Линейный крейсер "Лютцов"

 

Людвиг фон Лютцов (18 мая 1782 г. — 6 декабря 1834 г.). Прусский генерал-майор, отличился во время войны за независимость.

 

Корабль находился в составе флота с 8 августа 1915 г. по 1 июня 1916 г.

 

"Лютцов" строился по программе (бюджетно­му году) 1911 г. на верфи "Шихау" в Данциге (стро­ительный № 885). Корабль заложен под названием "Эрзац Кайзерин Аугуста". Относительно даты зак­ладки киля корабля в литературных источниках име­ются расхождения: Campbell [8] и Groner [9] называ­ют май I9l2r, Hildebrand [7] — июль 1912 г.

Линейный крейсер "Лютцов" был построен по тому же проекту и имел такие же тактико-тех­нические данные, что и "Дерфлингер", но при этом у них имелись некоторые конструктивные отличия. Согласно Conway [6], его нормальное водоизмеще­ние составляло 26 180 т. Корпус разделялся водо­непроницаемыми переборками на XVII основных отсеков. "Лютцов" внешне отличался от "Дерфлингера" более широкой передней дымовой трубой.

По проекту артиллерия среднего калибра со­стояла из 14 скорострельных 150-мм орудий с длиной ствола 45 калибров (6 750 мм) с общим боекомплектом 2 240 снарядов (вероятно, из-за того, что на нем не были установлены успокоительные цис­терны Фрамма). Из вспомогательной артиллерии установили только восемь 88-мм зенитных орудий с длиной ствола 45 калибров (3 960 мм) с максимальным углом возвышения +70° и боекомплектом 225 выстрелов на орудие. Общий боекомплект состав­лял 1800 выстрелов.

Торпедное вооружение по количеству и рас­положению было такое же, как и на "Дерфлингере". "Лютцов" первый в военно-морском флоте Герма­нии имел увеличенный калибр торпед — 600 мм, (боекомплект 12 торпед).

29 ноября 1913 г. после торжественной це­ремонии на верфи "Шихау" в Данциге прошел спуск на воду второго линейного крейсера типа "Дерфлингер", получившего название "Лютцов", крестным отцом которого стал гофмаршал граф фон Пипер. "Лютцов" был предварительно введён в состав флота 8 августа 1915 г. и в том же месяце перешел в Киль, где продолжалось его оснаще­ние и вооружение. Стапельный период построй­ки корабля составил 16 месяцев, достройка на плаву 20 месяцев. Всего постройка продолжалась 36 месяцев. Проведение испытаний и устранение аварии, происшедшей в процессе ходовых испыта­ний, заняло ещё 7 месяцев.

С августа 1915 г. по 1 июня 1916 г. кораблем командовал капитан 1-го ранга Хардер.

При испытаниях на мерной миле в том же рай­оне, что и "Дерфлингер","Лютцов" при одинаковой проектной мощности и при осадке на 0,3 м меньше проектной развил форсированную мощность машин 80 990 л .с. (увеличение на 29%), что при частоте вра­щения гребных валов 277 об/мин, обеспечило ему скорость 26,4 узла. Эта скорость соответствовала 28,3 узлам при нормальной осадке на глубокой воде. 25 октября 1915 г. во время ходовых испытаний на нем произошла авария турбины низкого давления левого борта, ион лишь 20 марта 1916 г. с большим опозданием в составе 1-й разведывательной группы смог выйти из Киля на учения .

Стоимость постройки была выше, чем у "Дерфлингера" и составляла 58 000 тыс. марок или 29 000 тыс. руб.золотом. Экипаж насчитывал 1112 человек (1 182 в Ютландском бою).

24 марта 1916 г. "Лютцов" вместе с "Зейдлицем" и "Мольтке" вышел в Северное море и принял участие в походе в район восточнее банки Амрум, поскольку пришло донесение о крейсирующих анг­лийских эсминцах. Но противника там не обнару­жили. Во время перехода его безрезультатно атако­вала английская подводная лодка.

После похода, с 29 марта по 11 апреля 1916 г., заместитель командующего 1 -и разведывательной группы контр-адмирал Бедикер поднял свой флаг на борту "Лютцова". 21/22 апреля 1916 г. "Лютцов" принял участие в следующем походе флота Откры­того моря, целью которого являлся обстрел восточ­ного побережья Великобритании.

