Приложение № 1. Трофейные крейсера

 

В Европе Германией, помимо военной техники и пред­приятий военной промышленности, были захвачены судостро­ительные заводы. Большая часть кораблей стран противни­ков Германии смогла уйти в Англию. Немецкий военно-морской флот мог рассчитывать только на затоплен­ные или строящиеся корабли, поэтому Кригсмарине, стра­давшему от нехватки крейсеров, исправить это положение с помощью трофеев не удалось. Из находившихся на стапелях было решено достроить два голландских крейсера, а фран­цузский крейсер "Де Грасс" достроить как авианосец.

В 1943 году немцам достались корабли итальянского флота, в том числе несколько поврежденных крейсеров, но ни один из них в состав Кригсмарине не вошел. В состав флота государства-марионетки Хорватии был включен вете­ран кайзеровского флота крейсер "Ниобе", на котором был поднят германский флаг.

Тип "КН-1". История этих крейсеров началась в на­чале 1930-х годов, когда командование голландского флота стало подумывать о замене морально устаревших крейсе­ров типа "Ява". Но сильные пацифистские настроения в обществе и экономический кризис не способствовали раз­витию флота. О флоте вспомнили в конце 1930-х годов, когда японская угроза Индонезии стала очевидной. Очень быстро был разработан план развития военно-морского флота, получивший название "Программа линейных крей­серов". Помимо прочего в нее включили два легких крей­сера. В 1937 году выделили ассигнования и начали проек­тные работы.

Главный конструктор инженер Г. Хоофт взял за основу крейсер "Де Рейтер". В новом проекте незначительно вы­росло водоизмещение и изменилось число орудий глав­ного калибра. "Де Рейтер" был вооружен 7 152-мм, в четы­рех башнях, три из которых были двухорудийными, а одна одноорудийная.

Новые крейсера предполагали вооружить 8 152-мм , в четырех двухорудийных башнях. Но вскоре проект перера­ботали: водоизмещение увеличилось на 30%, а число ору­дий главного калибра до 10. По две трехорудийные и две двухорудийные башни стояли на баке и юте. Трехорудийные башни были нижними, двухорудийные возвышенными. По­добное расположение башен было на итальянских линкорах типа "Джулио Чезаре" и легких крейсерах типа "Гарибаль­ди". Так как промышленность Голландии не имела опыта про­изводства башен, то пришлось заказать всю артиллерию глав­ного калибра шведскому концерну "Бофорс".

Еще одной особенностью новых крейсеров стало от­сутствие зенитной артиллерии дальнего радиуса действия. Новые крейсера получили название тип "Ээндрахт". Их так­тико-технические элементы были следующими:

Водоизмещение: 8433 т (стандартное), 10 972 т (в пол­ном грузу).

Размерения: длина 187 м (наибольшая), 182,4м (между перпендикулярами), ширина 17,25 м, осадка 5,6 м.

Бронирование: пояс толщиной 100-мм в районе машин­ных и котельных отделений и погребов боезапаса, ближе к оконечностям 75 мм, бронированные поперечные переборки замыкали цитадель, палуба 19 мм, над жизненно важными ча­стями корабля 25 мм, башни главного калибра 50-100 мм.

Механизмы: 2 турбины Парсонса, 6 котлов Ярроу. Мощ­ность механизмов 78000 л.с., скорость хода 32 узла, запас топлива 1700 или 1750 т мазута.

Вооружение: 10 152-мм орудий, 12 40-мм зенитных установок, 8 12,7-мм пулеметов, 2 трехтрубных 533-мм тор­педных аппарата, 2 гидросамолета на катапультах (ангар от­сутствовал).

Экипаж: 700 человек.

Оба крейсера заложили во втором полугодии 1939 года. Работы шли медленно, так как многие квалифициро­ванные рабочие были призваны в армию, начались пробле­мы с материалами. Немецкое вторжение застало крейсер на стапеле. В 1941 году разработали новый проект. Корабли пла­нировали достроить как учебные. Они получили обозначение КН-1, КН-2, (Kreuzer Holland).

Основные изменения проекта были следующие: КН-1 должен был получить так называемый атлантический (клиперский) нос. Основные изменения коснулись вооружения крейсеров, так как шведы не успели поставить в Голландию башни главного калибра, подобные тем, что были установле­ны на шведских крейсерах типа "Тре Крунер". Крейсера пред­полагали вооружить 8 150-мм орудиями в башнях, такой же системы, как на строившихся крейсерах типа "М" и линкорах типа "Н". Зенитная артиллерия должна была состоять из 12 37-мм автоматов. Самолеты заменили на "Арадо 196".

"КН-1". Заложен 5 октября 1939 года на верфи Rotterdam see Droogdok в Роттердаме и был назван "Де Зевен Провиньсьен". В мае 1940 года захвачен немцами, в августе 1941 года переименован в "КН-1". Достройку корабля замед­лял саботаж голландских рабочих, и корпус только 24 августа 1944 года спустили на воду. Немецкое командование плани­ровало затопить его на Нью Ватервей (один из фарватеров, ведущих из Роттердама в открытое море), но этот план не осу­ществился. 10 октября 1946 года Голландия приняла решение

О достройке корабля по измененному проекту. В 1947 году пе­реименован в "Де Рейтер". 18 ноября 1953 года на корабле подняли военно-морской флаг. 26 февраля 1973 года исклю­чен из списков флота, 7 марта 1973 года продан Перу, 23 мая этого же года вошел в состав флота, переименован "Альмиранте Грау". В 1986-1987 году модернизирован в Голландии. По последним данным, в конце 1990-х гг. находился в резерве.

"КН-2". Заложен 19 мая 1939 года на верфи Вилтон Фиенорд в Шпиедаме. Первоначально назвался "Кижкдуин", но в этом же году был переименован в "Ээндрахт". В мае 1940 года захвачен немцами на стапеле. В августе 1941 года пере­именован в "КН-2". В 1944 году вернулся в Голландский флот.

1 октября 1946 года принято решение о достройке корабля по измененному проекту. 22 июля 1947 году переименован, ре­шением королевы, в "Де Рейтер", 22 августа 1950 года спущен на воду под названием "Де Зивен Провиньсьен". 17 декабря 1953 года вошел в состав флота, в 1961-1962 годы модерни­зирован и превращен в ракетный крейсер, 17 октября 1975 года исключен из списков флота, 7 июля 1976 года передан Перу. 17 августа вошел в состав Перуанского флота под на­званием "Алмиранте Акуирре", перестроен в крейсер вертолетоносец, в 1986-1987 году служил под названием "Альмиранте Грау". По последним данным, в конце 1990-х годов находился в резерве.