2.6. Эскортные корабли

 

Эскортным кораблям специальной постройки в германском флоте уделялось мало внимания, и в ос­новном эти корабли предназначались для охраны су­доходства как в мирное, так и в военное время. При­чем такая охрана предусматривалась не в форме кон­воирования транспортов, а в форме контроля узлов коммуникаций, действий по вызову и т. д. Непосред­ственно охраной конвоев, если к ним пришлось бы перейти с началом войны, должны были заниматься прежде всего мобилизованные и вооруженные рыбо­ловные и другие гражданские суда. Уже в ходе второй мировой войны для этих целей стали широко приме­няться трофейные эскортные корабли, тральщики, а также отчасти миноносцы. Последние предназнача­лись и для эскортирования боевых кораблей.

Поэтому эскортные корабли специальной по­стройки в Германии были представлены всего десятью единицами одного проекта "F". Все они вступили в строй в 1936—37 гг. и к моменту начала войны пока­зали полную свою непригодность к использованию в качестве эскортных или сторожевых кораблей, а по­тому в дальнейшем применялись как тендеры или, после переоборудования, как торпедоловы. Одной из причин невозможности использования этих кораблей по своему прямому назначению была крайняя нена­дежность их главной энергетической установки, так как в определенной степени она носила эксперимен­тальный характер. В частности, на "F-7" и "F-8" сто­яли высоконапорные прямоточные котлы системы "Велокс-Бенсон", а на всех остальных — котлы сис­темы "Ла Монта". Все они были не отработаны и им была присуща масса "детских болезней", которые так и не удалось излечить.

 

Таблица 2.13. Основные элементы эскортных кораблей

Элементы/тип корабля

"F"

"С"

1. Водоизмещение, т:

 

 

— стандартное

у "F-1" - "F-4"и "F-6"— 740, у остальных 712

1374

— полное

у "F-1" — "F-4"и "F-6"— 860, у остальных 833

1799

2. Размеры, м:

 

 

— длина по КВЛ (наибольшая)

73 (76)

84 (87)

— ширина

8,8

10

— осадка (наибольшая)

2,5 (до 3,2)

3,1 (3,9)

3. Главные механизмы:

 

 

— тип установки

котлотурбинная

— суммарная мощность, л. с.

14000

6750

— число ТЗА

2

2

— число котлов

2

2

— число винтов

2

2

— запас мазута, т

216

402

4. Скорость хода, узлы

28

21

5. Дальность плавания, миль:

 

 

— скоростью хода 19 узлов

1500

6500

б. Вооружение, число:

 

 

— 105/46,3 АУ

2x1

2х1

— 37/80 зен. АУ

2x2

2x2

— 20/65 зен. АУ

4x1

8x1

— мин

50

— вертолетов

1

7. Экипаж, чел.

121

168

8. Год вступления в строй

1935—37

 

Однако в ходе боевых действий на море выясни­лось, что эскортные корабли специальной постройки все же нужны, хотя бы в качестве флагманских кораб­лей конвоев и противолодочных ударных групп. Поэ­тому в 1941 г. выделяются ассигнования на постройку первых четырех кораблей проекта "Эскортный ко­рабль 1941". Но, являясь переработанным проектом "Канонерская лодка 1938", он тоже не был удачным, так как во многом унаследовал элементы своего прототипа, а канонерская лодка имеет несколько от­личное предназначение, нежели эскортный корабль. Во-первых, по проекту эти корабли должны были иметь котлотурбинную установку с прямоточными котлами Бенсона, а не более свойственные для это­го класса кораблей дизеля. Во-вторых, корабли это­го типа имели заведомо слабое зенитное и проти­володочное вооружение, но зато могли ставить ми­ны, что являлось совсем не обязательным для них. Основные элементы эскортных кораблей специальной постройки приведены в табл. 2.13.

