Крейсер "Эмден"

 

Через год после заключения Версальского мирного договора исполнилось двадцать лет крейсеру "Ниобе", и можно было строить но­вый корабль ему на замену.

Перед конструкторами была поставлена трудная задача — уложиться в ограничения, как договорные, так и финансовые. Поэтому прихо­дилось ограничиваться переработкой проекта военного времени.

Основные элементы нового крейсера следую­щие: водоизмещение 6990 т (в полном грузу), 5600 т (стандартное), длина 155,1 м (наибольшая),

150,5 м (по ватерлинии), ширина 14,3 м, осадка 5,93 м (в полном грузу), 5,15 м (при стандартном водоизмещении).

Корпус делился на 23 водонепроницаемых отсека. Нумерация отсеков и шпангоутов шла, как это и было принято в германском флоте, из кормы в нос. Крупнейшими были отсеки №8 (кормовое или первое машинное отделение), №10 (носовые или второе машинное отделение) и №11 (котельное отделение № 2). Двойное дно простиралось со шпангоутов с № 20 до № 90 (56% длины корабля). Междудонное простран­ство использовалось для хранения жидкого топ­лива, котельной воды и балласта.

Бронирование в целом соответствовало стандартам конца первой мировой войны — корабль имел 50 мм пояс по ватерлинии и гори­зонтальное бронирование: палубу, которая про­тягивалась от румпельного отделения до 106 шпангоута, имела толщину в оконечностях 20 мм, в центре 40 мм. От палубы к поясу шел 40-мм скос под углом 40°. Бронировалась также и боевая рубка, наибольшая толщина ее брони равнялась 100 мм.

Главная энергетическая установка включа­ла 10 военно-морских котлов — 4 угольных и 6 нефтяных (они размещались в одном большом и двух малых котельных отделениях), 2 турбины Браун Бовери, каждая в отдельном отделении. Общая мощность механизмов составила 46500 л.с. Скорость хода равнялась 29,4 узла, даль­ность плавания 6750 миль при скорости 14 уз­лов, запас топлива: 875 т угля, 859 т нефти.

Электроэнергию для корабельных потре­бителей вырабатывали три дизель-генератора общей мощностью 42 киловатта напряжением в сети 220 вольт.

Первоначально планировалось установить на корабль 4 спаренных 150-мм установки с дли­ной ствола 50 калибров, но вскоре выяснилось, что послевоенная Германия не могла их изгото­вить. Зато в наличии были старые кайзеровские 150-мм орудия. Проект переработали, и "Эм­ден" вооружили 8 150-мм орудиями. Они распо­лагались таким же образом, как и на последних крейсерах военной постройки, за одним исклю­чением, орудие № 2 находилось возвышенно над баковым орудием № 1. Затем еще одна пара ору­дий стояла по бортам у носовой надстройки, еще одна пара смотрела в корму от второй тру­бы, одно орудие стояло на кормовой надстрой­ке и еще одно на юте. Бортовой залп состоял из 6 орудий.

Эти 150-мм установки имели следующие характеристики: станок С/16, угол возвышения +27°, угол снижения —10°, дальность стрельбы 16800 м, начальная скорость 885 м.сек., длина ствола 6558 мм, живучесть ствола 1400 выстре­лов, число нарезов 48, вес ствола и замка 5730 кг, вес люльки 2345 кг., общий вес установки 11 386 кг., вес снаряда 45,3 кг.

Был учтен опыт мировой войны, и систему управления огнем заметно модернизировали. Имелись три дальномера с базой 4 метра: один на топе фок-мачты, один на крыше боевой руб­ки, один на кормовой надстройке, визирные посты на крыльях мостика. Данные поступали в центральный артиллерийский пост, он находил­ся глубоко внизу, под запасным командным по­стом, который соединялся бронированной тру­бой с боевой рубкой.

Зенитная артиллерия состояла из 2-х, по­зднее 3-х 88-мм орудий с длиной ствола в 45 ка­либров. Характеристики орудий были следую­щими: начальная скорость снаряда 950 м/сек. вес замка и ствола 2500 кг. вес снаряда 9 кг. вес заряда 2,35 кг.