Во время перехода "Зейдлиц" (флагманский корабль заместителя командующего 1-й разведы­вательной группы контр-адмирала Бедикера) подо­рвался на мине, поэтому адмирал со своим штабом был вынужден перейти на "Лютцов". Обстрелу под­верглись английские города Ловестофт и Ярмут. Вблизи побережья корабли 1-й разведывательной группы вступили в бой с четырьмя британскими легкими крейсерами типа "Боадичиа", попадания в которые немцы могли наблюдать. Атаку английс­ких эсминцев отбили.

По словам старшего артиллерийского офи­цера "Лютцова" фрегаттен-капитана Пашена, ба­шенные установки крейсера не стреляли полны­ми залпами до рейда 22 апреля 1916 г. к Ловестофту. Пятью неделями позже, во время Ютлан­дского боя, его артиллерийская стрельба была очень эффективна, но зато его непотопляемость оказалась ниже высоких немецких стандартов. 22 мая после короткого периода боевой подготов­ки в Балтийском море "Лютцов" пришёл назад в Германскую бухту.

28 мая после выздоровления на корабль вер­нулся и поднял свой флаг командующий 1-й разве­дывательной группой вице-адмирал Хиппер. 31 мая 1916 г. линейный крейсер "Лютцов" под флагом командующего 1-й разведывательной группы вице-адмирала Хиппера, за которым следовали "Дерфлингер", "Зейдлиц", "Мольтке" и "Фон-дер-Танн", возглавил поход флота Открытого моря в северном направлении, который завершился Ютландским боем. После обнаружения в 15 ч. 20 м. противни­ка Хиппер повел свои корабли курсом на юго-во­сток, пытаясь навести преследующие его английс­кие линейные крейсера вице-адмирала Битти на флот Открытого моря, что ему и удалось.

В 16 ч. 35 м. Хиппер приказал своим крейсе­рам: "Разделить цели слева". Это означало, что "Лютцов" должен был стрелять по "Лайону" и в 16 ч. 48 м. на дистанции по дальномеру 16 700 м (90 каб.) он сделал первый залп из двух носовых башен. Его стрельба под управлением старшего артиллери­ста фрегаттен-капитана Пашена была, вероятно, са­мой результативной из всех немецких кораблей.

В отличие от остальных, по крайней мере во время "бега на юг", он поочередно стрелял четырь­мя носовыми и четырьмя кормовыми орудиями главного калибра, вместо одного орудия из каждой башни, первоначально используя фугасные снаря­ды с донным взрывателем вместо бронебойных.

При этом оба орудия башни стреляли как одно целое, вместе заряжались и наводились одним человеком. После заряжания в башне наступа­ла полная тишина и наводчик заботился только о том, чтобы прицелы были установлены на дерива­цию (систематическое боковое отклонение от плос­кости бросания быстро вращающегося снаряда при его движении в воздухе по вертикальной траекто­рии). Дым же от выстрелов всегда был на одной око­нечности корабля, позволяя, если не обоим, то од­ному посту управления артиллерийским огнем иметь возможность наблюдать за полем боя.

Всего в Ютландском бою "Лютцов" выпустил 380 305-мм снарядов (52,7% боекомплекта), из ко­торых 200 были фугасные с донным взрывателем, а остальные бронебойные, и по оценкам добился 19 попаданий (5% выпущенных снарядов). Из них 13 попаданий получил "Лайон", одно "Бархэм", два "Инвинсибл" и три "Дефенс". В результате им был потоплен "Дефенс" и, возможно, "Инвинсибл".

Его точно классифицированные цели включа­ли "Принцесс Роял". "Лютцов" выпустил также око­ло 400 .снарядов (18% боекомплекта) калибра 150 мм, большей частью в британские эскадренные миноносцы, кроме того, в "Лайон" и в легкий крей­сер "Фалмут", и две 600-мм торпеды, одну в "Тай­гер", другую в "Дефенс", но в цели не попал.

Старший артиллерист "Лютцова" Пашен [19]: "Только один раз я сделал залп из всех четырех ба­шен и его результаты не поощрили меня к повто­рению. Снаряды упали очень близко друг к другу и почти закрыли цель всплесками. Время полета сна­рядов составляло 22 секунды. При начале стрельбы дистанция была взята увеличенная, и получился пе­релёт 1 600 м (8,6 каб.). То же было и у неприятеля. Он открыл огонь с расстояния 16 700 м (90 каб.), и его снаряды также перелетели через нас, но ему по­требовалось бесконечно долгое время, чтобы нащу­пать верную дистанцию."

Согласно Вильсону [10]: "В 16 ч. 50 м. два сна­ряда с "Лютцова" попали в "Лайон", причинив большие потери среди расчетов 102-мм орудий."

