Картридж HP Q2612А 1500 руб: q2612a. Картридж HP Q2612A - 2250р.

Приложение № 2. Блудный сын немецкого флота – крейсер "Ниобе"

 

В конце XIX века немецкими конструкторами был разрабо­тан проект универсального крейсера. Серия из восьми кораблей получила название тип "Газелле". Самой насыщенной была служба второго крейсера серии — "Ниобе". Его тактико-технические ха­рактеристики на момент вступления в строй были следующие:

Водоизмещение: 3033 т (в полном грузу).

Размерения: длина 105,1 м, ширина 12,2м, осадка 5,4м.

Бронирование: бронированная палуба толщиной 20-25 мм (состояла из 2-х слоев стали, скосы 50 мм, боевая рубка 20 мм (крыша) и 80 мм (стенки), щиты орудий 50 мм.

Двойное дно простиралось на 40% длины корпуса.

Механизмы: 8 водотрубных котлов Шульца-Торникрофта, 2 четырехцилиндровые паровые машины тройного расшире­ния общей мощностью 8000 л.с. (максимальная мощность 8113 л.с.). Скорость хода 21,5 узла (максимальная 22,1 узла). Запас топлива 360 т, дальность плавания 3570 миль со скоростью 10 узлов. Максимальный запас топлива 580 т. (по другим данным, 500 т угля, максимальный 700 т).

Вооружение: 10 105-мм орудий, 14 (по другим данным, 10) 37-мм, 2 450-мм торпедных аппарата.

Экипаж: 257 человек (14 офицеров, 243 матроса), в воен­ное время 273.

"Ниобе" заложили 30 августа 1898 года на верфи А.Г. Везер в Бремене, как Kreuzer Neubay "В" (вновь строящийся крейсер "В") спустили на воду 18 июля 1899 года. Речь во время церемонии произнес обер-бургомистр Бремена доктор Раули. 25 июня 1900 года крейсер вышел в море на испытания, в тот же день его зачислили в списки кораблей военно-морского флота. После испытаний 22 августа выведен в резерв для устранения замеченных недостатков. 11 апреля 1901 года возвращен в со­став действующего флота. В этот же день командиром крейсера становится капитан 3 ранга Р. Шеер, будущий командующий флотом Открытого моря. До этого Р. Шеер был командиром 1 -и флотилии миноносцев. В составе этого соединения "Ниобе" при­нимал участие в маневрах. В июне Р. Шеер сдал командование крейсером. Для корабля началась "придворная" служба — не­сколько походов в охранении яхты "Гогенцоллерн".

Осенью "Ниобе" участвовал в больших маневрах флота, с октября 1901 по апрель 1902 года проходил ремонт на верфи в Вильгельмсхафене. С апреля 1901 года по июнь 1902 года крей­сером снова командовал Р. Шеер, корабль снова приписали к 1-й флотилии миноносцев, в июле вернули в состав флота для занятия боевой подготовкой. С апреля 1903 года "Ниобе" снова флагман 1-й флотилии миноносцев, командование крейсером принял капитан 3 ранга Ф. Хоппер. Во втором полугодии 1903 г. состоялся первый большой заграничный поход в Венесуэлу. По возвращении служба в составе Разведывательных сил флота, затем "Ниобе" зачислили в состав крейсерской эскадры восточ­ной Азии, и вскоре корабль ушел к новому месту службы.

В 1906-1908 годах крейсер базируется на Циндао. Из это­го порта крейсер совершает поход в полинезийские, японские и китайские воды. 31 января 1909 года "Ниобе" выходит в море и начинает переход в Германию. 21 марта корабль прибыл в Киль. 31 марта "Ниобе" исключили из списков флота и вывели в резерв.

В 1910 году на крейсер направили старшего лейтенанта графа фон Люкнера, в годы первой мировой войны командира парусного рейдера "Зееадлер". В августе 1914 года крейсер мобилизован и превращен в корабль береговой обороны. В сен­тябре 1915 года экипаж корабля сократили и крейсер передали в распоряжение Морской инспекции, в 1916 году разоружили.

