возможность наличия не­известных минных заграждений, корабль подошел к Утэ на 7 500 м (41 каб.), повернул на западный курс и в 5 ч. 56 м. открыл огонь сначала по кораб­лям: из тяжелых орудий — на расстояние 15 000 м (82 каб.) по крейсеру типа "Баян", стоявшему за ос­тровом и теперь начавшему удаляться, а средней ар­тиллерией— по уходившим эскадренным минонос­цам. На самом деле на рейде Видшер (севернее Утэ) стоял броненосный крейсер "Громобой".

Неожиданно в бой вступили три береговые батареи острова, ввиду чего в 6 ч. 01 м. огонь был перенесен на них. Хотя они были вооружены ору­диями среднего и малого калибра, но ввиду срав­нительно небольших дистанций их залпы ложились близко. Один снаряд попал в носовую дымовую трубу; попадание причинило лишь незначительные повреждения и обошлось без потерь в людях.

В 6 ч. 05 м. "Фон-дер-Танн" повернул на об­ратный курс ввиду поступившего с "Кольберга" со­общения о подводной лодке. Бой продолжался. Одну батарею за другой подавили, и затем в 6 ч. 14 м. огонь ещё раз на короткое время перенес­ли на "Баян", отошедший на 18 000 м (98,5 каб.), а затем на маячную башню острова и радиостанцию.

В 6 ч. 18 м. огонь прекратили. Расход снарядов составил 62 фугасных 280-мм и 80 150-мм сна­рядов. Корабль выполнил свою задачу. За исклю­чением обстрелянных целей, других не было видно, и, кроме того, возрастала опасность от подводных лодок. Не только "Кольберг" видел перископ и пы­тался таранить подводную лодку, но и оба сопро­вождавших "Фон-дер-Танн" эскадренных минонос­ца - S-31 и G-197 видели и обстреляли перископ, а с ''Зейдлица" прожектором сообщили, что видят под­водную лодку. Действительно, здесь находились на позициях: в 4 милях к югу от Утэ подводная лодка "Крокодил" и далее в 10 милях подводная лодка "Кайман" (типа "Крокодил"), пытавшаяся, но без успеха, атаковать противника. Поэтому вице-адми­рал Хиппер прекратил операцию.

В 1915 г. последовали набеги флота 11/12 сен­тября, 19/20 октября и попытка прохода в минном заграждении, восточнее банки Амрум 23/34 октября. В 1916 г. 3/4 февраля прикрывали возвращение рей­дера ''Мёве", 5/7 марта произвели набег на Хуфден, 17 апреля поход на север, 21/22 апреля выход флота в район плавучего маяка Хорнс-риф, 24/25 апреля обстрел английских городов Лоустофта и Ярмута и 5 мая снова выход севернее этого маяка.

В феврале 1916 г. капитан 1-го ранга Ган на посту командира крейсера был сменен капитаном 1-го ранга Ценкером. Старшим штурманом был О.Гросс, в 20-х годах написавший официальное германское описание событий первой мировой вой­ны на море "Der Kriegzur See 1914-18.", переведен­ное в 1924 г. на русский язык и считающееся самым полным и объективным описанием.

Во время Ютландского боя 31 мая/1 июня 1916 г.боевые действия "Фон-дер-Танна" находил­ся под командованием нового командира капита­на 1-го ранга Ценкера.

15 ч. 10 м. Легкие силы противников обнару­жили друг друга и вступили в бой.

16 ч. 30 м. На "Лайоне" обнаружили пять гер­манских линейных крейсеров, идущих на северо-запад со скоростью 25 узлов. Незадолго до этого опознали противника и немцы. Имевший задачу навести британские линейные крейсера на главные германские силы, вице-адмирал Хиппер решил дать бой на отходе.

16 ч. 40 м. Хиппер построил свои линейные крейсера в строй пеленга и лег на курс 135°, уве­личив ход до полного, начал отходить на свои главные силы, что впоследствии получило назва­ние как "бег на юг".

