Крейсер "Карлсруэ"

 

27 июля 1926 г. на "Дейче Верке" в Киле за­ложили крейсер типа "К". Первоначально он получил обозначение Kreuzer С (Ersatz Medusa). Церемония крещения корабля и спуска на воду состоялась 20 августа 1927 г. Крейсер получил имя "Карлсруэ" в честь крейсера-рейдера пер­вой мировой войны. Крестной матерью кораб­ля стала фрау Келлер, вдова командира первого "Карлсруэ". Речь во время церемонии произнес бургомистр города Карлсруэ доктор Финтер.

15 октября 1929 г. на корабле был поднят флаг торгового флота — начались заводские ис­пытания. Они прошли благополучно, серьезных замечаний не было, и 6 ноября 1929 г. корабль передали военно-морскому флоту и зачислили в отряд учебных кораблей. Остаток 1929 г. и пер­вые месяцы 1930 г. крейсер проходил курс бое­вой подготовки и готовился к первому дальне­му учебному походу.

24 мая 1930 г. он вышел в море из Вильгельмсхафена, прошел Средиземное море, про­следовал Суэцким каналом, прошел вдоль вос­точного побережья Африки, обогнул мыс Доброй Надежды. После стоянки в ангольском порту Лабито "Карлсруэ" пересек Атлантику и посетил ряд южно-американских портов. Затем состоялся обратный трансатлантический пере­ход и заход в испанский порт Виго. 12 декабря 1930 г. "Карлсруэ" прибыл в Киль.

1931 год крейсер провел в немецких водах, занимаясь боевой подготовкой. В октябре-нояб­ре началась подготовка к очередному дальнему походу. "Карлсруэ" вышел в море 30 ноября 1931 г., посетил различные порты островов Вест-Индии, затем мексиканские и венесуэльские порты, прошел Панамским каналом. Во время плавания в Тихом океане совершил заходы в Го­нолулу (Гавайские острова) и ряд портов запад­ного побережья Америки, потом пошел на юг, обогнул мыс Горн, прошел вдоль восточного побережья обеих Америк, посетил Нью-Йорк, пересек Атлантику и 8 декабря 1932 г. крейсер прибыл в Киль, пройдя 38 000 морских миль.

В сентябре началась подготовка к третье­му большому учебному походу. В сентябре 1933 г. на крейсере были получены инструкции о действиях крейсера на случай начала войны. Рассматривались два варианта. Германия не принимает участия в военных действиях, в этом случае плавание продолжается по плану. Если страна вступит в войну, то "Карлсруэ" должен прорываться в Германию, по возможности, атакуя вражеское судоходство. Если прорыв будет не возмо­жен, командир корабля должен вести войну против вражеского судоходства как посчитает воз­можным. Если противником будет Франция, то крейсер дол­жен действовать северо-запад­нее Африки, перехватывая конвои с колониальными войс­ками, или на оживленных тор­говых путях. Разрешалось воо­ружение призов, если это не сказывалось на боеспособнос­ти крейсера.

14 октября 1933 г. начал­ся третий заграничный поход. "Карлсруэ" вышел в море из Вильгельмсхафена, направил­ся в Средиземное море, затем посетил порты Восточной Азии. Его можно было ви­деть на рейдах Калькутты, Паданга, Сурабаи. Затем со­стоялся короткий заход в Ав­стралию с визитом в Брисбейн. Следующим пунктом программы плавания стали Гавайские острова и заходы в порты Такома и Сан-Диего (США). Из Тихого в Атлан­тический океан крейсер про­шел Панамским каналом, на восточном побережье Север­ной Америки посетив порт Бостон, пересек Атлантичес­кий океан с заходом в испан­ский порт Караминал при­быв в Киль 16 июня 1934 г.

Пребывание в Германии было коротким. В сентябре 1934 г. командование крейсе­ром принял капитан 1 ранга Гюнтер Лютьенс. Он принял крейсер готовящимся к оче­редному заграничному учеб­ному походу.

22 октября "Карлсруэ" вышел в море из Киля, зашел в Скаген, потом на Азорские ос­трова, затем на остров Трини­дад, далее посетил различные порты Латинской Америки, обогнул мыс Горн, прошел вдоль западного побережья обеих Америк. Самой яркой страницей в этом плавании ста­ло пребывание в перуанском порту Кальяо. С 25 января по 6 февраля 1935 г. экипаж "Кар­лсруэ" участвовал в празднова­ниях 400-летия Перуанского государства. Последним пор­том захода стал Ванкувер. За­тем состоялось возвращение в Атлантику через Панамский канал и заходы в порты Хьюс­тон и Чарльстон. При переходе через Атлантику на рейде пор­та Виго состоялось рандеву с "Эмденом". После встречи оба корабля вернулись в Киль 15 июня 1935 г.

