Приложения

 

Приложение № 1. Развитие германских эскадренных миноносцев

(Из книг генерал-лейтенанта М. Schwarte "Kriegstechnik der Gegenwart" и P. Koppen "Die Uberwasserstreitkrafte und Ihre Technik")

 

В Германском флоте постройка многочислен­ных мощных миноносцев предусматривалась ос­новными законами о флоте 1900 и 1908 гг. Под­готовка их командиров и экипажей проводилась особенно тщательно. Стремление нанести против­нику еще до столкновения линейных флотов наи­больший ущерб посредством ночных атак миноносцев и, тем самым, возможно в большей степе­ни уменьшить его превосходства в линейных си­лах, была для них основной целью.

Характерными особенностями германских миноносцев, построенных под влиянием этих воззрений, являлись: сильное торпедное воору­жение, большая скорость хода, мореходность, достаточная дальность плавания. Вместе с тем все эти тактико-технические качества совмещались с корпусом сравнительно малых размеров, но обладающим хорошими маневренными каче­ствами, особенно нужными в сосредоточенных массовых атаках.

До войны германские миноносцы строились, исходя из использования их вблизи своих баз, так как немцы рассчитывали на ближайшую блокаду своего побережья со стороны англичан, и потому район их действия был значительно меньше, чем однотипных им английских кораблей. К началу войны 1914—1918 гг. германские флотилии со­стояли из 1 40 миноносцев водоизмещением от 400 до 800 т, имевших по 3-6 поворотных торпедных аппарата калибром в 450 или 500 мм. Полуфло­тилия состояла из 5 миноносцев, две полуфлотилии сводились во флотилии, к которым придавал­ся еще один миноносец того же типа в качестве флагманского корабля.

Английские истребители миноносцев (эсминцы) превосходили современные им германские миноносцы по размерам, скорости хода и артилле­рийскому вооружению, в то время как торпедное вооружение их было одинаково. Четыре английс­ких лидера, строившиеся первоначально для чи­лийского правительства и захваченные Англией с началом войны, в тот период являлись наиболее сильными миноносцами из когда-либо построен­ных. По водоизмещению (1900 т) они превосхо­дили самые новейшие германские миноносцы бо­лее чем в 2 раза, а по силе артиллерийского вооружения, состоявшего из 6 орудии 102-мм калиб­ра, установленных в диаметральной плоскости, они приближались к германским легким крейсе­рам. Дальнейшее развитие эсминцев в процессе войны перегнало даже и эти мощные корабли.

Предполагаемые до войны условия использо­вания германских миноносцев, ожидавшееся про­никновение линейных эскадр противника в Гер­манскую бухту и тесная блокада германского по­бережья не оправдались, и у миноносцев были от­няты с самого начала предпосылки для крупного и решающего успеха. Англичане сознательно обе­регали свои наиболее ценные корабли от торпед­ной и минной угрозы вблизи германского побе­режья. Они держали свой линейный флот в базах северной Англии, а по временам даже уводили его в Ирландское море, где он был полностью недо­ступен для атак германских миноносцев (Уход Гранд-Флита в Ирландское море был вы­зван не столько угрозой нападения не него минонос­цев, сколько опасностью торпедных атак подводных лодок, появившихся с начала войны вблизи англий­ских северных баз).

Освобождение противником Северного моря, а затем начавшееся с объявлением подводной вой­ны широкое применение англичанами минных заг­раждений отразились на использовании боевой де­ятельности миноносцев, а вместе с тем заметным образом и на характере их конструкции. Кроме конвоирования Флота Открытого моря во время его выходов и набегов на английское побережье и изнурительной сторожевой и дозорной службы у границ Германской бухты, миноносцы назнача­лись конвоирами для своих выходящих и возвра­щающихся подводных лодок, для проводки их че­рез неприятельские минные поля и для отраже­ния неприятельских подводных лодок. Они при­менялись также для зашиты тральщиков, работав­ших вдали от своего побережья, и сами привлека­лись к тралению.

Возникшие во время войны новые боевые за­дачи миноносцев предъявили к их тактико-техни­ческим элементам такие требования, которым не соответствовали миноносцы довоенной построй­ки. Для дальнейших операций дальность плавания их оказалась слишком малой, ввиду чего пришлось увеличить запас топлива. Артиллерийское воору­жение оказалось слабым и потребовало установ­ки орудий более крупного калибра (применяемых для воздушной обороны) и обеспечения новейши­ми дальномерами и приборами управления огнем.

Возросшее количество команды потребовало увеличения жилых помещений. Все эти необходи­мые улучшения вынудили увеличить размеры миноносцев. Этому непрерывному росту требований к их боевой мощи и желанию придать им равную с противником скорость хода не удовлетворяли первые миноносцы, вступавшие в строй уже во время войны. Требовалось создание совершенно новых проектов.

Первым шагом в этом направлении была по­стройка флотилии из 12 мощных и мореходных эсминцев водоизмещением 1700 т, вооруженных каждый шестью торпедными аппаратами и четырь­мя 105-мм орудиями. При этом были использова­ны чертежи и машинные установки эсминцев, заказанных иностранными государствами на герман­ских верфях еще в мирное время.

Дальнейший необыкновенно крупный рост бо­евой мощи эсминцев был достигнут постройкой серии типа 1916 г. и типа 1918 г. Двенадцать эс­минцев по 2400 т первого из этих типов имели на вооружении четыре! 50-мм орудия, превосходя по мощи все типы неприятельских миноносцев и представляя собой даже для легких крейсеров та­ких противников, которыми нельзя было пренеб­регать. Ввиду заключения мира эти новые миноносцы не получили боевого использования.

Задачи, которые стояли перед миноносцами Фландрской флотилии, были сходны с задачами их на Северном море. Но ввиду близости неприя­тельского побережья, стесненных фарватеров, ог­раничивающих свободу маневрирования, и незна­чительных глубин, многие из них можно было бы решить при помощи миноносцев малого размера. Исходя из этих особых условий в течение войны, наряду с ростом больших мореходных эсминцев, появились специальные малые миноносцы, посте­пенное развитие которых соответствовало трем типам A-I, A-II и A-III. Миноносцы типа A-III имели водоизмещение в 350 т и вооружение из одного 450-мм торпедного аппарата и двух 88-мм ору­дий. Имея нефтяное отопление, они давали ско­рость хода в 25 узлов.

Торпедное вооружение, находившееся в на­чале войны 1914 г. на германских эсминцах, было на уровне тактических требований того времени и современной им техники. Тактико-технические данные торпед образца G-7, при­нятых на миноносцах (диаметр 500 мм, длина 7 м), нельзя было повысить. Ввиду все более воз­раставших дистанций морского боя потребова­лось увеличение дальности хода торпеды. Кон­струирование торпеды 600-мм калибра, предназ­начавшегося на вооружение эсминцев последней серии, было закончено уже во время войны. Во­оружить новые миноносцы мобилизационного и улучшенного мобилизационного типа этой бо­лее мошной торпедой было невозможно: боль­шой вес 600-мм торпеды не позволял произво­дить ручное заряжание торпедных аппаратов, которые в свою очередь требовали механизации горизонтальной наводки.

Однако на эсминцах, находившихся в строю и законченных постройкой в начале войны, для ус­тановки таких механизмов не было ни необходи­мого места, ни запасов веса. Лишь в 1916 г., когда на основании накопленного боевого опыта была заложена серии эсминцев в 2400 т, появилась воз­можность установить механизмы для заряжания торпед и наведения аппаратов. Эти большие ми­ноносцы серии 1916 г. первыми получили на вооружение 600-мм торпеды. В остальном улучшение торпедного оружия в течение войны касалось глав­ным образом торпедных аппаратов и прицелов.

Все вступившие в строй во время войны гер­манские эсминцы вместо однотрубных торпедных аппаратов получили двухтрубные. Оси двух скреп­ленных между собой торпедных труб имели угол растворения 15°. Преимущество такой установки состояло в том, что обе торпеды направлялись к цели, не мешая одна другой, и наводчик имел в своем распоряжении достаточно времени произ­вести оба выстрела один за другим, выполнив для каждого из них тщательную наводку.