На крейсере были установлены 2 двухтруб­ных 500-мм торпедных аппарата, и могло разме­щаться на верхней палубе 120 мин. Система уп­равления торпедной стрельбой состояла из трех дальномеров. Они могли использоваться и для управления огнем 88-мм орудий. Один дально­мер находился на кормовой надстройке, два на крыльях мостика. Имелись и визиры.

Экипаж состоял из 19 офицеров, 445 мат­росов и старшин. Во время использования крей­сера в качестве учебного корабля: 29 офицеров, 445 матросов и старшин постоянной команды и 162 курсанта.

"Эмден" стал самым "модернизируемым" крейсером немецкого флота. Модернизации были разными от чисто косметических до суще­ственных. В 1926 г. изменена форма фок-мачты. Вместо своеобразного "тюльпана" появилась классическая мачта. В 1933-1934 гг. верфью-строителем была проведена большая модерниза­ция. Демонтированы угольные котлы, а вместо них установили 4 нефтяных военно-морских котла. Дальность плавания после этого состави­ла 5300 миль со скоростью 18 узлов. Запас топ­лива равнялся 1266 т нефти. С "Эмдена" сняли 500-мм торпедные аппараты, а вместо них уста­новили 533-мм, так как на вооружение флота по­ступили торпеды типа G-7a. Их характеристики были следующими: вес взрывчатого вещества 430 кг TNT; двигатель торпеды приводился в действие сжатым воздухом; дальность хода: 15000 м при скорости 30 узлов, 5000 м при ско­рости 40 узлов, 4500 м при скорости 45 узлов; установка углубления до 52 м. В 1938 г. на крей­сере появилась малокалиберная зенитная артил­лерия: 2 37-мм (вскоре число увеличилось до 4) и 18 20-мм орудий. Во время войны он исполь­зовался в качестве учебного корабля. Им всегда занимались во вторую очередь, но все-таки модернизировали. В 1940-1941 гг. на корабле установили размагничивающую обмотку, в 1942 г. еще кайзеровские 150-мм орудия сняли и вместо них установили 150-мм орудия моде­ли ТВК, предназначенные для вооружения но­вых эсминцев. 150-мм орудие ТВК С/36, на ла­фете С/36 имело следующие характеристики: калибр 149,1 мм., угол возвышения +30°., угол снижения —10°., начальная скорость снаряда 835 м/сек., живучесть ствола 1000 выстрелов, тип нарезов кубическая парабола., число наре­зов 44., максимальная дальность стрельбы 21950 м., вес снаряда 45,3 кг., вес заряда 6 кг., вес установки 16100 кг.

Бронирование щита: лобовое 10 мм, борт 6 мм.

Несмотря на использование крейсера как учебного корабля, в сентябре 1942 г. было реше­но заметно усилить его зенитное вооружение.

Планировалось демонтировать 150-мм орудие № 4, а на его месте установить спарен­ную 88-мм зенитную установку. Вместо кайзе­ровских 88-мм зенитных орудий должны были установить два спаренных 37-мм автомата по бортам, а в диаметральной плоскости спарен­ный 20-мм. Кроме них, одноствольные 20-мм ав­томаты планировали установить на прожектор­ной площадке и корме.

После "Новогоднего боя", в феврале 1943 г. от этого проекта пришлось отказаться. На крейсере были установлены два счетверенных 20-мм автомата, так называемые "фирлинги". Они находились на надстройке у бортового 150-мм орудия. Два одноствольных 20-мм автомата были установлены в кормовой части штурман­ского мостика. Перед отправкой в Скагерак в августе-сентябре 1944 г. вместо 88-мм орудий были установлены 105-мм орудия SKS/32. Ха­рактеристики его были следующими: начальная скорость снаряда 780 м.сек., угол возвышения +70°., угол снижения — 10°., живучесть ствола 4100 выстрелов, тип нарезов кубическая парабо­ла, число нарезов 32, вес замка и ствола 1765 кг., дальность стрельбы 15175 м., вес снаряда 15,1 кг., вес заряда 3,8 кг., общий вес патрона 24 кг., вес установки 23650 кг.

