Глава II. Дивизионные миноносцы (1886-1914 гг.)

 

Тип D-1 — D-6 (6 ед.)

 

Опыт эксплуатации предыдущих типов мино­носцев показал, что необходимо иметь на каждый отряд из 5-6 кораблей один больший миноносец. Их скорость и вооружение были такими же, как и на обычных миноносцах. Увеличение водоизме­щения и размерений ушли на размещение минной мастерской, кладовых запчастей и оборудования лазарета. Кроме этого, на них увеличили экипаж, так как в военное время он должен был заменять убитых на кораблях "подчиненного" отряда. Кон­цепцию разработали в 1886-1887 годах. Всего было построено 6 таких кораблей, которые дели­лись на три незначительно отличавшихся серии.

Заказ выполнялся верфью "Ф. Шихау".

Водоизмещение: D-1— D-4 249 т (проектное), 300 т (в полном грузу), D-5—D-6 300 т (проект­ное), 406 т (в полном грузу).

Размерения: D-1—D-2: длина 56,5 м, ширина 6,6 м, осадка 3,4 м. D-3 — D-4: длина 57,64 м, ширина 6,8 м, осадка 3,4 м. D-5 — D-6: длина 59,58 м, ширина 6,8 м, осадка 3,23 м.

Механизмы: Паровая трехцилиндровая машина тройного расширения. Котлы: D-1—D-2, D-5—D-6: 2 локомотивных котла давлением 12 атмосфер; D-3—D-4 2 локомотивных котла, давлением 13 ат­мосфер. Мощность механизмов: D-1—D-2 -- 2036 л.с; D-3—D-4 — 2020 л.с; D-5—D-6 — 3200 л.с. Скорость: D-ID-4 — 20,6 узла D-5—D-6 — 22,6 узла. Дальность плавания: D-1—D-4 - 1940 миль при скорости 14 узлов, 660 миль при скорости 18 узлов; D-5—D-6 — 2310 миль при скорости 14 узлов, 1060 миль при скорости 18 узлов. Запас топлива: D-ID-2 — 56 тонн; D-3—D-4 -- 55 т; D-5—D-6 -- 98 т. Модернизация: D-1—D-2: в 1900-1901 годах ус­тановлены 2 локомотивных котла давлением 13 ат­мосфер (в 1909 году на D-2 2 военно-морских котла). D-3—D-4: в 1900 году два котла Нормана (на D-4 в 1914 году 2 морских котла).

Вооружение: 6 револьверных 37-мм орудий си­стемы Готчкисса. В 1895 году установлены 3 50-мм орудия, 3 350-мм торпедных аппарата.

Экипаж 46 человек, из них 7 офицеров. По­зднее D-ID-4 — 52 человека 1 офицер; D-5—D-6 - 48 человек (из них 4 офицера).

 

D-1. Заложен в 1886 году, спущен на воду 19 декабря 1886 года, построен 27 апреля I887 года. Первоначально назывался D-2, но I августа I887 года получил настоящее название. Был флагманом ряда флотилий эсминцев. В мае 1905 года переоборудован в яхту-стационер для Балтийского моря. Переименован в "Кармен". В 1907-I909 го­дах флотский тендер, ас 1914 года корабль береговой обороны. После войны вычерк­нут из списков флота и в 192I году разоб­ран на металл.

D-2. Заложен в 1886 году, спущен на воду 11 сентября 1886 года, построен 1 мая 1887 года. Первоначально назывался D-I но 1 августа 1887 года переименован. Ис­пользовался в качестве флагмана флоти­лии эсминцев. В марте 1903 переименован в "Алис Рузевелт" и переоборудован в яхту-стационер для Северного моря. С 1914 года корабль береговой обороны. В 1920 году вычеркнут из списков флота и в 1921 году разобран.

D-3. Заложен в 1887 году, спущен на воду 10 октября 1887 года, построен 3 мая 1888 года. Был флагманом флотилий мино­носцев. В 1906 году переклассифицирован в корабль охраны рыболовства. С 1914 года корабль береговой обороны, в 1916 году передан в школу подводного плавания, а затем в тральную флотилию. В 1920 году вычеркнут из состава флота и в 1921 году разобран.

D-4. Заложен в 1887 году, спущен на воду 9 ноября 1887 года, построен 15 октяб­ря 1888 года. Флагман флотилий эсминцев. В 1906 году переклассифицирован в корабль охраны рыболовства, с 1910 по 1916 год флотский тендер. Вычеркнут из списков фло­та в 1920 году и в 1921 году разобран.

D-5. Заложен в 1888 году, спущен на воду 20 октября 1888 года, построен 17 апре­ля 1889 года. Первоначально флагман флоти­лий эсминцев, в 1905-1906 годах корабль ох­раны рыболовства, с 1910 года флагман флотилии подводных лодок, с 1914 года приписан к школе подводного плавания, с 1919 года в составе флоти­лии тральщиков. В 1920 году исключен из списков флота и в 1921 году разобран.

D-6. Заложен в 1888 году, спущен на воду 9 февраля 1889 года, построен 28 июня 1889 года. Был флагманом флотилии эсминцев и тральщиков. С 1915 года в составе флотилии сторожевых кораб­лей, с 1916 года в составе школы подводного пла­вания. Вычеркнут из списков флота в 1920 году и в 1921 году разобран.