В США еще задолго до войны уже располагали двухтрубными торпедными аппаратами. Во время войны на эсминцах противников появились уже трехтрубные торпедные аппараты, а американские гладкопалубные эсминцы имели по 4 трехтрубных аппарата с параллельными осями (трубы в одной плоскости), а английские лидеры типа "Shakespeare" — по 2 трехтрубных аппарата (На русских эсминцах типа "Новик" многотрубные торпедные аппараты с оптическими прицелами и элек­трической наводкой были приняты еще до начала вой­ны. (Прим. ред.)).

Все эсминцы иностранных государств, пост­роенные после войны, имеют торпедное вооруже­ние исключительно в виде трехтрубных торпедных аппаратов. Значительному росту дальности хода торпед в течение последних предвоенных лет не соответствовали находившиеся на вооружении торпедные прицелы. На больших дистанциях стрельбы (более 1 2000 м) простые визиры с прорезью и нитью не обес­печивали точности наводки. На всех эсминцах, имевших торпеды дальне­го действия, уже в течение первого года войны были установлены опти­ческие прицелы с различными пере­менными увеличениями, с помощью которых стала возможной точная наводка на самых дальних дистанциях стрельбы.

Однако коренное улучшение средств наводки получили лишь эс­минцы серии 1916 г. Электрическая горизонтальная наводка обоих двух­трубных аппаратов была связана синхронно с приборами центральной наводки. Благодаря этому стало воз­можно постоянно держать торпед­ные аппараты наведенными на про­тивника и производить наводку не­посредственно из поста центральной наводки на командном мостике.

Наконец, нужно еще отметить пе­реход от стрельбы торпедами с помощью порохового заряда к использова­нию для этой цели сжатого воздуха. Отрицательное свойство применения порохового заряда заключается в воз­никновении яркого пламени, которое выдает момент торпедного залпа с ми­ноносца, чего при стрельбе сжатым воздухом удалось избежать.

Главная задача миноносцев — торпедные атаки по крупным кораб­лям противника. Поэтому на герман­ских миноносцах артиллерия имела характер вспомогательного оружия. Использование миноносцев было рассчитано таким образом, что в дневное время их действия обеспе­чивались артиллерией специально выделенных для этой цели крейсе­ров. Аля боя же в ночное время даже с более сильными эсминцами про­тивника считалось вполне достаточ­ным наличие двух 88-мм орудий, имеющихся на каждом германском миноносце.

Но уже первые боевые столкно­вения с неприятельскими минонос­цами при отсутствии поддержки со стороны крейсеров ясно показали слабость их артиллерийского воору­жения как по количеству, так и по дальнобойности.

Вооружение английских эсмин­цев, как правило, состояло из трех 102-мм орудий, с начальной скоро­стью снаряда около 370 м/сек и дальностью стрельбы более 10000 м (около 55 каб.). Германское же 88-мм орудие, длиной в 30 калиб­ров, имело начальную скорость снаряда 175 м/сек, а дальность стрельбы едва достигла 7400 м (40 каб.). В течение войны эту слабость в ар­тиллерийском отношении удалось не только лик­видировать, но и достичь превосходства (Наиболее показательным в этом отношении явился Гельголандский бой, когда германские крейсера запоздали с поддержкой своих дозор­ных миноносцев. (Прим. ред.)).

Первым шагом стало вооружение первых 26 вступивших в строй во время войны миноносцев более мощными 88-мм орудиями длиной в 45 ка­либров, с полуавтоматическим клиновым затвором, к созданию которого приступили еще в предвоенный период. Число орудий на каждом миноносце уве­личили с 2 до 3 и установили их в диаметральной плоскости.

Чем чаше в течение войны германские миноносцы использо­вались в самостоятельных опера­циях, тем настойчивее станови­лись требования установки на них не только одинакового с против­ником, но даже более мощного артиллерийского вооружения. 88-мм пушка была доведена до предела своего развития и только переход у более крупному калиб­ру сулил возможность появления более мощного снаряда. Уста­новка одного 105-мм орудия на миноносцах последних типов дала требуемые результаты. Это орудие стреляло снарядом весом 17,4 кг, в то время как английский 102-мм снаряд весил только 11,4 кг.

Хотя надежды, возлагавшиеся на 105-мм орудие, и были полно­стью оправданы, однако рост ка­либра на этом не остановился. Ус­тановкой на своих миноносцах 120-мм орудий англичане надея­лись добиться превосходства над германскими миноносцами. Тогда германский флот перешел к еще более крупному калибру, и эсминцы большого типа серии 1916 г. получили вооружение уже из че­тырех 150-мм орудий.

Одновременно с улучшением артиллерийского вооружения ми­ноносцев, в течение войны были усовершенствованы также и при­боры для управления артиллерий­ским огнем. Все новые эсминцы получили самые современные дальномеры. Оптические приборы управления ар­тиллерийским огнем в посту артиллерийского офицера были дополнены электрическими пере­датчиками приказаний, а также ревунами для про­изводства залпа и телефонами. Начиная с 1 91 6 г., новые миноносцы, кроме того, снабжались при­борами центральной наводки, с помощью которой артиллерийский офицер с центрального поста уп­равления огнем мог вести сосредоточенный огонь из всех орудий.

Самые старые миноносцы, несшие во время войны службу по охране портов и побережья, имели водоизмещение в пределах 300 т (за исклю­чением миноносцев типа "D", которые считались лидерами.

До 1898 г. в германском флоте строились миноносцы двух типов с разным водоизмещени­ем, но с 1898 г. продолжалось развитие только более крупных миноносцев. Первый из них (S-90, впоследствии был переименован в Т-90) в 1 900 г. прибыл в Циндао (Когда в постройке миноносцев дошли до номера G-197. счет начался опять с № 1, но пе­ред номером ставилась начальная буква завода-изготовителя. Все же старые миноносцы вплоть до № 197 получили перед номером букву Т). После потопления им японс­кого крейсера "Такачихо" 17 октября 1914 г. он выбросился на берег и был подорван командой. S-90 имел водоизмещение в 400 т, 3 50-мм ору­дия и 3 45-см торпедных аппарата. Развитие миноносцев шло по линии увеличения водоизмеще­ния только до 1910—1911 гг. К этому времени водоизмещение их дошло до 650 т, а вооружение состояло из 2 88-мм орудий и 4 50-см торпед­ных аппаратов.

Затем тактические воззрения снова измени­лись. Это обстоятельство и стремление сократить число кочегарок привели к тому, что миноносцы постройки 1911-1913 гг. (V-1—V-6 и т. д., G-7— G-1 2 и S-1 3—S-24) при том же вооружении име­ли водоизмещение только 524 т. Вследствие уменьшения водоизмещения миноносцы стали не­сколько короче, следовательно, более поворот­ливыми, но при этом имели тесные помещения и были менее мореходными. Теснота привела к не­удобному размещению запаса топлива и в пло­хую погоду, особенно при сокращенном составе команды, было невозможно израсходовать весь уголь, так как часть его приходилось подавать в кочегарки из кормовых угольных ям.

С 1913 г. опять пошли по линии увеличения водоизмещения миноносцев. Во время войны оно сначала продолжало расти, но затем начало силь­но колеблется, что практически выразилось в стро­ительстве и очень больших и очень малых миноносцев типа А. Размер последних обуславливался стремлением к более быстрым темпам строитель­ства, а при постройке первой серии и возможнос­тью перевозки корпусов по железной дороге. Миноносцы типа А заменили собой наиболее старые, ставшие небоеспособным малые миноносцы. Та­ким образом, тип малого миноносца стал разви­ваться на базе новой техники, что подтверждало новый переход Германии (как и некоторых других стран) к двум типам миноносцев.

Миноносцы от V-1 до S-24 имели смешанное отопление. С 1915 г., за исключением части миноносцев типа А, все новые миноносцы получили чи­сто нефтяное отопление. Первая серия нефтяных миноносцев от V-25 до V-30 имели водоизмещение в 800 т и была вооружена 3 88-мм орудиями и 5 50-см торпедными аппаратами. Во время войны только эти миноносцы и рассматривались как полноценные боевые корабли. На миноносцах, нача­тых постройкой еще в мирное время, водоизмещение (начиная с V-48) возросло до 960 т. Вооруже­ние же остались прежним. В начале войны было еще 48 миноносцев этого последнего довоенного типа (S-49 — S-66, V-67—V-84 и G-85 — G-96).

