Приложения

 

Приложение № 1 : Иностранные аналоги легких крейсеров типа "Кондотьери" А и Б

(Элементы кораблей приведены на момент вступления в строй, кроме "Червона Украина" ТТД ко­торой даны на июнь 1941 г.)

 

Тип "Duguay Trouin" (Франция)

При разработке первой послевоенной програм­мы французского флота в июне 1919 г. вчерашний со­юзник Италия, была признана наиболее вероятным противником. В первую очередь программы было включено строительство шести легких крейсеров. Средства на их строительство были выделены после прекращения строительства линкоров типа "Норман­дия". В конце 1919 г. был разработан эскизный проект. Его основные элементы были следующими. Водоизме­щение 5290 т, скорость хода 30 уз. Вооружение 8 139-мм орудий (4 двухорудийные башни). Проект был при­знан морально устаревшим, так как в его основу были положены еще довоенные разработки. Поэтому приня­ли решение увеличить калибр орудий до 155 мм. Раз­работали несколько вариантов проекта, один из кото­рых было решено воплотить в металле. Число крейсеров в серии сократилось до трех. Их тактико-технические элементы были следующими:

Водоизмещение 7365 т (стандартное), 9449 т (в полном грузу).

Размеренна. Длина 181,28 м (наибольшая), 175,3 м (между перпендикулярами), ширина 17,5 м, осадка 5,26 м.

Механизмы. 4 турбины "Парсонса", 8 котлов "Guyot". Мощность механизмов 102000 л.с. (по другим данным, 1 00000 л.с.), скорость хода 33 уз.(на испыта­нии 6-часовой пробег в полном грузу). "Duguay Trouin", мощность 116235 л.с., скорость хода 33,6 уз, "Lamotte-Picaet", мощность 115100 л.с., скорость хода 33,04 уз., "Primaguet" мощность 1 16849 л.с., скорость хода 33,06 уз. Дальность плавания 4500 миль, со скоростью 15 уз, 3000 миль со скоростью 20 уз, 900 миль со скоростью 33 уз. Запас топлива 1500 т нефти.

Бронирование. Палуба 20 мм "ящичное брониро­вание", погреба боезапаса и румпельное отделение 20 мм, башни главного калибра 30 мм.

Вооружение. 8 155-мм (4 двухорудийные баш­ни). Угол возвышения орудий 40°, дальность стрельбы 26100 м., вес снаряда 56,5 кг., 4 76-мм (одноствольных) артиллерийских установки, 4 пулемета, 12 551-мм торпедных аппаратов с боезапасом из 24 торпед (12 в аппаратах, 12 в контейнерах), 2 гидросамолета.

Экипаж 578 человек.

"Duguay Trouin". Построен военно-морской верфью в Бресте. Заложен 4 августа 1922 г, спущен на воду 14 августа 1 923 г, построен 2 ноября 1926 г. (по другим данным, 10 сентября 1926 г.). В 1940-1943 гг. интернирован англичанами в Александрии. В 1943-1945 гг. воевал на стороне союзников. Продан на слом 29 марта 1952 г.

"Lamotte-Picquet". Построен военно-морской верфью в Лориенте. Заложен 17 января 1923 г, спу­щен на воду 21 марта 1924 г, построен 5 марта 1927 г. (по другим данным, 1 октября 1926 г.). Во время вто­рой мировой войны находился на Дальнем Востоке. Подчинялся правительству Виши. 17 января 1941 г. крейсер с двумя авизо атаковал сиамский (таиландс­кий) флот и нанес ему поражение. В 1942 г. выведен в резерв в порту Сайгон. 12 января 1945 г. потоплен американской палубной авиацией.

"Primauguet". Построен военно-морской вер­фью в Бресте. Заложен 16 августа (по другим данным 10 августа) 1923 г, спущен на воду 21 мая 1924 г, по­строен 1 апреля 1927 г. (по другим данным 1 сентября 1926 г.). После заключения перемирия с Германией, в составе флота Виши. 8 ноября тяжело поврежден в бою с американскими крейсерами "Аугуста" и "Бруклин", 45 убитых, более 200 раненых. Корабль был признан небоеспособным и не подлежащим восстановле­нию. Разобран после войны.