В свою очередь вице-адмирал Битти с шестью линейными крейсерами, осуществляя тактическую разведку, чтобы выяснить присутствие немецких линейных кораблей, решил преследовать противни­ка. Он также построил линейные крейсера в строй пеленга, лег на параллельный немцам курс, прика­зав отставшей 5-й эскадре линейных кораблей уве­личить ход до 25 узлов, но не стал выжидать её приближения, опасаясь упустить противника. Англича­не находились западнее противника в светлой час­ти горизонта и хорошо просматривались.

16 ч. 40 м. Хиппер приказал своим кораблям "разделить цели слева". В Ютландском бою линей­ный крейсер "Фон-дер-Танн" был концевым кораб­лем боевой линии 1 -и разведывательной группы, и это означало, что он должен был стрелять по "Индефатигеблу" — концевому в боевой линии англи­чан, который, в свою очередь, после распределения целей должен стрелять по "Фон-дер-Танну".

16 ч. 48 м. Обе эскадры одновременно откры­ли огонь, и залпы (по одному орудию в башне) загрохотали на всех 11 кораблях, шедших на юго-восток со скоростью 25-26 узлов. На дистанциях, изменяющихся от 9 000 до 16 000 м (50-85 каб.). благодаря благоприятным условиям освещения, стрельба немецких кораблей оказалась более бы­строй и меткой.

16 ч. 49 м. "Фон-дер-Танн" (старший артилле­рийский офицер корветтен-капитан Мархольц) от­крыл огонь по "Индефатигейблу". В результате по­падания его снарядов английский линейный крей­сер взорвался. В течение этого времени "Фон-дер-Танн" выпустил 52 снаряда калибра 280 мм (7,9% боекомплекта) и 38 калибра 150 мм на дистанции, увеличивающейся с 12300 м до 14600 м (66-79 каб.), и есть предположение, что он добился пяти попа­даний 280-мм снарядами (9,6% попаданий).

Во время своего поединка с "Фон-дер-Танном" "Индефатигейбл" не добился ни одного попа­дания из 40 выпущенных им по противнику снаря­дов калибра 305 мм.

17 ч. 02 м. Через три минуты после начала стрельбы три снаряда с "Фон-дер-Танна" попали в "Индефатигейбл" возле грот-мачты, и над кораб­лем поднялось густое облако дыма. Вслед за тем он вышел из строя вправо (вероятно, вследствие повреждения рулевого привода) с заметным кре­ном на левый борт. Затем в него попало ещё два снаряда; один в бак, другой — в переднюю баш­ню, и спустя некоторый промежуток времени в его носовой части поднялся столб пламени и громад­ное облако густого черного дыма, в котором мож­но было рассмотреть различные крупные предме­ты, в том числе летевшую вверх дном шлюпку. Когда дым рассеялся, "Индефатигейбла" на повер­хности моря уже не было.

17 ч. 05 м. Спустя 16 минут после открытия огня линейный крейсер "Индефатигейбл" был по­топлен "Фон-дер-Танном". Из всего экипажа в ко­личестве 1019 человек уцелело лишь двое. Линейный крейсер "Нью-Зиленд" (типа "Индефатигейбл", 1912 г.) тотчас же перенес огонь с ''Мольтке" на "Фон-дер-Танн". Теперь "Фон-дер-Танн" вступил в бой с "Нью-Зилендом", но через 6 минут перенес огонь на линейный корабль "Бархэм" и затем сно­ва открыл огонь по "Нью-Зиленду".

Причиной переноса его огня с более мощно­го линкора "Бархэм" на "Нью-Зиленд" было выве­дение из строя попаданиями британских снарядов носовой и кормовой башен, и только два его ору­дия левой бортовой башни могли стрелять по лин­кору "Бархэм". В то же время "Фон-дер-Танн" не­прерывно маневрировал, чтобы уклониться от по­давляющих залпов 381 -мм снарядов 5-й эскадры ли­нейных кораблей англичан.