Вскоре оказалось, что именно этот класс бое­вых кораблей пригоден для выполнения самых разнообразных задач. Этим и объясняется возникно­вение во время войны миноносцев разных типов. 48 миноносцев, заказанных в 1914 г. во время мобилизации, должны были быть построены по чер­тежам своих предшественников и получить чисто нефтяное отопление. Из них 18 ( S-49 — S-66) были заказаны в "Шихау", 1 8 (V-67 — V-84) у "Вулкана" и 12 (G-85 — G-96) на верфи "Германия".

Вскоре возникли сомнения в том, удастся ли обеспечить эти корабли необходимым количе­ством нефти. Поэтому уже после того, как фир­мы заказали все необходимые им материалы, ре­шили оборудовать их под угольное отопление. Но это потребовало бы изменения конструкции ко­раблей и замены уже заказанных материалов дру­гими и удлинило бы срок готовности миноносцев на 4—5 месяцев.

Хотя потребность в нефти значительно возрос­ла в связи с вступлением в строй больших кораб­лей и включением в состав флота других миноносцев с чисто нефтяным отоплением, такое уд­линение сроков готовности для всех миноносцев все же было неприемлемым. Решили, что первые шесть миноносцев каждого завода будут обору­дованы одним чисто нефтяным и тремя чисто угольными котлами, а все остальные миноносцы должны быть построены под чисто нефтяное отопление. Это позволило избежать увеличения сро­ков готовности для всех миноносцев, и по край­ней мере их часть (чисто нефтяных) сохраняла намеченный район плавания в 2000 миль при 17-узловой скорости (это было необходимое требо­вание). У миноносцев со смешенным отоплением район плавания при той же 1 7-узловой скорости достигал лишь 1 800 миль.

Однако более точные расчеты возможности снабжения боевых кораблей нефтью показали, что наличие запаса жидкого топлива (100 000 т) и до­быча его внутри страны (на ввоз из-за границы нельзя было рассчитывать) хватит только до янва­ря 1916 г. На основании этого и по представле­нию командования Флотом Открытого моря был снова утвержден первоначальный вариант пост­ройки этих миноносцев как чисто нефтяных. Но этим не удалось ликвидировать задержку в сро­ках готовности, так как только 9 ноября 1914 г. фирма "Вулкан" и 20 ноября "Шихау" получили окончательное задание о переделке уже заказан­ных шести миноносцев со смешанным отоплени­ем на чисто нефтяное.

В начале войны удалось увеличить число миноносцев путем конфискации или покупки кораб­лей, строившихся на частных заводах для иност­ранных государств. Сюда относятся 4 миноносца (G-101 — G-104), кото­рые строились на вер­фи "Германия" для Ар­гентины. Они были реквизированы 15 ав­густа 1 914 г. и включе­ны в состав германско­го флота.

Далее "Шихау" предложил достроить 9 русских эскадренных миноносцев, для кото­рых была уже почти готова значительная часть машин, котлов, штевней и т. п. Но это предложение отклонил статс-секретарь по морским делам, так как срок их достройки - 18 месяцев — оказал­ся слишком длитель­ным. Кроме того, счи­талось, что скорость этих кораблей в 35 уз­лов против 34 и 32 уз­лов у заказанных по мобилизации минонос­цев S-49—G-96 не оку­пает значительного увеличения водоизме­щения (1500 т), и к тому же их считали не­достаточно поворотли­выми и не соответству­ющими требованиям немецкой тактики.

Тогда еще не пред­видели, что во время войны будут строиться миноносцы еще боль­шего водоизмещения. Заводы "Блом и Фосс" и "Вулкан" также пред­ложили достроить по 2 больших миноносца (около 1300 т), заказанных у них для русского флота, использовав уже готовые механизмы. Ввиду краткости срока сдачи - февраль—апрель 1915г. — германское морс­кое ведомство выдало заказ на эти миноносцы (В-97, В-98, V-99 и V-1 00). Кроме того, в середине октября фирма "Блом и Фосс" по своей инициа­тиве добилась заказа еще на 2 таких же минонос­ца, механизмы для которых первоначально заказа­ло русское морское ведомство. Эти миноносцы получили обозначения В-109 и В-110 и должны быть закончены постройкой через 8-9 месяцев.

В январе 1915 г. этой же фирме снова удалось получить заказ на два миноносца — В-111 и В-112.

В начале 1915 г. она предложила начать постройку еще четырех таких миноносцев с русскими меха­низмами со сроком готовности к февралю 1916 г. Эти последние миноносцы предстояло оборудовать турбинами с зубчатой передачей для крейсерско­го хода. Это давало экономию топлива в 20% и уве­личило бы район плавания 20-узловым ходом с 2000 до 2500 миль. Такие миноносцы могли обес­печить не только замену кораблей, потерянных во время войны, но и заметно усилить флот.

Своевременное изготовление для них торпед­ного и артиллерийского вооружения в то время еще не представляло затруднений. Но фирма связывала свое предложение одним условием: она могла взяться за постройку этих четырех миноносцев, если бы отменили заказ на постройку крей­сера с чрезвычайно коротким сроком сдачи. Это условие стало причиной отклонения предложения фирмы. Кроме того, статс-секретарь по морским делам считал, что не удастся укомплектовать эти корабли личным составом (из-за отсутствия офицеров уже пришлось вывести из состава Флота От­крытого моря 2-ю флотилию миноносцев, исполь­зовав ее для охраны балтийского побережья.

На верфи "Вулкан" строились еще 4 малых миноносца для Голландии водоизмещением 350 т, со скоростью хода в 27 узлов и со смешан­ным отоплением. Эти миноносцы были взяты гер­манским морским ведомством, а взамен их в Ам­стердаме приступили к постройке для Голландии четырех миноносцев по чертежам и указаниям фирмы "Вулкан".

Кроме того, фирма "Шихау" до начала войны строила для германского флота два миноносца — S-35 и S-36, которые в июне 1914 г. фирме было разрешено продать Греции. Взамен их фирма дол­жна была построить два новых миноносца. К на­чалу войны они еще не были спущены на воду, поэтому морское ведомство еще не имело права собственности на них. Проданные миноносцы к началу войны были почти готовы, но еще не были сданы Греции. Поэтому 10 августа 1914 г. они были реквизированы, а заказ на постройку миноносцев, стоявших на стапеле, был аннулирован. Но фирме по ее предложению было разрешено про­должать достройку этих миноносцев за свой счет, причем германское морское ведомство не брало на себя никаких обязательств по приобретению их после окончания постройки.

В первые месяцы войны стали поступать от действующего фло­та отзывы о новых ми­ноносцах, построен­ных еще в мирное вре­мя. Выводы командо­вания флотом, сделан­ные еще в мирное вре­мя, о недостаточной дальности плавания этих миноносцев, под­твердились уже во вре­мя операций против английского побере­жья 15-16 декабря 1914 г. и 27-28 января 1915 г. В походе в де­кабре 1914 г. миноносцы были в море около 48, и большую часть этого времени шли с незначительной скоро­стью и в ночь с 16 на 17 декабря не смогли ис­пользовать представившегося случая торпедной атаки, так как уже не имели достаточного количе­ства топлива.

Если принять во внимание, что невозможно дать миноносцам дальность плавания, достаточ­ную для всех случаев, и что дальность плавания германских миноносцев была не меньше, чем у английских, то жалобы на этот недостаток нуж­но считать мало обоснованными, тем более что командованию флотом отлично были известны все эти данные. Однако морское ведомство не­медленно приняло меры к увеличению района плавания. Миноносцы с угольным или со смешан­ным отоплением для этого уже не годились, по­этому решили произвести переделки как на пла­вающих, так и на строящихся миноносцах на чи­сто нефтяное отопление. Запас топлива на миноносцах, уже находившихся в строю, был рас­считан так, чтобы при контрактном расходе топ­лива район плавания 17-узловым ходом достигал 2300 миль. Но в действительности миноносцы не имели этого района плавания.

Обычно фактический расход топлива значитель­но превышал проектные нормы уже на ходовых ис­пытаниях. В боевой обстановке — на переменных ходах и на малых ходах под всеми котлами, при не­благоприятных условиях погоды и при недостаточ­но опытном личным составе — район плавания ока­зывался еще меньшим, чем даже на испытаниях. Во время войны командование флотом, на основа­нии боевого опыта, сочло нужным увеличить крей­серскую скорость с 1 7 узлов до 20-21 узла. Поэто­му нужно было принять радикальные меры к уве­личению района плавания миноносцев.

