2.8. Тральщики

 

Разработка проектов тральщиков для нового гер­манского флота началась не на пустом месте, так как еще в годы первой мировой войны Германия имела несколько типов удачных кораблей этого класса. Поэ­тому уже в 1936 г. закладываются первые тральщики проекта "Тральщик 35", которые строились вплоть до 1943 г. Всего на 10 верфях построили 69 единиц: "М-1"—"М-39", "М-81"—"M-85", "M-101"—"М-104", "М-151"—"М-156", "М-131"—"М-133", "М-201"— "М-206" и "М-251"—"М-256". 35 из них были потеря­ны в ходе войны, из них четыре — от советских сил и средств: в июле 1941 г. подорвался на мине и затонул у Пярну "М-23", 4 июня 1944 г. четыре советских тка потопили в Нарвском заливе "М-37", там же 20 июля был потоплен советской авиацией "М-20", а в Варангер-фьорде 22 октября 1944 г. торпедный катер Се­верного флота "ТКА-215" потопил "М-31" из состава охранения конвоя.

Корабли проекта "Тральщик 35" показали хоро­шие боевые качества, но именно слишком высокие их характеристики послужили одной из причин начала создания проекта "Тральщик 40". Дело в том, что по представлению германского командования корабли этого класса должны были решать очень большой круг боевых задач и, следовательно, интенсивно экс­плуатироваться. Так, помимо чисто "тральных" задач, они широко привлекались для эскортных целей и не­сения дозорной службы, а также обеспечения боевой подготовки, в том числе и вновь вступающих в строй подводных лодок. Для этих целей зачастую вполне подошли бы корабли с более скромными характери­стиками и, значит, более дешевые. Кроме этого, с на­чалом войны большую значимость приобрели воп­росы обеспечения массовой постройки тральщиков на слабо оснащенных верфях и дешевизны их эксплуата­ции. Поэтому конструкция кораблей проекта "Траль­щик 40" была предельно упрощена, а в качестве топ­лива вместо дефицитного мазута стали применять уголь. Последнее привело к некоторому уменьшению скорости хода и дальности плавания, но это не было столь существенным для при­брежной зоны. Всего на 20 вер­фях был построен 131 траль­щик данного типа: "М-261"-"М-267", "М-271"-"М-279", "М-291"— "М-294", "М-301"-"М-307", "М-321"-"М-330", "М-341"-"М-348", "М-361"-"М-377", "М-381"- "М-389", "М-401"-"М-408", "М-411"-"М-416", "М-421"-"М-428", "М-431"-"М-438", "М-441"-"М-446", "М-451"- "М-456", "М-459"-"М-463", "М-467"-"М-471", "М-475, -476,-483, -484, -486,-489,-495, -496". Из них 67 кораблей погиб­ло за годы войны. В частности, советская пл Северного флота "Щ-403" потопила 17 июля 1943 г. в Конте-фьорде "М-346", а 12 октября 1944 г. в Варангер-фьорде советские торпедные ка­тера "ТКА-205" и "ТКА-219" по­топили "М-303". Советской ави­ацией на Балтике в Нарвском за­ливе 10 апреля 1944 г. потоплен "М-459", 13 мая "М-372" и 21 июля — "М-413", а у косы Хель 11 апреля 1945 г. — "М-376". На­ступление советских войск не позволило полностью реализо­вать всю программу постройки кораблей проекта "Тральщик 40". Спущенные на воду в Мемеле "М-295" и в Кенигсберге "М-378" были отбуксированы (пер­вый в Готенхафен , а второй в Росток), но так до конца войны в строй и не введены. Были взор­ваны вместе с эллингами "М-296" в Мемеле и "М-379", "М-380" в Кенигсберге, а уже зало­женный в Мемеле "М-297" про­сто успели разобрать на стапеле и вывести в Германию в качестве лома.

 

Таблица 2.15. Основные элементы тральщиков специальной постройки

Элементы/проект корабля

"Тральщик-35"

"Тральщик-40"

"Тральщик-43"

Периода первой мировой войны

1 Водоизмещение, т:

 

 

 

 

— стандартное

717

543

605

порядка 51 5

— полное

874

775

821

порядка 690, до 785

2. Размеры, м:

 

 

 

 

— длина по КВЛ (наибольшая)

66 (68,4)

57,6 (62,3)

63,1 (68,3)

56—61,2(59,3—64,5)

— ширина

8,3

8,5

9

8,3

— осадка (наибольшая)

2,1 (2,6)

2.1 (2.8)

2 (2,6)

2 (2.6)

3. Главные механизмы:

 

 

 

 

— тип установки

паровая машина

тройного расширения

паровая машина тройного расширения + котлотурбинная

паровая машина тройного расширения

— суммарная мощность, л. с.

