Проектирование и модернизации

 

После выдачи заказа на постройку "Лейпцига" в строительстве легких крейсеров наступила почти пя­тилетняя пауза. Она была вызвана проходившими дис­куссиями о том, какие крейсера нужны Германии. Об­суждалось вооружение крейсеров, их водоизмещение. Дискуссия закончилась решением строить тяжелые "Ва­шингтонские" крейсера. Поэтому кардинально-новый проект легкого крейсера не разрабатывался. Ограни­чились улучшенным "Лейпцигом". При этом проект­ное водоизмещение нового крейсера увеличили на 100 т, и оно достигло 8000 т.

Этим достигалась лучшая прочность корпуса, усиливались бронирование башен, погребов боезапа­са, зенитная артиллерия и увеличилась скорость хода.

Но этого не хватило на увеличение вместимости топ­ливных цистерн.

Основные технические решения повторяли "Лей­пциг", но шестой немецкий легкий крейсер был чуть длиннее и шире своего предшественника. Проект крей­сера разработал конструктор Блечшмидт.

Тактико-технические элементы шестого легкого крейсера Веймарской республики были следующими:

Стандартное водоизмещение: 7150 т, нормальное 8060 т, полное 9040 т (по другим данным, 7091 т стан­дартное, 9115 т полное).

Длина корпуса 181,3 м (наибольшая), 170 м (по конструктивной ватерлинии), ширина 16,4 м, осадка 4,76 м (при нормальном водоизмещении), 5,79 м (при водоизмещении в полном грузу). Корпус был анало­гичен корпусу "Лейпцига", имел 16 отсеков, двойное дно на 83% от длины корабля и более усиленную кон­струкцию.

Основой бронирования был 50-мм пояс по ватер­линии. Он проходил от 19 шп. (чуть в корму за башню "С") до 149 шпангоута в носу. В корму от башни "С" толщина пояса уменьшилась до 35 мм, в носовой око­нечности толщина его брони составляла 18 мм. Брони­рованная палуба имела толщину 20 мм и загнутый скос в нижней части пояса толщиной 25 мм. Носовые и кор­мовые палубы платформы защищались 10-мм броне­выми листами и обеспечивали дополнительную защи­ту ниже ватерлинии. Боевая рубка имела 100-мм вертикальную броню, 50-мм крышу и 60-мм броневую трубу, которая вела из нее в центральный пост ниже броневой палубы.

Башни главного калибра были защищены анало­гично "Лейпцигу", за исключением тыльной части (35 мм) и палубы (пола) башни (20-35 мм). Остальное бронирование было полностью аналогично "Лейпцигу".

Главная энергетическая установка состояла из 6 военно-морских котлов производства Кильского за­вода "Германия верфь". Пар от них поступал к 2 турбинам производства верфи-строителя, работающим каждая на свой бортовой вал. В каждую турбину вхо­дили 1 турбина высокого давления и 2 турбины низ­кого давления и холодильник. Вес каждой турбины составлял 79500 кг., мощность 33000 л.с. Общая мощ­ность механизмов равнялась 66000 л.с., наибольшая скорость хода 32 узла. Запас топлива равнялся 1125 т (нефти).

На испытаниях крейсер показал следующие ре­зультаты: мощность механизмов 66075 л.с. и при 290 оборотах винта в минуту достиг скорости 32,2 узла.

Для экономического хода, как и на "Лейпци­ге", имелись 4 дизеля производства завода "MAN" (7 цилиндровые, 2 двухтактные) общей мощностью 12400 л.с., работавшие через зубчатый агрегат на цен­тральный вал. Запас дизельного топлива равнялся 348 т. Дальность плавания составляла: 3280 миль со скоростью 15 узлов, 2260 21 узел, 1700 27 узлов, 922 29,9 узла.

Электроэнергию вырабатывали 4 турбогенера­тора мощностью 300 киловатт каждый, 2 дизельгенератора мощностью каждый 350 киловатт (общая мощ­ность 1300 киловатт, напряжение в сети 220 вольт). По другим данным, электроэнергию вырабатывали: 2 турбогенератора мощностью каждый 350 кило­ватт и 4 дизельгенератора мощностью по 160 кило­ватт каждый.

"Нюрнберг" был вооружен 9 150-мм орудиями. Они были той же модели, имели такое же число и тип боезапаса и размещались так же, как на "Лейпциге".

