Крейсер "Кельн"

 

7 августа 1926 г. на военно-морской верфи в Вильгельмсхафене заложили третий крейсер типа "К", с временным названием Kreuzer "D" (Ersatz Arcona). 23 мая 1928 г. его спустили на воду и назвали "Кельн".

Следует отметить, что это был единствен­ный крейсер, построенный между мировыми войнами, названный в честь крейсера, не дей­ствовавшего в заграничных водах, а погибшего в составе Флота Открытого моря. Первый "Кельн" был потоплен британскими линейными крейсерами в Гельголандском сражении 28 авгу­ста 1914 г.

Крестной матерью нового крейсера стала вдова командира первого "Кельна" фрау Мейдинер. Торжественную речь произнес обер-бургомистр Кельна доктор Конрад Аденауер (после войны канцлер ФРГ). Достроечный период завершили 15 января 1930 г. Экипаж нового крейсера был укомплектован моряками вычер­кнутого из списков крейсера "Амазоне". Нача­лись испытания, совмещенные с курсом боевой подготовки. Их завершили 19 июля. Во второй половине июля провели поход с заходом в Ке­нигсберг, Бремерхафен и Данциг.

После завершения похода "Кельн" зачис­лили в состав Разведывательных сил флота. На­чалась его рутинная служба в составе этого со­единения. С 29 августа по 1 октября состоялся первый заграничный визит — в Копенгаген. За­тем корабль принял участие в больших осенних маневрах, и после их окончания "Кельн" напра­вили в Атлантический поход для испытаний. Во время этого похода с 27 октября по 5 декабря крейсер посетил Лас-Пальмос, Сент-Винсент, Сайта Круз де Тенерифе и Виго. 1931 г. прошел для "Кельна" в рутинной службе и маневрах со­единения и флота. 20 мая крейсер участвовал в параде по случаю спуска броненосного корабля "Дойчланд". В июне прошел учебный поход в норвежские воды, в сентябре началось участие в больших осенних маневрах.

7 января 1932 г. крейсер выходит в неболь­шой заграничный поход. В Атлантическом океа­не были проведены стрельбы, затем состоялся ви­зит в Лас-Пальмос, и 28 января корабль вернулся в Вильгельмсхафен. 30 марта корабль исключили из списков Разведывательных сил и зачислили в состав учебного отряда. В мае крейсер посетил ли­дер НСДАП А.Гитлер. В сентябре корабль принял участие в маневрах флота. 9 сентября и с 19 по 21 сентября на борту крейсера находился командую­щий флотом. 13 сентября "Кельн" выполнил тра­урный ритуал, с его борта была захоронена урна с прахом главнокомандующего военно-морским флотом адмирала Ганса Ценкера. С 17 по 18 сен­тября прошел короткий визит в норвежский порт Ставангер, после чего началась подготовка к большому учебному походу.

8 декабря 1932 г. "Кельн" вышел из Вильгельмсхафена, пройдя через Ла-Манш, обогнул Испанию и через Гибралтарский пролив вышел в Средиземное море. 2 января 1933 г. крейсер прибыл на Сицилию, где в порту Мессина про­был 12 дней. 17 января "Кельн" вошел в порт Александрию и после короткой стоянки через Суэцкий канал вышел в Красное море. Следую­щий остановкой стал порт Мадрас в Индии, где стоянка продолжалась с 8 по 17 февраля, затем направился к берегам Суматры, пробыв в Сабате с 20 февраля по 1 марта. На следующий день крейсер впервые в своей истории пересек эква­тор, и по этому поводу на его борту состоялось традиционное в таких случаях празднование.

9 марта пересек южный тропик и 11 мар­та прибыл в австралийский порт Фримантл, и затем, обогнув Австралию с юга, он посетил все важнейшие порты южного побережья материка: Аделаиду (стоянка с 22 по 30 марта), Порт Фи­липп (1-10 апреля), Мельбурн (10-19 апреля и 21-24 апреля) и Хобарт (28 апреля-4 мая). Проведя с 24 по 28 апреля артиллерийские и торпедные учения, "Кельн" направился в крупнейший го­род Австралии — Сидней, где пробыл 10 дней, с 6 по 16 мая. Затем крейсер перешел через Тихий океан со стоянкой на острове Фиджи (23-29 мая), а затем в центр бывших германских владений — Рабаул (стоянка 7-16 июня). 16 июня он во второй раз пересек экватор, а 20 июня бросил якорь в гавани Апра на о. Гуам. 29 июня "Кельн" прибыл в город Кобе в Японии, где с 3 по 5 июля было проведено его короткое докование. Дальнейший путь пролегал через Внутрен­нее море Японии, Симонеский пролив и вдоль побережья Китая. 20 июля с борта "Кельна" в море был опущен венок в память о погибшей в 1896 г. во время тайфуна канонерской лодки "Ильтис". С 21 по 31 июля крейсер простоял в бывшей немецкой базе — порту Циндао.