На последнем миноносце серии VV-30, ко­торый не участвовал в операции 15/16 декабря 1915 г., удалось еще до вступления в строй осу­ществить улучшение работы нефтяных форсунок и гребных винтов. Благодаря этому и из-за уста­новки специального клапана экономического хода, удалось несколько уменьшить расход нефти. Эти мероприятия были затем осуществлены и на других миноносцах. Кроме того, на плавающих и заканчивающихся постройкой миноносцах был увеличен запас топлива путем приспособления под нефть пустующих бортовых отсеков, примыкаю­щих к поперечным нефтяным цистернам.

На миноносцах, находившихся в более ранних стадиях постройки, увеличение района плавания было достигнуто, установкой более экономичных механизмов для крейсерского хода. Последнее можно было достигнуть либо установив специаль­ные турбины крейсерского хода, либо удлинив главные турбины для лучшего использования пара. "Вулкан" разработал очень удачный проект вто­рого варианта. Но в обоих случаях пришлось пой­ти на удлинение миноносца на 3,5 м, что дало воз­можность увеличить вместимость нефтяных цис­терн и установить 3 1 05-мм орудия вместо пре­жних 3 88-мм.

На основе боевого опыта взгляды на тактическое использование миноносцев подверглись суще­ственным изменениям. Миноносцы должны были не только производить торпедные атаки на боль­шие боевые корабли, по и быть в состоянии ус­пешно вести артиллерийский бой с миноносцами противника. Снаряд английских 105-мм орудий, в начальной скоростью 860 м/сек, весил 11,4 кг. Сна­ряд германских 88-мм орудий, с начальной ско­ростью 850 м/сек, весил 9,5 кг.

Благодаря вооружению 105-мм орудиями гер­манские миноносцы могли получить значительное артиллерийское превосходство над английскими, так как при одинаковой начальной скорости сна­ряд германского 105-мм орудия весил уже 17,4 кг. После обсуждения этого вопроса в инспекции торпедно-минного оружия статс-секретарь по морским делам распорядился вооружать тремя 1 05-мм орудиями все миноносцы, которые долж­ны были быть готовы к осени 1915 г.

 

ТТД миноносцев и эскадренных миноносцев Германии постройки периода Первой Мировой войны

 

Название

Заказ выдан

Наибольшая длина, м

Наибольшая ширина,

м

Средняя осадка при испытании,

м

Водоизмещение при испытании м

Запас нефти при испытании (т)

Максимальный запас нефти (т)

Большие миноносцы

V-25 — 30

1.04.13

78,52

8,3

2,68

800

90

232,2

S-31 — 36

1.04.13

79,6

8,3

2,39

790

90

220,3

G-37 — 40

22.04.14

79,6

8,3

2,71

872

110

298,8 (236)'

G-41 — 42

22.04.14

83

8,3

2,79

960

166

325,9 (236)

V-43 — 46

22.04.14

79,6

8,3

2,73

831

90

280,5(231)

V-47 — 48

22.04.14

83,1

8,3

2,81

948

179

358,4(231)

S-49 — 52

6.08.14

79,6

8,3

2,39

790

90

251,6(225)

S-53 — 66

6.08.14

83,34

8,3

2,53

905

162

305,1 (225)

V-67 — 84

6.08.14

82,02

8,3

2,81

950

160,5

317,3 (203)

G-85 — 96

6.08.14

83

8,3

2,76

956

166

325,9 (236)

V-125 — 130

28.06.16

82

8,3

2,79

907

167,5

330,4

S-131 — 139

15.07.16

83

8,31

2,55

910

162

305,1

Н-145 — 146

15.11.16

85,3

8,35

2,84

990

166

332

В-97 — 98

7.08.14

98

9,35

2,86

1354

150

526,5

В-109 — 112

16.10.14

98

9,35

2,86

1354

150

526,5

V-99 — 100

10.08.14

99

9,36

2,81

1313

150

518,3

G-101  — 104

15.08.14

95,3

9,2

2,76

1198

150

499

S-113 и V-116

Апр. 16

2030

Малые миноносцы

А-1 — 25 (A-I)

4.09.14

41,58

4,6

1,26

107

'Уголь

23,8

А-26 — 49 (А-II)

5.12.15

50,1

5,32

1,83

228

45

53,2

А-50 — 55 (А-II)

5.07.16

50,1

5,62

1,84

229

45

55,6

А-56 — 66 (A-III)

5.07.16

60

6,41

1,8

329

85

91,67

А-80 — 81

19.03.17

60

А-86 — 91

13.07.17

60

А-68 — 79

5.07.16

60,02

6,42

1,91

354

76

82

А-92 — 95

12.07.17

60,02

 

V-105 — 108

10.08.14

61

6,21

1,94

349

30 угля, 5,6 нефти

59,7 угл., 16,7 неф

 

 

Наибольший район

плавания при 25 узлах, мили

Данные при 1 пробеге морск. мили

Средние данные при 4-6 пробег.

Вооружение мина ми

Верфь-строитель

 

Название

 

 

 

 

 

 

 

мощность л.с. на валу

скорость узлы

Мощность,

л.с. на валу

скорость, узлы

 

 

 

Большие миноносцы

 

V-25 — 30

1680

24380

38,2

22260

36,8

24

Вулкан, Штеттин

 

V-31 — 36

1250

22 180

34,9

22 180

34,7

24

Шихау, Эльбинг

 

G-37 — 40

1685

25800

35,12

25000

34,45

24

Германия, Киль

 

G-41 — 42

1715

25000

31,6

25000

34,18

24

Германия, Киль

 

V-43 — 46

1750

25400

37,5 .

24660

36,91

24

Вулкан, Штеттин

 

V-47 — 48

1985

23850

35,3

22940

31,87

24

Вулкан, Штеттин

 

S-49 — 52

1345

24610

37,1

21 610

36,36

24

Шихау, Эльбинг

 

S-53 — 66

1960

25013

35,75

25000

35,13

24

Шихау, Эльбинг

 

V-67 — 84

1810

22600

36,64

22600

34,35

24

Вулкан, Штеттин

 

G-85 — 96

1960

26300

34,2

26 100

33,72

24

Германия, Киль

 

V-125 — 130

1895

25500

34,68

25 150

34,63

Вулкан, Штеттин

 

S-131 — 139

1830

24000

34,61

23 800

33,74

Шихау, Эльбинг

 

Н-145 — 146

1840

23778

33,56

23 800

33,33

Ховальдт, Киль

 

В-97 — 98

2620

40800

38,09

40217

37,51

Блом и Фосс, Гамбург

 

В- 109 — 112

2620

40800

38,09

40217

37,51

Блом и Фосс, Гамбург

 

V-99 — 100

2250

42850

37,85

42475

37,67

Вулкан, Гамбург

 

G-101 — 104

2420

29400

33,72

28650

32/96

Германия, Киль

 

S-113 и V-116

 

 

Малые миноносцы

 

А-1 — 25 (A-I)

440

1 125

20

1 084

18

4

Вулкан, Гамбург

 

А-26 — 49 (А-II)

975 (19 узлов)

3500

26,37

3300

25,81

Шихау, Эльбинг

 

А-50 — 55 (А-II)

840

3500

25,71

3300

24,77

Шихау, Эльбинг

 

А-56 — 66 (A-III)

805

6050

28,38

5960

25,39

Вулкан, Штеттин

 

А-80 — 81

Вулкан, Штеттин

 

А-86 — 91

Вулкан, Штеттин

 

А-68 — 79

725

5800

27,01

5 800

26,2

Шихау, Эльбинг

 

А-92 — 95

Шихау, Эльбинг

 

V-105 — 108

640

6000

30,1

5905

29,96

Вулкан, Штеттин

 

' В скобках указан запас нефти до переделки нефтяных цистерн.

 

 

Морской генеральный штаб поддержал просьбу командующего морскими силами Балтий­ского моря вооружить старые большие минонос­цы более сильной артиллерией, необходимой для борьбы с подводными лодками и для сторожевой службы в Балтийском море, поскольку это допус­кали конструкция и остойчивость кораблей. Ста­рые миноносцы Т-120—Т-131 должны были вместо 3 50-мм орудий получить от двух до трех 88-мм орудий. Следующие за ними миноносцы Т-131 —Т-149 имели уже, кроме 3 50-мм орудий по одному 88-мм орудию, а последующие по 2 88-мм орудия.

