Проект германского линейного крейсера периода Второй Мировой войны

 

В отделе проектирования военно-морского флота в 1937-40 гг. под руководством главного кон­структора Хеннига создали проект нового линейно­го крейсера. К постройке были запланированы три корабля под индексами "О" на верфи "Дейтче-Верке" в Киле (строительный N 265), "Р" на Государ­ственной верфи в Вильгельмсхафене (строительный N 1330) и "Q" на верфи "Германия-верфь" в Киле (строительный N 623).

Водоизмещение каждого составляло: нор­мальное 28 900 т, стандартное 31 650 т, полное 35 400 т. Корабли имели размерения: длину наи­большую 256 м; между перпендикулярами 248,2 м; ширину 30 м; осадку кормой 8,02 м. Высота борта в середине равнялась 14,35 м. Корпус разделили во­донепроницаемыми переборками на XX основных отсеков. Двойное дно установили на 78% длины ко­рабля. Способ связей конструкции корпуса — сбор­ка по набору продольных стрингеров с широким применением сварки.

На вооружении главной артиллерии линейно­го крейсера находилось шесть 381-мм орудий с дли­ной ствола 47 калибров (17 900 мм) в трех двухорудийных башнях. Из них две линейно-возвышенные башни располагались в носовой части и одна в кор­мовой. Установки орудий имели угол склонения -8° и угол возвышения +35°, что обеспечивало даль­ность стрельбы 36 200 м (196 каб.). Орудия стреля­ли снарядами весом 760 кг с начальной скоростью 939 м/с. Боекомплект насчитывал 105 снарядов на орудие (всего 630 снарядов для всех орудий).

Артиллерия среднего калибра состояла из ше­сти 150-мм орудий с длиной ствола 48 калибров (7 200 мм) в трех двухорудийных башенных уста­новках, которые спроектировали для эскадренных миноносцев. Две из них стояли по бортам в сред­ней части, одна на надстройке перед задней баш­ней орудий главного калибра. Боекомплект насчитывал 150 снарядов на орудие (общий боекомп­лект— 900 снарядов). Дальность стрельбы состав­ляла 23 500 м (126 каб.).

Вспомогательную артиллерию, предназначенную для стрельбы по морским и воздушным целям, ограничили восемью 105-мм универсальными ору­диями с длиной ствола 65 калибров (6 825 мм) и уг­лом возвышения +80°. Четыре двухорудийные ба­шенные установки стояли попарно на высоких бар­бетах в средней части корабля. Боекомплект состав­лял 400 выстрелов на орудие (общий боекомплект — 3 200 выстрелов).

Зенитная артиллерия состояла из четырех двух­ствольных 37-мм автоматов с длиной ствола 83 ка­либра (3 070 мм), расположенных в средней части корабля рядом с 105-мм установками (общий бое­комплект 16 000 выстрелов) и двадцати 20-мм авто­матов с общим боекомплектом 40 000 выстрелов.

На крейсере перед задней дымовой трубой, палубой ниже ангара гидросамолетов стояли шесть 533-мм бортовых надводных торпедных ап­паратов (по три с каждого борта) с общим боеком­плектом 18 торпед.

На вооружении крейсера для ведения воздуш­ной разведки и корректировки артиллерийской стрельбы находились четыре гидросамолета "Ара-до 196". Большой ангар для них был расположен за передней дымовой трубой. Там же стояла и ка­тапульта. Еще два небольших ангара располага­лись рядом с задней дымовой трубой.

Главный броневой пояс из 190-мм крупповской цементированной брони простирался по ватер­линии в средней части корабля от башни "А" и за­ходил за башню "С". В носовой и кормовой оконеч­ностях главный броневой пояс не достигал верхней палубы и соответственно имел толщину 100 мм, не доходя до форштевня, и толщину 110 мм, не доходя до ахтерштевня, где оканчивался поперечными 80- мм переборками. Носовая и кормовая оконеч­ности корабля имели защиту толщиной 60 мм.

