2.2 Авианосцы
Это единственный класс крупных боевых кораблей, который так и не был реализован в германском флоте, хотя первый авианосец под литерным обозначением "А" заложили на заводе фирмы "Дойче-Верке" в Киле еще в 1937 г. 8 декабря 1938 г. он был спущен на воду и получил наименование "Граф Цеппелин" ("Graf Zeppelin"), а на его месте сразу заложили второй однотипный корабль под литерным обозначением "В". По замыслу командования ВМС Германии эти корабли предназначались прежде всего для действий совместно с линейными кораблями в составе боевых групп на коммуникациях противника. При этом не исключалась возможность самостоятельного их применения в рамках действий боевых групп, но в отрыве от линейных сил. Этим отчасти объясняется наличие в составе их вооружения 150-мм незенитной артиллерии и некоторые особенности бронирования, явно рассчитанные и на артиллерийский бой с легкими силами. Необходимо отметить и тот факт, что в качестве паропроизводителей на этих кораблях использовали котлы системы Ла Монта при давлении пара 75 атм. и температуре 450 град. С. По всей вероятности, это было вызвано низкой надежностью и эффективностью котлов Вагнера, выявленных при их эксплуатации на линкорах.
Несмотря на отсутствие опыта создания кораблей подобного класса, постройка авианосцев шла достаточно успешно, и к началу второй мировой войны готовность головного корабля составила 85%, а стоящий на стапеле второй корабль уже был доведен до броневой палубы. Однако уже через четыре месяца строительство корабля "В" было прекращено, а 29 апреля 1940 г. приостановили постройку головного корабля. Причин подобного развития событий было несколько, но одной из немаловажных была та, о которой сразу и не подумали. Дело в том, что наличие авианосцев в составе ВМС само собой предусматривает и наличие авианосной авиации, однако это не устраивало ВВС Германии во главе с всесильным Герингом. Все, что летает, как он считал, должно принадлежать ему и только ему. И дело тут не только в амбициях — появление, пусть и небольшой, авиации ВМС должно было повлечь за собой представление флоту определенных авиастроительных мощностей, ресурсов материалов, снабжения, кадров и т. д. В 1940 и 1941 годах интересы ВВС, а также необходимость разворачивания массовой постройки подводных лодок отодвинули вопрос об авианосцах на второй план. Однако в 1942 г. роль авианосцев в войне на море стала
настолько очевидной, что ВМС поставили перед руководством страны вопрос не только о достройке "Графа Цеппелина", но и о переоборудовании в авианосцы недостроенного крт "Зейдлиц", недостроенного французского крейсера "Де Грасс", а также ряда лайнеров и транспортов. Кроме этого, в 1942 г. создается ряд новых проектов авианосцев и авианесущих рейдеров, предназначенных для самостоятельных действий на коммуникациях союзников в отдаленных районах мирового океана. Однако из обилия проектов и предложений по экономическим причинам к реализации приняли только два: достройка "Графа Цеппелина", которая возобновилась 2 декабря 1942 г., и переоборудование в авианосец крт "Зейдлиц". Но и на это средств не хватало, и в январе 1943 г. всякое строительство авианосцев прекратили. Недостроенный "Граф Цеппелин" в апреле 1943 г. перевели в Штеттин, где 24 апреля 1945 г. он был притоплен экипажем и на плаву в качестве трофея достался СССР. Основные элементы строившихся и проектировавшихся авианосцев приведены в табл. 2.3—2.6.
Таблица 2.3 Основные элементы авианосцев
Элементы/тип корабля |
"Граф Цеппелин" |
1 . Водоизмещение, т: |
|
— стандартное |
23 200 |
— полное |
32600 |
2. Размеры, м: |
|
— длина по КВЛ (наибольшая) |
250 (263) |
— ширина по КВЛ (наибольшая) |
31,5(36,2) |
— осадка (наибольшая) |
6,4(8,1) |
3. Главные механизмы: |
|
— тип установки |
котлотурбинная |
— суммарная мощность, л. с. |
200000 |
— число ТЗА |
4 |
— число котлов |
16 |
— число винтов |
4 |
— запас мазута, т |
6400 |
4 Скорость хода, узлы |
33,8 |
5. Дальность плавания, миль: |
|
— скоростью хода 19 узлов |
8000 |
6. Вооружение, число: |
|
— самолетов |
42 |
— катапульт |
2 |
— 150/55 АУ |
8x2 |
— 150-мм выстрелов |
1840 |
— 105/65 ун. АУ |
6x2 |
— 105-мм выстрелов |
4000— 4800 |
— 37/80 зен. АУ |
11x2 |
— 37-мм выстрелов |
4400 |
— 20/65 зен. АУ |
28 |
— 20- мм выстрелов |
до 56 000 |
7. Бронирование, мм: |
|
— полетная палуба |
20 |
— главная палуба |
40 |
— скосы |
60 |
— броневой пояс |
100 |
— казематы АУ ПС |
30 |
— АУ ПМК |
10 |
8. Экипаж, чел. |
1760 |
9. Дополнительные данные: на корабле установили пять турбогенераторов по 460 кВт, один мощностью 230 кВт и пять дизель-генераторов мощностью по 350 кВт каждый.
