Первые серийные миноносцы завода Шихау (1884-1898 гг.)
Тип S-1 — S-6 (6 ед.)
Первоначально имели номера с XXVIII по XXXIII. Вся серия переименована 25 ноября 1884 года.
Водоизмещение: 99 т (в полном грузу), 84 т (проектное).
Размерения: длина 37,72 м, ширина 4,92 м, осадка 2,23 м.
Механизмы: 1 паровая трехцилиндровая машина тройного расширения; 1 локомотивный котел. Мощность 970 л.с. Скорость хода 19,3 узла, дальность плавания 1400 миль со скоростью 10 узлов, 250 миль со скоростью 18 узлов. Запас топлива 18,2 т угля.
Вооружение: 2 револьверных 37-мм орудия, 2 350-мм торпедных аппарата. В 1885 году вместо неподвижных носовых установлены два палубных аппарата.
Экипаж: 15 человек (1 офицер).
S-1. Заложен в 1884 году, спущен на воду 24 мая 1884 года. Использовался в качестве миноносца для защиты гаваней. Исключен из списков флота в 1896 году. Машина корабля с 1905 года экспонируется в Мюнхенском музее.
S-2. Заложен в 1884 году, спущен на воду 12 июня 1884 года. Использовался в качестве миноносца для защиты гаваней. С 10 сентября 1904 года торпедолов. 11 ноября 1910 года переименован в Т-2. Разобран в 1915 году на Имперской верфи в Киле.
S-3. Заложен в 1884 году, спущен на воду 9 июля 1884 года. С 1896 года использовался в качестве корабля-отопителя, корабля-мишени и баржи для боеприпасов. Исключен из списков флота 9 июля 1921 года. Разобран в Вильгельмсхафене.
S-4. Заложен в 1884 году, спущен на воду 5 августа 1884 года. Вычеркнут из списков флота 1 июля 1897 года. Использовался в качестве мишени для береговой артиллерии. Продан на слом в 1902 году и разобран в Гамбурге.
S-5. Заложен в 1884 году, спущен на воду 7 сентября 1884 года. Использовался в качестве корабля-цели для береговой артиллерии. Исключен из списков 1 июля 1897 года. В 1909 году продан и разобран в Гамбурге.
S-6. Заложен в 1884 году, спущен на воду 26 сентября 1884 года. Исключен из списков I июля 1897 года. Использовался в качестве корабля-цели для береговой артиллерии. В 1909 году продан на слом и разобран в Гамбурге.
Тип S-7 — S-23 (17 ед.)
Изучение опыта эксплуатации первых немецких миноносцев показало, что наиболее удачными являются корабли, построенные на заводе "Ф. Шихау" в Эльбинге, который и стал базовой верфью.
Водоизмещение: 98 т (в полном грузу), 86 т (проектное).
Размерения: длина 37,7 м, ширина 4,92 м, осадка 2,2 м.
Механизмы: 1 трехцилиндровая паровая машина тройного расширения, 1 локомотивный котел с давлением 12 атмосфер. Мощность 831 л.с. Скорость 20,4 узла, дальность плавания 2650 миль со скоростью 10 узлов, 400 миль со скоростью 20 узлов. Запас топлива 17 т угля. В 1899-1900 годах на S-7 - S-14 установили локомотивный котел с давлением 13 атмосфер, а на S-15 и S-16 военно-морской котел с давлением 12 атмосфер.
Вооружение: 1 револьверное 37-мм орудие, 3 350-мм торпедных аппарата. В 1893 году установлено 1 50-мм орудие. Экипаж: 16 человек (1 офицер). 5-7. Заложен в 1885 году, спущен на воду 6 мая 1885 года, построен 13 августа 1885 года. Исключен из списков флота 14 января 1905 года. До разборки на металл использовался в качестве корабля-отопителя.
S-8. Заложен в 1885 году, спущен на воду 13 мая 1885 года, построен 4 ноября 1885 года. Исключен из списков флота в 1910 году. До разборки на металл использовался в качестве корабля-цели.
S-9. Заложен в 1885 году, спущен на воду 30 мая 1885 года, построен 13 августа 1885 года. Исключен из списков флота 14 января 1905 года. В 1906 году корпус корабля был продан одной из частных фирм. Дальнейшая судьба неизвестна.
S-10. Заложен в 1885 году, спущен на воду 8 июня 1885 года, построен 4 ноября 1885 года? Исключен из списков флота 14 января 1905 года. До разборки на металл использовался в качестве плавказармы и корабля-отопителя.
S-11. Заложен в 1885 году, спущен на воду 18 июня 1885 года, построен 31 июля 1885 года. Использовался в качестве миноносца для защиты гаваней. 11 ноября 1910 года переименован в Т-11. Использовался как тральщик и плавбаза. Исключен из списков флота 3 апреля 1920 года. Продан на слом 23 августа 1920 года и разобран в Любеке.
S-12. Заложен в 1885 году, спущен на воду 27 июня 1885 года, построен 2 сентября 1885 года. Затонул 13 марта 1908 года в устье реки Эльба (53°56'N, 8°40'O) после столкновения с пароходом "Эдуард Гросманн". Погиб I человек.
