Глава IV. Характеристика трофейных боевых кораблей и их судьбы

 

По мере оккупации германскими войсками раз­личных европейских стран военно-морские силы Гер­мании пополнялись трофейными кораблями, В основ­ном это были небольшие боевые корабли и стороже­вые катера, но "попадались" и достаточно крупные бо­евые единицы, а также подводные лодки. Кроме недостроенного французского крейсера "Де Грасс" и броненосцев: датского "Нильс Юель", норвежских "Торденшельд" и "Харальд Хорфагре", голландских Терцег Хендрик" и "Гельцерланд", в состав герман­ского флота в разное время входили пять эсминцев, 51 миноносец и 61 подводная лодка.

"Де Грасс" планировали переоборудовать в авиа­носец, но этот план не был реализован. "Нильс Юсль" до середины 1943 г. формально в состав германского флота не входил и имел датский экипаж. Когда 29 августа 1943 г. германские власти попытались за­хватить корабль, он выбросился на берег в проливе Каттегат. Впоследствии броненосец сняли с отмели и включили в состав германского флота под наименова­нием "Норланд". 1 апреля 1944 г. британская авиация потопила его в Киле. Норвежские и голландские бро­неносцы были переоборудованы в плавучие зенитные батареи. Однако именно авиацией они и были все уничтожены. В частности, 16 июля 1944 г. "Гельцерланд", имевший в германском флоте наименование "Ниобе", потопила в Котке советская морская авиация. В нанесении удара принимало участие 132 само­лета. Столь большой наряд сил объясняется тем, что разведка приняла "Ниобе" за современный финский броненосец "Вяйнемяйнен", ошибка выяснилась лишь после выхода Финляндии из войны. Все эскадренные миноносцы были захвачены Германией в недостроен­ном состоянии, и только два из них немцы сумели ввести в строй. В частности, голландский "Герард Калленбург", получивший германское обозначение "ZH-I", уже в 1940 г. вышел на ходовые испытания и прово­евал более трех лет, когда 9 июня 1944 г. погиб в бою с британскими кораблями у о. Уссан в Бискайском за­ливе. Греческий эсминец "Василеве Георгиос" до­стался немцам 20 апреля 1941 г. затопленным в сухом доке после захвата ими Пирея. После ввода 22 августа 1942 г. в строй он получил новое обозначение ZG-3" и наименование "Гермес". Последнее послужило пово­дом считать его не германским, а итальянским кораб­лем. Однако плавал "Гермес" под германским флагом с немецким экипажем и являлся самым крупным над­водным кораблем Германии в Средиземном море. 7 мая 1943 г. его затопили в Тунисе после попадания 30 апреля 1943 г, авиабомбы в машинное отделение. Практически был достроен французский эсминец "Л' Опинатари", получивший обозначение "ZF-2", однако в строй его так и не ввели. При оккупации Норвегии немцы захватили на стапелях два эсминца и, присво­ив им обозначения "ZN-4" и "ZN-5", стали достраи­вать, но из-за саботажа норвежских рабочих дело шло очень медленно. В 1941 г. их спустили на воду, при­своив новые обозначения "ТА-7" и "ТА-8", что говорит об отнесении их к подклассу миноносцев, но в строй так и не ввели. В 1945 г. один из них был затоплен, а другой уже после войны достроен для норвежского флота и плавал под наименованием "Олесунд",

 

Таблица 4.1. Основные элементы некоторых трофейных эсминцев и миноносцев

Наименование корабля, год вступления в строй

Основные элементы

 

водоизмещение, т

стандартное полное

скорость полного хо­да, узлы

дальность плава­ния, миль (ходом, узлов)

мощность ГЭУ, л. с.

