Тактико-технические данные

 

Водоизмещение: стандартное 5408 т ("Луид­жи Кадорна"), 5492 т ("Армандо Диац"), полное "Луиджи Кадорна" 7112т (без мин), 7182 т (с ми­нами на борту). "Армандо Диац" 7194 т (без мин), 7288 т (с минами на борту).

Размерения: длина 169,33 м (наибольшая), 160 м (межу перпендикулярами), ширина 15,58 м ("Луиджи Кадорна"), 15,5.96 м ("Армандо Диац"), осадка 5,5м.

Крейсера типа "Луиджи Кадорна" облада­ли очень красивым и стремительным силуэтом. Форштевень их был слегка изогнут, ниже ватер­линии находился небольшой бульб. Крейсера имели развитый полубак, доходивший до над­стройки. На палубе бака находились две башни главного калибра. При этом башня № 2 была ли­нейно-возвышенной.

Далее в корму располагалась надстройка с командно-дальномерным постом № 2, затем шла треногая мачта с компасной площадкой, на кото­рой помимо компаса, находилась и антенна ра­диопеленгатора. На топе мачты находился командно-дальномерный пост № 1 (высота от уровня моря 25 метров). По бортам у мачты рас­полагались командно-дальномерные посты уни­версального калибра. За ними стояла первая дымовая труба, в нее входили дымоходы из двух ко­тельных отделений. Первая труба была доволь­но-таки большой и имела характерный выступ в сторону фок-мачты.

На площадке за трубой находилась спарен­ная 100-мм установка универсального калибра, а по бортам на палубе два торпедных аппарата. За аппаратами на верхней палубе по бортам стояли две 100-мм установки, шлюпочная площадка и за­тем треногая грот-мачта, с краном для подъема шлюпок и гидросамолетов. Около нее по бортам стояли еще две установки универсального калиб­ра, за ними шла вторая дымовая труба меньших размеров, далее в корму стояла катапульта, и за ней, две линейно-возвышенных башни главного калибра (№ 3 и 4).

Корпуса были разделены на 17 водо­непроницаемых отсеков:

1 отсек. Кладовые.

2 отсек. Душевые экипажа и склад бензина.

3 отсек. Кубрики, шпилевое отделение, кладовые.

4 отсек. Кубрики, отделение вспомога­тельных механизмов.

5 отсек. Кубрики, подбашенное отде­ление башни № 1 главного калибра и погре­ба боезапаса.

6 отсек. Кубрики, подбашенное отде­ление башни № 2 главного калибра и погре­ба боезапаса, центральный пост и пост энергетики и живучести.

7 отсек. Гальюны экипажа, канцеля­рия, первое котельное отделение.

8 отсек. Гальюны экипажа, прачечные, каюты старшин, второе котельное отделение.

9 отсек. Каюты старшин, пост управ­ления главной энергетической установкой, погреб боезапаса универсального калибра.

10 отсек. Каюты старшин, вспомога­тельное котельное отделение и первое (носо­вое) машинное отделение.

11 отсек. Кубрики, старшинская кают-компания и третье котельное отделение.

12 отсек. Старшинские каюты и вто­рое (кормовое) машинное отделение.

13 отсек. Каюты офицеров, подбашен­ное отделение башни № 3 главного калибра и погреб боезапаса.

14 отсек. Офицерские каюты, подба­шенное отделение башни № 4 главного ка­либра и погреб боезапаса.

15 отсек. Офицерские каюты, салон коман­дира и отделения вспомогательных механизмов.

16 отсек. Кают-компания офицеров и румпельное отделение.

17 отсек. Кладовые.

В надстройке находились: ходовая, штур­манская и боевая рубки, походная каюта коман­дира, радиорубка, шифровальная рубка, команд­ная библиотека, три камбуза (офицерский, старшинский и для нижних чинов).

Главная энергетическая установка крейсе­ров состояла из 2-х турбин системы "Парсонса" и 6 котлов "Ярроу". Механизмы для "Луиджи Кадорна" были изготовлены "Fabbrica Macchine Trieste S-Andrea, de Cantieri Riunti dell Adriatico", для "Армандо Диац" "Cantieri di Sestri della Odera Terni Orlando". Мощность механизмов, по разным данным, колебалась от 95000 до 96000 л.с.

Данные о проектной скорости хода также различ­ные: от 35 до 37 уз. На испытаниях крейсера развили бо­лее высокую скорость: "Кадорна" при водоизмещении 5815 т 38,1 уз (мощность механизмов 112930 л .с.), "Диац" при водоизмещение 5943 т, 39,7 уз (мощность механиз-мов!21407 л.с.). Запас топлива составил 1180 т ("Кадор­на"), 1152 т ("Диац"). Дальность плавания при скорости 16 уз равнялась 3088 миль, 18 уз — 2970 миль, 30 уз -1500 миль, 32 узла —1248 миль, 34 уз —986 миль.

