Тип "Кольберг"

 

Программа: 1906-1907 гг.

Водоизмещение: 4262 т (проект), 4915 т (полное).

Размерения: 130,0 х 14,0 х 5,4 м.

Механизмы: 2 турбины ("Кольберг" - фирмы "Мелмс и Пффенигер", "Майнц" - АЭГ "Кертисс", "Кельн" - завода "Германия", "Аугсбург" - тип Парсонс), 15 котлов.

Мощность: 19 000 л.с. - 20 200 л.с.

Скорость: 25,5 - 26,7 узла.

Запас топлива: нефть - 115 т, уголь - 970 т ("Кольберг", "Майнц" - 1010 т, "Кельн" - 960 т, "Аугсбург" - 940 т).

Дальность плавания: 3250 миль ("Коль­берг"), 3630 миль ("Майнц"), 3500 миль (остальные) при скорости 14 узлов.

Бронирование: палуба - 20-40 мм, боевая рубка - 100 мм, щиты ГК - 50 мм.

Вооружение: 12 - 105-мм, ТА - 2 (450-мм, палубн.), 100 мин заграждения.

Перевооружение: 1916-1917 гг. ("Кольберг", "Аугсбург") - 6 - 150-мм; 1918 г. - 2 - 88-мм зен., ТА - 2 (500-мм, подв.).

Экипаж: 367 человек (18 офицеров, 349 матросов).

 

"Кольберг" построен на верфи "Шихау" (Данциг). Заложен в 1908 г., спущен 14.11.1908, вошел в состав флота 21.6.1910.

В 1914 г. принимал участие в Гельголандском сражении, а также во всех выходах флота к английскому побережью (обстрел Хартлпула, минные постановки у побережья). 24.1.1915 принял участие в сражении у Доггер-банки получив 8 попа­даний (трое убитых и двое раненых). В начале августа 1915 г. во­шел во вторую группу торпедных сил капитана I ранга Ресторфа. Принимал участие в попытке форси­рования Рижского залива. 10.8.1915 во время выхода против русской ВМБ Утэ вступил в перестрелку с дивизионом русских ЭМ.

В 1916 г. оконча­тельно переведен в состав немецкого Балтийского флота. В ночь с 10 на 11 ноября 1916 г. прикрывал выход десятой флотилии ЭМ, закончившейся гибе­лью на русских минах большей части ее кораб­лей . В 1917 г. привлекал­ся для участия в Моонзундской десантной операции. 17.10.1917 входил в состав сил немецкого флота в бою с русскими ЛК "Сла­ва" и "Гражданин".

В марте 1918 г. принимал участие во вторжении германских войск в Финлян­дию и попытке захвата русского Балтийс­кого флота в Гельсингфорсе. Русский флот, совершив "ледовый поход", ушел в Кронштадт.

После окончания войны "Кольберг" 28.4.1920 был передан в состав французс­кого флота и назывался "Кольмар". В 1929 г. разобран на металл в Бресте.

"Майнц" Построен на верфи "Вул­кан" (Штеттин). Заложен в 1907 г., спущен 23.1.1909, вошел в состав флота 1.10.1909.

28.08.1914, находясь в патруле в районе острова Гельголанд, был атакован британскими КР "Аретьюза", "Фирлесс" и группой ЭМ. В коротком, но жестоком бою получил ряд попаданий и торпеду. Корабль превратился в горящий обломок. В корпус поступала вода. Левая турбина оказалась разбитой, руль заклинило в по­ложении 10° левого борта. В 12.50 "Майнц" спустил флаг. К нему приблизил­ся британский КР "Ливерпуль", а ЭМ "Лурчер" подошел к борту "Майнца" и стал снимать с него экипаж. Крейсер зато­нул в точке с координатами 53° 58' N 06° 42' О. Погибло 89 человек.

"Кельн" построен на верфи "Герма­ния" (Киль). Заложен в 1908 г., спущен 5.6.1909, вошел в состав флота 16.6.1911. Служил в качестве флагмана-лидера фло­тилии эсминцев. 28.8.1914 в районе Гель­голанда был атакован сначала английски­ми легкими крейсерами, а потом и линей­ными крейсерами адмирала Битти. При первом их появлении "Кельн" получил ряд попаданий с "Лайона" и "Принцесс Рой-ял", его турбины вышли из строя. Во вре­мя второго появления линейных крейсеров после ряда залпов немецкий крейсер в 13.25 перевернулся кверху килем и затонул со всем экипажем. Спасся только один кочегар.

Среди погибших был контр-адмирал Леберехт Маас, первый немецкий и пер­вый адмирал, погибший в войну.

В 1979 г. корпус крейсера был обна­ружен в точке с координатами 54°08' 36"N 06° 58' 57" О.

"Аугсбург" построен на военно-мор­ской верфи в Киле. Заложен в 1908 г., спущен 10.7.1909, вошел в состав флота 1.10.1910. Использовался в качестве учебного корабля для минеров и артиллерис­тов. Всю войну провел на Балтике. 2.8.1914 в 19.00 "Аугсбург" вместе с КР "Магдебург" появились у Либавы с целью поставить минное заграждение и обстре­лять город. Приняв затопленные у входа в порт корабли за атакующие миноносцы, немецкие корабли поспешили поставить мины. Позднее это минное поле, получив­шее название "Аугсбург", очень стесняло действие германского флота у Либавы. После постановки "Аугсбург" и "Магде­бург" обстреляли порт и районы, прилега­ющие к вокзалу.