В свою очередь, во время боя "Фон-дер-Танн" получил пять попаданий снарядами круп­ного калибра. Согласно Hildebrand [7]:

17 ч. 09 м. Первый 381-мм снаряд с линкора "Бархэм" с дистанции 17300 м (93 каб.) попал в кор­мовую часть линейного крейсера и разорвался на стыке между плитами бортовой брони толщиной 100 и 80 мм, которые были разбиты и разорваны. Около 600 т воды поступило внутрь корабля, со­здав крен 2° на левый борт.

17 ч. 23 м. Попадание второго снаряда круп­ного калибра в левую бортовую башню. Броне­бойный снаряд калибра 381 мм с линкора "Ривендж" разорвался на вентиляционном колпаке башни, осколки и обломки вместе с газами про­никли через вентиляционные шахты в заднее ма­шинное отделение.

17 ч. 50 м. В бортовую угольную яму отсека IVB начала поступать вода.

17 ч. 51 м. Попадание третьего снаряда круп­ного калибра в носовую башню. Её заклинило в положении 120°.

17 ч. 54 м. По­падания третьего и четвертого броне­бойных 343-мм сна­рядов произошли с линейного крейсера "Тайгер", который вследствие ошибки при выборе цели вел огонь по "Фон-дер-Танну". В этот мо­мент боя дистанция составляла 15 500 м (83 каб.). Третий сна­ряд разорвался око­ло верхнего края бар­бета носовой башни на броне толщиной 200 мм, образовав в ней пробоину размером 900 х 550 мм. Большой ку­сок брони барбета вдавился внутрь и заклинил но­совую башню до конца боя.

Попадание четвертого снаряда с "Тайгера" произошло через три минуты после третьего, в со­вершенстве продемонстрировав слабое место "Фон-дер-Танна" • - недостаточную толщину брониро­вания основания барбета позади кормовой башни. Снаряд прошел через небронированный борт, глав­ную палубу толщиной 25 мм, две небронированные переборки и разорвался в 1 м перед задней стенкой барбета ниже главной палубы, имевшей в этом ме­сте толщину 30 мм. В результате взрыва образова­лась пробоина размером около 3,7 х 2,3 м, и барбет, пробитый против кольцевой переборки, которая при этом была разорвана, заклинил кормовую баш­ню на 3,5 часа. Осколками вывело из строя механиз­мы наводки и подъема снарядов.

Большие повреждения были нанесены лег­ким конструкциям. Вывело из строя систему кла­панов орошения. В уложенных под башней ава­рийных материалах для заделки пробоин возник пожар, густой дым и газы проникли через венти­ляционные шахты, в результате чего в обоих помещениях управления машинных отделений не­возможно было находиться в течение 20 минут. Пожар длился несколько часов и окутал дымом весь корабль. Снаряды этим взрывом повреждены не были, и только в рабочей камере в двух метрах от пробитой в барбете пробоины были поврежде­ны два главных и два дополнительных заряда.

Вильсон [10] дает несколько другую картину попаданий. Между 17 ч. 12 м. и 17 ч. 23 м. "Фон-дер-Танн" получил три попадания. Первый снаряд по­пал в его носовую башню, пробил броню и вывел башню из действия. Однако его разрывное воздей­ствие было настолько незначительным, что из рас­чета башни пострадали немногие. Вероятно, это был обычный бронебойный снаряд. Если бы это был фугасный, "Фон-дер-Танн", возможно погиб. Второй снаряд временно вывел из действия кормо­вую башню. Третий снаряд с "Бархэма" попал в корму у ватерлинии и пробил броню, после чего за­топило румпельное отделение, хотя рулевой при­вод не повредило.

Третья башня также вышла из строя, и ко­рабль оставался только с двумя действующими ору­диями правой бортовой башни, приняв внутрь кор­пуса 600 т воды. На его счастье, густой дым от вспыхнувших на нем пожаров скрыл его от "Нью-Зиленда" и британских линейных кораблей.

