Тип "Бремен"

 

Программы 1901-1902 и 1903 гг.

Водоизмещение: 3816 т в полном грузу.

Размерения: 111 x 13,3 х 5,61 м.

Механизмы: 2 паровые машины ("Любек" 2 паровые турбины Парсона), 10 военно-морских котлов. Мощность: 11 750 л.с. ("Любек" 14 400 л.с.).

Скорость: 23 узла.

Запас топлива: 800 т угля.

Дальность плавания: 4270 миль (12 узлов).

Бронирование: палуба 80 мм, скосы 100 мм, боевая рубка 100 мм.

Вооружение: 10 105-мм, 10 пулеметов, 2 ТА 450-мм.

Перевооружение: "Бремен", "Любек" с началом войны установлены 2 150-мм орудия на баке и юте и 2 500-мм ТА на палубе. "Берлин" (1915-1916 гг.) МЗ - 80 мин заграждения, "Гамбург" (с 1916 г.) 6 105-мм.

В составе Рейхсмарине ("Гамбург", "Берлин") 10(8) 105-мм, 2 ТА 500-мм.

Экипаж: 280 человек, (14 офицеров, 266 матросов).

 

"Бремен" построен на вер­фи "Везер" (Бремен). Заложен в 1902 г., спущен 9.7.1903, вошел в состав флота 14.5.1904 г. Заг­раничное плавание до 1914 г. Принимал участие в боевых действиях на Балтике. 16.08.1915 крейсер прикрывал тральщики и находился в огневом контакте с ЛК "Слава". "Бремен" спасла поддержка ЛК "Нассау" и "Позен". 17.12.1915 вышел в дозор из Виндавы вместе с ЭМ "V-191" и "V-186". В 17.45 на минах по­дорвался "V-191", который тут же затонул, унеся с собой 25 че­ловек (экипаж 84 человека). Че­рез 19 минут КР "Бремен" подо­рвался на двух минах и после взрывов в носовой части зато­нул.

Погибло 11 офицеров и 187 матросов. Мины были по­ставлены 15.12.1915 русскими ЭМ "Новик", "Победитель" и "Забияка". Место гибели "Бреме­на" 57°35' N 20°24' О.

"Гамбург" построен на верфи "Вулкан" (Штеттин). За­ложен в 1902 г. Спущен 25.7.1903. Вошел в состав флота 8.3.1904. С 1912 г. флагманский корабль флотилии ПЛ. Во время Ютландского боя входил в со­став 4-ой разведывательной группы. В бою израсходовал 92 снаряда. После окончания пер­вой мировой войны в составе Рейхсмарине. В 1924-1927 гг. учебный крейсер. 31.3.1931 ис­ключен из состава флота. С 1936 г. плавказарма в Киле. В 1944 г, переведен в Гамбург. Во время одного из налетов авиации со­юзников на порт Гамбурга по­топлен. Поднят в 1949 г. и ра­зобран в 1956 г.

"Берлин".  Построен на во­енно-морской верфи в Данциге. Заложен в 1902 г. Спущен 22.9.1903 г. 4.4.1905 вошел в со­став флота. В 1911 г ушел в заг­раничное плавание. Во время первой мировой войны ничем не отличил­ся. С 1917 г. корабль береговой обороны. С 1922 г. в составе Рейхсмарине как учебный крейсер. В конце 1920-х годов крейсером командовал капитан 2-го ран­га В. Канариас — будущий начальник Абвера (военной разведки). Его подчинен­ным был лейтенант Р. Гейдрих — буду­щий начальник СД (тайной полиции). Эти два ведомства вели потом между собой непримиримую борьбу. Крейсер "Берлин" с 1935 г. плавказарма и корабль-база. После окончания второй мировой войны затоп­лен с грузом отравляющих веществ в Ска­герраке.

"Любек". Построен на верфи "Вул­кан" (Штеттин). Заложен в 1903 г. Спущен 26.3.1904. Вошел в состав флота в 24.6.1905. В 1914 г. корабль береговой обороны. Во время первой мировой войны принимал участие в боевых действиях на Балтике. Первым примечательным собы­тием в боевой жизни корабля явилась  по­пытка заблокировать выход из порта Либава 17 октября 1914 т. Крейсер привел к выходу в порт три брандера, которые за­тем затопили. Несмотря на это, операция не достигла своей цели: британские ПЛ, которые должны были быть заблокирова­ны в порту, вышли в море.

