2.2 Авианосцы

 

Это единственный класс крупных боевых кораблей, который так и не был реализован в герман­ском флоте, хотя первый авианосец под литерным обозначением "А" заложили на заводе фирмы "Дойче-Верке" в Киле еще в 1937 г. 8 декабря 1938 г. он был спущен на воду и получил наименование "Граф Цеп­пелин" ("Graf Zeppelin"), а на его месте сразу заложи­ли второй однотипный корабль под литерным обозна­чением "В". По замыслу командования ВМС Герма­нии эти корабли предназначались прежде всего для действий совместно с линейными кораблями в соста­ве боевых групп на коммуникациях противника. При этом не исключалась возможность самостоятельного их применения в рамках действий боевых групп, но в отрыве от линейных сил. Этим отчасти объясняется наличие в составе их вооружения 150-мм незенитной артиллерии и некоторые особенности бронирования, явно рассчитанные и на артиллерийский бой с легки­ми силами. Необходимо отметить и тот факт, что в качестве паропроизводителей на этих кораблях ис­пользовали котлы системы Ла Монта при давлении пара 75 атм. и температуре 450 град. С. По всей веро­ятности, это было вызвано низкой надежностью и эф­фективностью котлов Вагнера, выявленных при их эксплуатации на линкорах.

Несмотря на отсутствие опыта создания кораблей подобного класса, постройка авианосцев шла доста­точно успешно, и к началу второй мировой войны готовность головного корабля составила 85%, а сто­ящий на стапеле второй корабль уже был доведен до броневой палубы. Однако уже через четыре месяца строительство корабля "В" было прекращено, а 29 ап­реля 1940 г. приостановили постройку головного ко­рабля. Причин подобного развития событий было не­сколько, но одной из немаловажных была та, о кото­рой сразу и не подумали. Дело в том, что наличие авианосцев в составе ВМС само собой предусматрива­ет и наличие авианосной авиации, однако это не уст­раивало ВВС Германии во главе с всесильным Герин­гом. Все, что летает, как он считал, должно принад­лежать ему и только ему. И дело тут не только в амби­циях — появление, пусть и небольшой, авиации ВМС должно было повлечь за собой представление флоту определенных авиастроительных мощностей, ресур­сов материалов, снабжения, кадров и т. д. В 1940 и 1941 годах интересы ВВС, а также необходимость раз­ворачивания массовой постройки подводных лодок отодвинули вопрос об авианосцах на второй план. Од­нако в 1942 г. роль авианосцев в войне на море стала

настолько очевидной, что ВМС поставили перед ру­ководством страны вопрос не только о достройке "Гра­фа Цеппелина", но и о переоборудовании в авианосцы недостроенного крт "Зейдлиц", недостроенного фран­цузского крейсера "Де Грасс", а также ряда лайнеров и транспортов. Кроме этого, в 1942 г. создается ряд новых проектов авианосцев и авианесущих рейдеров, предназначенных для самостоятельных действий на коммуникациях союзников в отдаленных районах мирового океана. Однако из обилия проектов и пред­ложений по экономическим причинам к реализации приняли только два: достройка "Графа Цеппелина", которая возобновилась 2 декабря 1942 г., и переобору­дование в авианосец крт "Зейдлиц". Но и на это средств не хватало, и в январе 1943 г. всякое строи­тельство авианосцев прекратили. Недостроенный "Граф Цеппелин" в апреле 1943 г. перевели в Штет­тин, где 24 апреля 1945 г. он был притоплен экипажем и на плаву в качестве трофея достался СССР. Основ­ные элементы строившихся и проектировавшихся авианосцев приведены в табл. 2.3—2.6.

 

Таблица 2.3 Основные элементы авианосцев

Элементы/тип корабля

"Граф Цеппелин"

1 . Водоизмещение, т:

 

— стандартное

23 200

— полное

32600

2. Размеры, м:

 

— длина по КВЛ (наибольшая)

250 (263)

— ширина по КВЛ (наибольшая)

31,5(36,2)

— осадка (наибольшая)

6,4(8,1)

3. Главные механизмы:

 

— тип установки

котлотурбинная

— суммарная мощность, л. с.