Удлинение миноносцев, по всей вероятности, настолько благоприятно отразилось на их обво­дах, что, несмотря на увеличение водоизмещения, скорость при той же мощности механизмов снизи­лась только на один узел, а диаметр циркуляции увеличился совершенно незначительно (с 350 до 370 м). Поэтому принимая во внимание значительное увеличение боевых качеств миноносцев (уве­личение района плавания и усиление артиллерии), с этим, к тому же незначительным, уменьшением скорости примирились. Однако эти переделки выз­вали удлинение сроков готовности на 2 месяца.

В марте 1915 г. решили удлинить на 3,5 м миноносцы G-41, G-42, V-47, V-48, S-53—S-66, V-67—V-84, G-85—G-96. Путем устройства новых нефтяных цистерн и использования пустых бор­товых отсеков удалось увеличить запас жидкого топлива на G-41—G-42 и G-85—G-96 с 236 до 325 т, на V-47—V-48 с 231 до 385 т, на V-47—V-84 с 203 до 31 7 т и на S-53—S-66 с 205 до 305 т. Не удлиненные миноносцы получили только по одной новой поперечной цистерне впереди носовой не­фтяной цистерны за счет уменьшения кают. Кро­ме того, путем использования еще и бортовых от­секов, удалось довести запас жидкого топлива на G-37—G-40 с 236 до 298 т, на V-43—V-46 с 231 до 280 т и на S-49—S-52 с 225 до 251 т.

Помимо этих мероприятий, все новые мино­носцы были оборудованы для постановки мин заг­раждения. С конца 1915 г. большую часть старых миноносцев также оборудовали тральными средствами, а впоследствии и параванами.

Задачи миноносцев становились все более раз­носторонними. В связи с этим добавлялись грузы, утяжелявшие миноносцы, уменьшавшие скорость и район плавания и чрезмерно увеличивавшие на­грузку личного состава и материальной части. На старых миноносцах (например, на типе С), у ко­торых якорь не полностью убирался, в клюз, было изменено якорное устройство. Далее пришлось на 1,5м поднять мостик, расположенный слишком далеко на носу, так как при встречной волне, даже при состоянии моря в 3 балла, водяные брызги и пена мешали управлению кораблем. Такие допол­нительные переделки и изменения производились во время очередного ремонта. Это очень загру­жало верфи, тем более что работы нужно было производить так, чтобы корабли не выходили из строя на продолжительный срок.

Миноносцы типа "В" были оборудованы успо­коительными цистернами Фрама. При заказе этих внеплановых миноносцев указывалось не нежела­тельность применения таких устройств, но ввиду краткости сроков сдачи уже не оставалось време­ни для переделки. Кроме того, ввиду большой метацентрической высоты, фирма считала необходимым сохранить эти устройства для успоко­ения качки, хотя и не давала никаких гаран­тий их хорошей рабо­ты. Тип миноносца большого водоизмещения (тип "В") так же, как и миноносцы G-101—G-104, полно­стью оправдали себя во время войны и на­столько отвечали бое­вым требованиям, что вскоре (весной 1916г.) были без всякого коле­бания заказаны миноносцы еще большего водоизмещения (более 2000 т), о которых речь будет идти ниже. Пос­ле этой серии увели­ченного водоизмещения в июле 1916 г. на верфи "Шихау" были заказаны три миноносца S-131—S-133, в июле 1916 г. на верфи "Вулкан" шесть миноносцев V-125 —130 нормального водоиз­мещения.

Это незначитель­ное число заказанных миноносцев не удов­летворяло морской ге­неральный штаб, он требовал ускоренной постройки 28 миноносцев, так как, по его мнению, миноносцев было недостаточно для ведения длительной войны даже при ис­пользовании действу­ющим флотом не вполне боеспособных старых миноносцев. Кроме того, следовало учитывать необ­ходимость пополнения потерь. Но, несмотря на требование штаба, учитывая перегруженность верфей, кроме указанных 9 миноносцев, заказа­ли только 14.

В связи с загрузкой заводов предусмотренная и на этих миноносцах специальная турбина с зуб­чатой передачей для экономического хода на боль­шинстве из них так и не была установлена. Поэто­му в апреле 1917 г. было приказано на миноносцах Н-145—Н-1 47 этих установок не ставить, тем более что существующая военная обстановка заставила придавать меньшее значение району пла­вания, чем более быстрым сроком вступления их в строй. Поэтому этих механизмов не было на последующих удлиненных миноносцах, машинные от­деления которых при постройке уже были приспо­соблены для установки зубчатых передач.

Из изложенного видно, что после крупного за­каза миноносцев в начале войны верфи в даль­нейшем получили лишь небольшое число заказов. Несмотря на это, сроки постройки миноносцев удлинялись. Затруднения были вызваны, с одной стороны, чрезмерным количеством всякого рода дополнительных работ, с другой — все увеличи­вающимися транспортными затруднениями. Вре­менами происходили перерывы в доставке угля, сырья и полуфабрикатов, что вызывало задержки и запоздания работ на верфях. Позже на сроки готовности миноносцев стало сильно влиять счи­тавшееся первоочередным строительство подвод­ных лодок и мелких кораблей, а также усиливающиеся затруднения с материалами.

В январе 1917 г. на заседании комиссии по распределению сырья представитель верховного командования подполковник Бауэр предложил установить следующую очередность отпуска ма­териалов: 2) для производства боеприпасов, 2) для производства колючей проволоки, 3) для произ­водства железнодорожного имущества, 4) для строительства подводных лодок. Эта очередность попросту исключала отпуск материалов для стро­ительства новых миноносцев. Хотя статс-секрета­рю по морским делам удалось добиться у верхов­ного командования и главного управления воен­ной промышленности распоряжения об отпуске материалов для постройки и ремонта подводных лодок (включая вооружение) в первую очередь, но ему не удалось добиться того же для миноносцев.

Так как все расширяющиеся верфи, кроме того, были уже перегружены постройкой большо­го числа подлодок и выполнением ремонтных ра­бот, то размешать заказы на постройку миноносцев стало вообще затруднительно. С другой сто­роны, становилось все яснее, что заказанных ра­нее миноносцев не хватит для ведения столь нео­жиданно затянувшейся войны. Только в июне и в июле 1917 г. вновь были выданы заказы на пост­ройку 22 миноносцев несколько больших разме­ров в целях улучшения мореходных качеств.

Положение было следующее: летом 1917г. на­ходилось в постройке, не считая больших кораб­лей, 89 миноносцев всех типов (в том числе и миноносцев типа А), 226 подводных лодок, 46 тральщиков типа М, 36 мелкосидящих тральщиков FM, 68 рыболовных пароходов и 96 моторных кате­ров. Находились в строю и нуждались в спешном ремонте и переделках: 311 миноносцев, 170 под­водных лодок, 724 единицы плавучих средств для обслуживания верфей — прерыватели загражде­ний, транспорты, вспомогательные крейсера, разные вспомогательные суда, грузовые пароходы для перевозки руды в Балтийском море. Нельзя было забывать и сильно пониженной производи­тельности труда рабочих.

Летом 1917 г. в целях лучшего обеспечения постройки подводных лодок произвели перерас­пределение верфей. На верфях, строивших подвод­ные лодки, сохранялось строительство надводных кораблей лишь в степени, допускавшей рациональное использование мастерских и оборудования. Верфи "Ховальдт" в Киле, "Шихау" в Данциге и "Вулкан" в Штеттине строили только миноносцы. Миноносцы, строившиеся на верфи "Вулкан" в Гам­бурге, были переведены в Штеттин. В дальнейшем заказы на новые миноносцы выдавались лишь этим трем верфям. В январе 1918 г. заказали миноносцы: V-170—V-177, S-178—S-185, Н-186—Н-193. В июне 1918 г. были заказаны: Н-194—Н-202, V-203—V-210 и S-211—S-223.

Все они представляли собой улучшенный тип заказа 1917 г. На заказанных в 1918 г. миноносцах впервые были применены в качестве главных механизмов турбины с зубчатой передачей. Во­оружение их было усилено с 3 до 4 106-мм ору­дий. Исходя из соображений, что после введения на германских миноносцах 105-мм орудий англи­чане вскоре перейдут на своих эскадренных миноносцах на 1 20-мм калибр, командование фло­том высказало пожелание об установке на миноносцах 125-130-мм орудий.