 

Тип "Кенигсберг" (Германия)

В серии три корабля. Время строитель­ства серии 1926-1930 гг.

Водоизмещение 6750 т (стандартное), 8360 т (в полном грузу).

Размерения. Длина 174 м (наибольшая), 169 м (по ватерлинии). Ширина 15,2 м. Осадка 5,56 м.

Механизмы. 4 военно-морских турбины с зубчатой передачей. 6 военно-морских не­фтяных двухсторонних котлов. 2 дизеля MAN (10-цилиндровых 4-х тактных). Мощность 68485 л.с., скорость 31,5 уз (на турбинах); 1 800 л.с., скорость 1 0 уз (на дизелях). Запас топлива1184т (нефть) 261 т (дизельное топ­ливо). Дальность плавания 7300 миль со ско­ростью 17 уз.

Бронирование. Пояс 50 мм. Палуба 20-40 мм. Бронированные переборки 70 мм. Баш­ни главного калибра 20-30 мм. Боевая рубка 30-100 мм.

Вооружение. 9 150-мм (3 трехорудийных башни). 2 88-мм (позднее 4) орудия. В 1933-1934 гг.) 8 37-мм автоматов (4 двухствольных), 8 20-мм (одноствольных) автоматов 12 500-мм торпедных аппаратов. После 1934 г. 7 533-мм торпедных аппаратов (4 трехтрубных), 120 мин, 2 гидросамолета.

Экипаж 514 человек.

 

Тип "Линдер" (Великобритания)

В серии 5 кораблей. Время строитель­ства серии 1930-1935 гг.

Водоизмещение 7386 т (стандартное), 9428 т (в полном грузу).

Размерения. Длина 169,01 м (наиболь­шая), 159,1 м (между перпендикулярами). Ши­рина 16,81 м. Осадка 4,88 м.

Механизмы. 4 турбины Парсонса, 4 Адми­ралтейских котла (трехтопочного типа). Мощ­ность механизмом 72 000 л.с., скорость хода 32,5 уз. Запас топлива 1800 т (нефти). Даль­ность плавания 5730 миль со скоростью 13 уз.

Бронирование. Пояс 76 мм (район ма­шинных отделений),.89 мм (погреба боезапа­са). Палуба 25 мм (над погребами боезапаса). Башни главного калибра 25 мм.

Вооружение. 8 152-мм, 4 102-мм ору­дий, 12 12,7 пулеметов, 8 533-мм торпедных аппаратов. 1 гидросамолет.

Экипаж 570 человек.

 

Тип "Сендай" (Япония)

В серии 3 корабля. Время строительства серии 1922-1925 гг.

Водоизмещение 5113 т (стандартное), 7214 т (в полном грузу).

Размерения. Длина 169,07 м (наибольшая), 158,5 м (по КВЛ), 152,4 и (между перпен­дикулярами). Ширина 14,25 м. Осадка 4,91 м.

Механизмы. 4 турбины "Тихон" или "Бра­ун Кертис", 12 котлов "Кампон" (11 нефтяных и 1 угольный). Мощность механизмом 70 000 л.с., скорость хода 33 уз. Запас топлива 300 т (угля) 1010 т (нефти). Дальность плавания 7800 миль со скоростью 10 уз.

Бронирование. Пояс 64 мм. Палуба 51 мм. Боевая рубка 51 мм..

Вооружение. 7 140-мм, 2 80-мм ору­дий, 2 13,2 пулемета, 8 533-мм.торпедных ап­паратов, 80 мин, 1 гидросамолет.

Экипаж 450 человек.

 

Тип "Ява" (Нидерланды)

В серии 2 корабля. Время строительства серии 1916-1925 гг.

Водоизмещение 6777 т (стандартное), 8339 т (в полном грузу).

Размеренна. Длина 155,3 м (наиболь­шая), 153 м (по КВЛ). Ширина 16 м. Осадка 5,49 м.

