Первые серийные миноносцы завода Шихау (1884-1898 гг.)

 

Тип S-1 — S-6 (6 ед.)

 

Первоначально имели номера с XXVIII по XXXIII. Вся серия переименована 25 ноября 1884 года.

Водоизмещение: 99 т (в полном грузу), 84 т (проектное).

Размерения: длина 37,72 м, ширина 4,92 м, осадка 2,23 м.

Механизмы: 1 паровая трехцилиндровая маши­на тройного расширения; 1 локомотивный котел. Мощность 970 л.с. Скорость хода 19,3 узла, даль­ность плавания 1400 миль со скоростью 10 узлов, 250 миль со скоростью 18 узлов. Запас топлива 18,2 т угля.

Вооружение: 2 револьверных 37-мм орудия, 2 350-мм торпедных аппарата. В 1885 году вместо неподвижных носовых установлены два палубных аппарата.

Экипаж: 15 человек (1 офицер).

 

S-1. Заложен в 1884 году, спущен на воду 24 мая 1884 года. Использовался в качестве ми­ноносца для защиты гаваней. Исключен из спис­ков флота в 1896 году. Машина корабля с 1905 года экспонируется в Мюнхенском музее.

S-2. Заложен в 1884 году, спущен на воду 12 июня 1884 года. Использовался в качестве ми­ноносца для защиты гаваней. С 10 сентября 1904 года торпедолов. 11 ноября 1910 года переименован в Т-2. Разобран в 1915 году на Имперской вер­фи в Киле.

S-3. Заложен в 1884 году, спущен на воду 9 июля 1884 года. С 1896 года использовался в ка­честве корабля-отопителя, корабля-мишени и бар­жи для боеприпасов. Исключен из списков флота 9 июля 1921 года. Разобран в Вильгельмсхафене.

S-4. Заложен в 1884 году, спущен на воду 5 августа 1884 года. Вы­черкнут из списков фло­та 1 июля 1897 года. Ис­пользовался в качестве мишени для береговой артиллерии. Продан на слом в 1902 году и ра­зобран в Гамбурге.

S-5. Заложен в 1884 году, спущен на воду 7 сентября 1884 года. Использовался в каче­стве корабля-цели для береговой артиллерии. Исключен из списков 1 июля 1897 года. В 1909 году продан и ра­зобран в Гамбурге.

S-6. Заложен в 1884 году, спущен на воду 26 сентября 1884 года. Исключен из списков I июля 1897 года. Использовался в качестве кораб­ля-цели для береговой артиллерии. В 1909 году продан на слом и разобран в Гамбурге.

 

Тип S-7 — S-23 (17 ед.)

 

Изучение опыта эксплуатации первых немец­ких миноносцев показало, что наиболее удачными являются корабли, построенные на заводе "Ф. Шихау" в Эльбинге, который и стал базовой верфью.

Водоизмещение: 98 т (в полном грузу), 86 т (проектное).

Размерения: длина 37,7 м, ширина 4,92 м, осад­ка 2,2 м.

Механизмы: 1 трехцилиндровая паровая маши­на тройного расширения, 1 локомотивный котел с давлением 12 атмос­фер. Мощность 831 л.с. Скорость 20,4 узла, дальность плава­ния 2650 миль со ско­ростью 10 узлов, 400 миль со скоростью 20 узлов. Запас топлива 17 т угля. В 1899-1900 годах на S-7 - S-14 установили локомо­тивный котел с давле­нием 13 атмосфер, а на S-15 и S-16 военно-морской котел с дав­лением 12 атмосфер.

Вооружение: 1 ре­вольверное 37-мм ору­дие, 3 350-мм торпед­ных аппарата. В 1893 году установлено 1 50-мм орудие. Экипаж: 16 человек (1 офицер). 5-7. Заложен в 1885 году, спущен на воду 6 мая 1885 года, построен 13 августа 1885 года. Исклю­чен из списков флота 14 января 1905 года. До раз­борки на металл использовался в качестве кораб­ля-отопителя.

 

S-8. Заложен в 1885 году, спущен на воду 13 мая 1885 года, построен 4 ноября 1885 года. Исключен из списков флота в 1910 году. До разборки на металл использовался в качестве корабля-цели.

S-9. Заложен в 1885 году, спущен на воду 30 мая 1885 года, построен 13 августа 1885 года. Исключен из списков флота 14 января 1905 года. В 1906 году корпус корабля был продан одной из частных фирм. Дальнейшая судьба неизвестна.

S-10. Заложен в 1885 году, спущен на воду 8 июня 1885 года, построен 4 ноября 1885 года? Исключен из списков фло­та 14 января 1905 года. До разборки на металл использовался в качестве плавказармы и корабля-отопителя.

S-11. Заложен в 1885 году, спущен на воду 18 июня 1885 года, построен 31 июля 1885 года. Использовался в качестве миноносца для защиты гаваней. 11 ноября 1910 года переиме­нован в Т-11. Использовался как тральщик и плавбаза. Исклю­чен из списков флота 3 апреля 1920 года. Продан на слом 23 августа 1920 года и разобран в Любеке.

S-12. Заложен в 1885 году, спущен на воду 27 июня 1885 года, построен 2 сентября 1885 года. Затонул 13 марта 1908 года в устье реки Эльба (53°56'N, 8°40'O) после столкновения с пароходом "Эдуард Гросманн". Погиб I человек.