S-13. Заложен в 1885 году, спущен на воду 7 июля 1885 года, построен 28 августа 1885 года. Использовался в качестве миноносца для защиты гаваней. II ноября 1910 года переименован в Т-13. Служил как плавбаза и учебный корабль. Исключен из списков флота 3 апреля 1920 года. Продан на слом 28 августа 1920 года и разобран в Любеке.
S-14. Заложен в 1885 году, спущен на воду 15 июля 1885 года, построен 3 сентября 1885 года. Использовался в качестве миноносца для защиты гаваней. 11 ноября 1910 года переименован в Т-14. Служил как плавбаза. 3 апреля 1920 года исключен из списков флота. 12 октября 1920 года продан на слом в Киль.
S-15. Заложен в 1885 году, спущен на воду 29 июля 1885 года, построен 14 октября 1885 года. Использовался в качестве миноносца для защиты гаваней. 11 ноября 1910 года переименован в Т-15. Служил как плавбаза и учебный корабль. 3 апреля 1920 года исключен из списков флота. 12 октября 1920 года продан на слом в Гамбург.
S-16. Заложен в 1885 году, спущен на воду I августа 1885 года, построен 14 октября 1885 года. Использовался в качестве миноносца для защиты гаваней. 11 ноября 1910 года переименован в Т-16. Использовался как плавбаза и тральщик. 3 апреля 1920 года исключен из списков флота. 28 августа 1920 года продан на металл. Разобран в Любеке.
S-17. Заложен в 1885 году, спущен на воду 15 августа 1885 года, построен 24 октября 1885 года. Исключен из списков флота 18 января 1906 года. Использовался в качестве корабля-цели. Продан в 1910 году и разобран.
S-18. Заложен в 1885 году, спущен на воду 24 августа 1885 года, построен 24 октября 1885 года. Вычеркнут из списков флота 14 января 1905 года. Использовался в качестве сторожевого корабля и корабля-цели. Вероятно, разобран в первые годы Веймарской республики.
S-19. Заложен в 1885 году, спущен на воду 4 сентября 1885 года, построен II ноября 1885 года. Исключен из списков флота 14 января 19051 года. Использовался в качестве сторожевого корабля. Продан в 1910 году.
S-20. Заложен в 1885 году, спущен на воду 17 сентября 1885 года, построен 11 ноября 1885 года. 11 ноября 1910 года переименован в Т-20,1 затем переоборудован в плавбазу. Исключен из списков флота 3 апреля 1920 года. Продан на слом 28 августа 1920 года. Разобран в Любеке.
S-21. Заложен в 1885 году, спущен на воду 18 сентября 1885 года, построен 24 ноября 1885 года. Использовался в качестве миноносца для защиты гаваней. 11 ноября 1910 года переименован в Т-21. 16 августа 1911 года затонул после столкновения с Т-38 в проливе Лангеланд-Бельт. 25 августа этого же года поднят. Разобран на Кильской Имперской верфи.
S-22. Заложен в 1885 году, спущен на воду 1 октября 1885 года, построен 27 ноября 1885 года. Использовался в качестве миноносца для защиты гаваней, участвовал в проведении опытов по применению нефти в качестве топлива. 11 ноября 1910 года переименован в Т-22. Служил как плавбаза, учебный корабль и тральщик. Исключен из списков флота 3 апреля 1920 года. Продан на слом 21 мая 1921 года и разобран в Вильгельмсхафене.
S-23. Заложен в 1885 году, спущен на воду! 10 октября 1885 года, построен 21 декабря 1885 года. Исключен из списков флота 14 января 1905 года, затем использовался как сторожевой корабль. В 1905 году продан и разобран в Гамбурге.
Тип S-24 — S-31 (8 ед.)
Дальнейшее развитие предшествующего типа.
Водоизмещение: 103 т (в полном грузу), 83 т (проектное).
Размерения: длина 37,74 м, ширина 4,8 м, осадка 2,34 м.
Механизмы: 1 трехцилиндровая паровая машина тройного расширения; 1 локомотивный котел. Мощность 840 л.с. Скорость хода 19,1 узла, дальность плавания 2040 миль со скоростью 12 узлов. Запас топлива 17 т угля. В 1911 году на всех миноносцах установили по 1 военно-морскому котлу.
Вооружение: 1 револьверное 37-мм орудие, 3 350-мм торпедных аппарата. С 1893 года 1 50-мм орудие.
Экипаж: 16 человек.
S-24. Заложен в 1886 году, спущен на воду 30 июля 1886 года, построен 24 октября 1886 года. 11 ноября 1910 года переименован в Т-24. После 1915 года тральщик. 3 апреля 1920 года исключен из списков флота. 28 сентября 1920 года продан на слом и разобран в Киле.
5-25. Заложен в 1886 году, спущен на воду 4 августа 1886 года, построен 4 ноября 1886 года. И ноября 1910 года переименован в Т-25 и переклассифицирован в тральщик. Погиб в ноябре 1914 года в Северном море (54°56'W, 7°55'O) столкнувшись с Т-72.
5-26. Заложен в 1886 году, спущен на воду 21 августа 1886 года, построен 26 октября 1886 года. 22 сентября 1897 года погиб во время шторма в устье реки Эльба (53°57'N, 9°15'O). Погибло 7 человек.
