Линейный крейсер "Мольтке"

 

Гельмут Мольтке (1800-1891 гг.), граф, германский фельдмаршал. Начальник генерального штаба в 1857-88 гг. Организовал немецкую армию и создал образцовый генеральный штаб. В победоносных войнах с Австрией (1866 г.) и с Францией (1870-71 гг.) был начальником полевого штаба при императоре Вильгельме I и фактически главнокомандующим.

 

Корабль находился в составе флота с 30 сентября 1911 г. по 21 июня 1919 г.

 

Ещё не имелось опыта практического исполь­зования ни "Блюхера", ни "Фон-дер-Танна", а де­партамент проектирования военно-морского ведом­ства под руководством контр-адмирала Рольмана предложил проект следующего линейного крейсера, который, как и его предшественник, имел в качестве машинной установки паровые турбины, но обладал более сильным вооружением. Вместо восьми 280-мм орудий получили десять, установив в корме ещё одну двухорудийную башню. Соответственно воз­росшей мощности машинной установки увеличи­лось водоизмещение. По этому проекту были пост­роены два корабля — "Мольтке" и "Гебен".

Хотя постройка "Фон-дер-Танна" была большим достижением немецкого военного судо­строения, следующие немецкие линейные крейсе­ра были намного совершеннее. При этом в их про­ектах были устранены очевидные ошибки, в отли­чие от англичан, которые не сделали различия меж­ду линейными крейсерами типа "Инвинсибл" и "Индефатигебл".

Проектирование нового типа линейного крейсера под руководством главного конструктора инженера Дитриха продолжалось с апреля 1907 г. по сентябрь 1908 г.

Постройка двух однотипных линейных крей­серов, в процессе строительства и перед спуском на воду известных под индексами "G" и "Н", позднее соответственно "Мольтке" и "Гебен", на верфи "Блом унд Фосс" в Гамбурге производилась: "Мольтке" по программе I908-09 гг. (строитель­ный № 200), "Гебен" — годом позже. Эта же верфь изготовляла машинные установки кораблей.

Форма их корпуса отличалась от корпуса "Фон-дер-Танна", имея более широкий мидель ко­рабля и более острые оконечности, в то время как палубак был продолжен в корму до грот-мачты. Высо­та надводного борта в носу и корме была уменьше­на. Подъем днища в носовой части корабля был бо­лее крутой, а форштевень более прямой, чем напо­минавшие таран обводы носа "Фон-дер-Танна".

Водоизмещение "Мольтке" составляло: нор­мальное 22 979 т, полное 25 400 т, что на 3 600 т больше, чем у "Фон-дер-Танна". Conway [6] приводит соответственно 22 616 т и 25 300 т. Длина корабля: полная 186, 6 м, между перпендикулярами 186,0 м, что на 14,9 м длиннее, чем у "Фон-дер-Танна".

Ширина корабля составляла 29,4 м (на 2,8 м шире, чем у "Фон-дер-Танна"). Максимальная ши­рина с учетом уложенных вдоль бортов выстрелов противоторпедной сети 29,96 м. Осадка носом рав­нялась 8,77 м , кормой 9,19 м, почти такая же, как у "Фон-дер-Танна". Высота борта в середине корпуса составляла 14,08 м, что на 0,8 м больше, чем у "Фон-дер-Танна". Высота надводного борта при нормаль­ном водоизмещении — 7,3 м носом и 4,3 м кормой. Увеличение осадки на 1 см соответствовало увеличе­нию водоизмещения на 35,64 т.

Корпус был разделен водонепроницаемыми переборками" на XV основных отсеков. Двойное дно простиралось на 78% длины корабля. Способ свя­зей корпуса — смешанный набор поперечных шпан­гоутов и продольных стрингеров. Семь палуб были обшиты сталью с уложенным на неё линолиумом. Во время разборки "Гебена" можно было видеть части батарейной и верхней палуб, покрытых дос­ками из тикового дерева толщиной 65 мм.

Артиллерия главного калибра была увели­чена до 10 280-мм орудий с длиной ствола 50 ка­либров в пяти двухорудийных башнях. Три баш­ни располагались линейно в диаметральной плос­кости и две бортовые по диагонали в средней ча­сти корабля, как у "Фон-дер-Танна". В корме сто­яли две линейно-возвышенные башни, стреляю­щие одна поверх другой. Носовая башня имела сектор обстрела 300°, кормовые 290°, бортовые 180° на ближний борт и 125° на дальний. Секто­ры обстрела бортовых башен на дальний борт были такие же, как и у "Фон-дер-Танна". Таким образом, суммарный сектор обстрела составлял 1 490° или в среднем 298° на башню.

Скорострельные 280-мм орудия с длиной ствола 50 калибров (14 000 мм) имели вес 36 т и по конструкции были похожи на орудия с длиной ство­ла 45 калибров. Они стреляли такими же снаряда­ми весом 299 кг и длиной 3,2 кал.(896 мм), с началь­ной скоростью 845 м/с. Удлинение ствола на 5 ка­либров придало снаряду увеличение начальной ско­рости на 25 м/с. Вес заряда составлял 123 кг. Вес бортового залпа равнялся 7479 кг в минуту, против 5 920 кг у "Фон-дер-Танна".

Для расположенных в диаметральной плоско­сти башен углы склонения стволов орудий состав­ляли -8°, возвышения +13,5° и для бортовых башен соответственно -5,5°и +16° с дальностью стрельбы 18 100-19 100 м (98-103 каб.), что было меньше, чем у "Фон-дер-Танна".

Боекомплект насчитывал 810 бронебойных снарядов (81 на орудие), хотя английские источни­ки утверждали, что эта цифра относится только к двум бортовым башням, а для трех башен располо­женных в диаметральной плоскости боекомплект составлял 96 снарядов на орудие. Орудийные установки образца 1908 г. были аналогичны установкам образца 1907 г. После Ютландского боя на "Мольтке" угол возвышения всех орудий увеличили до + 16°, что позволило вести огонь на дальность до 19 400 м (105 каб.). Высота осей орудий над главной ватерлинией у носовой башни составляла 9 м, у бортовых башен — 8,4 м, у кормовых — 8,6 м и 6,2 м соответственно.

