Служба

 

16 июня 1933 года (по другим данным, 16 марта 1933 года) заводу "Дойче Верке" в Киле заказали крей­сер, который получил условное название "Kreuzer F" или "Ersatz Nymphe". Корабль заложили 4 ноября 1933 года, церемония крещения и спуска была проведена 8 декабря 1934 года — крейсер получил название "Нюр­нберг". Он унаследовал имя от крейсера кайзеровско­го флота, погибшего в бою у Фолклендских островов. На торжествах с речью выступил обер-бургомистр Вил­ли Лебел, крестной матерью стала фрау Вальбург Лефельдт, дочь командира погибшего "Нюрнберга". На церемонии также присутствовала вдова командира фрау Алиса фон Шонберг. Церемония прошла в двад­цатую годовщину боя у Фолклендских островов.

2 ноября 1935 года корабль вошел в состав фло­та, на нем сначала подняли флаг уже несуществую­щей Веймарской республики, но уже через пять дней, 7 ноября, на нем подняли военно-морской флаг Тре­тьего Рейха.

С ноября по апрель 1936 года крейсер проходил испытания в Балтийском море, изредка возвращаясь на завод для устранения обнаруженных недостатков. После завершения испытаний, 9 апреля 1936 г. он становится флагманским кораблем Разведывательных сил флота и на нем поднял флаг контр-адмирал Бэм. С 14 апреля по 8 мая прошло первое атлантическое плава­ние "Нюрнберга". Крейсер посетил Санта-Круз, Лис­сабон, затем прошел курс боевой подготовки. С авгус­та по октябрь корабль находился в испанских водах, оказывая помощь мятежникам генерала Франко. В но­ябре-декабре состоялся второй поход в испанские воды. 19 ноября "Нюрнберг" попал в шторм, на нем появи­лись трещины в корпусе и на верхней палубе. По воз­вращении в Германию корабль прошел ремонт с ис­правлением повреждений и затем короткий курс боевой подготовки. В апреле-мае 1937 года совершил третий поход в испанские воды.

Вернувшись в Германию, "Нюрнберг" занимал­ся боевой подготовкой как индивидуально, так и в со­ставе соединения. В июле-августе совершил очередной, четвертый поход в испанские воды. Обратный переход в Германию прошел в составе эскадры: с броненосным кораблем "Адмирал граф Шпее" и 4-й флотилией ми­ноносцев. По возвращении в родные воды эскадра при­няла участие в осенних маневрах, где самой яркой стра­ницей стала флотская торпедная стрельба. С 29 сентября по 20 ноября "Нюрнберг" прошел текущий ремонт на "Дойче Верке" в Киле. В декабре состоялась серия учебных торпедных стрельб.

Первые два месяца нового 1938 года крейсер вы­полнял различные торпедные и артиллерийские стрельбы, а в марте принимал участие в маневрах Раз­ведывательных сил, в апреле-июне прошел ремонт на верфи-строителе и после выхода из ремонта короткий курс боевой подготовки. С 29 июня по 7 июля состо­ялся учебный поход в норвежские воды, после его окон­чания крейсер возвратился на Балтику, где затем про­вел торпедные стрельбы, а в августе артиллерийские стрельбы.

22 августа крейсер, как и весь немецкий флот, принимал участие в параде, посвященном спуску на воду тяжелого крейсера "Принц Ойген". После пара­да прошли показательные маневры. После заверше­ния торжеств "Нюрнберг" вернулся к обычной служ­бе: в конце сентября участие в больших осенних маневрах, с 12 по 20 ноября докование в Киле, в де­кабре серия артиллерийских стрельб. 8 декабря "Нюр­нберг" принимал участие в церемонии спуска авиа­носца "Граф Цеппелин".

