Глава II. Дивизионные миноносцы (1886-1914 гг.)
Тип D-1 — D-6 (6 ед.)
Опыт эксплуатации предыдущих типов миноносцев показал, что необходимо иметь на каждый отряд из 5-6 кораблей один больший миноносец. Их скорость и вооружение были такими же, как и на обычных миноносцах. Увеличение водоизмещения и размерений ушли на размещение минной мастерской, кладовых запчастей и оборудования лазарета. Кроме этого, на них увеличили экипаж, так как в военное время он должен был заменять убитых на кораблях "подчиненного" отряда. Концепцию разработали в 1886-1887 годах. Всего было построено 6 таких кораблей, которые делились на три незначительно отличавшихся серии.
Заказ выполнялся верфью "Ф. Шихау".
Водоизмещение: D-1— D-4 249 т (проектное), 300 т (в полном грузу), D-5—D-6 300 т (проектное), 406 т (в полном грузу).
Размерения: D-1—D-2: длина 56,5 м, ширина 6,6 м, осадка 3,4 м. D-3 — D-4: длина 57,64 м, ширина 6,8 м, осадка 3,4 м. D-5 — D-6: длина 59,58 м, ширина 6,8 м, осадка 3,23 м.
Механизмы: Паровая трехцилиндровая машина тройного расширения. Котлы: D-1—D-2, D-5—D-6: 2 локомотивных котла давлением 12 атмосфер; D-3—D-4 2 локомотивных котла, давлением 13 атмосфер. Мощность механизмов: D-1—D-2 -- 2036 л.с; D-3—D-4 — 2020 л.с; D-5—D-6 — 3200 л.с. Скорость: D-I—D-4 — 20,6 узла D-5—D-6 — 22,6 узла. Дальность плавания: D-1—D-4 - 1940 миль при скорости 14 узлов, 660 миль при скорости 18 узлов; D-5—D-6 — 2310 миль при скорости 14 узлов, 1060 миль при скорости 18 узлов. Запас топлива: D-I — D-2 — 56 тонн; D-3—D-4 -- 55 т; D-5—D-6 -- 98 т. Модернизация: D-1—D-2: в 1900-1901 годах установлены 2 локомотивных котла давлением 13 атмосфер (в 1909 году на D-2 2 военно-морских котла). D-3—D-4: в 1900 году два котла Нормана (на D-4 в 1914 году 2 морских котла).
Вооружение: 6 револьверных 37-мм орудий системы Готчкисса. В 1895 году установлены 3 50-мм орудия, 3 350-мм торпедных аппарата.
Экипаж 46 человек, из них 7 офицеров. Позднее D-I—D-4 — 52 человека 1 офицер; D-5—D-6 - 48 человек (из них 4 офицера).
D-1. Заложен в 1886 году, спущен на воду 19 декабря 1886 года, построен 27 апреля I887 года. Первоначально назывался D-2, но I августа I887 года получил настоящее название. Был флагманом ряда флотилий эсминцев. В мае 1905 года переоборудован в яхту-стационер для Балтийского моря. Переименован в "Кармен". В 1907-I909 годах флотский тендер, ас 1914 года корабль береговой обороны. После войны вычеркнут из списков флота и в 192I году разобран на металл.
D-2. Заложен в 1886 году, спущен на воду 11 сентября 1886 года, построен 1 мая 1887 года. Первоначально назывался D-I но 1 августа 1887 года переименован. Использовался в качестве флагмана флотилии эсминцев. В марте 1903 переименован в "Алис Рузевелт" и переоборудован в яхту-стационер для Северного моря. С 1914 года корабль береговой обороны. В 1920 году вычеркнут из списков флота и в 1921 году разобран.
D-3. Заложен в 1887 году, спущен на воду 10 октября 1887 года, построен 3 мая 1888 года. Был флагманом флотилий миноносцев. В 1906 году переклассифицирован в корабль охраны рыболовства. С 1914 года корабль береговой обороны, в 1916 году передан в школу подводного плавания, а затем в тральную флотилию. В 1920 году вычеркнут из состава флота и в 1921 году разобран.
D-4. Заложен в 1887 году, спущен на воду 9 ноября 1887 года, построен 15 октября 1888 года. Флагман флотилий эсминцев. В 1906 году переклассифицирован в корабль охраны рыболовства, с 1910 по 1916 год флотский тендер. Вычеркнут из списков флота в 1920 году и в 1921 году разобран.
D-5. Заложен в 1888 году, спущен на воду 20 октября 1888 года, построен 17 апреля 1889 года. Первоначально флагман флотилий эсминцев, в 1905-1906 годах корабль охраны рыболовства, с 1910 года флагман флотилии подводных лодок, с 1914 года приписан к школе подводного плавания, с 1919 года в составе флотилии тральщиков. В 1920 году исключен из списков флота и в 1921 году разобран.
D-6. Заложен в 1888 году, спущен на воду 9 февраля 1889 года, построен 28 июня 1889 года. Был флагманом флотилии эсминцев и тральщиков. С 1915 года в составе флотилии сторожевых кораблей, с 1916 года в составе школы подводного плавания. Вычеркнут из списков флота в 1920 году и в 1921 году разобран.