В начале мая 1915 г. "Любек" вместе с "Аугсбургом" поддерживал с моря на­ступление немецких войск на Либаву. 14.5.1915 "Любек" во время шторма полу­чил повреждения, и использовать находив­шиеся на его палубе мины стало невоз­можно. 26.6.1915 "Любек", сопровождае­мый ЭМ "S-130", обнаружил русский ЭМ "Новик". После короткой перестрелки рус­ский корабль, воспользовавшись преимуществом в скорости, оторвался от против­ника. Вечером того же дня "Любек" вновь вступил в бой с русскими ЭМ. Русские стреляли хорошо. Одним из снарядов был сбит флаг на корабле. Когда на помощь "Любеку" подошли немецкие корабли, рус­ские отошли.

2.07.1915 "Любек" принял участие в сражении у Оденсхольма, в ходе которого был потерян немецкий минный загради­тель "Альбатрос". 13.01.1916 "Любек" по­дорвался на русской мине. Вода затопила ряд помещений, были уничтожены три линии вала и руль. Убито два матроса, ранен командир. После длительной борьбы за живучесть корабль удалось дотащить до Данцига. В дальнейшем крейсер использо­вался как корабль-цель. После окончания войны передан Британии, но в состав ее флота не входил. Разобран в 1920-1922 гг.

"Мюнхен" построен на верфи "Везер" (Бремен). Заложен в 1903 г. Спущен 30.04.1904. Вошел в состав флота 1.01.1905. Использовался как опытное суд­но для отработки новых торпед и опытов с радиосвязью. В 1914-1915 гг. корабль первой линии. В конце апреля-начала мая 1915 г. принимал участие в боевых дей­ствиях под Либавой. В ночь с 6 на 7 мая обнаружил соединение русских крейсеров контр-адмирала Бахирева ("Адмирал Ма­каров", "Баян", "Богатырь", "Олег"). "Мюнхен" сблизился на расстояние 4000 м. После короткой перестрелки противни­ки разошлись. Соединение Бахирева не стало преследовать немецкий крейсер, так как выполняло задачу прикрытия минной постановки.

Во время Ютландского боя "Мюн­хен" выпустил 161 снаряд, получил пять попаданий. На корабле было убито 8 че­ловек и ранено 19. После этого сражения крейсер вывели из состава флота и пере­оборудовали в плавказарму. После войны передан Британии. Разобран в 1920 г.

"Лейпциг". Построен на верфи "Везер" (Бремен). Заложен в 1904 г. Спущен 21.3.1905. Вошел в состав флота 20.04.1906. Первую мировую войну встретил в соста­ве крейсерской эскадры адмирала Макси­милиана фон Шпее. 1.10.1914 принимал участие в бою у Коронеля. 6.12.1914 в бою у Фолклендов "Лейпциг" пытался уйти от британского броненосного крейсе­ра "Корнуол" и легкого крейсера "Глазго", но вырваться из окружения английских кораблей не удалось. Противник диктовал условия боя и поражал немецкий корабль лиддитными снарядами. Несмотря на ог­ромную убыль людей и разрушения "Лей­пциг" продолжал бой. После израсходова­ния боезапаса немцы открыли кингстоны. Корабль тонул медленно. В 21.33 он лег на левый борт. Англичанам удалось спас­ти только 5 офицеров и 13 матросов. По­гибло 315 человек, в том числе командир крейсера капитан I ранга Хуан. Место ги­бели 53°55' S 55°55' W.

"Данциг". Построен на военно-морс­кой верфи в Данциге. Заложен в 1904 г. Спущен 23.9.1905. Вошел в состав флота 1.2.1907. С 1910 г. учебно-артиллерийский корабль. В августе 1914 г. принимал учас­тие в бою у Гельголанда. 18.5.1915 подо­рвался на мине в 45 милях от Гельголан­да, но самостоятельно добрался до базы. В ночь с 24 на 25 ноября 1915 г. подо­рвался в Балтийском море на русской мине. Получил пробоину в корпусе, оказа­лись повреждены винты и заклинен руль.

Эсминцы не смогли взять крейсер на бук­сир из-за сильного волнения. Было приня­то решение, что буксировать крейсер бу­дет "Берлин", который и выполнил эту за­дачу. При этом "Берлин", считая, что "Данциг" поражен торпедой ПЛ, прошел через минное поле, но, благодаря редкой удаче, остался невредим.

В октябре 1917 г. "Данциг" в составе второй разведывательной группы прини­мал участие в захвате Моонзундских ост­ровов. После окончания первой мировой войны передан Британии. Разобран в 1921-1923 гг.