Крейсер "Кенигсберг"

 

12 апреля 1926 г. на Военно-морской верфи в Вильгельмсхафене был заложен новый крейсер, получивший условное обозначение Kreuzer "В" ("Ersatz Thetis"), 26 марта 1927 г. состоялась цере­мония крещения и спуска. Корабль был назван "Кенигсберг" в честь города —столицы восточ­ной Пруссии. Имя свое он унаследовал от крейсе­ра-рейдера первой мировой войны. Речь во вре­мя церемонии произнес губернатор Кенигсберга доктор Ломайер. Крестной матерью стала фрау Лооф, жена командира первого "Кенигсберга".

После достройки крейсер поднял военно-морской флаг. Это произошло 17 апреля 1929 г. Первым командиром крейсера стал капитан 2 ранга Вольф фон Трота. Экипаж "Кенигсберга" сформировали из моряков крейсера "Нимфе", исключенного из списков флота. От этого крей­сера унаследовали и функции "Нимфе", "Кениг­сберг" стал флагманом Балтийской станции и разведывательных сил флота. После прохожде­ния испытаний корабль 22 августа прибыл на рейд Кенигсберга. Затем начались новые испы­тания и боевая подготовка.

7 декабря 1929 г. испыта­ния были завершены. Но еще до их окончания, 12 октября 1929 г. на борт корабля под­нялся контр-адмирал Гладиш. Крейсер совершил поход в Ис­панию на всемирную выставку в Барселоне. В Барселоне крей­сер находился с 18 по 26 октяб­ря. С 1 января 1930 г. крейсер — флагман разведывательных сил и Балтийской станции. В состав этого соединения вхо­дили: крейсера "Кенигсберг" и "Амазоне", 2-я флотилия ми­ноносцев, 1-я тральная полу­флотилия.

8 январе 1930 г. из спис­ков соединения вычеркнули устаревший "Амазоне". Его за­менили новым крейсером "Кельн". На 1930 г. был запла­нирован большой загранич­ный поход. 2 апреля 1930 г. эс­кадра вышла в море. В ее составе был и "Кенигсберг". Состоялись деловые заходы в Виго, Алиерию, Катанию. В этом итальянском порту ко­мандующий линейными сила­ми вице-адмирал Олдекоп и контр-адмирал Гладиш были представлены королю Италии

Виктору Эммануилу. Затем корабли посетили Аргостилион, Сплит, Порт Махон и Лиссабон. В столицу Португалии заходили только разве­дывательные силы. В этом порту командующе­му разведывательными силами, вместе с герман­ским послом, пришлось расследовать убийство немецкого матроса. 19 июня 1930 г. "Кенигс­берг" вернулся в Киль, после чего начались большие маневры флота. После них произошла смена командующего разведывательными сила­ми контр-адмирал Гладиш ушел, его сменил контр-адмирал К. Альбрехт.

Конец 1930 года и первая половина следу­ющего 1931 прошли для крейсера в рутинной службе. 19 мая 1931 г. "Кенигсберг" участвовал в торжествах, посвященных спуску "Броненосца А". Во время церемонии крещения произошел комичный случай: президент Германии фельд­маршал П. Гинденбург задремал и во сне нажал кнопку, приводящую в действие спусковой меха­низм. "Броненосец А", будущий "Дойчланд", сошел со стапеля раньше времени. После завер­шения торжеств крейсер принимал участие в по­казательных маневрах флота. 20 мая устроили большой парад в Кильской бухте. "Кенигсберг" с президентом на борту обошел строй кораблей флота. С 10 по 12 июня крейсер и миноносцы: "Альбатрос", "Фальк", "Гриф" и "Меве" нахо­дились на рейде в Лиепае, участвуя в параде, по­священном 10-летию латвийского флота. После возвращения в Германию и короткого отдыха, с 15 июня по 3 июля крейсер принимает участие в учениях соединения в проливе Скагерак и в норвежских водах, а в сентябре — в больших осенних учениях флота.

