Линейный крейсер "Гинденбург"

 

Пауль фон Бенкендорф унд фон Гинденбург (2 октября 1847 г. — 2 августа 1934 г.). Прусский генерал-фельдмаршал, известный немецкий военачаль­ник времен первой мировой войны. В 1914/16 гг. командующий восточным фронтом. С августа 1916 г. начальник генерального штаба сухопутных войск Германии. После перемирия руководил отводом немецкой армии в пределы Германии и охраной границы с Польшей. С 26 апреля 1925 г. по 2 августа 1934 г. президент Германии.

 

Корабль находился в составе флота с 10 мая 1917 г. по 21 июня

 

Первоначальный проект линейного крейсера типа "Дерфлингер" в период с мая по октябрь 1912 г. (за 6 месяцев) под руководством главного конструктора Дитриха был подвергнут переработ­ке, после чего в 1913 г. рейхстагом были утвержде­ны расходы на постройку третьего корабля типа "Дерфлингер". Повторилась та же картина, что и с линейными крейсерами типа "Мольтке".

Водоизмещение увеличили на 300-350 т, и оно равнялось, согласно Groner [9], 26 947 т (нормаль­ное), 31 500 т (полное); Conway [6], соответственно 26 513 т и 31 000 т. Длина возросла на 2,4 - 2,5 м: полная 212,8 м, между перпендикулярами 212,5 м. Корпус разделили, как у "Лютцова", водонепрони­цаемыми переборками на XVII основных отсеков. Однако большинство основных элементов линейного крейсера было таким же, как и у "Дерфлингера".

По расположению башен и величине калиб­ра (305 мм) главная артиллерия была такая же, как на "Дерфлингере", но орудия располагались уже в установках образца 1913 г. В каждой башне были новые дальномеры с базой 7,8 м, вместо прежних с базой 3,05 м.

Во всех четырех башнях снарядные погреба располагались ниже зарядных, которые размеща­лись на нижней палубе. Элеваторы не заканчива­лись в рабочем отделении башни. Хотя имелись и элеваторы зарядов, тем не менее имелась возмож­ность разгружать элеваторы снарядов башен "В" и "С" соответственно на верхней и бронированной палубе. Максимальный угол возвышения орудий составлял +16°. Для управления огнем артиллерии главного калибра установили стабилизирующий ги­роскопический прибор Петравика.

Уже после окончания постройки около пере­дней дымовой трубы поставили четыре 88-мм зенит­ных орудия с длиной ствола 45 калибров. Боеком­плект торпедных аппаратов был увеличен до 16 600-мм торпед.

Главный броневой пояс постепенно умень­шался по толщине у верхней палубы до 220 мм, вме­сто 230 мм у первых кораблей серии. Впереди от башни "А" броневой пояс имел толщину 120 мм, простираясь до расстояния 16 м от форштевня и за­канчиваясь поперечной переборкой такой же тол­щины. Далее до самого форштевня толщина брони­рования составляла 30 мм. В сторону кормовой око­нечности броневой пояс был такой же, как и у "Дерфлингера" и оканчивался в 7 м от ахтерштевня.

Усилили бронирование башен. Толщина бо­ковых стенок стала 270 мм, вместо 220 мм, как у "Дерфлингера". Толщину ее передней наклонной части крыши, лежащей под углом 30°, увеличи­ли до 150 мм, а крышу передней боевой рубки до 150-80 мм. Дополнительная длина корпуса "Гинденбурга" формировалась главным образом более острыми обводами кормы.

В тех же двенадцати кочегарках расположение 18 котлов стало другим. Две ближайшие к носовой части корабля кочегарки имели по одному котлу не­фтяного отопления, следующие четыре имели по два котла угольного отопления, затем шли две кочегар­ки, имевшие по одному котлу нефтяного отопления, за ними следовали еще две кочегарки, имевшие по два котла угольного отопления, и ближайшие к кор­ме две кочегарки имели по одному котлу угольно­го отопления.

Турбинная установка осталась такой же, но диаметры трехлопастных винтов увеличили до 4 м. Номинальная проектная мощность на валах воз­росла до 72 000 л.с. или 2,29 л.с./т полного водо­измещения, вместо 63 000 л.с. у предыдущих кораб­лей серии (увеличение на 13%), что обеспечивало "Гинденбургу" скорость 27 узлов. Дальность пла­вания составляла 6 100 миль при скорости 16 уз­лов или 6 800 миль при скорости 14 узлов. Макси­мальный запас нефти был увеличен до 1 180 т, вместо 985 т (на 17%).

