15. Перевооружение

 

Кампания 1903 г. оказалась для Учебно-артиллерийского отряда напряженной и прошла без "показухи", которая до этого сопутствовала любому деянию его бывшего начальника 3. П. Рожественского. Теперь отрядом командовал Д. Г. Фелькерзам, неброский на вид "трудяга", бывший коман­дир "Николай Г, проведший с ним долгое и тяжелое плавание и произведенный после него в контр-ад­миралы. Число учеников-комендоров увеличили, доведя количество боевых смен с 72 до 80. Флагма­ном отряда, как и прежде, оставался "престарелый" "Минин". Помимо его, "Александра II" и "Памяти Азова" в отряд вошел и прибывший в 1902 г. из Ти­хого океана "Наварин".

За всей парадностью, сопровождавшей до этого отряд, все как-то незаметно "упустили из вида", что крупные корабли Балтийского флота "Николай I", "Наварин" и "Александр IP имели старую и изрядно изношенную артиллерию. На ней и обучали моло­дых комендоров. А о том, что стрелять им придется из орудий нового образца, в суете не вспоминали, желая, видимо, не расстраивать нового начальника ГМШ 3. П. Рожественского. Изменить, это положе­ние Д. Г. Фелькерзам уже не мог.

Окончив кампанию, "Александр II" стал к стен­ке Пароходного завода, где в ноябре начали ремонт барбетной установки. Ее подняли домкратами и заменили часть катков. Затем отремонтировали гидравлику. Спустя месяц, в конце 1903 г. на разоруженный корабль пришло известие, которого ждали вот уже два года, "управляющий Морским министерством приказал немедленно приступить к перемене котлов", — говорилось командиру корабля капитану 1 ранга М. А. Броницкому в присланной резолюции МТК.

Броненосец, ставший к тому времени почти "бессильным", предстояло перевооружить, обновить и превратить в более мощную единицу флота. Два других корабля, прежних "времен" царствования императора Александра III, "Николай I" и "Наварин" по решению МТК также должны будут последовать его "примеру.

В течение первого месяца с броненосца сняли артиллерию, отправив ее на арсеналы Обуховского завода, и часть вспомогательных механизмов. За­тем демонтировали трубы и начали разбирать котлы.

Но потом на полуразобранном корабле работы прекратили. В конце января ужасные вести из дале­кого Порт-Артура всколыхнули всю Россию. И чем больше и больше известий приходило о войне с Японией, тем яснее становилось то, что Российская империя в новых условиях развитого капитализма успешно вести войну не сможет. Властная верхушка, затаившись, взирала из Санкт-Петербурга на действия своих дальневосточных ставленников, на­деясь получить от них хотя бы какие-то обнадежи­вающие известия. Но их не было. Так продолжалось до апреля 1904 г., когда для спасения одной эс­кадры решили послать другую. Командовать этой эскадрой — "спасательницей" Николай II поручил "отличившемуся" на стрельбах в 1902 г. начальнику Главного морского штаба контр-адмиралу 3. П. Рожественскому.

Санкт-Петербургский и Кронштадтский порты и вся судостроительная промышленность России судорожно начали готовить к походу печально изве­стную нам Вторую тихоокеанскую эскадру. В начале октября, когда эскадра ушла на Тихий океан, у Кронштадтского порта наконец-то вновь появилась возможность перевооружить оставшиеся "Ни­колай!" и уже частично разоб­ранный "Александр II". Присту­пить к перевооружению "Нико­лая I" опять не успели. В по­мощь к эскадре 3. П. Рожественского, огибавшей Африку, царское правительство послало новую — уже Третью тихоокеан­скую эскадру под командованием контр-адмирала Н. И. Небогатова. Ее флагманом назначался по­следний из оставшихся на Бал­тике боеспособных броненосцев. Им оказался "Николай Г. В нача­ле февраля 1905 г. ушла и эта эс­кадра.

Но, что кажется сейчас не­вероятным, в своей судорожной деятельности Главный морской штаб решил послать на Тихий океан в составе 4-го отряда двух ровесников "Александра II" и "Память Азова" Однако в начале июня абсурдность этого решения стала всем очевидна, и оба по­луразобранных корабля оставили в покое. Их командирам посту­пили донесения, "что все воп­росы, возбужденные в МТК для подготовки к плаванию, теряют всякую спешность". При этом со­общалось, что "эти суда следует готовить для внутреннего плава­ния".

Теперь Кронштадтский порт мог наконец-то начать их ремонт и перевооружение. Состав артил­лерии определили еще в де­кабре 1904 г. на одном из засе­даний МТК, прошедшем под председательством Главного ин­спектора морской артиллерии генерал-лейтенанта А. С. Кроткова.

Замену вооружения провели в соответствии с требованиями, предъявляемыми к учебно-артиллерийским кораблям. За исключе­нием двух 305-мм орудий установили новую артиллерию — пять 203-мм орудий (четыре из ко­торых находились на местах старых 229-мм и од­но— в корме), восемь 152- и четыре 47-мм на ба­тарейной и четыре 120-мм на верхней палубе. Прежние мачты, стеньги и реи сняли и заменили облегченными, уменьшенного размера. Для обеспе­чения ночных стрельб на каждой мачте и над радиорубкой у второй дымовой трубы установили на специальном мостике по два прожектора систе­мы Манжена. Учитывая печальный опыт русско-японской войны, все бортовые минные (торпедные) аппараты сняли. Старые динамо-машины заменили новыми фирмы "Сименс и Гальске". Ходовые испытания, проходившие в июне 1905 г., показали удовлетворительную работу главных машин и в то же время многочисленные дефекты котлов, в ко­торых сразу же обнаружилась течь. Чеканки котель­ных швов хватило только на кампанию 1905 г., ос­новательно же котлы отремонтировали лишь к вес­не 1911 г., после чего скорость "Александра II" со­ставляла 12,7 узла.