Осень и первый месяц нового 1932 года прошли для корабля в рутинной службе. С 30 января по 20 февраля "Кенигсберг" прошел теку­щий ремонт. В это время обязанности флагмана разведывательных сил выполняла плавбаза "Хела". После завершения работ крейсер вернул­ся в состав флота. Первое полугодие прошло для корабля в боевой подготовке. С 11 по 17 июня "Кенигсберг", сопровождаемый миноносцами: "Зееадлер", "Кондор", "Фальк", "Меве" и "Аль­батрос", наносит визит в Стокгольм, где его по­сетили августейшие особы. В августе "Кенигс­берг" провел показательную артиллерийскую стрельбу в присутствии военного министра гене­рала от инфантерии фон Шляйхера, а осенью принимал участие в больших осенних маневрах в Северном море и у южного побережья Норвегии.

1933 год прошел для крейсера в рутинной службе. Из состава разведывательных сил соеди­нения, куда он входил, были исключены мино­носцы и тральщики. Единственное примечатель­ное событие того периода — небольшой заграничный поход с 17 июля по 5 августа.

1934 г. посвятили боевой подготовке. Только в июле 1934 г. "Кенигсберг" и "Лейп­циг" под флагом адмирала Кольбе нанесли ви­зит в британскую военно-морскую базу Портс­мут. Это был первый визит немецких кораблей в Великобританию после 1914 г. Затем состоял­ся заход в Рейкьявик, а в конце месяца (27-30) — визит в эстонскую столицу Таллин. Затем уча­стие в осенних маневрах флота. После их завер­шения на "Кенигсберге" поднял свой флаг контр-адмирал Бэм. В декабре крейсер посетил Штеттин, где на его борт поднялась живая ле­генда немецкой армии, последний кайзеровский генерал-фельдмаршал фон Макензен.

1935 год прошел для корабля в рутинной службе. В августе состоялся визит в польский порт Гдыня, затем прошли традиционные осен­ние учения. 22 февраля 1936 г. адмирал Бэм пе­ренес свой флаг на "Лейпциг" — так закончи­лась служба корабля в качестве флагмана разведывательных сил флота. "Кенигсберг" вы­вели из кораблей первой линии и передали в ар­тиллерийскую инспекцию в качестве учебного корабля артиллерийской школы.

Летом 1936 г. он участник учений в соста­ве разведывательных сил флота и визита в сто­лицу Финляндии Хельсинки. Начавшаяся гражданская война в Испании вызвала необхо­димость постоянного немецкого военно-морс­кого присутствия в водах этого государства. 25 ноября 1936 г. учебный крейсер "Кенигсберг" выходит в море из Киля и берет курс на юг. Он заходит в Эль Ферроль, Кадис, Танжер, Мелилу.

15 января 1937 г. "Кенигсберг" вернулся в Киль и продолжил службу в артиллерийской школе. Летом 1937 г. состоялся поход в норвежские воды, а затем обычная служба в качестве учеб­ного артиллерийского корабля.

В мае 1939 г. "Кенигсберг" посетил швед­ские порты Ваза и Висбе. Вторую мировую войну "Кенигсберг" встретил в Балтийских во­дах, но в конце сентября его перевели в Север­ное море. "Кенигсберг" принимал участие в постановке системы минных заграждений "Вествалль", а в октябре в торпедных стрельбах. С 1 по 3 ноября он принимал участие в маневрах немецкого флота на Балтике.

В ночь с 12 на 13 ноября соединение немец­ких эсминцев ставило мины у английского побе­режья. Операцию прикрывали крейсера "Кениг­сберг" и "Нюрнберг" и 6-я флотилия миноносцев. Это была последняя операция "Кенигсберга" в 1939 г. — крейсер становится к заводской стенке для прохождения текущего ремонта, который за­вершили в 1940 г.

20 февраля 1940 г. генерал фон Фалькенхорст был вызван в Берлин, где предстал перед фюрером, который приказал ему к 15 часам подготовить план вторжения в Норвегию. Фон Фалькенхорст составил план вторжения. Основ­ная идея этого плана: захват главных норвежс­ких портов.

Все боеспособные корабли немецкого фло­та были разбиты на группы, предназначенные для захвата определенного порта. "Кенигсберг" вошел в состав группы 3, целью которой стал Берген. В группу вошли также крейсер "Кельн", учебно-артиллерийский корабль "Бремзе", плавбаза торпедных катеров "Карл Петере", ми­ноносцы "Леопард" и "Вольф", 5 торпедных ка­теров и 2 вспомогательных корабля. Командо­вал группой контр-адмирал Шмундт. Он был очень недоволен своей группой. Крейсера он считал устаревшими, учебно-артиллерийский корабль "Бремзе" требовал капитального ре­монта, а "Карл Петере" не прошел еще испыта­ний, не говоря уже о курсе боевой подготовки. Шмундт просил заменить эти два корабля крей­сером "Карлсруэ". Но кораблей было слишком мало, поэтому просьба адмирала осталась не­удовлетворенной.