После посещения Шанхая (2-14 августа) "Кельн" направился в обратный путь. 21 авгус­та он пересек экватор, посетил индонезийский порт Маккасар, острова Флорес и Ломбан. Пос­ле захода в Сингапур "Кельн" прошел через Малаккский пролив и взял курс на Цейлон, 2 ок­тября бросил якорь в бухте Коломбо, откуда после недельной стоянки взял курс на родину.

Корабль вновь прошел Суэцким каналом, зашел в бухту Суда на Крите, где встретился с однотип­ным крейсером "Карлсруэ", также находившим­ся в заграничном походе. Посетив о. Корфу и порт Таранто, "Кельн" пришел в испанский порт Виго, где состоялась его последняя продол­жительная остановка (30 ноября-7 декабря), и 11 декабря 1933 г. "Кельн" встал на якорь в бухте Шиллинг, а 12 декабря прибыл в Вильгельмсхафен, завершив свое путешествие. Во время это­го похода он прошел 37000 миль.

1 января 1934 г. "Кельн" вернули в состав флота и снова зачислили в состав Разведыва­тельных сил флота. 13 мая крейсер принимал участие в параде на рейде Свинемюнде. С 9 по 26 июля прошел учебный поход в Атлантику вме­сте с броненосным кораблем "Дойчланд". Со­стоялись заходы в Фуншел, на остров Мадейра и в столицу Португалии порт Лиссабон. Со 2 но­ября по 27 декабря крейсер стоял на верфи Вильгельмсхафена, где провели ремонтные работы, установили авиационное вооружение и новые 88-мм зенитные орудия. В сентябре 1935 г. "Кельн" принимал участие в больших маневрах флота на Северном море. С 20 февраля 1936 г. по 4 марта крейсер занимался охраной рыболов­ства, с 15 апреля по 8 мая "Кельн", в составе флота, совершает поход в Атлантику с посеще­нием острова Мадейра.

В начале июля крейсер в составе соединения занимался боевой подготовкой. 18 июля в Испа­нии начался мятеж генерала Франко. План бое­вой подготовки изменили, и 23 июля (по другим данным, 27 июля) из Вильгельмсхафена выходит в море сильное соединение: броненосные кораб­ли "Дойчланд" (флаг вице-адмирала Карлса), "Адмирал Шеер", легкие крейсера "Кельн" и "Лейпциг". Корабли шли к испанскому побере­жью. Перед соединением были поставлены зада­чи по "защите интересов и граждан". Это была официальная задача, но корабли имели другую задачу — оказывать возможную помощь мятеж­никам генерала Франко. 26 августа "Кельн" вер­нулся в немецкие воды, но 5 октября снова уходит в Испанию. 1 декаб­ря корабль возвращают в Германию — командо­вание дало возможность морякам встретить Рож­дество и Новый год в кругу семьи.

5 января 1937 г. "Кельн" вновь уходит в Испанию. По возвраще­нии 15 марта в Германию корабль прошел курс бо­евой подготовки и теку­щий ремонт. С 7 до 29 июня и с 30 июля по 8 ок­тября вновь находится в испанских водах. Оста­ток года — боевая подго­товка. Первые два месяца 1938 г. прошли для кораб­ля в повседневной службе. 26 февраля крейсер снова выходит в море, но на этот раз не в испанские воды, а на север в норвеж­ские воды и в Северном море защищает рыболов­ство. 13 марта корабль прибыл в Германию. За­тем снова началась по­вседневная боевая подго­товка. В ней было два небольших перерыва — визит в столицу Латвии Ригу с 27 мая по 3 июня и посещение в августе шведского порта Уддевалла. Осенью крейсер уча­ствовал в больших манев­рах флота. С 31 октября по 27 декабря он стоял на "Дойче Верке" в Киле, где проходил текущий ремонт (в этот период ус­тановили новый кран на шкафуте).