Пашен [19]: "Наш огонь продолжал быть мет­ким. Резкий поворот неприятеля на 4 румба вправо был немедленно замечен и учтен. В 16 ч. 52 м. мы засчитали наше третье попадание в "Лайон". Крас­ное пламя вырвалось из его третьей башни и боль­шой обломок — половина крыши башни — взлетел на воздух. Теперь известно, что после довольно про­должительного промежутка времени внутри башни начался пожар, пламя поднялось в верхнюю её часть, но командир башни, смертельно раненный, успел вовремя приказать закрыть двери погреба. Это спасло "Лайон" и державшего на нем флаг ад­мирала Битти.

Мое личное убеждение, что страшные взры­вы английских кораблей произошли из-за возгора­ния кордита, переходящего во взрыв. У нас же воз­горания зарядов оставались только пожарами, гу­бительными только для тех башен, где они случались, но не опасными для самого корабля."

Согласно Вильсону [10]: "Дистанция сократи­лась до 12000 м (65 каб.). В 17 часов "Лайон" полу­чил самое опасное попадание. Снаряд с "Лютцова" попал в среднюю башню "Q", пробил броню и, разорвавшись внутри башни над левым орудием, перебил почти весь личный состав в боевом и пере­грузочном отделениях. Командир башни Харви умирая, успел отдать приказание закрыть двери по­гребов и затопить их и донес о случившемся через раненого матроса, который ещё мог ходить.

В башне среди убитых и умирающих тлел огонь, но нельзя было проникнуть внутрь, чтобы очистить её. Внезапно пламя охватило заряды, на­ходившиеся в боевом отделении и в зарядниках, и огромный столб пламени высотой до 60 м под­нялся над серединой "Лайона". Тем не менее, хотя все в башне и в её отделениях, за исключением двоих, погибли, корабль был спасен геройским подвигом Харви."

В опубликованных источниках не имеется точной картины попаданий и характера причинен­ных при этом повреждений и разрушений "Лютцова", но воссоздание картины событий говорит о 31 попадании, хотя существует мнение и о 42-х. Вооб­ще это число кажется слишком большим, если не учитывать попадания 152-мм и 102-мм снарядов с легких крейсеров "Фалмут" и "Ярмут" и британс­ких эскадренных миноносцев.

Официальная статистика насчитывает 24 по­падания снарядов крупного калибра, и в соответ­ствии с этим здесь приведены причиненные ими по­вреждения.

16 ч. 35 м. — 17 ч. 55 м. "Бег на юг".

Пашен [19]: "Мы были даже удивлены, когда наконец "Лайон" попал в "Лютцов", сделав пробо­ину в носовой части."

Согласно Вильсону [10]: "В 17 ч. 15 м. "Лют­цов" получил тяжелое попадание."

Первый и второй 343-мм снаряды с "Лайона" почти одновременно попали рядом в полубак впе­реди башни "А", проделав в верхней палубе пробо­ину внушительного размера, через которую в даль­нейшем в корпус корабля поступило большое коли­чество воды. Вода распространялась по брониро­ванной палубе, создавая кораблю дифферент на нос.

Пашен[19]: "Через 17 минут после начала боя (17 ч. 05 м.) "Лайон" положил руль на борт и по­вернулся к нам кормой; "Принцесс Роял" стал го­ловным. До этого момента я насчитал шесть попа­даний из 31 залпа. Мы же получили всего три сна­ряда, из которых один, вероятно, в 17 ч. 15 м., ра­зорвался между барбетами передних башен и раз­рушил переднюю часть перевязочного пункта, вы­бив из строя много людей; другой снаряд попал в броню, но не пробил её, а только сделал вмятину."

Третий 343-мм снаряд с "Принцесс Роял" по­пал в верхнюю палубу толщиной 25 мм между башнями "А" и "В" и разорвался, разрушив находящу­юся под ней столовую экипажа.

Четвертый 343-мм снаряд с "Принцесс Роял" угодил в главный броневой пояс ниже ватерлинии в районе фок-мачты. От разрыва корабль сильно вздрогнул, но повреждения были сравнительно не­большие.

Пашен [19]: "В 17 ч. 18 м. мы перенесли огонь на "Принцесс Роял". Неприятель вновь резко изме­нил курс в нашу сторону, но дым и слабая видимость не позволили нам сделать то же. Расстояние быст­ро уменьшалось с 15 100 м до 13 000 м (81 до 70 каб.), затем увеличилось до 19 000 м (102 каб.) и опять вернулось к 15 000 м (81 каб.). Во время этого сбли­жения англичане не добились ни одного попадания, в то время как наши залпы ложились хорошо и дали много попаданий.