Во всех башнях снарядные погреба распола­гались на палубных платформах под зарядными погребами. Управление артиллерийским огнем производилось из двух бронированных постов уп­равления, которые, в свою очередь, получали не­обходимую информацию с расположенных на обе­их мачтах марсов. Приборы центральной наводки артиллерии главного и среднего калибров устано­вили на "Мольтке" в первой половине 1915 г., а на "Гебене" в конце 1916 г. На "Мольтке" и "Гебене" 150-мм и 88-мм орудия и их установки были точно такие же, как и на "Фон-дер-Танне".

Артиллерия среднего калибра в количестве 12 скорострельных 150-мм орудий с длиной ство­ла 45 калибров (6 750 мм) (на 2 больше, чем у "Фон-дер-Танна") стояла в батарее каземата на верхней палубе в пространстве между мачтами. Оси орудий возвышались на 4,92/4,42 м над главной ватерли­нией, что на 0,7 м было выше, чем у "Фон-дер-Тан­на". Угол склонения стволов орудий составлял -7°, возвышения +20°, что обеспечивало дальность стрельбы снарядом весом 46 кг до 13 500 м (73 каб.). Их боекомплект включал 600 снарядов длиной 3,2 кал. (480 мм)и 1 200 длиной 3,5 кал.(525 мм) или 150 снарядов на орудие.

Вспомогательная артиллерия первоначально имела 12 скорострельных 88-мм орудий с длиной ствола 45 калибров (3 960 мм), предназначенных для стрельбы по морским целям (на 4 орудия мень­ше, чем у "Фон-дер-Танна"). Из них четыре распо­лагались в носовой части на верхней палубе, два на носовой и четыре на кормовой надстройках и два на верхней палубе позади батареи 150-мм орудий. Боекомплект составлял 250 выстрелов на орудие.

Число 88-мм орудий, предназначенных для стрельбы по морским целям, на обоих кораблях сначала было уменьшено до восьми за счет четы­рех, снятых с носовой части, которые заливались волной на высокой скорости. Затем сняли еще че­тыре с кормовой надстройки, освобождая место для четырех 88-мм зенитных орудий с длиной ствола 45 калибров. В конце 1916 г. сняли также оставшиеся четыре.

Торпедное вооружение линейных крейсеров состояло из четырех подводных 500-мм торпед­ных аппаратов, (у "Фон-дер-Танна"450 мм). Один носовой и один кормовой проходили через штев­ни, два бортовых стояли на нижней платформе впереди барбета носовой башни (общий боеком­плект 11 торпед).

Бортовое бронирование из крупповской це­ментированной брони в районе цитадели имело два броневых пояса. Нижний (главный) броневой пояс толщиной 270 мм (у "Фон-дер-Танна" 250 мм) про­стирался между внешними краями барбетов носо­вой и кормовой башен на 1,2 м выше и на 0,6 м ниже главной ватерлинии с постепенным уменьшением толщины до 130 мм у нижнего края пояса в 1,9 м ниже главной ватерлинии и был установлен на про­кладке из тикового дерева толщиной 50 мм.

Верхний броневой пояс цитадели высотой 3,15 м имел постоянную толщину 200 мм до нижних кромок орудийных портов батареи среднего калиб­ра. Броневой пояс казематов (прерывистый) имел толщину 150 мм на всем их протяжении и опирался на верхний броневой пояс цитадели. В промежут­ках между портами батареи среднего калибра бро­невой пояс имел толщину 150 мм с переборками между орудиями, щитами и задними противоосколочными экранами толщиной 20 мм. Переборки по концам главного броневого пояса были прямые толщиной 200 мм.

В носовой части броневой пояс имел толщи­ну 120 мм, а затем 100 мм, не достигая верхней па­лубы, за исключением района форштевня, с пере­боркой толщиной 100 мм, а в корме имел толщи­ну 100 мм примерно на трети расстояния между главной и нижней палубами, заканчиваясь пере­боркой толщиной 100 мм в 3-х м от кормы.

Барбеты башен имели толщину стенок 200 мм, причем толщину наружной стенки барбетов носо­вой и кормовой башен увеличили до 230 мм, а внут­ренней стенки уменьшили до 170 мм. Толщину бар­бетов бортовых башен уменьшили до 80 мм за ба­тарейной броней толщиной 150 мм и до 30 мм по­зади верхнего броневого пояса толщиной 200 мм. Шаровые направляющие подачи боеприпасов и внешние диаметры погонов были такими же, как и у "Фон-дер-Танна".

Толщина лобовой и задней частей башен со­ставляла 230 мм, как у "Фон-дер-Танна", боковых стенок 180 мм, наклонной передней части крыши 90 мм, плоской части крыши 60 мм и настила в задней части башни 50 мм. Толщина стенки передней бое­вой рубки равнялась 250-350 мм, её крыши 80 мм, зад­ней боевой рубки 200 мм и 50 мм соответственно.

Палуба полубака над батареей имела толщи­ну 35 мм., вне ее 25. Средняя палуба между главной переборкой и переборкой над батареей имела тол­щину 15 мм. Бронированная палуба, которая явля­лась главной палубой в районе средней части кораб­ля, была толщиной 25 мм в плоской части и 50 мм на скосах. Она понижалась в носу и в корме, где в плоской части соответственно имела толщину 50 и 80 мм и 50 мм на скосах.

Горизонтальная часть броневой палубы в рай­оне цитадели располагалась на 1,6/1,1 м над ватер­линией и на всем протяжении имела толщину 25 мм. Скосы состояли из двух слоев по 25 мм каждый, суммарно имея толщину 50 мм.

Подводная защита была такая же, что и у "Фон-дер-Танна". Противоторпедная переборка по всей высоте имела толщину 30 мм, но в районе по­гребов боеприпасов толщина противоторпедной переборки увеличили с 30 до 50 мм.

Согласно Campbell [8], на линейных крейсерах имелось 12 отдельных котельных отделений, распо­ложенных попарно шестью эшелонами, в которых стояли 24 котла Шульце-Торникрофта (немецкий военно-морской тип) с естественной циркуляцией и тесно расположенными трубками (площадь нагре­ва 11 530 кв.м), вырабатывающие пар давлением 16 кгс/кв.см. В первых восьми отдельных котельных от­делениях, расположенных вдоль диаметральной плоскости корабля четырьмя эшелонами, было раз­мещено по два котла. Четыре задних отдельных ко­тельных отделения были разделены продольными переборками пополам и вмещали по одному котлу.

