3.8. Сверхмалые подводные лодки

 

Первой сверхмалой подводной лодкой, построен­ной в Германии во время второй мировой войны, была лодка типа "Хехт" XXVII серии. По первоначальному проекту она должна была иметь водоизмещение по­рядка 7 т и в качестве оружия — заряд взрывчатки, сбрасываемый под кораблем противника. Однако из­бранный способ применения подводных лодок предъ­являл очень высокие требования к их приборам курсоуказания. В данной ситуации простым магнитным компасом не обойтись, и было принято решение об установке на "Хехтах" малогабаритных гирокомпа­сов, что привело к увеличению их размеров и некото­рому уменьшению дальности плавания, так как опре­деленная часть электроэнергии батарей шла на рас­крутку гироскопов. Подлодки этой серии предполага­лось буксировать в район боевого предназначения более крупными подводными лодками, и у них отсут­ствовал двигатель надводного хода. Две плоские пере­борки делили прочный корпус лодок типа "Хехт" на три отсека. Наружные балластные цистерны отсутст­вовали, плавучесть в надводном положении обеспечи­валась лишь продувкой уравнительной цистерны ем­костью в 200 л, расположенной внутри прочного кор­пуса, что обуславливало плаву ч есть всего в 1,7%. Еще в ходе проектирования корабля возникли сомнения в целесообразности применения в качестве оружия только взрывного устройства, и в окончательном ва­рианте подлодка получила дополнительно на воору­жение одну торпеду "G-7e", которая подвешивалась под килем. В процессе создания этих сверхмалых под­лодок конструкторы и строители столкнулись с массой трудностей, и к моменту вступления в строй головных кораблей уже стало ясно, что боевой ценности они не представляют, тем более что мина, которая должна была прикрепляться к корпусу неприятельского ко­рабля так и не была разработана, вместо нее в носовой части разместили дополнительные аккумуляторные батареи. "Хехты" стали использоваться лишь для учебных и экспериментальных целей, однако, несом­ненно, работа над ними дала большой практический опыт по реализации самой концепции сверхмалой подводной лодки. Все подлодки этого типа вступили в строй в 1944 г. "U-2111"-"U-2113" были построены фирмой "Германия-Верфт" в Киле. Там же планиро­валась постройка "U-2I14"-"U-2200" и "U-2205"-"U-2250", но заказ в 1944 г. аннулировали. "U-2251"-"U-2295" построила фирма "Симмеринг Граз и Паукер" в Вене, заказы на "U-2296"-"U-2300" этой фирме анну­лировали.

С учетом определенных неудач, связанных с раз­работкой и постройкой подводных лодок XXVII серии, в 1944 г. началось проектирование аналогичных под­лодок типа "Мольх", представлявших собой по суще­ству значительно увеличенную в размерах торпеду. Подлодки этого типа имели четыре отсека. В третьем было оборудовано место водителя, оснащенное штур­валом авиационного типа и контрольными прибора­ми. Всего фирмой "Флендер-Верфт" в Любеке было построено 390 подлодок этого типа. Как и их предше­ственницы XXVII серии, они не имели двигателей надводного хода и поэтому обладали крайне малым радиусом действия, что предопределило их низкую эффективность против кораблей союзников, обеспе­чивающих высадку экспедиционных войск во Фран­ции и Италии. Стало ясно, что нужны сверхмалые подводные лодки, способные самостоятельно преодо­левать значительные расстояния от мест своего бази­рования до баз противника, т. е. сделанные по класси­ческой схеме с двигателями надводного и подводного хода.

