Крейсера типа "К"

 

В отличие от предшественника, эти кораб­ли были большим шагом вперед.

Первоначальное задание на проектирова­ние было следующим: проектное водоизмеще­ние 3000 т, скорость хода 23 узла, число орудий около 8, калибр 105-150 мм. Главным конструк­тором назначили инженера Эренберга. После­дней его работой были миноносцы проекта 23. Конструктор блестяще справился с работой. В 1924-1925 гг. проект был разработан. Эренбург внес в проект множество новых технических ре­шений. Широкое применение нашла сварка, ус­тановлена оригинальная смешанная турбинно-дизельная главная энергетическая установка. Спроектировали трехорудийные башни. Всего построили три корабля.

Их тактико-технические элементы были следующими:

Водоизмещение. Стандартное 6000 т (по другим данным 6756 т), проектное 6750 т, в пол­ном грузу 8433 т.

Корпус изготовлен из стали (Stahl-45) с тол­щиной листов от 8 до 14 мм. Широкое распространение при изготовлении корпуса получила сварка, он делился на 19 отсеков, двойное дно простиралось на 75%. Корпус имел следующие размерения: длина 169 м (по конструктивной ва­терлинии), 174 м (наибольшая), ширина по конст­руктивной ватерлинии 15,2 м, по верхней палубе 14,65 м, осадка при водоизмещении 6000 т 5,56 м, при 7700 т 6,28 м, при 6750 т 6,42 м.

Крейсера были сравнительно хорошо за­щищены. Пояс толщиной 50 мм заканчивался 70 мм поперечными переборками. За поясом шла 15-мм противоосколочная переборка, от кото­рой вниз отходил 10-мм скос. В середину пояса по высоте упиралась бронированная палуба, ее толщина составляла в зависимости от важности участка от 20 до 40 мм. Барбеты башен главно­го калибра и лобовая часть башен имели толщи­ну 30 мм, крыша и боковая броня 20 мм. Боевая рубка: лобовое бронирование 100 мм, боковое 50 мм, крыши 30 мм.

Крейсера типа "К" первыми в мире полу­чили смешанную энергетическую установку. Турбины были основным средством, а дизельные двигатели установили только для экономи­ческого хода. Идея двигателя экономического хода была не новой, например, паровая машина для экономического хода была установлена на крейсере "Россия".

Еще до первой мировой войны в Германии уделялось большое внимание созданию дизеля. Уже в 1909 г. фирма MAN получила заказ на со­здание дизеля мощностью 12 000 л.с. Его планиро­валось использовать в качестве двигателя эконо­мического хода на строящихся дредноутах. Этот план остался на бумаге, но при этом был приоб­ретен ценнейший опыт. После начала войны, ког­да началось быстрое развитие подводного флота, начали быстро совершенствоваться и дизельные двигатели. В 1915 г. выдали заказ на создание ди­зеля мощностью 17000 л.с. В 1917 г. его выполни­ли. После подписания Версальского мирного до­говора победители уничтожили готовое изделие. Для немцев это был сильный удар, но остались проектная документация и специалисты. Наверня­ка, члены союзной контрольной комиссии были поражены успехами немцев в дизелестроении. В 1924 г. фирма MAN начала серийный выпуск ди­зелей для электростанций мощностью 12 000-14 000 л.с. Число дизельных торговых судов быстро росло, правда, мощность их двигателей была не­значительна. Разрабатывались дизеля для крейсе­ров и броненосных кораблей.

На крейсерах типа "К" были установлены 6 военно-морских нефтяных котлов (система Шульца Торникрофта), 2 больших и 4 малых. Они находились в четырех котельных отделени­ях. Нумерация отделений шла из кормы в нос. Пар, выработанный в котлах, поступал в турби­ны. На крейсерах было 4 турбины военно-мор­ского типа с зубчатой передачей. Турбины "Ке­нигсберга" изготовили на заводе "Шихау" в Эльбинге, "Карлсруэ" на заводе "Германия" в Киле, "Кельна" "Бломм унд Фосс" в Гамбурге. Турбины имели проектную мощность 65000 л.с., скорость хода 32 узла.

Во время испытаний "Кенигсберг" и "Кар­лсруэ" развили скорость 32,1 узла, "Кельн"— мощность 68485 л.с. и скорость хода 32,5 узла.