Управление главной энергетической установкой осуществлялось с центрального поста— там был пост вахтенного инженер-механика и командира электромеха­нической боевой части. В этом помещении на особой доске находились приборы, которые показывали давле­ние пара в котлах и турбинах, расход нефти и пара, 6 соленомеров, 2 кренометра системы Малинари, 6 указа­телей (счетчиков) оборотов турбин и винтов, 2 машин­ных телеграфа.

Пост был связан с основными пунктами управления кораблем, а также со всеми машинными и котельными от­делениями с помощью телефона и переговорных труб. Имелась и пневмопочта, соединяющая пост энергетики с основными постами управления кораблем, а также с шиф­ровальной и радиорубкой. Пост живучести находился в другом месте.

Крейсера имели два трехлопастных винта, диамет­ром 4,36 м., изготовленных из бронзы, один полубалансирный руль площадью 25,3 м2. Управляли рулем гидрав­лический, электрический и ручной приводы.

Защита крейсеров так же, как и у предшественников была очень слабой. Вес бронирования составлял всего 8% от водоизмещения. Основу составил пояс из хромо-никеле­вой стали. Он шел от 28 до 173 шпангоута в носовой час­ти. Толщина пояса варьировалась от 18 до 24 мм (в районе погребов боезапаса, машинных и котельных отделений).

Конструкторы, понимая слабость бронирования, разместили на расстоянии 1,8-3,5 м от борта продоль­ную противоосколочную переборку. Сверху на поясе разместили 20-мм палубу, на 28 и 173 шпангоутах нахо­дились бронированные 20-мм траверзы. Боевая рубка имела 25-мм броню борта и 20-мм броню крыши и палу­бы. Коммуникационная труба и боевые рубки в цент­ральном посту защищали 30-мм листы, башни главного калибра имели лобовую броню — 20 мм, бортовую, кры­ши и барбетов — 22 мм.

Итальянские судостроители считали, что это брони­рование сможет выдержать попадание снарядов лидеров и эсминцев вероятного противника, вооруженных 120-138-мм артиллерией. А от более сильного противника крейсе­ра смогут уйти.

Главный калибр крейсеров типа "Луиджи Кадорна" состоял из 8 152-мм орудий с длиной ствола в 53 калибра, образца 1929 г. Орудие было спроектировано фирмой ОТО и было слегка из­мененной версией орудий системы Ансальдо. Его баллистические характеристики были такими же, как у предшественников. Конструкторам фирмы ОТО удалось изменить цикл заряжания и увели­чить скорострельность. Цикл заряжания орудий Ансальдо занимал 14 секунд, а у орудий фирмы ОТО 9 секунд. Их скорострельность составляла 7 выстрелов в минуту. Практическая скорострель­ность равнялась 4-5 выстрелам в минуту.

Боекомплект главного калибра в мирное время составил 210 фугасных и бронебойных сна­рядов на орудие. Во время войны боекомплект увеличивался.

В центральном артиллерийском посту (ЦАП) находился центральный автомат стрельбы системы "Сан Джорджио" на "Диац" и "Галилео" на "Кадорна". В автомат управления стрельбой данные поступали от двух командно-дальномерных постов (КДП). На крыльях мостика имелись специальные посты для управления огнем ночью.

В итальянском флоте были отработаны сле­дующие схемы управления огнем:

1) Централизованное управление огнем из КДП № 1 (данные вырабатываются в ЦАП).

2) Централизованное управление огнем КДП № 2 (данные вырабатываются в ЦАП).

3) Управление огнем из башни № 2 (данные вырабатываются в ЦАП).

4) Управление огнем из башни № 2 (данные вырабатываются в самой башне).

5) Управление огнем из башни № 3 (данные вырабатываются в ЦАП).

6) Управление огнем из башни № 3 (данные вырабатываются в самой башне).

7) Управление огнем с ночных визиров (данные вырабатываются в ЦАП).

Универсальная артиллерия состояла, из 6 100-мм орудий, той же модели, что и на "Кондотьери типа А". Боекомплект равнялся 560 осколочных снарядов, 560 зенитных и 240 осветительных. Во время войны боезапас увеличили до 2000 снаря­дов. Система управления огнем состояла из двух КДП по бортам у надстройки. Данные вырабаты­вались в отдельном центральном посту, находив­шемся в надстройке.

Крейсера типа "Луиджи Кадорна" плани­ровали вооружить 4 спаренными 37-мм автома­тами фирмы "Бреда" и 4 спаренными 13,2-мм пулеметами. Когда корабли находились в постройке, выяснилось, что производство 37-мм автоматов наладить не удастся. Временно были установлены 2 одноствольных 40-мм автомата системы "Виккерса-Терни" образца 1915г., модернизированных в 1930 г. Это был знаменитый "Пом-Пом".