Groner [9] дает другое количество и располо­жение котельных отделений. В общей сложности на кораблях 8 отдельных котельных отделений разме­щались четырьмя эшелонами. В первых двух эше­лонах располагались в ряд поперек корпуса по три котельных отделения (по 2 котла в каждом). Два задних эшелона состояли из одного общего котель­ного отделения каждый и включали по 6 котлов. Об­щее количество было то же — 24 котла.

Два комплекта морских турбин Парсонса рас­полагались в трех машинных отделениях. Турбины высокого давления стояли в двух передних машин­ных отделениях и вращали внешние валы, а турби­ны низкого давления (в заднем машинном отделе­нии) вращали внутренние валы с трехлопастными винтами диаметром 3,74 м.

Турбины Парсонса были напрямую соедине­ны с четырьмя валами. Это привело к излишне боль­шому диаметру ротора рабочего колеса турбины и наличию в ней нескольких ступеней, так что турби­ну пришлось изготавливать в виде комплекта из двух турбин. Роторы турбин высокого и низкого давления имели диаметры 1980 мм и 3050 мм соот­ветственно. При этом частота вращения винтов была ещё довольно высока.

Турбинные отделения правого и левого бор­тов разделялись поперечной переборкой и распола­гались в межпалубном пространстве выше, чем зад­нее турбинное отделение. Над турбинным отделе­нием (под броневой палубой) располагалось поме­щение динамомашин.

Проектная мощность на валах составляла 52000 л.с. или 2,05 л.с./т полного водоизмещения, против 42000 л.с. как у "Фон-дер-Танна" (увеличе­ние на 24%), что при частоте вращения валов 330 об/мин, позволяло линейному крейсеру развивать скорость 25,5 узлов. Прибавка в скорости, по срав­нению с "Фон-дер-Танном", составила 0,7 узла.

При испытаниях на Нейкругской мерной миле турбины "Мольтке" развили форсированную мощность на валах 85 782 л.с. (что превысило про­ектную на 65%), и при частоте вращения валов 332 об/мин, обеспечило кораблю скорость 28,4 узла. Расход топлива при 6-часовом форсированном ходе при развитой мощности 76 795 л.с. составил 0,67 кг/л.с. в час.

Нормальный запас топлива — 984 т угля, мак­симальный — 3 050 т, что позволяло иметь даль­ность плавания 2 370 морских миль при скорости 23 узла и 4 120 морских миль при 14 узлах и было не­сколько меньше, чем у "Фон-дер-Танна". Позднее корабль принимал около 200 т нефти для вспрыс­кивания на уголь в топках котлов. Электроэнергию кораблю обеспечивали шесть турбогенераторов общей мощностью 1 500 кВт (напряжение 225 В), против 1200 кВт у "Фон-дер-Танна",.

На кораблях имелось два руля, расположен­ных тандемом — друг за другом (вместо двух парал­лельных, как у "Фон-дер-Танна", и одного, как у "Блюхера"). Главный руль имел угол поворота до 38°, вспомогательный только 10°. Поэтому на прак­тике вспомогательный руль был малоэффективен. Две отдельно расположенные рулевые машины уда­лось соединить таким образом, что при помощи каждой рулевой машины поворачивали либо оба руля, либо каждый в отдельности.

Корабли обладали хорошей устойчивой мо­реходностью, были подвержены небольшому кре­ну в наветренную сторону, имели спокойное плав­ное движение. Корабли хорошо описывали цирку­ляцию при переднем ходе, но тяжело выходили из нее. После отклонения руля на угол, больший 60° наступала потеря управляемости, при этом возни­кал крен до 9°. Первоначально предполагали уста­новить успокоительные цистерны Фрамма, но в дальнейшем от них отказались. Метацентрическая высота составляла 3,01 м, остойчивость была мак­симальная при 38° крена и нулевой при 68°.

Оба линейных крейсера на протяжении всей службы имели полые трубчатые мачты. С 1911 г. дымовые трубы на них не имели колпаков. В 1916 г. сняли противоторпедные сети .

Экипаж "Мольтке", по данным Hildebrand [7], насчитывал 1 019-1 153 человека, согласно Groner [8], 1 053 человека (из них 43 офицера). Становясь флагманским кораблем, экипаж увеличивался на 75 человек (из них 13 офицеров). Всего 1 128 человек. Согласно Conway [6], в Ютландском бою экипаж насчитывал 1 425 человек.

Для своего времени это были грозные кораб­ли, значительно превосходящие английские линей­ные крейсера с 305-мм артиллерией. Но их слабым местом в отношении бронирования являлось значи­тельное уменьшение толщины стенки барбетов по­зади бортового бронирования каземата.

17 сентября 1908 г. верфь "Блом унд Фосс" получила заказ на постройку линейного крейсера нового проекта под индексом "G". Согласно Hildebrand [7], киль этого корабля заложили 23 января 1909 г., по данным Conway [6] — 7 декабря 1908 г. Первоначально его спуск на воду был на­мечен на 22 марта 1910 г., но после некоторой за­держки он сошел со стапеля 7 апреля 1910 г. Со­гласно установленным правилам, линейный крей­сер должен был получить имя одного из известных немецких полководцев.

Генерал фон Мольтке-младший, в то время начальник германского генерального штаба, в сво­ей речи во время обряда крещения корабля мог с полным правом сослаться на то, что его дядя, гене­рал-фельдмаршал граф фон Мольтке-старший, в честь которого был назван этот корабль, в соответствии с разработанными под его руководством пла­нами сумел удачно включить военно-морские аспек­ты в общую концепцию обороны Германии.

После спуска со стапеля нового линейного крейсера в кайзеровском военно-морском флоте сложилось редкое положение, когда два боевых корабля носили одно и то же название, поскольку устаревший броненосный фрегат, уже носивший это же название, лишь 10 октября 1910 г. был вычерк­нут из списков флота.