Англичане постоянно утверждают, что наш огонь был быстр и меток в начале боя, но вскоре перестал быть таковым, в то время как их собствен­ная стрельба, хотя им пришлось долго нащупывать расстояние, становилась лучшей и более меткой. Однако ни "Лайон", ни "Принцесс Роял" не попали в нас с 17 ч. 20 м. до 18 ч. 23 м., в течение 1 часа 35 минут мы получили только три попадания, в то время как за этот период времени в оба британских линейных крейсера попали 12 наших снарядов.

Наш огонь не был таким действенным, как в первые 40 минут, потому что увеличились помеха от дыма и ухудшение видимости. Постепенно види­мость стала настолько плохой, что в критический период боя с 20 ч. до 21 ч. не было видно ни одно­го британского корабля, за исключением "Инвинсибла", который и был быстро уничтожен. Мы же резко вырисовывались на фоне ясной западной ча­сти горизонта и всё время находились под тяжелым неприятельским огнем.

Одно наблюдение, сделанное нами в начале боя, очень нас изумило и подбодрило. Два неприя­тельских снаряда, упавшие близко, рикошетирова­ли и пронеслись над "Лютцовым". Два длинных бе­лых снаряда, которые по цвету я признал за обык­новенные, снаряженные черным порохом. Черный порох! Вот почему так незначительны были дей­ствия английских снарядов. Ошибка англичан зак­лючалась в их пристрастии к большим калибрам. Куда бы не попал такой снаряд — удар был мощ­ным и пробоина пещерообразного вида, но разрыв­ное действие было сравнительно слабо.

Один раз наш пост управления огнем напол­нился знакомым запахом черного пороха, и мы улыбнулись друг другу. Мы также получили не­сколько снарядов, начиненных более сильной взрывчаткой, но, по-видимому, не бронебойных, и действие их было только поверхностным.

До настоящего времени браню себя за то, что не стрелял в первый час бронебойными снарядами, а только одними фугасными. Я действовал так по общим правилам, подкрепленным в последний мо­мент советом из авторитетного источника. (Также стреляли японцы по русским кораблям в Цусимском бою.— В.М.) Стреляй мы бронебойными снаряда­ми, "Лайон" и адмирал Битти, по всей вероятнос­ти, не пережили бы боя. Один из наших фугасных снарядов ударил в крышу башни под острым углом и не разбился, а, пробив её, разорвался."

Фон Хаазе [18]: "...старший артиллерист ''Лютцова" предпочел не менять типа снарядов и всё время стрелял фугасными, намереваясь после их из­расходования перейти на бронебойные. Фугасные снаряды произвели столь сильные пожары на "Лайоне", что он был вынужден на время выйти из боя." 17 ч. 55 м. — 18 ч. 50 м. "Бег на север".

Пятый снаряд (381 -мм) с линейного корабля "Бархэм" или "Вэлиэнт" разорвался на главном броневом поясе ниже ватерлинии и пробил броню. Через образовавшуюся пробоину вода затопила снарядный погреб 150-мм орудия №1.

Согласно Вильсону [10]: "В 18 ч. 10 м. Битти возобновил огонь по линейным крейсерам, находя­щимся в голове германских сил. Изменение условий освещенности немедленно сказалось."

Пашен [19]: "В 18 ч. 41 м. мы снова попали под сильный огонь эскадры Битти. Два снаряда разор­вались в главном каземате 150-мм орудий, повредив обе радиостанции и перебив многолюден. Третий снаряд разорвался в середине корабля и слегка по­вредил броневую палубу."

Шестой и седьмой снаряды (381-мм) почти одновременно попали в палубу надстройки между дымовыми трубами и пробили крышу батареи ар­тиллерии среднего калибра толщиной 25 мм в стороне от казематов. В палубе надстройки образова­лась пробоина большого размера. Вышли из строя основная и запасная радиостанции.

Восьмой снаряд (381-мм) попал в левый край крыши батареи у миделя и разорвался на 30-мм бро­нированной палубе. Эта палуба была только слег­ка повреждена, но дым и газы от взрыва по перего­ворным трубам проникли в помещение центрально­го поста, которое пришлось на время оставить.

Девятый снаряд (343-мм) с "Принцесс Роял" попал в борт надстройки ниже передней боевой рубки, причинив небольшие повреждения.