В январе 1939 года крейсер проходил индивиду­альную боевую подготовку. 14 февраля крейсер уча­ствовал в спуске на воду линкора "Бисмарк" и затем после завершения торжеств встал в текущий ремонт в Киле. Уже в марте "Нюрнберг" участвует в "бескров­ной" агрессии против Мемеля. 1 апреля состоялись оче­редные торжества, на этот раз посвященные спуску на воду линкора "Тирпиц". Со 2 по 4 мая крейсер совер­шил серию пробегов на мерной линии у Пиллау, с 6 по 10 мая состоялся визит в шведский порт Гетеборг, с 10 по 14 мая обход норвежских фиордов. В июне "Нюрн­берг" провел серию артиллерийских стрельб по морс­ким и воздушным целям и принял участие в маневрах флота, 1 июля находился в Бремене и принимал учас­тие в торжествах, посвященных спуску тяжелого крей­сера "Лютцов", в июле участвовал в эскадренной стрельбе, в первой половине августа — торпедных стрельбах, в середине августа началась мобилизация немецкого флота, а в двадцатых числах блокада польского побережья.

После того, как три польских эсминца ушли в Англию, командование немецкого флота приняло ре­шение перевести крейсера "Лейпциг" и "Нюрнберг" в Северное море, и 1 сентября они проследовали Кильским каналом.

3 сентября Великобритания и Франция объяви­ли войну Германии.

В начале войны одной из основных задач немец­кого флота стала постановка системы минных заграж­дений "Вествалл". В ночь с 3 на 4 сентября "Нюрнберг" в составе соединения ("Лейпциг", минный заградитель "Грилле" и 6-я флотилия миноносцев) принимал учас­тие в постановке одного из фрагментов этого заграж­дения. В ночь с 5 на 6 сентября прошла аналогичная операция: в немецкое соединение входили крейсера "Нюрнберг", "Лейпциг", эсминцы "Георг Тиле", "Фридрих Инн", "Эрих Штейнбринк", "Фридрих Экольдт" и три миноносца. Весь сентябрь и начало ок­тября крейсер выполнял различные задачи.

6 октября 1939 года во время одного из выходов в море, вместе с миноносцем "Фальк", "Нюрнберг" был атакован британской подводной лодкой "Сивульф". Торпеды прошли мимо цели. Вероятно, после этого вы­хода крейсер покидает Северное море и уходит на Балтику, затем с середины октября до начала ноября про­ходит ремонт в Киле.

21 октября должность командующего Разведы­вательными силами занял контр-адмирал Гюнтер Лютьенс. В качестве флагмана он выбрал "Нюрнберг". Но фактически его флаг на корабле был поднят 9 ноября. После завершения работ корабль возвращается в район боевых действий, и первым за­данием крейсера стала встреча не­мецких эсминцев, ставивших мины у английского побережья. Первая операция подобного рода была проведена в ночь с 12 на 13 ноября, в операции принимали участие крейсера "Нюрнберг", "Кенигсберг" и миноносцы из 6-й флотилии. Все прошло благопо­лучно. Вторая операция состоя­лась в ночь с 17 на 18 ноября, на этот раз, кроме "Нюрнберга", в море вышли "Кенигсберг" и не­сколько иной состав миноносцев из той же 6-й флотилии.

При возвращении на "Нюр­нберге" произошла авария меха­низмов. Скорость хода упала до 25 узлов. После короткого ремонта крейсер вновь возвращается в со­став флота. Вечером 12 декабря "Нюрнберг" выводит в море соеди­нение — "Лейпциг" и "Кельн".

13 декабря 1939 года "Нюр­нберг" и "Лейпциг" были торпеди­рованы английской подводной лод­кой "Сэлмон". Первым торпеду получил "Лейпциг" (11 ч 25 мин). Затем сигнальщики флагмана уви­дели следы еще двух торпед. Ма­невр уклонения удался частично — мимо цели прошла лишь одна тор­педа. В 11 ч 27 мин вторая торпеда поразила "Нюрнберг".

Взрыв прогремел в носовой части, часть носа ниже ватерлинии оторвало, и вода очень быстро за­топила носовые отсеки. Потери экипажа оказались незначительны, всего 16 раненых. Энергетическая установка не пострадала. В 11 ч 28 мин Г. Лютьенс отправил радио­грамму командованию группы ВМФ "Вест": "Торпедированы "Лейпциг" и "Нюрнберг". В это же время были обнаружены следы еще трех торпед, немецким морякам по­везло, они прошли мимо цели. За кормой кому-то из экипажа поме­рещился перископ, и из кормовой башни произвели не­сколько выстрелов.