вооружение

"ZH-1", 1940

1604

2228

37,5

5400(19)

49500

2x2— 120-мм, 1х2— 120-мм, 2x2— 37-мм, 1 х 4— 20-мм, 2 х 4— 533-мм ТА, 24 мины

"ZG-3", 1939

1414 1008

32

4800(19)

34000

4х1 — 127-мм, 4х1 — 37-мм, 4 х 1— 20-мм, 2 х 4— 533-мм ТА

"Тигер", "Пантер", "Леопард", "Лоу" 1939—40

590 708

30

3500 (15)

J2500

1 — 105-мм, 1—2 х 2 — 20-мм, 1 х 1— 37-мм, 1 х 2— 533-мм ТА (на "Лоу"— 2 х 2— 533-мм ТА) , 24 мины

"ТА-9" — "ТА-12" 1936—37

610 970

34,5

1800(18)

22000

2х1 — 100-мм, 2х1— 37-мм, 1 х 4— 20-мм, 1 х 2— 550-мм ТА

"ТА-14", "ТА-15" 1926—27

1092

1355

36

2800 (15)

36000

2х2— 120-мм., 2х1 — 37-мм, 8— 20-мм, 1 х 3 — 533-мм ТА, 30 мин

"ТА-16", "ТА-19" 1924

863

30

2000 (15)

22000

2 х 2— 102-мм, 2—6 х 1— 20-мм, 2 х 3— 450-мм ТА; на "ТА- 19"— 2х1— 102-мм, 1 х 1— 35-мм, 1 х 2— 533-мм ТА

 

1073

 

 

 

 

"ТА-17", "ТА-18" 1921—22

822

30

2000 (15)

22000

2x2— 102-мм, 6x1 — 20-мм, 1 х 4— 450-мм ТА (на "ТА-18" — 2 х 3— 533-мм ТА)

 

1046

 

 

 

 

"ТА-23", "ТА-25" "ТА-26", 1943

1204 1709

25

7500(15)

16000

3 х 1 — 100-мм (на "ТА-25"— 2 х 1 — 100-мм) 10 х 1— 20-мм, 2х2— 533-мм ТА, 20 мин

"ТА-27" — "ТА-30", "ТА-36" — "ТА-42", "ТА-45" — "ТА-47", "ТА-24", 1943—44

797

31,5

1020 (20)

22000

2х 1 — 100-мм, 2x4— 20-мм, 2— 4 х 20-мм (на "ТА-27. -28, -38-, 39-, 40-" —2—3 х 1 —37-мм, на "ТА-40"— 1 х 1—40-мм), 2 х 3— 450-мм ТА (на "ТА-38, -39" — 1 х 3— 450-мм ТА) , 28 мин

 

1033

 

 

 

 

"ТА-31", 1932

1206

38

1500 (20)

44000

2x2— 120-мм, 1 х 1—40-мм, 4х 1— 37-мм, 7 х 1 —20-мм. 2 х 3— 533-мм ТА

"ТА-32", 1932

1880

37

1 700 (20)

48000

4х 1 — 105-мм, .10 х 1— 37-мм, 8x4— 20-мм, 2х 1— 15-мм, 1 х 3— 533-мм ТА

"ТА-43", 1938

1210

37

44000

2х 2— 120-мм, 2х 2— 40-мм, 2x2— 20-мм, 2 х 3— 533-мм ТА, 30 мин

"ТА-44", 1930

1944 2580

39

1450 (26)

50000

3x2— 120-мм, 2х 1— 37-мм, 9х 1— 20-мм, 52 мины, 2 х 2 — 533-мм ТА

"ТА-49", 1938

799

34

1260 (20)

19000

2х 1 — 100-мм, 1 х 1— 37-мм, 9х 1— 20-мм, 4 х 1— 533-мм ТА, 20 мин

 

1035

 

 

 

 

 

Таблица 4.2. Судьбы итальянских миноносцев, захваченных Германией

Наименование корабля

Судьба корабля

германское

итальянское

"ТА- 14"

"Турбине"

15 сентября 1944 г. потоплен авиацией союзников в Саламииии (Греция).

"ТА -15"

"Франческо Криспи"

8 марта 1944 г. потоплен авиабомбами севернее о. Крит. Поднят, отведен в Пирей и там 9 августа вновь потоплен авиацией.

"ТА- 16"

"Кастельфидаро"

2 июня 1944 г. потоплен авиационными неуправляемыми ракетами у о. Крит.

