Дополнения

 

Броненосец "Гельголанд"

 

Датский броненосец "Гельго­ланд" представлял собой тип не­большого (водоизмещение 5347 т), но хорошо вооруженного и защи­щенного корабля береговой обороны.

На воду "Гельголанд" спустили в 1872 г. Его железный корпус (дли­на 78,5; ширина 18; осадка 5,5 м) имел двойное дно и 14 водо­непроницаемых переборок. Высота надводного борта в районе миделя равнялась 3,6 м. Корабль имел три палубы: верхнюю (деревянную), среднюю броневую (или жилую) и нижнюю. Форштевень таранной формы выступал вперед на 2,3 м, и опускался под воду на 3 м.

Артиллерия "Гельголанда" со­стояла из одного 305-мм башенного орудия, четырех 260-мм (22-тон­ных) орудии Крупна, установленных в каземате и 15 орудий мелкого ка­либра. В минное вооружение броне­носца вошли только две торпедные трубы, установленные открыто на верхней палубе.

Броневой пояс толщиной от 305 до 203 мм шел по всей длине корабля. На нем устанавливался ка­земат, защищенный 229-мм плита­ми. В носовой части каземата располагалась башня диаметром в 7  м. Ее защищали 254-мм плиты. 40-мм   броневая   палуба  закрывала все пространство вне каземата (на броневой палубе) и сверху сам казе­мат.

Две паровые машины общей мощностью 5347 л. с. работали каж­дая на свой винт диаметром 4,4 м и позволяли развивать кораблю ход 12 узлов.

В  1896 г. "Гельголанд" перевооружи­ли. Башню и 305-мм орудие оставили прежними, а 229-мм казематные за­менили   на   102-мм   скорострельные орудия. Противоминная артиллерия стала состоять из новых двух 57-, пяти 47- и трех 37-мм орудий Готчкисса. К 1909 г. "Гельголанд" исключили из со­става флота.

 

Броненосцы типа "Захсен"

 

К моменту спуска в 1875 г. "Захсена" — головного броненосца серии из четырех кораблей германская су­достроительная промышленность достигла больших высот. Это позволило руководству военно-морского флота отказаться от заказа кораблей за границей. Броненосцы типа "Захсен" ("Зах­сен", "Баден", "Байерн" и "Вюртемберг), по словам вос­торгавшегося современника, "не только представляют нагляд­ный пример развития судостроения, но и дают понятие о силе гения германского народа, уже создавшего новый .тип боевых судов на основании строгой программы и применительно к ме­стным условиям в Балтийском море. Этими судами по справедливости может гордиться германский флот."

Говоря современным языком в Германии времен Виль­гельма I для Балтики умелыми руками талантливого немецкого народа создали прекраснейшие и мощные корабли.

Их чертежи разработали в Адмиралтействе. Два корабля ("Захсен" и "Вюртемберг") строили в Штецине на заводе "Вул­кан", два ("Байерн" и "Баден") в Киле на казенных верфях.

При водоизмещении 7400 т они имели следующие размерения: длину между перпендикулярами 98, наибольшую ширину 18 и осадку 6,4 м. Корпуса набирались по уже распространенной клетчатой системе, и они имели междудонное пространство 1,2 м. Внизу вертикального форштевня находился таран весьма оригинальной конструкции, напоминавшей острие четырехгранного штыка. Острие этого штыка-тарана выступало на 2,5 м от носового перпендикуляра и опускалось в воду на 4 м.

Эти броненосцы в силу убеждений той поры проектировались с расчетом на преобладание таранной тактики ведения боя. Поэтому из 6 260-мм крупповских орудий, быв­ших на вооружении каждого корабля, по 4 могли стрелять на нос, и борта, и 2 на корму. В носовом барбете грушевидной формы стояли 2 таких орудия. Четыре остальных орудия глав­ного калибра находились в углах прямоугольного каземата. Каждый орудийный ствол весил по 18 т, имел длину 5,8 м. Их бронебойные стальные снаряды весили по 207 кг.

Для борьбы с миноносцами на верхней палубе и мостиках стояло по 10 малокалиберных орудий.

