11. Испытания

 

Зиму с 1889 на 1890 гг. "Александр И" простоял в доке. На него еще до заморозков начали устанав­ливать часть плит пояса и до первой половины 1890 г. на броненосец установили все мостики, шлюпбалки, обе мачты с боевыми марсами и ран­гоут. "Александр Н" получил все свои наружные очертания, и к его своеобразному силуэту с этого времени станут привыкать на флоте.

К концу лета работы заметно ускорились. По плану ГМШ испытать корабль предстояло ранней осенью, до наступления морозов. Так 27 августа в заранее собранные станки плавучий кран установил оба 305-мм орудия. Затем тот же кран поднял на марсы по четыре 37-мм пушки Готчкисса, и в этот же день "Александр II" встал на якорь на Большом Кронштадтском рейде.

Утром 28 августа с броненосцем произошел случай, сделавший его "героем" всех вышедших на следующий день петербургских газет. Во время вы­борки левого якоря, в тот момент, когда тот оторвался от грунта, "Александр II", дав малый ход впе­ред, начал поворот влево. В это время шведский па­роход "Олаф", уже поравнявшийся с броненосцем и находившийся у него на траверзе, неожиданно по­вернув, ударился о его борт кормой. "Олаф" получил сильные повреждения, но остался на плаву. На "Александре II" от удара вдавилась наружная об­шивка правого борта в районе кормы. В момент удара крышка кормового аппарата слетела с петель и упала в воду. Ко всему этому продавился спонсон кормовой пушки Готчкисса. Выход отменили, и бро­неносец вернулся в гавань, простояв там неделю. Только 9 сентября, после устранения всех повреж­дений, корабль вывели на рейд и начали готовить к всесторонним испытаниям.

В приемную комиссию под председательством адмирала К. П. Пилкина входил и младший флаг­ман Балтийского флота контр-адмирал С. О. Мака­ров. Проведенные 18 сентября 1890 г. испытания механизмов дали хорошие результаты. И хотя обе машины не добрали до проектного 211 л. с. при об­щей мощности 8289 л. с. и водоизмещении 8748 т, скорость броненосца составила 15,27 узла.

20 сентября на борт "Александра II" прибыла многочисленная, специально созданная комиссия уже под председательством С. О. Макарова. Целью ее работы являлась проверка артиллерийского воо­ружения, для его приема в "казну". На следующий день броненосец перешел в Биорке для стрельб, но сильное волнение нарушило все планы. Стрельбы начались только 22 сентября.

Сначала сделали по одному выстрелу из каждо­го орудия на предельных горизонтальных углах на­ведения. Затем из каждого орудия произвели еще от 3 до 5 выстрелов в близко расположенные щиты, проверив тем самым работу станков.

Более тщательно проверяли 305-мм орудия. Из каждого ствола сделали по 5 выстрелов боевыми зарядами, наводя их на курсовые углы 45° пооче­редно на оба борта. Затем сделали по несколько зал­пов на курсовых углах 25° при угле возвышения 14°. Никаких серьезных повреждений и неисправ­ностей члены комиссии не обнаружили, все же от­метив, что "содрогания корпуса оказались весьма велики". 23 сентября комиссия проверила погреба и условия хранения боезапаса, организацию артиллерийской службы. В этот же день "Александр II" вер­нулся в Кронштадт. Через неделю стрельбы из 305-мм орудий повторили.

Обе стрельбы показали, что угол горизонталь­ного наведения 305-мм орудий можно увеличить до 110° на борт, укоротив мостик и сняв с него коеч­ные сетки. Взамен следовало добавить на верх­нем мостике крылья длиной по 1,2 м между 30 и 31 шпангоутами. В течение месяца мостик переде­лали.

После испытаний С. О. Макаров изложил в сво­ем рапорте от 27 сентября, что "... корабль вообще производит хорошее впечатление, и многие подроб­ности заслуживают большого одобрения по тща­тельности выделки и обдуманности". 5 октября "Александр II" вошел в гавань, встав на место только что ушедшего на ходовые испытания однотипного "Императора Николая Г. 16 октября его вывели из кампании и поставили на* зи­мовку в Кронштадте, но, как это всегда бывало на флоте, с рядом недоделок. К серьезным из них следовало отнести отсут­ствие броневых прикрытий боевой рубки и барбетной установки и сетевого загражде­ния — новшества, принятого во всех флотах мира.

В апреле 1891 г. Металлический завод сдал в "казну" 305-мм барбетную установку, хотя для полной ее готовности оставалось еще установить броневую крышу над оруди­ями. В это же время окончили и монтаж вентиляционных систем. Затем на корабль доставили и установили снятые на зиму 37- и 47-мм пятиствольные орудия. В мае приступили к креплению броневой крыши боевой рубки. Ее монтаж выполнить не смогли — крыша не подходила по разме­рам, и ее отправили на Ижорский завод. Официально достройку "Александра И" окончили в декабре 1891 г., о чем строитель Н. А. Субботин и сообщил рапортом в ГМШ и МТК.

По окончании кампании 1891 г. броне­носец стал у форта "Меньшиков", но уже для испытания противоторпедных сетей англий­ского инженера Буливанта. Испытания про­шли успешно, и сети этой системы оказа­лись лучшими из предлагаемых флоту. По­этому в следующем 1892 г. второй комплект сетей установили на крейсере "Адмирал Кор­нилов".

Несмотря на официальное окончание постройки, на "Александре И" периодически еще шли работы. Так до апреля 1892 г. нако­нец-то смонтировали броневое прикрытие 305-мм орудий (его пытались установить еще в мае 1891 г.). Подобные сферические крыши несколько позднее установили еще на одном российском корабле — черномор­ском броненосце "Двенадцать Апостолов". Тогда же по личному указанию великого князя Алексея Александровича удлинили его стеньги. Все работы можно было считать оконченными только летом следующего 1893 г., когда на сферическую крышу бар­бетной установки водрузили одобренный в МТК (еще в феврале) козырек, защищав­ший амбразуру от снега и дождя. Бронено­сец наконец-то получил свой неповторимый облик.

Кампанию 1894 г. "Александр IP провел в составе Практической эскадры. В нее вхо­дила часть боеспособных кораблей, которым по замыслу ГМШ и предстояло "первыми встретить в открытом море неприятеля, про­никшего на Балтику". Для успешного выпол­нения этой задачи делалось многое. Все за­нятия и плавания посвящались только бое­вой подготовке и изучению районов плава­ния в столь сложной и мелководной акватории Балтийского моря. Для этого постоянно посещались все порты и районы, где, возможно, предстояло дать первый бой или навязать его про­рвавшемуся неприятелю. В плаваниях проходили интенсивные учения и стрельбы. В том 1894 г. са­мыми сильными в Практической эскадре оказались "Александр II" и "Петр Великий", прошедшие за кампанию соответственно 1039 и 1011 миль.