Тип "Магдебург"

 

Программа 1908 - 1909 гг.

Водоизмещение: 4570 т (проект), 5587 т (полное).

Размерения: 138,7 х 13,4 х 5,1 м.

Механизмы: 3 турбины Бергмана ("Магдебург"), 2 турбины АЭГ "Вулкан" ("Бреслау"), 3 турбины, одна из которых снята во время войны ("Штральзунд"), 2 военно-морские турбины ("Страссбург"), 11 военно-морских котлов.

Мощность: 33742 л.с. ("Бреслау", "Страссбург"), 35515 л. с. ("Штральзунд"), 29904 л.с. ("Магдебург").

Скорость: 27,6 узла ("Магдебург"), 28,2 узла остальные.

Дальность плавания: 5820 миль/12 узлов, 900 миль/25 узлов.

Запас топлива: нефть - 106 т, уголь 1200 т.

Бронирование: пояс по ватерлинии - 60 мм, палуба - 40-60 мм, боевая рубка - 100 мм, щиты ГК - 50 мм.

Вооружение: 12 - 105-м, 2 ТА - 500-мм (подв.), 120 мин.

Перевооружение: "Страссбург" (1915 г.), "Штральзунд" (1916 г.) - 7 - 150-мм, 2 - 88-мм (зенита.), 2 ТА - 500-мм (надв.), "Бреслау" (1916-1917) - 8 - 150-мм.

Экипаж: 354 чел. (18 офицеров, 336 матросов).

 

"Магдебург" построен на верфи "Везер" (Бремен). Заложен в 1910 г., спущен 13.5.1911, вошел в состав флота 2.08.1912. Использовался в качестве учебного корабля для минеров. После начала войны - в составе флота Балтийского моря. 2.08.1914 вместе с "Аугсбургом" "Магдебург" об­стрелял порт Либава. 9-13.08.1914 – поход в Рижский залив, обстрел маяка Богшер. 25.08.1914 "Магдебург", "Аугсбург" и группа ЭМ вышли в море. Когда после полудня опустился туман, командующий немецким соединением, используя плохую видимость, решил пройти мимо русских дозоров. Ближе к вечеру видимость еще более ухудшилась, и "Магдебург" в 21 час. 00 мин. потерял визуальный контакт с "Аугсбургом". Вскоре флагман приказал изменить курс. Адмирал, служивший до этого на Северном море, где уровень бое­вой подготовки был выше, чем на Балти­ке, не мог предположить, что на "Магде­бурге" радиограмму будут расшифровывать целых 18 минут. В результате крейсер из­менил курс несвоевре­менно и на полном ходу налетел на камни у ост­рова Оденсхольм. В О час. 37 мин. корабль содрогнулся от сильно­го удара. Попытки сняться с помощью ми­ноносца "V-26" не уда­лись...

Командование русского флота узнало о происходящем в 02 час. 00 мин. от сигналь­ного поста на острове Оденсхольм. Первона­чально было сообщено о появлении у побере­жья корабля, странных шумах и выкриках на немецком языке. Было ясно, что на одном из германских кораблей случилось происшествие, но, что это за корабль, оставалось неясным. Командующий русским флотом незамедлитель­но начал действовать. Из Ревеля вышли два миноносца службы свя­зи "Лейтенант Бураков" и "Рьяный". Из базы Ханко вышел дивизион миноносцев, а из Бал­тийского порта (ныне Палдиски) - крейсера "Богатырь" и "Пал-лада". Над местом трагедии все еще висел туман, затруднявший действия обеих сто­рон. Командир "Магдебурга" капитан 2 ранга Хабенихт прекрасно понимал, что снять крейсер с камней невозможно, и принял решение перевести экипаж на ми­ноносец, а корабль взорвать. Предвари­тельно он приказал обстрелять находив­шийся вблизи маяк. После обстрела на берегу сгорело деревянное строение, но сам маяк, где находилась радиостанция, не пострадал.