В сентябре капитан 1 ранга Лютьенс сдал коман­дование. Он стал начальником кадровой службы военно-мор­ского флота. С 21 октября 1935 г. по 13 июня 1936 г. про­шел очередной заграничный поход, во время которого крейсер посетил Тенериффе (Канарские острова), Сан То­мас, Добито (Ангола), Дурбан (Южно-Африканский союз), Порт Виктория (Сейшельские острова), Батавию (Голландс­кая Индия), порт Ило-Ило на Филиппинах, Гонконг, порты Японии, Датч-Харбор (Аляс­ка), Сан-Диего. Затем через Панамский канал перешел в Атлантику с заходом на Азор­ские и Канарские острова. Во время этого пла­вания было получено сообщение об отмене Версальского договора.

Пятый поход завершил для крейсера карь­еру учебного корабля. 1 июля 1936 г. "Карлсруэ" был исключен из списков учебного отряда и за­числен в Разведывательные силы флота. Для ко­рабля началась новая, более тяжелая служба, ко­торую изредка разнообразили незначительные рутинные события. В январе-феврале 1937 г. ко­рабль совершил поход в испанские воды. С 24 по 31 мая в Киле с дружеским визитом находился тяжелый крейсер императорского японского флота "Асигара". "Карлсруэ" выполнял обязан­ности корабля-хозяина. С 17 по 30 июня корабль вновь ушел в испанские воды, вернувшись, при­нимал участие в маневрах флота.

Первые пять месяцев 1938 г. прошли для корабля в боевой подготовке. 20 мая 1938 г. на военно-морской верфи в Вильгельмсхафене при­ступили к работам по модернизации корабля. Пока крейсер находился у заводской стенки, на­чалась вторая мировая война. Работы заверши­ли 13 ноября 1939 г.

4 января 1940 г. "Карлсруэ" вместе со вспо­могательным минным заградителем "Schiff-21" выходит в море. Перед немецкими кораблями была поставлена задача — перехватить шведс­кий корабль "Konig Oscar", с польскими офице­рами на борту. Задача была выполнена, со шведского "купца" взяли в плен 42 польских офице­ра. Сам "Konig Oscar", в соответствии с призо­вым правом, отвели в Мемель (Клайпеда). Зима 1939-1940 г. была очень холодной. Из-за замер­зания портов крейсер не сумел пройти курс бо­евой подготовки, был возвращен на завод, где и простоял до конца февраля. По плану "Везернбинг" (вторжение в Данию и Норвегию), "Карл­сруэ" включили в состав группы № 4, целью ко­торой был захват портов Кристиансанд и Арендал. Командование этим соединением при­нял командир крейсера капитан 1 ранга Ф. Риве. В группу также вошли миноносцы "Лухс" (брейд-вымпел командира миноносцев капитана 1 ран­га Г. Бютова), "Зееадлер" и "Грейф", плавбаза торпедных катеров "Цингтау" и 7 торпедных ка­теров. На борт крейсера погрузили войска.

Группа вышла в море 8 апреля в 5 часов 10 минут. Переход прошел без происшествий. У норвежского побережья из состава эскадры был выделен миноносец "Грейф", перед которым по­ставили задачу захвата порта Арендал. Миноно­сец с ней справился.

Главным силам 4 группы повезло меньше. Ранним утром 9 апреля корабли находились у цели. Торпедные катера подошли к крейсеру для перегрузки войск. В это время на сцене по­явился норвежский гидросамолет. Вскоре он скрылся в тумане. Капитан 1 ранга Ф. Риве предположил, что его группа обнаружена и по­теряна основа операции — элемент внезапнос­ти. Принимая во внимание новые обстоятель­ства, он принял решение войска на торпедные катера не перегружать, захватить батареи на Оддеройе, используя войска с "Лухса" и "Зееадлера", а с восточными береговыми батареями разобраться после захвата города. Крейсеру предстояло прорваться на рейд города. Но и от этой идеи пришлось отказаться. Перед "Карл­сруэ" появилось немецкое торговое судно. Это был "Сиэтл" — один из многих немецких "торгашей", застигнутых войною вне немецких вод.

1 сентября 1939 г. застало его на голландском острове Кюрасао. Голландцы демонти­ровали радиостанцию, кон­фисковали все навигационные приборы и карты. Дальнейшие события могут послужить сю­жетом приключенческого ро­мана. "Сиэтлу" удалось совер­шить трансатлантический переход и оказаться у норвеж­ского побережья в первый день "Везербинга". Транспорт со­рвал все планы. В 6 часов 32 минуты норвежская батарея открыла огонь. Точность огня была хорошей, у носовой части "Карлсруэ" встали столбы воды. Ответный огонь могла вести только "носовая башня "А". Командир принял решение нейтра­лизовать батарею, изменил курс и в действие ввел кормовые башни главного калибра, открыв огонь с дистанции 6500-7000 метров. Но вести бой в узком фиорде было не удобно, и крейсеру пришлось отойти. "Сиэтл" в это время горел, выбросившись на побережье. Обстрел продол­жался, и вскоре на побережье начались пожары и взрывы. "Карлсруэ" пошел на прорыв второй раз, открыв огонь из носовой башни "А".

