2.3. Крейсера

 

Первым германским боевым кораблем, построен­ным после первой мировой войны, стал легкий крей­сер "Эмден". Заложенный в 1921 г., он представлял собой улучшенный проект крейсеров времен минув­шей войны и с самого начала использовался как учеб­ный корабль. По всей вероятности, цели, которые преследовали командование ВМС и кораблестроители при создании этого корабля, были достаточно скром­ными — перекинуть мост преемственности от кайзе­ровского к новому послевоенному флоту, сохранить кадры конструкторов и кораблестроителей, опыт по­стройки крупных боевых кораблей. Во время строи­тельства "Эмдена" французы оккупировали Рурскую область, где были сконцентрированы металлургиче­ские заводы, и это отразилось на сроках его сдачи — вместо 1923, крейсер спустили на воду только в 1925 г. На освободившемся стапеле сразу же заложили новый крейсер под литерным обозначением "В", впос­ледствии названный "Кенигсберг", а в следующем, 1926 г., еще два однотипных с ним "С" и "D". Но эти корабли уже принципиально отличались от "Эмдена" и должны были стать самыми совершенными легки­ми крейсерами своего времени. Во-первых, при их постройке использовали марганцовистую сталь, алю­миниевые сплавы и пластмассы. Во-вторых, на кораб­лях установили новую 150-мм артиллерию, сосредоточенную в трехорудийных башнях, и новые приборы управления огнем. В-третьих, ориентируясь на про­ведение рейдерских операций, крейсера получили комбинированную главную энергетическую установ­ку, когда на каждый из двух валов могла работать или котлотурбинная установка, или 10-цилиндровый че­тырехтактный дизель. Таким образом, под турбиной корабль мог развивать ход до 32 узлов, а дизеля обес­печивали ему дальность плавания более 5000 миль. Однако подобная энергетическая установка имела яв­ный недостаток — турбина и дизель не могли работать одновременно, и поэтому что-то из них всегда ока­зывалось в качестве мертвого груза. Этот недостаток постарались ликвидировать на двух последующих легких крейсерах — "Лейпциг" и "Нюрнберг". Эти корабли имели трехвальную главную энергетическую установку, когда на крайние винты работали паро­вые турбины, а на средний — четыре 7-цилиндровых двухтактных дизеля. Средний винт был регулируемо­го шага, что позволяло эффективно его использовать как при движении под дизелями ходом до 18 узлов, так и при совместной работе с котлотурбинной уста­новкой на более высоких скоростях. Бортовые валы имели электромоторы для их вращения при плавании под дизелями, что сводило к минимуму сопротивле­ние винтов неработающей котлотурбинной установ­ки. Все эти технические ухищрения с винтами дали "экономию" в 2500 л.с.

"Нюрнберг" вошел в строй в год подписания Анг­ло-Германского морского договора, который позво­лил перейти к строительству тяжелых крейсеров, в рамках Версальского договора для них просто не бы­ло места. Пользуясь тем, что как "военно-морское ни­чтожество" Германия не была приглашена на Вашинг­тонскую 1921—22 гг., а также последующие Лондон­ские конференции по морским вооружениям и тем самым не была связана договорами по ограничению водоизмещения, в том числе тяжелых крейсеров, не­мцы смогли создать корабли с более рациональным сочетанием наступательных и оборонительных эле­ментов, чем британские крейсера вашингтонского ти­па. Не уступая им в огневой мощи, они были более забронированы. Но был еще один элемент, по кото­рому германские тяжелые крейсера должны были пре­восходить своих британских "одноклассников", — дальность плавания. Однако для достижения желае­мого района плавания на этот раз решили сделать ставку не на комбинированную, а на чисто котлотурбинную главную энергетическую установку, но бо­лее совершенную и экономичную, чем та, которую устанавливали на легких крейсерах. Для этого на но­вых кораблях повысили параметры пара — давление и температуру. Однако, определив путь повышения экономичности главной энергетической установки, единства мнений о его технической реализации не было. Из-за наличия пробелов в теории и отсутствия достаточного опыта поиск велся на ощупь. Это приве­ло к тому, что на пяти спущенных на воду германских тяжелых крейсерах, по сути одного проекта, имелось три варианта котлотурбинных установок, в которых применялись: котлы системы Ла Монта с давлением пара 80 атм. ("Адмирал Хиппер") и 70 атм. ("Принц Ойген"); котлы системы Вагнера с естественной циркуляцией и давлением пара 70 атм. ("Блюхер"), а так­же высоконапорные котлы системы Вагнера с прину­дительной циркуляцией и давлением пара 60 атм. ("Зейдлиц" и "Лютцов"). Судьбе было угодно, чтобы из пяти германских кораблей этого подкласса в дли­тельной эксплуатации находилось только два, и так уже получилось, что оба этих корабля имели котлы системы Ла Монта. Поэтому нельзя достоверно ска­зать, какой вариант котлотурбинной установки ока­зался наиболее удачным , но известно, что к ним, особенно на "Адмирале Хиппере", у немцев было мно­го нареканий: надежность их была не на высоте, а существенного увеличения дальности плавания не произошло.