"ТА- 17"

"Сан-Мартино"

18 сентября 1944 г. поврежден авиацией в Пирее, выведен в резерв и 12 октября, после новых повреждений, затоплен.

"ТА- 18"

"Сольферино"

19 октября 1944 г. погиб в бою с британскими эсминцами "Термагент" и Таскен" у порта Волос (Греция).

"ТА- 19"

"Калатофими"

9 августа 1944 г. потоплен греческой п л "Пипинос" у о. Самос.

"ТА- 20"

"Аудаче"

1 ноября 1944 г. потоплен британскими эскортными миноносцами "Уитленд" и "Эвон Вэл" у побе­режья Югославии в районе о. Паг.

"ТА-21"

"Инсидиозо"

9 августа 1944 г. поврежден авиационной торпедой у побережья Далмации и потоплен авиацией 5 ноября в Фиуме (Риека).

"ТА-22"

"Джузеппе Миссори"

3 мая 1945 г. затоплен личным составом в Триесте.

"ТА- 23"

"Имповидо"

25 апреля 1944 г. подорвался па мине и затонул западнее о. Капри, Неаполитанский залив.

"ТА-24"

"Артуро"

18 марта 1945 г. погиб в бою с британскими эсминцами "Митьеор" и "Лукаут" южнее Генуи, Генуэз­ский залив.

"ТА-25"

"Интерпидо"

14 июня 1944 г. потоплен торпедными катерами западнее Специи.

"ТА-26"

"Ардито"

По германским данным, 6 июля 1944 г. в результате диверсии взорван в Раппало. По британским данным, 9 сентября 1943 г. подорвался на мине и затонул у Бастии либо 15 июня 1944 г. потоплен британскими торпедными катерами вместе "ТА-30" у Специи.

"ТА-27"

"Орига"

15 мая (другие данные — 9 июня) 1 944 г. потоплен авиацией у о. Эльба, Лигурийское море.

"ТА-28"

"Ригель"

4 сентября 1944 г. потоплен авиацией в Генуе.

"ТА-29"

"Эридано"

18 марта 1945 г. вместе с "ТА-24" погиб в бою с британскими эсминцами у Генуи.

"ТА-30"

"Драгоне"

15 июня 1944 г. потоплен британскими торпедными катерами западнее Специи.

"ТА-31"

"Дардо"

25 октября 1944 г. поврежден авиацией и 25 апреля 1945 г. разрушен на стапеле германскими войсками в Генуе.

"ТА-32"

"Премуда"

Бывший югославский "Дубровник", захваченный итальянцами в 194! г. 24 апреля 1945 г. затоплен в Генуе.

"ТА-33"

"Корсаро"

4 сентября 1944 г. выведен из строя авиацией союзников в Генуе.

"ТА-34"

"Карриста"

Не был достроен, в мае 1945 г. разрушен германскими войсками на стапеле в Ливорно.

"ТА-35"

"Джузеппе Деппа"

1 6 сентября 1943 г. затоплен итальянским экипажем, но поднят и 9 июня 1944 г. введен в строй. По одним данным, 1 7 августа 1944 г. подорвался на мине и затонул, по другим — 3 мая 1945 г. затоплен в Триесте.

"ТА-36"

"Стелла Полари"

1 8 марта 1944 г. подорвался на мине и затонул у Фиуме (Риека) .

"ТА-37"

"Гладио"

7 октября 1944 г. погиб в бою с британскими эсминцами "Термагент" и "Таскен" в заливе Термаикос, Эгейское море.

"TA-38"

"Спада"

13 октября 1944 г. затоплен личным составом в заливе Волос после повреждения авиацией.

"ТА-39"

"Дага"

16 октября 1944 г. затоплен личным составом после подрыва на мине к югу от Салоники.

"ТА-40"

"Пуньяле"

20 февраля 1945 г. поврежден авиацией в Триесте (по другим данным, в Монфалконе) и 4 мая затоплен.

"ТА-41"

"Ланчия"

17 февраля 1945 г. поврежден авиацией в Триесте и 1 мая затоплен.