В свою первую после перевооружения кампа­нию "Александр II" вступил в составе уже знако­мого нам Учебно-артиллерийского отряда. Тогда в 1907 г. в этом заметно поредевшем после войны со­единении он оказался единственным кораблем, имевшим башенную установку. На ней, полностью устаревшей, комендорам послевоенного призыва и пришлось отрабатывать навыки в заряжании и на­ведении тяжелых орудий, которые понадобятся им при обслуживании башен строившихся линкоров. Кроме "Александра II", в отряде находились учебное судно "Рига", новые минные крейсера "Доброволец" и "Финн" и четыре старых номерных миноносца. Им под командованием героя русско-японской вой­ны контр-адмирала Н. К. Рейценштейна предстояло обучить в течение всей кампании 1843 комендора.

Для этого на "Александре П" по сравнению с последней предвоенной кампанией штат команды увеличили с 620 до 780 человек. Увеличили и число инструкторов-кондукторов до 23 (было 8). Большая часть из обучаемых проводила стрельбы на "Алек­сандре II".

Об интенсивности подготовки можно судить по тому, что после кампании из восьми 152-мм орудий броненосца по решению комиссии от МТК предполагалось заменить шесть, так как каждое из них выдержало к тому времени от 276 до 320 выстрелов. Но в силу вечных "традиций" экономии заменили только три орудия.

В октябре кампанию окончили. С завершением плаваний 1907 г. на флоте произошли "огромные" перемены. Те немногие оставшиеся эскадренные броненосцы теперь стали грозно называть, видимо, для успокоения императора, постоянно находяще­гося "при флоте" на "Штандарте", — линейными кораблями. Линейным кораблем оказался и "Алек­сандр II", хотя, конечно, всем было ясно, что тако­вым он уже никогда не будет.

В конце 1907 г. флот начали усиленно готовить к переходу на новые удлиненные снаряды для орудий в 120 мм и выше. Это потребовало переделать погреба и элеваторы почти на всех кораблях. Из-за сложности и дороговизны 305-мм орудия и барбетную установку вновь оставили "в покое". Но элеваторы 203- и 152-мм орудий пере­делали. Теперь вместо старых 203-мм снарядов длиной 523 мм в погреба загрузили новые длиной 616 мм. Прежние 152-мм снаряды длиной 427 мм заменили на снаряды длиной 487 мм.

В следующем 1908 г. отряду предстояло обу­чить уже 2553 комендора. Стрельбы, как всегда, проводили у Гогланда. После завершения всего цикла боевой подготовки броненосец посетил Ни­колай II, прибыв на него с нового крейсера "Ад­мирал Макаров". 3 ноября с "Александра II" на берег сошли ученики-комендоры. Спустя шесть дней корабль со всем флотом провожал в последний путь скончавшегося великого князя Алексея Алек­сандровича. Так окончился связанный с именем этого царского вельможи почти двадцатилетний период его "покровительства" над флотом, печально окончившийся цусимским разгромом. В Россий­ском императорском флоте начинался новый и по­следний предвоенный, а затем и военный период его истории.

Но все же, несмотря на засилье власти прежнего царского окружения, на флоте благодаря усилиям передовых офицеров, прошедших войну, начались позитивные изменения. Это отчетливо прослеживалось на примере Учебно-артиллерий­ского отряда. Та атмосфера преступного очко­втирательства, бывшая в отряде во время командо­вания придворного приспособленца, ушла. Отряд, состав которого к 1909 г. заметно расширился, те­перь занимался исключительно боевой подготовкой так, как это не могли представить себе офицеры "доцусимских" времен.

В период с 1904 по 1909 г. "Александром II" ко­мандовали капитаны 1 ранга А. А. Эбергард (в годы первой мировой войны он станет командующим Черноморским флотом), Г. В. Петров и С. Ф. Васильковский. В 1909 г. в командование кораблем вступил капитан 1 ранга А. М. Лазарев. В апреле этого года при очередном доковании освидетельст­вовали корпус броненосца, прослужившего к тому времени 22 года. Обнаруженные дефекты —не­сколько вмятин глубиной до 5 см — на его прочность никак не влияли, и он смог бы еще прослужить много лет. Но самому кораблю, как окончательно устаревшему, недавно созданный Морской генеральный штаб определил предельный срок службы — конец 1917 г.

Последующие пять кампаний "Александр II" бессменно провел в составе Учебно-артиллерий­ского отряда.

1914 г. оказался для Балтийского флота по­следним предвоенным. Война внесла существенные изменения в планы плаваний учебных кораблей. Они в течение кампаний 1915, 1916 гг. лишь изредка выходили за пределы Кронштадтского рейда, занимаясь в основном учениями у стенки. "Александру II" пришлось отдать часть своих ору­дий на другие корабли. В 1917 г. на нем осталось лишь два 305-, шесть 152- и четыре 120-мм орудия. Из малокалиберной артиллерии стояли од­но 75-мм "противоаэропланное", два 47-мм орудия и два пулемета Максима. Но, несмотря на это, большая часть экипажа оставалась на корабле, и порядок на нем поддерживался должным образом. Таким он шагнул в новую эпоху, начало которой положила февральская революция.