Введение

 

Германия проиграла первую мировую вой­ну и была вынуждена подписать очень жесткий Версальский договор. Часть ограничений каса­лась военно-морского флота.

В части, касающейся крейсеров, ограниче­ние было следующим: в составе немецкого фло­та разрешалось иметь 6 малых (легких) крейсе­ров. Водоизмещение крейсера не должно было превышать 6000 тонн. Замена допускалась толь­ко через 20 лет службы. Первоначально крейсер­ские силы Рейхсмарине состояли из 2-х крейсе­ров "Газелле" и "Берлин". Союзники в своем желании разоружить побежденных перестара­лись и оставили корабли, уже подходившие к по­роговому 20-летнему возрасту. Логичнее было бы оставить крейсера типа "Кенигсберг" или "Магдебург", 20-летний срок службы которых кончался только в середине 30-х гг. Немцам не­произвольно была оставлена лазейка, которой они и воспользовались. Вскоре из списков фло­та был исключен первый крейсер, и начато про­ектирование нового корабля: в 1921 г. заложили новый крейсер, получивший название "Эмден". При его проектировании за образец взяли пос­ледние крейсера кайзеровского флота типа "Кельн II". Создание этого корабля преследова­ло ограниченные задачи сохранить кадры кон­структоров и высококвалифицированных рабо­чих-судостроителей и опыт строительства больших боевых кораблей. Единственным серь­езным отличием от кораблей первой мировой войны стала новая система управления артилле­рийским огнем. Пока военно-морская верфь в Вильгельмсхафене вела работы по строительству нового "Эмдена", конструк­торы уже вели работы над но­вым типом крейсеров. Названия всех начинались на букву "К", и поэтому они получили неофици­альное название «Крейсера типа "К"». Головной "Кенигсберг" за­ложили на стапеле, освободив­шемся от "Эмдена". Всего в се­рии было три корабля. Эти крейсера стали шедеврами свое­го времени, хотя и оказались в тени построенных одновременно с ними броненосных кораблей типа "Дойчланд".

Для строительства крейсе­ров была использована марганцовистая сталь, алюминиевые сплавы и пластмасса. При дост­роечных работах широко приме­нялась сварка. Немцам пришлось пойти на риск внедрения новых технологий, чтобы уложиться в установленное мирным догово­ром водоизмещение. Новые крейсера должны были быть рейдерами, поэтому их главная энергетическая установка была револю­ционной, она состояла из турбины и дизелей экономического хода. Во время проектирова­ния, видимо из-за отсутствия опыта, была допу­щена ошибка, на винт могла работать только или турбина, или дизель. Этот недостаток был устранен на следующей серии.

Что касается артиллерийского вооруже­ния, то впервые в мире на легких крейсерах по­явились трехорудийные башни для 150-мм ору­дий главного калибра. Интересным было и их расположение, прямо противоположное обще­принятому: одна башня в носу и две в корме. Во время рейда в океане крейсер при встрече с про­тивником должен был уходить, поэтому макси­мальное количество орудий должно стрелять именно в кормовых секторах. Еще одним назна­чением крейсеров была разведка для нужд ли­нейного флота. В "Морском боевом руковод­стве по разведывательной и охранной службе" о легких крейсерах записано, что бой легкого крейсера: "может быть оправдан только тогда, когда без него не произвести разведку" (Кобчи­ков Е.Ю. "Надводные силы Кригсмарине в вой­не против Советского Союза в 1941-1945 гг.". с. 23). Корабли в целом получились удачными, не­мецкие историки дают им следующую оценку: "новейшие, но легко построенные". (S. Вгеуег. G. Koop. Von der Emden zur Tirpitz. s. 26).

Следующие два крейсера "Лейпциг" и "Нюрнберг" были дальнейшим развитием пре­дыдущего типа. В энергетической установке был устранен основной недостаток предыдущего, на них дизели и турбины могли работать вместе. "Нюрнберг" вступил в строй в 1935 г.