Стапельный период для "Мольтке" составил 14 с половиной месяцев, достройка на плаву по­чти 18 месяцев. Всего постройка продолжалась 2 года 8 месяцев. Проведение испытаний заняло для "Мольтке", как и для "Фон-дер-Танна", 6 ме­сяцев. Хотя "Мольтке" заложили раньше "Индефатигебла", он был закончен постройкой значи­тельно позже его. "Гебен" достроили уже после "Лайона", первого из следующего поколения анг­лийских линейных крейсеров, хотя он также был заложен раньше его

Стоимость постройки 42 603 тыс.марок или 21 302 тыс. руб.золотом.

10 сентября 1911 г. "Мольтке" с заводским экипажем на борту вышел из Гамбурга на ходовые испытания в Северное море и перешел вокруг Ют­ландского полуострова в Киль. Здесь 30 сентября 1911 г. корабль приступил к испытаниям. 31 марта 1912 г. после испытаний корабль окончательно во­шел в состав 1-й разведывательной группы вместо выведенного в резерв броненосного крейсера "Роон".

Кораблем командовали: капитан 1-го ранга фон Ман, капитан 1-го ранга фон Тихлер (сентябрь 1911 г. — январь 1913 г.), капитан 1-го ранга Левентцов (январь 1913 г.—январь 1916 г.), капитан 1-го ранга фон Карпф (январь 1916 г. — сентябрь 1916 г.), капитан 1-го ранга Гугас (сентябрь 1916 г. — декабрь 1918 г.), корветтен-капитан Хюман и корветтен-капитан Ширмахер (исполнявшие обязанно­сти в мае 1918 г. — сентябре 1918 г.), капитан-лей­тенант Крелингер (в период интернирования).

В начале ноября "Мольтке" принял участие в учебном походе 1-й разведывательной группы в Каттегат, но из-за штормовой погоды с 3 по 6 ноября 1911 г. он был вынужден встать на якорь у шведского берега в районе Уддевалла. Затем ис­пытания продолжили в Данцигской бухте. Во вре­мя испытаний на мерной миле линейный крейсер достиг, правда, не с полной нагрузкой, наиболь­шей скорости 28,4 узла.

К 1 апреля 1912 г. корабль закончил все испы­тания. Однако он не стал флагманом 1-й разведы­вательной группы, для чего был предназначен и оборудован, поскольку получил специальное зада­ние. После посещения летом 1911 г. американской эскадрой Киля германскому флоту предстояло на­нести ответный визит. По этой причине, согласно соглашению от 19 апреля 1912 г., была образована специальная дивизия крейсеров под командовани­ем контр-адмирала Робер-Пашвица в составе линей­ного крейсера "Мольтке", легкого крейсера "Штет­тин" и стационера в восточно-американских владениях Германии легкого крейсера "Бремен".

11 мая 1912 г. корабли дивизии вышли из Киля и 30 мая достигли мыса Генри, штат Вирд­жиния, где их уже ожидал "Бремен", чтобы войти в состав дивизии. 3 июня 1912 г. отряд, ведомый президентской яхтой "Мэйфлауэр" с президентом США Тафтом на борту, вошел на Хэмптонский рейд. Здесь их приветствовал почти весь Атланти­ческий флот США во главе с адмиралом Уинслоу. 8/9 июня 1912 г. дивизия отплыла дальше в Нью-Йорк. Экипажи кораблей были приглашены на встречи не только с немецкими землячествами, но также с известными миллионерами немецкого про­исхождения. 13 июня 1912 г. после окончания ви­зита дивизия отплыла из Нью-Йорка. "Бремен" вернулся в Балтимору, "Мольтке" и "Штеттин" на родину. 24 июня 1912 г. "Мольтке" был уже в Киле, 25 июня отряд расформировали.

Выполняя с 4 по 6 июля 1912 г. следующее специальное задание, "Мольтке" в качестве почет­ного эскорта сопровождал яхту с кайзером Виль­гельмом II на борту во время его визита в Либаву для встречи с Николаем II.

С 9 июля 1912 г. в Киле "Мольтке" приступил к обычным функциям флагманского корабля ко­мандующего 1-й разведывательной группой вице-адмирала Бахмана. В группу, кроме "Мольтке", входили линейный крейсер "Фон-дер-Танн", броне­носный крейсер "Йорк", легкие крейсера "Майнц", "Кольберг", "Дрезден", "Берлин", "Кёльн" и ''Штеттин" и "Хела". Обязанности 2-го флагмана выполнял контр-адмирал Хиппер, который держал свой флаг на "Йорке". "Мольтке" в качестве флаг­манского корабля 1-й разведывательной группы до лета 1914 г. принимал участие во всех учениях и ма­неврах флота Открытого моря.

Во время осенних маневров 1912 г., которые закончились парадом флота в Немецкой бухте с участием кайзера, была временно образована 2-я разведывательная группа. 1 октября 1912 г. нача­лись существенные организационные изменения. Была введена должность 3-го флагмана, на которую назначили капитана 1-го ранга Функе. Поскольку контр-адмирал Хиппер в случае мобилизации дол­жен был возглавить соединения эскадренных мино­носцев, ему пришлось 29 сентября 1912 г., после про­ведения осенних маневров, перенести свой флаг на легкий крейсер "Кёльн".

Флагманским кораблем 2-го флагмана в 1912 г. были "Фон-дер-Танн" с 13 марта по 3 апреля, "Йорк" с 3 апреля по 28 августа, "Кёльн" с 28 авгу­ста по 21 сентября, снова "Фон-дер-Танн" с 21 сен­тября по 25 сентября и с 26 сентября окончательно "Кёльн". Капитан 1-го ранга Функе с 1 октября 1912 г. перенес свой флаг на "Фон-дер-Танн". Необхо­димо отметить, что в штабе вице-адмирала Бахма­на в это время состоял в качестве офицера морско­го генерального штаба корветтен-капитан Рёдер.

Прежний старший артиллерийский офицер "Моль­тке" корветтен-капитан Клиппенбах, под руковод­ством которого артиллеристы линейного крейсера 19 сентября 1912 г. завоевали приз кайзера по стрельбе из орудий главного калибра, был сменен корветтен-капитаном Вагенером.

