Тип "Пиллау"

 

Водоизмещение: 4390 т (проект), 5252 т (полное).

Размерения: 135,3 х 13,6 х 6,0 м.

Механизмы: 2 военно-морские турбины, 10 котлов Ярроу (6 угольных, 4 нефтяных).

Мощность: 30 000 л. с. Скорость: 27,5 узла.

Запас топлива: уголь - 620 т, нефть - 580 т.

Дальность плавания: 4300 миль/ 12 узлов.

Бронирование: палуба - 20-80 мм, боевая рубка - 50-70 мм.

Вооружение: 8 - 150-мм, 2 - 52-мм (зенитн.), 2 ТА - 500-мм (надв.).

Экипаж: 442 человека (21 офицер, 421 матрос).

 

"Пиллау" (Крейсера этого типа строились для русского флота в соответствии с российской судостроитель­ной программой 1912 г. Планировалось использовать их в Сибирской флотилии в качестве учебных кораблей. После начала мировой войны реквизиро­ваны Германией) ("Муравьев Амурский") построен на верфи "Шихау" (Данциг). За­ложен в 1913 г., спущен 11.4.1914, вошел в состав флота 14.12.1914. В начале августа 1915 г. крейсер вошел в состав сил, выде­ленных для форсирования Ирбенского пролива. После неудачной попытки фор­сирования находился в составе сил флота между Готландом и Моонзундскими островами. Был одним из кораблей, обстре­лявших русскую ВМБ Уте. Во второй по­ловине августа немецкое командование, перегруппировав силы, повторило попыт­ку прорваться через Ирбенский пролив. Крейсер "Пиллау" вошел в состав ударной группы. 16.8.1915 он прикрывал тральщи­ки, работавшие в южной части пролива. Тральщики несли потери от мин. В 12.00 в проливе появился русский ЛК "Слава". В бой вступили немецкие линкоры "Позен" и "Нассау", и немецкий флот про­рвался в Рижский залив. "Пиллау" вошел в состав сил, выделенных для обстрела Аренсбурга. 19.08 в 9 час. 30 мин. направ­лявшийся к Аренсбургу для постановки мин русский ЭМ "Новик" обнаружил не­мецкие корабли и отказался от выполне­ния своей задачи.

После операций на Балтике крейсер вошел в состав второй разведывательной группы Флота Открытого моря. 31.05.1916 он принял участие в Ютландском сраже­нии и выпустил 113 снарядов. До начала третьей фазы боя кораблю везло, но после перестрелки с британским крейсером "Чес­тер" "Пиллау" получил повреждения, а за­тем он внезапно встретился с линейными крейсерами третьей бригады адмирала Худа. "Пиллау" получил попадание в над­стройку. Из строя вышли нефтяные котлы. К счастью, кораблю удалось избежать по­тери хода, спасло его использование угольных котлов. На следующее утро вы­яснилось, что "Пиллау" - один из немно­гих боеспособных крейсеров, оставшихся в распоряжении адмирала Шеера. Потери личного состава в Ютландском сражении составили 4 убитых и 23 раненых.

В дальнейшем для крейсера вновь началась обычная служба. 20.7.1917 на "Пиллау" произошло стихийное выступле­ние матросов. Из-за плохого питания 137 человек сошли на берег для поиска пищи. Командование флота не решилось приме­нить репрессивные меры по отношению к участникам событий, но выводы сделало. Во всяком случае крейсер не был задей­ствован в операции по захвату Моонзундских островов. 17.11.1917 "Пиллау" при­нял участие во втором бою у Гельголан­да и добился нескольких попаданий в британские эсминцы. Сам он получил одно попадание. Снаряд попал в щит 150-мм орудия.

После окончания войны 20.7.1920 крейсер в порту Шербура передали Ита­лии, и он вошел в состав Королевского итальянского флота под названием "Бари". 19.07.1929 выведен из класса крейсеров. Несколько раз модернизировался. В 1934-35 гг. перестроен для несения службы в колониях. Снято 6 угольных котлов, уве­личен запас топлива, снята первая труба, остальные трубы уменьшили в размерах. Дальность плавания выросла до 4000 миль (при скорости 14 узлов), но максимальная мощность и скорость хода уменьшилась до 21 000 л. с. и 24,5 узла . Дополнитель­но было установлено зенитное вооружение из 16 - 20-мм и 6-13,2-мм автоматов. Крейсер был переоборудован в учебный корабль и в этом качестве дожил до нача­ла второй мировой войны.

Когда началась вторая мировая вой­на, крейсер охранял конвои, участвовал в захвате ряда греческих островов. В начале 1943 г. переоборудован в корабль ПВО, и его вооружение состояло из 8 - 90-мм, 8 - 37-мм и 8 - 20-мм автоматов. Он участвовал в проводке конвоев. 28.06.1943 корабль сильно пострадал в порту Ливорно в ре­зультате налета американской авиации. 9.09.1943 был затоп­лен командой во из­бежание захвата нем­цами, которые в 1944 г. его подняли и разоб­рали на металл.

"Эльбинг" ( быв­ший "Адмирал Невельс­кой"). Построен на вер­фи "Шихау" в Данциге. Заложен в 1913 г., спущен 21.11.1914, вошел в состав флота 1.9.1915. После ввода в строй крейсер за­числен в состав немецкого Балтийского флота. В начале декабря 1915 г. "Эльбинг" в составе соединения устанавливал мины между полуостровом Лазерот и банкой Винкова. В январе 1916 г. после очередно­го переформирования сил германского флота крейсер передали в состав Флота Открытого моря, и он вошел во вторую разведывательную группу. "Эльбинг" при­нимал участие во всех выходах немецкого флота в апреле-мае 1916 г.

31.05.1916 именно с "Эльбинга" был замечен дым датского парохода, который одновременно обнаружили английские крейсера "Галатея" и "Фаэтон", и "Эль­бинг" сделал первый залп в грандиозном Ютландском сражении. Крейсер в составе своей группы прошел всю дневную часть боя, выпустил по противнику 230 снарядов. Ночью в 1.30 "Эльбинг" находился на левом фланге строя Флота Открытого моря. В этот момент первая бригада лин­коров изменила курс, уклоняясь от атаки британских миноносцев.

Перед носом линейного корабля "Позен" внезапно оказался борт "Эльбин­га". Избежать столкновения не удалось, После таранного удара началась борьба за живучесть, но вскоре было принято ре­шение оставить корабль. Большая часть экипажа перешла на эсминцы, на борту остались командир, старший и минный офицеры, а также гребцы спасательного катера.

В 3.00 были замечены силуэты бри­танских кораблей. Остаток команды пере­брался в катер, а крейсер был взорван в точке 55° 49' N 05° 54' О. Люди с катера были сняты голландским рыболовным траулером и затем вернулись в Германию. Во время боя погибло 4 человека.