Проектирование и модернизации

 

В начале 1930-х гг .флот Веймарской Германии имел 4 легких крейсера, из которых "Эмден", заложенный в декабре 1921 г., был уже морально устаревшим, а три типа "К" "Кельн", "Карлсруэ" и "Кенигсберг" являлись эталоном в мировом судостроении того времени (С. Б. Трубицын Легкие крейсера Германии. Часть I. БКМ. С-Пб. 2003.). На них появился целый ряд новинок: три орудийные башни, ком­бинированная главная энергетическая установка, состо­явшая из паровых турбин и дизелей, а при строительстве использовались новые технологии: сварка и облегченные алюминиевые конструкции надстроек.

В 1928 году немецкий конструктор Блешчмидт получил задание на проектирование очередного лег­кого крейсера для Рейхсмарине. Конструкторы взяли за основу крейсера типа "К", но сделали внутреннюю перекомпоновку: дымоходы котлов свели в одну тру­бу, а кормовые башни расположили более традицион­ным способом — в диаметральной плоскости. Так по­явился новый проект крейсеров, получивший условное обозначение тип "Е".

 

Технико-тактические элементы проекта нового крейсера были следующими:

Стандартное водоизмещение 6619 т (по другим дан­ным, 6614 т), полное 8382 т (по другим данным, 8427 т.).

Размерения: длина корпуса 177,1 м (наибольшая), 165,8 м (по конструктивной ватерлинии), ширина 16,2 м, осадка 5,69 м (максимальная), 4,88 м (средняя).

 

Корпус имел продольную систему набора, делил­ся на 16 водонепроницаемых отсеков, двойное дно про­ходило на 75% его длины. От предшественников новый крейсер унаследовал легкость набора и недостаточную прочность. Одной из причин этого стало то, что над­стройка не входила в составляющую общей прочности корпуса, что впоследствии приводило к авариям. Для экономии веса широко использовалась сварка.

Для защиты "Лейпцига" использовали никелевую сталь завода Круппа. Пояс по ватерлинии имел 50 мм, в кормовой части в районе румпельного отделения 25 мм, в носовой части 20-мм (по другим данным, 18 мм) пли­ты. Бронированная палуба, толщиной 20 мм, имела зак­ругленный 25-мм скос к нижней кромке пояса.

Противоминная защита состояла из 15-мм про­дольной переборки. Боевая рубка защищалась 100-мм (вертикальные) от 50 до 30 мм (горизонтальные) пли­тами. Из боевой рубки в центральный пост вела 50-мм наклонная шахта, со скоб-трапом внутри. Марс фок-мачты был забронирован 20-мм (вертикальные), 15-мм (горизонтальные) плитами. Носовой дальномер имел 20-мм вертикальное и горизонтальное бронирование, стабилизированный пост управления огнем 88-мм ору­дий — 14-мм защиту.

Башни главного калибра имели лобовое брони­рование из 80-мм, боковое из 20-мм, тыльной части из 32-мм плит. Барбет башен имел 60-мм броню выше ва­терлинии, 32 мм ниже ее. Верхняя палуба в некоторых, наиболее жизненно важных местах, достигала толщи­ны от 20 до 32 мм. Бронирование щитов 88-мм орудий состояло из 12-мм лобовых и 10-мм боковых листов.

Главная энергетическая установка состояла из 6 военно-морских котлов низкого давления (16 атмос­фер), размещенных в трех котельных отделениях. Кот­лы вырабатывали пар для 2 турбин системы Парсонса производства Кильского завода "Германия", работав­ших через турбозубчатый агрегат каждая на свой вал. Кроме того, на корабле имелось 4 дизеля фирмы "MAN", работавших на один (центральный) вал. Все­го крейсер имел три винта. Мощность турбин состав­ляла 60000 л.с., дизелей 12400 л.с.

Скорость хода при работе турбин достигала 32 узлов, при работе только дизелей 18 узлов (маршевая скорость), дальность плавания 3780 миль со скоростью 15 узлов, 2980 миль 21 узел и 2220 миль при скорости 32 узла. Запас топлива равнялся 1200 т (нефти) и 310 т мазута (дизельное топливо). "С учетом того, что тур­бинные и дизельные установки значительно отличались по мощности, на среднем валу крейсера был установ­лен винт регулируемого шага (ВРШ), позволявший раз­ворачивать лопасти в положение, наиболее эффектив­ное для каждого конкретного режима дизельной установки с учетом скорости корабля. В случае выхода из строя дизельной установки, а также при ходе толь­ко под котлотурбинной установкой предусматривалось разворачивать ВРШ во "флюгерное" положение вдоль оси гребного вала. Это позволяло до минимума сни­зить сопротивление неработающего винта.

Электроэнергию для многочисленных потреби­телей вырабатывали 3 турбо-генератора и 1 дизель-ге­нератор мощностью по 180 киловатт каждый — всего 720 киловатт. Напряжение в сети составляло 220 вольт.

На испытаниях "Лейпциг" во время пробега раз­вил мощность 65585 л.с., 309 оборотов, и достиг скоро­сти 31,9 узла.

Главный калибр артиллерии "Лейпцига" состо­ял из 9 150-мм орудий системы SKC-25. Размещены они были так же, как на крейсерах типа "К", в трех трехорудийных башнях — одна в носовой части, две в корме. В отличие от предшествующей серии, кормо­вые башни находились в диаметральной плоскости. Каждая из башен весила 137 т (из них бронирование 24,8 т). Углы возвышения орудий достигали 40°, сни­жения 10°. Максимальная дальность стрельбы состав­ляла 25000 м. Для этих орудий имелись фугасные и бронебойные снаряды весом 45,5 кг. Боекомплект включал 1080 снарядов или 120 снарядов на ствол. Во время войны боекомплект увеличивался до 1500 снарядов.

