Приложение № 3. Крейсера типа "LA GALISSONNIERE"

 

Во время проектирования и строительства немецких лег­ких крейсеров, по расчетам немецких адмиралов, основным ве­роятным противником была Франция, где самыми совершенны­ми легкими крейсерами был тип "La Galissonniere". Всего было построено 6 крейсеров: 2 по программе 1931 года, 4 по программе 1932 года. Основным отличием крейсеров этой серии от пред­шественников стала усиленная броневая защита.

Их тактико-технические элементы были следующими:

Водоизмещение: 7721 т (стандартное), 9245 т (в полном грузу).

Размерения: длина 179,5 м (наибольшая), 172 м (между перпендикулярами), ширина 17,48 м, осадка 5,35 м.

Механизмы: 4 котла, 2 турбины мощностью 84000 л.с. Наи­большая скорость хода 31 узел, дальность плавания 7000 миль со скоростью 12 узлов, 5500 миль со скоростью 18 узлов. Запас топлива (нефти) 1569т (нормативный), 1870 т (полный).

Бронирование: главный бортовой пояс 120 мм, попереч­ные переборки в оконечностях пояса 60 мм, палуба 68 мм, бое­вая рубка 95 мм, башни главного калибра 140 мм (лобовое).

Вооружение: 9 152-мм, 8 90-мм орудий, 12 13,2-мм пу­лемета. 4 550-мм торпедных аппарата, 4 самолета, 1 катапульта.

Экипаж: 674 человека.

До начала второй мировой войны крейсера не модерни­зировались. В мае 1940 года Франция подписала перемирие с Германией. Ее флот разделился на две неравные части, мень­шая воевала на стороне союзников. Объединение остатков фло­та произошло только в 1943 году. Поэтому модернизацию этих крейсеров можно четко разделить на две ветви: служившие во флоте Виши корабли "La Galisonniere", "Jean de Vienne", "Gloire" и "Georges Leygues" в 1941 году прошли усиление зенитного во­оружения (установлены 1 37-мм орудие, 2 одноствольных 25-мм зенитных автомата, 4 13,2-мм пулемета в двух спаренных уста­новках), остальные работы проводились после их перехода на сторону союзников. В 1943 году "Glouire" был модернизирован в Нью-Йорке, a "Montcalm" и "Georges Leygues" в Филадельфии. Первое, что сделали американцы, демонтировали все авиаци­онное вооружение, малокалиберное зенитное вооружение и грот-мачту. Параллельно заменили трубки в котлах, а также провели ремонт механизмов.

После модернизации малокалиберное зенитное вооруже­ние выглядело следующим образом: 6 четырехствольных 40-мм автоматов, всего 24 и 16 одноствольных 20-мм автоматов. Устано­вили радары для обнаружения морских и воздушных целей и уп­равления зенитным огнем 90-мм орудий. Остальные модерниза­ции провели после войны: со всех крейсеров, кроме "Georges Leygues", были сняты торпедные аппараты. На вооружение всех кораблей поступили новые радиолокационные станции.

"La Galissonniere". Заложен 15декабря 1931 года на Воен­но-морской верфи в Бресте, спущен на воду 18 ноября 1933 года, построен 1 апреля 1936 года. До начала войны служил на Среди­земном море. В первые месяцы войны активного участия в боевых действиях не принимал. В мае 1940 года попал во флот Виши, ба­зировался в Тулоне, где из-за угрозы захвата немцами затоплен экипажем 27 ноября. В декабре поднят итальянцами, зачислен в состав флота и переименован в "FR-11", и на нем начали ремонт­ные работы. 9 сентября 1943 года, после капитуляции Италии ко­раблем овладели немцы. Во втором полугодии 1943 и начале 1944 года крейсер несколько раз был поврежден во время налетов со­юзной авиации. После освобождения Тулона возвращен францу­зам, но в строй флота не вошел. В 1952 году разобран на металл.

"Jean de Vienne". Заложен 20 декабря 1931 года на Воен­но-морской верфи в Лориане, спущен на воду 31 июля 1935 года, построен 10 февраля 1937 года. До начала войны находился в со­ставе Средиземноморского флота. В ноябре 1939 года перевозил золото из Франции в Канаду. 13 июня "Jean de Vienne" был атако­ван итальянской подводной лодкой "Дандоло", но неуспешно — торпеды прошли рядом с бортом крейсера. После заключения пе­ремирия базировался на порт Алжир. 3 июля 1940 года француз­ский флот в Мерс-эль-Кебир был атакован англичанами. Из пор­та удалось вырваться только линкору "Страсбург" и нескольким эсминцам. Крейсер вышел из Алжира и вошел в состав этой эс­кадры и после прибытия в Тулон зачислен в состав флота Откры­того моря Виши. 27 ноября 1942 г. затоплен экипажем. В декабре 1943 года зачислен после поднятия в состав итальянского флота и переименован в "FR-12". В сентябре 1943 года захвачен немцами. 24 ноября 1943 года получил попадание зажигательной бомбы, после чего на борту начался сильный пожар. После освобождения Тулона корпус разобрали на металл.