После захода в Мальме (Швеция) и зимних учений "Мольтке" с декабря 1912 г. по февраль 1913 г. находился в текущем ремонте на верфи в Вильгельмсхафене. В это время в командование кораб­лем вступил фрегаттен-капитан, затем капитан 1-го ранга Левентцов. Вице-адмирал Бахман поднял свой флаг на "Йорке". В феврале и марте 1913 г. со­стоялись учения 1-й разведывательной группы и флота Открытого моря в Каттегате и Северном море. После окончания этих маневров вице-адми­рал Бахман, который 19 февраля 1913 г. снова под­нял свой флаг на "Мольтке", 14 марта 1913 г. вновь перенес его на "Йорк". Но с 1 мая 1913 г. и до лета 1914 г. командующий группой и его штаб оконча­тельно перешли на "Мольтке".

Поскольку, кроме уже отправленных в Сре­диземное море крейсеров "Гебен" и"Бреслау", туда же в начале апреля 1913 г. были направлены лег­кие крейсера "Дрезден" и "Штральзунд", то в мае 1913 г. для учений флота, кроме "Мольтке", мож­но было использовать только пять легких крейсе­ров: "Кёльн" (флагманский корабль 2-го флагма­на), "Штеттин", "Кольберг","Штральзунд" и "Ке­нигсберг". "Фон-дер-Танн" находился в текущем ремонте на верфи, "Йорк" был выведен из состава флота в резерв. Лишь один "Зейдлиц" должен был 22 мая 1913 г. временно войти в состав флота для участия в маневрах.

В состав флота, также временно на период маневров, включили тяжелый крейсер "Блюхер", в то время используемый как опытный артиллерийс­кий корабль. С 15 июля по 10 августа 1913 г. 1-я раз­ведывательная группа принимала участие во всех походах флота. При этом "Мольтке" с 27 июля по 3 августа 1913 г. посетил Лаердалсорен. После завер­шения испытаний 17 августа 1913 г. вошел в состав 1-й разведывательной группы "Зейдлиц" и также принял участие в осенних маневрах.

30 сентября 1913 г. после трехлетнего коман­дования 1-й разведывательной группой контр-ад­мирал Бахман покинул этот пост. Его сменил контр-адмирал Хиппер, который после возвраще­ния из отпуска 15 октября 1913 г. поднял свой флаг на борту "Мольтке".

После окончания состоявшихся в марте-апре­ле и в мае 1914 г. маневров флота контр-адмирал Хиппер 23 июня 1914 г. перенес свой флаг с "Моль­тке" на "Зейдлиц" как постоянный флагманский ко­рабль 1-й разведывательной группы. Смена флаг­манского корабля была обоснована тем, что в это время планировали уход "Мольтке" в Восточную Азию на смену "Шарнхорсту". В летнем походе флота в Норвегию "Мольтке" принял участие в со­ставе 1-й разведывательной группы, не имея флаг­манских функций.

Соображения о его посылке в Восточную Азию как-то сами собой отпали, когда выявилась необходимость отозвать "Гебен" из Средиземного моря для капитального ремонта и заменить его "Мольтке". Но и это решение было сорвано начав­шейся в августе 1914 г. первой мировой войной.

В начале войны во время набега английских линейных крейсеров 28 августа 1914 г. в Немец­кую бухту "Мольтке" смог лишь в 12 ч. 30 м. вый­ти из Вильгельмсхафена. В дальнейшем выход ещё более затянулся, поскольку пришлось ждать раз­водки бонов, в то время как возвращавшийся с дежурства в сторожевом охранении линкор "Гель­голанд" настоял на своем праве пройти первым. Наконец в 13 ч. 10 м. "Фон-дер-Танн" и "Мольтке" прошли вперед, однако атаковать противника уже не успели. Из этого выхода сделали вывод, что в буду­щем дивизия линкоров и два линейных крейсера дол­жны постоянно находиться на рейде Шиллинг.

В дальнейшем "Мольтке" принял участие в набегах 1-й и 2-й разведывательных групп на анг­лийское восточное побережье и обстреле 2/4 нояб­ря 1914 г. Ярмута и 15/16 декабря 1914 г. Хартлпула. Во время второго набега он получил попадание с береговой батареи одним 152-мм снарядом под ватерлинию, которое причинило значительные по­вреждения между палубами, но не вызвало потерь в личном составе так же, как и в бою у Доггер-бан­ки 24 января 1915 г.

24 января 1915 г. в бою у Доггер-банки "Моль­тке" шел вторым в немецкой боевой линии после флагманского "Зейдлица".

9 ч. 52 м. Британский флагманский линейный крейсер "Лайон" открыл огонь по тяжелому крей­серу "Блюхер".

10 ч. 14 м. "Лайон" перенес свой огонь на "Мольтке". Немцы лучше видели "Лайон", поэто­му сосредоточили огонь на нем.

10 ч. 35 м. Вице-адмирал Битти поднял сиг­нал: взять под обстрел соответствующие своему месту в строю корабли немецкой колонны. Вслед­ствие ошибки при распределении целей "Тайгер" стрелял по "Зейдлицу", а не по "Мольтке", кото­рый остался необстрелянным. "Мольтке" первона­чально вел огонь по "Тайгеру", большую часть боя по "Лайону" и в конце боя снова по "Тайгеру". Из 16 попаданий снарядами калибра 280 мм или 305 мм в "Лайон" и 6 в "Тайгер", то есть из общего количества достигнутых немцами 22 попаданий, вероятнее всего, 8 или 9 (36-41% попаданий) были произведены с "Мольтке".

Он выпустил 276 280-мм бронебойных снаря­дов (34 % боекомплекта) и добился 2,9-3,3% попа­даний в основном с дистанции 14600-16400 м (79-88 каб.), а также 14 150-мм фугасных снарядов с дис­танции 11 800-12 700 м (64-69 каб.) по эсминцам. В этом бою он не пострадал вовсе.

29/30 марта 1915 г. "Мольтке" принял участие в походе флота Открытого моря под командовани­ем адмирала Поля до широты банки Терсхеллинг, во время которого боевые действия не состоялись, а также принял участие в последующих боевых по­ходах в апреле и мае 1915 г. "Мольтке" был вклю­чен в состав морских сил Балтийского моря, пред­назначенных для действия в Рижском заливе, и 3 августа 1915 г. линейный крейсер перешел в Балтий­ское море. Он принял участие в операции прорыва немецких военно-морских сил в Рижский залив в августе 1915 г., обеспечивая их прикрытие.