Первые два месяца 1939 г. прошли для ко­рабля в повседневной службе. С 3 по 6 февраля "Кельн" принимает участие в параде на рейде Гамбурга. 21 марта в море выходит сильное со­единение немецкого флота. В него вошли броне­носные корабли "Дойчланд" (на борту рейхс­канцлер А. Гитлер и командующий Разведывательными силами контр-адмирал Денш), "Адмирал Шеер", "Адмирал Граф Шпее", легкие крейсера "Кельн", "Лейпциг", "Нюрнберг", 7 эсминцев и большое количество малых боевых кораблей. Цель этого выхода — аннексия литовского города Мемель (Клайпеда).

В это время в Берлине шли дипломатичес­кие переговоры, которые вел министр иностран­ных дел И. фон Риббентроп. Измученный мор­ской болезнью фюрер дважды запрашивал Берлин о ходе переговоров. Диктатору необхо­димо было знать, как входить в Мемельский порт — применив силу или нет. В конце концов в 1 ч. 30 мин. ночи И. Риббентроп передал фю­реру по радио, что литовцы документ подписали.

В 11 час. 30 мин. 23 марта Гитлер и его ко­рабли с триумфом вошли в очередной завоеван­ный город, где фюрер выступил в Мемельском городском театре с речью перед неистовавшей толпой "освобожденных" немцев. Так был пере­черкнут еще один пункт Версальского договора. Свершилось еще одно бескровное завоевание. Однако А. Гитлер не мог предвидеть, что заво­евание подобного рода окажется последним" . (У. Ширер. Взлет и падение Третьего Рейха. Том 1, стр. 497). 13 апреля (по другим данным, 18 ап­реля) в море выходит соединение немецкого флота: броненосный корабль "Адмирал Граф Шпее", крейсера "Кельн", "Лейпциг", "Нюрн­берг", 7 эсминцев, подводные лодки и суда снаб­жения. Корабли пошли на юг, их целью стали испанские и марокканские порты. Переход был дольше обычного, из-за периодической неисп­равности механизмов. По приходу на место на­значения провели учения. Помимо этого состо­ялись заходы в различные испанские и марокканские порты: Геута, Понтведро, Виго. "Кельн" нанес визит в португальскую столицу Лиссабон. 15 мая (по другим данным, 16) кораб­ли вернулись в Германию.

Все лето 1939 г. прошло в боевой подго­товке. В августе 1939 г. корабль находился в Бал­тийском море. После начала войны с западными демократиями "Кельн" перевели в Северное море. Вместе с ним передислоцировали "Нюрн­берг" и "Лейпциг". С 3 по 18 октября крейсер принимал участие в постановке системы оборо­нительных минных заграждений "Вествалль". С 8 по 10 октября (по другим данным, с 7 по 9 октяб­ря) линейный корабль "Гнейзенау", крейсер "Кельн" и 9 эсминцев под командой адмирала Бэма вышли в море. Немецкие корабли провели поиск вдоль южного побережья Норвегии. В это время в Северном море были развернуты 4 не­мецкие подводные лодки, а на аэродромах в полную боевую готовность переведены самоле­ты "Люфтваффе". В штабах рассчитывали, что британский флот выйдет и по нему будут нане­сены удары из-под воды и с воздуха.

Корабли Бэма обнаружила вражеская авиаразведка, и в море вышли главные силы флота Метрополии. Немецкие корабли были атакованы бомбардировщиками типа "Веллин­гтон", но безрезультатно. Безрезультатной ока­залась и атака 148 немецких бомбардировщиков против английских кораблей. Немецкие подвод­ные лодки противника не обнаружили. Резуль­тат операции для обеих сторон был нулевой. Более того, из-за плохой координации действий кораблей внутри командования немецкого фло­та, именно на это время запланировали прорыв немецкой подводной лодки "U-47" в главную базу флота Метрополии Скапа-Флоу. К счас­тью, для немецких подводников гавань была не пуста, в ней находился устаревший линкор "Роял Оук".