 

2.6.1. Эскортные корабли проекта "Эскортный корабль 1941"

 

Предполагалось построить 24 корабля данного проекта на отечественных и голландских верфях. В 1941 г. финансировали строительство первых четырех единиц, однако фактически заложили в 1942 г. толь­ко головной корабль "G-1" и подготовились к заклад­ке еще одного. "G-1" в июле 1943 г. уничтожила в Гамбурге прямо в эллин­ге авиация союзников, а второй корабль так и не заложили.

 

2.6.2. Эскортные корабли типа "F"

 

Всего было построе­но 10 кораблей данного типа.

 

"F-1"

 

В 1934 г. заложен на заводе фирмы "Германия-Верфт" в Киле, 1.03.35 г. спущен на во­ду, 15.12.35 г. вступил в строй.

С мая 1941 г. ис­пользовался в качестве тендера под наименованием "Ягд" ("Jagd"). Капитулировал, получен США и об­служивал германские тральные силы. В 1947 г. разо­бран на металл.

 

"F-2"

 

В 1934 г. заложен на заводе фирмы "Германия-Верфт" в Киле, 2.04.35 г. спущен на воду, 27.02.36 г. вступил в строй.

В 1940 г. переоборудован в торпедолов. Капиту­лировал, получен Великобританией.

 

"F-3"

 

В 1934 г. заложен на заводе фирмы "Германия-Верфт" в Киле, 1.06.35 г. спущен на воду, 7.03.36 г. вступил в строй.

С августа 1938 г. использовался в качестве тенде­ра под наименованием "Гай" ("Наг"). С 1942 г. флаг­манский корабль командующего охраной водного рай­она на Востоке (Финский залив) контр-адмирала Бемера. 22 октября 1944 г. поврежден советской авиа­цией в Либаве. 3 мая 1945 г. потоплен в Киле авиацией союзников.

 

"F-4"

 

В 1934 г. заложен на заводе фирмы "Германия-Верфт" в Киле, 2.07.35 г. спущен на воду, 5.04.36 г. вступил в строй.

Капитулировал, получен Великобританией.

 

"F-5"

 

В 1935 г. заложен на заводе фирмы "Германия-Верфт" в Киле, 15.08.35 г. спущен на воду, 1.05.36 г. вступил в строй.

В 1940 г. переоборудован в торпедолов. 29 января 1945 г. подорвался на мине и затонул в центральной части Балтийского моря.

 

"F-6"

 

В 1935 г. заложен на заводе фирмы "Германия-Верфт" в Киле, 1.10.35 г. спущен на воду, 25.05.36 г. вступил в строй.

С 1938 г. использовался в качестве тендера под наименованием "Королева Луиза" ("Koningin Luise"). 30 марта 1945 г. потоплен авиацией союзни­ков в Вильгельмсхафене.

 

"F-7"

 

В 1935 г. заложен на верфи фирмы "Блом и Фосс" в Гамбурге, 25.05.36 г. спущен на воду, 15.02.37 г, вступил в строй.

В 1940 г. переоборудован в торпедолов. Капиту­лировал, получен СССР.

 

"F-8"

 

В 1935 г. заложен на верфи фирмы "Блом и Фосс" в Гамбурге, 27.07.36 г. спущен на воду, 8.04.37 г. всту­пил в строй.

В 1940 г. переоборудован в торпедолов. Капиту­лировал, получен США, передан Нидерландам.

 

"F-9"

 

В 1935 г. заложен на военно-морской верфи в Вильгельмсхафене, 11.05.36 г. спущен на воду, 21.08.37 г. вступил в строй.

14 декабря 1939 г. потоплен британской пл "Ур­сула" в районе о. Гельголанд.

 

"F-10"

 

В 1935 г. заложен на военно-морской верфи в Вильгельмсхафене, 11.05.36 г. спущен на воду, 12.03.38 г. вступил в строй.

В 1940 г. переоборудован в торпедолов. Капиту­лировал, получен США, передан Нидерландам.