Тип D-7, D-8 (2 ед.)
Дальнейшее развитие предыдущего типа с увеличением водоизмещения и усилением вооружения. Верфь-строитель: "Ф. Шихау" в Эльбинге.
Водоизмещение: 410 т (в полном грузу), 320 т (проектное).
Размерения: длина 59,72 м, ширина 7,40 м, осадка 3,4 м.
Механизмы: 1 паровая машина тройного расширения; 2 локомотивных котла с давлением 13 атмосфер. Мощность 3600 л.с. Скорость хода 22,5 узла, дальность плавания 2590 миль при скорости 14 узлов, 1420 миль при скорости 18 узлов. Запас топлива 105 т. Корабли прошли модернизацию: на D-7 в 1907 году, на D-8 в 1910 году установили два новых морских котла с давлением 13 атмосфер.
Вооружение: 6 револьверных 37-мм орудий, 3 450-мм торпедных аппарата. В 1893 году миноносцы были перевооружены на 3 50-мм орудия.
Экипаж: 39 человек (7 офицеров).
D-7. Заложен в 1890 году, спущен на воду 6 мая 189I года, построен 25 июля 189I года. До I908 года был флагманом флотилий миноносцев и тральщиков, с 1914 года корабль береговой обороны, с 19I6 года передан в состав школы подводного плавания. Исключен из списков флота в I920 году. Разобран в I921 году в Гамбурге.
D-8. Заложен в I890 году, спущен на воду 8 июня 189! года, построен 25 октября 1891 года. Использовался в качестве флагмана миноносных и тральных флотилий, с 1914 года корабль береговой обороны, с I916 года в составе школы подводного плавания, с 1917 года использовался в качестве опытового корабля. Исключен из списков флота в конце I920 года и в 1921 году разобран.
Тип D-9 (1 ед.)
Дальнейшее развитие предыдущих кораблей. Первый немецкий миноносец, вступивший в строй с 50-мм орудием. Построен верфью "Ф. Шихау" в Эльбинге.
Водоизмещение: 350 т (проектное).
Размерения: длина 63 м, ширина 7,7 м, осадка 3,73 м.
Механизмы: 1 паровая трехцилиндровая машина, тройного расширения; 3 локомотивных котла давлением 13 атмосфер. Мощность 4200 л.с. Скорость хода 23,5 узла, дальность плавания 2600 миль при скорости 14 узлов, 1480 миль при скорости 18 узлов. Запас топлива 106 т угля.
Миноносец прошел модернизацию в 1910 году. На нем были установлены 3 морских котла с давлением 13 атмосфер. Увеличен запас топлива до 119 т угля.
Вооружение: 3 50-мм орудия, 3 450-мм торпедных аппарата.
Экипаж: 52 человека (из них 3 офицера), после модернизации 48 человек (из них 4 офицера).
D-9. Заложен в 1894 году, спущен на воду 3 сентября 1894 года, построен 29 декабря 1894 года. Был флагманом флотилий миноносцев. В 1907 году флагман флотилии тральщиков, после 1914 года корабль береговой обороны, с 1916 года приписан к школе подводного плавания, с 1919 года в составе флотилии тральщиков. В 1920 году исключен из списков флота и в 1921 году разобран.
Тип D-10 (1 ед.)
Незадолго до начала морского соперничества с Англией, которое началось в 1898 году, командование немецкого флота решило сравнить качество своих миноносцев с известными британскими "30-узловыми эсминцами". После переговоров с фирмой Торникрофта в Лондоне заключили договор на строительство одного корабля. Английские конструкторы решили не усложнять задачу и взяли за основу чертежи серии, к которой относился британский эсминец "Ариэль".
Водоизмещение: 310 т (проектное), 370 т (в полном грузу).
Размерения: длина 66,1 м, ширина 5,95 м, осадка 2,35 м.
Механизмы: 2 паровые четырехцилиндровые машины тройного расширения; 3 котла Торникрофта давлением 15,5 атмосфер. Мощность 5873 л.с. Скорость хода 27,2 узла, дальность плавания 2120 миль при скорости 14 узлов, 810 миль при скорости 19 узлов, 460 миль при скорости 22 узла. Запас топлива 77 т угля. В 1906 году заменили котлы и установили три котла Ярроу с давлением 15,5 атмосфер. Увеличен запас топлива до 80 т.
Вооружение: 5 50-мм орудия, 3 450-мм торпедных аппарата.
Экипаж: 47 человек (из них 7 офицеров), после модернизации 52 человека (из них 4 офицера).
D-10. Заложен в 1896-1897 году, спущен на воду 24 марта 1898 года, построен 13 октября 1898 года. В 1907 году передан в состав подводной комиссии, где использовался в качестве тендера, с 1914 года корабль береговой обороны, затем флагман флотилии подводных лодок, после 1915 года вновь в составе школы подводного плавания, с 1919 года опытовый корабль. 27 июля 1922 года исключен из списков флота и в том же году разобран.