 

Тип D-7, D-8 (2 ед.)

 

Дальнейшее развитие предыдущего типа с уве­личением водоизмещения и усилением вооружения. Верфь-строитель: "Ф. Шихау" в Эльбинге.

Водоизмещение: 410 т (в полном грузу), 320 т (проектное).

Размерения: длина 59,72 м, ширина 7,40 м, осадка 3,4 м.

Механизмы: 1 паровая машина тройного расширения; 2 локомотивных котла с давлением 13 атмосфер. Мощность 3600 л.с. Скорость хода 22,5 узла, дальность плавания 2590 миль при скорости 14 узлов, 1420 миль при скорости 18 узлов. Запас топлива 105 т. Корабли прошли модернизацию: на D-7 в 1907 году, на D-8 в 1910 году установили два новых морских котла с дав­лением 13 атмосфер.

Вооружение: 6 револьверных 37-мм орудий, 3 450-мм торпедных аппарата. В 1893 году мино­носцы были перевооружены на 3 50-мм орудия.

Экипаж: 39 человек (7 офицеров).

 

D-7. Заложен в 1890 году, спущен на воду 6 мая 189I года, построен 25 июля 189I года. До I908 года был флагманом флотилий миноносцев и тральщиков, с 1914 года корабль береговой оборо­ны, с 19I6 года передан в состав школы подвод­ного плавания. Исключен из списков флота в I920 году. Разобран в I921 году в Гамбурге.

D-8. Заложен в I890 году, спущен на воду 8 июня 189! года, построен 25 октября 1891 года. Использовался в качестве флагмана миноносных и тральных флотилий, с 1914 года корабль береговой обороны, с I916 года в составе школы подводного плавания, с 1917 года использовался в качестве опытового корабля. Исключен из списков флота в конце I920 года и в 1921 году разобран.

 

Тип D-9 (1 ед.)

 

Дальнейшее развитие предыдущих кораблей. Первый немецкий миноносец, вступивший в строй с 50-мм орудием. Построен верфью "Ф. Шихау" в Эльбинге.

Водоизмещение: 350 т (проектное).

Размерения: длина 63 м, ширина 7,7 м, осадка 3,73 м.

Механизмы: 1 паровая трехцилиндровая маши­на, тройного расширения; 3 локомотивных котла давлением 13 атмосфер. Мощность 4200 л.с. Ско­рость хода 23,5 узла, дальность плавания 2600 миль при скорости 14 узлов, 1480 миль при скорости 18 узлов. Запас топлива 106 т угля.

Миноносец прошел модернизацию в 1910 году. На нем были установлены 3 морских котла с давлением 13 атмосфер. Увеличен за­пас топлива до 119 т угля.

Вооружение: 3 50-мм орудия, 3 450-мм торпедных аппарата.

Экипаж: 52 человека (из них 3 офицера), после модернизации 48 человек (из них 4 офицера).

 

D-9. Заложен в 1894 году, спущен на воду 3 сентября 1894 года, построен 29 декабря 1894 года. Был флагманом флотилий мино­носцев. В 1907 году флагман флотилии траль­щиков, после 1914 года корабль береговой обороны, с 1916 года приписан к школе под­водного плавания, с 1919 года в составе фло­тилии тральщиков. В 1920 году исключен из списков флота и в 1921 году разобран.

 

Тип D-10 (1 ед.)

 

Незадолго до начала морского соперни­чества с Англией, которое началось в 1898 году, командование немецкого флота решило сравнить качество своих миноносцев с извес­тными британскими "30-узловыми эсминца­ми". После переговоров с фирмой Торникрофта в Лондоне заключили договор на стро­ительство одного корабля. Английские кон­структоры решили не усложнять задачу и взяли за основу чертежи серии, к которой относил­ся британский эсминец "Ариэль".

Водоизмещение: 310 т (проектное), 370 т (в полном грузу).

Размерения: длина 66,1 м, ширина 5,95 м, осад­ка 2,35 м.

Механизмы: 2 паровые четырехцилиндровые машины тройного расширения; 3 котла Торникрофта давлением 15,5 атмосфер. Мощность 5873 л.с. Скорость хода 27,2 узла, дальность плавания 2120 миль при скорости 14 узлов, 810 миль при скорости 19 узлов, 460 миль при скорости 22 узла. Запас топлива 77 т угля. В 1906 году заменили котлы и установили три котла Ярроу с давлением 15,5 атмосфер. Увеличен запас топлива до 80 т.

Вооружение: 5 50-мм орудия, 3 450-мм тор­педных аппарата.

Экипаж: 47 человек (из них 7 офицеров), после модернизации 52 человека (из них 4 офицера).

 

D-10. Заложен в 1896-1897 году, спущен на воду 24 марта 1898 года, построен 13 октября 1898 года. В 1907 году передан в состав подвод­ной комиссии, где использовался в качестве тен­дера, с 1914 года корабль береговой обороны, затем флагман флотилии подводных лодок, пос­ле 1915 года вновь в составе школы подводного плавания, с 1919 года опытовый корабль. 27 июля 1922 года исключен из списков флота и в том же году разобран.