1 -я разведывательная группа, шедшая в строю пеленга к юго-западу от банки Сарычева, попала в район действия английской под­водной лодки Е-1. 19 августа 1915 г. в него попала торпеда калибра 450 мм с этой лодки, действующей в Балтийском море совместно с русским Балтийским флотом (командир ко­мандор Ноэль Ф.Лоренс) с 17 октября 1914 г.

8 ч. 10 м. 19 августа 1915 г. подводная лодка Е-1 обнаружила между островами Фарэ и Эзель немецкие линейные корабли и через 10 минут выпустила с дистанции 1 каб. тор­педу по головному "Зейдлицу".

С флагманского крейсера был замечен воздушный пузырь торпедного выстрела спра­ва по траверзу. Никакие повороты корабля спасти его не могли, и только случайно торпе­да прошла за кормой. Но подводникам все же повезло, потому что она попала в нос "Моль­тке", шедшего левее и позади "Зейдлица". На "Мольтке" только что разобрали предостере­гающий сигнал и в момент попадания были на циркуляции, но из-за мелкой ряби след торпе­ды заметили очень поздно. Попадание при­шлось в носовую часть правого борта.

В носовой торпедный отсек и два смеж­ных с ним помещения поступило 435 т воды, при этом погибло 8 человек экипажа. В носо­вом торпедном отсеке два или три боевых за­рядных отделения торпед были разрушены, взрывчатка рассыпана, но детонации не произош­ло. Линейный крейсер смог развить скорость 15 уз­лов. 22 августа он прошел через Кильский канал и стал на ремонт в плавучий док верфи "Блом унд Фосс" в Гамбурге.

Случай с попаданием этой торпеды можно привести как доказательство пристального внима­ния военно-морского ведомства к проблемам бе­зопасности кораблей. Тирпицу пришлось много раз указывать отделу конструирования и, соответ­ственно, департаменту проектирования на опас­ность, которая может возникнуть из-за наличия в одном отсеке большого количества торпед, и при­ложить большие усилия, чтобы найти способ, как ее уменьшить.

Ремонт корабля был произведен верфью "Блом унд Фосс" с 23 августа по 20 сентября 1915 г. (за 27 дней), так что линейный крейсер смог при­нять участие в выходах флота Открытого моря 23/24 октября 1915 г. и последующих боевых дей­ствиях до мая 1916 г.

В Ютландском бою 31 мая 1916 г. "Мольтке" был четвертым кораблем в боевой линии 1-й раз­ведывательной группы.

16 ч. 40 м. Вице-адмирал Хиппер указал сво­им кораблям распределение целей."Мольтке" дол­жен был стрелять по "Тайгеру", и концевой в британской линии "Нью-Зиленд" остался необстрелян­ным и сосредоточил свой огонь на "Мольтке".

Около 16 ч. 50 м. снаряды "Мольтке" попали в бак, а затем через несколько минут в две башни "Тайгера" и временно вывели их из действия. Чет­вертое попадание под одно из 152-мм орудий при­чинило мало вреда. В следующие полчаса он дос­тиг ещё четырех попаданий в "Тайгер", но в этот раз крупных повреждений они не вызвали.

В первый период боя стрельба "Мольтке" была лучшей из всех немецких кораблей, так как в первые 15 минут боя на дистанции от 14 100 м (76 каб.) до 12 300 м (66 каб.)он добился девяти по­паданий в "Тайгер". До 17 ч. 00 м. в "Мольтке" всё ещё не было ни одного попадания, и он давал зал­пы из всех своих орудий каждые 20-25 секунд.

17 ч. 05 м. От снарядов "Фон-дер-Танна" взор­вался и погиб британский линейный крейсер "Индефатигейбл". "Нью-Зиленд" тотчас же перенес огонь с "Мольтке" на "Фон-дер-Танн", но в этот тяжелый для англичан момент в бой вступила 5-я эскадра линейных кораблей. Огонь 5-й эскадры сра­зу дал некоторые результаты.

В этот период "Мольтке" выпустил 4 торпе­ды по "Куин Мери", когда тот находился на дис­танции в пределах досягаемости немецких торпед, но попаданий не достиг, поскольку вероятность попадания на таком расстоянии при существо­вавшем соотношении скоростей торпеды и целей была ничтожной.

В ходе дальнейшего боя "Мольтке" последо­вательно стрелял по различным британским кораб­лям, среди которых были "Нью-Зиленд" и "Малайа", но попаданий не достиг. Он израсходовал 259 280-мм бронебойных снарядов (32% боекомп­лекта), а также 75 снарядов с донным взрывателем и 171 150-мм снаряд с головным взрывателем (13,7% боекомплекта) по "Тайгеру" и нескольким британским эсминцам.

Он оказался единственным немецким линей­ным крейсером, сохранившим свои боевые качества до конца боя, и с 21 ч. 05 м. стал флагманским ко­раблем вице-адмирала Хиппера.

Несмотря на разрыв 343-мм снаряда в непос­редственной близости от корабля и попадание в "Мольтке" четырех 381-ммснарядов англичан и на то, что дополнительное сжигание жидкой нефти образовало в топках много шлака, крейсер всё-таки смог развить скорость 25 узлов. В свою оче­редь он получил следующие попадания. В 17 ч. 16 м. 343-мм снаряд с "Тайгера" разорвался под водой рядом с носовой частью корабля, пробив осколка­ми наружную обшивку корпуса и вызвав поступле­ние воды внутрь корпуса.

Все следующие 381-мм снаряды были с лин­коров "Бархэм"и"Вэлиэнт".

17 ч. 26 м. Первый снаряд (очевидно, броне­бойный) пробил 200-мм бортовую броню с дистан­ции 16 400 м (88 каб.) ниже 150-мм орудия № 5 и ра­зорвался во внешней угольной яме. Орудие № 5 было разбито, а подготовленные к стрельбе снаря­ды охватил огонь, убив всех 12 человек в каземате. Пламя проникло через подъёмник в пороховое от­деление и сожгло там двух человек. Это было одно из самых опасных попаданий.

17 ч. 27 м. Второй снаряд пробил корпус ко­рабля и попал с внутренней стороны в бортовую 100 мм броню в кормовой части корабля. Плита упала за борт и над броневой палубой поднялся 9- метровый столб воды.