Основу системы управления огнем артиллерии главного калибра составляли три дальномера с базой 6 метров: один на топе фок-мачты, второй на носовой надстройке, третий на кормовой надстройке.

Первоначально на крейсерах планировалось установить 4 88-мм орудия С25, такие же, какими были вооружены крейсера типа "К". Из-за их неготовнос­ти крейсер вооружили 2, а затем 4 одноствольными 88-мм орудиями времен первой мировой войны. В 1936 году на "Лейпциге" все же установили 88-мм орудия системы С32. Первоначально смонтировали две двух­ствольные , затем добавили еще одну двухствольную установку. Основные характеристики установки и орудий были следующими: угол возвышения 80", угол снижения 10°, угол поворота орудий 360°, вес снаряда 9 кг, вес заряда 15 кг, дальность стрельбы 19200 м (по морской цели), 12400 м (по воздушной цели). Боеком­плект составлял: 800 снарядов для старых 88-мм, и от 1600 до 2400 снарядов для новых 88-мм орудий.

Малокалиберная зенитная артиллерия включа­ла 8 37-мм орудий системы С30 (4 двухствольных уста­новки имели угол возвышения 85", снижения 10", даль­ность стрельбы 8500 м по морской цели, 5800-6800 по воздушной цели) с максимальной скорострельностью 160 выстрелов в минуту на ствол, практической 80 вы­стрелов. Боекомплект 37-мм снарядов состоял из 9600 выстрелов. 8 20-мм одноствольных орудий имели угол воз­вышения 85°, снижения 11°, дальность стрельбы 4900 м по морской цели, 3700 м по воздушной цели, максималь­ную скорострельность 280 выстрелов в минуту на ствол, фактическую 120 выстрелов в минуту.

Первоначально "Лейпциг" вооружили 12 500-мм торпедными аппаратами (4 трехтрубных, по два на борт). После перехода немецкого флота на новый ка­либр торпедных аппаратов вместо 500-мм установили такое же количество 533-мм торпедных аппарата. Бое­комплект состоял из 24 торпед: 12 в аппаратах, 12 око­ло них. Имелась централизованная система управле­ния торпедной стрельбой. В случае необходимости крейсер мог выставить 120 мин заграждения.

Экипаж включал 850 человек, из них 26 офице­ров. Численность экипажа постоянно росла и вскоре составила 858 человек, из них 30 офицеров. Если "Лей­пциг" исполнял обязанности флагманского корабля, то добавлялось 26 человек, из них 6 офицеров.

Весовые нагрузки крейсера "Лейпциг" распре­делялись следующим образом : корпус (включен вес бронирования башен) 255 т, бронирование 774 т, глав­ные энергетические установки 1637 т, вспомогатель­ные механизмы 394 т, вооружение (включены прибо­ры управления огнем и боезапас) 903 т, оборудование с запасными частями, экипаж со снаряжением 481 т, топливо, вода для котлов, смазочное масло 1681 т. Проектное водоизмещение крей­сера равнялось 8427 т.

Первой крупной модернизацией стала за­мена в 1934 году торпедных аппаратов. В 1936 году заменили 88-мм орудия и установили сис­тему управления зенитным огнем, основой ее был центральный автомат стрельбы SC-1. В это время Германия избавилась от ограничений Версальского договора и начала усиленно со­здавать военную авиацию, поэтому "Лейпциг" получил и авиационное вооружение. Оно состо­яло из катапульты и крана в районе трубы для подъема самолетов. Сначала на крейсере базировались биплан "Не-60С". В 1938 году на "Лейпциге" прошел испытание американский гидросамолет "Yiot Korsair".

Из-за проблем, появившихся с прочностью кор­пуса, приняли решение выполнить большой объем ра­бот по корпусу. Планировалось смонтировать в под­водной части були, при этом водоизмещение "Лейпцига" возрастало бы на 210 т, но осадка остава­лась прежней. Дальнейшие расчеты показали, что ра­бота по усилению корпуса и установка нового обору­дования должны были увеличить водоизмещение корабля на 270 тонн, к тому же при проектировании заложили резерв в 50 тонн, и водоизмещение увеличи­валось на 320 тонн. Но после начала войны от этого плана отказались.

До начала войны заменили кран для подъема са­молетов на кран другой системы. В декабре 1939 года крейсер был торпедирован. Во время ремонта с него сняли два котла. В 1940 году на корабле установили два трехствольных 20-мм автомата. Малокалиберная зенитная артиллерия в этот период имела 4 двухстволь­ных 37-мм и 6 20-мм автоматов. В это же время на "Лей­пциге" установили размагничивающее устройство (MES Anlage).

В марте 1941 года с крейсера сняли два трехтруб­ных торпедных аппарата и установили на линкоре "Гнейзенау". К 1944 году оставшиеся два трехтрубных торпед­ных аппарата демонтировали. Летом 1943 года на корабле появилась радиолокационная станция, это была FuMO-21, а также станции радиотехнической разведки FuMB-б "Палау" и две станции FuMB "Суматра".

В 1944 году заметно усилили малокалиберную зенитную артиллерию, в результате она состояла из 4 40-мм автоматов, 4 37-мм (две двухствольные уста­новки), 8 20-мм зенитных автоматов (по одним данным, в одноствольных установках, по другим, в 4 двухстволь­ных). После столкновения с "Принцем Ойгеном" с "Лей­пцига" сняли почти все зенитное вооружение. На мо­мент капитуляции оно состояло только из двух 20-мм автоматов.