S-27. Заложен в 1886 году, спущен на воду 24 сентября 1886 года, построен 15 ноября 1886 года. 11 ноября 1910 года переименован в Т-27 и использовался в качестве тральщика. В 1914 году передан в школу подводного плавания. 3 апреля 1920 года исключен из списков флота и 28 сентября того же года продан. Разобран в Киле.
S-28. Заложен в 1886 году, спущен на воду 6 октября 1886 года, построен 3 декабря 1886 года. 11 ноября 1910 года переименован в Т-28. Использовался в качестве тральщика, а с 1915 года как миноносец для защиты гаваней. В 1918 году плавбаза. 3 апреля 1920 года исключен из списков флота. 12 октября продан на слом и разобран в Гамбурге.
S-29. Заложен в 1886 году, спущен на воду 19 октября 1886 года, построен 23 декабря 1886 года. 11 ноября 1910 года переименован в Т-29. Использовался в качестве тральщика. 9 ноября 1916 года затонул в Куксхафене после столкновения, поднят и отремонтирован. Исключен из списков флота 3 апреля 1920 года и разобран в Вильгельмсхафене.
S-30. Заложен в 1886 году, спущен на воду 22 ноября 1886 года, построен 15 января 1887 года. 11 ноября 1910 года переименован в Т-30 и до момента исключения из списков флота 3 апреля 1920 года, был тральщиком. 12 октября 1920 года продан на слом и разобран в Гамбурге.
S-31. Заложен в 1886 году, спущен на воду 4 декабря 1886 года, построен 13 апреля 1887 года. 11 ноября 1910 года переименован в Т-31 и использовался как тральщик, а после 1916 года как плавбаза. 3 апреля 1920 года исключен из списков флота. 12 октября 1920 года продан и разобран в Гамбурге.
Тип S-32 (1 ед.)
Отличался от предыдущих тем, что над машинным и котельным отделением настелили более толстые листы как некое подобие бронирования.
Водоизмещение: 119 т (в полном грузу), 104 т (проектное).
Размерения: длина 39,12 м, ширина 5,3 м, осадка 2,52 м.
Механизмы: 1 трехцилиндровая паровая машина тройного расширения: 1 локомотивный котел.
Мощность 900 л.с. Скорость хода 19,9 узла, дальность плавания 2050 миль со скоростью 10 узлов. Запас топлива 23 т угля. В 1896 году установлены 2 котла Ярроу.
Вооружение: 1 револьверное 37-мм орудие, 3 350-мм торпедных аппарата (2 палубных и 1 носовой подводный). С 1893 года 1 50-мм орудие.
Экипаж: 20 человек (1 офицер).
S-32. Заложен в 1886 году, спущен на воду 12 ноября 1886 года, построен 8 декабря 1886 года. Погиб 17 августа 1910 года, столкнувшись в Балтийском море (54°30'N, 10°25'O) с S-76.
Тип S-33 — S-41 (9 ед.)
Построены заводом "Шихау". Дальнейшее развитие предшествующего типа.
Водоизмещение: 113 т (в полном грузу), 94 т (проектное).
Размерения: длина 39,88 м, ширина 4,8 м, осадка 2,33 м.
Механизмы: 1 трехцилиндровая паровая машина тройного расширения; I локомотивный котел. Мощность I 100 л.с. Скорость хода 20 узлов, дальность плавания 2050 миль со скоростью 10 узлов. Запас топлива 23 т угля. На S-37 в 1900 году установлен новый локомотивный котел с давлением 13 атмосфер (прежние котлы имели давление 12 атмосфер). На S-33, S-34, S-36 и S-39 в 1909, а на S-35 и S-40 в 1912 году установили по 1 новому котлу.
Вооружение: 1 револьверное 37-мм орудие, 3 350-мм торпедных аппарата. С 1893 года 1 50-мм орудие.
Экипаж: 16 человек.
S-33. Заложен в 1887 году, спущен на воду 3 мая 1887 года, построен 20 июня 1887 года. 11 ноября 1910 года переименован в Т-33. Использовался в качестве тральщика. 3 апреля 1920 года исключен из списков флота. 12 октября 1920 года продан на слом и разобран в Гамбурге.
S-34. Заложен а 1887 году, спущен на воду 7 мая 1887 года, построен 24 июня 1887 года. 11 ноября 1910 года переименован в Т-34 и использовался как тральщик, ас 1917 года как плавбаза. 3 апреля 1920 года исключен из списков флота. 12 октября 1920 года продан на слом и разобран в Гамбурге.
S-35. Заложен а 1887 году, спущен на воду 25 мая 1887 года, построен 26 июня 1887 года. 11 ноября 1910 года переименован в Т-35 и использовался как тральщик, а с 1917 года как плавбаза. 3 апреля 1920 года исключен из списков флота. 12 октября 1920 года продан на слом и разобран в Гамбурге.
S-36. Заложен а 1887 году, спущен на воду 25 июня 1887 года, построен 15 июля 1887 года. 11 ноября 1910 года переименован в Т-36 и использовался как тральщик, ас 1915 года как плавбаза. Вычеркнут из списков флота 3 апреля 1920 года, продан на слом и разобран в Вильгельмсхафене.