Бронирование щита: лобовая броня 12 мм, борт и основание 4 мм.

Два 40-мм автомата были установлены на мостике. В результате зенитная артиллерия со­стояла из 3 105-мм, 2 40-мм автомата системы "Бофорс", 20 20-мм (2 четырехствольных и 6 двухствольных).

Радиоэлектронное вооружение. В 1942 г. на "Эмдене" был установлена радиостанция FuMo-22. В конце 1944 г. на крейсере планиро­вали установить новую радиолокационную станцию FuMo-26 "Паллау" и систему обнару­жения работы вражеских радаров FuMo-6. Но после посадки на мель от этих планов отказа­лись. В конце войны установили радиолокаци­онную станцию FuMo-25.

 

Служба

 

Заложен 8 декабря 1921 г. на Казенной Во­енно-морской верфи в Вильгельмсхафене. Пер­воначально получил обозначение Neubau A. "Ersatz Niobe", по другим данным, "Ersatz Ariadne". Стапельный период затянулся из-за экономических и политических проблем (ввода французской армии в Рурскую область). 7 янва­ря 1925 г. состоялась торжественная церемония спуска и крещение корабля, который назвали "Эмденом". Он унаследовал свое имя от про­славленного рейдера первой мировой войны. Речь во время церемонии произнес командую­щий военно-морским флотом адмирал Ганс Ценкер. Крестной матерью нового корабля ста­ла фрау Юта фон Мюллер, вдова командира первого "Эмдена".

Достройка на плаву шла быстро. 15 октяб­ря 1925 г. крейсер передали военно-морскому флоту, на нем подняли флаг, вымпел и начались испытания. "Эмден" стал 100-м кораблем, построенным Вильгельмсхафенской верфью для не­мецкого флота.

Основным недостатком корабля стала форма фок-мачты. Позднее ее устранила верфь-строитель. Командование немецкого флота при­няло решение использовать крейсер как учеб­ный и приписать его к станции Северного моря. Нос корабля украшал "Железный крест", унас­ледованный от первого "Эмдена". После про­хождения индивидуального курса боевой подго­товки "Эмден" принимал участие в больших осенних маневрах 1926 г. Затем его вернули на верфь, где были проведе­ны работы с трубами и рангоутом и после крат­кой подготовки к кругос­ветному плаванию, 14 но­ября 1926 г. "Эмден" выходит в море из Вильгельмсхафена. Крейсер обогнул Африку. Новый 1927 год его моряки встретили в океане. За­тем корабль посетил ряд портов Восточной Азии. 15 марта 1927 г. "Эмден" прибыл к острову Норд Киллинг (Кокосовые ос­трова), к могиле своего предшественника. Со­стоялась траурная церемония памяти 133 моря­ков, погибших в бою с крейсером "Сидней". В дальнейшем крейсер посетил Японию, ряд пор­тов на Аляске и на западном побережье Север­ной Америке, обогнул Южную Америку и 1928 год встретил на рейде Рио-де-Жанейро. В следу­ющие три месяца крейсер посетил ряд портов Центральной Америки, зашел на Азорские ост­рова и в испанский порт Виллагарсиа. 14 марта 1928 г. дальнее плавание окончилось, "Эмден" прибыл в Вильгельмсхафен.

С марта по декабрь крейсер занимался бо­евой подготовкой в немецких водах. Командир для "Эмдена" с октября 1928 по октябрь 1930 года был подобран уникальный. Это был Лотар фон Арно де ля Перье (1886-1941) — выдающий­ся подводный ас первой мировой войны. В отли­чие от среднего немецкого офицера, он имел склонность к дипломатии. Он мог легко поддер­живать контакт с иностранцами и быть приме­ром для курсантов. После командования "Эмденом" он ушел в отставку и с 1932 по 1938 гг. преподавал в турецкой военно-морской акаде­мии. После возвращения в Германию получил звание вице-адмирала. В 1940-41 г. Лотар фон Арно де ля Перье был старшим военно-морским начальником на разных территориях Западной Европы. Но в конечном итоге этот выдающий­ся человек погиб в авиакатастрофе.