В последние военные годы выполнял различные вспомо­гательные функции: был плавказармой в Вильгельмсхафене и штабным кораблем, в январе 1919 года исключен из списков флота. По условиям мирного договора вновь вошел в состав фло­та, правда, по-прежнему находясь в резерве и не имея вооруже­ния. 24 июня 1925 года исключен из списков флота и продан Королевству сербов, хорватов и словенцев — будущей Югосла­вии. Корабль передали без вооружения, а в 1925-1926 годах отремонтировали на "Дойче Верфь" в Киле. 7 августа 1926 года после прохождения испытаний состоялась церемония передачи корабля новому владельцу и 3 сентября по прибытии в порт Тиват его переименовали в "Далмацию".

Сначала крейсер ходил без вооружения, но в 1927-1928 году получил вооружение: 6 83,5-мм орудий производства чеш­ского завода "Шкода", 4 47-мм зенитных орудия и 3 15-мм пуле­мета. До 1941 года "Далмация" выполняла обязанности учебно­го корабля. В апреле 1941 года немецкая армия вторглась на территорию Югославии. Участие устаревшего крейсера в воен­ных действиях сводилось лишь к отражению авианалетов. 17 ап­реля корабль захватили немцы, но вскоре передали итальянцам. Смена флага сопровождалась сменой названия — крейсер стал называться "Каттаро". Итальянцы полностью заменили зенитное вооружение корабля. Оно составило 4 или 6 20-мм зенитных ав­томатов "Бреда". В сентябре 1943 года Италия заключила пере­мирие с западными союзниками.

11 сентября 1943 года крейсер вновь захватили немцы, но новый экипаж корабля был смешанным немецко-хорватским. Скорее всего, ему вернули первоначальное название, хотя в со­ставе Кригсмарине был уже один "Ниобе" — корабль ПВО, пере­строенный из голландского крейсера "Гельдебрандт" (в июле 1944 года потоплен советской авиацией). После прохождения коротко­го курса боевой подготовки началась боевая служба: новый "Нио­бе" эскортировал многочисленные конвои в Адриатическом море.

В начале ноября 1943 года немецкое командование реши­ло улучшить положение в бассейне Адриатики, захватив ряд ост­ровов, находившихся под контролем югославских партизан. Опе­рация получила кодовое название Herbstgewitter. "Ниобе" вошел в состав сил. Первая фаза операции прошла удачно, острова зах­ватили, и началась подготовка ко второму этапу операции — вы­садке на острове Корцула. В ночь с 17 на 18 декабря крейсер, сопровождаемый миноносцами: ТА-20, ТА-22, выходит в море из Полы. В назначенной точке отряд встречается с миноносцем ТА-21. Но высадка была отложена, так как партизаны высадились на другом острове, немцы приняли это за начало большого на­ступления и отменили операцию. Два миноносца пошли вперед, с крейсером остался только ТА-20. Видимость была плохой, на море стоял туман. Все это усугубилось штурманской ошибкой. 19 де­кабря в 19 ч "Ниобе" сел на мель северо-западнее Зары.

Сняться самостоятельно и с помощью ТА-20 не удалось. Пришлось просить о помощи. Из Триеста и Фиуме вышли букси­ры и, придя, приступили к спасательной операции. Партизанс­кая разведка обнаружила аварийный корабль. Вскоре эта инфор­мация дошла до англичан. В ночь на 22 декабря английские торпедные катера МТВ-298, МТВ-276 атаковали неподвижную цель. Две торпеды поразили "Ниобе", еще одна буксир. Экипаж крейсера потерял 17 человек, а 10 было тяжело ранено, весь экипаж буксира (16 человек) погиб.

Полуразрушенный крейсер захватили партизаны. В 1947-1952 годах корпус корабля-ветерана разобрала югославская фирма "Бродоспас".