Во время испытаний на Бельтской мерной миле при осадке на 0,75 м выше проектной корабль развил форсированную мощность машин 95 777 л.с. (форсирование на 39 %), что при частоте вращения гребных валов 290 об/мин, обеспечило ему скорость 26,6 узлов. Эта скорость была эквивалентна 28,5 уз­лам при нормальной осадке на глубокой воде.

"Гинденбург" строили на Государственной верфи в Вильгельмсхафене под названием "Эрзац Герта" (строительный N 34). Заложили корабль согласно Conway [6] и Campbell [7], 30 июня 1913 г., согласно Hildebrand [9] — 1 октября 1913 г.

Начало войны 1914 г. застало вновь строя­щийся корабль еще на эллинге. Поскольку верфь сразу же занялась переоборудованием кораблей резервного флота, предназначенных для активных боевых действий, его постройка так замедлилась, что он был спущен со стапеля лишь 1 августа 1915 г. Но и в дальнейшем его достройка продвигалась медлен­но, поскольку верфь могла заниматься им, когда не была занята ремонтом поврежденных в бою кораб­лей (особенно после Ютландского боя).

В январе 1917 г. после объявления неограни­ченной подводной войны дальнейшая постройка крупных надводных кораблей была либо приоста­новлена, либо остановлена совсем. Однако "Гинден­бург" все же представлял исключение. Ютландский бой показал все возрастающее значение быстроход­ных, вооруженных крупнокалиберной артиллерией линейных крейсеров.

Линейные крейсера в составе флота Открыто­го моря были очень малочисленны, что явилось не­обратимым следствием вычеркивания их из списков на основании второй поправки к закону о флоте. Кроме того, новейший линейный крейсер "Лютцов" потеряли в Ютландском бою. Поэтому было необ­ходимо продолжить постройку нового корабля. В апреле 1917 г. незадолго перед вводом в строй его слегка таранил выходящий из дока линкор "Гельголанд". Корабль был готов к испытаниям 10 мая 1917 г. В этот день на крейсере подняли флаг и вым­пел. "Гинденбург" был последний законченный постройкой крупный боевой корабль, введенный в состав кайзеровского флота и 25 октября 1917 г. он закончил испытания.

Стапельный период его постройки составил 22 месяца, достройка на плаву свыше 21 месяца.

Экипаж насчитывал 1112-1182 человек.

Кораблем командовали: капитан 1-го ранга Карпф(май 1917 г.— ноябрь 1917 г.), корветтен-капитан Ольдекоп (июль 1917 г.— временно ис­полняющий обязанности), капитан 1-го ранга Эбериус(ноябрь 1917 г. — январь 1918 г.), капи­тан 1-го ранга Гильдебранд (февраль 1918 г. — ноябрь 1918 г.), корветтен-капитан Хейден (в пе­риод интернирования).

Стоимость постройки составляла 59 000 тыс. марок или 29 500 тыс. рублей золотом.

При постройке во многом смогли учесть опыт боевых действий. В результате не были навешены уже готовые противоторпедные сети, зато перед окончанием постройки на нем была установлена треногая фок-мачта со стойками, расставленными не так широко, как на "Дерфлингере". Поэтому на протяжении службы он имел треногую фок-мачту и на три четверти не прикрытые дымовые трубы одинаковой высоты. Он также отличался от "Дерфлингера" наличием удлинений на концах дымовых труб. Прожекторы установили на боковых площад­ках треногой опоры фок-мачты.

Однако при проектировании не использова­ли возможность повысить прочность корпуса "Гинденбурга" по сравнению с "Дерфлингером" и "Лютцовым" за счет того, чтобы отделения подводных бортовых торпедных аппаратов перенести в район цитадели или соответственно продолжить до них противоторпедную переборку. Хотя конструктив­но сделать это было возможно.

Калибр главной артиллерии линейных крей­серов типа "Дерфлингер" хотя и был крупнее, чем у его предшественников, но все же уступал новей­шим английским линейным крейсерам типа "Лайон". Правда, со временем действенная дальность стрельбы значительно увеличилась, однако за это время в результате аварий "Гинденбургу" пришлось дважды побывать в большом плавучем доке Госу­дарственной верфи в Вильгельмсхафене.

Кочегарки на "Гинденбурге" занимали объем 6 895 куб.м и площадь настила 881 кв.м по сравнению с соответственно 9 230 и 1 106 на ли­нейном крейсере "Тайгер", что не является неожи­данным с точки зрения применения котлов с труб­ками малого диаметра. Но оба названных кораб­ля имели одинакового типа турбины, связанные не­посредственно с валом и без применения редукторов, и машинные отделения заметно отличались. На "Гинденбурге" они занимали объем 2 954 куб.м и площадь настила 475 кв.м, а на "Тайгере" соот­ветственно 6 731 и 646.