 

Таблица 2.7. Основные элементы тяжелых крейсеров и крейсеров для «Боевых групп»

Элементы/тип корабля

Тяжелые крейсера

Легкие крейсера-разведчики

 

 

"Адмирал Хиппер"

"Принц Ойген"

"М"

"Sp"

 

1 . Водоизмещение, т:

 

 

 

 

 

— стандартное

13900

14800

7800

4542

 

— полное

18 600

19800

10400

5900

 

2. Размеры, м:

 

 

 

 

 

— длина по КВЛ (наибольшая)

195(206)

199(2)0)

138(183)

145(152)

 

— ширина

21,3

21,8

17

14,6

 

— осадка (наибольшая)

5,8 (7,9)

6 (7,2)

4,6 (5.6)

 

3. Главные механизмы:

 

 

 

 

 

— тип установки

котлотурбинная

котлотурбинная и дизель-моторы на свои валы

 

— суммарная мощность, л. с.

132000

100000 и 16 500

77500 и 14 500

 

— число ТЗА

3

2

2

 

— число котлов

12, на "Лютцове" и "Зейдлице" по 9

4

4

 

— число дизель-моторов

 

4

4

 

— число винтов

3

3

3

 

— запас мазута, т

4250

1600

всего 1102

 

— запас дизтоплива, т

*

520

 

 

4. Скорость хода, узлы:

32,5

33

35,5

36

 

5. Дальность плавания, миль:

 

 

 

 

 

— скоростью хода 19 узлов

6800

8000

12000

 

6. Вооружение, число:

 

 

 

 

— 203/60 АУ

4x2

 

— 150/55 АУ

4x2

 

— 150/48 АУ

3x2

 

— выстрелов ГК

960—1280

960

720

 

— 105/65 ун. АУ

6x2

 

— 105-мм выстрелов

4800

 

— 88/76 ун. АУ

2x2

1x2

 

— 88-мм выстрелов

1600

560—1160

 

— 37/80 зен. АУ

6x2

4x2

4x2

 

— 37-мм выстрелов

40000

4900

8000

 

— 20/65 зен. АУ

10 на момент постройки, а впоследствии до 28

4x1

3x4

 

— 20-мм выстрелов

16000-56000

до 2000

24000

 

— 533-мм торпедных труб

4x3

2x4

2x5

 

— 533-мм торпед

24

 

— мин

96 "ЕМС"

 

160

140

 

— катапульт

1

1

 

— гидросамолетов Арадо-196"

3

2

 

7. Бронирование, мм:

 

 

 

 

— верхняя палуба

30

 

— главная палуба

30

25

15

 

— скосы

30

35

 

— бортовой пояс

80

50

10—15

 

— АУ ГК

160

30

30

 

— барбеты АУ ГК

80

 

— АУ ЗК ДБ

10

10

10

 

8. Подводная защита:

 

 

 

 

— ширина, м

3

6

____

— суммарная толщина переборок, мм

29

*

____

9, Экипаж, человек

1600

920

*

             

10. Дополнительные данные:

— на тяжелых крейсерах имелось 4 турбо-генератора мощностью по 460 кВт, два турбо-генератора мощностью по 230 кВт и 4 дизель-генератора по 150 кВт;

— в конце 1944 г. крт "Адмирал Хиппер" имел на вооружении 16 40-мм и 14 20-мм зенитных автоматов, а крт "Принц Ойген" — 20 40-мм и 18 20-мм зенитных автоматов.

