Введение

 

Италия оказалась среди держав-победи­тельниц первой мировой войны и заняла на мирной конференции в Версале подобающее место. Италию пригласили на конференцию по "китайским делам" и ограничению военно-морских вооружений в Вашингтоне.

Правда, это благодушие было только внешнее. На мирной конференции большая часть итальянских территориальных притяза­ний была отвергнута, а на военно-морской конференции по разрешенному корабельному составу флот Италии занял последнее место среди ее участников. Поэтому в стране-победи­тельнице многие испытывали чувство нацио­нального унижения, которое усугубляли после­военные экономические трудности.

Движение солдат-ветеранов приводит к власти крайне правых националистов во главе с Б. Муссолини. Это произошло 28 октября 1922 года. Новый правитель Италии так оцени­вал место флота: "Ничто на свете не происходит без участия военного флота. Флот опре­деляет положение народа в мировой иерархии во время мира, а во время войны обеспечива­ет свободу дей­ствия на море и почти всегда реша­ет судьбу победы сухопутных сил" (Цит. по книге "Военно-морское соперничество и конфликты 1919-1939 гг." Мн; Харвест, 2003, стр. 284)).

Состояние итальянского флота было плачевным. Большая часть кораблей устарела. В особенности это касалось крейсе­ров, и это даже несмотря на появление в со­ставе флота трофейных крейсеров. Из-за ог­раничений Вашингтонского соглашения стро­ительство новых линкоров было невозможно. Что касается крейсеров, то их количество не ограничивалось, лимитировалось только во­доизмещение 10 000 тонн и калибр артилле­рии 8 дюймов (203 мм). Поэтому гонка воен­но-морских вооружений была крейсерско-миноносной.

Основным противником Италии стала Франция. В 1923 году была разработана про­грамма развития вооруженных сил Италии. Основные ее положения обсуждались на встречах военного министра и министра воен­но-морского флота. Несмотря на некоторые разногласия, им удалось догово­риться.

В 1923-1924 годах итальянский Королевский флот получил 770,4 мил­лиона лир, из них на новое судостро­ение 120 милли­онов. (В предыду­щем году 48 мил­лионов лир). В 1926-1927 годах на военно-морской флот выделили 1000 миллионов, из них 210,5 на но­вое судостроение. Но и это еще не все, отдельной строкой в бюджете проходили строи­тельство и модер­низация баз.

В то время флот заказал два тяжелых крейсера типа "Тренто", 4 легких крейсера типа "Кондотьери", 12 скаутов типа "Навигатори", 12 эсминцев, 19 подводных ло­док, 7 торпедных катеров, 7 минных заградителей, 7 вспомогательных судов. В 1927-1928 годах на флот выделили 1218,9 миллионов лир, из них 367 миллионов лир направили на новое судостроение.

В 1931-1932 годах 1400 миллионов, а на строительство новых кораблей 700 милли­онов. Планировалось построить 5 тяжелых крейсеров (1 типа "Больцано" и 4 типа "Зара"), 8 легких крейсеров, 12 эсминцев, 6 миноносцев, 33 подводные лодки, 8 торпедных катеров, 31 вспомогательное судно. В программу была также включена модерниза­ция 2-х линкоров типа "Джулио Чезаре". Вся эта мощь была обращена против Франции, но в перспективе не исключалась возможность столкновения с Великобританией.

Все итальянские тяжелые крейсера полу­чили название в честь городов, полученных Италией после первой мировой войны.