18 ч. 50 м. — 20 ч. 05 м. "Первый бой флота".

Десятый снаряд (343-мм) с "Лайона" разор­вался на бортовом броневом поясе в носовой час­ти корабля.

Пашен [19]: "Теперь началось настоящее ис­пытание, перед которым всё случившееся ранее было детской игрой. Один снаряд грохнул в верх­нюю палубу у передней трубы, вошёл в каземат и разорвался у задней бронированной стенки барбе­та второй башни ("Берта"), сорвал две броневые двери, ведущие из каземата на бак, и произвел силь­ный пожар. Разрыв произошёл вплотную к боевой рубке и вблизи каземата 150-мм орудия."

Одиннадцатый снаряд (343-мм) с "Лайона" пробил крышу батареи толщиной 25 мм и левую переднюю бронированную дверь в помещении меж­ду казематами. Снаряд разорвался как раз позади барбета башни "В". Сильный огонь охватил сло­женный здесь материал для аварийных работ.

Согласно Вильсону [10]: "Броненосный крей­сер "Дефенс" стрелял по "Висбадену" и другим гер­манским легким крейсерам, шедшим в голове боевого порядка германского флота и, очевидно, во мгле и дыму не заметил приближавшихся больших германских кораблей. В 19 ч. 18 м. по нему и крейсерам "Уорриор"и "Блэк Принс" от­крыли огонь "Лютцов", "Гроссер Курфюрст", "Маркграф", "Кронпринц" и "Кайзер", причем "Лютцов" с дистанции все­го 6 500 м (35 каб.). Было видно, как в "Дефенс" попали один за другим снаряды двух залпов, под его носовой башней пока­залось море огня, затем вверх вырвался столб пламени, чер­ного дыма и масса обломков. В этой катастрофе погибли ад­мирал Арбетнот и весь экипаж крейсера.

Тем временем Худ быстро подходил с востока на соеди­нение с Битти и в 19 ч. 20 м. повернул и вступил в голову ос­тальных линейных крейсеров. Его три корабля избежали тор­пед, выпущенных по ним германскими эскадренными минонос­цами, и в 19 ч. 20 м. они открыли огонь по головному герман­скому линейному крейсеру, по-видимому, "Лютцову". Дистан­ция уменьшилась до 7 400 м (40 каб.). Огонь "Лютцова" ос­лаб, его бак был в огне."

Пашен [19]: "Зловещие красные вспышки, показавшиеся с правого борта, принадлежали 3-й эскадре британских линей­ных крейсеров, шедших во главе Гранд-Флита, которая, буду­чи невидима нам, подошла на дистанцию действенного огня. Весьма вероятно, что с этой эскадры мы получили фатальный снаряд, полный эффект действия которого дал почувствовать себя много позднее. Каждый корабль имеет своё слабое мес­то, и нашей ахиллесовой пятой была противоминная перебор­ка, доходившая только до первой башни.

Для экономии места эта переборка не доводилась даль­ше башни. В результате мы лишились защиты против подводных пробоин, что составляло отличительную черту наших кораблей при их сравнении с британскими. В это самое место ниже главного броневого пояса попали два снаряда, разорвав­шиеся с такой силой, что вода затопила все отсеки впереди пер­вой башни. Корабль содрогнулся при таком мощном ударе. В это время из первой башни сообщили о повреждении право­го орудия и о постепенном проникновении воды в погреба.

К несчастью, сообщение из внутреннего помещения бар­бета в пространство противоминной переборки совершалось через небольшой люк в главной броневой палубе. Это был вы­ход на крайний случай — и он оказался исковеркан взрывом сна­ряда. Когда источник течи нашли, было уже слишком поздно, чтобы сделать что-нибудь. Губительное место находилось в уже недоступном узком маленьком отсеке ниже ватерлинии.

Следующие восемь попаданий 305-мм снарядов с "Инвинсибла" или, возможно, с "Инфлексибла" произошли в течение 8 минут.

Двенадцатый и тринадцатый снаряды почти одновремен­но попали в бортовую броню ниже ватерлинии и разорвались в районе отделения бортового торпедного аппарата. Вода за­топила это помещение и через согнутые и покореженные пере­борки, вентиляционные магистрали и переговорные трубы очень быстро поступала в смежные отсеки.