По сравнению с "Лейпцигом" повреждения флаг­мана были незначительны. Поступление воды быстро прекратили, но из-за разрушения в носовой части ухуд­шилась маневренность корабля, скорость упала до 18 узлов. Из-за сотрясения возникли неполадки в системе управления артиллерийским огнем. В 12 ч на мостик из поста энергетики и живучести доложили о заверше­нии работ по подкреплению переборок. В 12 ч 10 мин "Нюрнберг" атаковали два британских самолета, пос­ле чего Г. Лютьенс решил разделить свое соединение на две части. Каждому крейсеру были приданы эсмин­цы. "Нюрнбергу" достался "Кюнне", и утром 14 декаб­ря они без дальнейших приключений добрались до сво­их берегов, и затем поврежденный крейсер проследовал Кильским каналом на верфь-строитель, которая при­ступила к ремонтным работам.

Ремонт завершился 29 апреля 1940 года. С 14 по 19 июня "Нюрнберг" вместе с эсминцем "Эрих Штейнбринк" и тральщиками из состава 2-й флотилии нахо­дились в охранении транспорта "Леванте", с горными стрелками на борту, приняв участие в операции с ко­довым названием "Норд". Переход конвоя из Киля в Дротхейм прошел без происшествий.

25 июля 1940 года крейсер становится флагман­ским кораблем соединения. В него вошли эсминцы "Ганс Лоди", "Фридрих Инн", "Пауль Якоби", "Карл Гальстер". Целью операции стало обеспечение перехо­да поврежденного линкора "Гнейзенау" в Германию на ремонт. Первый день перехода был без каких-либо происшествий, 26-го произошла встреча с миноносца­ми. Вскоре один из них, "Лухс", гибнет от таинствен­ного подводного взрыва. 28 июля конвой прибыл в порт назначения.

Конец 1940 года прошел для "Нюрнберга" в ру­тинной службе. В ночь с 4 на 5 декабря "Нюрнберг" и "Кельн" вышли в море на минную постановку в про­ливах Каттегат и Скагеррак, но из-за плохой погоды предстоящую операцию "Франкфурт" отменили.

7 февраля 1941 года "Нюрнберг", вместе с тремя оставшимися в строю крейсерами, становится факти­чески учебным кораблем. До сентября крейсер выпол­нял свои новые обязанности. 8 сентября командование немецкого флота отдало приказ о формировании "Бал­тийского флота". "Нюрнберг" вошел в состав "Север­ной группы" и с 25 сентября по 1 октября крейсировал у Аландских островов сначала с линейными силами, потом с эсминцами 8-й флотилии. 29 сентября крейсер столкнулся с танкером "Ригель", получив незначитель­ные повреждения.

8 конце 1941 года А. Гитлер объявил Норвегию "Зоной судьбы" и приказал перевести туда основные силы немецкого флота. "Нюрнберг" вошел в их чис­ло, но исполнение приказа затянулось. С января по август 1942 года крейсер находится у заводской стен­ки, проходя капитальный ремонт, во время которого произвели замену турбин и усилили зенитное воору­жение. После завершения работ "Нюрнберг" прошел испытания, затем курс боевой подготовки не 11 но­ября по 2 декабря перешел в Норвегию, на замену ухо­дящего в Германию на капитальный ремонт "Адми­рала Шеера". Крейсер не принимал участие в боевых действиях. После "Новогоднего боя" А. Гитлер при­казал вывести из состава флота все тяжелые корабли, которые все же удалось отстоять новому главкому ВМФ К. Деницу. Что касается "Нюрнберга", то его вернули в учебные крейсера.

7 марта 1943 года крейсер находился у Нарвика в бухте Боген. Дул сильный ветер, и корабль снесло на сеть противоторпедного заграждения. В сети запута­лись винты, подоспевшие тральщики и буксир отта­щили корабль, и позднее водолазы приступили к их очистке. В мае 1943 года "Нюрнберг" вернули в Гер­манию. Во время перехода у Ставангера его атаковали два британских торпедных катера, но безрезультатно. Оставшийся путь прошел без происшествий. После при­бытия в Германию крейсер зачислили в отряд учебных кораблей. В этом качестве он прослужил до конца 1944 года. 30 марта 1944 года на корабле в лазарете про­изошел первый пожар, а 13 июня 1944 года второй (воз­горание кабелей в 3 отсеке). Оба пожара были быстро потушены.