 

Линию германских легких крейсеров должны бы­ли продолжить 6 кораблей нового типа, ассигнова­ния на которые выделили в 1938—39 гг., и первый из которых под литерным обозначением "М" заложили в 1938 г. В этом проекте немцы снова вернулись к идее комбинированной главной энергетической установки по типу легкого крейсера "Лейпциг", но при исполь­зовании высоконапорных котлов системы Вагнера с принудительной циркуляцией и давлением пара 70 атм. Основной задачей новых кораблей, по-видимому, должны были стать действия в составе боевых групп на коммуникациях противника. В 1939 г. строительст­во этих кораблей прекратили, но уже в 1941 г., зало­женные чуть ранее, три эсминца проекта "Эсминец 1938 Ас" перезакладывают как "крейсера-разведчи­ки" с тем же предназначением, что и крейсера типа "М", и с аналогичной главной энергетической уста­новкой.

 

2.3.1. Тяжелые крейсера типа "Принц Ойген"

 

Данные крейсера являлись развитием кораблей типа "Адмирал Хиппер", от которых отличались ско­рее чисто внешне, нежели по своей сути. Иногда эти корабли просто относят ко второй серии крейсеров ти­па "Адмирал Хиппер". Всего было заложено и спуще­но на воду три таких тяжелых крейсера: "Принц Ойген", "Зейдлиц" и "Лютцов". Их основные элемен­ты приведены в табл. 2.7.

 

"Принц Ойген" ("Prinz Eugen")

 

В 1936 г. заложен на судостроительном заводе фирмы "Германия-Верфт" в Киле под литерным обоз­начением "J". 22.08.38 г. спущен на воду и получил наименование "Принц Ойген". 2.07.40 г. получил по­падание 250-кг бомбы во время налета британской авиации на заводы Киля. 1.08.40 г. вступил в строй.

22 апреля 1941 г. подорвался на мине. 21 мая совместно с лк "Бисмарк" начал прорыв на атлантиче­ские коммуникации англичан. 24 мая совместно с лк "Бисмарк" участвовал в потоплении британского лкр "Худ" и добился нескольких попаданий в британский лк "Принс оф Уэльс". После боя крейсер отделился от флагмана и начал самостоятельное крейсерство.

1 июня зашел в Брест из-за неисправности машин.

2 июня получил там попадание 250-кг бомбы.

11—13 февраля 1942 г. в составе группы кораблей осуществил прорыв из Бреста в Германию через Ла-Манш. 23 февраля при переходе из Германии в Север­ную Норвегию на подходах к Тронхейму получил попадание одной торпеды с британской пл "Трай­дент", но самостоятельно дошел до порта, где начался его восстановительный ремонт. 18 мая прибыл в Киль для завершения ремонта.

С начала 1943 г. базировался на порты Северного моря, а с октября стал флагманским кораблем на Бал­тике. 25 октября 1944 г. у косы Хель столкнулся с крл "Лейпциг" и повредил себе носовую часть. 23 ноября поврежден советской авиацией. 8 апреля вновь поврежден советской авиацией севернее маяка Риксхефт. Капитулировал в Копенгагене, являясь самым крупным боеспособным германским боевым кораблем. После войны получен США и был использован в каче­стве корабля-цели в ходе испытаний ядерного оружия на атолле Бикини 17 июня 1946 г.

 

"Зейдлиц" ("Seydlitz")

 

В 1937 г. заложен на верфи фирмы "Дешимаг" в Бремене под литерным обозначением "К". 19.01.39 г. спущен на воду и получил наименование "Зейдлиц". В 1941 г. темпы строительства корабля снизились, а в 1942 г. при готовности корабля 90% его постройка прекращается и он под буксирами переходит в Кениг­сберг для переоборудования в авианосец, но работы завершены не были. 9 апреля 1945 г. поврежден совет­ской авиацией в Кенигсберге и там захвачен совет­скими войсками на плаву в Лесной гавани.

 

"Лютцов" ("Lutzow")

 

В 1937 г. заложен на верфи фирмы "Дешимаг" в Бремене под литерным обозначением "L". 1.07.39 г. спущен на воду и получил наименование "Лютцов". 11.02.39 г. продан СССР з недостроенном состоянии и 15.04.39 г. прибуксирован в Ленинград, где получил наименование "Таллин".