Поздней осенью началась подготовка ко второму дальнему плаванию. 5 декабря 1928 г. "Эмден" вновь вышел из Вильгельмсхафена. На этот раз он пошел в Средиземное море, нанес ви­зит в Константинополь, затем через Суэцкий канал проследовал на Восток и посетил голлан­дские владения в Индонезии, Австралию и Га­вайские острова. Далее корабль совершил дружеский визит в порты западного побережья Со­единенных Штатов Америки, прошел Панамс­ким каналом, посетил порты Латинской Амери­ки, зашел в Лас-Пальмос и 13 декабря 1929 г. вернулся в Вильгельмсхафен. Морякам в награ­ду дали возможность встретить Рождество и Но­вый год в кругу семьи. Несмотря на все морские суеверия, крейсер в третий раз вышел в море 13 января 1930 г. Во время этого похода "Эмден" посетил Мадейру, Сан-Томас, Нью-Орлеан, Кингстон (Ямайка), Сан Хуан (Пуэрто-Рико), Чарльстон. На обратном пути зашел в Лас-Пальмос и Санта-Круз и прибыл в Вильгельмсхафен 13 мая.

Затем крейсер становится к заводской стенке для прохождения текущего ремонта. Пос­ле его завершения и испытаний он снова в даль­нем плавании. "Эмден" можно было видеть в Виго, бухте Суда (остров Крит), Порт-Саиде, Адене, Кочине, Коломбо, Тринкомали, Порт Блэр (Port Blair) Сабанге, Бангкоке, Виктория Хафен (остров Лабуан), Маниле, Нанкине, Шанхае, Нагасаки, Осаке, Нии Тиме, Хакодате, Отаре, Иокогаме, Гуаме, Батавии. Во время это­го плавания произошло вторичное посещение Кокосовых островов и места последнего боя первого легендарного "Эмдена".

Затем началось возвращение в Германию. Были произведены заходы в следующие порты: Маврикий, Дурбан, Ист-Лондон. Из этого пор­та группа немецких морских офицеров ездила в Йоханнесбург, где их представили руководству Южно-Африканского союза. Затем крейсер можно было видеть на рейде Лобито, Луанды, Сайта Изабелл с Фернандо Поо, Лагоса, Фри­тауна, Сант Викент, Лас-Пальмос и Сантандер. 8 декабря 1931 г. "Эмден" прибыл в Вильгельмсхафен.

После этого похода крейсер исключили из списков практического отряда и перевели в раз­ведывательные силы флота. Ими командовал контр-адмирал Албрехт, державший свой флаг на "Кенигсберге". Во время нахождения в соста­ве этого соединения "Эмден" принимал участие во многих учениях, а затем и в больших учениях флота. С 21 февраля по 15 марта 1933 года он совершил поход в Атлантику вместе с новейшим крейсером "Лейпциг"(заходы в Фуншел и Лас-Пальмос). Через три дня, 19 марта на борту крейсера, состоялась церемония передачи латун­ной доски с названием, ранее находившаяся на шкафуте первого "Эмдена".

Примерно через две недели корабль стано­вится к заводской стенке, с него демонтируются угольные котлы и устанавливаются нефтяные. В это же время высота труб была уменьшена на 2 метра, также была установлена новая двойная радиоантенна. 29 сентября 1934 г., когда "Эм­ден" вернулся в состав флота, было принято ре­шение использовать его как учебный корабль. В это время в командование кораблем вступил ка­питан 2 ранга К. Дениц, будущий командующий подводным флотом, второй и последний фюрер Третьего Рейха. Командование крейсером в бу­дущем заметно облегчит К. Деницу подбор кад­ров для подводных лодок. Но пока его внимание было приковано к подготовке к большому заг­раничному походу. 10 ноября 1934 г. "Эмден" в пятый раз выходит в дальнее плавание из Вильгельмсхафена. Во время этого похода он заходил в следующие порты Санта-Круз де Ла Пальма, Капштадт, Ист Лондон, Порта Ачелинк, Момбаса, Порт Виктория, затем в Тринкомали (ос­тров Цейлон) и Кочин.