Вторая половина октября и почти весь но­ябрь прошли для "Кельна" в повседневной служ­бе. Следующий выход в море состоялся 21 нояб­ря. Немецкая эскадра в составе: броненосный корабль "Лютцов" (бывший "Дойчланд"), крей­серов "Кельн", "Лейпциг" и 6 флотилия минонос­цев провела поиск нейтральных судов с военной контрабандой. Эта операция плавно перетекла в следующую. Линкоры "Шарнхорст", "Гнейзенау" выходили в море для нападения на корабли вражеского северного патруля. Операцию при­крывали легкие крейсера "Кельн", "Лейпциг", 3 эсминца, 4 миноносца (до 15 ноября). Линкоры уничтожили вспомогательный крейсер "Равалпинди". Корабли из состава сил прикрытия встреч с противником не имели. 24 ноября в со­став эскадры был снова включен "Лютцов", про­изошли изменения в составе сил охранения, чис­ло эсминцев увеличили до 5. Затем провели поиск судов с контрабандой в проливе Скагерак и 25 ноября вернулись в базу.

Осенью и зимой 1939 г. немецкие эсминцы ставили мины у побережья Британии. В качестве сил прикрытия использовались легкие крейсера.

В ночь с 12 на 13 декабря в море вышли "Кельн", "Лейпциг" и "Нюрнберг", ими коман­довал командующий Разведывательными сила­ми контр-адмирал Г. Лютьенс. Утром 13 декаб­ря британская подводная лодка "Сэлмон" торпедировала "Лейпциг" и "Нюрнберг". "Кельну" повезло — вражеские торпеды в него не попали. Он единственный не получивший по­вреждений пошел вперед, прошел через позицию еще одной вражеской подводной лодки "Урсу­ла", которая пыталась занять позицию для ата­ки, но не успела —"Кельн" благополучно доб­рался до базы.

До мая 1940 г. "Кельн" был флагманским кораблем Разведывательных сил. Корабль, стоя в базе, благополучно провел зиму 1939-1940 г. В первые дни апреля 1940 г., адмирала Лютьенса сменил контр-адмирал Г. Шмундт. Время для смены командующих было неудачным, заверша­лась подготовка к вторжению в Данию и Норве­гию. "Кельн" становился флагманом 3 группы, предназначенной для захвата норвежского пор­та Берген. 9 апреля после боя с норвежскими бе­реговыми батареями задание было выполнено. Правда большая часть кораблей этой группы была повреждена. Шмундт решил увести неповрежденные корабли в соседний фиорд, только поэтому "Кельн" не попал под авиационный на­лет, во время которого погиб "Кенигсберг".

Вечером 9 апреля корабль, эскортируемый миноносцами "Леопард" и "Вольф", совершил переход в Германию и 10 апреля прибыл в Вильгельмсхафен. Далее состоялся переход в Киль и двухнедельная стоянка, потом переход в Свинемюнде, 11 мая крейсер прибыл в Вильгельмсхафен, где поступил в распоряжение группы "Вест". 14 мая на борт крейсера были приняты мины. Он вместе с минным заградителем "Грилле", сопровождаемый эсминцами "Байтцен", "Шоеманн", "Хейнеманн", миноносцами "Кон­дор", "Грейф", должен ставить мины в районе Доггер-банки. Из-за плохой погоды операцию провели только 16 мая. 18-го соединение верну­лось на базу, снова приняло мины на борт и вы­ставило их в том же районе.

Вторую половину мая и первую половину июня "Кельн" был приписан к школе Корабель­ной артиллерии (Schiffes Artillerie Schule). С се­редины июня до середины августа он проходил ремонт на заводе "Германия" и "Дойче Верке". 16 августа "Кельн", без особых последствий для обоих, столкнулся с подводной лодкой "U-70". Следующие три с половиной месяца прошли для крейсера в учебных походах и маневрах в Юж­ной Балтике.

В один из первых дней декабря он прибыл в Киль и с минного тендера "Лаутинг" на борт крейсера были приняты мины. В выходе на мин­ную постановку 4 декабря также с минами на борту был задействован и крейсер "Нюрнберг". В охранении крейсеров находились миноносцы из 1-й и 2-й флотилии. Мины планировали выс­тавить у входа в пролив Скагерак, но из-за сильного ветра и шторма командование группы "Норд" операцию отменило. "Кельн" с минами пошел в Свинемюнде. В этом порту мины выг­рузили, и моряки крейсера там же встретили новый 1941 год.