 

2.3.2. Тяжелые крейсера типа "Адмирал Хиппер"

 

Всего было построено два корабля этого типа - "Адмирал Хиппер" и "Блюхер". Основные элементы этих крейсеров приведены в табл. 2.7.

 

"Адмирал Хиппер" ("Admiral Hipper")

 

В 1935 г. заложен на верфи фирмы "Блом и Фосс" в Гамбурге под литерным обозначением "G". 6.02.37 г. спущен на воду и получил наименование "Адмирал Хиппер", 29.04.39 г. вступил в строй.

В апреле 1940 г. участвовал в Норвежской десан­тной операции во главе второго отряда кораблей, предназначенного для захвата Тронхейма. 8 апреля потопил британский эм "Глоуорм". 30 ноября вышел из Киля для действий на британских коммуникациях в Атлантике. 25 декабря безуспешно атаковал анг­лийский конвой и в бою с британским крт "Беруик" получил незначительные повреждения. 27 декабря прибыл в Брест.

1 февраля 1941 г. вышел на британские коммуни­кации в Центральной Атлантике, где 12 февраля вос­точнее Азорских островов атаковал конвой, потопив из его состава 7 судов (33000 БРТ). 14 февраля возвра­тился в Брест. 16 марта вышел в Северную Атлантику и 27 марта пришел в Киль, всего с ноября 1940 г. потопил и захватил 12 судов (66131 БРТ).

В начале 1942 г. передислоцирован в Северную Норвегию. В начале июля в составе отряда кораблей пытался перехватить конвой "PQ-17", шедший в СССР, но из-за неясности обстановки корабли верну­лись в базу. 24 сентября, по некоторым данным, сов­местно с эсминцами "Рихард Битзен", "Z-28", "Z-29" и "Z-30" участвовал в постановке минного загражде­ния "OMZ-P-3" из 96 неконтактных якорных мин у северо-западного побережья Новой Земли; по одним данным, крт использовался в качестве минного поста­новщика, по другим, — только в качестве прикрытия постановки минного заграждения эсминцами. 5—9 ноября во главе боевой группы в составе эсминцев "Рихард Битзен", "Фридрих Эккольдт", "Z-27" и "Z-30" обследовал северо-восточную часть Баренцева моря, в результате чего были потоплены советские сторожевой корабль "СКР-78" и танкер "Донбасс"; 43 человека со сторожевого корабля и 16 с танкера были взяты в плен. 31 декабря к северу от Варде уча­ствовал в атаке конвоя "JW-51B", шедшего в СССР; в ходе боя он уничтожил британские эсминцы "Акетес" и "Брэмбл", но и сам получил повреждения от бри­танских крейсеров "Шеффилд" и "Ямайка".

В начале февраля 1943 г. перешел на Балтику. 23 ноября 1944 г. поврежден советской авиацией. 9 ап­реля 1945 г. поврежден британской авиацией в Киле. 3 мая 1945 г. затоплен личным составом в доке завода фирмы "Дойче-Верке" в Киле. В 1948—49 гг. разобран на металл.

 

"Блюхер" ("Blucher")

 

8 1936 г. заложен на верфи фирмы "Дойче-Верке" в Киле под литерным обозначением "Н". 8.06.37 г. спущен на воду и получил наименование "Блюхер", 20.09.39 г. вступил в строй.

9 апреля 1940 г. в ходе Норвежской десантной операции потоплен норвежской береговой артилле­рией и торпедными аппаратами в Осло-фьорде. В 1963 г. поднят и сдан на металл.

 

2.3.3. Крейсера-Разведчики

 

В 1941 г. на верфи фирмы "Германия-Верфт" в Киле были заложены эскадренные миноносцы "Z-40, -41, -42" (по некоторым данным, фактически заложи­ли только головной корабль) проекта "Эсминец 1938 Ас", но в том же году эти корабли перезаложили как крейсера-разведчики с литерным обозначением "Sp-1, -2, -3". Однако в 1942 г. их постройку приостанавли­вают, а в 1943 г. разбирают на металл. Их основные элементы приведены в табл. 2.7.

 

2.3.4. Легкие крейсера типа "М"

 

Всего к постройке планировалось 6 кораблей этого проекта с литерными обозначениями "М", "N", "О", "Р", "Q" и "R". Однако фактически заложили только три крейсера: "М" в 1938 г. на военно-морской верфи в Вильгельмсхафене, а в 1939 г. в Киле "N" на верфи фирмы "Дойче-Верке" и "О" на заводе фирмы " Германия-Верфт".