Обратно крейсер шел через Суэцкий канал и Средиземное море с заходами в Александрию, Картахену, Санта-Круз де Тенерифе, Порто Дельгада, Лиссабон и Виго. Во время последне­го перехода произошло рандеву с крейсером "Карлсруэ". 12 июня 1935 г. корабль прибыл на рейд Шиллинг и 14 июня в Вильгельмсхафен. На борт "Эмдена" сразу же прибыл главнокоман­дующий немецкими военно-морскими силами гросс-адмирал Э. Редер. В тот же день из похо­да в Северную и Южную Америку возвратился крейсер "Карлсруэ" под командованием капита­на 1 ранга Лютьенса, впоследствии адмирала и командующего флотом. Лютьенс погибнет в мае 1941 г. на линейном корабле "Бисмарк".

В дальнейшем, по плану главного коман­дования военно-морских сил, Лютьенс должен был совершить плавание в Новый Свет и посе­тить Японию, Китай, тогдашнюю Голландскую Индию, южную часть Тихого океана, Австра­лию. Лютьенс предложил изменить маршрут пе­рехода: он хотел, чтобы и экипаж "Карлсруэ" мог ознакомиться с древней культурой Востока. "Я возразил ему, говоря, что восточно-азиатс­кий район достался "Эмдену" по традиции от знаменитого тезки, который в начале первой ми­ровой войны совершил переход через него под командованием капитана 2 ранга фон Мюллера. Очень неожиданно для меня и Лютьенса главно­командующий сухо заметил: "Не спорьте, госпо­да, вы оба покинете свои корабли. Лютьенс на­значается начальником отдела кадров главного командования военно-морских сил и будет осу­ществлять комплектование офицерского корпу­са для вновь строящегося военно-морского фло­та, а вы Дениц, возьмете на себя организацию германских подводных сил", — так писал К. Де­ниц о событиях тех дней. (К. Дениц. Подводный флот Третьего рейха, стр. 8-9).

Немецкая бюрократия работала медлен­но, поэтому Дениц сдал командование только в сентябре. В это время "Эмден" в очередной раз готовился к заграничному плаванию. 23 ок­тября 1935 г. крейсер уходит в свое шестое даль­нее плавание. Он посетил уже знакомые Азор­ские острова, порты островных Западных Индий и Венесуэлу, прошел Панамским кана­лом, зашел в гватемальский порт Сан-Хуан и в Портленд (штат Орегон), перешел Тихий океан и посетил гавайский порт Гонолулу. На обрат­ном пути состоялся переход Панамским кана­лом и заход в ряд портов Вест-Индии, после чего визиты в Балтимору и Монреаль. "Эмден" некоторое время был стационером в испанском порту Понтеведра. 11 июня 1936 г. "Эмден" прибыл в Германию.

После короткого отдыха началась подго­товка к следующему заграничному походу. 16 октября 1936 г. состоялся выход из Вильгельмсхафена. На этот раз крейсер должен был посе­тить средиземноморские и черноморские пор­ты. Корабль можно было видеть в Кальяри, Стамбуле. Во время посещения Варны "Эмден" посетил болгарский царь Борис. После возвра­щения в Средиземное море крейсер прошел Су­эцкий канал и посетил ряд восточно-азиатских стран, британское владение Цейлон, Сиам, Японию, Китай и вернулся в Германию через Суэцкий канал.

По пути пришлось "задержаться" у среди­земноморского побережья Испании, охваченной гражданской войной. 23 апреля 1937 г. крейсер прибыл в Вильгельмсхафен.

После короткого курса боевой подготовки в составе флота началась подготовка к очеред­ному дальнему походу. 11 октября 1937 г. "Эмден" выходит в очередное дальнее плавание. Крейсеру пришлось задержаться в Средиземном море, выполняя задачи по оказанию помощи франкистам. После этого корабль прошел Суэцкий канал, пересек Ин­дийский океан и посетил Коломбо, Белавани, Сурабаю, Мормугао, Массауа, вернулся в Средиземное море "Эмден" и на некоторое время был зачислен в состав немецкой Средиземноморской эскадры.