S-37. Заложен а 1887 году, спущен на воду 9 июля 1887 года, построен 12 августа 1887 года. 11 ноября 1910 года переименован в Т-37, использовался в качестве тральщика, а с 1915 года как плавбаза. 3 апреля 1920 года исключен из списков флота. 12 октября 1920 года продан на слом и разобран в Гамбурге.
S-38. Заложен а 1887 году, спущен на воду 27 июля 1887 года, построен 29 июля 1887 года. 11 ноября 1910 года переименован в Т-38, использовался в качестве тральщика, ас 1917 года как плавбаза. 3 апреля 1920 года исключен из списков флота, 12 октября продан на слом и разобран в Гамбурге.
S-39. Заложен а 1887 году, спущен на воду 16 августа 1887 года, построен 19 сентября 1887 года. 11 ноября 1910 года переименован в Т-39 и использовался как тральщик, а с 1915 года как плавбаза. 3 апреля 1920 года исключен из списков флота. 12 октября 1920 года продан на слом и разобран в Гамбурге.
S-40. Заложен а 1887 году, спущен на воду 27 августа 1887 года, построен 28 сентября 1887 года. 11 ноября 1910 года переименован в Т-40 и использовался как тральщик, а с 1916 года как плавбаза. 3 апреля 1920 года исключен из списков флота. 12 октября 1920 года продан на слом и разобран в Гамбурге.
S-41. Заложен а 1887 году, спущен на воду 16 сентября 1887 года, построен 12 октября 1887 года. Погиб 23 августа 1896 года в проливе Скаген во время шторма. Место гибели (приблизительно) 57°30'N, 9°00'O. Погибло 13 человек.
Тип S-42 (1 ед.)
Продолжение развития типа "стандартных" миноносцев завода "Шихау".
Водоизмещение: 153 т (в полном грузу), 123 т (проектное).
Размерения: длина 44,2 м, ширина 5,0 м, осадка 2,6 м.
Механизмы: 1 трехцилиндровая паровая машина тройного расширения; 1 локомотивный котел. Мощность 1420 л.с. Скорость хода 22,2 узла. Запас топлива 18 т угля и 5,7 т нефти. В 1896 году установлен 1 военно-морской котел.
Вооружение: 1 револьверное 37-мм орудие, 3 350-мм торпедных аппарата. В 1893 года установлено 1 50-мм орудие.
Экипаж: 16 человек (1 офицер).
S-42. Заложен в 1889 году, спущен на воду 29 мая 1889 года, построен 27 июня 1889 года. Затонул 24 июня 1902 года после столкновения с британским торговым судном "Firsby" в устье реки Эльба (53°58'М, 08°,49'О). Погибло 5 человек. Миноносец вскоре был поднят и отремонтирован и после ввода в строй использовался в качестве учебного корабля. 11 ноября 1910 года переименован в Т-42 и использовался как тральщик, с 1915 года как корабль береговой обороны, ас 1917 года как плавбаза. После окончания первой мировой войны в составе Рейхсмарине. Исключен из списков флота 26 октября 1920 года. Продан 6 января 1921 года и разобран в Вильгельмсхафене.
Тип S-43 — S-65 (23 ед.)
Водоизмещение: 152 т (в полном грузу), 127 т (проектное).
Размерения: длина 44,2 м, ширина 5,0 м, осадка 2,7 м.
Механизмы: 1 трехцилиндровая паровая машина тройного расширения; 1 локомотивный котел. Мощность 1571 л.с. Скорость хода 21,5 узла, дальность плавания 2160 миль со скоростью 10 узлов, 650 миль со скоростью 17 узлов. Запас топлива 30 т угля. В период с 1909 по 1910 год на кораблях установили по 1 военно-морскому котлу.
Вооружение: 1 револьверное 37-мм орудие, 3 350-мм торпедных аппарата. С 1893 года установлено 1 50-мм орудие.
Экипаж: 16 человек (I офицер).
S-43. Заложен в 1889 году, спущен на воду 17 июня 1889 года, построен 8 августа 1889 года. 1 ноября 1910 года переименован в Т-43 и использовался как тральщик. Погиб 7 октября 1915 года, подорвавшись на мине в Северном море (54°35'М, 07°45'О). Погибло 3 человека.
S-44. Заложен в 1889 году, спущен на воду 30 октября 1889 года, построен 6 декабря 1889 года. 11 ноября 1910 года переименован в Т-44 использовался как тральщик, с 1915 года как корабль береговой обороны, ас 1917 года как плавбаза. После окончания войны в составе Рейхсмарине. Исключен из списков флота 26 октября 1921 года и разобран в Гамбурге.
S-45. Заложен в 1889 году, спущен на вод» 12 июля 1889 года, построен 11 сентября 1889 года. 11 ноября 1910 года переименован в Т-45 использовался как тральщик. После окончании Первой мировой войны в составе Рейхсмарине. Исключен из списков флота 10 мая 1922 года, а затем использовался как корабль-отопитель в Арсенале города Киля.
S-46. Заложен в 1889 году, спущен на воду 3 августа 1889 года, построен 2 ноября 1889 года. 11 ноября 1910 года переименован в Т-46 и использовался как тральщик. Подорвался на мине 10 августа 1915 года в 13 часов 30 минут в Балтийском море (55°О1’М, 16°12'О). Погиб почти весь экипаж - 17 человек.