Механизмы. 3 турбины Круппа (Германия) на "Суматра" и "Зулу", 8 котлов Шульц-Торникрофт). Мощность механизмов 72 000 л.с. Ско­рость хода 31 уз. Запас топлива 1 070 т (нефти). Дальность плавания 3600 миль со скоростью 15 уз, 4800 миль со скоростью 18 уз.

Бронирование. Пояс 75 мм (машинные от­деления, погреба боезапаса), 50 мм (корма). Палуба 25-50 мм. Щиты орудий главного калиб­ра 100 мм. Боевая рубка 125 мм.

Вооружение. 8 150-мм, 6 40-мм орудий. 4 12,7 пулемета, 12 мин, 2 гидросамолета.

Экипаж 504 человек.

 

Тип "Принсипе Альфонсо" (Испания)

В серии 3 корабля. Время строительства серии 1917-1930 гг.

Водоизмещение 7595 т (стандартное), 9385 т (в полном грузу).

Размерения. Длина 176,63 м (наибольшая), 166,12 м (между перпендикулярами). Ширина 16,46 м. Осадка 6,25 м.

Механизмы. 4 турбины "Парсонса", 8 котлов "Ярроу". Мощность 80 000 л.с. Скорость хода 33 уз. Запас топлива 1680 т (нефти). Дальность плавания 5000 миль со скоростью 15 уз.

Бронирование. Пояс 76 мм. (машинное отделе­ние, 51 мм (нос), 38 мм (корма). Палуба 25-51 мм. Бо­евая рубка 152 мм..

Вооружение. 8 152-мм, 4 102-мм, 2 47-мм орудий, 12 533-мм торпедных аппарата.

Экипаж 564 человека.

 

Тип "Омаха" (CL-4). (США)

В серии 10 кораблей. Время строительства се­рии 1918-1925 гг.

Водоизмещение 7163 т (проектное), 9296 т (в полном грузу).

Размерения. Длина 169,32 м (наибольшая), 167,64 м (по КВЛ). Ширина 16,86 м. Осадка 6,1 м.

Механизмы. 4 турбины системы "Парсонса", или "Кертисса", или "Вестингауза". 12 котлов системы "Яр­роу" или "Уайт Форстер". Мощность механизмов 90000 л.с. Скорость хода 34 уз. Запас топлива 1852 т (не­фти). Дальность плавания 8460 миль со скоростью 10 уз.

Бронирование. Пояс 76 мм, Верхняя палуба 38 мм.

Вооружение. 12 152-мм, 4 76-мм орудий, 10 533-мм торпедных аппарата, 224 мины, 2 катапульты.

Экипаж 458 человек, 560 в военное время.

 

"Червона Украина" (бывший "Адмирал Нахимов")

В серии планировалось 4 корабля. Достроено 2, но только один по проекту, близкому к первоначально­му. Время строительства серии 1913-1927 гг.

Водоизмещение 8400 т (нормальное).

Размерения. Длина 163,2 м. Ширина 15,7 м. Осадка 6,2 м.

Механизмы. 4 турбины "Парсонса", 4 котла "Ярроу". Мощность механизмов 50 000 л.с. Скорость хода 29,5 уз. Запас топлива 540 т (угля), 690 т (нефти). Дальность плавания 3700 миль со скоростью 14 уз.

Бронирование. Пояс главный 75 мм (от 0 до 125 шпангоута). Верхняя пояс 25 мм. Палубы (верхняя и нижняя) 25 мм. Боевая рубка 75 мм.

Вооружение. 15 130-мм, 6 100-мм, 4 45-мм орудий, 7 12,7-мм пулеметов, 6 533-мм торпедных аппарата, 2 бомбомета, 30 глубинных бомб, 100 мин, 2 паравана, 2 гидросамолета.

Экипаж 852 человека.