12 октября "Нюрнберг" в составе соединения проводил маневры восточнее острова Борнхольм, где немецкие корабли были обнаружены советской подвод­ной лодкой "Лембит" (капитан 3 ранга A.M. Матиясевич). Так как они выполняли различные маневры, и к тому же на большой скорости, попытки выхода в ата­ку не увенчались успехом, и A.M. Матиясевичу при­шлось лишь наблюдать ход учений в перископ. На "Нюрнберге" о присутствии советской подводной лод­ки так ничего и не было известно. По свидетельству A.M. Матиясевича, беседовавшего с командиром крейсера капитаном 1 ранга Г. Гисслером после войны, сиг­нальщики все же обнаружили перископ, но их докла­дам не поверили.

28 октября в центральной части Балтийского моря проводили учения "Адмирал Шеер", "Лютцов", "Адмирал Хиппер", 6-я флотилия эсминцев и 2 ми­ноносца. Но из-за сильного шторма программу уче­ний сократили, и корабли вернулись в базу. Позднее "Нюрнбергу" не пришлось принимать участие в об­стрелах наступавших частей Советской Армии. 3 ян­варя 1945 года крейсер выходит в море из Свинемюнде на минную постановку в водах Южной Норвегии. В операции принимали участие минные заградители "Линц" и "Эльзасе". Ход операции был омрачен ги­белью минного заградителя "Эльзасе" 5 (по другим данным, 6) января на немецких минах у датского по­бережья. После завершения операции крейсер нахо­дился в Осло-Фиорде.

После короткого перерыва, 13-14 января 1945 года прошла очередная операция по постановке обо­ронительного минного заграждения "Титус-I". В опе­рации принимали участие крейсер "Нюрнберг" (флаг командующего эсминцами контр-адмирал Л. Крайша), минный заградитель "Линц", эсминцы "Теодор Ридель", "Фридрих Инн", миноносцы "Т-19", "Т-20" и 7 катеров-тральщиков из состава 8-й флотилии. Операция была успешной, несмотря на противодей­ствие британской авиации. В немецком соединении потерь не было.

27 января крейсер прибывает в Копенгаген — война для него закончилась — в Германии катаст­рофически не хватало нефти, и экипажу вполне боес­пособного крейсера в качестве зрителей пришлось бе­зучастно наблюдать агонию Германии. Последним эпизодом войны стало отражение 5 мая попытки чле­нов датского движения сопротивления уничтожить ко­рабль с использованием взрывающегося катера. Напа­дение отбили огнем зенитных автоматов. Потери экипажа при этом составили 4 человека.

8 мая Германия капитулировала перед западны­ми союзниками, 9 мая перед СССР. Жизнь на немец­ких кораблях, оказавшихся в Копенгагене, шла пре­жним чередом. Вечером 9 мая в аэропорту Копенгагена высадилась рота 13 парашютного батальона 6-й бри­танской воздушно-десантной дивизии, затем появились и английские моряки. К ним примкнул военный корреспондент Вудворд, который стал свидетелем следую­щей исторической сцены: "Потрепанный "Фольксва­ген" с большим белым флагом проехался вокруг Конгренс-Нютров, главной площади Копенгагена и подрулил к отелю "Д'Англетер", где намеревалась рас­положиться британская администрация.

В машине сидели два мертвенно-бледных герман­ских морских офицера в потертых кожаных пальто и помятых фуражках. Золотые нашивки потускнели. В машине также находились матрос-шофер и мрачная женщина в форменной блузе женского вспомогатель­ного корпуса.

Женщина выбралась из ма­шины и направилась к единствен­ному человеку в британском мун­дире, которого немцам удалось увидеть. Это был военный коррес­пондент, и по счастливому совпа­дению, автор этой книги. Он стоял у дверей отеля и беседовал с пор­тье. Женщина сказала, что прибы­ла вместе с двумя офицерами, упол­номоченными оформлять сдачу германских кораблей, находящих­ся в порту." (Тулейе Т. Вудвард Д. Сумерки морских богов, стр. 476-477). Немецкие офицеры были от­правлены находившимся в шо­ковом состоянии портье и коррес­пондентом в комнату администра­ции, где находились британские морские офицеры.

