3.6. Транспортные подводные лодки

 

Практически все основные воюющие страны в хо­де второй мировой войны привлекали свои подводные лодки для транспортных целей. Однако почти всегда это было связано со снабжением или эвакуацией от­дельных блокированных с суши гарнизонов, а также — с высадкой разведывательно-диверсионных групп. В отличие от других стран, Германия использовала подводные лодки для экономических связей с другими государствами, например, Японией, и для увеличения автономности боевых подлодок. Последнее было свя­зано с тем, что, израсходовав торпеды, лодки возвра­щались в базу не исчерпав всю автономность. Кроме этого, уже в 1942 г. союзники сосредоточили достаточ­но мощные противолодочные силы на подходах к ба­зам германских подводных лодок, и их выход, а также возвращение стали наиболее опасной частью боевых походов. Таким образом, снабжение подлодок всем необходимым в море позволяло не подвергать их лиш­ний раз опасности на подходах к собственным базам. Транспортные подлодки также позволили увеличить радиус действия средних подводных лодок и концент­рированно применять их в удаленных районах океана, например, у восточного побережья Америки. Сначала в качестве лодок снабжения использовались серийные боевые подлодки, но в 1941 г. вступили в строй первые подлодки-танкеры XIV серии, а затем лодки-торпедовозы VII F серии. Вторые дальнейшего развития не получили, а вот подводные танкеры показали себя с наилучшей стороны, и в 1943 г. в Бремене фирмой "Дешимаг" началась постройка новых подлодок "U-1601"-"U-1615", "U-1701"-"U-1715" XX серии. Эти корабли не имели минно-торпедного вооружения, но могли принять 800 т жидких и 50 т твердых грузов внутрь прочного корпуса. Из-за больших размеров но­вых подлодок понадобились значительные подготови­тельные работы на верфях. Уже в 1944 г. их строи­тельство приостановили, а затем и вообще отменили из-за начала реализации постройки подлодок XXI се­рии. Основные элементы транспортных подводных ло­док приведены в табл. 3.6

 

Таблица 3.6. Основные элементы транспортных подводных лодок

Элементы/серия подлодки

VII F

XIV

XX

1. Водоизмещение, т:

 

 

 

— нормальное надводное

1084

1688

2708

— нормальное подводное

1181

1932

2962

— полное подводное

1345

2300

3425

2. Размеры, м:

 

 

 

— длина наибольшая

77,63

67,1

77,1

— длина прочного корпуса

60,4

48,51

58,1

— ширина наибольшая

7,3

9,35

9,15

— длина прочного корпуса

4.7

4,9

5,1

3. Главные механизмы:

 

 

 

— тип установки

дизель-электрическая

— число дизелей

2

2

2

— суммарная мощность, л. с.

3200

3200

3200

— число электродвигателей

2

2

2

— суммарная мощность, л. с.

750

750

750

— число винтов

2

2

2

— запас топлива (полный)

• (198)

• (203)

• (471)

4. Скорость хода, узлы:

 

 

 

— надводная

17,6

14,9

12,7

— подводная

7,9

6,2

5,8

5. Дальность плавания, миль:

 

 

 

— надводная скорость 10 узлов

14700

12350

18900

— подводная скорость 4 узла

75

55

49

— подводная скорость 2 узла

130

120

110

6. Глубина погружения, м:

 

 

 

— рабочая

100

100

— предельная

200

200

7. Время погружения, сек.

Свыше 40

8. Вооружение, число:

 

 

 

— 533-мм носовых ТТ

4

— 533-мм кормовых ТТ

1

— ;

— 533-мм торпед

14

— 37/80 зен. АУ

1

1

1

— 37-мм выстрелов

1195

2500

2500

— 20/65 зен. АУ

1x2

1х2

2x2

— 20-мм выстрелов

4380

8000

8000

9. Автономность, суток

35

ок. 75

10. Экипаж, чел.

46

53

58

11 . Год вступления в строй

1943

1941—43

12. Всего было в строю, ед.

4

10

13. Дополнительные да иные:

— подводные лодки-торпедовозы VII F серии могли брать сверх бое­комплекта еще 21 торпеду в специальный отсек прочного корпуса и 5 торпед в специальный контейнер позади рубки;

— подводные лодки-танкеры XIV серии могли брать дополнительно 432 т дизельного топлива;

— заказ на постройку подводных транспортов XX серии был выдан фирме "Германия-Верт" в 1934 г. и всего планировалось построить для осуществления экономических связей с Японией 30 кораблей этого проекта;

— подлодки XX серии должны были брать в цистерны 800 т жидких грузов и 50 т сухих в прочный корпус или до 600 т сухих грузов в специальный восьмой отсек.