В период с 14 по 21 марта 1938 г. командир "Эмдена" капитан 1 ранга Брюкнер исполнял обязан­ности командующего немецким флотом в испанских водах. По пути в Германию крейсер совершил визит в Амстердам и 23 апреля 1938 г. вер­нулся в Вильгельмсхафен. Предвоен­ную службу "Эмдена" можно назвать уникальной — после корот­кого отдыха началась подготовка к восьмому дальнему походу. 26 июля 1938 г. крейсер выходит в море и на этот раз идет на север в норвежские воды с заходом в Рейкьявик. Затем "Эмден" поворачивает на юг, захо­дит на Азорские, а затем и на Бер­мудские острова.

В море экипаж "Эмдена" пере­жил все перепетии Мюнхенского кризиса. Тогда в 1938 г. А. Гитлер приказал завершить приготовление к вторжению в Чехословакию (Опера­ция "Грюн"). Все ожидали начала войны. Но она не началась — Фран­ция и Англия предали своего союзни­ка. Радисты крейсера один за одним принимали противоречивые прика­зы из Берлина. В отличие от предше­ственника, новый "Эмден" уже не мог использоваться в качестве истре­бителя вражеской торговли. Вероят­но, в случае начала войны он должен бы интернироваться в нейтральном порту. Но кризис разрешился, запад­ные "демократии" предали Чехосло­вакию, и крейсер пошел сначала в Средиземное, а затем в Черное море. С 19 по 23 марта "Эмден" принимал учас­тие в траурных церемониях в честь Кемаля Ататюрка. В это время на нем подняли флаг адми­рала Карльса. По пути в Германию крейсер посетил остров Родос и испанский порт Виго. 16 декабря 1938 г. он прибыл в Вильгельмсхафен. Это был последний дальний поход "Эмдена". До сентября 1939 г. он нес рутинную службу в немецких водах. Единственное событие, произошедшее в ко­рабельной жизни, это был по­ход на защиту рыболовства (с 29 марта по 15 марта) с захо­дом в Рейкьявик.

Нападение на Польшу застало корабль в Вильгельмсхафене. Первой операцией ко­рабля стал выход на минную постановку, одной из частей системы минных заграждений "Вествалль". В операции при­нимали участие эсминцы "Карл Гальстер" и "Ганс Лоди", яхта (минный загради­тель) "Грилле" и миноносцы. Корабли вышли в море после объявления Англией и Фран­цией войны Германии. Опера­ция прошла без происшествий.

3 сентября в первые ми­нуты войны с одного из бри­танских аэродромов стартовал самолет-разведчик. Перед его пилотом была поставлена за­дача по разведке зоны Кильского канала. Пилот обнаружил немецкие корабли, стоящие на якоре. Доложить не удалось, так как передатчик замерз. Летчик рассказал об увиден­ном сразу же по возвращении на аэродром, и британское ко­мандование решило нанести удар. Утром 4 сентября произ­вели разведку объекта атаки. На этот раз пилоту удалось пе­редать донесение.

Командование отдало приказание 107 и 110 эскадри­льям Королевских военно-воз­душных сил, имевших на воо­ружении "Бленхейм IV". В воздух поднялись 10 машин (поровну из каждой эскадри­льи). 107 эскадрилья атаковала броненосный корабль "Адмирал Шеер". Мет­ким огнем 4 самолета были сбиты, а на базу вер­нулся самолет не нашедший цель. 110 эскадрилье повезло больше. Они обнаружили "Эмден". 4 са­молета атаковали противника (один потерялся где-то по дороге). Атака оказалась неудачной, бомбы взорвались рядом с бортом. Беду на крейсер непроизвольно навлек главный старши­на Дизельски, наводчик 20-мм автомата. Ему удалось поразить левый мотор атакующего "Бленхейма". Самолет в это время находился в 200 метрах от корабля, высота была небольшой, и он начал падать, врезавшись в правый борт "Эмдена" в 1 метре выше ватерлинии.

