Последние проекты германских линейных крейсеров периода Первой Мировой войны

 

Несколько эскизных проектов линейных крей­серов было разработано немецкими конструктора­ми в период с февраля по март 1918 г., хотя перс­пектив их постройки не могло быть до тех пор, пока Германия не одержит победу в войне на сухопутном фронте, что, вполне вероятно, могло произойти только весной 1918 г. (из-за неучастия к тому вре­мени в войне Советской России). Эти проекты раз­личались числом орудий главной артиллерии — четыре, шесть или восемь 420-мм орудий с длиной ствола 45 калибров, бронированием, скоростью, но все имели много общего. Их отличал короткий по­лубак до фок-мачты и передней боевой рубки, а также расположение средней палубы выше главной ватерлинии, поэтому главная палуба находилась выше, чем на предыдущих кораблях.

Проектное водоизмещение составляло 44 300 т, основные размеры 240 м (по главной ва­терлинии) х 33,5 м х 9,75 м. Ширина кораблей была ограничена величиной 35 м — шириной шлюзов Вильгельмсхафена, причем сделали ма­ленькую поправку на крен. В отношении длины имелась большая свобода, поскольку она ограни­чивалась длиной плавучих доков в Киле и Вильгельмсхафене, которая равнялась 260 м.

Средняя артиллерия состояла из восьми 150-мм орудий с длиной ствола 45 калибров и была расположена в казематах: четыре орудия на верхней палубе впереди боевой рубки и около но­совых башен и четыре на главной палубе около кормовых башен. Была предусмотрена установка четырех 105-мм зенитных орудий с длиной ствола 45 калибров и только одного носового подводно­го торпедного аппарата калибра 700 мм.

В оконечностях корабля не было тонкой бор­товой брони. Главный броневой пояс проходил по­чти вдоль всего борта, заходя далеко вперед за бар­бет башни "А" и проходя в корму до верхней части баллеров рулей.

Во всех проектах башни для 420-мм орудий имели толщину лобовой части 350 мм, боковых стенок и наклонной части крыши 250 мм и плос­кой части крыши 150 мм. Бронирование передней боевой рубки было выполнено толщиной 250 мм, ее основания и задней стенки боевой рубки 250 мм.

Палуба полубака около носовых казематов

и верхняя палуба имела толщину только 20 мм, в то время как бронированная палуба (на уровне средней палубы) была плоская и не прикрывала пространство между противоторпедной перебор­кой и бортами.

Предполагалось установить 16 угольных и от 10 до 16 нефтяных котлов. Проектная мощность на валах составляла соответственно для четырехорудийного проекта 180 000 л.с., что обеспечивало бы кораблю скорость 31,5 узла, для шестиорудийного 160 000 л.с. и 31 узел и для восьмиорудийного 135 000-140 000 л.с. и 30-30,5 узлов.

Шестиорудийный проект имел одну башню в носовой части и две в кормовой. Восьмиорудийный проект разработали в двух вариантах. Пер­вый с разнесенными, как на "Дерфлингере", кор­мовыми башнями, второй с близко расположен­ной друг к другу парой линейно-возвышенных башен, причем первый допускал установку на два котла больше. Восьмиорудийные варианты име­ли одну дымовую трубу, остальные две. Все про­екты предполагали установку трубчатых шестовых фок- и грот-мачт. У них не имелось подъема днища в районе форштевня.

Уроки Ютландского боя ясно показывали не­обходимость изъятия отделений бортовых торпед­ных аппаратов в носовой части корабля вне зоны противоторпедной переборки и полного брониро­вания носовой и кормовой частей. Надо отметить недостаточную толщину бронированных палуб, особенно вокруг башен. Формы корпуса не соот­ветствовали той высокой скорости, которая стала очень важным показателем качества, поскольку проекты новых немецких линкоров предусматрива­ли самое меньшее —26 узлов.

В мае-июне 1918 г. разработали два эскизных проекта линейных крейсеров увеличенной длины с шестью 420-мм орудиями, для которых необходимо было создать новые затворы шлюзов в Вильгельмсхафене. Они во многом были похожи на предыду­щий проект с широко разнесенными кормовыми башнями. Вооружение и бронирование не измени­лось. Больший из этих двух проектов имел длину 270 м по главной ватерлинии, ширину, равную ширине предыдущего проекта и нормальное водоиз­мещение 49 200 т. Проект предусматривал установ­ку 16 угольных и 16 нефтяных котлов. Мощность машин 220 000 л.с. на валах должна была обеспе­чивать кораблю скорость 32 узла, что казалось не­реальным.

В марте 1918 г. были разработаны несколь­ко проектов линейных крейсеров, инициированных появлением у англичан "Корейджеса" и "Глориеса", которые в ноябре 1917 г. уже участвовали в боях с немецкими легкими крейсерами. Один из них имел следующие основные размеры: длину по главной ватерлинии 240 м, ширину 27 ми осадку 8,3 м при проектном водоизмещении 29 500 т и четыре 355-мм орудия с длиной ствола 45 калибров.

Бронирование состояло из бортового пояса толщиной 100 мм и 200-мм стенок башен и барбе­тов. Проект предусматривал установку в общей сложности 48 котлов (8 угольного и 40 нефтяно­го отопления) на двух палубах. Мощность машин

200 000 л.с. на валах должна была обеспечивать кораблю скорость 34 узла.

Возвращаясь к линейным крейсерам с 420-мм артиллерией главного калибра и сравнивая их с бри­танским проектом G-3 (1918 г.), становится ясным, что, несмотря на хорошую защиту, немецкие про­екты были заметно слабее для боя на дальних дис­танциях, когда их тонкие бронированные палубы оказались бы слишком уязвимыми.

При объективной оценке истории развития германских линейных крейсеров в период 1907-18 гг., становится ясно, что они по своим качествам были лучшими боевыми кораблями того периода благо­даря меньшему весу корпуса и котельно-машинной установки, лучшему бронированию, а также потому, что заряды пороха для орудий, если их охватывало пламя, сгорали без взрыва, как это было на британ­ских кораблях. Основным выявившимся в бою де-

фактом стало затопление относительно большого по­мещения бортового торпедного аппарата в носовой части, которое в конце концов привело к гибели "Лютцова", хотя он смог бы удержаться на плаву, если бы полная водонепроницаемость переборок была обычным немецким стандартом.

В средней части корпуса германских линейных крейсеров подводная защита была весьма совершен­на и значительно лучше, чем у британских, включая и построенные в послевоенные годы.