Вскоре на месте событий появились "Богатырь" и "Паллада", которые сразу открыли огонь по "Магдебургу". В это же время миноносец "Лейтенант Бураков" атаковал свои крейсера. Торпеды прошли около борта "Паллады", которая, в свою очередь, открыла стрельбу по миноносцу. К счастью, вскоре русские моряки разоб­рались в обстановке и все вместе обруши­ли огонь на "Магдебург" и "V-26". В не­мецкий эсминец попал снаряд. Некоторые моряки, снятые с "Магдебурга" были уби­ты. Командир крейсера поняв, что поло­жение безнадежно, приказал взорвать но­совые погреба, после чего корабль сдался. Потери немцев составили 15 убитых, столько же раненых. 75 человек пропали без вести, а 55 во главе с командиром по­пали в русский плен. Но, кроме потери нового крейсера и части экипажа, про­изошло гораздо худшее для германского флота событие.

При обследовании "Магдебурга" и дна рядом с ним русские обнаружили сре­ди многих документов два экземпляра секретной кодовой книги. Один был пере­дан английскому Адмиралтейству, второй использовался командованием русского флота.

"Магдебург" стал первым немецким легким крейсером, погибшим в мировую войну. Корпус корабля долгие годы оста­вался в точке с координатами 59° 18' N 23° 21' О.

"Бреслау" построен на верфи "Вул­кан" (Штеттин). Заложен в 1910 году, спу­щен 18.5.1911. Вошел в состав флота 10.5.1912. С 1912 г. находился в составе Средиземноморской крейсерской эскадры. Осенью 1913 г. на крейсере начал службу лейтенант Карл Дениц, в будущем руково­дитель германского подводного флота и главнокомандующий Кригсмарине (с 1943 г.). Во время Боснийского кризиса 1912 г. "Бреслау" участвовал в международной блокаде Черногории. Сразу после начала мировой войны обстрелял североафрикан­ские порты Бон и Филиппвиль, в которых грузились французские войска, идущие на фронт. Затем немецкой эскадре удалось уйти от преследования британских линей­ных крейсеров и прорваться в Турцию, по пути обменявшись несколькими залпами с крейсером "Глочестер". 7.8.1914 немецкие корабли, линейный крейсер "Гебен" и легкий крейсер "Бреслау", прибыли в Стам­бул и сразу же номинально были проданы Турции. При этом "Бреслау" переименова­ли в "Мидили".

Русское командование было всерьез обеспокоено появлением двух новейших вражеских кораблей в Черном море и, как затем выяснилось, не напрасно. Именно смелый рейд германо-турецкого флота 16.10.1914 с обстрелом русских берегов вынудил Турцию выступить против Рос­сии. Во время этой операции "Бреслау" обстрелял порт Новороссийск. Практичес­ки всю войну немецкий крейсер вел актив­ную боевую жизнь: обстрелы русских пор­тов, минные постановки, в том числе в Керченском проливе. Русскому флоту не­чем было ответить быстроходному крейсе­ру, который с легкостью мог уйти от чер­номорских "Богатырей".

Удача отвернулась от "Бреслау" 5.07.1915, когда он, подорвавшись на рус­ской мине у входа в Босфор, принял в корпус 642 т воды. До сих пор дискутиру­ется вопрос, кто поставил мину: то ли русская подводная лодка "Краб", то ли минзаги "Алексей", "Константин" и "Ксе­ния". "Бреслау" надолго стал на ремонт, после чего снова стал совершать свои сме­лые рейды. Во время одного из них он вместе с ПЛ "U-33" потопил русский ТЩ "Т-33", севший на камни у побережья Лазистана.

В январе 1918 г. командование гер­мано-турецкого флота решило предпри­нять наступательные действия в Эгейском море. "Бреслау" вместе с "Гебеном" напали на британские мониторы "М-28" и "Рэглан" и потопили их. 20.1.1918 крейсер по­дорвался сразу на пяти английских минах и затонул. Вместе с крейсером погибло 330 человек. Могила "Бреслау" - последне­го легкого крейсера Германии, погибшего в 1-ю мировую войну - 40°05' N 26°02' О.

"Страссбург" построен на военно-морской верфи Вильгельмсхафена. Зало­жен в 1910 г., спущен 24.8.1911, вошел в состав флота 9.10.1912. В 1913-1914 гг. -заграничное плавание. В начале войны крейсер входил в состав Флота Открытого моря. 17.8.1914 он вместе с однотипным "Штральзундом" вышел в море для напа­дения на британские дозорные эсминцы.