S-13. Заложен в 1885 году, спущен на воду 7 июля 1885 года, построен 28 августа 1885 года. Использовался в качестве миноносца для защиты гаваней. II ноября 1910 года переиме­нован в Т-13. Служил как плавбаза и учебный корабль. Исклю­чен из списков флота 3 апреля 1920 года. Продан на слом 28 августа 1920 года и разобран в Любеке.

S-14. Заложен в 1885 году, спущен на воду 15 июля 1885 года, построен 3 сентября 1885 года. Использовался в качестве миноносца для защиты гаваней. 11 ноября 1910 года переименован в Т-14. Служил как плавбаза. 3 апреля 1920 года исключен из списков флота. 12 октября 1920 года продан на слом в Киль.

S-15. Заложен в 1885 году, спущен на воду 29 июля 1885 года, построен 14 октября 1885 года. Использовался в качестве миноносца для защиты гаваней. 11 ноября 1910 года переименован в Т-15. Служил как плавбаза и учебный корабль. 3 апреля 1920 года исключен из списков флота. 12 октября 1920 года продан на слом в Гамбург.

S-16. Заложен в 1885 году, спущен на воду I августа 1885 года, построен 14 октября 1885 года. Использовался в качестве миноносца для защиты гаваней. 11 ноября 1910 года переименован в Т-16. Использовался как плавбаза и тральщик. 3 апреля 1920 года исключен из списков флота. 28 августа 1920 года продан на металл. Разобран в Любеке.

S-17. Заложен в 1885 году, спущен на воду 15 августа 1885 года, построен 24 октября 1885 года. Исключен из списков флота 18 января 1906 года. Использовался в качестве корабля-цели. Про­дан в 1910 году и разобран.

S-18. Заложен в 1885 году, спущен на воду 24 августа 1885 года, построен 24 октября 1885 года. Вычеркнут из списков флота 14 января 1905 года. Использовался в качестве сторожевого ко­рабля и корабля-цели. Вероятно, разобран в пер­вые годы Веймарской республики.

S-19. Заложен в 1885 году, спущен на воду 4 сентября 1885 года, построен II ноября 1885 года. Исключен из списков флота 14 января 19051 года. Использовался в качестве сторожевого корабля. Продан в 1910 году.

S-20. Заложен в 1885 году, спущен на воду 17 сентября 1885 года, построен 11 ноября 1885 года. 11 ноября 1910 года переименован в Т-20,1 затем переоборудован в плавбазу. Исключен из списков флота 3 апреля 1920 года. Продан на слом 28 августа 1920 года. Разобран в Любеке.

S-21. Заложен в 1885 году, спущен на воду 18 сентября 1885 года, построен 24 ноября 1885 года. Использовался в качестве миноносца для защиты гаваней. 11 ноября 1910 года переименован в Т-21. 16 августа 1911 года затонул после столкновения с Т-38 в проливе Лангеланд-Бельт. 25 августа этого же года поднят. Разобран на Кильской Имперской верфи.

S-22. Заложен в 1885 году, спущен на воду 1 октября 1885 года, построен 27 ноября 1885 года. Использовался в качестве миноносца для защиты гаваней, участвовал в проведении опытов по применению нефти в качестве топлива. 11 ноября 1910 года переименован в Т-22. Служил как плавбаза, учебный корабль и тральщик. Исключен из списков флота 3 апреля 1920 года. Продан на слом 21 мая 1921 года и разобран в Вильгельмсхафене.

S-23. Заложен в 1885 году, спущен на воду! 10 октября 1885 года, построен 21 декабря 1885 года. Исключен из списков флота 14 января 1905 года, затем использовался как сторожевой ко­рабль. В 1905 году продан и разобран в Гамбурге.

 

Тип S-24 — S-31 (8 ед.)

 

Дальнейшее развитие предшествующего типа.

Водоизмещение: 103 т (в полном грузу), 83 т (проектное).

Размерения: длина 37,74 м, ширина 4,8 м, осад­ка 2,34 м.

Механизмы: 1 трехцилиндровая паровая маши­на тройного расширения; 1 локомотивный котел. Мощность 840 л.с. Скорость хода 19,1 узла, даль­ность плавания 2040 миль со скоростью 12 узлов. Запас топлива 17 т угля. В 1911 году на всех мино­носцах установили по 1 военно-морскому котлу.

Вооружение: 1 револьверное 37-мм орудие, 3 350-мм торпедных аппарата. С 1893 года 1 50-мм орудие.

Экипаж: 16 человек.

 

S-24. Заложен в 1886 году, спущен на воду 30 июля 1886 года, построен 24 октября 1886 года. 11 ноября 1910 года переименован в Т-24. После 1915 года тральщик. 3 апреля 1920 года исключен из списков флота. 28 сентября 1920 года продан на слом и разобран в Киле.

5-25. Заложен в 1886 году, спущен на воду 4 августа 1886 года, построен 4 ноября 1886 года. И ноября 1910 года переименован в Т-25 и пере­классифицирован в тральщик. Погиб в ноябре 1914 года в Северном море (54°56'W, 7°55'O) стол­кнувшись с Т-72.

5-26. Заложен в 1886 году, спущен на воду 21 августа 1886 года, построен 26 октября 1886 года. 22 сентября 1897 года погиб во время штор­ма в устье реки Эльба (53°57'N, 9°15'O). Погибло 7 человек.