Броней защищались два каземата, барбет и боевая рубка Нижний каземат, главным назначением которого была защита котлов и машин, стоял в центральной части корабля и имел длину 33,5 м, ширину, равную ширине корабля, и высоту 3,75 м. Этот каземат защищался двумя слоями плит (общая толщина 456 мм), уложенными на тиковую подкладку. Поверх ка­земата настилалась броневая палуба толщиной 50,8 м. К носу и корме от каземата простиралась трехслойная железная палуба об­щей толщиной 75 мм. Верхний каземат-бруствер имел длину 12,2 м. Он защищался 253-мм плитами, уложенными на тиковую подкладку. В углах этого каземата и стояли 260-мм орудия, оси ко­торых возвышались на 5 м от уровня воды. Грушевидный барбет так же, как и верхний каземат имел защиту из 253-мм плит. Его орудия отстояли от поверхности воды на 6,15 м. Боевую рубку прикрывали плиты толщиной 203 мм.

Две трехцилиндровые паровые машины работали каждая на свой винт. Пар к ним подавался из 8 котлов, рассчитанных на рабочее давление 3,5 атм. Запас угля 700 т позволял кораблям 10-узловым ходом преодолевать расстояние 2800— 3000 миль. Самым тихоходным в серии оказался "Захсен", он развивал скорость 13,6 уз. Наибольшую скорость на испытани­ях удалось достичь "Вюртембергу". Она составила 15 узлов.

Минное вооружение каждого корабля включало два носо­вых подводных и три надводных (по одному с каждого борта и один в корме) торпедных аппарата.

В период с 1897 по 1898 г. все четыре броненосца модернизировали. Число и расположение 260-мм орудий оставили прежним. Но заменили малокалиберные орудия. На кораблях стало по десять 88- и восемь 37-мм стволов и 8 пулеметов сис­темы Максима.

Старую боевую рубку убрали. В новой, более обширной, стояли современные приборы управления кораблем и артилле­рией. Два носовых торпедных аппарата заменили одним. Старые паровые машины заменили на новые, также тройного расширения. В сумме они имели мощность 6400 л. с. Прежние огнетрубные котлы сменили водотрубные, рассчитанные на более высокое (10,5 атм.) рабочее давление. После мо­дернизации сильно изменился и их силуэт. Вместо четырех труб появилась одна, большего размера. Деревянные трапы, мости­ки, рубки и мебель, столь модные в судостроении во времена их постройки, заменили на железные. Модернизацию кораблей провели так искусно, что их водоизмещение вопреки всем традициям, бывшим на других флотах, не увеличилось, а умень­шилось на 30 т.

Все четыре броненосца исключили из состава флота в период с 1910 до 1914 г.

 

Германские броненосцы типа "Верт"

 

За четырьмя броненосцами типа "Байерн" в Германии приступили к строительству серии кораблей, способных дейст­вовать не только на Балтике, но и в Северном море. Головной корабль серии броненосец "Верт" заложили 3 марта 1890 г. Спуск состоялся 6 августа 1892 г. В строй корабль вступил 28 октября 1893 г. Остальные три корабля "Вейсенбург", "Курфюрст Фридрих Вильгельм" и "Бранденбург" вступили в строй до 1894 г.

Их чертежи составляли в главном конструкторском центре флота — строительном бюро морского ведомства (выполняв­шим функции, аналогичные нашему МТК) под руководством главного корабельного инженера флота Раухфуса.

Броненосцы имели увеличенные (10300 т) водоизмеще­ние и размерения. Наибольшая длина корпуса равнялась 115,8 м, наибольшая ширина 19,5 м, осадка 7,4 м. Их корпуса набирались из стали по продольной системе, имели двойное дно, делились переборками на 120 независимых отсеков. Корабли имели высокий полубак, поднимавшийся над водой на 5,8 м, что заметно улучшало их мореходные качества по сравнению с "Байернами". Нос имел таран, выступавший вперед на 2,1 м. Броневая защита состояла из сталеникелевых плит, изготовленных на заводе Крупна. Ватерлиния во всю ее длину прикрывалась плитами толщиной 400 мм в центре и 300 у оконечностей, барбеты и боевая рубка 300-мм броней. Имелась и броневая (65 мм) палуба. Сами барбетные установ­ки закрывались объемными щитами, собранными из 76-мм плит.