Рейд прошел безрезультатно. 28.8.1914 ко­рабль принял участие в Гельголандском сражении. В начале сентября "Страссбург" был переброшен на Балтику, где уже

6.9.1914 участвовал вместе с четвертой бригадой линкоров и крейсерами немецко­го Балтийского флота в столкновении с русскими броненосными крейсерами "Пал-лада" и "Баян". Бой окончился безрезуль­татно. 23-24.9.1914 "Страссбург" принял участие в демонстрационном десанте в район Виндавы, и затем был снова пере­брошен в Северное море.

16.12 1914 крейсер в составе соеди­нения, обстрелявшего английский порт Харлтпул. В бою на Доггер-банке "Страс­сбург" не участвовал, так как находился в ремонте. В марте 1915 г. вновь, на этот раз окончательно, переведен на Балтику, принял участие в обстреле Паланги.

8.8.1915 участвовал в форсировании Ирбенского пролива. В ночь с 10 на 11 ок­тября 1916 г. прикрывал неудачную опера­цию десятой флотилии эсминцев в Рижс­ком заливе. Осенью 1917 г. вошел в со­став сил, выделенных для захвата Моонзундских островов. Принимал участие в бою 17.10.1917, когда русский флот поте­рял ЛК "Слава".

После окончания войны был пере­дан в Шербуре итальянскому флоту (20.7.1920) и переименован в "Таранто".

2.06.1925 "Таранто" вошел в состав Итальянского Королевского Флота и был перевооружен. На нем установили 7 149-мм и 2 - 102-мм зенитных орудия. В 1926 г. на крейсере размещен гидросамолет "М-7". 19.07.1929 выведен из класса крейсе­ров. В 1936-1937 гг. перестроен для несе­ния службы в колониях. Сняты два котла вместе с первой трубой. Скорость корабля после этого составила 21 узел (к началу второй мировой войны - 18 узлов). До­полнительно установили мелкокалиберное зенитное вооружение: 8 - 20-мм и 10 -13,2-мм пулеметов. Между мировыми вой­нами использовался как учебный крейсер. Во второй мировой войне активного учас­тия не принимал. После выхода Италии из войны 9.9.1943 затоплен в Ла-Специи.

Поднят немцами. 23.10.1943 потоплен аме­риканской авиацией. Снова поднят и вто­рично потоплен американской авиацией 23.9.1944.

"Штральзунд" построен на заводе "Везер" (Бремен). Заложен в 1910 г., спу­щен 4.11.1911, вошел в состав флота 10.12.1912. В начале войны входил в со­став сил Флота Открытого Моря. 17.8.1914 вместе со "Страссбургом" вышел в боевой поход. Утром следующего дня был атакован британской подводной лод­кой, но торпеды прошли мимо. Немецкий крейсер обстрелял лодку, но появившиеся на горизонте британские корабли застави­ли немцев отойти. 28.8.1914 "Штральзунд" получил легкие повреждения в бою в Гельголандской бухте. Во время выхода

16.12.1914 крейсер осуществлял разведку для южной группы кораблей, обстреляв­ших Скарборо. В 12.30 "Штральзунд" за­метил британские крейсера, которые скоро исчезли во мгле, но скоро на их месте по­явились корабли, опознанные как линко­ры типа "Орион", но на этот раз боя не было. Первый бой дредноутов произошел 24.01.1915 на Доггер-банке, где "Штраль­зунд" также осуществлял разведку.

Весной 1915 г. в составе второй раз­ведывательной группы был переброшен на Балтику. 23.3.1915 участвовал в обстреле Паланги. Немецкие корабли шли в бой за тральщиками. Операция была осуществле­на неудачно. У немецких моряков не было даже карт побережья. Вскоре "Штраль­зунд" на некоторое время вернулся в со­став Флота Открытого моря, но из-за на­ступившего перерыва было решено в авгу­сте 1915 г. провести крупномасштабную операцию на Балтике с целью захвата Рижского залива. 10.8.1915 он участвовал в выходе линейных крейсеров против рус­ской ВМБ Уте. Дальнейший период миро­вой войны прошел для крейсера достаточ­но спокойно. В конце марта 1918 г. он вошел в состав сил, прикрывавших немец­кий десант в Финляндию. После оконча­ния войны корабль передали Франции (3.8.1920), и он был переименован в "Мильхауз". Разобран в 1935 г. в Бресте.