15 февраля на "Кельне" была получена ди­ректива командования военно-морского флота о превращении корабля в учебный. Аналогичную директиву получили на всех уцелевших немецких легких крейсерах. Основными их задачами стали:

1) Первоначальное обучение азам кора­бельной службы новобранцев строевых и техни­ческих специальностей.

2) Корабельная практика выпускников школ унтер-офицеров.

3) Корабельная практика курсантов воен­но-морских училищ.

4) Использование крейсеров в качестве ко­раблей мишеней и проведения различных экспе­риментов и испытаний.

Фактически на некоторое время легкие крейсера потеряли свое значение как боевые ко­рабли. Большую часть их экипажей теперь со­ставляли стажеры. Многие опытные моряки ушли на подводные лодки. Офицеры с трудом поддерживали боевую готовность зенитной ар­тиллерии и аварийных партий. Статус учебных вскоре начал сказываться на техническом состо­янии кораблей, промежутки между плановыми ремонтами и токованиями были увеличены.

"Кельн" выполнял обязанности учебного корабля до сентября 1941 г. В середине этого ме­сяца командование Кригсмарине, ожидало про­рыва советского Балтийского флота из Ленинг­рада в Швецию. Немецкие адмиралы решили не допустить этого и уничтожить Красный флот в "правильном" морском бою, для чего сформи­ровали сильную эскадру, так называемый "Балтенфлотте". 23 сентября из Свинемюнде выхо­дит в море линкор "Тирпиц", броненосный корабль "Адмирал Шеер", легкие крейсера "Кельн" и "Нюрнберг", 3 эсминца, 5 минонос­цев. Это была северная группа.

Корабли едва успели прибыть в Аландское море, как стало известно о налете "Люфтваффе" на Кронштадт. Советский Балтийский флот по­нес большие потери и прорываться в Швецию не будет. 24 сентября из состава "Северной груп­пы" исключаются "Тирпиц" и "Адмирал Шеер", они уходят в Готенхафен. Скорее всего, "Шеер" должен был остаться, но его катапультный "Аr-196", заходя на аварийную посадку, сбросил глу­бинную бомбу у борта. Корпус броненосного корабля был "контужен", и он отправился на базу. Остальные корабли находились в Аландс­ком море до 29 сентября.

В сентябре немецкая армия начала опера­цию по захвату Моонзундских островов. К на­чалу октября ближний к материку остров Саарема (Эзель) был захвачен. Бои шли за остров Хиума (Даго). Флот для поддержки операции выделил крейсер "Кельн", миноносцы "Т-2", "Т-5", "Т-7", "Т-8" и тральщики из 1-й и 4-й фло­тилий. Действия кораблей получили название операции "Остпройссен". Крейсеру поставили задачу подавить советскую батарею на мысе Ристин. После чего армия должна была высадить небольшой десант на южном побережье остро­ва. Утром 11 октября "Кельн" вышел в море, вскоре к нему присоединились миноносцы "Т-2" и "Т-5", "Т-7" присоединился позднее. Пробле­ма заключалась в том, что артиллерийский офи­цер "Кельна" не знал, где находится батарея, по­этому миноносцам поручили уточнить ееатарея была хорошо замаскирована. Второй снаряд попал в н местоположение. В 8 часов утра 12 октября крейсер занял позицию для обстрела побережья. Погода стояла прекрасной. Точкой пристрелки определили маяк. Артиллерийский офицер "Кельна" определил калибр батарей в 180 мм, расстояние 25000-30000 метров.

Во время первого захода было израсходо­вано 124 снаряда. Батарея ответила тремя залпа­ми. Из-за трудностей с измерением дальности и места батареи корабль задачу не выполнил. На­чался второй заход. При этом расход снарядов был небольшим, всего 35. Советские артиллери­сты, в отличие от немецких, пристрелялись бы­стро. Батарея произвела 15 залпов, при этом было несколько накрытий и разрывов у борта. Осколки одного из снарядов попали в надстрой­ку у башни "С". Командир "Кельна" приказал изменить курс, а миноносцам поставить дымзавесу. Вскоре бой продолжился, по берегу откры­ли огонь тральщики и миноносцы. Крейсер вы­пустил еще 126 снарядов. После этого батарея замолчала, скорее всего, из-за нехватки снаря­дов. Миноносцы какое-то время стреляли по по­бережью. После полудня "Кельн" и сопровожде­ние ушли на базу и 14 октября прибыли в Готенхафен (Гдыню).