В начале апреля на борт "Кенигсберга" погрузили 750 военнослужащих 69-й пехотной дивизии, а также прибыл адмирал Шрадер, на­значенный командующим западным норвежс­ким побережьем, и его штаб. На борту "Кениг­сберга" находился и командир 159 пехотного полка. Около полуночи 7 апреля крейсера выш­ли в море. С воздуха их прикрывали два самоле­та Не-111. Группа объединилась в море с "Бремзе" и "Карлом Петерсом", а затем и с тор­педными катерами. 9 апреля корабли Кригсмарине были у цели. В соответствии с приказом выс­шего командования на корабле подняли английские военно-морские флаги и на запрос норвежского дозорного корабля, отвечали по-английски. Что-то вроде: "корабль его величества "название" идем с дружеским визи­том". Норвежцы, заподозрив неладное, ос­ветили "Кенигсберг" прожектором и выпу­стили осветительную ракету. Но все обошлось, и норвежские стражи "морских рубежей" успокоились. Но вскоре флагман­ский "Кельн" вступил в бой с норвежской береговой батареей.

"Кенигсбергу" удалось высадить вой­ска, после чего был получен приказ войти в гавань и поддержать десант. Но как только крейсер вошел в узость, его сразу же осве­тили прожектора и открыли огонь берего­вые батареи, имевшие на вооружении 210-мм орудия. Командир крейсера не растерялся, приказал просигналить: "Пре­кратите огонь — друг". Но это не помогло, первый выстрел был предупредительный, а затем был открыт огонь на поражение.

Первый снаряд взорвался чуть выше ватерлинии "Кенигсберга", в носовой части по правому борту. В зоне поражения оказа­лись цистерна, 2-я электростанция и 3-е ко­тельное отделение. Многочисленные оскол­ки посекли трубопроводы и электрические кабели, была уничтожена и часть электро­оборудования. Котельные отделения напол­нилось паром. В корпус хлынули вода и топливо. После выхода из строя электро­станции, из строя вышли рулевое управле­ние и система управления огнем. Последнее в данном случае уже не имело большого зна­чения, так как батарея была хорошо замаскирована. Второй снаряд попал в надстройку у 37-мм автомата, который был поврежден, про­шел через офицерские каюты, первую дымовую трубу и разбил задний 37-мм автомат левого борта, выведя из строя его расчет. Третий сна­ряд попал рядом со вторым и вызвал пожар в ка­ютах. Из-за сильной задымленности не мог дей­ствовать дальномер на фок-мачте. Командир "Кенигсберга" капитан 1 ранга Рунфус начал выходить из боя и повел корабль в порт. Вскоре туда прибыл "Кельн". По немецким крейсе­рам открыла огонь другая береговая батарея. Ее обнаружили и открыли ответный огонь. При этом "Кенигсберг" стрелял из всех трех башен. Батарею подавили, и затем ее захватила немец­кая пехота. Берген был оккупирован.

С "Кенигсберга" выгрузили оставшихся на борту солдат, передали часть топлива на другие корабли. Несмотря ни на что, повреждения ко­рабля оказались незначительны. Корабль оставался в состоянии развить наибольшую скорость 22-24 узла, хотя из-за пробо­ины в корпусе заметно снизились его мореход­ные качества. Адмирал Шмундт после консульта­ции с вышестоящим ко­мандованием принял решение оставить повреж­денный крейсер в норвеж­ском порту для ремонта, видимо, опасаясь появле­ния превосходящих сил английского флота.

Эта опасность была весьма реальной: 4 новей­ших крейсера типа "Таун" под командовани­ем адмирала Лейтона уже шли в Берген. Скорость английских кораблей сильно снижалась штор­мом. Но немцам сильно повезло: находившиеся в 80 милях южнее Бергена английские крейсера ос­тановило Адмиралтей­ство. В Лондоне опаса­лись, что немцам уже удалось привести берего­вые батареи в боеспособ­ное состояние. Если бы корабли не вернули, то скорее всего, 3 группа была бы уничтожена.