Система управления огнем главного калибра включала главный командно-дальномерный пост, ко­торый находился на топе фок-мачты. Он состоял из двух визиров и стереодальномера с базой 6 метров, второй 6-метровый дальномер находился на крыше штурманской рубки, третий 6-метровый дальномер па кормовой надстройке за башней "С", рядом с ви­зирным постом. В глубине корпуса в носовой части под броневой палубой находился центральный ар­тиллерийский пост (ЦАП), в котором вырабатыва­лись данные для стрельбы. В кормовой части нахо­дился аналогичный резервный пост.

Универсальная артиллерия состояла из 8 88-мм орудий модели С-32 (боекомплект 3200 снарядов), в четырех двухствольных установках: две у трубы по бортам на палубе надстройки, две аналогичным об­разом, но ближе к корме.

Система управления огнем включала: коман­дно-дальномерный пост SL-2, в котором находился 3-метровый комбинированный дальномер-высото­мер. Данные от SL-2 поступали в центральный пост управления огнем, находившийся внизу на палубе платформы.

Малокалиберная зенитная артиллерия состо­яла из 8 37-мм автоматов в 4-х двухствольных уста­новках, 4 20-мм одноствольных автоматов. В систе­му управления их огнем входили переносные дальномеры.

Торпедное вооружение состояло из 12 533-мм торпедных труб в 4 трехтрубных аппаратах, уста­новленных побортно с боекомплектом из 24 торпед. В систему управления торпедной стрельбой входи­ли визирные посты на крыльях мостика. Рядом с цен­тральным артиллерийским постом находился и цен­тральный пост управления торпедной стрельбой. На корабле имелись съемные минные рельсы по бортам и на юте. Максимальное количество мин, принима­емых на борт, составляло 150 шт.

В отличие от предшественников, "Нюрнберг" получил авиационное вооружение сразу же после вступ­ления в строй. На нем базировались 2 гидросамолета. Стартовали они с катапульты, поднимались из воды краном. Первоначально на крейсере базировались Не-60, но со второй половины 1939 года Аг-196.

Радиоэлектронное вооружение было представ­лено пассивной гидроакустической станцией.

Во время службы численность экипажа посто­янно росла. На момент вступления в строй экипаж состоял из 637 человек (из них 25 офицеров). В 1944-1945 годах экипаж крейсера достигал 935 человек (из них 35 офицеров и 300 курсантов).

До войны производились незначительные рабо­ты: изменилась лишь форма адмиральского мостика. Летом 1940 года на "Нюрнберге" смонтировали раз­магничивающую обмотку (MES-Anlage), в 1941 году сняли два задних торпедных аппарата (позднее их ус­тановили на линкоре "Шарнхорст"). Летом 1941 года на крейсере установили радиолокационную станцию FuMO-21.

Во время большого ремонта с февраля по май 1942 года сняли авиационное вооружение. Его место занял двухствольный 37-мм автомат. В этот же период на крейсере появились два четырехствольных 20-мм зе­нитных автомата на армейских лафетах. Один авто­мат находился на крыше башни "В", второй на крыше штурманской рубки. Число одноствольных 20-мм ав­томатов увеличили до пяти. Один стоял на крыше бое­вой рубки, два на мостике, два на платформе у трубы.

Следующее усиление зенитного вооружения про­вели в 1944 году и в то же время модернизировали ра­диоэлектронное вооружение. На момент капитуляции малокалиберная зенитная артиллерия состояла из 2 40-мм одноствольных, 8 37-мм двухствольных, 29 20-мм (2 четырехствольных, 10 двухствольных и 10 одно­ствольных установок) орудий. По другим данным, 9 мая 1945 года малокалиберная зенитная артиллерия крей­сера была следующей: 6 37-мм (2 двухствольных), 28 20-мм (2 четырехствольных, 10 двухствольных) и 3 73-мм пусковых установки неуправляемых зенитных ракет (73-RAG "Fohn").

Радиоэлектронное вооружение в 1945 г. включа­ло станции обнаружения подводных лодок: 1 FuMO-25, 1 FuMO-63 "Хохентвил-К" и станции радиоэлект­ронной разведки FuMB-4 "Суматра" и FuMB-6 "Палау".