Но вести бой с батареей, находившейся на уровне 50-60 метров над уровнем моря, имея все­го 3 150-мм орудия, было бесполезно да и опас­но. Снова состоялся отход, разворот и открытие огня из всех трех башен. В помощь крейсеру ба­тарею атаковала немецкая авиация. С корабля катапультировали корабельный самолет "Аr-196". Перед пилотами была поставлена задача корректировать огонь и бомбить батарею. Но вскоре в воздухе выяснилось, что радиостанция самолета неисправна и корректировать огонь он не может. Капитан 1 ранга Ф. Риве попросил ко­мандование военно-морской группы "Ост" свя­заться с военно-воздушными силами и нанести еще один авиационный удар по батарее.

Между 7 часами 50 минутами и 8 часами 29 минутами "Карлсруэ" провел два боя с береговы­ми батареями. После того как море заволок густой туман, войска с транспорта "Тзингтау" были пе­регружены на торпедные катера, им удалось выса­дить десант. В 10 часов 25 минут туман слегка рас­сеялся, и "Карлсруэ" снова пошел на прорыв. На этот раз крейсеру удалось прорваться в гавань. В полдень норвежский гарнизон капитулировал.

До вечера крейсер находился в захвачен­ном Кристианзанде. С него выгружались войс­ка и армейское имущество. В 19 часов "Карлс­руэ" вышел в море, в его охранении находились три миноносца.

В апреле 1940 г. английские подводные лод­ки находились на позициях в балтийских проли­вах. Одной из них была новейшая "Труант", ею командовал капитан-лейтенант Хатчинсон. Ко­мандир подводной лодки сначала обнаружил три миноносца и начал выходить в атаку, но тут по­явилась более выгодная цель — крейсер типа "К". Позиция для атаки была занята, и Хатчин­сон приказал дать залп из всех 10 аппаратов. В цель попала только одна торпеда. Взрыв был очень сильным, его слышали даже акустики с на­ходившейся на соседней позиции "Трайдент". "Труанту" удалось уйти от преследования, лодка вернулась на базу, а ее командир был награжден "Орденом за выдающиеся заслуги".

Но вернемся на "Карлсруэ". 9 апреля он шел со скоростью 21 узел, выполняя противо­лодочный зигзаг, и когда сигнальщикам уда­лось обнаружить следы торпед, капитан 1 ран­га Риве приказал увеличить скорость, но было уже слишком поздно. Взрыв прогремел в рай­оне переборки между отделением вспомога­тельных механизмов (6 отсек) и машинным от­делением (5 отсек). Были убиты все несшие вахту в отделении вспомогательных механиз­мов и 2 человека, чьи посты находились в но­совой части машинного отделения. В оба отсе­ка хлынула вода, смешанная с нефтью, Оставшиеся в живых после взрыва покинули машинное отделение.

Через днищевой настил и пробоины в пе­реборке вода начала поступать в кормовые отсеки, а именно в главное румпельное отделение, электростанцию № 1. Вскоре вода появилась во вспомогательном машинном отделении левого борта, в главном машинном отделении и котель­ном отделении № 1. Откачивать воду было не­чем — не было электроэнергии. О положении корабля командиру доложил старший помощ­ник капитан 3 ранга Дувел.

Крейсер медленно тонул. Он стоял непод­вижно с креном 12° на левый борт. Риве прика­зал сбросить в воду плоты, а миноносцам подой­ти к борту и принять экипаж. Между 20 часами 45 минутами и 21 часом 10 минутам экипаж пе­ребрался на миноносцы "Лухс" и "Зееадлер". Последним корабль покинул командир. Он перешел на "Грейф". Первые два миноносца по­шли в Киль. "Грейф" остался. В 22 часа 50 минут (по другим данным в 22 часа 30 минут) он выст­релил две торпеды в поврежденный корабль. Одна из них взорвалась в носовой части, вторая у мачты. "Карлсруэ" затонул в точке с коорди­натами 58°04'N08°4'O. Потери экипажа состави­ли 11 человек.

По мнению известных немецких адмира­лов Шмундта и Лютьенса, основной причиной гибели крейсера стала плохая подготовка экипа­жа к борьбе за живучесть. Открытым остается вопрос, почему не были использованы мощные спасательные буксиры, развернутые в балтийс­ких проливах, именно для таких случаев.