На этих кораблях немецкие кораблестроители не пошли на принципиальное изменение состава артиллерии. Броненос­цы типа "Верт" так же, как и "Байерны" имели по шесть орудий главного калибра Но устанавливались крупповские 260-мм орудия в трех барбетных установках. Причем в носовом барбете установили два ствола длиной 40, а в остальных двух по два длиной 35 калибров. Между носовым и средним барбетом в ба­тарейной палубе стояли шесть 105-мм противоминных скоро­стрельных орудий. Малокалиберную скорострельную артилле­рию представляли восемь 87-, десять 47- и 37-мм орудий, на­ходившихся на мостиках и марсах. Каждый корабль имел сильное минное вооружение. В него входило 7 торпедных аппаратов. Один подводный стоял в носу, остальные 6 надводных — два у носовых клюзов, два в районе носовой трубы и два в районе грот-мачты. Кроме того, две торпедные трубы находились на минных катерах. Всего на рострах и палубе каждого броненосца стояло по четыре парных катера и по 10 гребных судов.

Две паровые машины тройного расширения по проекту в сумме должны были развивать мощность 9000 л. с., а ко­рабль — 16 узлов. Пар к машинам подавался из 12 котлов. Но, что случается очень редко в кораблестроении, механизмы броненосца "Верт" развили на испытаниях 10 288 л. с. и при 111 оборотах винта достигли рекордной для броненосца скоро­сти 17,2 узла. Подобные результаты во время испытаний до­стигли и остальные корабли серии. Оказалось, что тщательней­шим образом изготовленные механизмы могли иметь мини­мальный ход 3 узла при 18 оборотах в минуту.

В 1894 г. Германия могла выставить на Балтике од­нородную эскадру из восьми кораблей. Эта эскадра имела на вооружении двадцать четыре 260- и двадцать четыре 280-мм орудий. Ее скорость составляла около 14 узлов.

В противовес ей Россия могла выставить эскадру из 5 броненосцев. Это были "Петр Великий", "Александр II", "Нико­лай I", "Гангут" и только что вступивший в строй "Наварин". На их вооружении находилось тринадцать 305-, двенадцать 229- и двадцать восемь 152-мм орудий. Таким образом, несмотря на меньшее число кораблей, русская эскадра ни по скорости, ни по мощи залпа не уступала германской. Это весьма приближенное сравнение говорит о том, что в случае встречи эскадр в бою ус­пех полностью зависел от уровня боевой подготовки и искусства командующих в управлении своими кораблями. Однако если учесть то, что русской эскадре в первую очередь предстояла за­дача защиты, а германской наступления вдали от своих баз, то бой без убедительной победы немцев мог оказаться для них тактическим поражением.

Противопоставляя "Верт" "Александру II", стоит отметить, что он имел большее водоизмещение (10 300 т против 9244 т), размерения, скорость, более сильное бронирование и вес бортового залпа (1670 кг против 1080 кг). Однако на нос вес залпа "Александр II" был подавляющим (997 кг против 566 кг).

Сравнивать между собой оба корабля можно только услов­но, как броненосцы предназначенные к действию в закрытых морях. К строительству германских кораблей типа "Верт" приступили в 1890 г., когда "Александр Н" уже проходил испы­тания. К тому времени в России уже твердо пришли к мнению , что броненосцы должны строиться близкими по типу к англий­ским броненосцам "Нил" и 'Трафальгар", то есть иметь водоиз­мещение около 10 000 т, вооружение в четыре 305-мм и не ме­нее шести—восьми 152-мм орудий. Поэтому "Верт" следует считать "ровесником" "Наварина".

До начала первой мировой войны в составе германского флота оставались только "Верт" и "Бранденбург". Их пере­вооружили. Места 280-мм заняли новые 238-мм орудия.

 

Количество выстрелов, произведенных броненосцем "Император Александр II" в период с 1890 по 1903 г.

 

Год

Калибр, мм

 

305

229

152

 

Род заряда

 

боев.

практ.

боев.

практ.

боев.

практ.

1890

8

3

7

2

16

4

1891

8

26

16

56

24

88

1892

4

22

8

50

12

105

1893

7

19

12

37

22

92

1894

2

17

4

36

6

76

1895

8

21

12

51

15

84

1896

10

6

18

12

16

24

1897

2

4

4

14

8

39

1898

2

21

5

33

6

94

1899

1

10

4

14

8

38

1900

5

9

9

24

12

61

1901

10

28

7

43

20

111

1902

Нет

19

22

313

177

1085

1903

Нет

126

120

248

305

1643