S-27. Заложен в 1886 году, спущен на воду 24 сентября 1886 года, построен 15 ноября 1886 года. 11 ноября 1910 года переименован в Т-27 и использовался в качестве тральщика. В 1914 году передан в школу подводного плавания. 3 апреля 1920 года исключен из списков флота и 28 сентяб­ря того же года продан. Разобран в Киле.

S-28. Заложен в 1886 году, спущен на воду 6 октября 1886 года, построен 3 декабря 1886 года. 11 ноября 1910 года переименован в Т-28. Использовался в качестве тральщика, а с 1915 года как миноносец для защиты гаваней. В 1918 году плавбаза. 3 апреля 1920 года исключен из списков флота. 12 октября продан на слом и ра­зобран в Гамбурге.

S-29. Заложен в 1886 году, спущен на воду 19 октября 1886 года, построен 23 декабря 1886 года. 11 ноября 1910 года переименован в Т-29. Использовался в качестве тральщика. 9 ноября 1916 года затонул в Куксхафене после столкнове­ния, поднят и отремонтирован. Исключен из спис­ков флота 3 апреля 1920 года и разобран в Вильгельмсхафене.

S-30. Заложен в 1886 году, спущен на воду 22 ноября 1886 года, построен 15 января 1887 года. 11 ноября 1910 года переименован в Т-30 и до мо­мента исключения из списков флота 3 апреля 1920 года, был тральщиком. 12 октября 1920 года про­дан на слом и разобран в Гамбурге.

S-31. Заложен в 1886 году, спущен на воду 4 декабря 1886 года, построен 13 апреля 1887 года. 11 ноября 1910 года переименован в Т-31 и использовался как тральщик, а после 1916 года как плавбаза. 3 апреля 1920 года исключен из списков флота. 12 октября 1920 года продан и ра­зобран в Гамбурге.

 

Тип S-32 (1 ед.)

 

Отличался от предыдущих тем, что над машин­ным и котельным отделением настелили более тол­стые листы как некое подобие бронирования.

Водоизмещение: 119 т (в полном грузу), 104 т (проектное).

Размерения: длина 39,12 м, ширина 5,3 м, осад­ка 2,52 м.

Механизмы: 1 трехцилиндровая паровая маши­на тройного расширения: 1 локомотивный котел.

Мощность 900 л.с. Скорость хода 19,9 узла, даль­ность плавания 2050 миль со скоростью 10 узлов. Запас топлива 23 т угля. В 1896 году установлены 2 котла Ярроу.

Вооружение: 1 револьверное 37-мм орудие, 3 350-мм торпедных аппарата (2 палубных и 1 но­совой подводный). С 1893 года 1 50-мм орудие.

Экипаж: 20 человек (1 офицер).

 

S-32. Заложен в 1886 году, спущен на воду 12 ноября 1886 года, построен 8 декабря 1886 года. Погиб 17 августа 1910 года, столкнувшись в Бал­тийском море (54°30'N, 10°25'O) с S-76.

 

Тип S-33 — S-41 (9 ед.)

 

Построены заводом "Шихау". Дальнейшее раз­витие предшествующего типа.

Водоизмещение: 113 т (в полном грузу), 94 т (проектное).

Размерения: длина 39,88 м, ширина 4,8 м, осад­ка 2,33 м.

Механизмы: 1 трехцилиндровая паровая маши­на тройного расширения; I локомотивный котел. Мощность I 100 л.с. Скорость хода 20 узлов, даль­ность плавания 2050 миль со скоростью 10 узлов. Запас топлива 23 т угля. На S-37 в 1900 году уста­новлен новый локомотивный котел с давлением 13 атмосфер (прежние котлы имели давление 12 атмосфер). На S-33, S-34, S-36 и S-39 в 1909, а на S-35 и S-40 в 1912 году установили по 1 новому котлу.

Вооружение: 1 револьверное 37-мм орудие, 3 350-мм торпедных аппарата. С 1893 года 1 50-мм орудие.

Экипаж: 16 человек.

 

S-33. Заложен в 1887 году, спущен на воду 3 мая 1887 года, построен 20 июня 1887 года. 11 ноября 1910 года переименован в Т-33. Исполь­зовался в качестве тральщика. 3 апреля 1920 года исключен из списков флота. 12 октября 1920 года продан на слом и разобран в Гамбурге.

S-34. Заложен а 1887 году, спущен на воду 7 мая 1887 года, построен 24 июня 1887 года. 11 ноября 1910 года переименован в Т-34 и использовался как тральщик, ас 1917 года как плавбаза. 3 апреля 1920 года исключен из списков флота. 12 октября 1920 года продан на слом и разобран в Гамбурге.

S-35. Заложен а 1887 году, спущен на воду 25 мая 1887 года, построен 26 июня 1887 года. 11 ноября 1910 года переименован в Т-35 и ис­пользовался как тральщик, а с 1917 года как плавбаза. 3 апреля 1920 года исключен из списков флота. 12 октября 1920 года продан на слом и ра­зобран в Гамбурге.

S-36. Заложен а 1887 году, спущен на воду 25 июня 1887 года, построен 15 июля 1887 года. 11 ноября 1910 года переименован в Т-36 и исполь­зовался как тральщик, ас 1915 года как плавбаза. Вычеркнут из списков флота 3 апреля 1920 года, продан на слом и разобран в Вильгельмсхафене.