 

Приложение № 2 : Подрисуночные подписи к чертежу продольного разреза

 

1 . Помещение для кормового якоря. 2. Кладовая. 3. Вход в кладовую. 4. Ванная и гальюн офицеров. 5. Кладовая офицерских чемоданов. 6. Румпельное отделение. 7. Офи­церские каюты. 8. Погреб и кладовые. 9. Ахтерпик. 10. Руле­вой привод. 11. Кормовой шпиль. 12. Помещение рулевой машины. 13. Балластные цистерны. 14. Топливные цистерны (после апреля 1936 г. цистерна котельной воды). 15. Кормо­вое насосное отделение. 16, 24. Подбашенное отделение. 17. Кормовой погреб боезапаса. 18. Каюта финансиста. 19. Элеваторы подачи боезапаса. 20. Лебедка подачи. 21. Реф­рижераторная камера. 22. Топливо. 23. Помещение караула. 25. Основа 5-м дальномера. 26. Кормовой пост управления кораблем. 27. Канцелярия артиллерийской боевой части (после 1933 радиорубка). 28. Канцелярия адмирала (после 1933 г. канцелярия командира дивизиона). 29. Кладовая. 30. Каюта для совещаний. 31 . Кубрик. 32. Вход в главную ра­диорубку. 33. Электростанция. 34. Кормовое машинное от­деление. 35. Основание турбин, конденсатора и зубчатой передачи. 36. Масляные цистерны. 37. Ремонтная палуба. 38. Световые решетки. 39. Световой люк машинного отделе­ния. 40. Бронированная крышка светового люка машинного отделения. 41. Кран. 42. Шлюпочная палуба. 43. Каюта ко­мандира. 44. Офицерский камбуз. 45. Кладовая электроме­ханической части. 46. Дымоход котла № 6. 47. Дымоход кот­ла № 5. 48. Труба воздухозаборника кормового котельного отделения (котлы № 5 и 6). 49. Вентилятор кормового ко­тельного отделения. 50. Крышка и люк в машинное отделе­ние. 51. Кормовое котельное отделение. 52. Мастерская. 53. Вспомогательное котельное отделение. 54. Проход в кора­бельную электростанцию. 55. Барбеты 100-мм орудий. 56. Платформа 100-мм орудий. 57. Бронированные крышки све­товых люков машинного отделения. 58. Носовое машинное отделение. 59. Тренажер для заряжания. 60. Кладовая элек­тромеханической боевой части. 61. Арсенал стрелкового оружия. 62. Проход в средний погреб боезапаса. 63. Средний погреб боезапаса 100-мм орудий. 64. Барбет 100-мм орудия. 65. Дымоход котла № 4. 66. Дымоход котла № 3. 67. Возду­ховод в среднее котельное отделение. 68. Центральное ко­тельное отделение. 69. Дымоход котла № 2. 70. Дымоход котла № 1. 71. Воздуховод в носовое котельное отделение. 72. Носовое котельное отделение. 73. КДП № 1. 74. 3-м дальномер. 75. Штурманская рубка. 76. Рулевая рубка. 77. Каюта командира. 78. Гальюн и умывальники. 79. КДП № 2. 80. Шифровальная рубка. 81. Офицерская библиотека (с ап­реля 1939 г. радиорубка для связи с самолетами). 82. Кан­целярия артиллерийской боевой части. 83. Боевая рубка. 84. Ангар на два самолета. 85. Двери ангара. 86. Шкиперс­кая (парусная) кладовая. 87. Кладовая одежды и белья. 88. Аккумуляторная. 89. Каюта почтальона. 90. Помещение ЦАП-2Т.С. 91. Гирокомпас. 92. Погреб для боевых зарядных отде­лений торпед. 93. Башня № 2. 94. Носовой погреб боезапа­са. 95. Центральный артиллерийский пост. 96. Проход в носовой погреб. 97. Башня № 1. 98. Кладовая для хранения масла. 99. Носовое насосное отделение. 100.Топливо для катеров. 101. Проход в насосное отделение. 102. Резервная цистерна котельной воды. 103. Шпиль. 104. Кладовая лакок­расочных материалов. 105. Кубрик. 106. Кладовая провизии (муки). 107. Эхолот "Spalazzi". 108. Винная кладовая. 109. Цепной ящик. 110. Проводка к цепному ящику. 111. Топли­вопровод авиационного топлива. 112. Гальюн экипажа. 113. Душевые экипажа. 1 14. Чемоданы старшин. 1 15. Цистерна авиационного топлива. 116. Форпик. 117. Проход в форпик.