Введение

 

В январе 1871 года на карте Европы по­явилось новое государство — Германия. 18 января прусский король Вильгельм был провозглашен императором.

У Германии был выход к двум морям — Северному и Балтийскому, но не было флота, способного оборонять побережье и осуществ­лять защиту своих интересов. Созданным на базе прусского флота Имперским флотом ста­ли командовать генералы. Хотя это были люди, которые, по словам адмирала А. Тирпица, "принадлежали к цвету прусской армии периода наивысшего величия Германии и за­нимали руководящие посты во время войны за воссоединение страны", им все же трудно было разобраться в специфике флотской службы. Но генерал Штош сумел понять зна­чение изобретения инженера Уайтхеда, про­живавшего в австрийском городе Фиуме.

70-е годы XIX века были периодом совер­шенствования защиты кораблей. Уничтоже­ние хорошо бронированного корабля с помо­щью артиллерии было делом трудным. Но у этих кораблей было слабое место — днище. Возник соблазн нанести удар именно туда. Сразу же после образования империи в соста­ве флота появляются корабли, вооруженные шестовыми минами.

После появления торпед Уайтхеда генерал Штош распорядился закупить крупную партию торпед и принять их на вооружение. "К торпеде отнеслись с большим оптимизмом, — писал в своих "Воспоминаниях" А. Тирпиц. — и, как это часто бывает с новым ору­жием, ее стали внедрять, прежде чем новую идею можно было применить на практике" (А. Тирпиц. Воспоминания. Пер. с немецкого. Воениздат. 1957. с. 77.).

Штош, сознавая свою недостаточную ком­петентность в этом вопросе, обратился к ру­ководителю минной службы и его подчинен­ным с просьбой разобраться и написать ряд докладов о новом оружии. Внимание генера­ла привлек труд молодого офицера А. Тирпица, которому и было поручено отправиться в Фиуме принимать торпеды. Он блестяще справился с порученной задачей и вскоре был назначен командиром авизо "Цитен" — пер­вого немецкого корабля с торпедными аппа­ратами. Будущему адмиралу удалось сделать новое оружие боеспособным.

В 1884 году была одобрена рейхстагом новая программа строительства флота. Для обороны побережья решили использовать миноносцы. В защиту нового оружия высту­пал и "железный" канцлер О. Бисмарк, про­демонстрировав всем свою осведомленность в этом сложном вопросе. Наглядно показав всю пользу миноносцев в обороне страны, железный канцлер остановился на количестве миноносцев, которых, по его мнению, необ­ходимо иметь, — 160 штук. После выделения денег на развитие флота встал важнейший вопрос, какие корабли следует строить. К счастью, было из чего выбирать. В конце 1884 — начале 1885 года в состав имперско­го флота вошли первые миноносцы, постро­енные на немецких и иностранных верфях.

Было решено произвести их разносторон­ние испытания. С этой целью в сентябре 1884 года под командой капитана Тирпица высла­ли отряд миноносцев, состоящий из двух по­строенных фирмой "Шихау", одного фирмы "Вулкан" и одного фирмы "Торникрофта", а также миноносца "Шарт", который на пер­вом же переходе оказался негодным и его пришлось оставить в Христианзанде.

Остальные отправили в Куксгафен, отку­да они несколько раз выходили в открытое море. Благодаря особому образованию носо­вой части, миноносцы Шихау оказались луч­шими. Центр тяжести располагался у них ближе к корме, чем это было у остальных, что позволяло им лучше подниматься на вол­ну. Второе место занял миноносец фирмы "Вулкан", а миноносец Торникрофта оказал­ся хуже всех - - он зарывался почти до тру­бы. На испытаниях миноносцам пришлось выдержать очень свежую погоду с сильным волнением. Но и здесь все они показали (в особенности построенные на заводе Шихау) хорошие мореходные качества.

Это плавание вместе с тем выявило и недостатки миноносцев Шихау из-за слож­ности их механизмов, тогда как у Торник­рофта они были более простые. Затем обра­тили внимание на два руля на миноносцах Торникрофта, что и приняли за образец. После внесения в проект изменений завод Шихау начал строить миноносцы большими сериями. По мере развития техники в проект вносились изменения, увеличивался калибр орудий, появились более современные систе­мы котлов.

Кроме стандартных миноносцев, немец­кий флот пополнили и так называемые диви­зионные миноносцы. Но построить корабли это еще не все, не менее важно обучить эки­пажи и разработать доктрину их применения. Решение этих задач возложили на перспек­тивного офицера Альфреда фон Тирпица.

Служба на миноносцах открывала широ­кие горизонты для морских офицеров. Са­мым ярким представителем "черных" можно считать командующего Флотом Открытого моря в Ютландском сражении адмирала Р. Шеера. Его до этого медленная карьера резко ускорилась после того, как он был назначен командиром флотилии минонос­цев. И, скорее всего, не пройди адмирал ми­ноносной школы, ему вряд ли удалось бы вырваться в Ютланде из "огненного меш­ка" Гранд-Флита. На миноносцах служил и командир 1-й разведывательной группы Ф. Хиппер. Почти все будущие командиры подводных лодок вышли из числа офицеров миноносцев.

Второй этап развития миноносцев начал­ся, когда рейхстаг принял закон, в котором говорилось: "Германия должна иметь линей­ный флот достаточно сильный, чтобы даже для самой сильной морской державы война против нее грозила потерей доминирующих позиций в мире" (Д. Беннет. Морские битвы первой мировой, с. 13.). Изменилось и предназна­чение миноносцев. Отныне они были не сред­ством обороны, а одним из важнейших ком­понентов флота. С этого момента целью это­го класса кораблей стало ослабление вражес­кого флота перед генеральным сражением.