S-47. Заложен в 1889 году, спущен на воду 2 сентября 1889 года, построен 30 октября 1889 г. 11 ноября 1910 года переименован в Т-47 и использовался как тральщик. Погиб 24 мая 1915 года в 22 часа, подорвавшись на мине в Балтийском море (53 °31’М, 16 °12'О). Погибло 20 человек.
S-48. Заложен в 1889 году, спущен на воду 20 сентября 1889 года, построен 12 февраля 1890 года. Погиб 11 апреля 1896 года на реке Яде (53°35'М, 8°10'О) после столкновения с S-46. Погибло 5 человек.
S-49. Заложен в 1889 году, спущен на воду 30 января 1890 года, построен 26 марта 1890 года. 11 ноября 1910 года переименован в Т-49 и использовался как тральщик. С 1916 года плавбаза. После окончания войны в составе Рейхсмарине. Исключен из списков флота 26 октября 1920 года и разобран в Гамбурге.
S-50. Заложен в 1889 году, спущен на воду 4 ноября 1889 года, построен 10 апреля 1890 года. 11 ноября 1910 года переименован в Т-50. Погиб во время шторма 28 сентября 1914 года в Балтийском море (54°43'N, 17°05'О).
S-51. Заложен в 1889 году, спущен на воду 28 ноября 1889 года, построен 12 сентября 1890 года. 11 ноября 1910 года переименован в Т-51 и использовался как тральщик. Погиб 29 мая 1915 года, подорвавшись на мине вместе с Т-47.
S-52. Заложен в 1889 году, спущен на воду 20 декабря 1889 года, построен 18 сентября 1890 года. 11 ноября 1910 года переименован в Т-52 и использовался как тральщик. Погиб 8 августа 1915 года в 5 часов 30 минут в Балтийском море, подорвавшись на мине в точке с координатами 57°42'N, 21°51’О.
S-53. Заложен в 1889 году, спущен на воду 18 января 1890 года, построен 25 сентября 1890 года. 11 ноября 1910 года переименован в Т-53. Использовался как тральщик. После окончания войны в составе Рейхсмарине. Вычеркнут из списков флота 26 октября 1920 года и разобран в Вильгельмсхафене.
S-54. Заложен в 1889 году, спущен на воду 30 января 1890 года, построен 20 августа 1890 года. Применялся для опытов с нефтяным отоплением. 11 ноября 1910 года переименован в Т-54 и использовался как тральщик. Погиб 6 октября 1917 года в 14 часов 5 минут в Балтийском море, подорвавшись на мине. Место гибели 57°38'N, 21°36'O. Погибло 7 человек.
S-55. Заложен в 1889 году, спущен на воду 19 февраля 1890 года, построен 22 ноября 1890 года. 11 ноября 1910 года переименован в Т-55 и использовался как тральщик. После окончания войны в составе Рейхсмарине. Исключен из списков флота 26 октября 1920 года. Продан на слом 23 апреля 1921 года и разобран в Киле.
S-56. Заложен в 1889 году, спущен на воду 2 апреля 1890 года, построен 6 октября 1890 года. Применялся для опытов с нефтяным отоплением. 11 ноября 1910 года переименован в Т-56 и использовался как тральщик. Погиб 16 октября 1917 года в Балтийском море (58°42'N, 22°28'O).
S-57. Заложен в конце 1889 - начале 1890 года, спущен на воду 9 июня 1890 года, построен 24 октября 1890 года. Переименован в Т-57. С 11 ноября 1910 года использовался как тральщик. 5 апреля 1917 года погиб в Балтийском море (55°43'N, 20°34'О), подорвавшись на мине.
S-58. Заложен в 1891 году, спущен на воду 3 декабря 1891 года, построен 3 мая 1892 года. 4 сентября 1914 года переименован в Т-58 и использовался как тральщик. 8 августа 1915 года погиб после подрыва на мине в Балтийском море (57°42'М, 21°55'О).
S-59. Заложен в 1891 году, спущен на воду 9 декабря 1891 года, построен 29 мая 1892 года. 4 сентября 1914 года переименован в Т-59 и использовался как тральщик, а с 1918 года как плавбаза. Погиб 25 июня 1918 года после столкновения в Балтийском море (54°35'N, 10°15'O). Погиб 21 человек. Корабль подняли и отремонтировали. После окончания войны в составе Рейхсмарине. 26 октября 1920 года исключен из списков флота. 23 апреля 1921 года продан на слом и разобран в Киле.
S-60. Заложен в 1891 году, спущен на воду 26 марта 1892 года, построен II июля 1892 года. 4 сентября 1914 года переименован в Т-60 и использовался как тральщик. После окончания войны в составе Рейхсмарине. Вычеркнут из списков флота 26 октября 1920 года и разобран в Гамбурге.
S-61. Заложен в 1891 году, спущен на воду 6 апреля 1892 года, построен 23 июля 1892 года. 4 сентября 1914 года переименован в Т-61 и использовался как тральщик. После окончания войны в составе Рейхсмарине. Исключен из списков флота 26 октября 1920 года. Продан на слом 23 апреля 1921 года и разобран в Киле.