Таблица 2.4. Проекты авианосцев специальной постройки
Элементы/тип корабля |
"Граф Цеппелин" |
"А I" |
"21000-тонный" |
Для действий против судоходства |
Малый для серийной постройки |
Малый |
1. Водоизмещение, т: |
|
|
|
|
|
|
— стандартное |
24114 |
26612 |
21 000 |
• |
• |
13287 |
— полное |
31000 |
37000 |
26000 |
18000 |
15000 |
17000 |
2. Размеры, м: |
|
|
|
|
|
|
— длина КВЛ |
245 |
245 |
255 |
196 |
172 |
180 |
— ширина |
28 |
32 |
26 |
22 |
22 |
23 |
— осадка |
8,5 |
8,75 |
8 |
7,6 |
7,25 |
7,5 |
— ширина ангара |
18 |
21 |
18 |
18 |
18 |
18 |
3. Главные механизмы: |
|
|
|
|
|
|
— тип установки |
дизеля или дизеля и котлотурбинная |
дизеля |
дизеля |
дизеля |
дизеля |
дизеля |
— суммарная мощность, л. с. |
180000 или 120000 и 60 000 |
210000 |
175000 |
90000 |
46000 |
12000 |
— число ТЗА |
— или 1 |
— |
— |
— |
— |
— |
— число котлов |
— или 4 |
— |
— |
— |
— |
— |
— число дизелей |
3 пары или 2 пары |
3 пары |
5 |
4 |
3 |
2 пары |
— число винтов |
3 или 2 и 1 |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
4. Скорость хода, узлы |
34 |
34 |
34 |
30 |
26 |
33 |
5. Дальность плавания, миль: |
|
|
|
|
|
|
— скоростью хода 19 узлов |
15000 |
18000 |
18000 |
1800 |
18000 |
12000 |
6. Вооружение, число: |
|
|
|
|
|
|
— истребители Me-109F |
10 |
12 |
15 |
12 |
12 |
9 |
— бомбардировщики Ju-87D |
12 |
20 |
18 |
16 |
10 |
6 |
— вспомогательные самолеты |
20 |
— |
— |
— |
— |
3 |
— катапульт |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
— 150/55 АУ |
8x2 |
8x2 |
4x2 |
4x2 |
4x2 |
— |
— 105/65 ун. АУ |
6x2 |
8x2 |
6x2 |
4x2 |
4x2 |
2x2 |
— 37/80 зен. АУ |
11x2 |
9x2 |
7x2 |
8x2 |
8x2 |
8x2 |
— 20/65 зен. АУ |
7x4 |
— |
3x4 |
3x4 |
4x4 |
6x1 |
— 533-мм торпедных труб |
— |
— |
6 подв. |
— |
— |
— |
7. Бронирование, мм: |
|
|
|
|
|
|
— полетная палуба |
20 |
20 |
• |
• |
* |
20 |
— броневая палуба |
40 |
100 |
45 |
• |
* |
50 |
— СКОСЫ |
60 |
100 |
• |
• |
• |
• |
— борт |
100—80 |
• |
* |
45 |
• |
50 |
— казематы 150-мм АУ |
20 |
50 |
60 |
60 |
• |
• |
— 105-ммАУ |
10 |
10 |
10 |
10 |
10 |
10 |
8. Дата подписания проекта |
* |
9.4.42 |
15.7.42 |
18.06.42 |
5.06.42 |
• |
Таблица 2.5. Проекты переоборудования крейсеров и гражданских судов в авианосцы
Основные элементы/наименование |
Крейсера |
Лайнеры |
Транспорта в 9000 тонн |
|||
"Зейдлиц" |
"Де Грасс" |
"Европа" |
"Потсдам" |
"Гнейзенау" |
||
1 . Водоизмещение, т: |
|
|
|
|
|
|
— стандартное |
17 139 |
9900 |
44000 |
17527 |
18 160 |
9000 |
— полное |
• |
11 400 |
56500 |
23500 |
• |
• |
2. Размеры, м: |
|
|
|
|
|
|
— длина по КВЛ (наибольшая) |
199(217) |
180,4 (192) |
279(291) |
189(203) |
188 (205) |
129(132) |
— ширина после переоборудования |
• |
24,4 |
37 |
26 |
26,8 |
• |
— осадка наибольшая |
7,9 |
5,54 |
10,3 |
8,84 |
8,84 |
7,5 |
— длина полетной палубы |
197 |
• |
276 |
189 |
197 |
143 |
— ширина полетной палубы |
30 |
30 |
30 |
27 |
27 |
28 |
— длина ангара |
148 |
145 |
216 |
148 |
148 |
74 |
— ширина ангара |
18 |
11 — 19 |
25—16—30 |
18 |
18 |
8—16 |
3. Главные механизмы: |
|
|
|
|
|
|