В 1900 году был принят закон о флоте, по которому, помимо всего прочего, требовалось построить 16 дивизионов миноносцев (вскоре переименованных в полуфлотилии), по 6 ко­раблей в каждом, что в общей сложности со­ставило 96 кораблей. В 1906 году приняли еще одну гигантскую программу развития немец­кого Имперского флота. По ней должны были построить 12 флотилий, состоящих из 24 по­луфлотилий по 6 кораблей в каждой. Всего планировалось ввести в строй 144 корабля. Обычно в год выделялись деньги на строи­тельство одной флотилии.

В период с 1906 по 1909 год паровые ма­шины были вытеснены турбинами. Медлен­но, но верно пробивало себе дорогу нефтяное отопление. "В области применения нефтяно­го топлива мы находились в неблагоприят­ном положении, ибо получение его было для нас весьма затруднительным, в то время как Англия располагала в этом отношении пол­ной свободой. Поскольку собственные нефтя­ные источники не могли удовлетворить на­ших потребностей, мы были вынуждены де­лать специальные военные запасы. Нам при­ходилось действовать с осторожностью даже по отношению к миноносцам. Все же в 1912 году мы были вынуждены перевести все ми­ноносцы на нефтяное отопление, поскольку уголь не мог обеспечить необходимых ходо­вых качеств",— писал А. Тирпиц в своих "Воспоминаниях".

Торпеды, находившиеся на германских эсминцах, были на высоте технических требо­ваний того времени. Но к 1914 году тактико-технические данные торпед образца "6-7", принятых на миноносцах (диаметр 500 мм, длина 7 м), нельзя было повысить. Артилле­рийское вооружение рассматривалось как вспомогательное. Считалось, что в случае встречи с вражескими эсминцами будет дос­таточно и двух 88-мм орудий.

На начало Первой мировой войны в со­ставе немецкого флота имелось 210 минонос­цев. В составе английского флота — 290. Ход войны стал весьма неприятным сюрпризом для Флота Открытого моря. Англичане отка­зались от тактики ближней блокады, заменив ее тактикой дальней блокады. Тут же выясни­лось, что у немецких миноносцев недостаточ­ная дальность плавания. Поэтому на ряде эс­минцев было произведено удлинение формы корпуса. Позже для увеличения дальности плавания на части кораблей были установле­ны турбины крейсерского хода.

Но самые серьезные нарекания вызывало артиллерийское вооружение. Первые же бои показали, что оно не соответствует требова­ниям войны. Последней каплей стал неудач­ный бой двух немецких миноносцев с "Нови­ком". Ввиду этого резко ускорились темпы перевооружения. На самые старые минонос­цы ставились 88-мм орудия, но с более длин­ным стволом. Более новые корабли получи­ли на вооружение 105-мм орудия снаряд ко­торого весил 17,4 кг (снаряд британских 102-мм орудий весил 11,4 кг). Вскоре немец­кая разведка доложила о появлении на но­вейших британских эсминцах 120-мм орудий. Ответом стало проектирование кораблей с калибром артиллерии 150-мм.

Во время войны началось проектирова­ние 600-мм торпедного аппарата, который впервые появился на кораблях программы 1916 года. На старых кораблях не было воз­можности установить такие торпедные аппа­раты. "В остальном улучшение торпедного оружия в течении войны касалось главным образом торпедных аппаратов и прицелов.

Все вступившие в строй во время войны германские эсминцы вместо однотрубных торпедных аппаратов получили двухтрубные. Оси скрепленных между собой торпедных труб имели угол растворения 16°.

Однако коренные улучшения средств на­ведения получили лишь эсминцы серии 1916 года. Их электрическая горизонтальная на­водка двухтрубных торпедных аппаратов была связана синхронно с приборами цент­ральной наводки. Благодаря этому стало воз­можно постоянно держать торпедные аппара­ты наведенными на противника и произво­дить наводку непосредственно из поста цент­ральной наводки на командном мостике. Следует отметить переход от стрельбы торпе­дами с помощью порохового заряда к ис­пользованию для этого сжатого воздуха".

Во время войны в состав кайзеровского флота вошло большое число миноносцев. Пло­хие экономические условия сказывались на сроках постройки. Несмотря на все трудности, из 288 заказанных кораблей построили 193.

Немецким миноносцам пришлось патрули­ровать у своих баз, сопровождать корабли Флота Открытого моря, производить поста­новку минных заграждений, рейды во вражеские воды и многое другое. После Ютландско­го сражения на первый план выдвинулась за­дача по выводу и встрече подводных лодок. В кают-компаниях миноносцев тогда утвержда­ли, что ту войну историки назовут "капитан-лейтенантской". В отличие от линкоров, про­стоявших в базах, миноносцы выходили в море до самого последнего дня.

После войны большая часть миноносцев кайзеровского флота пошла на слом. Но не­которые устаревшие продолжали служить Германии. Ряд кораблей пополнил флоты держав-победительниц. Бывшие германские миноносцы и эсминцы можно было встретить в составе многих европейских флотов. Они ходили под итальянским, французским, бель­гийским, польским и эстонским флагами. А бывший германский миноносец — польский "Мазур" — стал первым кораблем, погиб­шим в следующей мировой войне.