S-62. Заложен в конце 1891 года, спущен на воду 7 мая 1892 года, построен 29 июля 1892 года. 4 сентября 1914 года переименован на Т-62 и использовался как тральщик. После первой мировой войны в составе Рейхсмарине. Вычеркнут из списков флота 26 октября 1920 года. Продан 23 апреля 1921 года и разобран в Киле.
S-63. Заложен в конце 1891 года, спущен на воду 28 мая 1892 года, построен 12 августа 1892 года. 4 сентября 1914 года переименован в Т-63 и использовался как тральщик. После окончания войны в составе Рейхсмарине. Исключен из списков флота 26 октября 1920 года и разобран в Гамбурге.
S-64. Заложен в 1892 году, спущен на воду 28 июня 1892 года, построен 11 сентября 1892 года. 4 сентября 1914 года переименован в Т-64 и использовался как тральщик. Погиб 23 октября 1916 года, подорвавшись на мине в Балтийском море (56°56'N, 21°00'O). Погибло 10 человек.
S-65. Заложен в 1892 году, спущен на воду 13 октября 1892 года, построен 10 ноября 1892 года. 4 сентября 1914 года переименован в Т-65 и использовался как тральщик. Погиб от подрыва на мине в Балтийском море (59°13'1М, 22°37'О), 26 октября 1917 года в 7 часов 55 минут. Погибло 10 человек.
Тип S-66 (1 ед.)
На этом корабле по сравнению с предыдущими увеличен калибр торпедных аппаратов.
Водоизмещение: 172 т (в полном грузу), 140 т (проектное).
Размерения: длина 47.94 м, ширина 5,42 м, осадка 2,74 м.
Механизмы: 1 трехцилиндровая паровая машина тройного расширения; 2 локомотивных котла. Мощность 1610 л.с. Скорость хода 22,1 узла, дальность плавания 1560 миль со скоростью 14 узлов. Запас топлива 36 т угля. В 1902 году произведена замена котлов: установлен 1 локомотивный котел.
Вооружение: 1 50-мм орудие, 3 450-мм торпедных аппарата, тральное оборудование.
Экипаж: 22-23 человека (1 офицер).
S-66. Заложен в 1892 году, спущен на воду 27 апреля 1893 года, построен 30 июля 1893 года. 4 сентября 1914 года переименован в Т-66. Использовался как тральщик. Погиб 18 октября 1917 года в 9 часов 30 минут в Рижском заливе (58°I8'N, 23°13'O), после подрыва на мине. Погибло 17 человек.
Тип S-67 — S-73 (7 ед.)
Водоизмещение: 166 т (в полном грузу), 137 т (проектное).
Размерения: длина 47,94 м, ширина 5,42 м, осадка 2,58 м.
Механизмы: 1 трехцилиндровая паровая машина тройного расширения; 1 локомотивный котел. На миноносце S-69 в 1902 году, был установлен 1 локомотивный котел. В 1904 году аналогичная работа была выполнена па остальных кораблях серии, кроме S-72, на котором новый котел установили в 1906 году. В 1914 году, когда все корабли переоборудовались в тральщики, на них установили по 2 военно-морских котла.
Вооружение: 1 50-мм орудие, 3 450-мм торпедных аппарата. После переоборудования в тральщики тральное оборудование.
Экипаж: 22-23 человека (1 офицер).
S-67. Заложен в 1892 году, спущен на воду 14 февраля 1893 года, построен 20 мая 1893 года. 4 сентября 1914 года переименован в Т-67. Использовался как плавбаза, потом как тральщик. Погиб 13 августа 1918 года, подорвавшись на мине в Северном морс (55°27'W, 06°46'O). Погибло 2 человека.
S-68. Заложен в 1892 году, спущен на воду 9 марта 1893 года, построен I июля 1893 года. 4 сентября 1914 года переименован в Т-68. Использовался как тральщик. Погиб после подрыва на мине 4 июня 1918 года, в Северном море (55°28'W, 06°44'О). Погибло 7 человек.
S-69. Заложен в 1892 году, спущен на воду 20 апреля 1893 года, построен 15 августа 1893 года. 4 сентября 1914 года переименован в Т-69. Использовался как тральщик. После окончания войны в составе Рейхсмарине. Вычеркнут из списков флота 26 октября 1920 года и использовался как корабль-отопитель в Вильгельмсхафене, переименован в WHZ-1.
S-70. Заложен в I893 году, спущен на воду 6 июня 1893 года, построен 9 сентября 1893 года. 4 сентября I914 года переименован в Т-70. Использовался как плавбаза, потом как тральщик. После окончания войны в составе Рейхсмарине. 26 января 1921 года исключен из списков флота. 26 апреля 1924 года продан и разобран в Вильгельмсхафене.
S-71. Заложен в 1893 году, спущен на воду 2 августа 1893 года, построен 6 октября 1893 года. 4 сентября 1914 года переименован в Т-71. Использовался как тральщик, ас 1916 года как плавбаза. Вычеркнут из списков флота 23 марта 1921 года и разобран в Вильгельмсхафене
S-72. Заложен в 1893 году, спущен на воду 20 июня 1893 года, построен 23 ноября 1893 года. 4 сентября 1914 года переименован в Т-72. Использовался как тральщик и как плавбаза. После войны в составе Рейхсмарине. 26 января 1921 года исключен из списков флота. Продан 23 апреля 1921 года и разобран в Вильгельмсхафене.