S-37. Заложен а 1887 году, спущен на воду 9 июля 1887 года, построен 12 августа 1887 года. 11 ноября 1910 года переименован в Т-37, исполь­зовался в качестве тральщика, а с 1915 года как плавбаза. 3 апреля 1920 года исключен из списков флота. 12 октября 1920 года продан на слом и ра­зобран в Гамбурге.

S-38. Заложен а 1887 году, спущен на воду 27 июля 1887 года, построен 29 июля 1887 года. 11 ноября 1910 года переименован в Т-38, исполь­зовался в качестве тральщика, ас 1917 года как плавбаза. 3 апреля 1920 года исключен из списков флота, 12 октября продан на слом и разобран в Гамбурге.

S-39. Заложен а 1887 году, спущен на воду 16 августа 1887 года, построен 19 сентября 1887 года. 11 ноября 1910 года переименован в Т-39 и использовался как тральщик, а с 1915 года как плавбаза. 3 апреля 1920 года исключен из списков флота. 12 октября 1920 года продан на слом и ра­зобран в Гамбурге.

S-40. Заложен а 1887 году, спущен на воду 27 августа 1887 года, построен 28 сентября 1887 года. 11 ноября 1910 года переименован в Т-40 и использовался как тральщик, а с 1916 года как плавбаза. 3 апреля 1920 года исключен из списков флота. 12 октября 1920 года продан на слом и ра­зобран в Гамбурге.

S-41. Заложен а 1887 году, спущен на воду 16 сентября 1887 года, построен 12 октября 1887 года. Погиб 23 августа 1896 года в проливе Скаген во время шторма. Место гибели (приблизительно) 57°30'N, 9°00'O. Погибло 13 человек.

 

Тип S-42 (1 ед.)

 

Продолжение развития типа "стандартных" миноносцев завода "Шихау".

Водоизмещение: 153 т (в полном грузу), 123 т (проектное).

Размерения: длина 44,2 м, ширина 5,0 м, осад­ка 2,6 м.

Механизмы: 1 трехцилиндровая паровая маши­на тройного расширения; 1 локомотивный котел. Мощность 1420 л.с. Скорость хода 22,2 узла. Запас топлива 18 т угля и 5,7 т нефти. В 1896 году уста­новлен 1 военно-морской котел.

Вооружение: 1 револьверное 37-мм орудие, 3 350-мм торпедных аппарата. В 1893 года уста­новлено 1 50-мм орудие.

Экипаж: 16 человек (1 офицер).

 

S-42. Заложен в 1889 году, спущен на воду 29 мая 1889 года, построен 27 июня 1889 года. За­тонул 24 июня 1902 года после столкновения с бри­танским торговым судном "Firsby" в устье реки Эльба (53°58'М, 08°,49'О). Погибло 5 человек. Миноносец вскоре был поднят и отремонтирован и после ввода в строй использовался в качестве учеб­ного корабля. 11 ноября 1910 года переименован в Т-42 и использовался как тральщик, с 1915 года как корабль береговой обороны, ас 1917 года как плавбаза. После окончания первой мировой войны в составе Рейхсмарине. Исключен из списков фло­та 26 октября 1920 года. Продан 6 января 1921 года и разобран в Вильгельмсхафене.

 

Тип S-43 — S-65 (23 ед.)

 

Водоизмещение: 152 т (в полном грузу), 127 т (проектное).

Размерения: длина 44,2 м, ширина 5,0 м, осад­ка 2,7 м.

Механизмы: 1 трехцилиндровая паровая маши­на тройного расширения; 1 локомотивный котел. Мощность 1571 л.с. Скорость хода 21,5 узла, даль­ность плавания 2160 миль со скоростью 10 узлов, 650 миль со скоростью 17 узлов. Запас топлива 30 т угля. В период с 1909 по 1910 год на кораблях установили по 1 военно-морскому котлу.

Вооружение: 1 револьверное 37-мм орудие, 3 350-мм торпедных аппарата. С 1893 года уста­новлено 1 50-мм орудие.

Экипаж: 16 человек (I офицер).

 

S-43. Заложен в 1889 году, спущен на воду 17 июня 1889 года, построен 8 августа 1889 года. 1  ноября 1910 года переименован в Т-43 и исполь­зовался как тральщик. Погиб 7 октября 1915 года, подорвавшись на мине в Северном море (54°35'М, 07°45'О). Погибло 3 человека.

S-44. Заложен в 1889 году, спущен на воду 30 октября 1889 года, построен 6 декабря 1889 года. 11 ноября 1910 года переименован в Т-44 использовался как тральщик, с 1915 года как корабль береговой обороны, ас 1917 года как плавбаза. После окончания войны в составе Рейхсмарине. Исключен из списков флота 26 октября 1921 года и разобран в Гамбурге.

S-45. Заложен в 1889 году, спущен на вод» 12 июля 1889 года, построен 11 сентября 1889 года. 11 ноября 1910 года переименован в Т-45 использовался как тральщик. После окончании Первой мировой войны в составе Рейхсмарине. Исключен из списков флота 10 мая 1922 года, а затем использовался как корабль-отопитель в Ар­сенале города Киля.

S-46. Заложен в 1889 году, спущен на воду 3 августа 1889 года, построен 2 ноября 1889 года. 11 ноября 1910 года переименован в Т-46 и исполь­зовался как тральщик. Подорвался на мине 10 ав­густа 1915 года в 13 часов 30 минут в Балтийском море (55°О1’М, 16°12'О). Погиб почти весь экипаж - 17 человек.

