Проект переоборудования в крейсер проти­вовоздушной обороны

 

В конце первой мировой войны в борьбу за господство на море включился и самолет. Вскоре стало ясно, что появился новый вид оружия. Это подтвердили и локальные войны. Итальянские моряки были свидетелями японо-китайской вой­ны и принимали участие в испанской гражданс­кой войне. Возросшее значение самолета было им также ясно. Эту проблему можно было ре­шить несколькими путями. Одним из них стало переоборудование устаревших крейсеров в ко­рабли ПВО. Первыми по этому пути пошли анг­личане. Они выбрали для переоборудования ус­таревшие легкие крейсера типа "С". С них было снято все вооружение, установлены 102-мм ору­дия, 40-мм и 20-мм зенитные автоматы и смон­тирована новая система управления огнем.

Итальянские специалисты внимательно изучили их опыт, и поняли перспективность этого шага. Но в Италии не было хорошего зе­нитного орудия — известная оружейная фирма "Ансальдо" в середине 30-х гг. только начала проектные работы. Плодом их усилий стало 90-мм орудие с длиной ствола 48 и 50 калибров. Его было ре­шено использовать на двух проходящих модернизацию линкорах типа "Андреа Дориа" и на строящихся линко­рах типа "Литторио". Это орудие идеально подходило и к крейсерам ПВО. Вопрос кого перестраивать в крейсе­ра ПВО — перед итальянцами не стоял. "Кондотьери типа А" устарели и потеряли свое главное достоинство — ско­рость. Первый проект был разработан военно-морским комитетом по проектирова­нию в феврале 1938 г.

Кораблестроительные элементы крейсеров измени­лись незначительно. Предпола­галось, что с них будет демон­тировано все вооружение. Вместо него планировалось ус­тановить 16 одиночных 90-мм орудий с длиной ствола 48 ка­либров. Из них 6 должны были стоять в носовой части, 4 в средней, а 6 на корме. Малока­либерную зенитную артилле­рию планировали иметь из 10 спаренных 20-мм автоматов. Предполагалось, что они будут размещены на надстройке вокруг второй трубы. Система управ­ления огнем тоже менялась. Усиливалась и защи­та кораблей. Вторая палуба должна была защи­щаться 20-мм броней. В корпусе должны были установить 24 и 28-мм профильные переборки. Элеваторы 90-мм башен защищались 30-мм бро­ней. Перегрузки не было, так как демонтируемые башни главного калибра весили столько же, сколько новое вооружение и бронирование.

В то же время специалисты фирмы ОТО (Одеро Терни Орландо) получили заказ от во­енно-морского министерства на разработку проекта крейсера противовоздушной обороны. Работы были завершены в марте 1938 г. В про­екте был заложен гораздо больший объем по перестройке крейсеров. Кроме вооружения, де­монтировалась и носовая надстройка. На ее ме­сто планировалось установить более широкую, уменьшенную по высоте надстройку. Защита не изменилась. Число и расположение 90-мм орудий было такое же, как на предшествующем проекте. Сис­тема управления огнем состояла из 4-х командно-дальномерных по­стов и центрального артиллерийс­кого поста.

Малокалиберная зенитная ар­тиллерия равнялась 20 20-мм ору­диям (2 группы по 5 спаренных ав­томатов в каждой). Каждая группа устанавливалась на стабилизиро­ванных платформах. Одна по лево­му борту, вторая по правому борту. Они находились перед второй ды­мовой трубой.

Еще один проект выполнили в июне 1938 г. Военно-морским про­ектным комитетом. В отличие от предшествующих, он был вооружен 4 135-мм орудиями в двух двухорудийных башнях, на корме находи­лось 4 90-мм орудия. 135-мм орудия с длиной ствола 45 калибров состо­яли на вооружении легких крейсе­ров типа "Капитани Романи", как главный калибр, и на модернизиро­ванных линкорах типа "Андреа Дориа". Историки считают, что это орудие было лучшим произведен­ным в Италии. Планировалось смонтировать две системы управле­ния огнем: для 90-мм и для 135-мм орудий. Последние состояли из ко­мандно-дальномерных постов с 6-метровыми дальномерами, а данные от них поступали в центральный ар­тиллерийский пост. Схема управле­ния огнем 90-мм орудий была такая же, как на предшествующих проектах, сокращалось до трех лишь число КДП.

К сожалению для итальянских моряков, "Кондотьери" типа А так и остались в своем пер­воначальном виде. Воплотись эти планы, то северо-африканские конвои получили бы хоть какую-то защиту кораблей от ударов с воздуха. Самым удачным был третий проект, который мог проти­востоять не только авиации, но и защитить себя и конвой при нападении вражеских эсминцев.

Характеристики 135 и 90-мм орудий.

а) 135-мм орудие с длиной ствола в 45 ка­либров. Разработка завода "Ансальдо": вес установки неизвестен; начальная скорость снаряда — 825 м/сек.; угол возвышения — +45°; угол сниже­ния - 5°; максимальная дальность стрельбы (по морской цели) — 19 600 м, (по воздушной цели -5000 м) скорострельность 6 выстрелов в минуту.

б) 90-мм орудие с длиной ствола в 50 калиб­ров (данные для орудия 48 калибров приведены в скобках): вес ствола — 1,77 т; вес установки -19,7 т; угол возвышения -- +75°; угол снижения — -3°; начальная скорость при фугасном снаряде - 865 м/сек.; дальность стрельбы по морской цели — 10550 м, по воздушной цели — 5000 м; вес фугасного снаряда 10,13 кг; скорострельность 12 выстрелов в минуту (15 выстрелов в минуту).