"ТА-42"

"Ала барда"

21 мая 1 945 г. потоплен авиацией в Венеции.

"ТА- 43"

"Себенико

Бывший югославский "Бсоград", захваченный Италией в 1941 г. 3 мая 1945 г. затоплен в Триесте.

"ТА-44"

"Антонио Пигафетта"

12 февраля 1945 г. потоплен авиацией союзников в Триесте.

"ТА-45"

"Спика"

13 апреля 1945 г. потоплен британскими торпедными катерами у берегов Далмации.

"ТА-46"

"Фионда"

20 февраля 1945 г. потоплен авиацией в Фиуме (Риека).

"ТА-47"

"Балестра"

20 февраля 1945 г. потоплен авиацией в Фиуме (Риека).

"ТА-48"

"F-3"

Бывший югославский "Т-3", доставшийся еще от Австро-Венгрии и захваченный итальянцами в 1 941 г. 20 февраля 1945 г. потоплен авиацией в Триесте.

"ТА-49"

"Лира"

4 ноября 1944 г. потоплен авиацией в Специи.

 

Таблица 4.3. Судьбы итальянских подводных лодок, захваченных Германий

Наименование корабля

Судьба корабля

германское

итальянское

 

"UI Т-1"

"R-10"

9 сентября 1943 г. затоплена итальянским экипажем в Специи. Поднята немцами и отведена в Геную для достройки, 4 октября недостроенной потоплена авиацией союзников.

"UI Т-2"

"R-H"

24 апреля 1945 г. недостроенной затоплена в Генуе.

"UI Т-3"

"R-12"

24 апреля 1945 г. недостроенной затоплена в Генуе.

"UI Т-4"

"R-7"

25 мая 1944 г. недостроенной потоплена британской авиацией в Монфалконе.

"UI T-5"

"R-8"

20 апреля 1944 г. недостроенной затонула после повреждения британской авиацией в Мопфалконе.

"UI Т-6"

"R-9"

16 марта 1945 г. повреждена британской авиацией в Монфалконе и 1 мая недостроенной затоплена.

"UI T-7"

"Барио"

16 марта 1945 г. повреждена британской авиацией у достроечной стенки в Монфалконе и 1 мая затоплена.

"UI T-8"

"Литио"

16 марта 1945 г, повреждена британской авиацией у достроечной стенки в Монфалконе и 1 мая затоплена.

"UI T-9"

"Содио"

16 марта 1945 г, повреждена у достроечной стенки в Монфалконе и 1 мая затоплена.

"UI T-10"

"Потассио"

22 ноября 1 943 г. выведена из строя у достроечной стенки и 1 мая 1 945 г. затоплена в Монфалконе.

"UI T-11"

"Роим"

4 ноября 1943 г. выведена из строя у достроечной стенки и 1 мая 1945 г. затоплена в Монфалконе.

"UI T-12"

"Ферро"

22 ноября 1943 г. выведена из строя у достроечной стенки и 1 мая 1 945 г. затоплена в Монфалконе.

"UI Т-13"

"Пиомбо"

4 ноября 1943 г. выведена из строя у достроечной стенки и 1 мая 1 945 г. затоплена в Монфалконе.

"UIT-14"

"Зинцо"

4 ноября 1943 г, выведена из строя у достроечной стенки и 1 мая 1945 г. затоплена в Монфалконе.

"UI Т-15"

"Спариде"

7 августа 1943 г. поступила в строй, 9 сентября затоплена в Специи итальянцами, но поднята немцами, 4 сентября 1 944 г. потоплена авиацией в Генуе.

"UI Т-16"

"Мурена"

25 августа 1943 г. вступила в строй, 9 сентября затоплена в Специи итальянцами, но поднята немцами, 4 сентября 1 944 г. потоплена британской авиацией в Генуе.

"UI Т-17"

"СМ-1"

1 мая 1945 г. недостроенной затоплена в Монфалконе.

"UI Т-18"

"СМ-2"

25 мая 1944 г. повреждена на стапеле британской авиацией и 1 мая 1945 г. затоплена в Монфалконе.