Вернемся на несколько дней назад. 10 ок­тября в море из Кронштадта вышли три подвод­ные лодки, эскортируемые 4 тральщиками и 6 катерами "МО". Одной из лодок была участница финской войны "Щ-323" капитан-лейтенанта Ф.И. Иванцова. 13 октября "Щука" вышла в Балтийское море, и в 2 часа 30 минут об этом со­бытии было доложено в штаб флота. Через 15 минут радист лодки принял ответную радио­грамму: "На остров Даго противником произ­водится высадка десанта. По пути следования на свою позицию атаковать корабли противника" (Боевая деятельность подводных лодок Военно-морского флота СССР. Т.2. Подводные лодки Краснознаменного Балтийского флота в Вели­кой Отечественной войне, стр. 67). Переход к Даго был тяжелым, "Щуке" пришлось несколь­ко раз уклоняться от вражеских кораблей. Пос­ле полудня был обнаружен вражеский крейсер, это был "Кельн". Капитан-лейтенант Ф.И. Иванцов увидел также два миноносца. Корабли вели бой с батареей на мысе Ристна.

В 12 часов 26 минут на лодке был отдан приказ о подготовке к залпу носовых торпедных аппаратов. Но из-за неправильных действий экипажа лодка получила дифферент на нос и лег­ла на грунт на глубине 65 метров. Вскоре послед­ствия ошибки устранили. "Щ-323" всплыла на перископную глубину, командир, сомневаясь в удифферентованности лодки, от продолжения атаки отказался. "Щ-323" продолжила боевой поход и вернулась на базу, потопив транспорт "Балтенланд", и по итогам кампании 1941 г. ее наградили орденом Красного Знамени.

После короткого и не принесшего лавров участия в Восточной кампании "Кельн" вернул­ся к исполнению обязанностей учебного кораб­ля. В 1941 ив начале 1942 г. на борту крейсера прошел испытание первый корабельный верто­лет FL-282 "Колибри". На возвышенной кормо­вой башне была оборудована стартовая пло­щадка. По мнению участников испытаний, одной из основных задач для этой новой техни­ки должна стать противолодочная оборона. 19 января 1942 г. крейсер был мишенью во время торпедных стрельб эсминца "Фридрих Инн".

6 февраля 1942 г. "Кельн" прибывает в Вильгельмсхафен и становится к заводской стен­ке для планового ремонта — крейсер должен был войти в состав группировки Кригсмарине в нор­вежских водах. Работы были завершены 23 мая. После их завершения "Кельн" прошел испытания и курс боевой подготовки. 9 июля он выходит в море из Свинемюнде и начинает переход в нор­вежские воды. Во время перехода "Кельн" при­влекли к минной постановке в проливе Скагерак. 15 июля он прибыл в Тронхейм. После короткой стоянки переход продолжили 25-узловым ходом. При этом замерили расход топлива, он составил 21,7 куб.м в час. В тактическом фор­муляре значились другие цифры, причем мень­шие, 16,1 куб.м. Пришлось пересчитывать даль­ность плавания. При полном объеме хранилищ топлива 1175 куб.м дальность плавания должна была составить 1350 миль со скоростью 25 узлов или 2,25 дня. Во время перехода выяснилась и не­высокая надежность котлов, начались аварии.

Все это в дальнейшем скажется на боевом применении корабля. 6 августа он прибыл в На­рвик. Командование в немецком флоте решило выставить минное заграждение у Новой Земли. Операция получила название "Распутин". Но из-за недостаточной дальности плавания операцию отложили. Потом разработали операцию "Меизенбалц". "Кельн" вместе с тяжелым крейсе­ром "Адмирал Хиппер" и 8-й флотилией эсмин­цев должен был нанести удар по конвою "QP-14". Корабли стояли в полной готовности к выходу в море. Но из-за плохой работы авиа­разведки информация о движении поступила с большим опозданием, и от операции отказа­лись. 10 сентября из Нарвика вышла немецкая эскадра. Тяжелые крейсера "адмирал Хиппер", "Адмирал Шеер", легкий крейсер "Кельн" и 5 эсминцев. Их целью стал Альтен-фиорд.