Но уже в сентябре 1939 г. постройка кораблей сначала приостановлена, а затем вообще прекращена. В период 1941—43 гг. все три корпуса разобрали на металл. Основные проектные элементы этих крейсе­ров приведены в табл. 2.7.

 

Таблица 2.8. Основные элементы легких крейсеров

Элементы /тип корабля

"Эмден"

"Кенигсберг"

"Лейпциг"

"Нюрнберг"

1 . Водоизмещение, т:

 

 

 

 

— стандартное

6990

6650

6710

6980

— полное

5600

8130

8290

8380

2. Размеры, м:

 

 

 

 

— длина по ватерлинии (наибольшая)

150 (155)

169(174)

166(177)

170(181)

— ширина

14,3

15,3

16,2

16,4

— осадка (наибольшая)

5,8 (6,6)

5,4 (6,5)

5,2 (6,6)

5 (6,4)

3. Главные механизмы:

 

 

 

 

— тип установки

котлотурбинная

котлотурбинная и дизеля на каждый вал

котлотурбинная и дизеля на свои валы

— суммарная мощность, л. с.

46000

6800+1800

66000+12400

66000+12400

— число ТЗА

2

2

2

2

— число дизель-моторов

2

4

4

— число котлов

10

6

8

8

— число винтов

2

2

2 и 1

2 и 1

— запас мазута, т

1266

1145

1183

1100

— запас дизтоплива, т

Ф

261

348

348

4. Скорость хода, узлы

29

32

32

32

5. Дальность плавания, миль:

 

 

 

 

— скоростью хода 19 узлов

5300

5200

5700

5700

6. Вооружение, число:

 

 

 

 

— 150/60 АУ

3x3

3x3

3x3

— 150/55 АУ

8х1

— 150-мм выстрелов

960

1080

1080—1500

1080—1500

— 88/76 ун. АУ

3x1

3x2

4x2

4x2

— 88-мм выстрелов

900—1200

2400

2400

3300

— 37/83 зен. АУ

4x1

До 5х2

До 8х2

4x2

— 37-мм выстрелов

9600

9600

9600

— 20/65 зен. АУ

до 18

до 24

до 14

12

— 20-мм выстрелов

*

17 600

*

24000

— 533-мм торпедных труб

2x2

4x3

4х3, в 1944 г. демонтированы

3, с 1941 г. 2х3

— катапульт

1

1

1

— гидросамолетов

2

2

2

7. Бронирование, мм:

 

 

 

 

— палуба

20

20

20

20

— скосы

20

25

25

— бортовой пояс

50

50

50

50

— АУ ГК и их барбеты

20

30

30

30

— АУ ЗД ДБ

10

10

10

10

8. Подводная защита: ширина, м

1,25

1,25

9. Экипаж, человек

630

850

850

890

10. Дополнительные данные:

— на "Лейпциге" и "Нюрнберге" имелись активные успокоители качки;

— в ходе войны на "Кельне" и "Нюрнберге" дополнительно установили 37/57, а на "Эмдене" — 37/69 зенитные автоматы.

 

2.3.5. Легкий крейсер "Нюрнберг" ("Nurnberg")

 

Фактически завершил линию развития герман­ских крейсеров с комбинированными главными энергетическими установками. Основные элементы этого корабля и его предшественников приведены в табл. 2.8.

В 1933 г. заложен на верфи фирмы "Дойче-Верке" в Киле под литерным обозначением "F". 8.12.34 г. спущен на воду и получил наименование "Нюрнберг", 2.11.35 г. вступил в строй.

13 декабря 1939 г. в проливе Скагеррак атакован британской пл "Сэмон", получил попадание одной торпеды и вышел из строя до мая 1940 г. В сентябре 1941 г. входил в состав "Балтийского флота", создан­ного для предотвращения прорыва советских кораб­лей в Швецию для интернирования. 2 декабря 1942 г. прибыл в Нарвик, в мае 1943 г. возвратился в Герма­нию.

Капитулировал в Копенгагене, являясь единст­венным боеспособным германским легким крейсером. После войны получен СССР и входил в состав совет­ского ВМФ под наименованием "Адмирал Макаров".