"UI T-I9"

"Наутило"

26 июля 1943 г. вступила в строй, 9 января 1944 г. потоплена британской авиацией в Поло.

"UI T-20"

"Гронго"

Перед самым выходом Италии из войны вступила в строй, 9 сентября 1943 г. была затоплена итальянским экипажем в Специи, но поднята немцами. 4 сентября 1944 г. потоплена британской авиацией в Генуе.

"UI Т-21"

"Джузеппе Финци"

Одна из самых активнодействующих подлодок итальянского флота. До выхода Италии из войны совершила 10 боевых походов, пройдя 67844 миль, потопив 5 судов. Базировалась в Бордо. В сентябре 1943 г. захвачена немцами и использовалась для транспортных целей. 25 августа 1944 г. после налета британской авиации в поврежденном состоянии затоплена в Бордо.

"UI Т-22"

"Льпино Банолини"

Одна из самых активнодействуговдих подлодок итальянского флота. До выхода Италии из войны совершила 10 боевых походов, пройдя 58234 мили. 12 июня 1940 г. она в Средиземном море потопила британский крейсер "Калипсо". В 1940 г. перешла в Бордо и действовала в Атлантике, а затем исполь­зовалась для транспортных целей. 8 сентября 1943 г. захвачена Германией и в дальнейшем использо­валась для связи с Японией. 11 марта 1944 г. потоплена глубинными бомбами самолетов береговой патрульной авиации Южно-Африканского Союза к югу от м. Доброй Надежды, Атлантический оке­ан, погибло 43 человека.

"UI T-23"

"Реджинальдо Джулиани"

С началом войны совершила два боевых похода в Средиземное море, а затем перешла в Бордо. 8 сентября 1943 г. была там захвачена немцами и использовалась для связи с Японией. 14 февраля 1944 г. в Малакском проливе потоплена британской подлодкой "Таллихо", погибло 26 человек.

"UI Т-24"

"Каманданте Каппсллини"

Самая активнодействующая подлодка итальянского флота. До выхода из войны Италии совершила 12 боевых походов, пройдя 74606 миль, потопив 6 и повредив 1 судно. В 1940 г. перебазировалась в Бордо, и совершила поход в Японию, 8 сентября 1943 г. захвачена немцами и продолжала использо­ваться для транспортных целей. Капитуляция Германии застала подлодку в Японии, где она вошла в состав ее флота под обозначением "RO-503". 2 сентября 1 945 г. капитулировала в Кобе.

"UI Т-25"

"Луиджи Торелли"

В 1940 г. перебазировалась в Бордо и действовала в Атлантике, совершив до выхода Италии из войны 12 боевых походов, пройдя 60825 миль. Использовалась, в основном, для транспортных целей. 8 января 1943 г. захвачена немцами и применялась для связи с Японией. Капитуляция Германии застала подлодку в Японии, где 10 мая она перешла в состав ее флота под обозначением "RO- 504". 2 сентября 1945 г. капитулировала в Кобе.

 

Таблица 4.4. Основные элементы трофейных подводных лодок

Наименование корабля, дата вступления в строй

Водоизмещение, т : надводное/ подводное

Скорость хода, узлы : надводная/ подводная

Дальность плавания, миль (ходом, узлов) : надводная/подводная

Вооружение

"UA", 28.03.39

1128

1284

18

8,4

13100 (10) 146(2)

6 — 533-мм ТА (4 нос., 2 кор.) 12 торпед; 1 — 1 05-мм АУ ; 2— 20-мм АУ

"UB", 28.01.39

1770

2113

16

8,7

6500(10)

6— 533-мм ТА (нос.); 12 торпед; 1 — 102-мм АУ; 120 мин

"UC", 1929

427

554

14,5

10,5

4 *

4— 533-мм ТА (2 нос., 2 кор.)

"UD-1", 1915

359

428

13

8,5

1350(12)

4— 533-мм ТА (нос.)