S-47. Заложен в 1889 году, спущен на воду 2 сентября 1889 года, построен 30 октября 1889 г. 11 ноября 1910 года переименован в Т-47 и исполь­зовался как тральщик. Погиб 24 мая 1915 года в 22 часа, подорвавшись на мине в Балтийском море (53 °31’М, 16 °12'О). Погибло 20 человек.

S-48. Заложен в 1889 году, спущен на воду 20 сентября 1889 года, построен 12 февраля 1890 года. Погиб 11 апреля 1896 года на реке Яде (53°35'М, 8°10'О) после столкновения с S-46. По­гибло 5 человек.

S-49. Заложен в 1889 году, спущен на воду 30 января 1890 года, построен 26 марта 1890 года. 11 ноября 1910 года переименован в Т-49 и исполь­зовался как тральщик. С 1916 года плавбаза. Пос­ле окончания войны в составе Рейхсмарине. Ис­ключен из списков флота 26 октября 1920 года и разобран в Гамбурге.

S-50. Заложен в 1889 году, спущен на воду 4 ноября 1889 года, построен 10 апреля 1890 года. 11 ноября 1910 года переименован в Т-50. Погиб во время шторма 28 сентября 1914 года в Балтий­ском море (54°43'N, 17°05'О).

S-51. Заложен в 1889 году, спущен на воду 28 ноября 1889 года, построен 12 сентября 1890 года. 11 ноября 1910 года переименован в Т-51 и использовался как тральщик. Погиб 29 мая 1915 года, подорвавшись на мине вместе с Т-47.

S-52. Заложен в 1889 году, спущен на воду 20 де­кабря 1889 года, построен 18 сентября 1890 года. 11 ноября 1910 года переименован в Т-52 и использо­вался как тральщик. Погиб 8 августа 1915 года в 5 часов 30 минут в Балтийском море, подорвавшись на мине в точке с координатами 57°42'N, 21°51’О.

S-53. Заложен в 1889 году, спущен на воду 18 января 1890 года, построен 25 сентября 1890 года. 11 ноября 1910 года переименован в Т-53. Использовался как тральщик. После окончания войны в составе Рейхсмарине. Вычеркнут из спис­ков флота 26 октября 1920 года и разобран в Вильгельмсхафене.

S-54. Заложен в 1889 году, спущен на воду 30 января 1890 года, построен 20 августа 1890 года. Применялся для опытов с нефтяным отоплением. 11 ноября 1910 года переименован в Т-54 и исполь­зовался как тральщик. Погиб 6 октября 1917 года в 14 часов 5 минут в Балтийском море, подорвав­шись на мине. Место гибели 57°38'N, 21°36'O. По­гибло 7 человек.

S-55. Заложен в 1889 году, спущен на воду 19 февраля 1890 года, построен 22 ноября 1890 года. 11 ноября 1910 года переименован в Т-55 и использовался как тральщик. После окончания войны в составе Рейхсмарине. Исключен из спис­ков флота 26 октября 1920 года. Продан на слом 23 апреля 1921 года и разобран в Киле.

S-56. Заложен в 1889 году, спущен на воду 2 апреля 1890 года, построен 6 октября 1890 года. Применялся для опытов с нефтяным отоплением. 11 ноября 1910 года переименован в Т-56 и исполь­зовался как тральщик. Погиб 16 октября 1917 года в Балтийском море (58°42'N, 22°28'O).

S-57. Заложен в конце 1889 - начале 1890 года, спущен на воду 9 июня 1890 года, построен 24 октября 1890 года. Переименован в Т-57. С 11 ноября 1910 года использовался как тральщик. 5 апреля 1917 года погиб в Балтийском море (55°43'N, 20°34'О), подорвавшись на мине.

S-58. Заложен в 1891 году, спущен на воду 3 декабря 1891 года, построен 3 мая 1892 года. 4 сентября 1914 года переименован в Т-58 и ис­пользовался как тральщик. 8 августа 1915 года по­гиб после подрыва на мине в Балтийском море (57°42'М, 21°55'О).

S-59. Заложен в 1891 году, спущен на воду 9 декабря 1891 года, построен 29 мая 1892 года. 4 сентября 1914 года переименован в Т-59 и ис­пользовался как тральщик, а с 1918 года как плавбаза. Погиб 25 июня 1918 года после столк­новения в Балтийском море (54°35'N, 10°15'O). Погиб 21 человек. Корабль подняли и отремон­тировали. После окончания войны в составе Рейхсмарине. 26 октября 1920 года исключен из списков флота. 23 апреля 1921 года продан на слом и разобран в Киле.

S-60. Заложен в 1891 году, спущен на воду 26 марта 1892 года, построен II июля 1892 года. 4 сентября 1914 года переименован в Т-60 и ис­пользовался как тральщик. После окончания войны в составе Рейхсмарине. Вычеркнут из списков фло­та 26 октября 1920 года и разобран в Гамбурге.

S-61. Заложен в 1891 году, спущен на воду 6 апреля 1892 года, построен 23 июля 1892 года. 4 сентября 1914 года переименован в Т-61 и ис­пользовался как тральщик. После окончания войны в составе Рейхсмарине. Исключен из списков флота 26 октября 1920 года. Продан на слом 23 апреля 1921 года и разобран в Киле.

S-62. Заложен в конце 1891 года, спущен на воду 7 мая 1892 года, построен 29 июля 1892 года. 4 сентября 1914 года переименован на Т-62 и ис­пользовался как тральщик. После первой мировой войны в составе Рейхсмарине. Вычеркнут из спис­ков флота 26 октября 1920 года. Продан 23 апреля 1921 года и разобран в Киле.