Во время операции 9.08-13.08 гер­манские крейсера и эсминцы совершили вылазку к Моонзундским островам, об­стреляв маяки Богшер и Ристна, а также русские пограничные посты у Паланги. 25-26.08 "Аугсбург" принимал участие в последнем походе "Магдебурга". 27.08 "Аугсбург" и два эсминца у мыса Такхона встретились с русскими крейсерами "Ад­мирал Макаров" и "Баян". Отступая, не­мецкий крейсер попытался навести рус­ские корабли на свою подводную лодку "U-3", но этот план сорвался. 1.09.1914 "Аугсбург", находившийся в дозоре, был обнаружен крейсерами "Олег", "Богатырь" и ЭМ "Новик". Немецкому кораблю уда­лось уйти от русских. На следующее утро "Аугсбург" снова встретился с русскими крейсерами и вновь, воспользовавшись превосходством в скорости, ушел, не при­няв боя. 6.09 "Аугсбург" принимал учас­тие в бою у банки Глотова, а 7.09 в составе немецкого крейсерского соединения принял участие в рейде в Ботнический за­лив. 23.09 "Аугсбург" участвовал в демон­страционной высадке десанта у Виндавы.

15.11.1914 он сопровождал подводные лодки, направленные в Финский залив. Через день, когда на русской мине подо­рвался броненосный крейсер "Фридрих Карл", "Аугсбург" сумел подойти к тонув­шему кораблю и снять 591 человек. Оста­ток года прошел для "Аугсбурга" очень напряженно: выходы на минные постанов­ки, рейды против русских баз, дозоры.

24 января 1915 г. "Аугсбург" вместе с броненосным крейсером "Принц Адаль­берт" вышел в море для обстрела Либавы. Поход сложился неудачно. Сначала на мель сел "Принц Адальберт", а на обрат­ном пути "Аугсбург" подорвался на рус­ской мине. 25.01.1915 в 02 час. 00 мин. в 20 милях восточнее Борнхольма под тре­тьим котельным отделением крейсера про­гремел взрыв. К счастью для немцев, вес взрывчатого вещества в русской мине был всего 100 кг, так что площадь образовав­шейся пробоины оказалась около 7 кв.м. Корабль отделался затоплением котель­ной, в которой находилось пять человек. Подошедшие эсминцы отвели "Аугсбург" в Свинемюнде. В мае 1915 г. отремонти­рованный "Аугсбург" поддерживал немец­кое наступление на Либаву. Именно под прикрытием его огня 7.05.1915 германская кавалерия ворвалась в старый город.

Со второй половины мая 1915 г. "Аугсбург" использовался как быстроход­ный минный заградитель. В июне 1915 г. крейсер принимал участие в попытках заблокировать Ирбенский пролив.

28.06.1915 после боевого столкновения с русскими кораблями "Аугсбург" был ата­кован ПЛ "Окунь", но обе торпеды про­шли мимо.

1.07.1915 "Аугсбург" вместе с крейсе­рами и минным заградителем "Альбатрос" находился на минной постановке. Нахо­дившееся в море русское соединение контр-адмирала Бахирева перехватило ра­диограмму командующего операцией ка­питана I ранга Корфа командиру броне­носного крейсера "Роон", где сообщалось о месте рандеву. Русские сумели расшиф­ровать сообщение и использовать данные радиоперехвата для наведения на против­ника своих сил. 2.07.1915 в 6 час. 30 мин. на "Аугсбурге" увидели русские крейсера соединения Бахирева. Немецкий крейсер мог уйти, но с ним был тихоходный "Аль­батрос". Немецкие корабли начали отхо­дить к шведскому острову Готланд, где минный заградитель выбросился на побе­режье. "Аугсбург" оторвался от преследова­ния русских кораблей.

В середине июля 1915 г. "Аугсбург" принял участие в операции немецкого флота против военно-морской базы Уте, а в августе он в составе соединения герман­ского флота появился у Ирбенского про­лива. 18.08.1915 немецкие крейсера обна­ружили русские канонерские лодки "Си­вуч" и "Кореец". Русские корабли пыта­лись уйти, но "Аугсбург" их догнал и, ос­ветив прожектором, дал первый залп в 19 час. 50 мин. (германское время). "Аугс­бург" стрелял очень хорошо, но и сам по­лучил попадание. Снаряд "Сивуча" разбил носовой прожектор, повредил якорную цепь и убил 7 человек. Затем "Сивуч" по­топили подошедшие ЛК "Позен" и "Нассау". "Корейцу" удалось уйти, но на следу­ющее утро он был взорван своим экипа­жем.

13.10.1915 "Аугсбург" был атакован британской ПЛ "Е-18", но торпеды про­шли мимо. 21.11.1915 крейсер в составе соединения вышел в море с целью атако­вать погруженными на палубы гидросамо­летами русский ЛК "Слава", но в эту ночь русские миноносцы потопили герман­ский СКР "Норбург". Немецкое соедине­ние, отложив операцию, попыталось пере­хватить русских. Но это им не удалось. На следующее утро германское командо­вание решило вообще отказаться от свое­го плана.

Весь 1916 г. прошел для "Аугсбурга" спокойно. Только в конце года в ночь с 10 на 11 ноября он находился в море, прикрывая роковой выход десятой флоти­лии эсминцев в Рижский залив. В 1917 г. "Аугсбург" участвовал в Моонзундской десантной операции.

После завершения первой мировой войны "Аугсбург" 3.9.1920 передали Япо­нии. В 1922 г. крейсер разобрали на ме­талл в Додрехте.