Затем наступил перерыв, вызванный увле­чением тяжелыми крейсерами. В 1938 г. был со­здан новый проект легкого крейсера. В это вре­мя Германия готовилась к войне с Англией. Для уничтожения торговли "Туманного Альбиона" и разгрома его флота планировалось развернуть в океане мощное, хорошо сбалансированное со­единение, построенное вокруг сверхмощных линкоров. В этом и в первом полугодии 1938 г. были выделены средства на строительство шес­ти кораблей, получивших название тип "М". До начала войны были заложены три корабля, но вскоре их строительство прекратили. Основны­ми их особенностями была главная энергетичес­кая установка, такая же как на предыдущих крейсерах. Единственным серьезным отличием стала установка на крейсерах высоконапорных котлов Вагнера с принудительной циркуляцией и давлением пара в 70 атмосфер. Конструкторы отказались от трехорудийных башен и их свое­образного расположения. Новые крейсера были вооружены 8 150-мм орудиями в четырех двухорудийных башнях (две линейно-возвышенные в носу и две в корме). Проектные работы над но­выми кораблями продолжались, но в металл ни­чего не воплотилось. В июне 1940 г. вермахт зах­ватил Голландию, и вместе со страной достались и два крейсера, которые решили достроить как учебные крейсера.

Летом 1939 г. в составе немецкого флота было всего шесть легких крейсеров, у вероятных противников: Франции — 11, Англии — 49, СССР —2 ("Профинтерн", "Червона Украина". "Красный Кавказ" и "Киров" имели на вооружении 180-мм артиллерию, и по дей­ствующим в то время междуна­родным правилам относились к подклассу тяжелых крейсеров. Крейсер "Коминтерн" был учеб­ным и классифицировался как учебный крейсер или крейсер -минный заградитель).

Немецкие легкие крейсера стали един­ственными кораблями, не сражавшимися со сво­ими "одноклассниками". По ряду причин они, в отличие от кайзеровских крейсеров, не внесли славных страниц в историю немецкого флота. Основная их заслуга — подготовка кадров. Если взять на выбор биографию любого немецкого моряка — участника второй мировой войны, то в его послужном списке или прохождение прак­тики, или служба в офицерской должности на одном из немецких легких крейсеров.

 

Крейсера Веймарской республики

 

По Версальскому мирному договору число крей­серов нового немецкого флота ограничивалось восе­мью единицами.

 

Тип "Газелле"

Технико-технические элементы (послевоенные):

Водоизмещение 2380 т (проектное), 3180 т (наи­большее).

Размерения: длина (наибольшая) 105,1 м (на "Амазоне" после ремонта 108,7 м), ширина 12,2 м, осадка 5,5 м

Бронирование: палуба и артиллерийские щиты 50 мм, боевая рубка 80 мм.

Механизмы: 2 или 3 паровые 4-цилиндровые машины тройного расширения. 8 котлов, мощность механизмов 8000 л.с., скорость хода 21,5 узла.

Даль­ность плавания 2400 миль со скоростью 14 узлов. За­пас топлива 550 т (угля).

Вооружение: 10 105-мм, 2 500-мм торпедных аппарата. "Аркона" и "Медуза" как плавучие зенит­ные батареи были вооружены 5 105-мм, 2 37-мм и 4 20-мм зенитными орудиями.

 

"Ниобе". Построен на верфи "Везер" в Бреме­не. Заложен в мае 1898 г, спущен на воду 18 июля 1899 г, вошел в состав флота 25 июня 1900 г. В конце первой мировой войны использовался как плавказарма и штабной корабль. В составе Рейхсмарине толь­ко числился. В 1925 г. продан Югославии и переиме­нован в "Далмацию". В апреле 1941 г. захвачен итальянцами, переименован в "Каттаро". В сентябре 1943 г. вернулся в состав ВМФ Германии. 19 декабря сел на мель и 22 декабря добит британскими тор­педными катерами.

"Нимфе". Построен на верфи "Германия" в Киле. Заложен в октябре 1898 г, спущен на воду 21 ноября 1899 г, вошел в состав флота 20 сентября 1900 г. В 1916 г. исключен из списков флота, перекласси­фицирован в плавказарму и в несамоходное учебное судно. После войны в составе Рейхсмарине. 31 мар­та 1931 г. исключен из списков флота и разобран.