Однако оставили калибр 105-мм. Это про­изошло не только из-за опасения удлинения сро­ков готовности, но и из-за того, что уже нельзя было установить более тяжелые 125-мм орудия. Вместо 4 105-мм можно было бы установить 3 125-мм орудия лишь при условии уменьшения за­паса топлива на 35 т, т. е. сокращения района пла­вания на 200 миль. Или же пришлось увеличить размеры миноносцев, а следовательно и мощность механизмов примерно на 4000 л.с., что, в свою очередь, потребовало увеличения запаса топлива или уменьшения района плавания и скорости. Но к этому времени (начало 1918 г.) командующий торпедными силами придавал большее значение скорости, чем району плавания. Наконец от но­вой конструкции 125- или 130-мм орудий при­шлось отказаться. В конечном итоге решили, что на заказанных миноносцах будут установлены 105-мм орудия.

Из сказанного видно, что эволюция миноносцев, происходившая под знаком непрерывного роста водоизмещения, во время войны дважды прерывалась: в начале и в средине. Ввиду хоро­ших качеств построенных в начале войны внепла­новых миноносцев большого водоизмещения, предназначавшихся для России и Аргентины, в 1916 г. заказали уже упомянутые 12 больших миноносцев водоизмещением свыше 2000 т, воору­женных 4 150-мм орудиями и 4 60-см торпедными аппаратами. Это были: S-113—S-115, V-116— V-118, G-119—G-121 и В-122—В-124.

К сожалению, до заключения перемирия всту­пили в строй только S-113 и V-116, так что ни один из этих миноносцев не участвовал в военных дей­ствиях. Эти миноносцы представляли собой тип, который не только значительно превзошел бы но­вейшие английские эскадренные миноносцы и ли­деры, вооруженные 5 120-мм орудиями, но и вос­полнил ощутимую нехватку мореходных кораблей для дальней разведки без поддержки крейсеров.

Правда, по мнению командования флота, про­ектная скорость этих эсминцев не позволила бы им уходить от быстроходных английских кораб­лей. В 1918 г. инспекция торпедно-минного ору­жия разработала новый проект будущего большо­го миноносца с большой скоростью хода. На за­седании у командования Флотом Открытого моря в августе 1918 г. было установлено, что артилле­рийское вооружение будущих миноносцев боль­шого типа должно состоять не из четырех, а из трех 1 50-мм орудий длиной в 45 калибров. Но так как к постройке этих миноносцев не приступали, то излишне было бы касаться этих подробностей.

В сентябре на верфи "Вулкан" заказали малые миноносцы типа А, предназначавшиеся для дей­ствия из баз на бельгийском побережье. В пер­вую очередь были заказаны миноносцы типа А-1. Их в разобранном виде перевезли по железной дороге в Антверпен и там собрали на конфиско­ванной верфи "Хобокен". Было заказано 25 миноносцев (А-1 — А-25), причем они могли быть использованы также для постановки мин в каче­стве тральщиков.

Из этих 25 миноносцев 16 прибыли во Флан­дрию, где успешно работали в качестве заградителей, тральщиков и по уборке противолодоч­ных сетей. Остальные 9 использовали при школе подводного пла­вания, во вспомога­тельной флотилии тральщиков Балтийско­го моря и при порто­вой флотилии в Киле.

Потребность в ма­лых кораблях для борьбы с подводными лодками, для тральной службы и других спе­циальных целей воз­росла чрезвычайно, но не имело смысла про­должать строить миноносцы типа А-1, так как, ввиду малой мореходно­сти и недостаточной скорости хода, они оказались непригодными для выполнения разнообразнейших задач, возлагавшихся на них в районе Фландрс­кого побережья. Поэтому отказались от слишком большого разнообразия задач при использовании малых миноносцев.

В результате сняли торпедное вооружение с миноносцев типа А, а также со старых минонос­цев типа Т, применявшихся только в качестве тральщиков и посыльных кораблей. Малые мино­носцы Т водоизмещением в 100—200 т, постро­енные в 1883—1898 гг., вследствие ветхости ока­зались еще менее пригодны, чем миноносцы типа А-1. И тем не менее командование в Северном море противилось смене портовой флотилии в Гельголанде, состоявшей из миноносцев Т-82—84 и Т-86 (которые планировали перевести в Балтий­ское море в качестве тральщиков) на миноносцы типа А-1, так как последние считались недоста­точно мореходными.

Но так как потребность в малых миноносцах все росла, а миноносцы типа А-1 не удовлетворяли требованиям, то в конце 1915 г. и в середине 1916 г. заказали 30 миноносцев типа А-II с повы­шенными мореходными качествами, более сильным вооружением, большей скоростью и районом пла­вания. В декабре на верфи "Шихау" заказаны А-26—А-49, а в июле 1916 г. А-50—А-55.

Из них 1 2 миноносцев частью по железной до­роге, частью морем прибыли во Фландрию вза­мен миноносцев типа А-1. Остальные были исполь­зованы в составе тральных флотилий. А-51 в ра­зобранном виде перевезли из Эльбинга в Полу, где собрали в июле 1 91 7 г., и он вошел в строй в каче­стве посыльного корабля.

 

Развитие типа большого миноносца в германском флоте (1914-1918 гг.)

 

Серия миноносцев

Число

Время заказа

Приблизительное нормальное водоизмещение, т

Торпедное вооружение

Артиллерийское вооружение

Средняя скорость во время 3-час. форсированного пробега, уз

Приблизительный район плавания экономическим ходом, мили

Примечание

1

S-49— S-52

4

Август 1914

790

2 двухтрубных и 2 однотрубных 50-см аппарата

3 88-мм

орудия 2 8-мм пулемета

34,5

1800

Соответствовали последней серии миноносцев мирного времени

2

S-53 — S-96

44

Август 1914

900—950

То же

3 105-мм орудия 4 8-мм пулемета

31—35

1900— 2400

Удлиненны для увеличения запаса топлива. Кроме того, вместо 88-мм получили 105-мм орудия.

3

V-105 — V-108

4

Август 1914

350

3 однотрубных

45-см аппарата

2 88-мм орудия 2 8-мм пулемета

25

760

Строились на заводе «Вулкан» (Штеттин) для Голландии. V-106 имел вместо 88-мм 52-мм орудия.

4

В-97 — В-112

12

Конец 1914

1350

2 двойных и 1 однотрубный 50-см аппарат

4 105-мм орудия 4 8-мм пулемета

35,5 (G-101— G-104 32,1)

2700— 3000

Для части миноносцев имелись машины, заказанные Россией. Миноносцы этой серии (G- 10 1—G- 104), строящихся для Аргентины, были немного меньше других и имели меньшую скорость.

5

S-113 — В- 124

12

Апрель 1916

2030

2 двухтрубных 60-см аппарата

4 150-мм орудия 4 8-мм пулемета

34,5

2500 (20 уз)

Переход на 150-мм орудия и 60-см торпеды, большая мореходность и большой район плавания вызвали увеличение водоизмещения.

6

V-125 — Н-147

23

Лето и осень 1916

900-1000

2 двухтрубных и 2 однотрубных 50-см аппарата

3 105-мм орудия 4 8-мм пулемета

34

1800—2400 (20 уз)

Для увеличения мореходности (за исключением миноносцев типа Шихау) полубак был доведен до носовой трубы. Н-145 — Н-147 имели большой район плавания, так как на них были установлены крейсерские турбины для 20-уз хода.

7

G-148 — Н-169

22

Лето 1917

1200

То же

То же

 

1900 или 1600 (20 уз)

Для увеличения мореходности борт был поднят на 0,3 м, полубак — на 0,5 м. 10 миноносцев этой серии имели, по сравнению с другими, больший район плавания, благодаря оборудованию турбинами для крейсерского хода.

8

V-170 — S-223

54

Январь и август 1918

1350

То же

4 105-мм орудия 4 8-мм пулемета

Свыше 2000 (20 уз)

Большое водоизмещение, мореходность и скорость.

Примечание S, G, V, В, Н — начальные буквы заводов: S —«Шихау», G — «Германия», V — «Вулкан», В — «Блом и Фосс, Н — «Ховальдт».

 

Острая потребность в малых миноносцах и в особенности для охраны торговли в Балтийском море вызвала необходимость нового их заказа еще в 1 91 6 г. Повышенные тактические требова­ния привели к разработке еще более усовершен­ствованных типа A-III в количестве 38 штук. Большая часть этих миноносцев вошла в состав фло­тилии по охране торговли в Балтийском море. Остальные были использованы Флотом Откры­того моря в тральных соединениях, а А-82 от­правили в Полу.