200000

— число ТЗА

4

— число котлов

16

— число винтов

4

— запас мазута, т

6400

4 Скорость хода, узлы

33,8

5. Дальность плавания, миль:

 

— скоростью хода 19 узлов

8000

6. Вооружение, число:

 

— самолетов

42

— катапульт

2

— 150/55 АУ

8x2

— 150-мм выстрелов

1840

— 105/65 ун. АУ

6x2

— 105-мм выстрелов

4000— 4800

— 37/80 зен. АУ

11x2

— 37-мм выстрелов

4400

— 20/65 зен. АУ

28

— 20- мм выстрелов

до 56 000

7. Бронирование, мм:

 

— полетная палуба

20

— главная палуба

40

— скосы

60

— броневой пояс

100

— казематы АУ ПС

30

— АУ ПМК

10

8. Экипаж, чел.

1760

9. Дополнительные данные: на корабле установили пять турбо­генераторов по 460 кВт, один мощностью 230 кВт и пять дизель-генераторов мощностью по 350 кВт каждый.

 

Таблица 2.4. Проекты авианосцев специальной постройки

Элементы/тип корабля

"Граф Цеппелин"

I"

"21000-тонный"

Для действий против судоходства

Малый для серийной постройки

Малый

1. Водоизмещение, т:

 

 

 

 

 

 

— стандартное

24114

26612

21 000

13287

— полное

31000

37000

26000

18000

15000

17000

2. Размеры, м:

 

 

 

 

 

 

— длина КВЛ

245

245

255

196

172

180

— ширина

28

32

26

22

22

23

— осадка

8,5

8,75

8

7,6

7,25

7,5

— ширина ангара

18

21

18

18

18

18

3. Главные механизмы:

 

 

 

 

 

 

— тип установки

дизеля или дизеля и котлотурбинная

дизеля

дизеля

дизеля

дизеля

дизеля

— суммарная мощность, л. с.

180000 или 120000 и 60 000

210000

175000

90000

46000

12000

— число ТЗА

— или 1

— число котлов

— или 4

— число дизелей

3 пары или 2 пары

3 пары

5

4

3

2 пары

— число винтов

3 или 2 и 1

3

3

3

3

2

4. Скорость хода, узлы

34

34

34

30

26

33

5. Дальность плавания, миль:

 

 

 

 

 

 

— скоростью хода 19 узлов

15000

18000

18000

1800

18000

12000

6. Вооружение, число:

 

 

 

 

 

 

— истребители Me-109F

10

12

15

12

12

9

— бомбардировщики Ju-87D

12

20

18

16

10

6

— вспомогательные самолеты

20

3

— катапульт

2

2

2

2

2

2

— 150/55 АУ

8x2

8x2

4x2

4x2

4x2

— 105/65 ун. АУ

6x2

8x2

6x2

4x2

4x2

2x2

— 37/80 зен. АУ

11x2

9x2

7x2

8x2

8x2

8x2

— 20/65 зен. АУ

7x4

3x4

3x4

4x4

6x1

— 533-мм торпедных труб

6 подв.

7. Бронирование, мм:

 

 

 

 

 

 

— полетная палуба

20

20

*

20

— броневая палуба

40

100

45

*

50

— СКОСЫ

60

100

— борт

100—80

*

45

50

— казематы 150-мм АУ

20

50

60

60

— 105-ммАУ

10

10

10

10

10

10

8. Дата подписания проекта

*

9.4.42

15.7.42

18.06.42

5.06.42

 

Таблица 2.5. Проекты переоборудования крейсеров и гражданских судов в авианосцы

Основные элементы/наименование

Крейсера

Лайнеры

Транспорта в 9000 тонн

 

"Зейдлиц"

"Де Грасс"

"Европа"

"Потсдам"

"Гнейзенау"

 

1 . Водоизмещение, т:

 

 

 

 

 

 

— стандартное

17 139

9900

44000

17527

18 160

9000

— полное

11 400

56500

23500

2. Размеры, м:

 

 

 

 

 

 

— длина по КВЛ (наибольшая)

199(217)

180,4 (192)

279(291)

189(203)

188 (205)

129(132)

— ширина после переоборудования

24,4

37

26

26,8

— осадка наибольшая

7,9

5,54

10,3

8,84

8,84

7,5

— длина полетной палубы

197

276

189

197

143

— ширина полетной палубы

30

30

30

27

27

28

— длина ангара

148

145

216

148

148

74

— ширина ангара

18

11 — 19

25—16—30

18

18

8—16

3. Главные механизмы:

 

 

 

 

 

 

— тип установки

котлотурбинная

турбоэлек

котлотурбинная

— мощность, л. с.