"Тетис". Построен военно-морской верфью в Данциге. Заложен в сентябре 1899 г, спущен на воду 3 июля 1900 г, вошел в состав флота 14 сентября 1901 г. После окончания войны в составе Рейхсмарине. 27 марта 1929 г. исключен из списков флота. Разобран в 1930 году.

"Амазоне". Построен верфью "Германия" в Киле. Заложен в декабре 1899 г, спущен на воду 6 декабря 1900 г, вошел в состав флота 15 ноября 1901 г. После 1917 г. блокшив. После зачисления в состав Рейхсмарине модернизирован. До 15 января 1930 г. в составе флота. После исключения из списков фло­та в 1931-1939 гг. плавказарма в Киле. В 1941-1954 гг. плавказарма в Бремене. В 1954 г. разобран на металл в Гамбурге.

"Медуза". Построен на верфи "Везер" в Бреме­не. Заложен в январе 1900 г, спущен на воду 5 декаб­ря 1900 г, вошел в состав флота 26 июля 1901 г. В 1920 г. зачислен в состав Рейхсмарине. 1 июля 1928 г. исключен из списков флота, переобо­рудован в плавказарму экипажей ми­ноносцев и эсминцев. После начала второй мировой войны переоборудо­ван в зенитную плавучую батарею. 22 апреля "Медуза" поврежден союзной авиацией. Потери экипажа: 23 убитых и 44 раненых. 3 мая 1945 г. затоплен в Вильгельмсхафене. В 1948-1950 г. разобран.

"Аркона". Построен на верфи "Везер" в Бремене. Заложен в июне 1900 г, спущен на воду 22 октября 1902 г, вошел в состав флота 12 мая 1903 г. После окончания войны в 1919-1920 гг. плавбаза флотилии тральщиков. В 1920-1923 г. в соста­ве флота. 1 декабря 1923 г. выведен в резерв. 15 января 1930 г. вычерк­нут из списков флота. До 1940 г. плавказарма в различных немецких пор­тах. После начала второй мировой войны перестроен в зенитную плаву­чую батарею. 3 мая 1945 затоплен в Вильгельмсхафене экипажем. В 1948-1949 гг. разобран.

 

Тип "Бремен"

Технико-тех­нические элементы (послевоенные):

Водоизмещение: 2970 т (про­ектное), 3800 т (наибольшее).

Размерения: длина 111,1 м (наибольшая), 113,8 м (наибольшая "Берлин" после модернизации), шири­на 13,3 м, осадка 5,6 м.

Бронирование: палуба и артилле­рийские щиты главного калибра 50 мм, боевая рубка 100 мм.

Механизмы: 2 паровые машины тройного расширения, 10 котлов, мощ­ность механизмов 10000 л.с., скорость хода 22 узла, дальность плавания 1400 миль со скоростью 19 узлов. Запас топ­лива 550 тонн.

Экипаж 290 человек.

 

"Гамбург". Построен на верфи "А.Г. Вулкан" в Штеттине. Заложен 1 апреля 1902 г, спущен на воду 25 июля

1903 г, вошел в состав флота 8 марта

1904 г. 7 июля 1920 г. зачислен в состав Рейхсмарине. После 1925 г. учебный крейсер, сходил в несколько дальних по­ходов. В марте 1931 г. исключен из спис­ков флота. До конца своей карьеры был плавказармой. После начала второй ми­ровой войны плавказарма для экипажей строящихся подводных лодок в Киле. В 1944 г. переведен в Гамбург. В июле 1944 года после союзного авианалета сел на грунт. Поднят в 1949 г., разобран в 1956 г.

"Берлин". Построен военно-мор­ской верфью в Данциге. Заложен 1 ап­реля 1902 г, спущен на воду 22 сентяб­ря 1903 г, вошел в состав флота 4 апреля

1905 г. После окончания первой миро­вой войны в 1921-1923 гг. прошел капи­тальный ремонт и модернизацию. Ис­пользовался в качестве учебного крейсера, совершил несколько больших заграничных плаваний, в том числе одно кругосветное. 27 марта 1929 г. исклю­чен из списков флота и выведен в ре­зерв. После 1935 г. "Берлин" использо­вался как плавказарма и корабль база. Пережил вторую мировую войну. Затоп­лен англичанами с грузом отравляющих веществ в проливе Скагеррак.