Третий снаряд разорвался на броневом поясе толщиной 270 мм, он вошел на 200 мм в ее нижнюю кромку (толщиной 130 мм). Поддерживающие ниж­нюю плиту листы обшивки корпуса прогнулись и разорвались на длине 21,6 м, что вызвало поступ­ление воды внутрь.

Четвертый снаряд произвел действие, похожее на действие третьего снаряда, но со значительно большим эффектом, так как вошел в толстую бро­ню на 300 мм с задней стороны плиты. Поврежде­ния наружной плиты и затопление были аналогич­ны действию третьего снаряда. Дистанция, с кото­рой были выпущены два последних снаряда, состав­ляла 15000-14000 м (81-76 каб.).

В результате одного близкого разрыва и по­паданий этих четырех снарядов в корабль посту­пило около 1000 т воды. Судовой журнал зафик­сировал потери экипажа, которые составляли 17 убитых и 23 раненых (или 3,5% численности эки­пажа). К концу боя на крейсере окончательно выш­ли из строя два 150-мм орудия.

Когда 31 мая 1916 г. в 19 ч. 47 м. вице-адми­рал Хиппер вынужден был оставить свой тяжело поврежденный флагманский "Лютцов". Адмирала и его штаб снял эскадренный миноносец G-39, что­бы в дальнейшем передать на "Мольтке". Этому препятствовал продолжавшийся бой, поэтому ко­мандующий 1-й разведывательной группы лишь в 22 ч. 05 м. поднял свой флаг на "Мольтке" и снова смог принять командование группой.

До 6 июня 1916 г. вице-адмирал Хиппер оста­вался на борту корабля. "Мольтке" первым поста­вили в сухой док в Вильгельмсхафене и затем в пла­вучий док в Гамбурге, где его с 7 июня по 30 июля 1916 г. (за 53 дня) отремонтировала верфь "Блом унд Фосс", и он был снова введен в строй 30 июля 1916 г.

После короткой боевой подготовки в запад­ной части Балтийского моря 14 августа 1916 г. он снова был в полной боевой готовности и 18/20 августа принял участие в походе флота в Сандерленд в качестве флагманского корабля 1-й разведыва­тельной группы, поскольку к этому моменту из её состава, кроме "Мольтке", в боевой готовности был только ''Фон-дер-Танн". Командованию фло­та пришлось выделить для их поддержки линкоры "Байерн", "Маркграф" и "Гроссер Курфюрст".

25/26 сентября 1916 г. "Мольтке" с команду­ющим 1-й разведывательной группы на борту при­нял участие в составе сил прикрытия в операции 2-й флотилии эскадренных миноносцев во главе с капитаном 1 -го ранга Хейнрихом (на легком крей­сере "Регенсбург") и дошел до широты банки Терсхеллинг. 20 октября 1916 г. "Мольтке" перестал быть флагманским кораблем вице-адмирала Хиппера. В ноябре "Мольтке" принял участие в похо­де флота, который оказывал помощь двум севшим на мель у Ютландского полуострова немецким подводным лодкам. За время до сентября 1917 г. боевых действий между крупными кораблями про­тивников не произошло.

Во время высадки в сентябре-октябре 1917 г. десанта немецких войск в Балтийском море на ост­рова Эзель, Моон и Даго была сформирована не­мецкая эскадра под командованием вице-адмирала Шмидта. Флагманским кораблем эскадры стал "Мольтке". В конце октября 1917 г. после успеш­ного завершения операции корабли вернулись в Северное море, а 3 ноября 1917 г. вице-адмирал Шмидт снова перешел на свой флагманский лин­кор "Остфрисланд".

Едва появившись в Северном море, "Мольт­ке" 17 ноября 1917 г. направили на поддержку 2-й разведывательной группы, и он дошел до района се­веро-западнее Гельголанда. Однако боевых дей­ствий снова не произошло. После этого он ушел на текущий ремонт. 29 марта 1918 г. "Мольтке" с "Гинденбургом" и 4-й разведывательной группой использовались как прикрытие 14-й полуфлотилии тральщиков, постоянно тралящих британское мин­ное поле. То же самое имело место и 19 апреля 1917 г., когда он, "Дерфлингер" и 4-я разведывательная группа использовались как прикрытие перехода во Фландрию четырех миноносцев 3-й флотилии.

23/24 апреля 1918 г. состоялся последний бое­вой поход кайзеровского флота Открытого моря. Флот пошел далеко на север, пытаясь выйти на мар­шрут конвоев из Великобритании в Норвегию. При этой неудачной попытке разгромить английский конвой, следовавший в Норвегию, "Мольтке" в со­ставе 1-й разведывательной группы находился в 60 милях севернее острова Гросс, когда в 6 ч. 10 м. 24 апреля на нем произошла тяжелая авария турбин­ной установки, наиболее крупная на флоте за всю войну (по другим данным, корабль подорвался на британской мине к западу от Ставангера).

С правого внутреннего вала сорвало винт. Турбина правого борта, вследствие потери винта, непроизвольно увеличила обороты выше допусти­мых, и, прежде чем регулятор остановил подачу пара, оторвался зубчатый агрегат устройства про­ворачивания турбины. Он пробил выходящую за борт трубу подачи холодной воды охлаждения вспо­могательного конденсатора и несколько трубопро­водов и панель главного распределительного щита в отделении управления. В корпус корабля посту­пило 1600 т воды.

Машинное отделение правого борта наполни­лось паром от пробоины во вспомогательном кон­денсаторе, много воды поступило в машинное от­деление. "Мольтке" осел на корму. В конце концов водолазу удалось закрыть кингстон конденсатора в днище корабля и таким образом предотвратить дальнейшее затопление. Хотя воду из помещений откачали, она все же засолила котлы, выведя тур­бины из строя, и "Мольтке" остановился.

В 10 ч. 38 м. 24 апреля легкий крейсер "Страссбург" пытался взять на буксир аварийный корабль. Однако буксирные тросы постоянно рвались. На­конец на горизонте появился остров Гросс. В 11 ч. 13 м. линкор "Ольденбург" взял "Мольтке" на буксир, и буксировка продолжалась под аплодисмен­ты гарнизона острова. Несмотря на неоднократные обрывы буксировочных концов, скорость буксиров­ки удавалось поддерживать в пределах 12-13 узлов. Эскадренные миноносцы V-44 и V-45 осуществля­ли противолодочное охранение. В 20 ч. 42 м. буксир­ные тросы опять оборвались, но их завели вновь.