 

2.3.6. Легкий крейсер "Лейпциг" ("Leipzig")

 

В 1928 г. заложен на военно-морской верфи в Вильгельмсхафене под литерным обозначением "Е". 18.10.29 г. спущен на воду и получил наименование "Лейпциг", 8.10.31 г. вступил в строй.

13 декабря 1939 г. в проливе Скагеррак атакован британской пл "Сэмон", получил попадание одной торпеды и вышел из строя до декабря 1940 г. В сентяб­ре 1941 г. входил в состав "Балтийского флота", со­зданного для предотвращения прорыва советских ко­раблей в Швецию для интернирования, и 27 сентября безрезультатно атакован советскими тка, два катера потоплены. 25 октября 1944 г. протаранен крт "Принц Ойген" у косы Хель, погибло 27 человек. В мае 1945 г. захвачен войсками союзников в поврежденном со­стоянии в Вильгельмсхафене. 16 декабря 1946 г. затоп­лен в Северном море.

 

2.3.7. Легкие крейсера типа "Кенигсберг"

 

Всего было построено три корабля данного типа: "Кенигсберг", "Карлсруэ" и "Кельн". Это были первые в германском, да и в мировом военном судостроении, крейсера с комбинированной главной энергетической установкой и трехорудийными башнями главного ка­либра. Основные элементы этих кораблей приведены в табл. 2.8.

 

"Кенигсберг" ("Konigsberg")

 

В 1925 г. заложен на военно-морской верфи в Вильгельмсхафене под литерным обозначением "В". 26.03.27 г. спущен на воду и получил наименование "Кенигсберг", 17.04.29 г. вступил в строй.

В апреле 1940 г. участвовал в Норвежской десан­тной операции, входя в третий отряд кораблей, пред­назначенный для захвата Бергена, где получил по­вреждения от огня норвежской береговой артилле­рии. 10 апреля 1940 г. во время устранения получен­ных накануне повреждений потоплен в Бергене британской авиацией, погибло 18 человек.

 

"Карлсруэ" ("Karlsruhe")

 

В 1926 г. заложен на верфи фирмы "Дойче-Верке" в Киле под литерным обозначением "С". 20.08.27 г. спущен на воду и получил наименование "Карлсруэ", в ноябре 1929 г. вступил в строй.

К моменту начала второй мировой войны нахо­дился в ремонте на военно-морской верфи в Вильгельмсхафене. В апреле 1940 г. участвовал в Норвежской десантной операции, возглавляя четвертый отряд, предназначенный для захвата Кристиансанда и Арендаля. 9 апреля, возвращаясь из Кристиансанда в ба­зу, торпедирован британской пл "Труант", но остался на плаву, погибло 11 человек. Из-за невозможности буксировки потоплен двумя торпедами германского миноносца "Гриф".

 

"Кельн" ("Koln")

 

В 1926 г. заложен на военно-морской верфи в Вильгельмсхафене под литерным обозначением "D". 15.01.30 г. спущен на воду и получил наименование "Кельн", 23.05.28 г. вступил в строй.

В апреле 1940 г. участвовал в Норвежской десан­тной операции, возглавляя третий отряд кораблей, предназначенный для захвата Бергена. В сентябре 1941 г. входил в состав "Балтийского флота", создан­ного для предотвращения прорыва советских кораблей в Швецию для интернирования. 6 августа 1942 при­был с Балтики в Нарвик, а в начале февраля 1943 г. вернулся в Германию.

1 января 1945 г. подорвался на мине. 30 марта поврежден во время налета британской авиации на Вильгельмсхафен и сел на грунт, но свою артиллерию использовал до 2 мая. В 1946 г. разобран на металл.

 

2.3.8. Легкий крейсер "Эмден" ("Emden")

 

В 1921 г. заложен на военно-морской верфи в Вильгельмсхафене под литерным обозначением "А". 7.01.25 г. спущен на воду и получил наименование "Эмден", 15.10.25 г. вступил в строй.

В апреле 1940 г. участвовал в Норвежской десан­тной операции, входя в состав пятого отряда, предназ­наченного для высадки войск в Осло. В сентябре 1941 г. входил в состав "Балтийского флота", создан­ного для предотвращения прорыва советских кораблей в Швецию для интернирования. 9 апреля 1945 г. во время налета британской авиации на Киль получил несколько прямых попаданий и от возникшего пожа­ра вышел из строя. В конце апреля затоплен личным составом в Киле.