Первой германской сверхмалой подводной лодкой с двигателем надводного хода стала "Адам", испыта­ния которой начались в марте 1944 г. Испытания, правда, со второго раза, прошли успешно, и она стала родоначальницей серии из 324 единиц типа "Бибер". Все они были построены фирмой "АГ Везер" в Бреме­не. В качестве силовой установки на этих лодках при­менялся бензиновый двигатель от легкового автомо­биля фирмы "Опель" и гребной электродвигатель от торпеды. Бензиновый мотор оказался самым слабым местом этих кораблей — пары бензина и отчасти вы­хлопные газы создавали тяжелейшие условия для во­дителя. Практически свободно дышать в подводной лодке в подводном положении можно было только в течение 45 минут, далее прибегали к помощи окислитовых патронов. Причиной гибели подлодок этого ти­па часто являлось истощение или отравление их води­телей. Отмечено несколько случаев обнаружения "Биберов" со спящими или мертвыми водителями британ­скими эскортными кораблями. Однако эти подлодки участвовали в боевых действиях. В том числе была попытка атаковать советские и британские корабли в Кольском заливе на рейде Ваенги, где стоял только что полученный в Великобритании линейный корабль "Архангельск". 5 января 1945 г. три германские сред­ние подводные лодки, имея на борту по два "Бибера" каждая, вышли из района Харстада (Норвегия) и на­чали движение в сторону Кольского залива. Однако операция сорвалась фактически так и не начавшись. От вибрации на всех шести "Биберах" вышли из строя бензопроводы, некоторые уплотнители, и отряд воз­вратился в базу. Всего же в различных боевых дейст­виях участвовало порядка 110 подводных лодок этого типа.

Эксплуатация подводных лодок типа "Бибер" убедительно показала, что для обеспечения достаточ­ного радиуса действия сверхмалых подлодок их авто­номность должна быть увеличена до 3—5 суток, но это могло быть реализовано только при увеличении эки­пажа минимум до двух человек. Поэтому в июле 1944 г. началось проектирование сверхмалых подводных лодок XXVII В серии типа "Зеехунд", головная из ко­торых уже в сентябре этого же года была спущена на воду. Собирались они из трех полностью готовых сек­ций, которые привозились на верфь с машинострои­тельных заводов "сухопутного" профиля. Это позво­ляло довольно небольшому штату рабочих собирать до трех подлодок этой серии в день. Особенно легко вы­держивала такой темп фирма "Шихау" в Эльбинге, так как в качестве двигателя надводного хода на этих лодках применялись дизеля с грузовика "Бюссинг-Наг", которые выпускались в том же Эльбинге. Всего фирма "Шихау" построила 102 подлодки этой серии с "U-5251" по "U-5350", "0-6251" и "U-6252".

Когда германские войска оставили Эльбинг, на территории фирмы "Шихау" находились секции и от­дельные заготовки для сборки еще 58 подлодок с "U-6253" по "U-6300". Заказ на постройку "U-5351"-"U-5750" и "U-6301"-"U-635I" для этой фирмы аннулиро­вали. Таким образом, последняя подводная лодка гер­манского флота, построенная во время второй мировой войны, имела обозначение "U-6252", а по­следняя подлодка, планировавшаяся к постройке, имела обозначение "U-6351". Кроме фирмы "Шихау", лодки XXVII В серии строили в Киле фирмы "Говальд-Верке" ("U-5001"-"U-5003") и "Германия-Верфт". По­следняя построила "U-5004"-"U-5100" и "U-6201"-"U-6245". Заказы на постройку "U-5101"-"U-5250" и "U-6246"-"U-6250" для этой фирмы были аннулированы. Еще одной фирмой, строившей подлодки XXVII В серии, была "Клокнер" в Ульме. Там построили "U-575l"-"U-5800" и планировалось построить еще "U-5801" и-6200", причем заказ на "U-5801"-"U-6170" был уже выдан, но затем аннулирован. Таким обра­зом, из 1351 планировавшихся к постройке сверхма­лых подводных лодок XXVII В серии типа "Зеехунд" в строй ввели 297. Однако последнюю цифру нельзя считать абсолютно точной, так как определенное ко­личество из них хоть и было фактически собрано, но даже не прошло минимальные испытания. Всего же с января по апрель 1945 г. в боевых действиях участво­вало около 100 кораблей этого типа, на долю которых выпал наибольший успех из всех типов сверхмалых подводных лодок, применявшихся немцами в конце войны.