Пожар охватил зубоврачебный кабинет и старшинскую кают-компанию. Корпус "Эмдена" пострадал от гидравлического удара и ос­колков бомб. Борт, трубы, мостики были посе­чены осколками, были разбиты все прожекторы. В зоне поражения оказался торпедный аппарат — после боя в нем насчитали 8 пробоин, к счас­тью, боевые зарядные отделения торпед не взор­вались. Потери экипажа составили 29 убитых и 30 раненых (другие данные: погибло 2 офицера и 9 матросов). К истории этого налета можно добавить, что сбитым "Бленхеймом" управлял английский летчик по фамилии Эмден.

И все же повреждения крейсера оказались не очень серьезными — ремонт занял неделю, и затем корабль перевели на Балтику в распоряже­ние старшего военно-морского начальника в Данциге. Ему отвели скромную роль — "Эмден" использовался для охоты на суда с контрабан­дой. С 2 декабря 1939 г. по 3 января 1940 г. на крейсере провели текущий ремонт, после чего для него наступил период бездействия. Но не надолго. В конце марта вступила в завершаю­щую стадию разработка операции "Везерюбунг", вторжение в Данию и Норвегию. "Эм­ден" включили в состав самой важной. 5-й группы, целью которой был захват норвежской столицы. Соединением командовал контр-адми­рал Кюмметц. В группу входил тяжелый крейсер "Блюхер", броненосный корабль "Лютцов", 3 ми­ноносца, 2 вооруженных китобоя, 1-я флотилия катерных тральщиков (8 кораблей).

6 апреля на борт ''Эмдена" поднялось 600 солдат. Переход в соста­ве эскадры прошел без происшествий, а сам лег­кий крейсер был только свидетелем событий в Осло-фиорде. 5 группа задачу не выполнила и более того потеряла "Блюхер". Поэтому 9 и 10 апреля крейсер про­вел в Дробин-фиорде. Норвежскую столицу зах­ватил воздушный десант. "Эмден" прибыл на рейд Осло в полдень 10 апреля. На командира капитана 1 ранга Вернера Ланге была возложе­на организация дозорной службы на подступах к Осло. Только 24 апреля 1940 г. был назначен командующий гаванью Осло. Им стал капитан 1 ранга Фридрих Риве, последний командир крейсера "Карлсруэ". "Эмден" оставался в Осло до июня и выполнял функцию корабля-связи. За­тем было принято решение вновь использовать крейсер в качестве учебного корабля.

Летом 1940 г. экипаж "Эмдена" "понес большие потери", многие офицеры и матросы были переведены на корабли, захваченные во Франции. 7 ноября 1940 г. "Эмден" становится к стенке завода "Дойче Верке" в Киле, с него выгружают боезапас, а экипаж перебирается на плавказарму "Монте Оливия". До 15 февраля 1941 г. крейсер прошел текущий ремонт с докованием и возвращается к исполнению обязанно­стей учебного корабля. Летом 1941 г. он вновь находится в норвежских водах, хотя и не прини­мал участие в боевых действиях. В сентябре 1941 г., по мнению немецкого командования, следовало отражать прорыв Советского Балтийского флота в Швецию. В середине сентября был сфор­мирован так называемый "Балтийский флот" под командованием вице-адмирала Цилиакса. "Эмден" вместе с "Лейпцигом" и торпедными катерами входил в так называемую Южную группу, базирующуюся на Лиепаю. Это соедине­ние просуществовало с 21 по 23 сентября, затем в несколько приемов было расформировано. Крейсера Южной группы и три миноносца вы­делили для поддержки немецкого наступления на Моонзундские острова.

26 и 27 сентября "Эмден" и "Лейпциг" об­стреливали части Красной Армии на полуостро­ве Сворбе. Первый день прошел без происше­ствий. Во второй день немецкое соединение атаковали советские торпедные катера, а по­зднее во время возвращения в Либаву подводная лодка "Щ-319" (капитан-лейтенант Н.С. Агашин). Обе атаки оказались безрезультатными. На этом завершалось участие "Эмдена" в войне против СССР. Он вернулся к исполнению обя­занностей учебного корабля. В ноябре 1941 г. было сформировано учебное соединение флота. "Эмден" был в него включен и оставался в его составе, вплоть до своей гибели.