Самыми большими помещениями на "Гин­денбурге" являлись турбинные отделения левого и правого борта — по 1 022 куб. м каждое, в то время как на "Тайгере" турбинное отделение только лево­го борта имело объем 2 170. Сам собой напраши­вается вывод, что, хотя "Тайгер" и имел более мощ­ную машинную установку, требующую соответ­ственно большего объема помещений, на нем было много неиспользованного пространства.

От проектного водоизмещения корпус "Гинденбурга" занимал 30,7%, вооружение, включая в это число бронирование башен, 13,2%, бронирова­ние и защиту корпуса 34,1%, главные и вспомога­тельные механизмы 13,7%. Цифры для "Тайгера" были соответственно 34,3%, 12,65%, 25,9%, 20,7%. Отсюда хорошо видна цена, заплаченная за перетяжеленный корпус с высоким надводным бортом и тяжеловесные механизмы.

После проведения испытаний (к 20 августа 1917 г. закончили ходовые испытания) и окончания 25 октября индивидуальной боевой подготовки "Гинденбург" перешел из Киля в Вильгельмсхафен, где с 26 октября находился в полной боевой готов­ности. С 6 ноября 1917 г. он в составе 1 -и разведы­вательной группы включился в боевое охранение и сторожевую службу в Немецкой бухте.

Его первый боевой выход состоялся 17 нояб­ря 1917 г., когда 2-я разведывательная группа под командованием контр-адмирала фон Рейтера (флаг­манский корабль легкий крейсер "Кенигсберг") вступили в бой с превосходящим британским опе­ративным соединением. Однако, когда на стороне немцев появились "Гинденбург" и "Мольтке", анг­личане отказались от боя, так что тяжелая артил­лерия немецких линейных крейсеров в этот раз не использовалась.

В ноябре 1917 г. "Гинденбург" сменил "Зейдлиц" в качестве флагманского корабля вице-адми­рала Хиппера, и 23 ноября 1917 г. адмирал впер­вые поднял свой флаг на его борту. Но его пребы­вание на нем было коротким. 24 ноября он снова спустил флаг. Теперь же он в основном находился на борту легкого крейсера "Ниобе", используемого в качестве блокшива. Это было обоснованным реше­нием, поскольку командующий 1-й разведыватель­ной группы наряду с командованием собственным соединением нес ответственность за обеспечение ох­раны Немецкой бухты и на "Ниобе" был независи­мо от того, когда и где его флагманский корабль осу­ществлял охранение или сторожевую службу.

С наступлением нового 1918 г. 1-я разведы­вательная группа состояла из линейных крейсеров "Гинденбург" (флагманский корабль), "Дерфлингер", "Зейдлиц", "Мольтке" и "Фон-дер-Танн". Второй флагман группы контр-адмирал Бедикер поднял свой флаг на борту "Фон-дер-Танна". 21 января 1918 г. он был сменен командующим 2-й разведывательной группы контр-адмиралом фон Рейтером. С 23 по 25 апреля 1918 г. "Гинден­бург" принял участие в походе флота Открытого моря в северную часть Северного моря. Перед этим 22 апреля 1918 г. Хиппер со своим штабом перешел на борт своего флагманского корабля. Этот безус­пешный поход пришлось прервать из-за аварии турбины на "Мольтке".

С 26 апреля 1918 г. Хиппер снова был на "Ниобе". Еще раз он находился на борту "Гинденбурга" с 29 июня по 1 августа 1918 г., когда 1-я разве­дывательная группа вступила в охранение траль­ных сил под командованием фрегаттен-капитана Нергера, сопровождая большой конвой подводных лодок на "путь 500".

С назначением командующего флотом От­крытого моря адмирала Шеера начальником мор­ского генерального штаба и руководителем войны на море в командных инстанциях флота произош­ли многочисленные персональные перемещения. Командующий 1-й разведывательной группы был освобожден от задачи охранения Немецкой бух­ты, и для этого была создана специальная служба охранения Северного моря под командованием капитана 1 -го ранга Лоляйна. Вице-адмирал Хип­пер, которого 7 августа 1918 г. назначили заместителем командующего флотом, 11 августа 1918 г. был повышен в звании до адмирала и назначен командующим флотом. В тот же день он передал командование 1-й разведывательной группой контр-адмиралу Рейтеру.