"Marseillaise". Заложен на верфи в Нанте 23 октября 1933 года, спущен на воду 17 июля 1935 года, построен 10 октября 1937 года. До начала войны находился в составе Средиземноморского флота. Первые месяцы войны участия в военных действиях не при­нимал. В апреле 1940 года перевозил золото из Франции в Кана­ду. Заключение перемирия застало "Marseillaise" в Бизерте. 3 июля входил в охранение линкора "Страсбург", вырывавшегося из Мерс-Эль-Кебира. С июля 1942 года в составе Тулонской эскадры. 27 ноября 1942 года сначала подожжен, а затем затоплен экипажем. В 1946-1947 годах разобран на металл.

"Gloire". Заложен на верфи Det Choe La Gironde в Бордо 21 сентября 1933 года, спущен на воду 24 марта 1936 года, пост­роен 15 ноября 1937 года. До начала войны базировался на Брест и служил в составе Атлантического флота. В начальной фазе вто­рой мировой войны активного участия не принимал. Крейсер ох­ранял атлантические конвои, в декабре 1934 года эскортировал линкор "Дюнкерк", везший груз золота в Канаду. После выхода Франции из войны попал в Вишистский флот. С 23 по 25 сентяб­ря участвовал в отражении английского нападения на Дакар. 17 сентября 1942 года принимал участие в спасении уцелевших пос­ле гибели лайнера "Лакония". Летом 1943 года перешел на сто­рону союзников. После модернизации в США охотился за не­мецкими блокадопрорывателями в Центральной Атлантике, правда, безуспешно. В январе 1944 года переведен на Среди­земное море, где участвовал в операции "Шингл" (высадка де­сантов в районе Анцио-Неттуно) в феврале 1944 года. В августе 1944 года поддерживал огнем вторжение в Южную Францию (опе­рация "Драгун"). До конца войны действовал у побережья Ривь­еры. После окончания войны крейсер участвовал в боевых дей­ствиях в Индокитае (Вьетнаме). 1 февраля 1955 года переведен в состав резервного флота. 2 января 1958 года продан на слом и в этом же месяце разобран.

"Montcalm". Заложен на верфи в Ла Сейне 15 ноября 1933 года, спущен на воду 26 октября 1935 года, построен 15 ноября 1937 года. После окончания испытаний и прохождения курса бо­евой подготовки в начале 1938 года крейсер ушел в Индо-Китай. По возвращении во Францию находился в составе Атлантичес­кой эскадры, в ее составе оставался и после начала войны. В конце ноября "Montcalm" участвовал в поисках немецких линко­ров "Шарнхорст" и "Гнейзенау", затем проходил ремонт на од­ной из верфей, в апреле 1940 года участвует в Норвежской опе­рации. В мае крейсер базируется на Мерс-эль-Кебир. 23-25 октября 1942 года принимал участие в отражении английской атаки на Дакар. В 1941-1942 году нес патрулирование в Атланти­ке. В конце 1942 года перешел на сторону союзников. В начале 1943 года прошел ремонт в США и после завершения работ был отправлен в Средиземное море, где занимался перевозкой войск на остров Корсику. В октябре 1943 года - марте 1944 года бази­ровался на Дакар и охотился на немецкие блокадопрорыватели, в июле 1944 года принимал участие в операции "Оверлорд" — союзное вторжение во Францию. После ее завершения направ­лен в Средиземное море. В августе 1944 года крейсер принимал участие во вторжении в Южную Францию (операция "Драгун"). На этом театре военных действий крейсер встретил конец вой­ны. С мая 1945 по январь 1946 года проходил ремонт на верфи-строителе. В 1955 году принимал участие в военных действиях в Индокитае (Вьетнаме). В мае 1957 года выведен в резерв, в июне 1961 года в резерв категории "В". Использовался как плавказарма учебного отряда подводного плавания. В декабре 1969 года продан на слом и вскоре разобран.

"Georges Leygues". Заложен в Сен-Назере, 21 октября 1933 года (первоначально назывался "Шаторено"), спущен на воду 24 марта 1936 года, построен 15 ноября 1937 года. Пос­ле вступления в строй находился в составе Атлантической эс­кадры. В первые месяцы войны пытался перехватывать торго­вые суда Германии. В апреле переведен в Средиземное море и после заключения перемирия вошел в состав флота Виши. После нападения англичан на Мерс-эль-Кебир в составе Тулонской группировки флота. В конце лета переведен в Дакар. 23-25 сентября крейсер участвовал в боях с англичанами, за­тем два года бездействовал. В конце 1942 года перешел на сторону союзников. Патрулировал в Средней и Южной Атлан­тике, разыскивая немецкие блокадопрорыватели. 13 апреля перехватил один из них под названием "Портленд" (правда, немцам удалось его затопить). С июня по ноябрь прошел мо­дернизацию в США, затем снова патрулировал в Атлантике. В феврале 1944 года переведен в Средиземное море, где начал усиленный курс боевой подготовки. В июне участвовал в опе­рации "Оверлорд", в августе в операции "Дракон", а затем в операции у Лигурийского побережья. После войны прошел ка­питальный ремонт. В 1959 году исключен из списков флота и вскоре разобран на металл.