В июне 1918 г. снова заказали 1 8 миноносцев типа A-III (A-96—А-113) на верфи "Вулкан" в Штет­тине. Но их постройку не закончили. Морской ге­неральный штаб, который не удовлетворился чис­лом заказанных миноносцев, потребовал а авгус­те 1918 г. заказа еще более значительного их ко­личества, но из-за затруднений по постройке уже заказанных кораблей он отказался от своего тре­бования. За время войны было заказано 312 ми­ноносцев с общим водоизмещением в 299458 тонн. Из них могли быть готовы лишь 197. В мир­ное время ежегодно заказывались по 1 2 миноносцев, за время войны ежегодно в среднем 78.

Для борьбы с неприятельскими подводными лодками и заградителями строились специальные быстроходные плоскодонные моторные катера. Моторные 19-тонные катера типа Р-Вооt были во­оружены одним пулеметом и достигали скорости 11 узлов при двух моторах в 60 Н.Р. Истребители подлодок типа U-Z в 40 тонн с двумя мотора­ми в 300 Н.Р. были вооружены одним 50-мм ору­дием и обладали скоростью 1 7 узлов и районом действия почти в 1000 миль. Суда эти отличались прекрасными мореходными качествами. Были по­строены малые моторные катера "J.M.-Boot" (иногда их называли моторными миноносцами) специально против английских мониторов.

Малые глубины и длинные отмели, тянувшие­ся вдоль Фландрского побережья, не давали анг­личанам вводить свои линейные корабли для об­стрела, и это заставило их возродить тип "Мони­тора". Использованию там германцами подводных лодок мешали малые глубины.

Эти моторные катера (J.M,-Boot) развивали при трех авиационных моторах в 240 Н.Р. скорость свыше 20 узлов. При водоизмещении в 7 тонн и осадке в 1 метр они могли быть вооружены одним 45-см минным аппаратом и двумя пулеметами. На них отсутствовали какие-либо помещения для жи­лья и надстройки. В августе 1918 г. атакой таких катеров на три истребителя, стоявших на якоре перед Люнкерком, были потоплены два из них. Всего построили 111 судов названных трех типов.

В течение многих лет фирма "Сименс и Гальске" работала над осуществлением управляемой извне минной лодки, или надводной самодвижущей мины, получившей название Siemens F.L.Boot. Эта двухвинтовая лодка длиной в 1 3 метров и ши­риной в 1,9 метра имела углубление в 0,6 метра, водоизмещение 6 тонн, два аэропланных мотора в 200 Н.Р. и скорость 30 узлов.

В носовой части лодки на уровне ватерлинии находился весьма сильный боевой заряд, взрыв ко­торого мог производиться и от удара и по радио. Управлялись они вначале особыми соединенны­ми с лодкой проводами, сматывавшимися на ходу с вьюшки. Управлявший катером располагался или на высоком здании на берегу, на привязном шаре или на аэроплане. Расстояние от управляющего до катера могло доходить до 50 километров. За­тем удалось увеличить район действия лодок до 350 километров при их 6-часовом плавании. Уп­равление лодками производилось исключительно с гидропланов. Такой лодкой летом 1918 года был выведен из строя английский монитор.

 

Приложение № 2. Распределение миноносцев и эскадренных миноносцев германского флота в сентябре 1918 года

 

В составе Флота От­крытого моря:

 

1-я флотилия: 1-я полуфлотилия: V-129, S-32, G-38, G-39, G-40, G-86. 2 полуфлотилия: V-130, S-134, S-133, S-135, S-139.

2-я флотилия: 3-я полуфлоти­лия: В-98, G-101, G-102, G-103, G-104, V-100. 4-я полуфлотилия: В-97, В-109, В-110, В-111, В-112.

5-я флотилия: 9-я полуфло­тилия: G-11, V-1, V-2, V-3, V-6, S-23. 10-я полуфлотилия: V-5, G-7, G-8, G-10.

6-я флотилия: 11-я полуфло­тилия: V-128, V-125, V-126, V-127, S-I31, S-132. 12-я полу­флотилия: V-43, V-44, V-45, V-48, S-49, S-50.

7-я флотилия: 13-я полуфло­тилия: V-83, V-78, S-56, S-65. 14-я полуфлотилия: G-92, G-89.

8-я флотилия: 15-я полуфло­тилия: Т-180, Т-189, Т-190, Т-193, Т-195. 16-я полуфлотилия: Т-174, Т-176, Т-178, Т-179, Т-186.

9-я флотилия: 17-я полуфло­тилия: V-79, S-36, S-51, S-52, S-60, V-80. 18-я полуфлотилия: V-26, V-28, S-30, S-33, S-34.

1-я эскортная флотилия: 1-я полуфлотилия: Т-127, Т-109, Т-112, Т-93, Т-170, Т-165, Т-182, Т-183, Т-181. 2-я полуфлотилия: Т-185, S-19, S-24, Т-122, Т-148, Т-113, S-18, Т-135, Т-147, Т-131, Т-197, Т-198. 3-я полуфлотилия: Т-136, А-63, Т-169, А-68, А-78, А-70, А-64, А-89, А-90, А-91, А-86, А-75, А-94, А-95.

2-я эскортная флотилия (5-10-я полуфлотилии): Т-28, Т-99, Т-97, Т-125, Т-114, Т-102, Т-92, Т-5, Т-6, Т-7, Т-8, Т-9, Т-10, Т-128.

1-я тральная флотилия: 1 по­луфлотилия: А-34, А-37 2 полу­флотилия: А-76, А-93, Т-184. 7-я полуфлотилия: А-54, А-55, А-70.

2-я тральная флотилия: 3-я полуфлотилия: А-62, Т-63, А-68, Т-61. 4-я полуфлотилия: Т-69, А-75. 9-я полуфлотилия: Т-60, Т-31, А-81.

3-я тральная флотилия: 5-я полуфлотилия: Т-149, А-35, А-92. 6-я полуфлотилия: А-36, А-65. 8-я полуфлотилия: А-53, А-67.

4-я тральная флотилия: 10-я полуфлотилия: Т-70, Т-72, Т-73, Т-75, Т-76, Т-77. 12-я полуфлоти­лия: А-26, А-33, А-38, А-41, А-52.

VI дивизион траления: Т-132, Т-11, Т-16, Т-20, Т-29, Т-39, Т-96, Т-98.

 

В Северном море:

 

Портовая флотилия в Яде: D-2.

 

В Балтийском море:

 

IV флотилия: 1-я полуфлоти­лия: Т-163, Т-133, T-I39, Т-140, Т-143, Т-145, Т-151, Т-152, Т-154. 9-я полуфлотилия: Т-155, Т-157, Т-158, D-1, T-I04, Т-106, Т-175, Т-101, Т-103.

Портовая флотилия в Киле: А-1, А-13, Т-24.

Соединение обслуживания: Т-15, Т-34, Т-91, Т-95, Т-111.

Приданы торпедно-испытательной комиссии: Т-156, Т-14, Т-35.

В распоряжении торпедной инспекции: D-4, D-8.

В подчинении командующих на месте: Эзель Т-79, Либава Т-21.

Учебная флотилия: 1-я полуфлотилия: Т-173, Т-166, Т-134, V-108, Т-107, Т-167, Т-163, Т-142, Т-126.

В распоряжении артшколы: Т-144, Т-146, Т-168, Т-40, V-105, А-21.

Пулеметной школы: 1-й дивизион: Т-83, Т-87, 2-й дивизи­он Т-13.

В подчинении командо­вания морской авиацией Т-32.. В соединении противолодочной обороны: Т-148.

 

Во Фландрии:

 

III флотилия: 5-я полуфлоти­лия: V-71, S-53, V-73, V-81, G-41, V-77, 6-я полуфлотилия: S-54, S-55, V-70, G-91.

Флотилия Z: 1-я полуфлоти­лия: V-47, V-67, G-95, S-61. 2-я полуфлотилия: S-63, V-69, V-82.

Флотилия Т: 1-я полуфло­тилия: А-59, А-61, А-80, А-31, А-29, А-46, А-45. 2-я полуфло­тилия: А-42, А-49, А-43, А-28, А-48, А-27, А-39, А-44, 1-я группа: А-8, А-5, А-14, А-16, 2-я группа: А-11, А-9, А-4.

 

Минная служба.