— тип установки |
котлотурбинная |
турбоэлек |
котлотурбинная |
|||
— мощность, л. с. |
132000 |
110000 |
105000 |
26000 |
26000 |
4500 |
— число винтов |
3 |
2 |
4 |
2 |
2 |
1 |
Скорость хода, узлы |
32 |
32 |
27 |
21 |
21 |
13 |
5. Дальность плавания, миль : |
|
|
|
|
|
|
— скоростью хода 21 узел |
• |
• |
• |
10000 |
10000 |
|
— скоростью хода 27 узлов |
• |
• |
5000 |
|
|
|
6. Вооружение, число: |
|
|
|
|
|
|
— истребителей |
10 |
11 |
24 |
12 |
12 |
3 |
— бомбардировщиков |
8 |
12 |
18 |
12 |
12 |
4 |
— катапульт |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
— 105/65 ун. АУ |
5x2 |
6x2 |
6x2 |
4x2 |
4x2 |
__ |
— 55/76 зен. АУ |
— |
— |
— |
— |
— |
4х1 |
— 37/80 зен. АУ |
5x2 |
6x2 |
10x2 |
5x2 |
5x2 |
— |
— 20/65 зен. АУ |
6x4 |
6x4 |
9x4 |
6x4 |
6x4 |
3x4 |
7. Бронирование, мм : |
|
|
|
|
|
|
— броневая палуба |
30 |
• |
|
|
|
|
— скосы |
30 |
• |
|
|
|
|
— борт |
80 |
• |
|
|
|
|
— 105-ммАУ |
10 |
10 |
10 |
10 |
10 |
|
8. Длительность переоборуд., мес. |
15 |
• |
15 |
10 |
10 |
• |
9. Дата подписания проекта |
• |
9.10.43 |
13.06.42 |
20.06.42 |
• |
• |
Таблица 2.6. Проекты авианесущих крейсеров-рейдеров
Основные элементы/тип корабля |
А II |
А IIа |
А IIb |
А III |
А IV |
С |
1. Водоизмещение, т: |
|
|
|
|
|
|
— стандартное |
• |
• |
• |
* |
* |
46000 |
— полное |
40000 |
40000 |
37500 |
70000 |
70000 |
56000 |
2. Размеры, м: |
|
|
|
|
|
|
— длина по ватерлинии |
245 |
250 |
245 |
280 |
280 |
280 |
— ширина |
32 |
32 |
32 |
38 |
38 |
37 |
— осадка |
8,75 |
8,75 |
8,75 |
11,5 |
11,5 |
10 |
3, Главные механизмы: |
|
|
|
|
|
|
— тип установки |
дизеля |
дизеля |
дизеля |
котлотурбинная и дизеля |
дизеля |
котлотурбинная и дизеля |
— мощность, л. с. |
210000 |
210000 |
180000 |
280000 |
280000 |
260000 |
— число винтов |
3 |
3 |
3 |
4 |
4 |
4 |
4. Скорость хода, узлы |
34 |
34 |
33 |
34 |
34 |
34 |
5. Дальность плавания, миль: |
|
|
|
|
|
|
— скоростью хода 19 узлов |
18000 |
18000 |
18000 |
20000 |
20000 |
20000 |
6. Вооружение: |
|
|
|
|
|
|
— истребители |
12 |
11 |
21 |
12 |
12 |
30 |
— бомбардировщики |
12 |
12 |
10 |
20 |
20 |
30 |
— число катапульт |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
— 280/54,6 АУ |
1х4 |
2x3 |
2x3 |
2x3 |
1x4 |
2x3 |
— 150/55 АУ в казематах |
8x2 |
6x2 |
8x2 |
8x2 |
8x2 |
8x2 |
— 105/65 ун. АУ |
8x2 |
8x2 |
8x2 |
8x2 |
3x2 |
8x2 |
— 37/83 зен. АУ |
7x2 |
6x2 |
10x2 |
6x2 |
7x2 |
12x2 |
— 20/65 зен. АУ |
— |
5x4 |
— |
__ |
____ |
|
— 533-мм торпедные трубы |
— |
— |
— |
6x1 подводных |
— |
|
7. Бронирование, мм: |
|
|
|
|
|
|
— полетная палуба |
20 |
20 |
20 |
50 |
40 (?) |
50 |
— броневая палуба |
100 |
100 |
100 |
150 |
• |
120 |
— скосы |
100 |
• |
100 |
150 |
• |
120 |
— 280-мм АУ |
140(?) |
140 (?) |
140(?) |
140(?) |
140(?) |
140 (?) |
— барбеты 280-мм АУ |
200 |
50 |
200 |
* |
• |
250 |
— казематы 1 50-мм АУ |
50 |
20 |
20 |
150 |
100 |
100 |
— 105-ммАУ |
10 |
10 |
10 |
10 |
10 |
10 |
— противоторпедная переборка |
45 |
40 |
45 |
50 |
45 |
45 |
8. Дата подписания проекта |
9.4.42 |
1.5.42 |
* |
14.4.42 |
15.4.42 |
* |