Новый командующий 1-й разведывательной группой 12 августа 1918 г. поднял свой флаг на бор­ту "Гинденбурга", который с этого момента оста­вался флагманским кораблем соединения. Место второго флагмана вновь не было занято, и эту дол­жность наряду с выполнением своих непосредствен­ных обязанностей поручили командиру "Фон-дер-Танна" капитану 1-го ранга Фельдману.

30 октября 1918 г. "Гинденбург" в качестве флагманского корабля был готов к выходу флота. Когда командование флота отказалось от этого за­мысла и 2 ноября 1918 г. крейсер ушел на ремонт, контр-адмирал Рейтер перешел на "Мольтке". Та­ким образом, "Гинденбургу" не довелось участво­вать в боевых действиях.

По условиям перемирия к числу интерниро­ванных кораблей причислили и "Гинденбург". За­тем 19 ноября 1918 г. начали перевод кораблей германского военно-морского флота в Ферт-оф-Ферс. Командующий 1-й разведывательной группой контр-адмирал Рейтер был назначен командиром переводимого соединения и держал свой флаг на линкоре "Фридрих дер Гроссе", в то время как ко­мандир "Зейдлица" капитан 1-го ранга Тагерт, как старший офицер среди командиров кораблей, вел 1-ю разведывательную группу. Из Ферт-оф-Ферса соединение направили в Скапа-Флоу и 24 ноября 1918 г. там интернировали.

21 июня 1919 г. в Скапа-Флоу "Гинденбург", был затоплен своим экипажем. "Гинденбург" в от­личие от большинства немецких кораблей, не оп­рокинулся вверх килем, а в 17 ч. 00 м. последним из них лег на дно почти на ровный киль в полуми­ле западнее острова Кава. Немецким морякам уда­лось осуществить затопление, несмотря на пуле­метный огонь англичан. Капитанский мостик, мач­ты и дымовые трубы линейного крейсера торчали из воды. "Гинденбург" лежал на глубине 22 м. Тол­щина слоя воды над ютом достигала 9 м, над но­совой частью палубы 3 м. Даже при отливе над по­верхностью моря выступала только шлюпочная па­луба и ходовой мостик.

За подъем "Гинденбурга" взялся англичанин Эрнест Френк Кокс. Корабль решили поднять пу­тем откачивания из него воды. Для этого предва­рительно закрыли и заделали все отверстия, в том числе кингстоны, вентиляторы и люки. Водолазам предстояло поставить более 800 заплат и заглушек от 0,04 кв.м до гигантского закрытия дымовой тру­бы площадью 78 кв.м, изготовленного из двух сло­ев трехдюймовых досок, скрепленного дюжиной тавровых балок. Герметичность заплат обеспечи­валась проложенной паклей парусиной, предвари­тельно пропитанной жиром, которая укладывалась по краям отверстий.

Первая попытка подъема была произведена в 1926 г. С мая по август 1926 г. водолазы наклады­вали заплаты и конопатили швы. Четыре секции разрезанного пополам старого немецкого дока ус­тановили попарно по бортам, чтобы при всплытии можно было устранять его крен.

6 августа 1926 г. заработали 8 центробежных и 12 погружных насосов, затем к ним добавили еще 18 центробежных. Через 5 дней носовая часть с не­которым креном появилась на поверхности, и чем больше она всплывала, тем сильнее становился крен, доходя до 40°. Опасаясь опрокидывания корабля, от­качку воды прекратили. Крейсер опустили на дно.

2 сентября 1926 г. "Гинденбург" пытались поднять на ровном киле, но он лишь оторвался от грунта и тяжело переваливался с борта на борт. Плохая по­года и перерыв в подаче электроэнергии не позволи­ли его поднять.

В январе 1930 г. начался новый этап подъёма ко­рабля. Из 800 заплат около 300 пришлось заменить. К откачиванию воды приступили 15 июля 1930 г., и через два часа носовая часть всплыла на поверхность, выступая из воды на 3 м. Снова возник крен на пра­вый борт, и крейсер снова пришлось притопить.

Только после следующей попытки подъема 24 июля 1930 г. пришел успех. Сначала крейсер посадили на грунт в бухте Нил, где он был обсле­дован британским кораблестроительным отде­лом, поскольку особенности его конструкции были все еще достаточно интересны. Затем 23 ав­густа 1930 г. его отбуксировали в Розайт и в 1931 -32 гг. разобрали на металл.

Поднятый судовой колокол линейного крей­сера по поручению британского Адмиралтейства 17 августа 1936 г. торжественно доставил легкий крейсер "Нептун" в Германию, где его установили на борту нового "карманного" линкора "Дейчланд". 28 мая 1959 г. этот же колокол с "Гинденбурга" был передан военно-морским силам ФРГ.