 

Транспортная подводная лодка XIV серии

 

Подводная лодка-танкер специальной постройки. С начала своей боевой деятельности и до конца мая 1943 г. эти корабли снабдили топливом только в райо­не Азорских островов около 400 подлодок, потеряв при этом один танкер. Например, "U-459" за один шестой боевой выход заправила более 20 подлодок. Всего было построено 10 единиц этой серии. Из них "U-459"-"U-464", "U-487"-"U-490" построены фирмой "Дейчле-Верке" в Киле, заказы этой фирме "U-491"-"U-493" были аннулированы. Также были аннулированы зака­зы на строительство "U-494"-"U-500" и "U-2201"-"U-2204" фирмой "Германия-Верфт" в Киле.

 

"459" — 13.09.41 г. спущена на воду, 15.11.41 г. вступила в строй. 24 июля 1943 г. обнаружена в надводном положении и тяже­ло повреждена британским самолетом в Бискайском заливе севернее м. Ортегаль (Испания). Покинута личным составом, погибло 19 человек.

"460" — 13.09.41 г. спущена на воду, 24.12.41 г. вступила в строй. 4 октября 1943 г. потоплена глубинными бомбами американ­ских самолетов эскортного авианосца "Кард" к северу от Азорских островов. Погибло 62 человека.

"461" — 8.11.41 г. спущена на воду, 30.01.42 г. вступила в строй. 30 июля 1943 г. обнаружена в надводном положении и потоп­лена австралийским самолетом севернее м. Ортегаль, Бис­кайский залив. Погибло 55 человек.

"462" — 29.11.41 г. спущена на воду, 5.03.42 г. вступила в строй. 30 июля 1943 г, обнаружена в надводном положении и потоп­лена британским самолетом северо-западнее м. Ортегаль, Би­скайский залив. Погиб 1 человек.

"463" — 20.12.41 г. спущена на воду, 2.04.42 г. вступила в строй. 15 мая 1943 г. потоплена глубинными бомбами британского самолета западнее м. Ортегаль, Бискайский залив. Погибло 56 человек.

"464" — 20.12.41 г. спущена на воду, 30.04.42 г. вступила в строй. 20 августа 1942 г. обнаружена в надводном положении и по­топлена американским самолетом на подходах к Фарерским островам. Погибло 2 человека.

"487" — 24.10.42 г. спущена на воду, 21.12.42 г. вступила в строй, 13 июля 1943 г. потоплена глубинными бомбами американ­скими самолетами эскортного авианосца "Кор" в Центральной Атлантике. Погиб 31 человек.

"488" — 29.10.42 г. спущена на воду, 1.02.43 г, вступила в строй. 26 апреля 1944 т. потоплена глубинными бомбами американ­ских эскортных миноносцев в центральной части Атлантиче­ского океана. Погибло 64 человека.

"489" — 19.12.42 г. спущена на воду, 8.03.43 г. вступила в строй. 4 августа 1943 г. потоплена глубинными бомбами канадского самолета к юго-востоку ото. Исландия. Погиб 1 человек.

"490" — 19.12.42 г. спущена на воду, 27.03.43 г. вступила в строй. 11 июня 1944 г. потоплена глубинными бомбами американ­ских самолетов эскортного авианосца "Кроутан" и эскортных миноносцев "Фрост", "Инч" и "Хьюз" северо-западнее Азор­ских островов.

 

Транспортная подводная лодка VII F серии.

 

Подводная лодка-торпедовоз. Для передачи тор­пед в море имела в носовой части деррик-кран, раз­борка и сборка которого занимала много времени, да и сам процесс перегрузки торпед был довольно трудо­емок. Так передача двух торпед натренированным расчетом занимала около одного часа, в течение кото­рого обе подлодки практически лишались возможно­сти погружаться. Всего корабли этой серии совершили примерно 15 выходов, в результате которых была по­казана их малая эффективность, особенно на фоне увеличивающейся мощи противолодочных сил союз­ников. Подводные лодки VII F серии строились фир­мой "Германия-Верфт" в Киле.

 

"1059" — 12.03.43 г. спущена на воду, 1.05.43 г. вступила в строй. 19 марта 1944 г. потоплена самолетами американского эс­кортного авианосца "Блок Айленд" к западу от островов Зе­леного Мыса. Погибло 47 человек.

"1060" — 8.04.43 г. спущена на воду, 15.05.43 г. вступила в строй. 27 октября 1944 г. потоплена глубинными бомбами британ­ских самолетов авианосца "Имплэйкебл" северо-западнее Намуса (Норвегия). Погибло 12 человек.

"1061" — 22.04.43 г. спущена на воду, 25.08.43 г. вступила в строй. В мае 1945 г. капитулировала в Бергене,

"1062" — 8.05.43 г. спущена на воду, 19.06.43 г. вступила в строй. 30 сентября 1944 г. потоплена глубинными бомбами амери­канского эскортного миноносца "Фесенден" в Центральной Атлантике. Погибло 55 человек.