В июне 1942 г. крейсер прибывает на верфь-строитель. На нем проводятся очередные ремон­тные работы и замена орудий главного калибра, а в ноябре 1942 г. он возвращается в учебный от­ряд. Командование немецким флотом осенью 1942 г. приняло решение об отправке крейсера в воды Северной Норвегии.

Для знакомства с истинным состоянием дел на борт "Эмдена" прибыл главнокомандующий флотом гросс-адмирал Э. Редер — это был его последний визит на корабли в качестве главноко­мандующего. После новогоднего боя от этих пла­нов отказались, и над "Эмденом" нависла неза­видная для боевого корабля "угроза" — в разгаре войны быть разобранным на металл. Но новый командующий Кригсмарине отстоял все крупные надводные корабли, "Эмден" продолжил свою службу в качестве учебного корабля. Изредка его привлекали к обеспечению боевой подготовки кораблей. В 1943 г. на крейсере провели работы по усилению зенитного вооружения.

До сентября 1944 г. корабль продолжал вы­полнять свои обязанности учебного корабля. В это время военная ситуация Германии резко ухуд­шилась. "Эмден" зачислили в корабли первой ли­нии. Во второй половине сентября он принимал участие в серии минных постановок в проливе Скагерак. В операции, кроме "Эмдена", прини­мали участие эсминцы и минный заградитель "Кайзер". В ночь с 19 по 20 сентября он участник операции "Клавдий" (по другим данным, эта опе­рация была проведена с 19 по 21 сентября), затем операции "Калигула" в ночь с 1 на 2 октября и в ночь с 5 на 6 октября операции "Веспасиан".

Дальнейшая его служба в норвежских во­дах проходила спокойно — к выполнению бое­вых заданий он не привлекался. 9 декабря в Осло-фиорде крейсер сел на мель восточнее ос­трова Флатегури. Снять его удается только на следующий день. 16 декабря гросс-адмирал Дениц приказал провести ремонт корабля на Ке­нигсбергом филиале верфи "Шихау". С 23 по 26 декабря "Эмден" совершает переход к месту ре­монта. Рождество корабль встречает в доке. Еще через месяц ремонт пришлось прервать. Вече­ром 21 января части Советской Армии были уже в 40 км от Кенигсберга. Работы свернули, и крейсер вывели из дока. 23 января на корабле получили приказ "Немедленно уходите". На борт "Эмдена" срочно погрузили гробы прези­дента Веймарской Германии генерал-фельдмар­шала П. Гинденбурга и его супруги. Кроме мер­твых, на борт приняли и живых беженцев.

24 января крейсер, буксируемый ледоко­лом, пришел в Пиллау (Балтийск). В этом пор­ту гробы и большая часть пассажиров были выг­ружены. Останки Гинденбурга передали на плавбазу 1-й учебной дивизии подводных лодок "Претория". В Пиллау удалось собрать одну из турбин и дойти до Готенхафена, там на крейсер доставили орудия. Со 2 по 6 февраля состоялся переход в Киль, на котором "Эмден" мог раз­вить только 10 узлов. Во время перехода в его охранении находились миноносец "Т-11" и учебные корабли (переоборудованные из тральщи­ков) TS-6 и TS-9 и буксир. Корабли благополуч­но прибыли в Киль, где "Эмден" продолжил ре­монтные работы на заводе "Дойче Верке".

Жизнь корабля оборвалась в ночь с 9 на 10 апреля, когда британские бомбардировщики атаковали Киль. В этот налет на город и порт было сброшено 2634 тонны бомб. Последствия его были ужасающими: разрушены порт, город и прилегающие районы. Тяжелый крейсер "Ад­мирал Шеер" перевернулся, "Адмирал Хиппер" и "Эмден" оказались так тяжело повреждены, что в строй флота вернуться уже не могли. 26 ап­реля 1945 г. "Эмден" исключили из списков фло­та. Корпус разобрали в 1949 году.