Усиление мелкокалиберной зенитной артил­лерии провели в 1938 г., после изучения уроков испанской гражданской войны. С крейсеров были демонтированы 40-мм автоматы. Их заменили 8 20-мм автоматов с длиной ствола 65 калибров производства завода "Бреда" в 4-х спаренных ус­тановках. Боекомплект 40-мм автомата — 3000 патронов (бронебойных и трассирующих). Бое­комплект 20-мм автоматов 2400-3000 снарядов.

В 1943 г. с "Луиджи Кадорна" сняли 13,2-мм пулеметы. Их заменили 2 спаренных 20-мм ав­томата "Бреда" и 4 одноствольных 20-мм автома­та с длиной ствола 70 калибров производства завода Скотти Изотта Фрачини, образца 1939 г.

Крейсера "Кондотьери В" вооружили дву­мя 533-мм спаренными торпедными аппаратами, образца 1928 г. Они находились по бортам на верхней палубе за первой дымовой трубой. Угол обстрела составил от 30° до 110° по борту. Боекомплект равнялся 8 торпедам (4 в аппаратах и 4 в контейнерах, рядом с аппарата­ми). В отличие от "Кондотьери А" для аппаратов "Кондотьери В" использовались торпеды двух типов "Si" (Silurificio italiano Napoli) и "W" ("Whithead Fiume") с аналогич­ными характеристиками.

Крейсера типа "Луиджи Кадорна" имели и противоло­дочное вооружение — 32 глу­бинных бомбы модели 1934 т. весом 128 кг и массой взрывча­того вещества 100 кг. Скорость погружения бомбы равнялась 2,5 м/сек. Глубина взрыва могла быть установлена на 20, 40. 70, 100 м. Бомбы могли сбрасы­ваться с двух бомбосбрасывате­лей типа 432/302 образца 1934/ 1937 г. Из них глубинные бом­бы выстреливались сжатым воз­духом. Бомбометы размещались на юте по бортам. Во время войны количество глубинных бомб увеличилось до 72. Это были глубинные бомбы образца 1936/ 50Т. Вес этой глубинной бомбы равнялся 64 кг, вес взрывчатого вещества 50 кг, радиус пораже­ния 7 м, скорость погружения 2,5 м/сек, установ­ка поясов взрыва определялась 20, 40, 70, 100 м.

"Кондотьери В", как и все легкие крейсера итальянского флота, были оборудованы рельса­ми для постановки мин. В зависимости от типа на борт могли принимать от 84 до 138 мин.

Противоминное вооружение состояло из трех параванов, которые обеспечивали безопас­ную 100-м полосу, глубиной 9 м. В походном по­ложении они находились на надстройке у башни № 2 (линейно-возвышенной) по бортам и один на носовой стенке.

Слабость радиоэлектронного вооружения была вызвана "немощью" электронной промыш­ленности Италии. Итальянские ученые открыли принципы работы радио и гидролокаторов, но запустить эти приборы в производство им не уда­лось. Поэтому этих важнейших приборов на вооружении крейсеров типа "Кадорна" не было. Кроме радиостанции на крейсерах была установ­лена пассивная гидроакустическая станция и сис­тема звукоподводной связи "Спада".

"Кондотьери В" были оборудованы ката­пультой типа "Cagnotto", она была неподвижной и развернута на левый борт на 30°. Гидросамо­леты не имели ангара и хранились прямо на ката­пульте, на особой тележке. В первые годы службы на крейсере базировались самолеты CRDA. Cant Z-25 AR. Но в 1938 году их заменили на IMAM/ RO-43. Авиагруппа состояла из 1-2 самолетов. Бортовые номера самолетов "Кадорна" 421 и 422, "Диац" 441 и 442. В 1943 г. авиационное воо­ружение с "Кадорна" было демонтировано.

В штурманское вооружение входили магнит­ные компасы, гирокомпас немецкой фирмы "Ан-ш1ютц", радиолокаторы, секстанты и хронометры.

До войны крейсера были выкрашены в светло-серый цвет. "Диац" до своей гибели так и не был закамуфлирован. "Кадорна" закамуф­лировали в марте 1942 г. Камуфляжная окраска состояла из пятен неправильной формы светло­го и темно-серого цвета. На баке для опознания собственной авиации нанесли красные и белые полосы. В 1944 г. крейсер был перекрашен: кор­пус стал темно-серый, надстройки светло-серые. Во время пребывания в Таранто он был выкра­шен в светло-серый цвет.

Экипаж колебался от 507 до 544 человека.