S-63. Заложен в конце 1891 года, спущен на воду 28 мая 1892 года, построен 12 августа 1892 года. 4 сентября 1914 года переименован в Т-63 и использовался как тральщик. После окончания вой­ны в составе Рейхсмарине. Исключен из списков флота 26 октября 1920 года и разобран в Гамбурге.

S-64. Заложен в 1892 году, спущен на воду 28 июня 1892 года, построен 11 сентября 1892 года. 4 сентября 1914 года переименован в Т-64 и ис­пользовался как тральщик. Погиб 23 октября 1916 года, подорвавшись на мине в Балтийском море (56°56'N, 21°00'O). Погибло 10 человек.

S-65. Заложен в 1892 году, спущен на воду 13 октября 1892 года, построен 10 ноября 1892 года. 4 сентября 1914 года переименован в Т-65 и использовался как тральщик. Погиб от подрыва на мине в Балтийском море (59°13'1М, 22°37'О), 26 октября 1917 года в 7 часов 55 минут. Погибло 10 человек.

 

Тип S-66 (1 ед.)

 

На этом корабле по сравнению с предыдущи­ми увеличен калибр торпедных аппаратов.

Водоизмещение: 172 т (в полном грузу), 140 т (проектное).

Размерения: длина 47.94 м, ширина 5,42 м, осадка 2,74 м.

Механизмы: 1 трехцилиндровая паровая маши­на тройного расширения; 2 локомотивных котла. Мощность 1610 л.с. Скорость хода 22,1 узла, даль­ность плавания 1560 миль со скоростью 14 узлов. Запас топлива 36 т угля. В 1902 году произведена замена котлов: установлен 1 локомотивный котел.

Вооружение: 1 50-мм орудие, 3 450-мм тор­педных аппарата, тральное оборудование.

Экипаж: 22-23 человека (1 офицер).

 

S-66. Заложен в 1892 году, спущен на воду 27 ап­реля 1893 года, построен 30 июля 1893 года. 4 сен­тября 1914 года переименован в Т-66. Использовал­ся как тральщик. Погиб 18 октября 1917 года в 9 ча­сов 30 минут в Рижском заливе (58°I8'N, 23°13'O), после подрыва на мине. Погибло 17 человек.

 

Тип S-67 — S-73 (7 ед.)

 

Водоизмещение: 166 т (в полном грузу), 137 т (проектное).

Размерения: длина 47,94 м, ширина 5,42 м, осадка 2,58 м.

Механизмы: 1 трехцилиндровая паровая маши­на тройного расширения; 1 локомотивный котел. На миноносце S-69 в 1902 году, был установлен 1 локомотивный котел. В 1904 году аналогичная работа была выполнена па остальных кораблях се­рии, кроме S-72, на котором новый котел устано­вили в 1906 году. В 1914 году, когда все корабли переоборудовались в тральщики, на них установи­ли по 2 военно-морских котла.

Вооружение: 1 50-мм орудие, 3 450-мм торпед­ных аппарата. После переоборудования в тральщи­ки тральное оборудование.

Экипаж: 22-23 человека (1 офицер).

 

S-67. Заложен в 1892 году, спущен на воду 14 февраля 1893 года, построен 20 мая 1893 года. 4 сентября 1914 года переименован в Т-67. Исполь­зовался как плавбаза, потом как тральщик. Погиб 13 августа 1918 года, подорвавшись на мине в Север­ном морс (55°27'W, 06°46'O). Погибло 2 человека.

S-68. Заложен в 1892 году, спущен на воду 9 марта 1893 года, построен I июля 1893 года. 4 сентября 1914 года переименован в Т-68. Исполь­зовался как тральщик. Погиб после подрыва на мине 4 июня 1918 года, в Северном море (55°28'W, 06°44'О). Погибло 7 человек.

S-69. Заложен в 1892 году, спущен на воду 20 ап­реля 1893 года, построен 15 августа 1893 года. 4 сен­тября 1914 года переименован в Т-69. Использовал­ся как тральщик. После окончания войны в составе Рейхсмарине. Вычеркнут из списков флота 26 октяб­ря 1920 года и использовался как корабль-отопитель в Вильгельмсхафене, переименован в WHZ-1.

S-70. Заложен в I893 году, спущен на воду 6 июня 1893 года, построен 9 сентября 1893 года. 4 сентября I914 года переименован в Т-70. Исполь­зовался как плавбаза, потом как тральщик. После окончания войны в составе Рейхсмарине. 26 января 1921 года исключен из списков флота. 26 апреля 1924 года продан и разобран в Вильгельмсхафене.

S-71. Заложен в 1893 году, спущен на воду 2 августа 1893 года, построен 6 октября 1893 года. 4 сентября 1914 года переименован в Т-71. Исполь­зовался как тральщик, ас 1916 года как плавбаза. Вычеркнут из списков флота 23 марта 1921 года и разобран в Вильгельмсхафене

S-72. Заложен в 1893 году, спущен на воду 20 июня 1893 года, построен 23 ноября 1893 года. 4 сентября 1914 года переименован в Т-72. Исполь­зовался как тральщик и как плавбаза. После вой­ны в составе Рейхсмарине. 26 января 1921 года исключен из списков флота. Продан 23 апреля 1921 года и разобран в Вильгельмсхафене.