Четырнадцатый и пятнадцатый снаряды почти одновре­менно разорвались рядом с попаданиями двенадцатого и три­надцатого. В результате этих четырех попаданий за короткий промежуток времени поступило по меньшей мере 2 000 т воды, и осадка носом увеличилась на 2,4 м. Поэтому временами ли­нейному крейсеру приходилось снижать скорость до 3 узлов, чтобы уменьшить давление воды на заднюю пере­борку отделения бортового торпедного аппарата толщиной 30 мм, которая давала очень сильную течь. Вода постоянно продолжала поступать в по­мещения за отделением торпедного аппарата и ни один из расположенных в носовой части корабля насосов нельзя было использовать. В то же время система осушения, которая должна была позволить перетекающей воде достичь насосов в середине ко­рабля, функционировала, по-видимому, недоста­точно эффективно. Вот это самое повреждение и вы­нудило "Лютцова" выйти из строя.

Шестнадцатый снаряд попал в полубак впе­реди места падения первого и второго снарядов. Образовавшаяся при этом в верхней палубе боль­шая пробоина при увеличивающейся осадке носо­вой части позволяла воде втекать и распространять­ся по бронированной палубе.

Семнадцатый снаряд пробил главный броне­вой пояс у нижнего края и застрял в пробоине, не взорвавшись.

Восемнадцатый снаряд попал в бортовую броневую плиту ниже портов 150-мм орудий № 3 и № 4 и разорвался, не пробив брони. Часть броне­вой плиты деформировалась и намертво заклини­ла орудие № 4.

Девятнадцатый снаряд разорвался на полке для укладки противоторпедной сети ниже 150-мм орудия № 5.

Согласно Вильсону [10]: "Около 19 ч. 25 м. строй из 24 линейных кораблей Гранд-Флита пред­ставлял собой перевернутое "L". Ход был умень­шен до 14 узлов, корабли местами скучились, но это не было заметно на германских кораблях, и несколько британских кораблей стреляли не без ус­пеха. Германские артиллеристы не видели никаких целей, кроме блеска орудийных выстрелов, опоя­сывавших всю северную половину горизонта от во­стока до запада.

"Лютцов" получил несколько попаданий и в 19 ч. 35 м. вышел из строя. Германские линейные крейсера, находившиеся на восточном фланге, были в плачевном состоянии. "Лютцов", в сущно­сти, представлял собой плавучую мишень для бри­танских кораблей, хотя он мог всё ещё держать 15-узловый ход. Вскоре, после 20 часов, Хиппер пе­ренёс с него свой флаг."

В 19 ч. 33 м.от артиллерийского огня "Дерфлингера" и "Лютцова" взорвался "Инвинсибл''. В свою очередь английские снаряды пробили глав­ный броневой пояс "Лютцова" в районе XIV отсе­ка. Было разрушено отделение бортового подвод­ного торпедного аппарата, конструктивно слабое место кораблей этого типа. Вследствие этого попа­дания тотчас же были затоплены отсеки с XII по XVI. После 19 ч. 47 м. "Лютцов" уже не мог держать своё место в строю, поэтому командиру "Дерфлингера" капитану 1-го ранга Хартогу передали коман­дование 1-й разведывательной группой, пока вице-адмирал Хиппер со своим штабом переходил с "Лютцова" на эскадренный миноносец G-39, кото­рый должен был доставить их на "Мольтке". Толь­ко в 22 ч. 05 м. Хипперу удалось перейти с G-39 на "Мольтке" и снова принять на себя командование.

Пашен [19]: "В этой схватке "Инвинсибл", флагманский корабль адмирала Худа, нанесший такие существенные повреждения неприятелю, вне­запно исчез из вида. Он это время вёл бой с "Лютцовым" и "Дерфлингером" и был, по-видимому, взорван ими. С этого времени (19 ч. 43 м.) "Лютцов" уже не принимал дальнейшего участия в бою."

Фон Хаазе [18]: "В кормовой боевой рубке в 19 ч. 25 м. записали: "На линейном крейсере "Лют­цов" тяжелые попадания в носовую часть. На крей­сере пожар, много дыма." В 19 ч. 50 м. сыграли от­бой. Все на "Дерфлингере" с лихорадочной энер­гией занялись исправлением повреждений. В это время "Лютцов" шёл с сильным креном и дифферен­том на нос. Мы видели, как к его борту подошел миноносец, на который перешёл адмирал Хиппер. Над носовой частью "Лютцова" клубился густой дым. Миноносец отошёл от него и направился к ли­нейному крейсеру "Зейдлиц". Проходя мимо нас, адмирал передал по семафору: "Передаю командование командиру "Дерфлингера" впредь до моего перехода на линейный крейсер." В это время "Лют­цов" вышел из строя и малым ходом отходил на юг."