Правая бортовая башня прекратила стрель­бу, так как её орудия расстреляли все снаряды как раз в момент перед окончанием "бега на юг", ле­вое орудие левой бортовой башни также осталось без снарядов. В этот период "Фон-дер-Танн" вы­пустил 59 280-мм снарядов в "Нью-Зиленд" с дис­танции от 12 700 м до 18 000 м (69-98 каб.) и 34 280-мм снаряда в "Бархэм" с 15 500-17 000 м (84-92 каб.), добившись по одному попаданию в каждый.

После поворота 1-й разведывательной груп­пы на север ("бег на север") "Фон-дер-Танн" выпу­стил 10 280-мм снарядов из одного оставшегося орудия по линейному кораблю "Малайа", бывше­му от него на дистанции от 16 500 м до 20 000 м (89 -108 каб.). Выпустив ещё 6 280-мм снарядов по эсминцу (либо "Онслоу", либо "Моресби"), правое орудие левой бортовой башни расстреляло в этот период боя оставшиеся снаряды, так что оба ору­дия больше не могли вести огонь.

18 ч. 51 м. Кормовая башня вышла из действия. Всего на "Фон-дер-Танне" во время боя вышли из строя шесть орудий главного калибра, которые вследствие нагрева перестали накатываться. Таким образом, после уже вышедших из строя из-за вре­менной невозможности наката орудий правой бор­товой башни следующие полтора часа боя с 19 ч. 00 м. до 20 ч. 30 м. "Фон-дер-Танн" вообще не имел ору­дий главного калибра, способных вести огонь.

Несмотря на это, "Фон-дер-Танн" сохранил свое место в боевом строю 1-й разведывательной группы против неприятельской линии, продолжая действовать только артиллерией среднего калибра, и не выходил из строя для того, чтобы притягивать на себя часть неприятельской артиллерии и по мо­ральным причинам.

Левую бортовую башню исправили и ввели в действие в 18 ч. 30 м., правую часом позже, а затем открыла огонь и кормовая башня, после того как перешла на ручное наведение. Угол возвышения орудий был ограничен, так что в конце дневного боя крейсер смог выпустить всего 9 снарядов калибра 280 мм и 15 калибра 150 мм на дистанции от 8 700 м до 11 000 м (47-59 каб.).

18 ч. 53 м. Скорость линейного крейсера сни­зилась с 26 до 23 узлов;

19 ч. 30 м. Кормовую башню снова ввели в действие.

20 ч. 19 м. Попадание пятого снаряда крупно­го калибра в заднюю боевую рубку. Снаряд убил и ранил всех находящихся в рубке и разрушил венти­ляционные шахты правого переднего машинного отделения, и оно наполнилось дымом и газами.

20 ч. 30 м. Правая бортовая башня снова вве­дена в действие.

21 ч. 00 м. Левая бортовая башня снова введе­на в действие.

23 ч. 00 м. Командующий флотом Открыто­го моря адмирал Шеер построил свои корабли в одну длинную колонну, в голове которой находил­ся линкор "Вестфален", линкоры-до дредноуты по­ставил в арьергарде, а искалеченные "Дерфлингер" и "Фон-дер-Танн", которые могли стрелять толь­ко из половины своих орудий, — ближе к хвосту колонны. Колонна прошла позади британского арьергарда к протраленному фарватеру у плавуче­го маяка Хорнс-риф.

Всего во время боя "Фон-дер-Танн" израсхо­довал 170 280-мм снарядов (26% боекомплекта) и 98 150-мм, причем последние в основном по эсмин­цам. Большим недостатком артиллерии главного калибра "Фон-дер-Танна" было то, что обе его бортовые башни не могли увеличить угол возвы­шения стволов орудий до 20°. Это обеспечило бы ему большую дистанцию стрельбы, чем у любого другого корабля 1-й разведывательной группы, что очень пригодилось бы во время "бега на север".

В довершение к выходам из строя башен уголь низкого качества вызвал в топках котлов повышен­ное шлакообразование, и к концу дня его скорость, пока топки не почистили, не поднималась выше 18 узлов. К концу боя на крейсере вышли из строя два 280-мм орудия. Линейный крейсер "Фон-дер-Танн" в Ютландском бою потерял 11 человек убитыми и 35 ранеными. (4,6% численности экипажа).