"UD-2", 20.11.31

555

715

15

8

3500 (10)

26(8)

5 — 533-мм ТА (4 нос., 1 кор.); 10 торпед; 1 —20-мм АУ

"UD-3, -4, -5", 8.09.41, 1.03.41, 30.01.43

949

1054

20,3

8

7100 (10)

8— 533-мм ТА (4 нос., 2 кор., 2 палубных) ; 14 торпед; 1— 88-мм АУ; 2— 20-мм АУ

"UF", 1940

818

928

14.3

10

10 — 550-мм ТА (4 нос., 2 кор., 4 палубных) ; 1— 20-мм АУ

"UIТ-Г— "UIT-6"

2220

2616

14

6

12000 (9)

90(4)

3— 20-мм АУ

"UIT-7"— "UIT-14"

928

1131

16

8

5400 (8)

80(4)

6 — 533-мм ТА (нос) ; 1 2 торпед; 1 — 100-мм АУ; 4— 20-мм АУ

"UIТ-15, "UIT-16", "UIT-19", "UIT-20" июнь — июль 1943

905

1070

16

8

5400 (8)

80(4)

6 — 533-мм ТА (нос.); 12 торпед; 1 — 100-мм АУ; 4-20-ммАУ

"UIT-17", "UIT-18"

92

114

14

6

2000 (9)

70(4)

3— 450-мм ТА; 3 торпеды

"UIT-21,8.01.36

1550

2060

17,1

7,9

11 400 (8)

120 (3)

8 — 533-мм ТА (4 нос., 4 кор.); 16 торпед; 2—1 20-мм АУ

"UIT-22, "UIT-23" 22.12.39, 3.12.39

1166

1484

17.7

8,5

13000 (8)

108 (4)

8— 533-мм ТА (6 нос., 2 кор.) ; 21 торпеда; 2— 100-мм АУ

"UIT-24, 23.09.39

1060

1313

17.4

8

9500 (8)

80(4)

8— 450-мм ТА (6 нос., 2 кор.); 28 торпед; 2— 100-мм АУ

"UIT-25", 22.07.40

1191

1489

18

8

10500 (8)

110(3)

8 — 533-мм ТА (6 нос., 2 кор.); 21 торпеда; 2— 100-мм АУ

 

Кроме недостроенных эсминцев, в Норвегии были захвачены четыре новейших миноносца, вступивших в строй накануне оккупации: "Тор", "Один", "Балдер" и "Гюллер". Эти корабли, получившие новые наиме­нования; "Тигер", "Пантер", "Леопард" и "Лоу", всю войну активно участвовали в боевых действиях на Се­вере и Балтике в качестве эскортных кораблей, в час­тности, "Лоу" охранял лайнер "Вильгельм Густав", когда 30 января 1945 г. тот был потоплен советской подводной лодкой "С-13". Судьба к этим кораблям от­неслась благосклонна, все они, пережив войну, верну­лись в состав норвежского флота под своими родными именами.

В состав германского флота в разное время вошли две группы французских миноносцев. Первая из них ("Ле Фьер", "Л'Ажиль", "Л'Альзасьен", "Л'Антрпре-нан", "Ле Фаруш" и "Ле Коре") досталась Германии в 1940 г. в недостроенном состоянии на верфи в Нанте после капитуляции Франции.

Все они уже были спущены на воду, и им присвои­ли новые обозначения с "ТА-1" по "ТА-6". Однако до освобождения Нанта войсками союзников ни один из них в море не вышел. "ТА-4" и "ТА-2" потопила бри­танская авиация 1 и 16 сентября 1943 г. соответствен­но, "ТА-1" затопили немцы в августе 1944 г., а осталь­ные просто бросили при отступлении. Вторая группа французских миноносцев ("Бомбард", "Ла Помон", "Л'Ифижени", "Балист" и "Ла Байонез") попала в ру­ки немцев 6 апреля 1943 г. после того, как уже послу­жила под итальянским флагом. Эти корабли получили новые обозначения с "ТА-9" по "ТА-13" и все, кроме последнего, участвовали в боевых действиях. "ТА-9" потопила авиация союзников 23 августа 1944 г. в Ту­лоне. "ТА- J 0" получил повреждения в Эгейском море и был потоплен британским эсминцем "Э клипс" у о. Родос 17 января 1944 г. "ТА-11", по одним данным, потоплен 10 сентября 1943 г. итальянскими танками в Пьомбино, а по другим,— в тот же день, но итальян­скими торпедными катерами у о. Родос. "ТА-12" по­топлен авиацией в Эгейском море 22 августа 1943 г. Все эти корабли были захвачены Италией 27 ноября 1942 г. в Тулоне в исправном состоянии, а вот "Ла Байонез" французы успели затопить, и итальянцам пришлось его поднимать, буксировать в Специю и там пытаться ввести в строй. Ни они, ни немцы завершить работы не смогли, и миноносец в боевых действиях не участвовал.