Но "Кельн" и "Ке­нигсберг" по-прежнему стояли в порту Бергена.

После полудня 9 апреля немецкое соединение атаковала британская авиация. 24 бомбарди­ровщика сбросили бом­бы, но ни одна из них в цель не попала. Поэтому "Кельн" вместе с боеспо­собными кораблями вы­шел в море, а "Кенигс­берг" перевели к причалу, с таким расче­том, что его кормовые башни и 88-мм зенитные орудия держали под кон­тролем западный вход в порт. Северный вход в порт держали под конт­ролем все башни главно­го калибра. Торпедные катера пришвартовали к его борту. Часть экипа­жа сошла на берег для усиления частей вермах­та. При выборе места стоянки была принята во внимание близость к жи­лым кварталам и нейт­ральным торговым су­дам. Поэтому немцы считали, что они нахо­дятся в полной безопас­ности, бомбардировка исключалась.

К этому же выводу пришли и англичане, но все же, исходя из сло­жившейся обстановки, они приняли решение нанести удар силами морской авиации. В это время на ее вооружении имелись два типа удар­ных самолетов: торпедо­носцы типа "Свордфиш" и истребители, пикирующие бомбардировщики типа "Скуа". Именно последние должны были бомбить "Ке­нигсберг". Для налета были выделены две эс­кадрильи, ранее приписанные к авианосцу "Арк Ройял". В апреле 1940 г. они базирова­лись на Оркнейских островах.

10 апреля в воздух подняли 11 самолетов. Англичане пролетели над Северным морем, пересекли норвежское побережье. К Бергену они подошли с юго-востока. Пилоты ожидали уви­деть два крейсера, но в порту находился только один "Кенигсберг". "Скуа" зашли со стороны солнца, угол пикирования был равен 60°, высо­та сброса бомб 650 м, после выхода из нее само­леты уходили на запад в сторону моря. Зенит­ный огонь практически не велся. Через 10 минут цель была окутана дымом. По мнению летчи­ков, во вражеский корабль попали три бомбы. На базу не вернулись два самолета, в том числе и самолет командира 803-й эскадрильи.

Немецких моряков застигли врасплох. Первые бомбы взорвались на причале у право­го борта рядом с котельным отделением № 1. Осколки пробили борт, вскрыли топливную цистерну и перебили паропроводы. Бортовые отсеки пришлось покинуть из-за горящей не­фти и пара. Вторая бомба прошла через сиг­нальный мостик и взорвалась в воде у борта. В результате гидравлического удара появилась пробоина в XII отсеке, а в смежном отсеке вскрыло двойное дно, в зоне поражения оказа­лись котельное отделение № 4, электростанция № 4 и насосное отделение. Вскоре вода подня­лась до уровня палубы платформы, в радио­рубке, в центральном артиллерийском посту и в центральном посту. Крейсер начал кренить­ся на левый борт. Третья бомба взорвалась во вспомогательном котельном отделении, на­чался пожар, среди экипажа появились боль­шие потери.

Еще две бомбы, пробив палубу, взорва­лись внутри корабля, и последняя взорвалась в воде у кормовой части, сделав пробоину в борту. В котельное отделение № 3 и № 2 нача­ла поступать вода. В строю осталось только котельное отделение № 1, но дать пар к гене­раторам и насосам не удалось, так как в XII отсеке затопило дизель-генераторы. Поэтому капитан 1 ранга Рунфус, видя безнадежное по­ложение, приказал покинуть корабль. В это время бушевал большой пожар в средней час­ти крейсера, и появилась реальная опасность взрыва погребов. Экипаж успел организован­но перебраться на причал. Вскоре крейсер пе­ревернулся. Время гибели корабля 10 часов 51 минута, потери экипажа составили 18 человек (по другим данным, 11). Над водой остались только винты и часть днища. Моряков "Кенигсберга"перевели в части морской пехоты. Вскоре, распевая песню: "Мы идем на Анг­лию", они прошли по улицам Бергена.

Корпус "Кенигсберга" подняли летом 1942 г. и использовали как пирс для подводных ло­док. В июне 1942 г. штаб руководства войной на море планировал перевести "Кенигсберг" на Балтику, для использования в качестве зенитной плавбатареи или разобрать на металл. Но от него из-за отсутствия эскортных кораблей при­шлось отказаться. Корпус "Кенигсберга" разоб­рали в Бергене после войны.