Повреждения германского легкого крейсера "Нюрнберг" 13 декабря 1939 г.

(Из книги И.М. Короткина Боевые повреждения надводных кораблей. Судпромгиз. 1960.)

 

13 декабря 1939 г. крейсер, шедший со скоростью 24 узла, был торпедирован английской подводной лодкой. Центр взрыва торпеды пришелся в правый борт в носовой части корабля (отсек XVI) в районе 163 шп на 3 м ниже ва­терлинии. Состояние моря в момент торпедирования 3-4 балла. В результате взрыва корабль получил следующие по­вреждения.

По корпусу. Носовая оконечность корабля была раз­рушена до 156 шп. (8 м от центра взрыва) при этом верх­ние 2-3 пояса носовой оконечности борта вместе с якор­ными клюзами остались целыми. Ширстрек на протяжении от 49 до 118 шп. (70 м) в 9 местах имел разрывы по свар­ным швам и целому металлу. Такие же разрывы на боль­шом протяжении образовались в нижележащих поясьях борта. Кроме того, было отмечено много разрывов по свар­ке в скуловом, киле.

Верхняя палуба получила много, разрывов длиной до 3 м (преимущественно поперечных) на протяжении от 40 до 118 шп. (более 75м). Оказались разорванными многие про­дольные подпалубные связи. Короткие разрывы получило второе дно в районе отсеков V и VI (помещения электростан­ции и дизель-моторов). Отмечено появление большого числа трещин в надстройке корабля, в частности, по вер­тикальным ее стенкам. Было повреждено и частично выш­ло из строя оборудование в надстройках, затоплены носо­вые отсеки XV и XVI по высоте до нижней палубы и по длине до 150 шп. Несмотря на затопление носовых отсеков, ко­рабль почти не имел дифферента. Общая прочность корабля в результате разрушений пострадала настолько, что кораб­лю угрожала опасность перелома.

По механизмам и электрооборудованию. Главные механизмы не пострадали, но линии валов были наруше­ны сотрясением. Отмечены отдельные повреждения вспомогательных механизмов, дизелей, распределительных щитов и электрокабелей. Прожекторы сорвало со своих фундаментов.

По вооружению. Башни главного калибра № 1 и 3 по­лучили различные повреждения и вышли на 10 часов из строя. От повреждений бронированного кабеля частично вышло из строя управление одной зенитной установкой, которое было введено в действие спустя 4 часа после по­вреждения.

Корабль остался на плаву и мог самостоятельно от­правиться в базу для выполнения ремонта, который длился несколько месяцев

Выводы.

1. Попадание 1 торпеды (340 кг взрывчатого вещества типа ТГА) в носовую часть крейсера "Нюрнберг" привело к значительным повреждениям, ослаблению общей прочности корпуса и выходу корабля из строя на несколько месяцев.

2. Объем полученных кораблем повреждений был значительным и включал разрушение носовой оконечности (без отрыва ее) и затопление части носовых помещений, от­дельные повреждения вспомогательных механизмов, элек­трооборудования и вооружения вследствие ударных сотря­сений. Необходимо отметить, что бронирование носовой оконечности ограничило объем разрушения корпуса в этом районе и, возможно, способствовало тому, что нос кораб­ля не был оторван полностью. На опыте повреждений это­го корабля немцами был сделан вывод о необходимости усиления общей прочности корпуса крейсера, особенно за счет его верхних связей.

3. Действия личного состава в борьбе за живучесть корабля в основном заключались в восстановлении вышед­шего из строя вооружения.