 

Таблица 3.8. Основные элементы сверхмалых подводных лодок

Элементы/тип подлодок

"Нигер"

"Мардер"

"Хай"

"Хехт"

"Мольх"

"Дельфин"

"Зеетойфель"

"Зеехунд"

"Бибер"

"Шартвалл"

1. Водоизмещение, т

5,0

5,5

5,2

до 17, 25

11

2,8

30

14,9

6,3

»

2. Размеры, м:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

— длина наибольшая

7,65

8,3

8

до 10,5

10,78

5,1

14,2

11,9

9,04

10,24

— ширина наибольшая

0,53

0,53

0,53

1,3

1,82

1,01

2

1,7

1.57

1,45

— диаметр проч. корпуса

0,5

0,5

0,5

*

1.16

«

*

1,3

0.96

3. Главные механизмы:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

— тип установки

электрическая

дизель-электрическая

бензомоторно-электрич.

газотурбинная

— число двигателей

 надводного/подводного

1 (единый)

1/1

1/1

1 (единый)

— мощность, л. с.

12

12

12

12

13.9

13

250 100

60 12

32 13

*

4. Скорость хода, узлы

4,2/3,2

4.2/3,32

4,2/3,2

5,7/до 6

4,3/5

19/15

10/6

7.7/6

6,5/5,3

32/28

5. Дальность плавав., миль

30

30

30

78

50

1000

300/63

130/8,7

100

6. Число торпед

1

1

 

1

2

 

2

2

2

2

7. Экипаж, человек

1

1

1

2

1

1

2

2

1

1

8. Всего было построено, ед.

порядка 200

порядка 300

1

47

390

3

1

23

324

1

9. Дополнительные данные:

1. "Хай и "Дельфин" предназначались для смертников и имели встроенный заряд ВВ.

2. "Зеетойфель" развивал на пляже скорость 25 км/час.

 

Подводные лодки XXVII В серии оказались по­следними германскими сверхмалыми подлодками, строившимися серийно и участвовавшими в боевых действиях, хотя проектирование и экспериментальное строительство продолжалось вплоть до капитуляции. В частности, были разработаны улучшенные проекты подлодок типа "Бибер" и "Зеехунд" — "Бибер-3" и "Крейслауф-Зеехунд". Главной отличительной чер­той этих проектов было применение дизелей, работа­ющих по замкнутому циклу. Вторым направлением в проектировании новых сверх малых подводных лодок было применение на них газовых турбин Вальтера. К таким относился проект "Швертвалл", опытный обра­зец которой начал проходить испытания в самом кон­це войны. Представителем третьего направления изы­сканий в области строительства сверхмалых подвод­ных лодок явился проект "Дельфин". От предыдущих типов подлодок его отличало применение динамиче­ского способа погружения, т. е. прежде всего за счет работы горизонтальных рулей на ходу. В результате проведенных работ к концу войны в Германии было создано два проекта, реализовать которые уже не ус­пели. Первый — это "Валросс", представлявший со­бой классическую дизель-электрическую подводную лодку. Второй разработкой был проект сверхмалой подводной лодки водоизмещением 12 т, движение ко­торой в надводном и подводном положениях обеспечи­вал ось дизелем, работающим по замкнутому циклу, а для форсированного хода использовалась торпедная парогазовая турбина Вальтера мощностью 500 л. с., позволявшая развивать скорость хода до 30 узлов. Как и "Дельфин", эта лодка не имела балластных цистерн и погружалась за счет динамической силы горизон­тальных рулей.

Несколько в стороне от общей линии развития германских сверхмалых подводных лодок находился проект "Зеетойфель" с гусеничным движителем. Эта лодка могла самостоятельно спускаться на воду в лю­бом месте побережья и по мере необходимости выхо­дить на берег. Однако при апробировании опытного образца выяснилось, что дизель оказался слишком слаб, а гусеницы слишком узки, так что на мягком грунте лодка застревала и не могла двигаться вперед.

В целом германские сверхмалые подводные лодки за время войны потопили несколько боевых кораблей и транспортов суммарным водоизмещением порядка 12 000 т, потеряв при этом 81 лодку (по британским данным — 105). Основные элементы германских сверхмалых подводных лодок приведены в табл. 3.8.