Башни орудий главного калибра имели тол­щину лобовой части 210 мм, боковых стенок 180 мм, наклонных и плоской частей крыши 50 мм. Толщи­на бронирования башен 105-мм и 150-мм артилле­рии и ангаров гидросамолетов составляла 14 мм. Бронирование цитадели в средней части корабля имело толщину 80 мм, в оконечностях 25 мм.

Бронирование передней боевой рубки выпол­нили толщиной 200 мм, ее крыши 60 мм (задней бо­евой рубки соответственно 50 мм и 30 мм). Передний и задний пункты управления артиллерийским огнем с дальномерами имели бронирование толщиной 20-30 мм. Верхняя палуба из крупповской брони была толщиной 50 мм в носовой части, в средней увеличиваясь до 60-80 мм, в то время как в кормо­вой части она имела толщину от 80 до 110 мм.

Машинная установка линейного крейсера была комбинированная и состояла из дизельной и турбинной установок. В этом проекте отошли от традиционной для германских линейных крейсеров схемы с четырехвальной машинной установкой и пе­решли на характерную для германских линейных кораблей трехвальную. Восемь двухтактных 24-ци­линдровых дизелей двойного действия фирмы MAN общей мощностью 116 000 л.с. в шести ма­шинных отделениях, разделенных переборкой по диаметральной плоскости по три с каждой сторо­ны, через два редуктора (разработки верфи "Вул­кан") приводили во вращение два боковых вала с трехлопастными винтами диаметром 4,85 м.

Четыре нефтяных котла Вагнера при давлении пара 55 атмосфер (расположенные в одном котель­ном отделении) снабжали паром один комплект паровых турбин Броун-Бовери (для линейного крей­сера под индексом "О" паровых турбин верфи "Блом унд Фосс") мощностью 60 000 л.с., располо­женный в одном машинном отделении. Турбина приводила во вращение средний вал с трехлопаст­ным винтом диаметром 4,9 м.

Общая проектная мощность на валах состав­ляла 176 000 л .с., что при частоте вращения гребных валов 285 об/мин, должно было обеспечить кораб­лю скорость 33.5 узла, а при частоте вращения греб­ных валов 300 об/мин. — 35 узлов. Нормальный за­пас топлива составлял 1 540 т нефти для дизельной установки и 330 т для турбинной (полный — 4610 т нефти для дизельной установки и 1 000 т нефти для турбинной). Расчетную дальность плавания опреде­лили в 19 000 миль при скорости 19 узлов.

Электроэнергией обеспечивали 4 дизель-гене­ратора по 920 кВт, приводимые в движение от ди­зельной установки, и 4 дизель-генератора по 920 кВт, приводимые в движение от турбинной установки, об­щей мощностью 7 360 кВт, напряжением 220 В.

Впервые в германском военно-морском фло­те на корабле спроектировали три руля (каждый в струе от расположенного впереди винта). Экипаж корабля насчитывал 1 900 человек, из них 65 офи­церов. Выдача в начале 1939 г. верфям-строителям заказа тем не менее не привела к началу работ, не­смотря на запланированный короткий срок пост­ройки 3,5 года.

После установления в 1939 г. "теплых" отно­шений между СССР и фашистской Германией, на­ряду с покупкой у нее трех строящихся тяжелых крейсеров типа "Принц Ойген", линейного кораб-' ля "Тирпиц", двух орудийных башен калибра 406 мм заложенных линкоров "Н" и "J", советское правительство хотело приобрести вооружение глав­ного калибра планировавшихся к постройке линей­ных крейсеров "О", "Р" и "Q" с двухорудийными 381-мм башнями. Однако 8 декабря 1939 г. Гитлер принял решение об отказе в продаже двух тяжелых крейсеров из трех и башен с заложенных линкоров, а затем и башен с 381-мм орудиями для тяжелого крейсера "Кронштадт". [Судостроение 1990 N7 с.73].