S-73. Заложен в 1893 году, спущен на воду 23 июня 1893 года, построен 4 января 1894 года. 4 сентября 1914 года переименован в Т-73. Исполь­зовался как тральщик. После окончания войны в составе Рейхсмарине. 26 января 1921 года исклю­чен из списков флота. Продан 18 мая 1921 года и разобран в Вильгельмсхафене.

 

Тип S-74 (1 ед.)

 

Типичный представитель семейства минонос­цев Шихау. но с котлами Торникрофта.

Водоизмещение: 186 т (в полном грузу), 157 т (проектное).

Размерения: длина 49,9 м, ширина 5,5 м, осад­ка 2,79 м.

Механизмы: 1 трехцилиндровая паровая маши­на тройного расширения; 2 котла Торникрофта. Мощность 2500 л.с. Скорость хода 23,7 узла. Запас топлива 40 т. В 1905 году произведена замена кот­лов на 2 военно-морских.

Вооружение: 1 50-мм орудие, 3 450-мм торпед­ных аппарата.

Экипаж: 22-23 человека (1 офицер).

 

S-74. Заложен в 1894 году, спущен на воду 7 ноября 1894 года, построен 25 октября 1895 года. 4 сентября 1914 года переименован в Т-74. Исполь­зовался в качестве плавбазы, потом как тральщик. Входил в состав Рейхсмарине. 26 января 1921 года исключен из списков флота. Продан 23 апреля 1921 года и разобран в Вильгельмсхафене.

 

S-75 — S-81 (7 ед.)

 

Продолжение развития стандартных минонос­цев фирмы Шихау.

Водоизмещение: 180 т (в полном грузу), 152 т (проектное).

Размерения: длина 49 м, ширина 5,3 м, осадка 2,85 м.

Механизмы: 1 трехцилиндровая паровая маши­на тройного расширения; 2 локомотивных котла. Мощность 1744 л.с. Скорость хода 22,3 узла, даль­ность плавания 2070 миль со скоростью 12 узлов, 1100 миль со скоростью 10 узлов. Запас топлива 43 т угля. В 1901 году на всех кораблях серии ус­тановили 2 военно-морских котла.

Вооружение: 1 50-мм орудие, 3 450-мм торпед­ных аппарата. Позднее установлено тральное обо­рудование.

Экипаж: 22-23 человека

 

S-75. Заложен в 1894 году, спущен на воду 22 января 1895 года, построен 26 апреля 1895 года. 4 сентября 1914 года переименован в Т-75. Исполь­зовался как плавбаза, а потом как тральщик. Вхо­дил в состав Рейхсмарине. 26 января 1921 года ис­ключен из списков флота. Продан 23 апреля 1921 года и разобран в Вильгельмсхафене.

S-76. Заложен в 1894 году, спущен на воду 13 марта 1895 года, построен 29 мая 1895 года. За­тонул 17 августа 1910 года в Балтийском море (54°30'N, 10°25'O), столкнувшись с S-32. Поднят. Был флагманом флотилии миноносцев. 4 сентября 1914 года переименован в Т-76. Использовался в качестве плавбазы, потом как тральщик. Входил в состав Рейхсмарине. 26 января 1921 года исключен из списков флота. 16 апреля 1921 года продан и ра­зобран в Вильгельмсхафене.

S-77. Заложен в конце 1894 - начале 1895 года, спущен на воду 6 мая 1895 года, построен 10 июля 1895 года. 4 сентября 1914 года переиме­нован в Т-77. Использовался как плавбаза, а затем как тральщик. После окончания войны в составе Рейхсмарине. 26 января 1921 года исключен из списков флота. 23 апреля 1921 года продан и ра­зобран в Вильгельмсхафене.

S-78. Заложен в конце 1894 - начале 1895 года, спущен на воду 9 апреля 1895 года, построен 1 июля 1895 года. 4 сентября 1914 года переимено­ван в Т-78. Использовался как тральщик. Затонул после подрыва на мине в Северном море 16 мая 1917 года в 20 часов 15 минут (55°33'М, 07°15'0). Погибло 26 человек.

S-79. Заложен в 1895 году, спущен на воду 6 июля 1895 года, построен 1 сентября 1895 года. 4 сентября 1914 года переименован в Т-79. Во вре­мя войны использовался как плавбаза и как тральщик. В 1918 году в составе школы подвод­ного плавания. После окончания войны в составе Рейхсмарине. Исключен из списков флота 22 марта 1921 года. Продан в мае этого же года и разоб­ран в Киле.

S-80. Заложен в 1895 году, спущен на воду 14 июля 1895 года, построен 11 августа 1895 года. 4 сентября 1914 года переименован в Т-80. Во вре­мя войны использовался как плавбаза и как тральщик. После войны в составе Рейхсмарине. 26 января 1921 года исключен из списков флота. [ Продан 23 апреля 1921 года и разобран в Вильгельмсхафене.

S-81. Заложен в 1895 году, спущен на воду] 30 сентября 1895 года, построен 23 марта 1896 года. 4 сентября 1914 года переименован в Т-81. Во время войны использовался как тральщик. После окончания войны в составе Рейхсмарине. Исключен из списков флота 26 января 1921 года. Продан 16 апреля 1921 года и разобран в Вильгельмсхафене.

 

S-82 — S-87 (6 ед.)

 

Продолжение развития стандартного типа миноносцев завода Шихау.