Кроме указанных выше пяти французских кораб­лей, после выхода из войны Италии Германия захва­тила 8 сентября 1943 г. 36 итальянских миноносцев, пол учивших новые обозначения с "ТА-14" по "ТА-49". Их судьбы указаны в табл. 4.2, а основные элемен­ты наиболее современных эсминцев и миноносцев в табл. 4.1.

В ходе второй мировой войны Германия захвати­ла 61 иностранную подводную лодку, в т.ч. турецкую "Батрай", которая строилась на германской верфи в Киле. После начала войны Германия отказалась пере­дать ее Турции и, дав ей обозначение "UA", включила в состав своего флота в качестве учебной. 3 мая 1945 г. она была затоплена в Киле.

Первыми трофейными стали четыре норвежские подлодки "В-2", "В-4", "В-5" и "В-6", однако их боевая ценность была настолько ничтожна, что в состав гер­манского флота вошли только последние две под обоз­начением "UC-1" и "UC-2". Но и они не нашли приме­нения, и в 1942 г. пошла на слом первая, а в октябре 1944 г. выведена в резерв вторая.

5 мая 1940 г. в проливе Каттегат подорвалась на мине и выбросилась на берег британская подлодка "Сил". Немцы захватили ее, дали ей обозначение "UB", ввели в строй, но применения ей не нашли и в 1943 г. вывели в резерв, а 3 мая 1945 г. затопили в Киле.

29 августа 1943 г. все датские подводные лодки при попытке захвата их Германией были затоплены своими экипажами. Одну из них "Хафруэн" в конце 1943 г. немцы подняли, но в строй и в состав своего флота вводить не стали.

В мае 1940 г. в своих базах были захвачены пять голландских подводных лодок "0-8", "0-12", "0-25", "0-26" и "О-27", которые получили новые обозначе­ния с "UD-1" по "UD-5". Причем последние три до­страивались уже в условиях оккупации, являлись со­временными кораблями и поэтому всю войну исполь­зовались для целей боевой подготовки. В отличие от них "UD-1" вывели в резерв в мае 1943 г., a "UD-2" — 6 ноября 1944 г. Все голландские подводные лодки, кроме "UD-5", немцы 3 мая 1945 г. затопили в Киле. Последняя капитулировала и после войны продолжа­ла службу под голландским флагом.

При оккупации Франции Германия захватила не­сколько недостроенных подводных лодок, три из кото­рых, "Л'Африкэн", "Ла Фаворит" и "Л'Астрэ", вошли в состав германского флота под обозначениями "UF-1", "UF-2" H"UF-3". Однако только вторая в 1940 г. вошла в строй, а остальные достраивались уже после войны. "UF-2" использовалась для боевой подготовки, 5 июля 1944 г. ее вывели в резерв в Гдыне и в мае 1945 г. затопили.

Наибольшее количество подводных лодок Герма­ния захватила в сентябре 1943 г, после выхода из вой­ны Италии. Из 46 единиц в состав германского флота вошло 25, получивших обозначение с "UIT-1" по "UIT-25". Большинство из них попали к немцам в не­достроенном состоянии и так в строй и не вошли. Судьбы итальянских подлодок, вошедших в состав германского флота указаны в табл. 4.3., а их основные элементы в табл. 4.4.