20 ч. 05 м. — 20 ч. 37 м. "Второй бой флота".

Следующие пять попаданий снарядов калиб­ра 343 мм с линейного корабля "Монарх" (или "Орион") произошли в течение 3 минут с дистанции 16 800 м (91 каб.). Первые два попадания произош­ли с левого борта, а остальные три после поворота "Лютцова", с правого.

Двадцатый снаряд попал в ствол правого ору­дия башни "А" почти у самого порта. Само орудие было повреждено, но снаряд отрикошетил к лобо­вой части башни толщиной 270 мм, затем к прикры­тию порта и там взорвался. Только небольшой ос­колок проник внутрь башни.

Двадцать первый снаряд пробил крышу бата­реи как раз позади башни "С" и разорвался на па­лубе толщиной 25 мм. Ее повредил о взрывом, но на­ходящееся под ней помещение не пострадало.

Двадцать второй снаряд попал в броневой пояс на уровне башни "В" с правой стороны. Был затоплен ряд помещений, включая снарядный по­греб 150-мм орудия № 1 правого борта.

Двадцать третий снаряд ударил в броню пра­вой стенки башни "В" толщиной 220 мм. Снаряд взорвался на броне, выщербив её вокруг лунки. Основная сила взрыва ушла наружу, и осколки сна­ряда не проникли в башню. Правое орудие вышло из строя до конца боя, левое удалось отремонтиро­вать через 30 минут. В башне вспыхнул один глав­ный заряд, но закрывающиеся двери, специально приспособленные к таким ситуациям в немецких башнях, изолировали его и не дали пламени пере­кинуться в боевое отделение.

Двадцать четвертый снаряд попал в 150-мм броню каземата 150-мм орудия №4 и взорвался, но орудие осталось неповрежденным. Идущие ря­дом немецкие миноносцы удачно поставили дымо­вую завесу, в которой "Лютцову" удалось укрыть­ся от артиллерийского огня англичан.

Пашен [19]: "Адмирал Хиппер был готов оставить свой корабль, чтобы перенести флаг на дру­гой, когда "Лютцов" снова попал под сильный обстрел. Два или три снаряда попали в него, один разорвался на главной палубе между третьей и четвертой башнями, другой уничтожил электри­ческий кабель питания четвертой башни, который в этом месте был проведен на небольшом рассто­янии по главной палубе. Пришлось поворачивать башню вручную, что равнялось её совершенно­му бездействию. Этот же снаряд пробил и главную броневую палубу.

Осмотр корабля показал, что годными для боя из орудий главного калибра остались только четыре, а из 14 150-мм орудий только три. Семь про­жекторов снесло, и целым остался только один. Так как все средства связи были уничтожены, приказания приходилось отдавать словесно." Фон Хаазе [18]: "Линейный крейсер "Лютцов" скрылся из виду. В 20 ч. 20 м. в кормовой боевой руб­ке было записано: "Цель закрыта дымом горящего линейного крейсера "Лютцов".

Ближе к вечеру дальнейшие беды "Лютцова" произошли от затопления зарядного и снарядного погребов башен "А" и "В". Это произошло за счет поступления воды через запасный выход уже затоп­ленного левого отделения бортового торпедного аппарата и от местной потери водонепроницаемо­сти в переборке того же отделения и противоторпед­ной переборке.

Вероятно, погреба башни "А" начали запол­няться водой первыми и приняли её около 2 000 т. Затем заполнились водой зарядный и снарядный погреба башни "В". Хотя в этом районе имелась исправная отливная система, было принято так мно­го воды, что она уже не справлялась с её откачкой. Правда, временами казалось, что воду из башни "В" ещё можно было откачать.

До 21 ч. 30 м. осадка "Лютцова" носовой частью всё время увеличивалась, и вода на броневой палубе создавала угрозу опрокидывания корабля. Скорость в это время составляла 11 узлов, затем её пришлось уменьшить до 7, после чего осадка стабилизирова­лась. "Лютцов" осел носом до осадки более 12 м. Ко­рабль постепенно погружался в воду, форштевень с частью палубы бака находился под водой, и эта часть была заполнена водой, за исключением поме­щения дизель-генераторов, находящегося глубоко под водой, где еще находилось несколько человек.