S-73. Заложен в 1893 году, спущен на воду 23 июня 1893 года, построен 4 января 1894 года. 4 сентября 1914 года переименован в Т-73. Использовался как тральщик. После окончания войны в составе Рейхсмарине. 26 января 1921 года исключен из списков флота. Продан 18 мая 1921 года и разобран в Вильгельмсхафене.
Тип S-74 (1 ед.)
Типичный представитель семейства миноносцев Шихау. но с котлами Торникрофта.
Водоизмещение: 186 т (в полном грузу), 157 т (проектное).
Размерения: длина 49,9 м, ширина 5,5 м, осадка 2,79 м.
Механизмы: 1 трехцилиндровая паровая машина тройного расширения; 2 котла Торникрофта. Мощность 2500 л.с. Скорость хода 23,7 узла. Запас топлива 40 т. В 1905 году произведена замена котлов на 2 военно-морских.
Вооружение: 1 50-мм орудие, 3 450-мм торпедных аппарата.
Экипаж: 22-23 человека (1 офицер).
S-74. Заложен в 1894 году, спущен на воду 7 ноября 1894 года, построен 25 октября 1895 года. 4 сентября 1914 года переименован в Т-74. Использовался в качестве плавбазы, потом как тральщик. Входил в состав Рейхсмарине. 26 января 1921 года исключен из списков флота. Продан 23 апреля 1921 года и разобран в Вильгельмсхафене.
S-75 — S-81 (7 ед.)
Продолжение развития стандартных миноносцев фирмы Шихау.
Водоизмещение: 180 т (в полном грузу), 152 т (проектное).
Размерения: длина 49 м, ширина 5,3 м, осадка 2,85 м.
Механизмы: 1 трехцилиндровая паровая машина тройного расширения; 2 локомотивных котла. Мощность 1744 л.с. Скорость хода 22,3 узла, дальность плавания 2070 миль со скоростью 12 узлов, 1100 миль со скоростью 10 узлов. Запас топлива 43 т угля. В 1901 году на всех кораблях серии установили 2 военно-морских котла.
Вооружение: 1 50-мм орудие, 3 450-мм торпедных аппарата. Позднее установлено тральное оборудование.
Экипаж: 22-23 человека
S-75. Заложен в 1894 году, спущен на воду 22 января 1895 года, построен 26 апреля 1895 года. 4 сентября 1914 года переименован в Т-75. Использовался как плавбаза, а потом как тральщик. Входил в состав Рейхсмарине. 26 января 1921 года исключен из списков флота. Продан 23 апреля 1921 года и разобран в Вильгельмсхафене.
S-76. Заложен в 1894 году, спущен на воду 13 марта 1895 года, построен 29 мая 1895 года. Затонул 17 августа 1910 года в Балтийском море (54°30'N, 10°25'O), столкнувшись с S-32. Поднят. Был флагманом флотилии миноносцев. 4 сентября 1914 года переименован в Т-76. Использовался в качестве плавбазы, потом как тральщик. Входил в состав Рейхсмарине. 26 января 1921 года исключен из списков флота. 16 апреля 1921 года продан и разобран в Вильгельмсхафене.
S-77. Заложен в конце 1894 - начале 1895 года, спущен на воду 6 мая 1895 года, построен 10 июля 1895 года. 4 сентября 1914 года переименован в Т-77. Использовался как плавбаза, а затем как тральщик. После окончания войны в составе Рейхсмарине. 26 января 1921 года исключен из списков флота. 23 апреля 1921 года продан и разобран в Вильгельмсхафене.
S-78. Заложен в конце 1894 - начале 1895 года, спущен на воду 9 апреля 1895 года, построен 1 июля 1895 года. 4 сентября 1914 года переименован в Т-78. Использовался как тральщик. Затонул после подрыва на мине в Северном море 16 мая 1917 года в 20 часов 15 минут (55°33'М, 07°15'0). Погибло 26 человек.
S-79. Заложен в 1895 году, спущен на воду 6 июля 1895 года, построен 1 сентября 1895 года. 4 сентября 1914 года переименован в Т-79. Во время войны использовался как плавбаза и как тральщик. В 1918 году в составе школы подводного плавания. После окончания войны в составе Рейхсмарине. Исключен из списков флота 22 марта 1921 года. Продан в мае этого же года и разобран в Киле.
S-80. Заложен в 1895 году, спущен на воду 14 июля 1895 года, построен 11 августа 1895 года. 4 сентября 1914 года переименован в Т-80. Во время войны использовался как плавбаза и как тральщик. После войны в составе Рейхсмарине. 26 января 1921 года исключен из списков флота. [ Продан 23 апреля 1921 года и разобран в Вильгельмсхафене.
S-81. Заложен в 1895 году, спущен на воду] 30 сентября 1895 года, построен 23 марта 1896 года. 4 сентября 1914 года переименован в Т-81. Во время войны использовался как тральщик. После окончания войны в составе Рейхсмарине. Исключен из списков флота 26 января 1921 года. Продан 16 апреля 1921 года и разобран в Вильгельмсхафене.
S-82 — S-87 (6 ед.)
Продолжение развития стандартного типа миноносцев завода Шихау.