Дальность плавания составляла 5700 миль при скорости 19 узлов и 7300 миль при 10. Запас топ­лива составил 1100 т нефти и 139 т дизельного топлива, в военное время соответственно 1300 т и 150 т . Крейсера имели два гребных вала. На каждый из валов работала КТУ (котлотурбинная установка), состоящая из крейсерской и главной турбины, суммарной мощностью 30 000 л.с., а также 10-цилиндровый дизель экономи­ческого хода, мощностью 1000 л.с.

С помощью разобщительных муфт уста­новку можно было бы использовать в вариан­тах, когда работают главные крейсерские турби­ны, только крейсерские турбины и только дизели, под которыми корабль со скоростью 10 узлов мог пройти порядка 8 тыс. миль. При ско­рости свыше 10 узлов дизеля при помощи гидро­муфт отключались, а ход мог достигаться вплоть до полного — 32 узла. Таким образом, при скорости свыше 10 узлов дизельная установ­ка бездействовала, являясь для корабля как бы балластом.

Электроэнергию для многочисленных по­требителей вырабатывали 3 турбогенератора мощностью (360 киловатт), два дизель-генерато­ра (180 киловатт). Напряжение в сети 220 вольт.

Во время проектирования корабля вопрос с калибром решился очень быстро, были выбра­ны 150-мм орудия. Но встал вопрос, в каких ус­тановках разместить орудия, при условии жест­кого ограничения водоизмещения в 6000 т.

Одиночные установки отпали сразу же. Остава­лись башни. В начале 20-х годов XX века баш­ни на легких крейсерах были еще новинкой. Вскоре выяснилось, что четыре двухорудийных башни весят больше, чем три трехорудийных. И к тому же немецкие конструкторы разработали удачную трехорудийную башенную установку.

Следующей задачей, которая была успеш­но решена, стало размещение орудий на кораб­ле. Классической в это время считалась схема: две башни в носу, одна в корме. Флотским командованием в задании на проектирование была поставлена задача "разведка", а во время рейдерства бой на отходе был весьма вероят­ным. Поэтому в носу разместилась только одна башня (А). Две башни "В" и "С" установили в корме. Башня "В" находилась на палубе кормо­вой надстройки и была сдвинута на 2,25 м на левый борт от диаметральной плоскости. Каж­дый крейсер имел по 9 150-мм орудий.

Их характеристики были следующими: марка орудия SK С/25, калибр 149,1 мм, на­чальная скорость снаряда 960 м в сек, макси­мальная дальность стрельбы 25 700 м, живу­честь ствола 500 снарядов, число нарезов 44, вес ствола и замка 11 970 кг, вес снаряда 45,5 кг, вес заряда 33,4 кг.

Артиллерийская установка Drh TrC/25/ имела следующие характеристики: угол возвы­шения +40°, угол снижения —10°, скорость на­водки 6° в сек, вес установки 136910 кг.

Система управления огнем имела три даль­номера с базой 6 метров, один из них был установ­лен на топе фок-мачты, второй на штурманском мостике, а третий на кормовой надстройке. Име­лись и визирные посты. Все данные: курсовой угол и дальность до цели поступали в центральный пост, где вырабатывались данные для стрельбы.

Сначала на крейсерах должны были устано­вить 2 спаренные 88-мм установки (L/75K/25). Но испытания "Кельна" показали, что они оказались неудачными. Вместо них пришлось установить устаревшие 88-мм зенитные орудия времен пер­вой мировой войны. Их характеристики приво­дятся в описании крейсера "Эмден". Для управле­ния их стрельбой служили три дальномера с базой 3 метра. Два стояли по бортам у основания фок-мачты, один на кормовой надстройке, там же находился пост управления зенитным огнем.

На каждом корабле имелось по 12 500-мм торпедных аппаратов (4 3-трубных установки, по две на борт). Система управления была совместима с зенитной ар­тиллерией. Крейсера могли принять на борт по 120 мин заг­раждения.

Авиационное вооруже­ние из-за ограничений Вер­сальского договора не устанав­ливалось. Но место для катапульт было оставлено.

Экипаж составил 514, за­тем 611 и в конце службы 850 человек.

Весовая нагрузка крейсе­ров при проектном водоизме­щении составила: корпус 34%, бронирование 13%, главная энергетическая установка 22%, вспомогательные механизмы 4,5%), вооружение 10,2%, обо­рудование и запасные части 4,5%), питьевая и котельная вода 2,8%, топливо 7,5%, про­ектный резерв 1,5%. Итого 100%.