Водоизмещение: 170 т (в полном грузу), 142 т (проектное).

Размерения: длина 48,2 м, ширина 5,1 м, осад­ка 2,57 м.

Механизмы: 1 трехцилиндровая паровая маши­на тройного расширения; 2 военно-морских или 2 котла Торникрофта. Мощность 2146 л.с. Ско­рость хода 25,3 узла, дальность плавания 1460 миль со скоростью 12 узлов, 680 миль со скорос­тью 16 узлов, 380 миль со скоростью 20 узлов. За­пас топлива 37 т. В 1904—1906 годах установлены по 2 военно-морских котла.

Вооружение: 1 50-мм орудие, 3 450-мм торпед­ных аппарата. Позднее было установлено тральное оборудование.

Экипаж: 27-29 человек (1 офицер).

 

S-82. Заложен в 1897 году, спущен на воду 15 апреля 1897 года, построен 29 октября 1897 года. 4 сентября 1914 года переименован в Т-82. Во время войны использовался как тральщик, ас 1918 года как плавбаза. После окончания войны в со­ставе Рейхсмарине. 26 января 1921 года исключен из списков флота. 13 мая 1921 года продан и ра­зобран в Гамбурге-Моорбурге.

S-83. Заложен в 1897 году, спущен на воду 26 июня, построен 26 ноября 1897 года. 4 сентяб­ря 1914 года переименован в Т-83. Во время вой­ны использовался как тральщик, ас 1918 года как учебный корабль. После войны в составе Рейхсма­рине. 26 января 1921 года исключен из списков флота. Продан 13 мая 1921 года и разобран в Гамбурге-Моорбурге.

S-84. Заложен в 1897 году, спущен на воду 29 июля, построен 28 декабря 1897 года. 4 сентяб­ря 1914 года переименован в Т-84. Использовался как учебный корабль и корабль береговой оборо­ны. После окончания войны в составе Рейхсмари­не. 26 января 1921 года исключен из списков фло­та. Продан 23 апреля 1921 года и разобран в Вильгельмсхафене.

S-85. Заложен в 1897 году, спущен на воду 9 сентября 1897 года, построен 20 марта 1898 года. 1 сентября 1898 года сел на мель у Staber Huk (54°24'N, 11°2ГО). Вскоре был снят и отремонти­рован. 4 сентября 1914 года переименован в Т-85. Использовался как учебный корабль и корабль бе­реговой обороны, а с 1915 года как тральщик. После войны в составе Рейхсмарине. 22 марта 1921 года исключен из списков флота. Продан в мае 1921 года и разобран в Киле.

S-86. Заложен в 1897 году, спущен на воду 8 ноября 1897 года, построен 31 марта 1898 года. 4 сентября 1914 года переименован в Т-86. Ис­пользовался как учебный корабль, корабль бере­говой обороны, а с 1918 года был в составе шко­лы подводного плавания. После войны в составе Рейхсмарине. Вычеркнут из списков флота 22 мар­та 1921 года. В мае этого же года продан на слом и разобран в Киле.

S-87. Заложен в 1897 году, спущен на воду 10 декабря 1897 года, построен 15 апреля 1898 года. 4 сентября 1914 года переименован в Т-87. Во время войны использовался как учебный корабль и корабль береговой обороны. После войны в составе Рейхсмарине. 26 января 1921 года вычеркнут из списков флота. 23 апреля 1921 года продан и ра­зобран в Вильгельмсхафене.

 

Тип G-88, G-89 (2 ед.)

 

Эти корабли интересны своей энергетической установкой. Все началось в 1891 году, когда на верфи "Шихау" был построен "опытный миноно­сец" с четырехцилиндровой четырехкратного рас­ширения паровой машиной. Испытания проводи­лись с ноября 1891 года по февраль 1892 года. Точ­ные их результаты не известны. Флот не купил корабль, и он стоял на заводе до 1898 года, пока не был куплен флотом США и не вступил в его со­став под названием "Сомерс".

Водоизмещение: 177 т (в полном грузу), 147 т (проектное).

Размерения: длина 45,6 м, ширина 5,31 м, осад­ка 2,83 м.

Механизмы: 1 четырехцилиндровая четырех­кратного расширения паровая машина; 2 котла Торникрофта или 2 военно-морских котла. Мощность 2468 л.с. Скорость хода 26 узлов, дальность плавания 1600 миль со скоростью 12 узлов, 420 миль со скоростью 20 узлов. Запас топлива 45 т.

Вооружение: 1 50-мм орудие, 3 450-мм торпед­ных аппарата. Позднее установлено тральное обо­рудование.

Экипаж: 27-29 человек (1 офицер).

 

G-88. Заложен в 1897 году, спущен на воду 10 июля 1897 года, построен 2 мая 1898 года. 4 сен­тября 1914 года переименован в Т-88. Во время войны использовался как учебный корабль и плав­база, а с 1916 года как тральщик. После войны в составе Рейхсмарине. 22 марта 1921 года исключен из списков флота и в мае того же года продан. Ра­зобран в Киле.

G-89. Заложен в 1897 году, спущен на воду 19 февраля 1898 года, построен 18 августа 1898 года. 4 сентября 1914 года переименован в Т-89. Во время войны использовался как плавбаза и учеб­ный корабль, а после 1916 года как тральщик. После войны, зачислен в состав Рейхсмарине. 22 марта 1921 года исключен из списков флота, а в мае продан на слом и разобран в Киле.