Водоизмещение: 170 т (в полном грузу), 142 т (проектное).
Размерения: длина 48,2 м, ширина 5,1 м, осадка 2,57 м.
Механизмы: 1 трехцилиндровая паровая машина тройного расширения; 2 военно-морских или 2 котла Торникрофта. Мощность 2146 л.с. Скорость хода 25,3 узла, дальность плавания 1460 миль со скоростью 12 узлов, 680 миль со скоростью 16 узлов, 380 миль со скоростью 20 узлов. Запас топлива 37 т. В 1904—1906 годах установлены по 2 военно-морских котла.
Вооружение: 1 50-мм орудие, 3 450-мм торпедных аппарата. Позднее было установлено тральное оборудование.
Экипаж: 27-29 человек (1 офицер).
S-82. Заложен в 1897 году, спущен на воду 15 апреля 1897 года, построен 29 октября 1897 года. 4 сентября 1914 года переименован в Т-82. Во время войны использовался как тральщик, ас 1918 года как плавбаза. После окончания войны в составе Рейхсмарине. 26 января 1921 года исключен из списков флота. 13 мая 1921 года продан и разобран в Гамбурге-Моорбурге.
S-83. Заложен в 1897 году, спущен на воду 26 июня, построен 26 ноября 1897 года. 4 сентября 1914 года переименован в Т-83. Во время войны использовался как тральщик, ас 1918 года как учебный корабль. После войны в составе Рейхсмарине. 26 января 1921 года исключен из списков флота. Продан 13 мая 1921 года и разобран в Гамбурге-Моорбурге.
S-84. Заложен в 1897 году, спущен на воду 29 июля, построен 28 декабря 1897 года. 4 сентября 1914 года переименован в Т-84. Использовался как учебный корабль и корабль береговой обороны. После окончания войны в составе Рейхсмарине. 26 января 1921 года исключен из списков флота. Продан 23 апреля 1921 года и разобран в Вильгельмсхафене.
S-85. Заложен в 1897 году, спущен на воду 9 сентября 1897 года, построен 20 марта 1898 года. 1 сентября 1898 года сел на мель у Staber Huk (54°24'N, 11°2ГО). Вскоре был снят и отремонтирован. 4 сентября 1914 года переименован в Т-85. Использовался как учебный корабль и корабль береговой обороны, а с 1915 года как тральщик. После войны в составе Рейхсмарине. 22 марта 1921 года исключен из списков флота. Продан в мае 1921 года и разобран в Киле.
S-86. Заложен в 1897 году, спущен на воду 8 ноября 1897 года, построен 31 марта 1898 года. 4 сентября 1914 года переименован в Т-86. Использовался как учебный корабль, корабль береговой обороны, а с 1918 года был в составе школы подводного плавания. После войны в составе Рейхсмарине. Вычеркнут из списков флота 22 марта 1921 года. В мае этого же года продан на слом и разобран в Киле.
S-87. Заложен в 1897 году, спущен на воду 10 декабря 1897 года, построен 15 апреля 1898 года. 4 сентября 1914 года переименован в Т-87. Во время войны использовался как учебный корабль и корабль береговой обороны. После войны в составе Рейхсмарине. 26 января 1921 года вычеркнут из списков флота. 23 апреля 1921 года продан и разобран в Вильгельмсхафене.
Тип G-88, G-89 (2 ед.)
Эти корабли интересны своей энергетической установкой. Все началось в 1891 году, когда на верфи "Шихау" был построен "опытный миноносец" с четырехцилиндровой четырехкратного расширения паровой машиной. Испытания проводились с ноября 1891 года по февраль 1892 года. Точные их результаты не известны. Флот не купил корабль, и он стоял на заводе до 1898 года, пока не был куплен флотом США и не вступил в его состав под названием "Сомерс".
Водоизмещение: 177 т (в полном грузу), 147 т (проектное).
Размерения: длина 45,6 м, ширина 5,31 м, осадка 2,83 м.
Механизмы: 1 четырехцилиндровая четырехкратного расширения паровая машина; 2 котла Торникрофта или 2 военно-морских котла. Мощность 2468 л.с. Скорость хода 26 узлов, дальность плавания 1600 миль со скоростью 12 узлов, 420 миль со скоростью 20 узлов. Запас топлива 45 т.
Вооружение: 1 50-мм орудие, 3 450-мм торпедных аппарата. Позднее установлено тральное оборудование.
Экипаж: 27-29 человек (1 офицер).
G-88. Заложен в 1897 году, спущен на воду 10 июля 1897 года, построен 2 мая 1898 года. 4 сентября 1914 года переименован в Т-88. Во время войны использовался как учебный корабль и плавбаза, а с 1916 года как тральщик. После войны в составе Рейхсмарине. 22 марта 1921 года исключен из списков флота и в мае того же года продан. Разобран в Киле.
G-89. Заложен в 1897 году, спущен на воду 19 февраля 1898 года, построен 18 августа 1898 года. 4 сентября 1914 года переименован в Т-89. Во время войны использовался как плавбаза и учебный корабль, а после 1916 года как тральщик. После войны, зачислен в состав Рейхсмарине. 22 марта 1921 года исключен из списков флота, а в мае продан на слом и разобран в Киле.