В 6 ч. 30 м. 25 апреля 1918 г.в Немецкой бухте к буксировке подключились тральщики 3-й полу­флотилии. В 12 ч. 09 м. с линкора "Ольденбург" об­наружили британскую подводную лодку, и в этот момент тральщик М-67 подорвался на мине. Нако­нец в 16 ч. 53 м. котлы на "Мольтке" дали пар в тур­бины левого борта, и корабль смог дать малый ход. В 17 ч. 40 м. машины "Мольтке" были уже достаточ­но отремонтированы, чтобы обеспечить ему ско­рость 12-13 узлов.

В 19 ч. 03 м. с линкора "Ольденбург" снова со­общили об обнаружении британской подводной лод­ки (была замечена идущая по поверхности воды тор­педа). "Мольтке" пытался уйти из опасного района, однако в 19 ч. 37 м. в 40 милях к северу от Гельголан­да линейный крейсер был атакован английской под­водной лодкой Е-42 и одна 457-мм торпеда попала в корабль в районе машинного отделения. С "Моль­тке" на удалении 500 м обнаружили идущую на него торпеду, от которой уже нельзя было уклониться.

Она попала в район машинного отделения левого борта. Через эту пробоину внутрь посту­пило 1 760 т воды, пос­ле чего скорость корабля снова уменьшилась до 3,5-4 узлов. Однако "Мольтке" смог само­стоятельно продолжить движение и обстрелять предполагаемую пози­цию подводной лодки Е-42. К противолодочному охранению корабля были привлечены еще несколько миноносцев и тральщиков.

В 21 ч. 30 м. к бортам крейсера подошли два бук­сира. 26 апреля 1918 г. в 1 ч. 00 м. подошли ещё два буксира, и они без проис­шествий со скоростью бук­сировки 3,5 - 4 узла смогли войти в Вильгельмсхафен. В 8 ч. 56 м."Мольтке" встал на якорь на рейде, и после полудня его отбуксировали на Государ­ственную верфь, где с 30 апреля до 9 сентября (за 130 дней) на нем был произведен ремонт. На это время численность экипажа уменьшили. Старший офицер корабля корветтен-капитан Хюман за отлично орга­низованную службу по спасению корабля был осо­бо отмечен наградой командованием флота.

После непродолжительной боевой подго­товки в Балтийском море, проведенной с 19 сен­тября по 3 октября 1918 г., "Мольтке" с конца октября снова был готов к проведению заплани­рованных, но уже не проведенных в жизнь боевых операций. Поскольку "Гинденбург", флагманский корабль нового командующего 1-й разведыва­тельной группой, должен был идти на ремонт, 11 ноября 1918 г. контр-адмирал фон Рейтер со сво­им штабом перешел на "Мольтке".

Согласно условиям перемирия, "Мольтке" вошел в число передаваемых для интернирования кораблей кайзеровского военно-морского флота. 19 ноября 1918 г. он в составе "передаваемого соеди­нения" вышел из Вильгельмсхафена. Командующий 1-й разведывательной группой был назначен коман­диром "передаваемого соединения" и в тот же день перенес свой флаг с "Мольтке" на линкор "Фридрих-дер-Гроссе".

Последний командир "Мольтке" капитан 1-го ранга Гугас 24 ноября 1918 г. привел свой корабль в бухту Скапа-Флоу и поставил его на якорь запад­нее острова Кава. Там 21 июня 1919 г. экипаж "Мольтке" открыл кингстоны, ив 13 ч. 10 м. он опрокинулся вверх килем, затонул и лег на глубине 24 м с креном 17° на правый борт.

За подъём "Мольтке" взялся англичанин Эр­нест Френк Кокс, образовав небольшую частную компанию по подъёму затопленных в бухте Скапа Флоу кораблей кайзеровского флота, которые он купил у британского правительства. Теоретически положение корабля вверх килем облегчало его подъём. Неповрежденную днищевую часть корпу­са легче было загерметизировать. Для этого требо­валось лишь закрыть кингстоны, открытые при потоплении. Сначала днище очистили от водорос­лей, затем стали заделывать кингстоны. Отверстия небольшого диаметра забивали деревянными проб­ками, а более крупные заливали смесью твердеюще­го под водой цемента и песка.

В середине октября 1926 г. в корпус начали закачивать воздух. Воздушные компрессоры пода­вали воздух под давлением 1,5 кгс/кв.см, так как глу­бина затопления была небольшая. Однако предсто­яло вытеснить столь большой объём воды, что про­шло 10 суток, прежде чем носовая часть корабля показалась на поверхности. Хотя она приподнялась из воды на добрых 2,5 м, корма всё ещё продолжа­ла лежать на грунте, причем весьма прочно. При этом образовался крен на левый борт, достигший 33°, и из этой попытки подъёма ничего не вышло.

Необходимо было загерметизировать переборки внутри корабля, чтобы воздух не мог свободно пе­ремещаться из одного отсека в другой. Для этого на днище установили шлюзы из старых стальных па­ровых котлов.

В мае 1927 г. всё было готово, чтобы ещё раз попытаться поднять "Мольтке", но дальше очеред­ной неудачной попытки дело не шло. Без особого труда Коксу удавалось поднять либо нос, либо кор­му, однако в любом случае сильный крен на левый борт сохранялся. Для выравнивания крена к право­му борту пришлось на тросах прикрепить две сек­ции старого сухого дока.

20 мая 1927 г. начали третью попытку подъё­ма. Давление подаваемого воздуха снова довели до 1,5 кгс/кв.см, и нос корабля показался на поверхно­сти воды. Крен оставался, но на этот раз сравнитель­но небольшой, затем он уменьшился до 3°. Наконец всплыла и корма. В течение нескольких дней водо­лазы резали и взрывали надстройки и дымовые тру­бы — всё, что возвышалось над уровнем палубы и препятствовало буксировке.

10 июня 1927 г. корабль был поднят. 16 июня его отбуксировали в Лайнесс, там посадили на мель и частично разобрали. 18 мая 1928 г. в заливе Ферт-оф-Форт его ввели в сухой док в Розайте и там в 1928-29 гг. окончательно разобрали на металл.