Вскоре "Нюрнберг" и все остальные находящиеся в порту корабли номинально перешли под британский контроль. С крейсера выгрузили боезапас и 24-26 мая его под охранением британских крей­серов "Девоншир" и "Дидо" пере­вели в Копенгаген, а затем в Вильгельмсхафен. В Вильгельмсхафене "Нюрнберг" ждал решения своей участи.

Летом 1945 года бывшие со­юзники делили остатки немецкого флота. "Нюрнберг" вошел в совет­скую долю. Как только об этом стало известно англичанам, кото­рые не забыли самозатопления не­мецкого флота в Скапа-Флоу, они сразу же приняли меры. В воскре­сенье 16 декабря 1945 года была проведена операция "Силвер" морская пехота заняла корабли, передаваемые СССР, немецкие экипажи перевели в лагеря для во­еннопленных, крейсер во избежа­ние "случайностей" поставили в док.

5 (по другим данным, 19) ноября корабль был зачислен в списки советского военно-морского флота. В Кронштадте начато формирование "спецкоманды" для приемки "Нюрнберга", в нее вошли 309 человек, из них 21 офицер. Первым советским командиром был на­значен капитан 2 ранга С.С. Ворков, в 1941-1944 годах командовавший гвардейским черноморским эсминцем "Сообразительный".

В декабре 1945 года советские моряки прибыли в Вильгельмсхафен и приступили к приемке крейсера. Официальная церемония передачи была проведена 2 января 1946 года. На "Нюрнберге" подняли флаг вице-адмирала Ю.Ф. Ралля, и переданные корабли ушли в Лиепаю, куда прибыли 5 янва­ря. Там уже находилась подводная лодка "Лембит". Тогда-то и состоялась беседа командиров крейсера и подлодки. Позднее в своих мемуа­рах A.M. Матиясевич очень хорошо отозвался о Гисслере.

Официальный акт о передаче крейсера был подписан, немецкий экипаж перевели на плавбазу и отправили в западную зону окку­пации.

Завершая историю "Нюрнберга", следу­ет отметить, что его последний командир Гисслер основал общество ветеранов "Шарнхорста" и "Нюрнберга". Сейчас это единствен­ная активно действующая ветеранская органи­зация Кригсмарине.

13 февраля крейсер переименовали в "Ад­мирал Макаров" и 15 февраля 1946 года его за­числили в состав Северо-Балтийского флота с главной базой в Таллине. После того, как эки­паж освоил корабль, началась рутинная служ­ба. Каждый год "Адмирал Макаров" приходил в Ленинград на майские и ноябрьские праздни­ки. В это время конструкторы ЦКБ-17 разраба­тывали проект модернизации крейсера. Рабо­ты провели в 1949-1951 годах.

С крейсера сняли почти все легкое зенит­ное вооружение. Остались только 2 счетверен­ных 20-мм автомата. На борту появились К) двухствольных 37-мм автоматов модели В-11. Немецкое радиоэлектронное вооружение было дополнено советской радиолокационной стан­цией управления огнем "Редан-2". Позднее все радиолокационные станции заменили отече­ственными аналогами.

Летом крейсер занимался боевой подго­товкой, а зимой становился к заводской стенке. В сентябре 1951 года "Адмирал Макаров" ста­новится "киноактером", он снимался в фильме "Незабываемый 1919", изображая британский крейсер "Диомид". 13 октября 1954 года (по другим данным, 24 декабря 1955 года) корабль переклассифи­цировали в учебный крейсер и перевели в состав Крон­штадтской военно-морской крепости. Летом 1957 года прошел большой поход с курсантами по Балтике и Се­верному морю.

27 марта 1956 г. приняли решение о переводе корабля на Север. При этом планировали использовать его в испытаниях ядерного оружия на Новой Земле. 28 августа 1958 г. это решение отменили, 20 февраля 1959 года "Адмирал Макаров" исключили из списков флота, передали Отделу Фондового Иму­щества для разборки на металл. По некоторым дан­ным, разборка крейсера затянулась, и до конца 1960-х годов он использовался в качестве плавказармы в Кронштадте.