132000

110000

105000

26000

26000

4500

— число винтов

3

2

4

2

2

1

Скорость хода, узлы

32

32

27

21

21

13

5. Дальность плавания, миль :

 

 

 

 

 

 

— скоростью хода 21 узел

10000

10000

 

— скоростью хода 27 узлов

5000

 

 

 

6. Вооружение, число:

 

 

 

 

 

 

— истребителей

10

11

24

12

12

3

— бомбардировщиков

8

12

18

12

12

4

— катапульт

2

2

2

2

2

1

— 105/65 ун. АУ

5x2

6x2

6x2

4x2

4x2

__

— 55/76 зен. АУ

4х1

— 37/80 зен. АУ

5x2

6x2

10x2

5x2

5x2

— 20/65 зен. АУ

6x4

6x4

9x4

6x4

6x4

3x4

7. Бронирование, мм :

 

 

 

 

 

 

— броневая палуба

30

 

 

 

 

— скосы

30

 

 

 

 

— борт

80

 

 

 

 

— 105-ммАУ

10

10

10

10

10

 

8. Длительность переоборуд., мес.

15

15

10

10

9. Дата подписания проекта

9.10.43

13.06.42

20.06.42

 

Таблица 2.6. Проекты авианесущих крейсеров-рейдеров

Основные элементы/тип корабля

А II

А IIа

А IIb

А III

А IV

С

1. Водоизмещение, т:

 

 

 

 

 

 

— стандартное

*

*

46000

— полное

40000

40000

37500

70000

70000

56000

2. Размеры, м:

 

 

 

 

 

 

— длина по ватерлинии

245

250

245

280

280

280

— ширина

32

32

32

38

38

37

— осадка

8,75

8,75

8,75

11,5

11,5

10

3, Главные механизмы:

 

 

 

 

 

 

— тип установки

дизеля

дизеля

дизеля

котлотурбинная и дизеля

дизеля

котлотурбинная и дизеля

— мощность, л. с.

210000

210000

180000

280000

280000

260000

— число винтов

3

3

3

4

4

4

4. Скорость хода, узлы

34

34

33

34

34

34

5. Дальность плавания, миль:

 

 

 

 

 

 

— скоростью хода 19 узлов

18000

18000

18000

20000

20000

20000

6. Вооружение:

 

 

 

 

 

 

— истребители

12

11

21

12

12

30

— бомбардировщики

12

12

10

20

20

30

— число катапульт

1

2

2

2

2

2

— 280/54,6 АУ

1х4

2x3

2x3

2x3

1x4

2x3

— 150/55 АУ в казематах

8x2

6x2

8x2

8x2

8x2

8x2

— 105/65 ун. АУ

8x2

8x2

8x2

8x2

3x2

8x2

— 37/83 зен. АУ

7x2

6x2

10x2

6x2

7x2

12x2

— 20/65 зен. АУ

5x4

__

____

 

— 533-мм торпедные трубы

6x1 подводных

7. Бронирование, мм:

 

 

 

 

 

 

— полетная палуба

20

20

20

50

40 (?)

50

— броневая палуба

100

100

100

150

120

— скосы

100

100

150

120

— 280-мм АУ

140(?)

140 (?)

140(?)

140(?)

140(?)

140 (?)

— барбеты 280-мм АУ

200

50

200

*

250

— казематы 1 50-мм АУ

50

20

20

150

100

100

— 105-ммАУ

10

10

10

10

10

10

— противоторпедная переборка

45

40

45

50

45

45

8. Дата подписания проекта

9.4.42

1.5.42

*

14.4.42

15.4.42

*