В процессе службы при различных модернизациях ко­рабли несколько изменяли свой силуэт. Описывать не­большие изменения во внеш­нем виде не имеет смысла, по­этому перейдем к модернизациям, касающимся боевой мощи крейсеров. Практически сразу же после вступления в строй были установлены еще два 88-мм зенитных орудия. В 1933-1934 гг. была произведена замена орудий зенитной артилле­рии. Вместо устаревших орудий времен первой мировой войны были установлены 6 новейших 88-мм орудий в 3-х спаренных установках.

Их характеристики были следующими: мар­ка орудия 88-мм 8к С/32, лафет 8,8 LVDopL С/32, калибр 88 мм, дальность стрельбы 17200 м (по морской цели), 12400 м (по воздушной цели), на­чальная скорость снаряда 950 м/сек, максимальная дальность стрельбы 25700 м, живучесть ствола 3200 снарядов, вес ствола и замка 3640 кг, вес сна­ряда 9 кг, вес заряда 3 кг, угол возвышения +80°, угол снижения —10°. Установка имела лобовую броню 12 мм, бортовую и палубную 10 мм.

В 1934 г. 500-мм торпедные аппараты заме­нили на такое же число 533-мм торпедных аппаратов с торпедами G-7a (дальность стрельбы 15 000 метров). В боекомплект корабля входили 24 торпеды.

В 1935 г. на всех крейсерах установили авиационное вооружение: 2 гидросамолета (сна­чала Не-60, потом А-196). В 1935-1936 гг. усили­ли мелкокалиберную зенитную артиллерию: на кораблях установили 8 37-мм зенитных автома­та. Характеристики автоматов были следующие: модель SKC/30, лафет С\30, калибр 37 мм, на­чальная скорость снаряда 1000 м в сек, длина ствола в калибрах 83, дальность стрельбы по морской цели 8500 м, дальность стрельбы по воздушной цели 6800 м, при стрельбе трассиру­ющими снарядами 4800 м, живучесть ствола 7500 выстрелов, вес снаряда 0,742 кг, вес заряда 0,365 кг, общий вес снаряда 2,1 кг, угол возвыше­ния +85°, угол снижения —10°, общий вес уста­новки 3676 кг.

Перед второй мировой войной на кораб­лях установили размагничивающую обмотку.

В конце 30-х годов был разработан проект модернизации кораблей. Но из всей серии ее прошел только "Карлсруэ". Работы производи­лись с мая 1938 г. до осени 1939 г. Произвели следующие работы:

1) Увеличили ширину корабля на 0,8 м на каждый борт, за счет установки 14-мм брониро­ванного внешнего пояса из стали нового образ­ца WN (длина нового пояса 96 м (55% длины корабля).

2) Установили 16-мм бронирование на вер­хней палубе, из новой стали WN.

3) Заменили 88-мм зенитные орудия, таким же количеством 105-мм зенитных орудий. Кро­ме этого, 1 105-мм орудие было установлено на корме.

4) С крейсера демонтировали дизели.

5) Внешний вид корабля претерпел значи­тельные изменения: появились новые колпаки на трубах, трапы и шлюпбалки, новая треногая грот-мачта.

6) На корабле в носовой части установили параваны.

7) Установили противоминную обмотку. После модернизаций тактико-технические

элементы "Карлсруэ" изменились: водоизмеще­ние составило 6730 т (стандартное), 6130 т (в полном грузу), ширина 16,6 м.

Во время войны модернизировался только "Кельн". Из-за малой боевой ценности при сло­жившейся тогда стратегической обстановке внимание крейсеру уделялось мало. Так в 1944 г. его малокалиберная зенитная артиллерия состояла из 2-х спаренных 37-мм зенитных автоматов и 2 одиночных 20-мм, которые вскоре были де­монтированы.

В 1944 г. приняли программу усиления зе­нитного вооружения. "Кельн" должен был полу­чить 4 40-мм "Бофорса", 8 20-мм и 2 37-мм ав­томата. Но экономика не справлялась с нагрузкой, и объем выполнения программы не­известен. Из рапорта отражения атаки британ­ской авиации от 13 декабря 1944 г. можно почер­пнуть следующую информацию, 40-мм автоматы на корабле не были установлены, 20-мм стояли и один из них на баке. В 1945 г. планировалось вооружить корабль 10 37-мм авто­матами Flak 43M и 12 20-мм автоматами систе­мы LM-44. Но корабль погиб раньше.

Радиоэлектронное вооружение корабля было очень слабым. В 1942 г. установили радиолокационную станцию FuMo-21 с антенной вме­сто дальномера на штурманской рубке. Вероят­но, были установлены и системы обнаружения работы вражеских радиолокационных станций, но подтверждений этому нет.