3200

2400

1800—1860

— число паровых машин

2

2

2

— число ТЗА

1

__

— число котлов

2

2

2

— число винтов

2

2

2

— запас топлива, т

1 43 мазута

152 угля

136 угля

130— 140 угля

4. Скорость хода, узлы

18,3

17

16,5

14

5. Дальность плавания, мили:

 

 

 

 

— скоростью хода 1 0 узлов

5000

4000

3600

около 3200

6. Вооружение, число:

 

 

 

 

— 105/45 у н. АУ

2x1

1—2x1

2х1

1 xl

— 37-мм зен. АУ

2x1

1 х 1

2х1

 

— 20/65 зен. АУ

6x1

6x1

8x1

3x1

— 73-мм НУРС

1x35

____

— 533-мм ТТ

2 на баке

____

— мин

30

24

____

7. Экипаж, чел.

104

76

107

порядка 50

8, Год вступления в строй

1938—1943

1941 — 1944

1945

1917—1919

9. Всего было в строю, ед.

69

131

18

32

 

Технология постройки ко­раблей проекта "Тральщик 40" хоть и выгодно отличалась от предыдущей серии, но все-таки оказалась обременительной для судостроительных заводов, так как все равно отвлекла часть их мощностей и ресурсов от других, более приоритетных заказов, прежде всего подводных лодок. Кроме этого, к 1942 г. герман­ские ВМС накопили богатейший опыт эксплуатации и боевого применения кораблей этого класса. Все это привело к появ­лению нового проекта — "Траль­щик 43". Он предусматривал секционный принцип постройки: семь секций корпуса изготовлялись отдельно в самых разных уголках Ев­ропы, после чего они поступали на судостроительные заводы, где собирались, спускались на воду и воору­жались. Строительство тральщиков по новому проек­ту началось в 1943 г., и такая "кооперация" в услови­ях начавшегося развала "третьего рейха" оказалась фатальной — в строй удалось ввести только 18 еди­ниц: "М-801"—"М-806", "М-601"—"М-612". "М-613" —"М-616", вместе с прибуксированными в январе 1945 г. из Кенигсберга "М-807" и "М-808", так и не были достроены в Ростоке. Там же остались не спу­щенными на воду "М-617"—"М-633" и отдельные секции для "М-634"—"М-666". К моменту захвата со­ветскими войсками Кенигсберга там в готовности 60% —90% находились "М-809"—"М-813", а также не спу­щенные на воду "М-814"—"М-816" и отдельные сек­ции для "М-817"—"М-886". "М-1001"—"М-1009" пла­нировалось собирать в Вене с последующим переводом их в Черное море, но поскольку к тому времени гер­манские войска были изгнаны с черноморского побе­режья, то в апреле 1944 г. заказ на их постройку был передан филиалу "Дойче-Верке" в Тулоне, однако к моменту освобождения этого города союзными вой­сками туда успели завести лишь отдельные секции. Из сданных флоту тральщиков этого проекта три были потоплены авиацией союзников в Киле: 11 марта 1945 г. "М-804, - 805" и 3 апреля — "М-802", а остальные капитулировали.

 

Таблица 2.16. Основные элементы катерных тральщиков

Элементы/тип катера

"R-1"

"R-17"

"R-25"

"R-41"

"R- 150"

"R-1 51"

"R-218"

"R-305"

"R-401"

1 . Водоизмещение, т

60

115

110

125

150

125

140

175

140

2. Размеры, м:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

— длина

26

37

35,4

37,8

41,1

35,4

39,2

41

39,2

— ширина

4,4

5,5

5,6

5,8

5,8

5,6

5,7

6

5,7

— осадка

1,2

1,3

1.4

1,4

1,6

1,4

1,5

1,8

1.5

3. Главные механизмы:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

— тип установки

дизель-моторы

— мощность суммарная, л. с

714

1836

1836

1836

1836

1836

2550

3825

2550

— число двигателей

2

2

2

2

2

2

2

3

2

— число винтов

2

2

2

2

2

2

2

3

2

— запас топлива, т

6

10

10

10

11

10

15

16,5

16,5

4. Скорость хода, узлы

17

21

21

20

19

21

21

24

21

5. Дальность плавания, миль:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

— скоростью хода 13 узлов

800

— скоростью хода 15 узлов

1000—1100

6. Вооружение, число:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

— 37/80 зен. АУ

1

1

1

1

1

1

— 20/65 зен. АУ

1—4

2

2—6

2—6

2—6

2—6

2—6

2—6

2—6

— мин

10

12

7. Экипаж, чел.

18

34

34

34

38

34

38

38

38

8. Год вступления в строй

1934

1937

1938

1943

1944

1943

1945

1945

1944

9. Всего построено, ед.

16

8

16

89

21

67

73

12

24

 

Удачная конструкция нескольких поколений гер­манских морских тральщиков оказала заметное влия­ние на развитие кораблей этого класса в послевоенный период целого ряда стран, в том числе и СССР.

Кроме кораблей постройки тридцатых—сороко­вых годов, в состав ВМС Германии входило 32 траль­щика постройки периода первой мировой войны, а также 286 катерных тральщиков специальной пост­ройки. Основные элементы германских тральщиков специальной постройки приведены в табл. 2.15 и 2.16.