Однако в 00 ч. 45 м. 1 июня 1916 г. осадка но­сом вновь начала увеличиваться, и стало ясно, что корабль на плаву долго не удержится. Почти все по­мещения перед передней боевой рубкой и ниже бро­нированной палубы были заполнены водой. Под воду ушла вся носовая часть до башни "А". Вода начала поступать в каземат 150-мм орудия № 1, находя себе путь ниже, и в конце концов заполнила помещение управления и носовые котельные отде­ления, нефтяные котлы которых пришлось отключить. Двигаясь кормой вперед, крейсер пытался сле­довать за флотом, от которого давно отстал. Одна­ко попытка идти кормой не удалась, поскольку "Лютцов" не мог управляться против ветра в усло­виях неспокойного моря.

Согласно Вильсону [10]: "В 1 ч. 48 м. 1 июня 1916 г. британское Адмиралтейство по данным пе­рехваченной радиограммы, сообщило, что повреж­денный германский корабль, вероятно, "Лютцов" в полночь находился в точке с координатами 56°27' СШ и 5°41' ВД."

В 2 часа 1 июня было доложено, что корабль принял 7 500 т воды и что нет надежды удержать его на плаву более 6 часов. Бак уже был на 2 метра ниже поверхности моря. Поскольку вода прибывала все больше и больше, осадка носом увеличилась до 17 м, в результате чего гюйсшток и стволы башни "А" оказались под водой. Так как полубак был по­гружен в море, винты частично вышли из воды. Вода начала затапливать носовые казематы 150-мм орудий. Оставшиеся исправными трюмные насосы уже не справлялись с откачкой поступающей воды.

По расчетам крейсер принял 8319 т воды. Ничего более не оставалось, как подумать об ос­тавлении корабля. Поскольку уже нельзя было ис­ключать опрокидывание, капитан 1-го ранга Хардер приказал покинуть корабль. К этому време­ни уровень воды дошел до нижнего края команд­ного мостика, причем корма и винты полностью вышли из воды.

Пашен [19]: "Около 2 часов ночи было при­казано всей команде собраться на корме, и 4 эс­кадренных миноносца подошли к его борту. Офи­церы в последний раз обошли корабль, чтобы удостовериться, что никто не остался. Вид бата­реи 150-мм орудий был неописуем. Там мы понес­ли наибольшие потери. Во второй башне было слишком темно, чтобы рассмотреть что-нибудь, но я с удовлетворением узнал от уцелевших, что пожар, вызванный загоревшимися в подъёмниках зарядами, был только местный. На "Лютцове" были приняты все меры предосторожности против возгорания пороха, и эти меры оправдали себя."

В 2 ч. 45 м. 1 июня 1916 г. экипаж "Лютцова" в полном порядке перешел на эскадренные мино­носцы G-37, G-38, G-40 и V-45, всё время сопровож­давшие его.

Пашен [19]: "Когда мы отходили, я повернул­ся и посмотрел на свой корабль, который освеща­ли первые лучи зари. Носовая башня была уже вся в воде, вторая башня представляла собой остров. Под мостиком вода была уже у верхней палубы."

Эсминец G-38 ускорил гибель покинутого корабля, выпустив в 02 ч. 45 м. в корабль две тор­педы по приказу капитана 1-го ранга Хардера. Пер­вая торпеда прошла под кормой, так как осадка корабля уменьшилась, а вторая попала в его сере­дину. "Лютцов", обнаружив исключительную жи­вучесть и непотопляемость, опрокинулся через пра­вый борт вверх килем и ещё две минуты оставался на плаву, затем в 2 ч. 47 м. в 60 милях от Хорнс-Рифа в точке с координатами 56°15' СШ и 5°53' ВД исчез с поверхности моря.

Впоследствии, согласно расчетам, установи­ли, что "Лютцов" теоретически ещё имел запас пла­вучести. Подсчеты показали, что 4 209 т воды по­пало ниже бронированной палубы и 4 110 т на неё. Вычисления показывали увеличение осадки носом на 8,7 м и поднятие кормы на 4,5 м. Это количество воды не включало то, что попало в помещение уп­равления и носовые котельные отделения. Вопрос, возможно ли было спасти линейный крейсер, как это произошло с "Зейдлицем", при условии доста­точной обученности экипажа и его готовности к продолжению борьбы за спасение корабля, явля­ется открытым. Потери экипажа составили 116 уби­тых и 50 раненых.

В 1959-62 гг. на месте гибели "Лютцов" был частично разобран фирмой Eisen & Metall из Гам­бурга. После того как не удалось вернуть в Герма­нию линейный крейсер "Гебен", корветтен-капитан в отставке Штойцель пытался создать общество "Корабль-музей "Лютцов", чтобы попытаться под­нять этот корабль для будущего поколения.