Во время перехода соединение было атако­вано британской подводной лодкой "Тайгрис". Торпеды прошли мимо кораблей и взорвались на прибрежных камнях. (J. Rohwer "Allied Surnbarine Attacks of world war two", p. 28. факт атаки не приводит). 11 сентября эскадра прибы­вает в пункт назначения. Крейсер стоит на бочке и в боевых действиях не участвует. В середине сентября 5 матросов с "Кельна" перевели на "Хиппер" как призовую команду. Только они и поучаствовали в боевых действиях. 24-26 сентяб­ря тяжелый крейсер ходил к Новой Земле и выс­тавил мины. Командование немецкого флота раз­работало план операции "Блитц" — нападение на метеорологическую станцию на острове Мед­вежий. В операции должны были принять учас­тие "Кельн" и 4 эсминца. На двух из них плани­ровалось разместить 50 морских пехотинцев. Но из-за различных причин эту операцию отменили.

Крейсер находился в негостеприимных нор­вежских фиордах до февраля 1943 г. После не­удачной попытки тяжелых крейсеров атаковать союзный конвой Jw-51B, вошедший в историю как "Новогодний бой", фюрер распорядился ис­ключить из списков флота все тяжелые корабли. Это указание касалось и "Кельна". Но новому главнокомандующему адмиралу К. Деницу уда­лось отстоять часть кораблей. "Кельн" в их чис­ло не вошел. 23 января 1943 г. из Альта-фиорда в Германию уходит эскадра в составе крейсеров "Адмирал Хиппер", "Кельн" и 3 эсминцев. По пути крейсера зашли в Нарвик и Тронхейм.

6 февраля корабль принял участие в поиске норвежских судов, пытающихся уйти в Англию. Найти не удалось никого. 8 февраля корабли при­были в Киль, после чего начались работы по их консервации. 17 февраля крейсер вывели из со­става флота и направили на консервацию. Экипаж полностью расформировали и во главе с ко­мандиром отправили к новым местам службы.

В январе 1944 г. "Кельн" отбуксировали в Кенигсберг. Но 1 апреля 1944 г. его вновь при­шлось вернуть в состав флота в качестве учебно­го корабля для курсантов военно-морского и инженерного училищ. 1 июля корабль раскон­сервировали, и он приступил к исполнению обя­занностей учебного. В начале октября на борт "Кельна", находившегося в Свинемюнде", были приняты 90 мин, и он совместно с другими ко­раблями взял курс на балтийские проливы. В Осло-фиорде состоялось рандеву с эсминцами "Рихард Байтцен" и "Фридрих Инн". В период с 11 по 12 октября у входа в пролив Скагерак по­явилось минное заграждение, получившее назва­ние "Аугустус". После выполнения этой задачи крейсер вернулся к исполнению задач учебного корабля, оставаясь в норвежских водах.

В середине сентября на нем подняли флаг командующего эсминцами контр-адмирала Крейша. "Кельн" продолжал выполнять обязанности учебного корабля. В основном он стоял на якоре под защитой зенитных батарей. В небе господ­ствовала союзная авиация. Тем не менее крейсер смог пройти докование в плавучем доке в Осло.

В ночь с 13 на 14 декабря 5 группа британ­ских бомбардировщиков атаковала немецкие корабли в Осло-фиорде. 80 самолетов типа "Бо­форт" атаковали "Кельн". Его зенитчикам уда­лось сбить пять самолетов. Прямых попаданий в крейсер не было, но из-за ближних разрывов оказалась нарушенной центровка валов, и его скорость ограничивалась 15 узлами. Находя­щийся рядом эсминец "Карл Гальстер" поврежде­ний не получил.

В новогоднюю ночь на 1945 г. крейсер ата­ковали 25 стратегических бомбардировщиков "Ланкастер". Но корабли повреждений не полу­чили. И января 1945 г. корабль прибыл в Киль для прохождения очередного ремонта. Затем со­стоялся переход Кильским каналом (канал кайзе­ра Вильгельма) в Вильгельмсхафен, и 14 января его поставили в док на военно-морской верфи. Работы шли очень медленно. 30 марта во время налета 8 американских самолетов "Кельн" полу­чил серьезные повреждения и сел на грунт. Жизнь корабля фактически завершилась. Правда, какое-то время действовали его зенитные автоматы на надстройке. 5 апреля корабль вычеркнули из списков флота. 2 мая 1945 г. обломки "Кельна" взорвали, а корпус разобрали в 1946 году.