 

Приписаны к минному отря­ду: V-105, T-45, минно-испытательная комиссия: Т-88, Т-89, Т-110, Т-120.

 

Обеспечение боевой деятель­ности подводных лодок:

 

Приписаны к соединению подводных крейсеров: Т-130,

распределены по базам и флоти­лиям подводных лодок: Т-30, Т-38, Т-42, Т-44, Т-71, Т-137, Т-153, Т-159, Т-161, Т-164, А-51, А-82,

в составе школы подвод­ного плавания: D-3, D-5, D-6, D-9, Т-27, Т-53, Т-62, Т-82, Т-108, Т-121, Т-85, Т-84, Т-86, А-17, А-23, А-24, А-25, А-22,

приписаны к отряду подводного плавания: Т-30, Т-33, Т-49,

в со­ставе приемной комиссии под­водных лодок: D-7, D-10, Т-37.

 

На ремонте и модернизации.

 

Все предназначались школе подводного плавания: Т-80, Т-39, А-54, Т-55; предназначен II эс­кортной флотилии: Т-109.

 

На заводах:

 

Временно выведенные из со­става флота: А-30, А-47, А-40, S-15, A-12, A-20, V-74.

 

На приемных испытаниях:

 

S-136, S-137, Н-145 (пред­назначались для 14-й полу­флотилии), S-138, V-116 (пред­назначался в качестве флаг­манского корабля VII флоти­лии).

 

Приложение № 3. Судьба эскадренных миноносцев и миноносцев Германии периода Первой Мировой войны

 

Погибли во время войны

 

От мин — 56 миноносцев:

 

Т-43 — 7. 10.1915

Т-46 — 16.8.1915

Т-47 —29. 5. 1915

Т-51 —29.5. 1915

Т-52 —8.8. 1915

Т-54 —6. 10. 1917

Т-57 —5. 4. 1915

Т-58— 18.8. 1915

Т-64 —23. 10. 1916

Т-65 —27. 10. 1917

Т-66 —8. 10. 1917

Т-67— 13.8. 1918

Т-68 —7. 6. 1918

Т-78— 16.5. 1917

Т-122 —5. 10. 1918

Т-123 — 1.5. 1916

Т-133 —7.7. 1918

T-162— 15.8. 1916

Т-172 —7.7. 1918

Т-177 — 32. 12. 1915

G-9 —3. 5. 1918

S-15 —21.8. 1917

S-16 —20. 1. 1918

S-17— 16.5. 1917

S-22 —26. 3. 1916

S-31 — 19.8. 1915

S-34 —3. 10. 1918

G-37 —4. 11. 1917

S-57— 10. И. 1916

S-58— 11. 11. 1916

S-59— 11. 11. 1916

S-62— 10.7. 1918

S-64— 18. 10. 1917

S-66 — 10.7. 1918

V-68 —8. 8. 1917

V-72— 11. 11. 1916

V-75— 10. 11. 1916

V-76— 11. 11. 1916

V-84 —26. 5. 1917

V-99— 17.8. 1915

G-87 — 30. 8. 1918

G-90— 11.11. 1916

G-93 —30. 3. 1918

G-94 — 30. 3. 1918

V-107 —8.5. 1915

T-191 — 17. 12. 1915

A-10 —7.2. 1918

A-50—17. 11. 1917

A-56— 17.3. 1918

A-57 —28. 2. 1918

A-58— 16.8. 1918

A-60 — 23. 11. 1917

A-71 —4.5. 1918

A-72— 14.5. 1918

A-73 —20. 1. 1918

A-79— 11.7. 1918

 

В бою с неприятельскими мор­скими силами — 21 миноносец:

 

Т-115— 17.10.14 (Северное море).

S-35 —31.05. 16 (в Ютландском бою).

Т-116— 17.10.14 (Северное море).

G-42—21.04.17 (у Дувра).

Т-117— 17.10.14 (Северное море).

V-48 —31.05.16 (в Ютландском бою).

Т-118— 17.10.14 (Северное море).

G-85 —21.04.17 (у Дувра).

Т-119— 17.10.14 (Северное море).

А-2 —2.05.15 (Фландрия).

Т-187 — 28.08.14 (Гельголанд).

А-6— 1.05.15 (Фландрия).

V-4 —31.05.16 (в Ютландском бою).

А-7 —21.03.18 (Северное море).

S-20 —5.06.17 (Фландрия).

А-13— 16.03.17 (бомбой с самолета).

V-27 —31.05. 16 (в Ютландском бою).

А-15—23.08.15 (Северное море).

V-29 —31.05.16 (Фландрия).

А-19 —21.03.18 (Северное море).

S-48 —31.05. (Фландрия).

 

От торпед неприятельских подводных лодок — 3 миноносца:

 

Т-188 —26.07.15;

S-33 —3.10.18;

G-83 — 8.04.17.

 

От аварий — 18 миноносцев:

 

1. От столкновения:

Т-25 —6.11.14.

Т-194—24.03.16 (протаранен английским крейсером "Cleopatra")

Т-100— 15.10.15.

T-124—23.11.14.

Т-150 — 18.05.15.

G-12 —8.09.15.

S-21 —21.04.15.

2. От взрыва или подорваны:

Т-90 — 17.10.14 (в Китае).

Таку — (в Китае).

S-13 —6.11.15.

S-14— 19.02.15.

G-96—25.06.17.

3. От разных причин:

Т-50 —28.09.14 (в шторм).

Т-1294.11.15 (наскочил на скалу).

V-25— 13.02.15 (пропал в Северном море).

А-32 —25.10.17 (наскочил на скалу).

Т-56— 16.10.17 (наскочил на скалу).

А-3 —7.11.15 (пропал в Северном море).

 

Всего погибло за время войны 98 миноносцев.

 

Уничтожены при эвакуации 24 миноносца:

 

G-41 —3.10.18 (взорван в Брюгге).

V-47 —2.11.18 (взорван в Ренте).

S-61 —2.11.18 (взорван во Фландрии).

V-67 —2.11.18 (взорван в Генте).

V-69 — 2.11.18 (взорван в Генте).

V-74—2.11.18 (взорван в Брюгге).

V-61 —2.11.18 (взорван во Фландрии).

А-4, 5, 8,9, 11, 14, 16 (подорваны во Фландрии, но впоследствии отремонтированы Бельгией).

А-51 и А-82 (в Поле).

А-12, 20, 30,40, 42, 43, 47 (интернированы в Голландии и впоследствии взяты Бельгией).

V-30 (незадолго до интерни­рования затонул с Скапа-Флоу).

 

Интернирован в Скапа-Флоу 51 миноносец:

 

S-30, 32, 36. G-38, 40. V-45. S-49, 50, 52, 52,55,56,65. 67,70, 78, 83. G-86, 89, 91, 101, 103, 104, В-109, 112. V-129. S-131, 136, 138. Н-145 -21.06.19 (все потоплены своими ко­мандами).

V-43, 44,46. S-51, 54, 60. V-73, 80, 81,82. G-92.V-100/G-102/V-125, 128/S-132, 157 (частью не были по­топлены 21.06.19, частью были под­няты англичанами).

В-98 вскоре после потопления немецкого флота в Скапа-Флоу привез туда почту для команд и был зах­вачен англичанами.

 

Согласно параграфу № 185 Версальского договора переданы странам Антанты 92 миноносца

 

Т-159—161, 163—166, 169, 173, 174, 178—180, 181 —183, 184, 186, 189, 192, 193, 195, 197. S-24. G-26, 28, 63. V-71,79. G-95/B-97, 98. V-105, 106, 108, S-11З. V-116, 160. S-133—135, 139. Н-146, 147. А-27, 29, 31, 33—39, 41, 44— 46, 48, 49, 52—55, 59, 61—66, 68—70, 74—78, 80, 86—95.

 

Переданы на слом министерству финансов 117 миноносцев:

 

D-1— 9, Т-3, 11, 13—16, 20—22, 24, 27—40, 42, 44, 49, 53, 55, 59—63, 70—77, 79—89, 101 — 114, 120, 121, 125—128, 130—137, 140, 142, 145, 147, 167, 170. А-17, 18, 21, 26.

 

Введены после войны в строй 32 миноносца:

 

Т-139, 141, 143, 144, 146, 148, 149, 151 — 158, 168, 175, 185, 190, 196. V-1 — 3, 5,6. G-7,8, 10, 11,. S-18, 19, 23.

 

К концу войны состояло в постройке 114 миноносцев.