После боя линейный крейсер поставили в су­хой док на Государственной верфи в Вильгельмсхафене, где со 2 июня по 29 июля 1916 г. (за 57 дней) он прошел ремонт, но до 2 августа 1917 г. еще не был полностью приведен в боевую готов­ность, поскольку при стрельбе носовая башня по­стоянно выходила из строя. И только 18/19 авгус­та и 25/26 сентября 1916 г. снова принял участие в боевых походах флота.

На свободное с 28 августа 1914 г. место 2-го флагмана 1-й разведывательной группы ^октяб­ря 1916 г. снова назначен контр-адмирал Бедикер.

С этого дня "Фон-дер-Танн" до конца войны стал флагманским кораблем. Последующие боевые по­ходы состоялись 18/19 и 23/24 октября 1916 г., 23/24 марта 1917 г. За это время на "Фон-дер-Танне" про­изошли две крупные аварии с турбинами, так что с 13 ноября по 29 декабря 1916 г. (22 дня) и с 31 мая по 22 июня 1917 г. (46 дней) он находился в ремонте.

В последний год войны 21 января 1918 г. со­стоялась передача служебных обязанностей 2-го флагмана от контр-адмирала Бедикера контр-адми­ралу фон Рейтеру. Линейный крейсер принял учас­тие 23/24 апреля 1918 г.в операции флота и 8/9 июня 1918 г. под командованием 2-го флагмана 1-й эскад­ры в походе на запад.

Когда вице-адмирал Хиппер 11 августа 1918 г. сменил адмирала Шеера на посту команду­ющего флотом, контр-адмирал фон Рейтер при­нял на себя командование 1-й разведывательной группой. Новый 2-й флагман назначен не был. Его штаб продолжал функционировать, и последнему командиру "Фон-дер-Танна" капитану 1 -го ранга Фельдману было поручено в дальнейшем выпол­нение этих служебных обязанностей. Так продол­жалось до конца войны. С 30 октября линейный крейсер находился на рейде Шиллинг, полностью готовый к боевым действиям.

Согласно условиям перемирия,"Фон-дер-Танн" подлежал интернированию, поэтому 19 но­ября 1918 г. он в составе эскадры передаваемых для интернирования кораблей немецкого военно-морского флота вышел в Великобританию, а 24 ноября 1918 г. прибыл в Скапа-Флоу (восточнее острова Кава) где в 14 ч. 15 м. 21 июня 1919 г. был затоплен своим экипажем.

Корабль лег вверх килем с креном 17° на пра­вый борт на глубине 27 м, причем расстояние от по­верхности моря до левого борта составляло почти 7,5 м и чуть менее 30 м до правого. В августе 1930 г. начались работы по его подъёму. За подъём линей­ного крейсера взялся англичанин Эрнест Френк Кокс, образовав небольшую частную компанию по подъёму кораблей кайзеровского флота, затоплен­ных в бухте Скапа-Флоу.

Было решено поднимать его методом проду­вания сжатым воздухом в перевернутом положении, при этом пришлось очистить днище от водорослей, залить бетоном открытые в момент затопления кин­гстоны и установить воздушные шлюзы на перевер­нутом днище корпуса.

У Кокса уже имелся опыт подъёма линейных крейсеров "Мольтке", "Зейдлиц" и "Гинденбург", а также двух немецких линейных кораблей. Очень помогло широкое использование подводной кис­лородно-ацетиленовой резки металла. Процесс герметизации и подготовки к продуванию сжатым воздухом осложнялся неожиданными взрывами газообразных веществ, образовавшихся в резуль­тате разложения внутри корпуса корабля. Успеш­ному и довольно быстрому подъёму способствовал уже накопленный опыт.

7 декабря 1930 г. он появился на поверхнос­ти воды, 5 февраля 1931 г. посажен на мель у ост­рова Кава, затем отбуксирован в Лайнесс и в Розайте в 1931 -34 гг. разобран на металл.